Jump to content

Люди Сенуфо

(Перенаправлено с Сенуфо )
Сенуфо
Люди Сенуфо
Общая численность населения
в. 3 миллиона (2013 г.);
0,8 миллиона в Мали
Регионы со значительной численностью населения
Северо-восточный Кот-д'Ивуар , юго-восточный Мали и юго-запад Буркина-Фасо , а также одна подгруппа в западной Гане.
Языки
языки сенуфо , французский
Религия
Преимущественно анимист ; какой-то мусульманин

Народ сенуфо , также известный как сиена , сенефо , сене , сеноуфо и сиенамбеле , — западноафриканская этнолингвистическая группа. Они состоят из различных подгрупп, проживающих в регионе, охватывающем северную часть Кот-д'Ивуара , юго-восточную часть Мали и западную часть Буркина-Фасо . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Одна подгруппа, Нафана , обитает на северо-западе Ганы . [ 4 ]

Народ сенуфо преимущественно анимисты . [ 3 ] с некоторыми мусульманами. [ 5 ] Они известны в регионе своими ремеслами, многие из которых отражают культурную тематику и религиозные убеждения. [ 6 ]

Демография и языки

[ редактировать ]
Примерное распределение народа сенуфо в Кот-д'Ивуаре, Мали, Буркина-Фасо и Гане.

По оценкам 1980-х годов, общая численность этнической группы сенуфо составляла от 1,5 до 2,7 миллиона человек. [ 7 ] По оценкам 2013 года, их общее число превышает 3 миллиона, причем большинство из них проживают в Кот-д’Ивуаре, в таких местах, как Катиола , и около 0,8 миллиона на юго-востоке Мали. [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] Самая высокая плотность населения наблюдается на территории между реками Черная Вольта , Река Баго и Река Бани . [ 1 ]

Родственная организация у них матрилинейная . Обычно народ сенуфо изучается в трех больших подгруппах, которые являются относительно изолированными. [ 8 ] Северных сенуфо называют «Супиде или Кенедугу», они живут недалеко от Одиенне и помогли основать важное королевство в Западной Африке и бросили вызов мусульманским миссионерам и торговцам. Южные сенуфо - самая крупная группа, насчитывающая более 2 миллионов человек, которая позволила мусульманским торговцам селиться в своих общинах в 18 веке и активно занималась прозелитизмом, и около 20% южных сенуфо являются мусульманами. Третья группа очень мала и изолирована как от северного, так и от южного Сенуфо. [ 1 ] Некоторые социологи, такие как французский ученый Холас, упоминают пятнадцать идентифицируемых подгрупп людей сенуфо, между которыми разбросаны тридцать диалектов и четыре касты . [ 4 ]

Термин сенуфо относится к лингвистической группе, состоящей примерно из тридцати родственных диалектов в рамках более крупной языковой семьи гур . [ 9 ] Он принадлежит к гур-ветви нигерско-конголезской языковой семьи и состоит из четырех отдельных языков, а именно: палака (также пишется кпалага ), джимини (также пишется димини ) и сенари в Кот-д'Ивуаре и суппире (также пишется супире). в Мали, а также Караборо в Буркина-Фасо . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Внутри каждой группы многочисленные подразделения используют свои собственные названия для народа и языка; Имя Сенуфо имеет внешнее происхождение. Палака отделилась от основной популяции сенуфо задолго до 14 века нашей эры; Примерно в то же время, с основанием города Конг как станции на торговых путях Бамбара, остальная часть населения начала миграцию на юг, запад и север, что привело к нынешним разделениям. Число людей, говорящих на сенуфо, варьируется от 800 000 человек. до одного миллиона и живут в сельскохозяйственных общинах, преимущественно расположенных в Кот-д'Ивуаре , Западной Африке и Африке . [ 13 ]

Корого , древний город на севере Кот-д’Ивуара, построенный в 13 веке, связан с народом сенуфо. Это разделение языков и субэтнических групп может быть связано с миграциями 14 века, когда он был основан вместе с торговым путем Бамбара. [ 11 ]

Люди сенуфо традиционно жили в глинобитных хижинах круглой формы, сельское хозяйство исторически было их основным источником существования. [ 14 ]

