Беде БД-5
БД-5 | |
---|---|
![]() | |
Роль | Самодельный |
Производитель | Молитесь Авиация |
Дизайнер | Джим Беде |
Первый полет | 12 сентября 1971 г. |
Введение | 1970-е годы |
Статус | ~150 летных, ~30 летных (по состоянию на 2002 г.) |
Bede BD-5 Micro — это серия небольших одноместных самодельных самолетов, созданных в конце 1960-х годов американским авиаконструктором Джимом Беде и представленных на рынке в основном в виде комплектов ныне несуществующей авиастроительной корпорацией Bede Aircraft Corporation в начале 1970-х годов.
БД-5 имеет небольшой обтекаемый фюзеляж, удерживающий полуоткинутого пилота под большим фонарем, двигатель установлен в отсеке в середине фюзеляжа, а также винтовой двигатель - или реактивный двигатель у БД-5J. вариант – монтируется сразу в задней части кабины. Сочетание внешнего вида, напоминающего истребитель, и относительно низкой стоимости привело к тому, что BD-5 было продано более 5000 комплектов или планов, при этом примерно 12 000 заказов было получено на предлагаемую заводскую версию, сертифицированную FAA . [ 1 ] Однако немногие из комплектных версий были фактически завершены из-за банкротства компании в середине 1970-х годов, и ни одна из заводских моделей «D» не была произведена из-за неспособности найти надежный двигатель для этой конструкции.
Всего было выпущено всего несколько сотен комплектов БД-5, хотя многие из них до сих пор годны к полетам. Версия BD-5J является рекордсменом самого маленького реактивного самолета в мире: ее вес составляет всего 358,8 фунта (162,7 кг). [ 2 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Концепция Микро
[ редактировать ]Разработка «Micro» началась еще в 1967 году, когда Джим Беде был вдохновлен Schleicher ASW 15 . Вместе со своим главным конструктором Полом Гриффином они создают предварительные проекты того, что впоследствии станет BD-5. Однако в то время Беде работал над Bede BD-4 . [ 3 ]
Серьезная работа над Micro началась в 1970 году, а в конце того же года всерьез началось строительство прототипа. [ 3 ] В то время как BD-4 выглядел довольно традиционно, Micro имел радикальный дизайн. Это чрезвычайно маленькая одноместная конструкция, больше похожая на реактивный истребитель, чем на типичный самолет авиации общего назначения , с пилотом, сидящим в полуоткинутом положении под большим из плексигласа куполом , напоминающим истребитель, всего в нескольких дюймах над головой пилота. [ 4 ] За кабиной находился отсек, в котором размещался двухцилиндровый воздушного охлаждения мощностью 40 л.с. (30 кВт ; 41 л.с. ). поршневой двигатель [ а ] привод толкающего винта . [ 5 ]
Для улучшения характеристик самолет имел V-образное хвостовое оперение и убирающееся шасси для уменьшения лобового сопротивления . Расчетное сопротивление было настолько низким, что к крылу были добавлены разделенные закрылки и интерцепторы, чтобы улучшить замедление при посадке. По-видимому, это было первое применение спойлеров на легком самолете. [ 6 ] Низкое сопротивление означало отличную производительность; Ожидалось, что с двигателем мощностью 40 л.с. он достигнет «почти» 200 миль в час (320 км/ч), [ 3 ] в то время как более крупный двигатель мощностью 55 л.с. (41 кВт ; 56 л.с. ) позволял ему летать со скоростью 200 миль в час с крылом «B» длиной 21 фут 6 дюймов (6,55 м) и иметь дальность полета 1215 миль. [ 5 ] С более коротким крылом «А», 14 футов 3 дюйма (4,34 м), он будет полностью пилотажным и будет иметь немного более высокую максимальную скорость. При желании строители могли купить оба крыла, поменяв их примерно за 10 минут.
Помимо простоты управления, BD-5 также должен был быть простым в сборке и эксплуатации. Фюзеляж панелей из был построен в основном из стекловолокна на алюминиевой раме, что сократило время строительства всего до нескольких сотен часов. Хотя ранние конструкции требовали сварки в области шасси, планировалось, что в комплектных версиях ее можно будет убрать, поэтому для сборки не потребуется никаких специальных инструментов или навыков. [ 7 ] [ б ] Даже стоимость эксплуатации будет чрезвычайно низкой, обеспечивая топливную экономичность 38 миль на галлон США (16 км/л). Со снятыми крыльями самолет можно было упаковать в небольшой специальный трейлер, который можно было отбуксировать на машине для хранения в гараже, а оттуда на любую подходящую ровную площадку для взлета. [ 4 ] [ 8 ]
