Jump to content

Иоанн Руусбрец

(Перенаправлено от Яна ван Руусброка )
Благословенный

Джон ван Рейсбрук

Блаженный Джон ван Рейсбрук
Экстатический божественный доктор
Рожденный в. 1293–4
Рюисбрук , герцогство Брабант , Священная Римская империя
Умер 2 декабря 1381 г. (87–88 лет) ( 1381-12-02 )
Грюнендаль, герцогство Брабант, Священная Римская империя
Почитается в Костел
Беатифицированный 9 декабря 1908 г., Папа Пий X.
Праздник 2 декабря
Атрибуты каноническая привычка
Иоанн Руусбрец
Джон Рейсбрук , Антони ван дер Дус
Рожденный
Ян ван Рейсбрук
Заметная работа Сверкающий камень
Духовные обручения
Эра средневековая философия
мистика
Область Западная философия
Рено-фламандская духовность
Основные интересы
Богословие , аскетическое богословие , мистическое богословие
Известные идеи
Страсти Христовы , аскетизм , отрешенность , смирение , милосердие , христианский универсализм

Иоанн Руусбрук или Ян ван Руусбрук ( произносится [ˈjɑn vɑn ryzbruk] ; 1293/1294 — 2 декабря 1381), иногда модернизированный , был Августина каноником и одним из самых важных средневековых мистиков Нидерландов Рейсбрук . Некоторые из его основных литературных произведений включают «Царство божественных любовников» , «Двенадцать бегинок» , «Духовные обручения» , «Зеркало вечного блаженства» , «Маленькую книгу просветления » и «Сверкающий камень» . Сохранились также некоторые из его писем, а также несколько коротких высказываний (записанных некоторыми из его учеников, например Яном ван Леувеном). Он писал на голландском языке, языке простых людей Нидерландов, а не на латыни, языке литургии и официальных текстов католической церкви, чтобы охватить более широкую аудиторию.

До своего рукоположения

[ редактировать ]

У Иоанна была набожная мать, воспитавшая его в католической вере ; о его отце ничего не известно. Джона Фамилия , Ван Руусбрук , — это не фамилия в современном понимании, а топоним , относящийся к его родной деревушке — современному Руисбруку недалеко от Брюсселя .

В возрасте одиннадцати лет он оставил свою мать, уехав без разрешения и предупреждения, чтобы отдать себя под руководство и обучение своему дяде, Яну Хинккерту , регулярному канонику церкви Св. Гудуле в Брюсселе. Хинккарт жил согласно своим апостольским взглядам вместе со своим собратьем-каноником Франком ван Куденбергом . Этот дядя обеспечил образование Рейсбрука с целью стать священником . Со временем Рейсбрук получил пребенд в церкви Св. Гудула и был рукоположен в сан в 1318 году. Его мать последовала за ним в Брюссель, поступила там в бегинаж и умерла незадолго до его рукоположения .

Священник в Брюсселе

[ редактировать ]

С 1318 по 1343 год Рейсбрук служил приходским священником в Святой Гудуле. Вместе со своим дядей Хинккертом и Ван Куденбергом он продолжал вести крайне строгий образ жизни и уединение. В то время « Братья свободного духа» вызывали споры в Нидерландах, и одна из них, женщина по имени Хейльвиг Блумардинн , была особенно активна в Брюсселе, пропагандируя свои убеждения главным образом посредством популярных брошюр. Рейсбрук ответил брошюрами, также написанными на родном языке ( среднеголландском ). От этих трактатов ничего не осталось. Этот спор оказал постоянное влияние на Рейсбрука: в его более поздних произведениях постоянно, прямо и косвенно, упоминаются еретические взгляды, высказывавшиеся в то время, и он всегда писал на родном языке страны, главным образом с целью противодействовать этим сочинениям, которые он считал как еретик.