Народ сенуфо возник как группа где-то в 15 или 16 веке. [ 8 ] 17-19 веков Они были значительной частью Королевства Кенедугу (буквально «страна равнины») со столицей Сикассо . Этот регион видел множество войн, включая правление Даулы Ба Траоре, жестокого деспота, правившего между 1840 и 1877 годами. [ 2 ] [ 15 ] Исламизация народа сенуфо началась в этот исторический период Королевства Кенедугу, но именно короли и вожди обратились в ислам, в то время как общее население сенуфо отказалось. [ 2 ] Даула Ба Траоре попытался обратить свое королевство в ислам, разрушив в 1875 году многие деревни внутри королевства, такие как Гиембе и Нилле, потому что они сопротивлялись его взглядам. [ 2 ] Династические правители Кенедугу также нападали на своих соседей, таких как народ Зарма , а они, в свою очередь, много раз контратаковали в период с 1883 по 1898 год. [ 2 ]

Доколониальные войны и насилие привели к их миграции в Буркина-Фасо в регионы, которые стали такими городами, как Тиембара в департаменте Киембара . [ 2 ] Королевство Кенедугу и династия Траоре были распущены в 1898 году с приходом французского колониального правления. [ 15 ]

Народ сенуфо был как жертвой, так и виновником рабства, поскольку они подвергали другие этнические группы порабощению. [ 16 ] Сами они покупали и продавали рабов мусульманским купцам, людям Асанте и Бауле . По словам Пола Лавджоя, поскольку беженцы из других западноафриканских этнических групп спасались от войн, некоторые из них переселились на земли Сенуфо, захватили их земли и поработили их. [ 16 ] [ 17 ]

Самый большой спрос на рабов изначально исходил от рынков Судана , и долгое время работорговля была одним из важных видов экономической деятельности в Сахеле и Западной Африке, утверждает Мартин Кляйн . Сикассо и Бобо-Диуласо были важными источниками захваченных рабов, которых затем перевезли в Тимбукту и Банамбу по пути на невольничьи рынки Судана и Мавритании . [ 18 ]

Порабощенные на землях Сенуфо обрабатывали землю, разводили стада и служили дома. Их владелец и его иждивенцы также имели право вступать в половую связь с домашними рабынями. Дети рабыни унаследовали ее статус рабыни. [ 19 ]

Моя Империя

[ редактировать ]

Общество и культура

[ редактировать ]
Ремесла народа Сенуфо [ 6 ]

Сенуфо — преимущественно земледельцы, выращивающие кукурузу, просо, ямс и арахис. Деревни Сенуфо состоят из небольших домов из сырцового кирпича. В дождливых южных общинах Сенуфо соломенные крыши являются обычным явлением, тогда как плоские крыши преобладают на сухом, похожем на пустыню севере. Сенуфо — это патриархальное общество расширенной семьи, в котором довольно распространены типично двоюродные браки и многоженство, однако наследование и наследование собственности были матрилинейными . [ 8 ] [ 11 ]

Как земледельцы, они выращивают самые разные культуры, включая хлопок и товарные культуры для международного рынка. Как музыканты они всемирно известны, играя на множестве инструментов: духовых ( аэрофонах ), струнных инструментах ( хордафонах ) и ударных инструментах ( мембранофонах ). В общинах сенуфо используется кастовая система, каждое подразделение которой известно как катиула. [ 20 ] В этой системе фермеры, известные как Фо-но, и ремесленники находятся на противоположных концах спектра. Термин «ремесленник» охватывает различные индивидуальные касты в обществе сенуфо, включая кузнецов (куле), резчиков (кпине), медных резчиков (тиели), гончаров и кожевников, чья жизнь вращается вокруг ролей, обязанностей и структур, населенных отдельным классом. [ 20 ] Обучение ремесленнику занимает около семи или восьми лет; начиная с обучения, во время которого стажеры создают предметы, не связанные с религией Сенуфо, а затем заканчивая процессом инициации, во время которого они получают способность создавать ритуальные объекты. [ 21 ]

На региональном уровне сенуфо известны как музыканты и превосходные резчики деревянных скульптур, масок и статуэток. [ 11 ] Народ сенуфо разделил свое искусство и ремесла на подгруппы, при этом искусство изучается внутри этой группы и передается из поколения в поколение. Кулубеле специализируются на литье специализируются на резчиках по дереву, Фономбеле специализируются на кузнечном и плетении корзин, Кпеембеле латуни, Джелебеле известны кожевенным делом, Чедумбеле являются мастерами оружейного дела, а Нуму специализируются на кузнечном и ткацком деле. [ 4 ] Помимо подгрупп ремесленников, у народа сенуфо есть охотники, музыканты, могильщики, прорицатели и целители, которых называют фейембеле . [ 4 ] Среди этих различных подгрупп кожевники или Джелебеле больше всего приняли ислам, хотя те, кто обратился, сохраняют многие из своих анимистических практик. [ 4 ]