Беде опубликовал информационный буклет о BD-5 в ноябре 1970 года. В этот момент появилось несколько очень положительных журнальных статей. На обложке октябрьского номера журнала Science & Mechanics за 1971 год был указан BD-5 по цене 1950 долларов. В соответствующей статье была показана конструкция оригинального прототипа с многочисленными заявлениями о том, насколько легко его было построить. В августовском номере журнала Popular Science за 1973 год также упоминался этот самолет, хотя цена была указана в 2965 долларов с двигателем мощностью 40 л.с. [ 9 ] «Миниатюрный истребитель» вызвал большой спрос. Как выразился один автор: «Еще до того, как самолет впервые оторвался от земли, мысли о полете на гладком самолете в форме пули с толкающим винтом стимулировали воображение почти каждого, кто слышал об этой программе». [ 3 ]
24 февраля 1971 года был принят первый депозит в размере 200 долларов для резервирования «места в очереди» на получение комплекта. [ 3 ] с целевой датой отгрузки 24 мая 1972 года. [ 10 ] К августу 1971 года было принято 800 депозитов, хотя первый прототип БД-5 еще не прошел испытания на высокоскоростном рулеже. К концу года компания приняла более 4300 заказов, что сделало ее одним из самых популярных проектов самолетов общего назначения в современной истории. [ 3 ]
Летные испытания
[ редактировать ]N500BD
[ редактировать ]
Прототип N500BD совершил непродолжительный полет 12 сентября 1971 года, оснащенный двигателем Polaris Industries снегоходным мощностью 36 л.с. (27 кВт; 36 л.с.) . Это произошло через шестнадцать месяцев после того, как были приняты депозиты, что вызвало некоторое недовольство в прессе. [ 3 ]
Устойчивость . самолета с оригинальным V-образным оперением была в лучшем случае незначительной и явно нуждалась в доработке При оригинальном фюзеляже из стекловолокна это был трудоемкий процесс, поэтому было принято решение перейти на цельнометаллический фюзеляж с компонентами, включающими сложные кривые, изготовленные с использованием гидроформованного авиационного алюминиевого сплава. Их можно относительно легко изменить в ходе цикла тестирования. Это также имело экономический смысл: по мере поступления заказов 30 000 долларов на инструменты будут распределены по тому, что теперь представляло собой большой портфель заказов. [ 3 ]
К декабрю 1971 года оснастка для нового фюзеляжа уже находилась в разработке. У самолета теперь был более длинный и заостренный нос, тогда как N500BD был создан по образцу ASW 15 и имел более округлую, яйцеобразную форму спереди. Пока эта работа продолжалась, Беде продолжал экспериментировать с модификациями хвостового оперения , в конечном итоге отказавшись от V-образного оперения в пользу более традиционной компоновки руля направления и горизонтального стабилизатора с сильно стреловидными поверхностями. Дальнейшие испытания N500BD показали столкновение потоков между горизонтальными поверхностями и винтом, и для исправления этого стабилизатор был поднят на шесть дюймов, разместив его примерно посередине задней части фюзеляжа. [ 3 ]
N501BD
[ редактировать ]Первый образец нового фюзеляжа прибыл в марте 1972 года и был оснащен новым двигателем Kiekhaefer Aeromarine, который Беде видел на авиашоу в Ошкоше в 1971 году. Законченный как N501BD , многочисленные небольшие задержки не позволили ему летать до 11 июля 1972 года. Эти полеты продемонстрировал сохраняющиеся проблемы со стабильностью тангажа; после краткого рассмотрения вопроса о цельноповоротном стабилизаторе он был снова перепроектирован, увеличив площадь и меньшую стреловидность, став гораздо более традиционной компоновкой. [ 11 ]
Программа стала слишком большой, чтобы Беда мог справиться с ней в одиночку. В марте 1972 года он нанял Берта Рутана возглавить отдел летных испытаний, к которому вскоре присоединился Лес Бервен в качестве главного летчика-испытателя. [ 3 ] Они взяли на себя разработку, предоставив Беде больше времени для работы над бизнес-вопросами. мощностью 40 л.с., 440 куб.см (27 куб.см) Это оказалось достаточно трудным, поскольку Кихафер и Беде не смогли прийти к соглашению о поставках, что вынудило его перейти на аналогичную конструкцию Hirth Motoren , а затем выбрать более крупный двигатель мощностью 55 л.с., 650 куб. ) Вместо этого Хирт. [ 3 ]
В ходе тестирования обнаружилось несколько дополнительных проблем. Усилия на рукояти были очень низкими, но эту проблему легко решить, увеличив выступы сервопривода на 50 %. Еще более тревожным событием было то, что у всех двигателей были проблемы со смесью из-за изменений частоты вращения или нагрузки, что приводило к неровной работе двигателя. В августе, когда Беде демонстрировал BD-5 (N501BD) ФАУ, чтобы получить разрешение на полет в Ошкоше, у него заклинило двигатель. При резком приземлении самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы, повредив переднюю стойку шасси. Неправильная смесь была идентифицирована как причина второго крушения N501BD в сентябре 1972 года, когда сломался контроль смеси, и Бервену пришлось выполнить еще одну вынужденную посадку . [ 3 ] В результате приземления были повреждены все шасси и фюзеляж.