Священник в Грюнендале

[ редактировать ]

Стремление к более уединенной жизни, а также, возможно, преследования, последовавшие за нападением Рейсбрука на Блумардинн, побудили Рейсбрука, Яна Хинккарта (ум. 1350) и Вранка ван Куденберга (ум. 1386) покинуть Брюссель в 1343 году и отправиться в скит Грюнендаль . в соседнем Сонийском лесу , который был передан им Иоанном III, герцогом Брабантским . Руины монастыря до сих пор сохранились в лесу Суань. [1]

Отрывок из «Зеркала вечного блаженства» рукописи «Веркен». Написано в Берген-оп-Зоме в 1480 году. Хранится в университетской библиотеке Гента. [2]

Многие ученики присоединились к маленькой компании. Именно тогда было признано целесообразным организоваться в должным образом уполномоченный религиозный орган. Эрмитаж был преобразован в регулярную общину каноников 13 марта 1349 года и со временем стал родным домом конгрегации, носившей имя Грюнендаль. Фрэнсис ван Куденберг был назначен первым проректором , а Джон Рейсбрук — настоятелем . Хинккарт воздержался от канонического исповедания, чтобы домашняя дисциплина не пострадала от исключений, требуемых немощью его старости; поэтому он жил в келье вне монастыря и там через несколько лет умер.

Этот период, от его религиозного исповедания (1349 г.) до смерти (1381 г.), был самым активным и плодотворным в карьере Рейсбрука. За это время его слава как человека Божия, как возвышенного созерцателя и искусного управителя душ распространилась за пределы Фландрии и Брабанта в Голландию , Германию и Францию. [3] У него были отношения с соседним картезианским домом в Херне, а также с несколькими общинами францисканцев бедных Клэр. Он имел связи с Друзьями Бога в Страсбурге , и примерно в 1378 году его посетил Герт Гроот , основатель Devotio Moderna . Возможно, хотя это и оспаривается, что Джон Таулер приходил к нему. [4]

Иоанн умер в Грёнендале в возрасте 82 лет 2 декабря 1381 года.

Работает

[ редактировать ]

Всего Рейсбрук написал двенадцать книг, семь посланий, два гимна и молитву. Все они были написаны на среднеголландском языке.

Около 1340 года Рейсбрук написал свой шедевр « Духовные обручения» . 36 сохранившихся голландских рукописей, а также переводы на латынь и средневерхненемецкий языки свидетельствуют о популярности книги. Часть текста была также переведена на среднеанглийский язык (через латинский перевод) как «Наказание детей Божьих» (которое позже было напечатано Винкином де Вордом ). [5] Примерно в то же время он написал небольшой трактат «Сверкающий камень» . [4] который также был переведен на среднеанглийский язык. [6]

Самые известные произведения Рейсбрука были написаны во время его пребывания в Грюнендале. Его самая длинная и самая популярная работа (сохранившаяся сегодня в 42 рукописях), «Духовная скиния» , была начата в Брюсселе, но закончена в Грёнендале, предположительно в самом начале его пребывания там. Два кратких труда, «Христианская вера» (объяснение Символа веры) и трактат «Четыре искушения» , также датируются примерно временем прибытия Рейсбрука в Грюнендаль. [4] Его более поздние работы включают четыре письма Маргарете ван Меербеке, францисканской монахине из Брюсселя. Это «Семь оград» (ок. 1346–1350 гг.), первое из семи сохранившихся его писем, «Семь ступеней» (ок. 1359–1360 гг.) и «Зеркало вечного блаженства» .

Около 1363 года картезианцы из Херна отправили в Грюнендал депутацию, чтобы задать Рейсбруку вопросы по его первой книге « Царство влюбленных» . Рейсбрук отправился к Херну, чтобы разъяснить свое учение, а впоследствии изложил это в письменной форме в своей работе «Маленькая книга просветления» . [4]

Трактат «Семь ступеней лестницы духовной любви» в настоящее время наиболее доступен. Из различных сохранившихся трактатов наиболее известным и наиболее характерным является трактат, озаглавленный «Духовные обручения» . Он разделен на три книги, посвященные соответственно активной, внутренней и созерцательной жизни.