Традиционно народ сенуфо представлял собой социально стратифицированное общество, подобное многим этническим группам Западной Африки, имеющим касты . [ 22 ] [ 23 ] Эти эндогамные подразделения локально называются Катиула , и в один из слоев этого подразделения входят рабы и потомки рабов. [ 8 ] По словам Долорес Рихтер, кастовые системы в Африке , обнаруженные среди народа сенуфо, характеризуются «иерархическим рангом, включая презираемые низшие касты, профессиональную специфику, ритуальную взаимодополняемость, эндогамию, наследственное членство, изоляцию по месту жительства и политическое превосходство фермеров над кастами ремесленников». [ 4 ]

Люди Сенуфо обычно относятся к четырем обществам своей культуры: Поро, Сандого, Вамбеле или Текпа. Хотя все общества играют особую роль в управлении и образовании людей Сенуфо, Поро и Сандого . [ 20 ] Духовность и гадание разделены между этими двумя обществами с гендерным императивом: женщины подпадают под общество Сандо или Сандого, а мужчины подпадают под общество Поро, за исключением мужчин, которые являются членами общества женщин из-за своей матери. [ 9 ] Именно эти общества создают большую часть заказного искусства Сынфо. [ 24 ]

Обычно деревни Сенуфо независимы друг от друга, и в каждой из них есть мужское тайное общество под названием Поро, проводящее сложные ритуалы инициации на участке леса, который они считают священным. [ 2 ] [ 4 ] Ритуалы инициации включают маски, статуэтки и ритуальное оборудование, которые люди Сенуфо вырезают и совершенствуют. Секретность помогла народу сенуфо сохранить свою культуру во времена войн и политического давления. Сенуфо носят специально изготовленные из латуни украшения , например, имитирующие дикую природу. [ 6 ]

«Основная функция Поро — гарантировать хорошие отношения между живым миром и предками. Нереджао — прародительница, которая признана истинной главой общества Поро. Важным занятием также является гадание, которым управляет общество Сандого. часть религии Сенуфо. Хотя Сандого обычно считается женским обществом, мужчинам, призванным к этой профессии и наследующим по материнской линии, разрешается стать прорицателями». [ 20 ]

Фигура кариатиды, используемая во время похорон общества тьекпа вместе с церемониальными барабанами.

Сандого женщины-прорицательницы среди народа сенуфо. У них есть свои ритуалы и тайный порядок. [ 25 ] [ 26 ] Кроме того, у народа сенуфо есть Вамбеле и Типка , которые занимаются колдовством и ритуалами. [ 8 ]

В культуре Сенуфо женская форма стоит выше всех остальных с точки зрения красоты и эстетики, а фигуры кариатид имеют различные культурные коннотации. [ 24 ] Это связано с поклонением духу «Древней Матери» или духу «матери» Малео, который почитается как руководящая сущность всеми посвященными и членами общества Поро. [ 24 ] [ 27 ] У богини Малео есть партнер, бог Колоколо, который считается опознавательным божеством Сандого, который даровал людям брак и этот особый тип происхождения, чтобы обеспечить общение с человечеством и духовным миром. [ 20 ] Фигуры кариатид рассматриваются как олицетворение роли женщин как духовных посредников, и Сандого используют их в церемониях как символы этого двустороннего небесного дискурса. [ 24 ] Аналогичным образом, в случае с Поро, существуют записи о том, что фигуры кариатид использовались в церемониях, где их выносили в ознаменование продвижения по возрастному циклу. [ 24 ] а также используются для сбора средств посвященными общества. Фигурки телят использовались на похоронной церемонии тейкпа в качестве танцевальной скульптуры, которую танцоры держали на головах во время церемонии. [ 24 ]

Традиционная религия сенуфо представляет собой разновидность анимизма . Эта вера Сенуфо включает в себя духов предков и духов природы, с которыми можно связаться. Они верят в Высшее Существо, которое рассматривается в двойственном образе женщины и мужчины: Древней Матери, Малео или Катиелео , и Бога-Творца-мужчины, Колотиоло или Кулотиоло . [ 8 ]

Искусство народа Сенуфо вдохновило европейских художников двадцатого века, таких как Пабло Пикассо и Фернан Леже . [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Кубизм и маски, найденные в произведениях Сенуфо, оказали значительное влияние на африканский период Пабло Пикассо. [ 31 ]

