Jump to content

Гипотеза счастья

Гипотеза счастья
Автор Джонатан Хайдт
Жанр Психология
Издатель Основные книги
Дата публикации
2006
Страницы 320
ISBN 978-0-465-02802-3
С последующим Праведный разум  

«Гипотеза счастья: поиск современной истины в древней мудрости» — книга американского социального психолога Джонатана Хайдта , вышедшая в 2006 году . В нем Хайдт излагает несколько «Великих идей» о счастье, которые поддерживали мыслители прошлого, такие как Платон , Будда и Иисус , и исследует их в свете современных психологических исследований, извлекая из них уроки, которые все еще применимы к нашей современной жизни. . Центральное место в книге занимают концепции добродетели, счастья , удовлетворения и смысла.

Краткое содержание глав

[ редактировать ]

Во введении сначала объясняется, что цель автора — свести бесконечную «мудрость», доступную современным людям, в 10 великих идей, по одной на главу. Оставшаяся часть Введения представляет собой краткий обзор этих десяти глав следующим образом.

В первой главе описывается, что каждый человек состоит из двух частей: примитивной части, включающей наши основные инстинкты; и высокоразвитая часть, которая пытается контролировать инстинкты. Во второй главе показано, что попытки контролировать свои инстинкты вызывают у нас слишком много беспокойства, но для того, чтобы отвлечь беспокойного человека от беспокойства, можно использовать различные методы, например медитацию. Третья глава посвящена отношениям человека с другими людьми и начинается с Золотого правила: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой. В четвертой главе это приводит к описанию склонности людей видеть недостатки в других с большей готовностью, чем в себе, и, просто осознав это, мы можем пойти на некоторые меры, чтобы исправиться и, таким образом, приблизиться к жизни по Золотому правилу.

В пятой главе, в середине книги, Хайдт вводит понятие гипотезы счастья. Гипотеза счастья может заключаться в том, что счастье приходит изнутри, как сказал Будда , или, может быть, счастье приходит извне. В шестой главе Хайдт утверждает, что истина может лежать между двумя крайностями, и утверждает, что любовь зависит не только от личности, и имеет решающее значение для счастья. В седьмой главе задается вопрос, необходимы ли невзгоды для счастья, и дается детальный ответ: это зависит от вашего жизненного этапа. Достижение счастья — это сложный процесс, который включает в себя добродетельные действия, и Хайдт утверждает в восьмой главе, что добродетельное поведение означает поступать так, как сказал Аристотель , а также развивать свои сильные стороны и реализовывать свой врожденный потенциал. В девятой главе расширяется идея о том, что счастье человека зависит от добродетельной жизни, отмечая, что некоторое чувство божественности помогает там, где божественность приходит через пожизненную практику моральных действий. Глава десятая развивает идею практики на протяжении всей жизни и утверждает, что счастливая жизнь — это та, в которой вы устанавливаете правильные отношения между собой и другими, собой и своей работой, а также между своей работой и чем-то большим, чем вы сами — вы чувствуете чувство цели.

Глава 1: Разделенное «я»

[ редактировать ]

Хайдт рассматривает ряд способов разделения личности, существовавших с древних времен:

Хайдт сосредотачивается на этом последнем разделении между сознательными/обоснованными процессами и автоматическими/неявными процессами. Его метафора — всадник на спине слона, в котором сознательный разум — всадник, а бессознательное — слон. Всадник не способен силой управлять слоном: этим объясняются многие загадки нашей психической жизни, в частности, почему у нас так плохо со слабостью воли. Научиться дрессировать слона – вот секрет самосовершенствования.

Глава 2: Передумать

[ редактировать ]

Автоматические эмоциональные реакции «слона» (аффективный прайминг ) ведут нас на протяжении всей жизни. Люди даже склонны выбирать себе спутников и профессии, названия которых напоминают их собственные. Хотя существует предвзятость к негативу , некоторые люди оптимисты, а другие пессимисты. Хайдт обсуждает три способа изменения этих автоматических реакций: (1) медитация , (2) когнитивная терапия и (3) препараты СИОЗС , такие как Прозак .