Рейсбрук писал по воле духа. Он любил бродить и медитировать в уединении леса, примыкающего к монастырю; он имел обыкновение носить с собой планшет и на нем записывать свои мысли, когда чувствовал на это вдохновение. В конце жизни он заявил, что никогда ничего не записывал, кроме как по побуждению Святого Духа .

Ни один из его трактатов не дает ничего похожего на полное или подробное описание его системы; возможно, было бы правильно сказать, что он сам не собирался разрабатывать какую-либо систему. В своих догматических трудах он объясняет, иллюстрирует и закрепляет традиционные учения с поразительной силой и ясностью. В его аскетических трудах любимые добродетели его — отстраненность , смирение и милосердие ; он любит останавливаться на таких темах, как бегство от мира, размышление о жизни Христа, особенно о страстях , преданность Божественной Воле и сильная личная любовь к Богу.

Как и большинство немецких мистиков, Рейсбрук начинает с божественных вопросов, прежде чем описывать человечество. Затем его работа часто возвращается к обсуждению Бога, показывая, как божественное и человеческое настолько тесно связаны, что становятся одним целым. Склонность к христианскому универсализму он демонстрирует , когда пишет, что «Человеку, исходящему от Бога, суждено вернуться и снова стать единым с Ним». Но здесь он старается уточнить свою позицию: «Там, где я утверждаю, что мы едины в Боге, меня надо понимать в том смысле, что мы едины в любви, а не в сущности и природе». Однако, несмотря на это заявление и другие подобные оговорки, разбросанные по его страницам, некоторые выражения Рейсбрука, безусловно, довольно необычны и поразительны. Величие его темы было таково, что иначе и быть не могло. Его преданный друг Герт Гроот, опытный богослов, признался, что испытывал чувство беспокойства по поводу некоторых его фраз и отрывков, и умолял его изменить или модифицировать их, по крайней мере, ради слабых. Позже, Жан Жерсон , а затем и Боссюэ заявляли, что находят в своих работах следы бессознательного пантеизма . В качестве компенсации следует упомянуть восторженные отзывы современников. Это были мистики и ученые, такие как Гроот, Иоганнес Таулер , Фома Кемпис , Иоанн Шунховен , а в последующие времена францисканец Генрих ван Герп , картезианцы Денис и Лаврентий Суриус , кармелит Томас а Джезу , бенедиктинец Луи де Блуа. и иезуит Леонард Лессий . Эрнест Хелло и особенно Морис Метерлинк много сделали для популяризации его произведений. Рейсбрук оказал мощное влияние на развитие Организации Объединенных Наций Генерального секретаря Дага Хаммаршельда концепции духовного роста через самоотверженное служение человечеству , выраженной в его книге размышлений под названием Vägmärken («Отметки»). [7]

Рейсбрук настаивал на том, что душа находит Бога в своих глубинах, и отмечал три стадии прогресса на том, что он называл духовной лестницей христианского постижения: (1) активная жизнь, (2) внутренняя жизнь, (3) созерцательная жизнь. Он не учил о слиянии личности с Богом, но считал, что на вершине восхождения душа все еще сохраняет свою индивидуальность. [8] [9] В « Царстве любящих Бога» он объясняет, что ищущие мудрости должны «растекаться по водам во все пределы земли, то есть на сострадании, жалости и милосердии, проявляемом к нуждам всех людей», должны «лететь в воздухе Разумной способности» и «все действия и добродетели относить к чести Бога»; оттуда (по благодати) они обретут «огромную и безграничную ясность», дарованную их уму. [10] Что касается созерцательной жизни, он считал, что необходимо приобрести три качества: первое — духовную свободу от мирских желаний («так же пусто от всякой внешней работы, как если бы он вообще не работал»), второе — ум, не обремененный мирскими желаниями. образы («внутренняя тишина»), а третий — чувство внутреннего единения с Богом («как огонь горящий и пылающий, который уже никогда не может быть погашен»). [11] Его работы, из которых наиболее важными были De vera contemplatione («Об истинном созерцании») и De septem gradibus amoris («О семи ступенях любви»), были опубликованы в 1848 году в Ганновере ; также «Размышления от зеркала мистика» (1906) и «Die Zierde der geistlichen Hochzeit» (1901). [9]