Поскольку N502BD решили не ремонтировать должен был быть готов через два месяца, N501BD , и его испытания завершились примерно через 30 часов налета. [ 3 ]
N502BD
[ редактировать ]N502BD столкнулся с собственными проблемами. В ранних моделях использовалась система ременной передачи с регулируемой скоростью для передачи мощности от двигателя на карданный вал. Его удалили из N502BD , и во время испытаний на руление внезапно начались серьезные проблемы с вибрацией. [ 3 ] Были вызваны эксперты, [ 12 ] муфта свободного хода и дополнительные подшипники , для устранения проблемы добавлены [ 12 ] но только 26 марта 1973 года N502BD совершил полет. [ 3 ] С тех пор программа испытаний, казалось, прошла более гладко. [ 13 ] хотя этот самолет также дважды приземлился с мертвой ручкой, одна из них произошла из-за пережатия топливопровода, когда за самолетом наблюдал автор Popular Science , [ 4 ] и еще один из-за металла в цилиндре нового двигателя. [ 3 ]
К моменту завершения программы испытаний самолет претерпел серьезные изменения. Одной из жертв программы стало более короткое крыло «А», которое, как показали расчеты, улучшит характеристики только на скоростях, очень близких к V max (наивысшая доступная скорость). Летные испытания также показали, что скорость сваливания с крылом меньшего размера была явно высокой. Разделенные закрылки и спойлеры также исчезли. фонаря и кабины Изменились размеры , самолет получил новые системы шасси, совершенно новое хвостовое оперение. Расчетная максимальная скорость также была снижена на 10%. [ 3 ]
Однако самым большим изменением стал двигатель. Первоначальные планы по использованию модели мощностью 40 л.с. оказались явно недостаточно мощными, хотя какое-то время они все еще предлагались. Именно потребность в большей мощности, которая могла бы поместиться в очень маленький моторный отсек, потребовала использования высокооборотного двухтактного двигателя , и было доступно несколько примеров такой конструкции в желаемом классе мощности. Кроме того, двухтактные двигатели очень плавно работают на высоких оборотах, но имеют серьезные проблемы с плавной работой на низких оборотах. Даже после нескольких месяцев усилий конструкции Хирта показали грубую работу и высокую минимальную выходную мощность на холостом ходу. Двухтактные двигатели также имеют высокий расход топлива, и ожидалось, что более крупные двигатели будут сжигать от 4,5 до 5,5 галлонов в час. [ 14 ]
К этому моменту казалось, что базовый проект был завершен, и Беде переключил свое внимание на другие проекты. Одним из них был BD-5J с реактивным двигателем, скорость которого повысилась до 305 узлов (565 км/ч; 351 миль в час). [ 1 ] Была попытка обойти проблему с двигателем на планере BD-5S (S для планера) с удлиненными крыльями и без двигателя, что побудило журнал Air Progress саркастически отметить: «Наконец-то появился BD-5 без проблем с двигателем. " [ нужна ссылка ] Эта версия планера не летала хорошо, и проект был свернут. Также велись некоторые работы над БД-6, по сути, уменьшенным одноместным БД-4. Была некоторая критика в отношении того, что Беде следовало заняться базовым BD-5, а не переходить к другим проектам. [ 3 ] Беде также решил добиться сертификации FAA для BD-5D как серийного самолета и продать его целиком, и начал брать за эту модель залог в размере 600 долларов.
Начало поставок
[ редактировать ]К середине 1973 года базовый проект был завершен, а оснастка запущена в производство. Теперь, спустя два с половиной года после того, как начали принимать депозиты, двигатели были единственной деталью, задерживающей поставки, поэтому Беде предложил отправить комплект вместе с двигателем. Это был довольно привлекательный вариант; это означало, что строитель мог приступить к работе и, как мы надеемся, завершить сборку планера к моменту прибытия двигателя, что ожидалось в сентябре 1973 года. [ 6 ] Многие строители воспользовались предложением компании только для того, чтобы получить неполные комплекты и планы. [ 15 ]
Первоначально предлагались все три двигателя Хирта; Строители могли оставить двигатель мощностью 40 л.с. или «обменять» его на 55 или 70 л.с. (52 кВт ; 71 л.с. ). Последний, который Беде разработал вместе с Хиртом, теперь считался базовым двигателем для самолета; с исходной мощностью 40 л.с. самолет оказался недостаточно мощным. В информационном бюллетене для потенциальных владельцев в конце 1973 года Беде предложил модель мощностью 70 л.с. и не рекомендовал использовать двигатели меньшего размера. [ 16 ] Цены росли в течение 30 месяцев с момента первого принятия депозитов. Первоначально цена составляла 1799 долларов, но базовая цена была поднята до 2599 долларов за Hirth мощностью 55 л.с., а владельцам предлагалась «компенсация» на разницу в цене, если они заказывали самолет с оригинальным двигателем мощностью 40 л.с.
