Эллайд Эйрвэйз
![]() | |
Основан | 2 января 1934 г. |
---|---|
Начало деятельности | 10 сентября 1934 г. |
Прекращенная деятельность | 12 апреля 1947 г. |
Операционные базы | Абердин |
Ключевые люди | Эрик Гандар Дауэр |
Allied Airways — британская авиакомпания, базирующаяся в Абердине , Шотландия . Основанная в 1934 году как Aberdeen Airways, в 1947 году она была передана British European Airways . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Аэродром Дайс
[ редактировать ]В 1929 году Эрик Гандар Дауэр купил Blackburn Bluebird IV двухместный биплан , на котором он путешествовал по стране и участвовал в воздушных гонках. В 1931 году он приземлился на поле площадью 15 акров (6,1 га) недалеко от деревни Дайс , примерно в 5,5 милях (8,9 км) от Абердина и рядом с железнодорожной станцией Дайс . Национальная летная служба уже предлагала местному совету это место в качестве муниципального аэропорта в 1930 году, но они отказались. [ 2 ] У Гандара Дауэра возникла идея открыть там летную школу, и в 1933 году он начал работы по выравниванию земли, установке электроснабжения и строительству ангара. Он основал четыре компании: Aberdeen Flying School, которая также будет управлять аэродромом, Aberdeen Flying Club, Aberdeen Aerodrome Fuel Supplies для наземной поддержки и авиакомпанию Aberdeen Airways . [ 3 ] Он очень спешил приступить к работе, поскольку компания Highland Airways была основана в Инвернессе в 1933 году, а ее основатель Тед Фрессон рассматривал возможность открытия компании также в Абердине. [ 4 ]
Официальное открытие аэродрома Дайс состоялось 28 июля 1934 года, хотя авиашкола уже работала. Среди празднований были соревнования, и Тед Фрессон выиграл серебряный кубок и 30 фунтов стерлингов. [ 4 ] Аэродром теперь является аэропортом Абердина .
Абердин Эйрвэйз
[ редактировать ]Гандар Дауэр основал Aberdeen Airways 2 января 1934 года и купил De Havilland DH.84 Dragon G-ACRH, который прибыл 16 июня. После того, как через несколько недель после доставки произошел сбой, он вложил еще денег и купил Short Scion G-ACUV. Вместе со своим шеф-пилотом Эриком Старлингом он отправился на свой первый маршрут между Абердином и Глазго 10 сентября 1934 года. Пассажиров на борту почти не было, и 24 октября он отказался от этого маршрута.
Гандар Дауэр снова попробовал маршрут на юг от Абердина, на этот раз в Эдинбург, начиная с 4 июня 1935 года, но снова этот рейс привлек очень мало пассажиров, и вскоре от него отказались. Проблема заключалась в том, что железнодорожное сообщение к югу от Абердина было отличным, быстрым и относительно дешевым, а добраться до Манчестера и Лондона , например, было несложно. Авиакомпания просто не могла конкурировать, поэтому Гандар Дауэр обратил свое внимание на север, в частности на острова Оркнейские северные и Шетландские острова . Там авиакомпаниям пришлось бы конкурировать с паромами, которым приходилось пересекать часто бурный и бурный Пентленд-Ферт , где наблюдаются одни из самых сильных приливов в мире, и экономия времени по воздуху была бы революционной. [ 5 ]
Highland Airways уже обслуживала Северные острова, и у них была договоренность с Гандаром Дауэром, что Highland сосредоточится на маршрутах на север, в то время как Aberdeen Airways будет прикрывать маршруты на юг. Для Гандара Дауэра это не обернулось ничего хорошего, поэтому он быстро разорвал договор и начал маршрут между Абердином и Стромнессом на материке, Оркнейские острова . Гандар Дауэр уже знал, что Фрессон планировал распространить свою деятельность на Абердин, и не позволил ему воспользоваться аэропортом Дайс, вероятно, сославшись на чрезмерные сборы за посадку и пассажирские сборы. Поэтому Фрессону пришлось использовать аэродром в Ситон-парке в центре Абердина. В свою очередь Фрессон отказал Гандару Дауэру в использовании его аэродрома в Уайдфорде, недалеко от Киркуолла , поэтому Aberdeen Airways пришлось использовать Стромнесс. [ 6 ]
Маршрут Стромнесса начался 27 мая 1935 года с использованием поля в Хоу. На маршруте в основном использовался Dragon G-ACAN, иногда использовались альтернативные поля в этом районе. Маршрут между Терсо и Стромнессом был открыт 11 июня 1935 года с остановкой по запросу в Берридейле возле Сент-Маргаретс-Хоуп на Южном Роналдси , а затем в Лонгхоупе на острове Хой . [ 7 ]
2 февраля 1936 года Эрик Старлинг совершил первый рейс авиакомпании на машине скорой помощи на самолете Dragon G-ADFI из Южного Рональдсея в Стромнесс для перевозки по дороге в больницу в Киркуолле.
