Коммуна
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |

![]() |
Административный дивизии Польши |
---|
Воеводства Поятс ( письмо ) Гмины ( список ) |
Гмина [ ( польский: [ˈɡmina] , множественное число gminy ˈɡminɨ] ) — основная единица административного деления Польши , похожая на муниципалитет . [1] По состоянию на 1 января 2019 г. [update] насчитывалось 2477 гмин По всей стране , охватывающих более 43 000 деревень. Девятьсот сорок гмин включают в себя города и поселки, из которых 302 составляют самостоятельную городскую гмину ( польский : gmina miejska ), состоящую исключительно из отдельного города или одного из 107 городов, последний управляется мэром города ( президент миаста ). [2]
Гмина является основной единицей территориального деления в Польше с 1974 года, когда она заменила меньшую громаду (кластер). Три или более гмини составляют единицу более высокого уровня, называемую повятом , за исключением тех, которые имеют статус города с правами повята . Центром каждого повета является город или поселок, в последнем случае либо городская гмина, либо часть городско-сельской гмины.
Типы [ править ]
Существует три типа гмины:
- 302 городские гмины ( польский : gmina miejska ), состоящие либо из отдельного города, либо из 107 городов , последний управляется мэром города (президент миаста), включая 66 городов с правами повята.
- 638 смешанных городско-сельских гмин ( польск . gmina miejsko-wiejska ), состоящих из города, окрестных деревень и сельской местности; кроме гмины Нове Скалмежице , центр городской и сельской гмины почти всегда находится в городе.
- 1537 сельских гмин ( польский : gmina wiejska ), состоящих только из деревень и сельской местности (иногда из одной деревни).
Некоторые сельские гмины расположены в городе , который сам находится за пределами территории гмины. Например, сельская гмина Августов управляется из города Августов , но не включает город, поскольку Августов является самостоятельной гминой городского типа.
Сто семь городских гмин составляют города, отличающиеся от городов тем, что ими управляет городской голова ( президент миаста ) вместо городского мэра (бурмистрз), причем этот статус автоматически присваивается всем городским гминам с населением более 100 000 человек или лицам, имеющим статус город с правами повета, а некоторым другим разрешено сохранить ранее присвоенный титул по историческим причинам. 66 из 107 городов (включая все воеводские центры и все города с населением более 100 000 человек) имеют особый статус городов с правами повятов (miasto na prawach powiatu). Такой город осуществляет также полномочия и обязанности повята, не принадлежащий ни одному из них; тем не менее, он все еще может быть резиденцией обычного повята, хотя и не принадлежащий ему административно (поэтому такой повят часто имеет форму «пончика»). В таких городах функции повятных органов выполняют органы городской гмины.
Полный список всех гмин в Польше см. в разделе «Список польских гмин» .
Правительство [ править ]
Польские гмины действуют под властью мэра и совета .
Законодательным и надзорным органом каждой гмины является выборный муниципальный совет ( rada gminy ), в городской-сельской гмине он называется городским и гминным советом ( rada miasta i gminy ), а в городской гмине он называется городским/городским советом. ( рада миаста ).
Любые местные законы, признанные не соответствующими национальным законам, могут быть признаны недействительными соответствующим воеводой , чьи решения могут быть обжалованы в административном суде. Решения по отдельным делам, в свою очередь, могут быть обжалованы в квазисудебных органах, называемых апелляционными советами местных органов власти , а их решения могут быть обжалованы в административном суде.
Исполнительная власть в муниципалитете принадлежит непосредственно избираемому должностному лицу, называемому wójt в сельских гминах, городским мэром ( burmistrz ) в городских-сельских и большинстве городских гмин, в состав которых входят города, или городским мэром ( prezydent miasta ) в 107 городских гминах. содержащие города, статус автоматически присваивается всем городским гминам с населением более 100 000 человек или тем, кто имеет статус города с правами повята, а некоторым другим разрешено сохранить ранее присвоенный титул по историческим причинам. Мэр города может подвергаться тщательному изучению или отказу в финансировании его/ее проектов со стороны совета, но он не несет перед ним политической ответственности и не требует его доверия, чтобы оставаться на своем посту; поэтому сожительство не является редкостью.