Когда наступил 1974 год, двигатели все еще не поставлялись в достаточном количестве, хотя некоторые из них начали поступать в начале того же года. В этот момент компания Hirth неожиданно обанкротилась после того, как было отгружено около 500 двигателей. В очередной раз на БД-5 отсутствовал подходящий двигатель, но на этот раз поиски замены закончились разработкой Zenoah из Японии. Разработка этого двигателя была длительной, и в конечном итоге он не был сертифицирован для экспорта до 1978 года, хотя в то время этого не предполагалось. [ 17 ]
Тем временем Беде придумал еще одно новое решение проблемы перевода пилотов на новый самолет. Они взяли образец без двигателя и прикрепили его к передней части пикапа на трапеции, прикрепив к рычагу управления дроссельной заслонкой пилота. Пилоты могли без опаски тестировать самолет – в случае возникновения проблемы водитель грузовика просто нажимал на тормоза. [ 18 ] Его назвали «Грузовик-самолет», и Джим Беде получил патент США на эту конструкцию. [ 19 ]
Поставки прекращаются, Беде банкротство
[ редактировать ]После того, как более 5100 комплектов были доставлены потенциальным строителям, поставки комплектов также прекратились. Хотя на тот момент компания фактически обанкротилась , работа над БД-5Д продолжалась некоторое время. О банкротстве стало официально в 1979 году, когда проект БД-5 уже давно умер. В ходе процедуры банкротства выяснилось, что деньги, якобы использованные для создания комплектов, вместо этого были потрачены на множество других проектов. В результате Беде подписал постановление с Федеральной торговой комиссией о прекращении приема залогов за самолеты сроком на 10 лет. [ 20 ]

Многие владельцы хранили, бросали или продавали свои неполные комплекты, но несколько сотен стойких строителей доработали их с помощью различных двигателей с установками, разработанными третьими сторонами и бывшими дилерами Bede Aircraft. Поиск двигателя был лишь одной проблемой. Время на постройку самолета было намного дольше заявленного; по первоначальным оценкам компании, это от 600 до 800 часов. [ 3 ] но пользователи оценили его в 3500 часов. Частично это было связано с необходимостью встроить выбранный ими двигатель в планер, разработанный для Хирта, которого больше не было в наличии. Кроме того, методы строительства несколько улучшились по сравнению с ранними проектами Беде, но для крепления панелей по-прежнему требовалось сверление, удаление заусенцев, углубление, снова сверление и снова удаление заусенцев для каждой заклепки. При оригинальной конструкции смешанной конструкции это было бы не такой уж сложной задачей, но при использовании цельнометаллической версии это отнимало чрезвычайно много времени. [ 21 ] Хотя Беде утверждал, что самолет может собрать кто угодно в гараже, строители в целом согласны с тем, что сборка без надлежащих технологий строительства может привести к созданию потенциально опасного самолета. Один из способов решить эту проблему — использовать набор правильно расположенных приспособлений для выравнивания и сверления направляющих отверстий для планера, крыльев и других компонентов. [ 22 ] По всем этим причинам прошло некоторое время, прежде чем начали появляться законченные BD-5. [ 23 ]
Кроме того, некоторые комплекты поставлялись с недостающими деталями, что еще больше добавляло путаницы. [ 22 ] Все это привело к тому, что наборы стали продаваться по распродажным ценам, хотя это позволило строителям собрать комплекты по выгодным ценам. [ 10 ]
Полет начинается
[ редактировать ]Хотя Беде предлагал использовать крылья B, [ 16 ] самые ранние комплекты поставлялись только с короткими крыльями «А». Все четыре самолета, оснащенные этими крыльями, разбились при первом полете: три при взлете и один при посадке. В трёх из четырёх авиакатастроф пилоты погибли. Из первых 25 построенных самолетов с крыльями «А» и «В» 14 разбились, 9 человек погибли. [ 24 ]
Даже когда экземпляры с крыльями «B» были построены, показатели безопасности существенно не улучшились. Было обнаружено, что несколько аварий БД-5Б произошли из-за отказа двигателя при взлете, как из-за сочетания «странных» двигателей, так и из-за постоянных проблем с охлаждением. [ 25 ] Причина такой проблемы с BD-5 двоякая: высокая линия тяги означает, что отказ двигателя немедленно приводит к неожиданному (для большинства пилотов) изменению положения носа вверх. Пилоты, которые сначала не управляют самолетом, а затем пытаются перезапустить двигатель, неизбежно глохнут с соответствующими последствиями. Ситуация усугублялась тем фактом, что оригинальное крыло имело очень резкий срыв с небольшим предупреждением и неприятную тенденцию к резкому крену . [ 21 ] Что еще хуже, проблема усугублялась задокументированной производственной ошибкой в некоторых обшивках крыльев, поставляемых производителям комплектов. Достаточно малый разброс центра тяжести добавлял проблем с правильной балансировкой самолета.
Дальнейшие разработки
[ редактировать ]С закрытием Bede Aircraft Company BD-5 оказался в своего рода подвешенном состоянии, пока строители завершали работу над своими комплектами. Возникшие на раннем этапе проблемы с безопасностью и необходимость адаптации подходящего двигателя усугубили задержки. Однако в течение следующих нескольких лет решения большинства этих проблем были найдены в той или иной форме. Также было внесено множество других изменений для улучшения исходного дизайна.
Проблема поиска подходящего двигателя мощностью 60–70 л.с. (45–52 кВт; 61–71 л.с.), но весом менее 100 фунтов (45 кг), была серьезной проблемой в 1970-х годах, но сегодня существует ряд нестандартных моделей. -полочные конструкции в этом классе. Широко доступный Rotax 582 представляет собой двигатель мощностью 65 л.с. (48 кВт; 66 л.с.) и весом 80 фунтов (36 кг) в стандартной конфигурации, почти специально созданный для BD-5. Другие двигатели, успешно используемые в BD-5, включают Subaru EA-81 , Honda EB1 и EB2 (с турбонаддувом и без него), Hirth 2706 , AMW 225-3 и 2SI 808 . BD-5A, оснащенный Rotax 618 UL мощностью 74 л.с. (55 кВт ; 75 л.с. ), двухтактным двухцилиндровым двигателем [ 26 ] двигатель с водяным охлаждением [ 27 ] удерживает текущий рекорд скорости класса FAI C-1a / 0 (самолеты массой менее 660 фунтов (300 кг)) - 351 км / ч (190 узлов; 218 миль в час).
Проблемы с резким сваливанием в основном решал Гарри Риблетт , конструктор профиля, который задокументировал процедуру небольшого изменения профиля корневой части крыла, что смягчило реакцию сваливания самолета без какого-либо значительного ухудшения характеристик. [ 28 ] Репрофиль создает и другие уникальные проблемы, связанные со способом его нанесения на верхнюю поверхность крыла: по сути, приклеивание пенопласта к алюминиевой обшивке и покрытие стекловолокном. Аналогичным образом, проблема небольшого диапазона центра тяжести с тех пор была решена с помощью комплектов удлинения фюзеляжа на 5,5–13 дюймов (14–33 см).