Глава 3: Взаимность с удвоенной силой

[ редактировать ]

Многие виды ведут социальную жизнь, но среди млекопитающих только люди являются ультрасоциальными и способны жить в очень больших кооперативных группах. Золотое правило , дополненное сплетнями, — секрет нашего успеха. Обращаясь к «шести орудиям влияния» Роберта Чалдини , Хайдт описывает способы, с помощью которых понимание глубокого механизма взаимности может помочь решить проблемы в нашей социальной жизни и защититься от множества способов манипулирования нами.

Глава 4: Ошибки других

[ редактировать ]

Часть нашей ультрасоциальности заключается в том, что мы постоянно пытаемся манипулировать восприятием себя другими, даже не осознавая, что делаем это. Как сказал Иисус, мы ясно видим недостатки других, но слепы к своим собственным. («Почему ты видишь сучок в глазу ближнего твоего, а в своем бревна не замечаешь?»)

Хайдт рассматривает, что говорит по этому поводу социальная психология , начиная с работы Дэниела Бэтсона об обмане и самооправдании. [ 1 ] упоминание Роберта Райта о нашем «конституционном невежестве» лицемерия в «Моральном животном » и переход к работе Дины Кун и Дэвида Перкинса о предвзятости подтверждения и работе Роя Баумайстера над «Мифом о чистом зле». [ 2 ] Затем Хайдт обсуждает способы снять «моральные очки» и увидеть мир таким, какой он есть на самом деле.

Глава 5: Стремление к счастью

[ редактировать ]

Распространено мнение, что счастье приходит изнутри и не может быть найдено во внешних вещах. Некоторое время в 1990-х годах психологи соглашались с древними мудрецами (такими как Будда и Эпиктет ), что внешние условия не имеют значения. Однако Хайдт утверждает, что теперь мы знаем, что некоторые внешние обстоятельства действительно имеют значение. Он определяет способы повышения счастья, изменяя их, в том числе правильно тратить деньги, и утверждает, что западный акцент на действиях и стремлениях не лишен оснований.

Глава 6: Любовь и привязанности

[ редактировать ]
5 шагов к счастливой жизни: инфографика на основе гипотезы счастья

Существует много видов любви, но, утверждает Хайдт, все они обретают смысл, когда вы видите, откуда приходит любовь и что она делает. Для этого он изучает Джона Боулби исследование спонсируемое Всемирной организацией здравоохранения и отчет «Материнская забота и психическое здоровье» 1950 года, а также последующую работу Гарри Харлоу с обезьянами . Понимание различных видов любви, пишет он, может помочь объяснить, почему люди совершают так много ошибок в любви и почему философы ненавидят любовь и дают нам плохие советы по этому поводу.

Глава 7: Использование невзгод

[ редактировать ]

Ницше писал: «То, что меня не убивает, делает меня сильнее», но это верно не для всех; Невзгоды могут привести к посттравматическому стрессовому расстройству . Хайдт обсуждает, как и почему некоторые люди растут благодаря своим страданиям, а также способы повышения шансов на посттравматический рост. Невзгоды в нужный момент жизни, как показывает исследование Роберта Штернберга о мудрости, могут сделать людей более сострадательными и способными лучше сбалансировать потребности себя и других.

Глава 8: Счастье добродетели

[ редактировать ]

Взяв за пример Бенджамина Франклина , Хайдт рассматривает, как успех может следовать за добродетелью в широком смысле добродетели, восходящем к древнегреческому arete , совершенству. Древние, по мнению Хайдта, имели сложное психологическое понимание добродетели, используя максимы , басни и образцы для подражания для тренировки «слона», автоматических реакций человека. Хотя истоки западной добродетели лежат у Гомера , Эзопа и Ветхого Завета , современное ее понимание во многом связано с аргументами Канта ( категорический императив ) и Бентама ( утилитаризм ). Вместе с этим произошел переход от этики характера к этике затруднений, от морального воспитания к моральному рассуждению.