В городе с правами повята городской голова дополнительно имеет полномочия и обязанности исполнительного совета повята и старосты , а городской совет имеет полномочия и обязанности повятового (уездного) совета; тем не менее оба избираются в соответствии с правилами муниципальных выборов, а не правилами, применимыми к выборам в округах.
Референдум об отзыве может быть инициирован либо в отношении войта/мэра города/мэра города, либо в отношении муниципального совета посредством петиции, поддержанной не менее 1/10 имеющих право голоса избирателей, но явка на референдуме об отзыве должна составлять не менее 3/ 5 от числа людей, проголосовавших на первоначальных выборах, чтобы референдум был действительным и обязательным. Кроме того, премьер-министр Польши может приостановить деятельность выборных органов любого муниципалитета в случае продолжающихся нарушений закона или халатности , в результате чего в таком случае муниципалитет будет помещен под опеку .
Гмина может создавать вспомогательные подразделения ( jednostki pomocnicze ), которые играют подчиненную административную роль. В сельской местности они называются солектва , в городах они могут быть дзельнице или оседла , а в городской-сельской гмине сам город может обозначаться как вспомогательная единица. Единственная гмина, которая по закону обязана иметь вспомогательные подразделения, - это Варшава , которая с 2002 года разделена на 18 районов, осуществляющих некоторые переданные полномочия, хотя и не считающихся отдельными образованиями.
задачи цели и Административные
Каждая гмина выполняет два класса задач:
- собственные задачи – общественные задачи, выполняемые гминой в качестве присущей ей исключительной компетенции и финансируемые за счет собственных средств, которые служат удовлетворению потребностей общины.
- порученные задачи - задачи центрального правительства, полностью или частично делегированные гминам, вместе с соответствующей обязательной государственной субсидией для их поддержки.
Задачи также можно разделить еще на две категории:
- обязательный - когда муниципалитет не может воздержаться от выполнения задач и должен создать бюджет для их выполнения, чтобы предоставить жителям основные общественные блага.
- факультативно – когда муниципалитет может осуществлять их в соответствии с имеющимися бюджетными средствами, исходя только из конкретных местных потребностей (под собственную ответственность и бюджет гмины).
Собственные задачи [ править ]
Собственные задачи включают в себя такие вопросы, как пространственная гармония, управление недвижимостью, охрана окружающей среды и сохранение природы, управление водными ресурсами, проселочные дороги, улицы общего пользования, мосты, площади и системы дорожного движения, системы и источники водоснабжения, канализация, удаление городских отходов, очистка воды, поддержание чистоты и порядка, санитарные помещения, свалки и коммунальные отходы, снабжение электрической и тепловой энергией и газом, общественный транспорт, здравоохранение, социальное обеспечение, дома престарелых, субсидированное жилье, государственное образование, объекты культуры, включая публичные библиотеки и другие учреждения культуры, сохранение и защита исторических памятников, спортивные сооружения и туризм, включая площадки и устройства для отдыха, торговые площади и крытые рынки, зеленые насаждения и общественные парки, общественные кладбища, общественный порядок и безопасность, защита от пожаров и наводнений с обслуживанием и хранением оборудования, поддержание объекты и устройства коммунально-бытовых и административных зданий, семейная политика, в том числе социальная поддержка беременных женщин, медицинская и юридическая помощь, поддержка и популяризация инициатив самоуправления и сотрудничества внутри гмины, в том числе с неправительственными организациями, взаимодействие с региональными сообщества из других стран и т.д.
Заказные задачи [ править ]
Порученные задачи охватывают оставшиеся общественные задачи, вытекающие из законных потребностей государства, порученные центральным правительством для реализации единицам местного самоуправления. Передача задач осуществляется на основании подзаконных актов, уставов и положений или путем соглашений между единицами самоуправления и центральным государственным управлением.