Было создано несколько компаний, чтобы помочь строителям комплектовать свои комплекты, и многие модификации послепродажного обслуживания были включены в эти услуги. По состоянию на 2015 год [update], BD-Micro Technologies из Силетца, штат Орегон, продолжает предлагать поддержку в сборке комплектов, включая новые комплекты, включающие (опционально) все эти модификации и оснащенные двигателем Rotax 582 мощностью 64 л.с. (48 кВт) или Hirth 2706 мощностью 65 л.с. (48 кВт). двухтактный двигатель и даже БД-5Т , турбовинтовой вариант с турбиной Microturbo TRS 18, приводящей в движение двигатель с механическим управлением. винт изменяемого шага. [ 29 ] [ 30 ] Компания Alturair, Inc. из Сан-Диего, Калифорния, также предлагает обширный спектр услуг по запчастям и помощи в строительстве, а также комплекты для моделей BD-5B и BD-5G. [ 31 ]
С тех пор компания Bede Aircraft была реформирована и работает над несколькими новыми проектами. Перед своей смертью в 2015 году Беде намекнул на двухместный тандемный вариант самолета, получивший название «Супер БД-5», с использованием сертифицированного авиационного двигателя и ряда модификаций и усовершенствований, но не более чем предварительный чертеж проекта так и не был представлен. сделал доступным. [ 32 ]
Реактивный БД-5Ж
[ редактировать ]

Пока проходили испытания новый двигатель Хирта, Беде решил создать вариант BD-5 с небольшим реактивным двигателем . Результатом стал изящный BD-5J (также известный как «Acrostar Jet»). [ 33 ] ), самолет со скоростью 300 миль в час (260 узлов; 480 км / ч). В конструкции использовался турбореактивный двигатель PBS Velká Bíteš PBS TJ100 с тягой 337 фунтов (1,5 кН). [ 34 ] [ 35 ] и турбореактивный двигатель Sermel TRS-18-046 с тягой 225 фунтов силы (1,00 кН ) и который использовался в Caproni сертифицированного конструкции мотопланера, . Оригинальные двигатели Sermel производились по лицензии компанией Ames Industrial в США. Крыло было модифицировано до «промежуточного» размера между исходными крыльями A и B с размахом 17 футов (5,2 м).
Была предпринята попытка заинтересовать Aeronca в коммерческом производстве BD-5J. Комплект был отправлен в компанию Aeronca, но после его сборки они отказались - как сообщается, потому, что у него было слишком много проблем, слишком много рисков и его было слишком сложно построить - и Aeronca вернула собранный корабль Беде. [ 36 ]
Боб Бишоп приобрел 20 комплектов BD-5J, как только они появились, и многие летающие экземпляры начали свою жизнь именно с этой партии из 20. Версии из исходной партии стали популярными на авиашоу. На протяжении 1980-х и до 1991 года компания Coors летала на двух из них под названием «Серебряные пули». У компании Budweiser также был BD-5J под названием Bud Light Jet , но срок действия этого контракта давно истек, и самолет был потерян в результате пожара в моторном отсеке, из которого Бишоп успешно спасся. Самолет также появился во вступительной части о Джеймсе Бонде фильма «Осьминожка» (1983). [ 37 ]
Многие из этих самолетов с тех пор попали в аварии. Потеря Bud Light Jet произошла из-за неправильно заданного устройства подачи топлива, которое лопнуло в полете и привело к распылению топлива прямо в моторный отсек. Топливо воспламенилось при контакте с горячими компонентами двигателя, заставив пилота менять скорость на высоту, набирать высоту и катапультироваться. Затем самолет вошел в штопор и врезался в землю, но оказался достаточно целым, чтобы можно было относительно быстро определить причину пожара. 16 июня 2006 года во время подготовки к авиашоу в аэропорту Карп в Оттаве, Онтарио , Канада, Скотт Мэннинг разбился со смертельным исходом на своем «Стингере Джет», одном из последних самолетов BD-5J, оставшихся на авиашоу. В отчете Совета по безопасности на транспорте Канады вероятная причина крушения связана с неправильной установкой правого крыла, из-за которой закрылок на этом крыле внезапно убрался в полете и создал состояние «расщепленного закрылка». Самолет перекатился вправо, и Мэннинг не смог вовремя прийти в себя. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] 1 мая 2013 года Гвидо Германн погиб при попытке аварийной посадки на своем BD-5J, которым он управлял в составе команды Red Bull Flying Bulls . [ 41 ]
Примерно с 2004 года BD-5J используется на арене национальной безопасности. Самолет сертифицирован Министерством обороны США в качестве суррогата крылатой ракеты , при этом компания Bishop's Aerial Productions предлагает версию, известную как Smart-1 (малая пилотируемая воздушная радиолокационная мишень, модель 1). [ 42 ] Возвратность радара и общие характеристики делают его полезным помощником в отработке тактики защиты от нестелсных дозвуковых крылатых ракет. 27 июня 2006 года, управляя одним из этих самолетов, пилот Чак Лишер, многоопытный профессиональный пилот авиашоу, погиб, врезавшись в деревья на конечном заходе на посадку в муниципальный аэропорт Оушен-Сити в Оушен-Сити , штат Мэриленд . [ 43 ] Расследование Национального совета по безопасности на транспорте установило, что самолет вернулся на посадку с большим количеством топлива, чем рекомендовано для нормальных полетов, и пилот не смог поддерживать скорость, что привело к сваливанию и последующему удару недалеко от взлетно-посадочной полосы. [ 44 ]
BD-5J также удерживает рекорд Гиннеса как самый маленький реактивный самолет в мире уже более 25 лет. Первоначально Бишоп установил рекорд на одном из своих самолетов, а в ноябре 2004 года рекорд перешел к Хуану Хименесу, чей BD-5J весил пустым 358,8 фунтов (162,7 кг), что на 80 фунтов (36 кг) легче, чем у Бишопа и самый легкий задокументированный вес для BD-5. [ 45 ]
Варианты
[ редактировать ]- БД-5
- Серийный прототип и начальная комплектация самолета с коротким размахом крыла.