Почитание и поминовение

[ редактировать ]

После смерти Рейсбрука в 1381 году его мощи бережно хранились, а память его чтилась как память святого . [12] После его смерти истории называли его Экстатическим Доктором или Божественным Доктором , и его взгляды сформировали связь между Друзьями Бога и Братьями общей жизни , идеи, которые, возможно, помогли осуществить Реформацию. [9]

Когда монастырь Грёнендаль был закрыт Иосифом II в 1783 году, его мощи были перенесены в церковь Св. Гудула в Брюсселе, где, однако, они были утеряны во время Французской революции . Рейсбрук был беатифицирован 9 декабря 1908 года Папой Пием X посредством подтверждения культа . [13]

Никакого подлинного портрета Рейсбрука не существует; но на традиционном изображении он изображен в каноническом облачении, сидящим в лесу с планшетом на коленях, каким он и был однажды найден братьями — охваченным экстазом и объятым пламенем, которое окружает, но не пожирает дерево под землей. который он отдыхает.

При Антверпенском университете есть Институт Руусбрука по изучению истории духовности. есть также средняя школа Jan-van-Ruusbroeckollege В Лакене, недалеко от Королевского дворца Бельгии, .

Культурные ссылки

[ редактировать ]

В эпиграфе романа А rebours» « Йориса-Карла Гюисманса 1884 года содержится следующая цитата Рейсбрука: «Я должен радоваться за пределами времени... хотя мир может содрогаться от моей радости и в своей грубости не понимать, что я имею в виду. " В этом романе Гюисманс описывает Рейсбрука как « un mystique du xiii и «мистик тринадцатого века , чья проза представляла собой непонятную, но привлекательную смесь мрачных экстазов, нежных восторгов и неистовой ярости ».) " ("a thirteenth century mystic whose prose presented an incomprehensible but attractive amalgam of gloomy ectasies, tender raptures, and violent rages.")

Рейсбрук упоминается в «Острие бритвы» романе У. Сомерсета Моэма .

Рейсбрук также упоминается в Элизабет Гудж пьесе « Бронте из Хаворта» «Трех пьесах» , Дакворт, Лондон, 1939).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мишель Эркинс. Приорат Грюнендаль . Ратуша. Парк Яна ван Руусброка. Хойлаарт. 2007.
  2. ^ «Веркен» . lib.ugent.be . Проверено 24 августа 2020 г.
  3. Характерная история заключалась в том, что однажды два священника приехали из Парижа, чтобы спросить его мнение об их духовном состоянии, и им сказали: «Вы настолько святы, насколько хотите!» (Введение Эвелин Андерхилл в книги «Украшение духовного брака»; «Сверкающий камень»; «Книга Высшей Истины» . Перевод К. А. Виншенка. Лондон: JM Dent, 1916. стр. 3)
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Бернард Макгинн , Разновидности народного мистицизма (Нью-Йорк: Herder & Herder, 2012), стр. 7.
  5. ^ Розенски, Стивен (2013). « Наказание детей Божьих от рукописи до печати» . Английские этюды . 66 (3): 369–78. дои : 10.3917/etan.663.0369 . Проверено 24 июля 2015 г.
  6. ^ Арбластер, Джон; Фаэсен, Роб (2014). Спутник Иоанна Руусбрукского . Брилл. стр. 243–4. ISBN  9789004270763 .
  7. ^ «[t] Контрапунктом этой чрезвычайно разоблаченной и публичной жизни являются Экхарт и Ян ван Рейсбрук. Они действительно дают мне баланс и - более необходимое чувство юмора». Генри П. ван Дюзен. Даг Хаммаршельд. Биографическая интерпретация маркировок . Фабер и Фабер. Лондон, 1967. стр. 49–50.
  8. ^ «Тем не менее, это единство не является единым, но каждый из тех, кто утвердился в особой благодати и славе, сохраняет в себе единство и свою собственную функцию в соответствии с их собственным достоинством и благородством. силы посредством уз любви». Ян Рейсбрук. Царство любящих Бога . Т. Арнольд Хайд (транс) Кеган Пол. Лондон, 1919. стр. 134.
  9. ^ Перейти обратно: а б с  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Рейсбрук, Джон Ван ». энциклопедия Британская Том. 23 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 947.
  10. ^ Ян Рейсбрук. Царство любящих Бога . Т. Арнольд Хайд (транс) Кеган Пол. Лондон, 1919. стр. 82–83 и 163.
  11. ^ Украшение духовного брака; Сверкающий камень; Книга Высшей Истины . Перевод К. А. Виншенка. Введение и примечания Эвелин Андерхилл. Лондон: Дж. М. Дент, 1916. стр. 89, 94 и 110.
  12. ^ Скалли, Винсент. «Блаженный Джон Рейсбрук». Католическая энциклопедия Том. 13. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  13. ^ «Подтверждение Культа (6)» . newsaints.faithweb.com . Проверено 10 октября 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Современные издания