Чтобы ответить на вопрос о том, как можно сформировать общую мораль в многообразном обществе, Хайдт обращается к позитивной психологии , в частности к работе Селигмана и Петерсона о добродетелях и сильных сторонах. [ 3 ]

Глава 9: Божественность с Богом или без Бога

[ редактировать ]

Используя метафору Флатландии , Хайдт утверждает, что восприятие священности и божественности — две основные особенности человеческого разума; эмоции отвращения, морального возвышения и трепета рассказывают нам об этом измерении, но не все слушают. « Религиозное право » можно понять, только признав это измерение, которое большинство либералов и светских мыслителей игнорируют или неправильно понимают. [ 4 ] Работы Уильяма Джеймса и Абрахама Маслоу (о « пиковых переживаниях ») показывают, каким образом это измерение актуально и для нерелигиозных людей.

Глава 10: Счастье приходит между

[ редактировать ]

Хайдт обсуждает «смысл жизни», проводя различие между целью жизни и целью внутри жизни. Любовь и работа придают жизни смысл. Исследование Михая Чиксентмихайи , Говарда Гарднера и Уильяма Дэймона [ 5 ] разработал концепцию «жизненно важной вовлеченности», которая характеризует работу с наибольшей целеустремленностью. Также жизненно важна «межуровневая согласованность» внутри себя и жизни, согласованность между физическим, психологическим и социокультурным уровнями. Хайдт утверждает, что религия представляет собой развитый механизм создания этой согласованности.

Глава 11: На балансе

[ редактировать ]

В заключение Хайдт утверждает, что древняя идея Инь и Ян оказывается самой мудрой из всех. Нам нужны, пишет он, перспективы древней религии и современной науки; востока и запада; даже либеральных и консервативных. «Слова мудрости действительно наполняют нас, но только черпая из многих источников, мы можем стать мудрыми».

Гипотеза счастья получила положительные отзывы. Дэниел Неттл , рецензируя книгу в журнале Nature , принял ее центральную посылку о «поразительном сходстве между советами древних о том, как жить, и мыслями современных психологов о том, как иметь здоровый дух». Он был впечатлен широтой понимания Хайдтом современной науки о поведении и нашел эту книгу «в некотором смысле самой интеллектуально значимой книгой, возникшей в рамках движения «позитивной психологии». [ 6 ]

Джеймс Флинт завершил свой обзор книги в The Guardian словами: «Я не думаю, что когда-либо читал книгу, в которой современное понимание человеческого состояния излагалось бы с такой простой ясностью и смыслом». [ 7 ] Кристофер Харт в «Таймс» описал книгу как «гуманную, остроумную и утешительную… блестяще синтезирующую древние культурные идеи с современной психологией». [ 8 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бэтсон, Д; Кобринович Д; Диннерштейн Дж.Л.; Кампф ХК; Уилсон А.Д. (июнь 1997 г.). «Совершенно другим голосом: разоблачение морального лицемерия». J Pers Soc Psychol . 72 (6): 1335–48. дои : 10.1037/0022-3514.72.6.1335 . ПМИД   9177020 .
  2. ^ Баумайстер, Рой Ф. (1999). Зло: внутри человеческого насилия и жестокости . Генри Холт и компания Inc. с. 448. ИСБН  978-0-8050-7165-8 .
  3. ^ Петерсон, Кристофер; Селигман, Мартин Э. П. Сильные и добродетельные стороны характера: Справочник и классификация . Оксфорд. ISBN  0-19-516701-5 .
  4. ^ См. также: Хайдт, Джонатан. «моральные корни либералов и консерваторов» . ТЭД . Проверено 28 мая 2010 г.
  5. ^ Гарднер, Ховард , Михай Чиксентмихайи и Уильям Дэймон . 2001. Хорошая работа: когда встречаются совершенство и этика. Нью-Йорк: Основные книги.
  6. ^ Неттл, Дэниел (4 мая 2006 г.). «В поисках смысла» (PDF) . Природа . 441 (7089): 29–30. дои : 10.1038/441029а . Проверено 29 мая 2010 г.
  7. ^ Флинт, Джеймс (22 июля 2006 г.). «Не волнуйся, будь счастлив» . Хранитель . Проверено 29 мая 2010 г.
  8. ^ Харт, Кристофер (6 августа 2006 г.). «Светлая сторона жизни» . Таймс . Проверено 29 мая 2010 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 381a4f4d0a037d17e1a8fb90f1dd2ce5__1712837760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/e5/381a4f4d0a037d17e1a8fb90f1dd2ce5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Happiness Hypothesis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)