- БД-5А
- Версия с коротким размахом крыльев и крыльями длиной 14 футов 3 дюйма (4,34 м), настроенными для высоких скоростей и фигур высшего пилотажа.
- БД-5Б
- Серийные комплекты с главным поршневым двигателем и крыльями, удлиненными до 21 фута 6 дюймов (6,55 м). Комплекты все еще доступны в 2011 году. [ 31 ]
- БД-5Д
- Заводские версии БД-5Б.
- БД-5Г
- Серийный комплект с поршневым двигателем, размахом крыла 17 футов (5,2 м) и полной массой 660 фунтов (299 кг). Комплекты все еще доступны в 2011 году. [ 31 ]
- БД-5Дж
- Версия с реактивным двигателем. Оснащен двигателем PBS TJ100 с тягой 337 фунтов силы (1500 Н) и массой 38,8 фунтов (17,6 кг). [ 35 ] [ 34 ]
- БД-5С
- Версия планера с увеличенным размахом крыла. Летные испытания оказались разочаровывающими, и дальнейшие работы были прекращены.
- БД-5Т
- Модернизация турбовинтового двигателя компанией BD Micro Technologies, оснащенная Solar T62 . газотурбинным двигателем [ 31 ]

- Акапелла 100/200
- Необычная модификация BD-5, Acapella 200-S, появилась в начале 1980-х годов. Конструктор Карл Д. Барлоу из Option Air Reno соединил фюзеляж BD-5 с двухбалочным оперением и оснастил его двигателем Lycoming IO-360 мощностью 200 л.с. (150 кВт; 200 л.с.) . Барлоу намеревался продавать комплекты для переоборудования для владельцев BD-5. Прототип N360CB впервые поднялся в воздух 6 июня 1980 года под управлением пилота Билла Скилиара. Он плохо летал и им было трудно управлять. Позже он был оснащен двигателем Lycoming O-235 мощностью 100 л.с. (75 кВт; 100 л.с.) , а размах увеличился с 19 футов 6 дюймов (5,94 м) до 26 футов 6 дюймов (8,08 м) с увеличенным запасом топлива, став Acapella 100. -Л . Он разбился в 1982 году. Был построен только один экземпляр, 100-литровый N455CB, который, хотя и был построен в 1983 году, [ 46 ] был зарегистрирован в 1989 году и позже передан в дар экспериментальных самолетов Ассоциации Музею воздушных приключений в Ошкоше, штат Висконсин , США, где он время от времени выставляется на обозрение. [ 47 ]
- ФЛС Микроджет
- Модель, выпускаемая в виде комплекта компанией BD-Micro Technologies, с двигателем PBS TJ-100. В 2011 году комплект на 500 часов был продан за 189 500 долларов США . [ 31 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]
По состоянию на 2002 год [update]По оценкам, в годном к полетам состоянии находилось около 150 БД-5. [ 48 ]
- БД-5 на статической экспозиции в Музее авиации ЕАА в Ошкоше, штат Висконсин . Это прототип BD-5, N500BD, который начинался с V-образного оперения и фюзеляжа из стекловолокна. [ 49 ]

- BD-5 на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Wings Over the Rockies в Денвере, Колорадо. [ 50 ]
- BD-5B на статической экспозиции в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики в Шантильи, Вирджиния. [ 48 ]
- BD-5B на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Эвергрин в Макминвилле, штат Орегон. [ 51 ]
- BD-5J на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Пима в Тусоне, Аризона. [ 52 ]
- BD-5J на статической экспозиции в Музее авиации Эрни Холл в Уоррене, штат Огайо . Он взят взаймы у Ohio History Connection . [ 53 ] [ не удалось пройти проверку ]
- БД-5Т на статической экспозиции в Музее авиации Хиллера в Сан-Карлосе, Калифорния. [ 54 ]
- BD-5J на статической экспозиции в музее Центра духа полета в Эри, Колорадо.
- BD-5J на статической выставке в ресторане Sagebrush Cantina в Калабасасе, Калифорния.
- Полноразмерная копия BD-5J из фильма 007 « Осьминожка» на статической выставке в различных местах гастролей в рамках Bond in Motion. [ нужна ссылка ]
- BD-5 на статической экспозиции в Музее авиации Шеннон в Шенноне, Ирландия.
- BD-5 на статической экспозиции в аэропорту Френч-Вэлли (F70) в Мурриете, Калифорния.
- BD-5J на статической экспозиции в Орегонском музее авиации и космонавтики в Юджине, штат Орегон.
- BD-5 на статической экспозиции в Музее науки Оклахомы в Оклахома-Сити, штат Оклахома.
- BD-5D (N535X) на статической экспозиции в Музее авиации Макаллистера в Якиме, штат Вашингтон.