В мае 1936 года министерство авиации открыло новую радиостанцию в Киркуолле, что значительно облегчило навигацию, прогноз погоды и общую связь, а также побудило Гандара Дауэра и Фрессона расширить свою деятельность на Шетландские острова. [ 8 ] Aberdeen Airways открыла новый маршрут, связывающий Абердин с Самбургом на Шетландских островах, в июне 1936 года. Highland Airways планировала начать этот маршрут 3-го числа с нового аэродрома Абердина в Кинторе , переехав туда, когда Ситон закрылся. Однако Aberdeen Airways опередила его, вылетев накануне на Starling на своем новом Rapide G-ADDE из аэропорта Дайс. Фрессону не нравилось то, что он считал просто трюком, призванным украсть его славу. Впоследствии Aberdeen Airways пролетела по маршруту через Терсо и Стромнесс или Квантернесс (около 2,5 миль (4,0 км) к северо-западу от Киркуолла) на самолете Dragon. [ 9 ] [ 10 ]
Allied Airways (Gandar Dower) Ltd.
[ редактировать ]В июле 1914 года Гандар Дауэр, тогда корреспондент журнала The Airplane , встретил норвежского пилота Трюггве Грана , первого пилота, пересекшего Северное море на сухопутном самолете. Они встретились снова в 1934 году, когда норвежский военный самолет зашел в Дайс, и Гандар Дауэр решил начать воздушное сообщение между Абердином и Норвегией . [ 11 ]
С этой целью он выбрал менее узкое название для своей авиакомпании и 13 февраля 1937 года изменил ее название на Allied Airways (Gandar Dower) Ltd. Гандар Дауэр со Старлинг в качестве пилота совершил первый рейс из Дайса в аэропорт Сола. , Ставангер , Норвегия, 22 мая 1937 года на Rapide G-ADDE, занявший 2 часа 55 минут и став первым самолетом, приземлившимся в новом аэропорту. Прибыв на церемонию открытия аэропорта 29 мая, самолет совершил пролет и прогулочные полеты, а 2 июня они вернулись в Абердин. [ 11 ]
Для этого маршрута был заказан новый самолет — De Havilland DH.86B Express , G-AETM. Он был гораздо более подходящим, имея четыре двигателя, противообледенительное оборудование, отопление кабины, два радиоприемника и туалет, и вмещал экипаж из трех плюс восемь пассажиров (предположительно с некоторым комфортом, поскольку стандартное количество посадочных мест было от десяти до десяти). шестнадцать пассажиров). Гандар Дауэр получил доставку на De Havilland заводе в аэропорту Хэтфилд 28 июня. Вернувшись в Абердин, самолет совершил несколько развлекательных полетов, пока были завершены окончательные приготовления к полету в Норвегию. [ 11 ]
Гандар Дауэр решил, что Абердин не является подходящей базой для службы, поскольку он не был оборудован радиосредствами и не имел достаточно хорошего пассажирского сообщения. Вместо этого он выбрал Ньюкасле в аэропорт Вулсингтон в Англии. Он имел необходимое радиооборудование и имел воздушные маршруты в Эдинбург, Перт и Глазго, а также хорошее железнодорожное сообщение.