Общее количество gminy по типам [ править ]
Количество гмин по воеводствам | |||||||||||||||||
воеводство | ЛС | КП | ЛБЛ | фунты стерлингов | ЛД | LP | РС | НА | СК | ПД | ПМ | СЛ | СВК | ВМ | врач общей практики | WP | Польша |
Городская коммуна | 36 | 17 | 20 | 9 | 18 | 15 | 35 | 3 | 16 | 13 | 25 | 49 | 5 | 16 | 19 | 11 | 307 |
Городско-сельские коммуны | 55 | 35 | 22 | 33 | 25 | 43 | 50 | 32 | 31 | 24 | 17 | 22 | 26 | 33 | 90 | 52 | 588 |
Сельская община | 78 | 92 | 171 | 41 | 134 | 124 | 229 | 36 | 113 | 81 | 81 | 96 | 71 | 67 | 117 | 51 | 1,584 |
Всего коммун | 169 | 144 | 213 | 83 | 177 | 182 | 314 | 71 | 160 | 118 | 123 | 167 | 102 | 116 | 226 | 114 | 2,479 |
из них: сельские гмины с местонахождением за пределами гмины | 14 | 13 | 17 | 5 | 15 | 9 | 15 | 0 | 12 | 12 | 13 | 0 | 1 | 15 | 11 | 8 | 160 |
Сокращения, используемые для воеводств:
LS: Нижнесилезское воеводство, KP: Куявско-Поморское воеводство, LBL: Люблинское воеводство, LBS: Любушское воеводство,
LD: Лодзинское воеводство, LP: Малопольское воеводство, MS: Мазовецкое воеводство, OP: Опольское воеводство,
SK: Подкарпатское воеводство, PD: Подляское воеводство, PM: Поморское воеводство, SL: Силезское воеводство,
ŚWK: Свентокшиское воеводство, WM: Варминско-Мазурское воеводство, GP: Великопольское воеводство, WP: Западно-Поморское воеводство.
Самый большой и самый маленький гмини [ править ]
САМЫЙ БОЛЬШОЙ | Население (оценка 2006 г.) | Площадь земли в км 2 | Плотность населения за км 2 |
---|---|---|---|
Городской | Варшава (1 697 596) | Варшава (517,22) | Свентохловице (4 156,80) |
Деревенский | Гмина Хелмец (24 344) | Гмина Валч (574,89) | гмина Бучковице (542,70) |
Городско-сельский | Гмина Пясечно (61 525) | гмина Пиш (633,69) | гмина Воломин (801,69) |
Город в городской и сельской гмине | Коммуна Ниса : Ниса (47 545) | гмина Щитна : Щитна (80,38) | Сважендз гмина : Сважендз (3 469,23) |
Сельская часть городской-сельской общины | Гмина Величка : сельская часть (28 864) | гмина Пиш : сельская часть (623,61) | гмина Свенники-Гурне : сельская часть (407,86) |
МАЛЕНЬКИЙ | Население (оценка 2006 г.) | Площадь земли в км 2 | Плотность населения за км 2 |
Городской | Крыница Морская (1364) | Горово Илавецкие (3,32) | Крыница Морская (11,74) |
Деревенский | Коммуна Сисна (1663) | гмина Джейковице (7,59) | Лютовиска Коммуна (4,63) |
Городско-сельский | Коммуна Нове Варпно (1559) | гмина Свентники-Гурне (20.35) | Коммуна Нове Варпно (7,88) |
Город в городской и сельской гмине | Гмина Высмежице : Высмежице (892) | Ставишин гмина : Ставишин (0,99) | Суражская гмина : Сураж (28/94) |
Сельская часть городской-сельской общины | Гмина Нове Варпно : сельская часть (363) | гмина Сухеднюв : сельская часть (15,54) | Гмина Нове-Варпно : сельская часть (2/09) |
Ссылки [ править ]
- Официальный отчет Центрального статистического управления Польши от 1 января 2006 г. (стр. 49–151, на польском языке)
Внешние ссылки [ править ]