Технические характеристики
[ редактировать ]Беда БД-5Б, 70 л.с.
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft 1974-5, стр. 250.
Общие характеристики
- Экипаж: Один
- Длина: 13 футов 7 дюймов (4,13 м)
- Размах крыльев: 21 фут 6 дюймов (6,55 м)
- Высота: 4 фута 2 дюйма (1,28 м)
- Площадь крыла: 47,4 кв. футов (4,40 м 2 )
- Соотношение сторон : 9,8
- Вес пустого самолета: расчетный 355 фунтов (161 кг), реальный летающий самолет 230–260 кг.
- Максимальный взлетный вес: 659 фунтов (299 кг)
- Силовая установка: 1 × Hirth двухцилиндровый двухтактный , 70 л.с. (52 кВт)
- Гребные винты: 2-лопастные, диаметром 3 фута 8 дюймов (1,12 м) с фиксированным шагом, деревянные.
Производительность
- Максимальная скорость: 232 миль в час (373 км/ч, 201 узел) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 229 миль в час (369 км/ч, 199 узлов) на высоте 2285 м (7497 футов)
- Скорость сваливания: 55 миль в час (89 км/ч, 48 узлов), закрылки опущены.
- Дальность: оптимальная 935 миль (1504 км, 812 миль), с запасом хода 30 минут.
- Скорость набора высоты: 1919 футов/мин (9,75 м/с) на уровне моря.
- Взлетная дистанция до 50 футов (15 м): 226 м (741 фут)
- Посадочная дистанция с высоты 50 футов (15 м): 253 м (830 футов)
См. также
[ редактировать ]- Safran Microturbo - производители турбореактивного двигателя TRS-18, используемого на большинстве самолетов BD-5J Microjet.
- Sonex Aircraft SubSonex - одноместный самодельный самолет
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В некоторых ранних статьях, в том числе «Наука и механика» , в этой роли упоминается двигатель Volkswagen объемом 1600 куб.см , но неясно, как он поместился бы в очень маленьком моторном отсеке.
- ^ Беде открыл 27 дилеров по всей Северной Америке для помощи строителям домов.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Винчестер 2005, с. 28.
- ^ Рекорд Гиннеса, самый маленький реактивный самолет в мире.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Олкотт 1973 .
- ^ Jump up to: а б с Харви 1973 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Харви 1973 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Алейт 1973, с. 128.
- ^ Ноланд 1974, с. 40.
- ^ "БД-5." bd5.com. Проверено: 22 ноября 2010 г.
- ^ Харви, Фрэнк. Наконец-то... настоящие 200 миль в час, 38 миль на галлон, 2965 долларов, BD-5! Popular Science , август 1973 г., стр. 80–83, 122.
- ^ Jump up to: а б «Беде БД-5Б». Архивировано 12 июня 2005 г. в Смитсоновском национальном музее авиации и космонавтики Wayback Machine . Проверено: 20 июня 2007 г.
- ^ Ноланд 1973, с. 26.
- ^ Jump up to: а б Хессенавр, Дональд П. «Системы привода гребных винтов и крутильная вибрация». bugatti100p.com. Проверено 9 июня 2013 г.
- ^ Вегман 1972, стр. 41.
- ^ Фрикер, Джон (сентябрь 1973 г.). «Могучий Хирт; Из снега в голубое небо». Летающий .
- ^ Вирт, Уэйн. «Строим БД-5?» Популярная наука , август 1974 г., с. 6.
- ^ Jump up to: а б «Особое примечание для всех строителей BD-5». Беде Самолет. Проверено: 18 июня 2007 г.
- ^ Вегман 1974, с. 30.
- ^ Коцивар, Бен. «Полет горячего БД-5, привязанного к грузовику». Популярная наука , август 1974 г., с. 69.
- ^ Патент на грузовик-самолет
- ^ Bede Aircraft Inc. и др. 92 Федеральная торговая комиссия 449.
- ^ Jump up to: а б Андерсон, Сет. «Критика концепции BD-5: Часть II». Журнал EAA Sport Aviation , сентябрь 1986 г., стр. 43–47.
- ^ Jump up to: а б Карнес, Эд. "Несколько слов о сторонних сервисах для БД-5." bd5.com. Проверено 20 июня 2007 г.
- ^ Дэвиссон 1974, с. 25.
- ^ Маккеродт, Фред. «БД-5: первый самолет, сделанный своими руками». Журнал «Популярная механика», декабрь 1989 г.
- ^ Берта, Чак и Дик ВанГрунсвен. «Летные испытания самодельных самолетов». 35-й симпозиум Общества летчиков-экспериментаторов (SETP), 30 октября 2008 г. Дата обращения: 22 ноября 2010 г.
- ^ «Авиационные двигатели Rotax». Ротакс. Проверено: 22 ноября 2010 г.
- ^ «Записи». Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine FAI. Проверено: 22 ноября 2010 г.
- ^ Риблетт, Гарри. «Изменение профиля верхнего надводного крыла для BD-5». bd5.com. Проверено: 20 июня 2007 г.
- ^ Байерл, Робби и Мартин Беркемейер и др . Всемирный каталог прогулочной авиации 2011–2012 гг. , стр. 96. WDLA UK, Ланкастер, Великобритания, 2011. ISSN 1368-485X.