После пробного полета в Норвегию обслуживание официально началось 12 июля. Он был назван «Северным морским авиапочтовым экспрессом», поскольку у него был контракт на авиапочту для перевозки норвежской (но не британской) почты. Служба прекратилась 27 сентября и возобновилась 16 апреля 1938 года. Служба прекратилась навсегда 19 сентября. Число пассажиров было более чем разочаровывающим. В июле и августе 1937 года было совершено 33 обратных рейса с общим количеством пассажиров 108 человек, в среднем чуть более 1,5 на рейс. В 1938 году был совершен 71 обратный рейс и 137 пассажиров, в среднем менее 1 на рейс. [ 11 ]
В этот период, 23 ноября 1937 года, Allied Airways открыла первое регулярное авиапочтовое сообщение между Абердином и Самбургом, причем Эрик Старлинг совершил первый рейс на Dragon G-ACNJ. Самолет был назван сэром Роулендом в честь сэра Роуленда Хилла в честь основателя современного почтового отделения . [ 12 ]
Маршруты
[ редактировать ]1938
[ редактировать ]Маршруты в 1938 году. [ 13 ]
- Абердин — Терсо — Южный Рональдсей (только по требованию) — Киркуолл / Стромнесс — Леруик (доставка почты)
- Инвернесс /Терсо – Южный Рональдсей (только по запросу) – Киркуолл/Стромнесс
- Ньюкасл — Ставангер (Норвегия)
1939
[ редактировать ]В 1939 году правительство лицензировало все разрешенные регулярные воздушные маршруты в Великобритании. Лицензии Allied Airways (Gandar Dower) имели: [ 14 ]
- Терсо – Южный Рональдсей – Стромнесс
- Абердин – Уик – Терсо – Киркуолл
- Абердин – Терсо – Южный Рональдсей – Киркуолл
- Киркуолл – Шетландские острова
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны все воздушные перевозки на Оркнейских островах были приостановлены, но некоторые рейсы было приказано возобновить: Allied Airways выполняла рейсы Абердин – Уик – Киркуолл – Самбург, используя самолеты, замаскированные в коричнево-земляных и зеленых тонах. В Киркуолле, где Гандар Дауэр закрыл свой аэродром Квантернесс, какое-то время использовался аэродром Уайдфорд Фрессона, но после того, как в конце 1941 года самолет Allied Rapide G-ACZF врезался там в каменную стену, они переехали в RNAS Skeabrae, на расстояние 7,5 миль (12,1 км). к северу от Стромнесса, до 1942 года, когда они перебрались на новый авианосец RAF Grimsetter , ныне аэропорт Киркуолл, который находится в миле (1,6 км) к востоку от Уайдфорда.