[ редактировать ]
  • Ян ван Руусбрук: Opera Omnia , изд. Г. де Бэр, 10 томов (Turnhout: Brepols, 1981–2006) [современное критическое издание с латинским изданием Лаврентия Сурия XVI века рядом с английским переводом]
  • Полный Руусбрук , изд. Г. де Бэр и Т. Мертенс, 2 тома (Turnhout: Brepols, 2014) [слегка переработанное издание среднеголландского текста и английский перевод издания 1981–2006 гг.]
  • Существует также однотомное факсимильное издание Кёльнской оперы 1552 года (Gregg Press Limited, Хантс, Англия, 1967).

Старые переводы:

  • Духовные обручения . Пер. Х. Рольфсон, вступление. П. Моммаерса под редакцией Дж. Алаертса. Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса, 1995.
  • Джон Руусбрук. Духовные обручения и другие произведения. Введение и перевод Джеймса А. Уайзмана, OSB, предисловие Луи Дюпре. Махва, Нью-Джерси: Paulist Press, 1985. [Классика западной духовности] {Включает также: «Сверкающий камень» , «Зеркало вечного блаженства » и «Маленькую книгу разъяснений» .} Страницы: xvii, 286.
  • Духовные обручения. Перевод Эрика Колледжа. (Лондон: Фабер и Фабер, 1952) (Перепечатка 1983 года, издательство Christian Classics.)
  • Семь ступеней лестницы духовной любви . Перевод Ф. Шервуда Тейлора, представленный Джозефом Болландом, SJ Лондон: Dacre Press 1944. Страницы: viii, 63.
  • Царство любящих Бога . Пер. Т. Арнольд Хайд. Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трубнер, 1919. Страницы: xvi, 216.
  • Украшение духовного брака; Сверкающий камень; Книга Высшей Истины . Перевод К. А. Виншенка. Введение и примечания Эвелин Андерхилл. Лондон: JM Dent, 1916. {перепечатано как (Лондон: JM Watkins, 1951), а также в факсимиле издания 1916 года как (Felinfach: Llanerch, 1994)}
  • Книга двенадцати беген . Пер. с фламандского Джона Фрэнсиса. Лондон, 1913 год. {Только первые шестнадцать глав.}
  • Отражения от зеркала мистика , пер. Э. Бэйли. Лондон: Томас Бейкер, 1905. {Пер Э.Андерхилл: короткие отрывки, перефразированные на латынь Лаврентием Суриусом (около 1552 г.); однако лучшая версия — «Цветы мистического сада» , пер. автор «CES» Лондон: Уоткинс, 1912 г., который был переиздан как «Цветы мистического сада» , переведенный с французского языка Эрнеста Хелло компанией CES (Felinfach: Llanerch, 1994)}
  • см. Пола Вердейена ниже.