- ^ Таке, Вилли; Марино Борич; и др.: Всемирный каталог легкой авиации 2015–2016 гг. , стр. 101. Flying Pages Europe SARL, 2015. ISSN 1368-485X
- ^ Jump up to: а б с д и Вандермюллен, Рихард. «Руководство покупателя комплектного самолета 2012 года». Kitplanes , том 28, номер 12, декабрь 2011 г., стр. 42, 45. Belvoir Publications. ISSN 0891-1851.
- ^ "Предварительный чертеж Super BD-5". Архивировано 28 марта 2004 г. на сайте Wayback Machine bd5.com. Проверено 22 ноября 2010 г.
- ^ Бен Кишин (2 декабря 2014 г.). «Летайте, как Бонд, в самолете Осьминога» . Максим . Архивировано из оригинала 10 июня 2015 года.
- ^ Jump up to: а б «Турбореактивные двигатели PBS TJ100 | Целевые дроны и планеры | PBS» . ПБС . Проверено 10 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «БД-5Ж — TJ100» . Миниджеты . Архивировано из оригинала 10 августа 2022 года . Проверено 10 августа 2022 г.
- ^ «История Aeronca: Рождение личного самолета», лето 2007 г., журнал AAHS, Vol. 52, № 2, Американское историческое общество авиации ; также на веб-сайте автора: «Aeronca/Champion History: Beyond the Bathtub — Chiefs, Champs & Citabrias», получено 25 июня 2023 г.
- ^ Винчестер 2005, с. 28.
- ^ «Потеря управления и столкновение с местностью, Беде BD-5J C-GBDV». Совет по безопасности на транспорте Канады , Отчет об авиационном расследовании A06O0141, 16 июня 2006 г.
- ^ Хименес, Хуан. «Пилот авиашоу погиб в результате крушения самолета BD-5 в Оттаве». Aero-News.Net , 16 июня 2006 г. Дата обращения: 7 ноября 2009 г.
- ↑ Чейни, Питер, «Роковое влечение» [1] Globe & Mail , 22 июля 2006 г. Дата обращения: 16 марта 2014 г.
- ^ «Гвидо Германн попал в авиакатастрофу со смертельным исходом». xcmag.com, 2 мая 2013 г. Дата обращения: 9 июня 2013 г.
- ^ «Смарт-1». Архивировано 15 апреля 2006 г. на Wayback Machine smart-1.us. Проверено: 22 ноября 2010 г.
- ^ Aero-News Network , 27 июня 2006 г. Дата обращения: 5 июля 2012 г.
- ^ «Несчастный случай BD-5J» . База данных авиационных происшествий . Национальный совет по безопасности на транспорте . 25 июля 2007 г. NTSB/20060717X00949 . Проверено 30 августа 2019 г.
- ^ «Самый маленький реактивный самолет». Книга рекордов Гиннесса доступна онлайн. Проверено: 19 февраля 2012 г.
- ^ «Список коллекции основных самолетов» . Музей ЭйрВенчер . ЕАА. Архивировано из оригинала 17 сентября 2010 года . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Висчедейк, Йохан. «№ 10103. Вариант Air Reno Acapella 200-S (N455CB c/n 002)» . 1000aircraftphotos.com . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Беде БД-5Б» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «1970 Беде БД-5 — N500BD» . ЕАА . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Экспонаты самолетов | Музей авиации и космонавтики «Крылья над Скалистыми горами»» . 30 сентября 2016 г. Проверено 08 января 2021 г.
- ^ «Авиация общего назначения» . www.evergreenmuseum.org . Проверено 28 марта 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «МИКРО-ДЖЕТ» . Музей авиации и космонавтики Пима . Pimaair.org . Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ «Отображение полной записи OHC» . Связь с историей Огайо . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Самолет на выставке» . Музей авиации Хиллера . Проверено 30 мая 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Элли, Ричард. «Беде БД-5». Спортивный самолет «Эйр Прогресс», 1973 год . Лос-Анджелес: Петтерсен, 1973. ОСЛК 43080923
- «BD-5J: самый маленький реактивный самолет в мире». Международное авиашоу , Том. 1, № 2, лето 1993 г.
- Дэвиссон, Бадд. «Хорошо, клиенты БД-5, начните улыбаться!» (ранний отчет пилота), ноябрь 1974 г., Air Progress, Vol. 37, нет. 3, расшифровка на Airbum.com
- Тейлор, Джон В.Р. (1974). Jane's All the World's Aircraft 1974-75 . Лондон: Ежегодники Джейн. ISBN 0-354-00502-2 .
- Харви, Фрэнк (август 1973 г.). «Наконец-то... настоящие 200 миль в час, 38 миль на галлон, 2965 долларов, BD-5!» . Популярная наука . стр. 80–83, 122.
- Ноланд, Дэйв. «Агония и экстаз строителя BD-5». Воздушный прогресс (Часть 1), Том. 33, № 4, октябрь 1973 г., (Часть 2), Том. 34, нет. 4 апреля 1974 г.
- Олкотт, Джон (сентябрь 1973 г.). «Бедеская лихорадка» . Летающий . Том. 93, нет. 3.
- Вигман, Ричард Б. «Удивительный BD-5: Сонофаг… Он летает!» Воздушный прогресс , Том. 31, № 4, октябрь 1972 г.
- Вегман, Ричард Б. «Микрокосм». Воздушный прогресс , Том. 34, № 2, февраль 1974 г.
- Винчестер, Джим. «Беде БД-10». Концептуальный самолет: прототипы, X-Planes и экспериментальные самолеты . Рочестер, Кент, Великобритания: Grange Books, 2005. ISBN 978-1-84013-809-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]