Объединенный комитет Associated Airways (AAJC) был сформирован 27 июня 1940 года, заменив Национальную воздушную связь (NAC), которая играла аналогичную роль с начала войны, управляя деятельностью гражданской авиации Великобритании. AAJC разрешил членским организациям сотрудничать между собой, разрешив некоторое совместное использование ресурсов. Гандар Дауэр остался вне AAJC, предпочитая независимость, но пострадал, поскольку предпочтение контрактам было отдано членам, и он был исключен из любых соглашений об объединении. Его аэропорт был реквизирован Береговым командованием Королевских ВВС, которое расширило и развило его, проложив взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием, но его аэродромы в Терсо и Стромнессе оказались непригодными для использования. [ 5 ]
Наряду с Scottish Airways (в которую была объединена Highland Airways), компания Allied была чрезвычайно загружена до конца войны, перевозя тысячи пассажиров, включая гражданских лиц, норвежских беженцев и военнослужащих, а также грузы, почту и газеты. Также были проведены санитарная авиация и операции по поиску выживших с торпедированных кораблей. Все это происходило при постоянной угрозе встречи с самолетами противника. Гандар Дауэр сказал, что требования к авиакомпании были огромными, но официальных наград совершенно не было, сказав: «Ни званий, ни гонгов, ни униформы, ни признания!» [ 15 ]

Маршруты 1946 года
[ редактировать ]Маршруты в начале 1946 года. [ 16 ]
- Абердин – Уик – Киркуолл (трижды в неделю)
- Абердин – Уик – Киркуолл – Самбург (ежедневно, кроме воскресенья)
Кончина
[ редактировать ]1 февраля 1947 года начался процесс поглощения всех авиакомпаний AAJC в состав British European Airways (BEA) в рамках правительственного плана по полной национализации всех регулярных авиакомпаний Великобритании, поэтому такие операторы, как Railway Air Services и Scottish Airways, были немедленно включены в состав British European Airways ( BEA). и потеряли свою индивидуальность. BEA также хотела Allied Airways, но Гандар Дауэр боролся с ними до тех пор, пока 11 апреля 1947 года он не смог выполнять свои регулярные рейсы из-за нехватки исправных самолетов, поэтому BEA в суммарном порядке конфисковала авиакомпанию. [ 5 ]
Их руководство сочло очень циничным шагом то, что два дня спустя Фрессон, который все еще работал в BEA после того, как она приобрела Scottish Airways, был отправлен в Абердин для управления переводом. Он сказал об этом событии: «Я всегда чувствовал, что в тот момент мы с Гандаром Дауэром стали друзьями в невзгодах. У нас явно отобрали многолетнюю тяжелую работу и усилия». [ 17 ] Гандару Дауэру оставили несколько самолетов и ангар в Дайсе, и он продержался много лет. Он долго и упорно боролся за компенсацию (в том числе задавал вопросы непосредственно в Палате общин по этому поводу). [ 3 ] и в конечном итоге получил 132 530 фунтов стерлингов от BEA 30 мая 1973 года. [ 5 ]
Список флота
[ редактировать ]Тип | Регистрация | Имя | От | К | Судьба | Примечания | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
DH.80A Мотылёк | Г-АБЛС | 7 мая 1931 г. | 11 марта 1959 г. | Продал | Личный самолет Гандара Дауэра, время от времени используемый авиакомпанией. Все еще активен в 2023 году | [ 18 ] [ 19 ] | |
DH.84 Дракон | Г-АКАН | Скворец | 17 сентября 1934 г. | 21 мая 1941 г. | Списано | Прототип Дракона. В последующие годы назван Скворцом. Повреждён и не подлежит ремонту при вынужденной посадке в Данбите , Кейтнесс . Среди семи пассажиров нет травм | [ 20 ] [ 21 ] [ 4 ] [ 22 ] |