Комментарий

[ редактировать ]
Руусбрук
  • Луи Дюпре , Общая жизнь. Истоки тринитарного мистицизма и его развитие Ян ван Руусбрук . Нью-Йорк: Перекресток, 1984.
  • Пол Моммаерс, Земля внутри. Процесс обладания и одержимости Богом по мнению мистика Яна Ван Рейсбрука . Перевод с голландского Дэвида Н. Смита. Чикаго: Францисканская Геральд Пресс, 1975.
  • Рик Ван Ньювенхов, Ян Ван Руусбрук. Мистический теолог Троицы , Университет Нотр-Дам, 2003 г.
  • Винсент Джозеф Скалли, средневековый мистик. Краткий отчет о жизни и трудах блаженного Джона Рисбрука, регулярного каноника Грюнендаля 1293–1381 гг. н.э.... . Нью-Йорк: Братья Бензигер, 1911. Страницы: xii, 131.
  • Уэйн Тисдейл , «Мистическое богословие Рейсбрука», части 1 и 2. American Benedictine Review 35:82–96, 35:176–193 (1984).
  • Эвелин Андерхилл , Рейсбрук . Лондон: Дж. Белл, 1915. Перепечатка: Кессинджер, 2003. Страницы: ii, 191. Интернет.
  • Поль Вердейен, Руусбрук и его мистицизм , Колледжвилль: Литургическая пресса / Майкл Глейзер, 1994, включает краткую антологию его сочинений; будучи Руусбруком и его мистицизмом (Leuven: Davidfonds 1981) в переводе. Андре Лефевер .
  • Герт Варнар (2007), Руусбрук. Литература и мистицизм в четырнадцатом веке , Брилл, ISBN  978-9004158696
  • Альфред Вотье д'Эгалье, Рейсбрук Замечательный . Перевод Фред Ротвелл. Лондон: JM Dent & Sons, 1925, и EP Dutton, Нью-Йорк, 1925. Перепечатка: Порт Вашингтон, Нью-Йорк: Кенникат, 1969. Страницы: xliii, 326.
    • Пол Моммаерс и Норберт Де Паепе (редакторы), Ян ван Руусбрук: Источники, содержание и продолжения его мистицизма. Лувен: Издательство Левенского университета, 1984. [Mediaevalia Lovaniensia, сер.1, ст.12]
Руусбрец в контексте
  • Джон Арбластер и Роб Фаэзен , спутник Джона Руусброка . Лейден и Бостон: Брилл, 2014.
  • Стефанус Экстерс , Духовность старых Нидерландов . Лондон: Блэкфрайерс, 1954; будучи La духовным des Pays-Bas: l'evloution d'une доктриной mystique (Лувен, 1948), пер. Дональд Аттуотер . {Акстерс фокусируется на Руусбруке.}
  • Хельмут Хацфельд, «Влияние Рамона Луллия и Яна ван Рейсбрука на язык испанских мистиков» Traditio 4: 337–397 (1946).
  • Бернард Макгинн , Разновидности народного мистицизма 1350–1550 гг. (Нью-Йорк: Herder & Herder 2012), главы первая и вторая.
  • Пол Моммаерс и Ян ван Брагт, Мистика, буддизм и христианство. Встречи с Яном ван Руусбруком . Нью-Йорк: Перекресток, 1995. [Исследования Нанзана в области религии и культуры (Нагоя)]
[ редактировать ]

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Блаженный Джон Рейсбрук ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 44920da5bc829e4b7d832a69b763c857__1721228640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/57/44920da5bc829e4b7d832a69b763c857.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John of Ruusbroec - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)