DH.84 Дракон | G-ACLE | Старый Билл | 30 сентября 1937 г. | 15 мая 1939 г. | Продал | Продан компании Western Airways , позже получил обозначение X9397. | [ 6 ] [ 20 ] [ 21 ] |
DH.84 Дракон | G-ACNJ | сэр Роуленд | 6 декабря 1937 г. | 29 июня 1945 г. | Продал | Списано в Дайсе в 1946 году. | [ 20 ] [ 21 ] [ 23 ] |
DH.84 Дракон | G-ACRH | Абердонский | 16 июня 1934 г. | 13 июля 1934 г. | Разбился | Купил новый. Разбился и сгорел в Дайсе | [ 20 ] [ 24 ] |
DH.84 Дракон | Г-АДФИ | Серебряный призрак | 5 сентября 1935 г. | 3 июля 1937 г. | Списано | Поврежден пожаром во время стоянки в Терсо. | [ 7 ] [ 25 ] |
DH.86B Экспресс | Г-АЭТМ | Серебряная Звезда Скандинав |
6 апреля 1937 г. | 18 апреля 1939 г. | Продал | Поставляется как Silver Star. Продан Western Airways | [ 20 ] [ 11 ] |
DH.89A Рапид | Г-АКЗЕ, Г-AJGS |
Дон, Бродяга |
21 сентября 1941 г. | 18 декабря 1949 г. | Продал | Бывший Z7266. Разбился в Киркуолле 27 декабря 1945 года и перестроен как G-AJGS, повторно доставлен и переименован 12 марта 1948 года. Позже перерегистрирован G-ACZE, затем продан в США как N1934D и находится в Музее военной авиации в Вирджиния-Бич, Вирджиния, в 2020 году. | [ 6 ] [ 26 ] |
DH.89A Рапид | G-ACZF | Карина | 16 мая 1939 г. | 20 августа 1948 г. | Отозвано BEA | Повреждён в конце 1941 года, когда хвост был «отбит» в Уайдфорде и отремонтирован в Дайсе. | [ 26 ] [ 15 ] |
DH.89A Рапид | Г-АДА | Предприниматель Терсо, пионер |
26 октября 1938 г. | 18 февраля 1959 г. | снято | Повреждён в Уайдфорде, Киркуолл, в сентябре 1940 года и отремонтирован. В Музее науки и промышленности в Манчестере в маркировке Allied Airways (Gandar Dower) Ltd в 2020 году. | [ 26 ] [ 27 ] |
DH.89A Рапид | ДЖИН | Абердонский | 7 мая 1935 г. | 21 октября 1937 г. | Продал | Купил новый и взял имя G-ACRH. Повреждён при вынужденной посадке в тумане рейса Дайс — Шетландские острова 10 сентября 1936 года и отремонтирован. Позже произошёл как X9386. Выкуплен компанией Allied в 1947 году, вероятно, использовался на запчасти. | [ 26 ] |
DH.89A Рапид | G-AFME | 23 декабря 1942 г. | 23 апреля 1943 г. | Вернулся в РАФ | Впечатленный как Z7257 в 1940 году, затем был передан в аренду Allied Airways. Вернулся в ВВС Великобритании и списан 3 марта 1945 г. | [ 26 ] | |
DH.89A Рапид | Г-АГДМ | Эльдорадо | 11 ноября 1941 г. | 14 мая 1948 г. | Продается BEA | Поставлен новый. Переехал во Французскую Гвиану в апреле 1957 г., отменен в 1966 г. | [ 26 ] |
DH.89A Рапид | Р9588, G-ИГЛЫ |
Шетландские острова | 15 января 1943 г. | 1 июня 1948 г. | Продается BEA | RAF, предоставленный в аренду компании Allied Airways, которая купила его 30 апреля 1943 года, получила гражданскую регистрацию 2 декабря 1943 года. | [ 26 ] |
DH.89A Рапид | G-AIDL | Странник | 23 августа 1946 г. | 19 апреля 1950 г. | Арестован по решению суда | Доставленный Эрику Гандару Дауэру новым, но также использовавшийся авиакомпанией, он был конфискован Верховным шерифом Оксфордшира и продан на аукционе. Все еще активен в 2020 году | [ 26 ] [ 28 ] |
Короткий отпрыск 1 | G-ACUV | Отпрыск | 20 августа 1934 г. | 14 мая 1939 г. | Продал | Первый серийный Scion, доставленный новым после появления на выставке SBAC в Хендоне . Отменено в 1946 году. | [ 6 ] [ 21 ] [ 29 ] |
Ранняя ливрея состояла из верхней половины фюзеляжа и мотогондол желтого цвета, а нижних половин фиолетового - цветов Любительского драматического клуба Кембриджского университета, членом которого был Гандар Дауэр. [ 4 ] Тонкая белая полоса разделяла цвета. Крылья и хвостовое оперение были серебристыми, регистрационные буквы - черными. Другие надписи были желтыми на фиолетовых поверхностях. Позже была принята простая серебряная схема с черными буквами.
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Следующие самолеты попали в аварии и инциденты во время нахождения в авиакомпании: G-ACAN, G-ACRH, G-ADFI, G-ACZE, G-ACZF, G-ADAH и G-ADDE. Подробности смотрите в списке флота выше.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мертон Джонс 1972, с. 17
- ^ Смит, Дэвид Дж. (1989). Станции действий 7: Военные аэродромы Шотландии, Северо-Востока и Северной Ирландии (2-е изд.). Веллингборо, Великобритания: Патрик Стивенс Лтд. 89. ИСБН 1-85260-309-7 .
- ^ Jump up to: а б «Приказы дня — Аэропорт Дайс (реквизиция)» . Они работают для вас . 28 ноября 1949 года . Проверено 8 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хатчисон, Иэн (1992). Полет скворца . Эрскин, Шотландия: Kea Publishing. стр. 32–36. ISBN 0-9518958-0-Х . Проверено 11 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ло Бао, Фил; Хатчисон, Иэн (2002). BEAline на острова . Эрскин, Шотландия: Kea Publishing. стр. 97–99. ISBN 0951895842 . Проверено 11 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дэвис, РЕГ (2005). British Airways: Авиакомпания и ее самолеты, Том 1: 1919–1939 гг . Маклин, Вирджиния, США: Paladwr Press. стр. 60–61. ISBN 1-888962-24-0 . Проверено 11 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Уорнер 2005 , стр. 17.
- ^ Гиллис, JD (май 1968 г.). «Происхождение воздушных паромов на островах Шотландии». Дайджест Эйр Британия . 20 (5): 122.
- ^ Уорнер 2005 , стр. 19.
- ^ «Allied Airways (Гандар Дауэр)» . Изображения расписания авиакомпаний . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Малдер, Роб. «Мечта англичанина: авиапочтовый экспресс Северного моря Ньюкасл – Ставангер» . Европейские авиалинии . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ Смит, Питер (январь 2024 г.). «Почтовая спешка». Самолет ежемесячно . 52 (1): 83.
- ^ Грей, компьютерная графика; Бриджмен, Леонард (1938). Джейн «Все самолеты мира» . Ньютон Эббот, Великобритания: Репринты Дэвида и Чарльза (1972). п. 15а. ISBN 0-7153-5734-4 .
- ^ Уорнер 2005 , стр. 22.
- ^ Jump up to: а б Уорнер 2005 , стр. 24.
- ^ Бриджмен, Леонард (февраль 1946 г.). Jane's All the World's Aircraft 1945–46 (переиздание HarperCollins, изд. 1994 г.). Лондон, Великобритания: Sampson Low, Marston & Co. 14б. ISBN 000 470831-8 .
- ^ Уорнер 2005 , стр. 30.
- ^ Филлмор, Малькольм. «Файл De Havilland DH80» (PDF) . в Уголке исследователей Air-Britain . Проверено 14 июля 2020 г.
- ^ «История полетов самолетов — G-ABLS» . Флайтрадар24 . Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Регистры самолетов» . Мимолетный мир . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Г-ИНФО» . Управление гражданской авиации Великобритании . Проверено 6 июня 2020 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 25031» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ Хатчисон, Иэн (1992). Полет скворца . Эрскин, Шотландия: Kea Publishing. п. 60. ИСБН 0-9518958-0-Х . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 25566» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 25297» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Филлмор, Малькольм. «Файл De Havilland DH89» (PDF) . в Уголке исследователей Air-Britain . Проверено 14 июля 2020 г.
- ^ «Драконий Рапид» . Коллекция группы Музея науки . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ «История полетов самолетов — G-AIDL» . Флайтрадар24 . Проверено 6 июня 2020 г.
- ^ Барнс, Швейцария (1967). Шорты Самолеты с 1900 года . Лондон, Великобритания: Патнэм. п. 289.
Библиография
[ редактировать ]- Мертон Джонс, А (1972). Британские независимые авиалинии с 1946 года . Том. Один. ЛААС Интернешнл.
- Уорнер, Гай (2005). Оркнейские острова по воздуху . Эрскин, Шотландия: издательство Kea. ISBN 0951895877 . Проверено 8 июня 2020 г.