Термин Сенуфо стал категорией для коллекционеров произведений искусства и ученых, символом художественных традиций Западной Африки, начиная с начала двадцатого века. Старинные произведения искусства Сенуфо находятся во многих ведущих музеях мира. [ 32 ]

Корнелиус Яо Азагло Август, фотограф, с 1955 года создавал фотожурнал народа сенуфо. [ 33 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Джеймс Стюарт Олсон (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Издательская группа Гринвуд. п. 515. ИСБН  978-0-313-27918-8 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сирил К. Дадди (2016). Исторический словарь Кот-д'Ивуара (Берег Слоновой Кости) . Роуман и Литтлфилд. стр. 426–427. ISBN  978-0-8108-7389-6 .
  3. ^ Jump up to: а б с Паскаль Джеймс Императо; Гэвин Х. Императо (2008). Исторический словарь Мали . Пугало. п. 266. ИСБН  978-0-8108-6402-3 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Рихтер, Долорес (1980). «Дальнейшие соображения о кастах в Западной Африке: Сенуфо». Африка . 50 (1). Издательство Кембриджского университета: 37–54. дои : 10.2307/1158641 . JSTOR   1158641 . S2CID   146454269 .
  5. ^ Jump up to: а б Группа диаграмм (2013). Энциклопедия африканских народов . Рутледж. п. 184. ИСБН  978-1-135-96334-7 .
  6. ^ Jump up to: а б с Avner Shakarov; Lyubov Senatorova (2015). Traditional African Art: An Illustrated Study . McFarland. pp. 41–45. ISBN  978-1-4766-2003-9 .
  7. ^ Гарбер (1987) оценивает общую численность сенуфосов примерно в 1,5 миллиона; « Этнолог» (15-е издание), по разным оценкам населения, насчитывает 2,7 миллиона человек.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Джон А. Шуп III (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 253–254. ISBN  978-1-59884-363-7 .
  9. ^ Jump up to: а б «Скульптура Сенуфо из Западной Африки: влиятельная выставка в Музее первобытного искусства, Нью-Йорк, 1963 г. Эссе - Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Метрополитен-музей . Проверено 29 февраля 2016 г.
  10. ^ «Люди Сенуфо» . Британская энциклопедия . Проверено 3 марта 2016 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д Народ сенуфо , Британская энциклопедия
  12. ^ Характеристики языка: сенуфо, кебаара в Кот-д'Ивуаре, сенуфо, мамара в Мали, 15 подъязыков в пределах сенуфо.
  13. ^ «Американская коллекция сестры Венди» . www.pbs.org . Проверено 29 февраля 2016 г.
  14. ^ Патрисия Шиэн; Жаклин Онг (2010). Кот- д'Ивуар Маршалл Кавендиш. пп. 65–66. ISBN  978-0-7614-4854-9 .
  15. ^ Jump up to: а б Паскаль Джеймс Император; Гэвин Х. Императо (2008). Исторический словарь Мали Пугало. стр. 100-1 lxxviii, 266. ISBN  978-0-8108-6402-3 .
  16. ^ Jump up to: а б Пол Э. Лавджой (2011). Преобразования в рабстве: история рабства в Африке . Издательство Кембриджского университета. стр. 170–171, 57–58. ISBN  978-1-139-50277-1 .
  17. ^ Мартин А. Кляйн (1998). Рабство и колониальное правление во Французской Западной Африке . Издательство Кембриджского университета. стр. 117–124. ISBN  978-0-521-59678-7 .
  18. ^ Мартин А. Кляйн (1998). Рабство и колониальное правление во Французской Западной Африке . Издательство Кембриджского университета. стр. 53–58. ISBN  978-0-521-59678-7 .
  19. ^ Екатерина Кокери-Видрович (2007). Гвин Кэмпбелл, Сюзанна Майерс и Джозеф Колдер Миллер (ред.). Женщины и рабство: Африка, мир Индийского океана и средневековая Северная Атлантика . Издательство Университета Огайо. п. 50. ISBN  978-0-8214-1723-2 .
  20. ^ Jump up to: а б с д и «Сенуфо - Искусство и жизнь в Африке - Художественный музей Университета Айовы» . africa.uima.uiowa.edu . Проверено 29 февраля 2016 г.
  21. ^ «Творческий ресурс для учителей» Архив блога » Барабаны Африки» . Creative.denverartmuseum.org . Проверено 29 февраля 2016 г.
  22. ^ Жан-Пьер Оливье де Сардан (1984). Общества Сонгай-Зарма (Нигер-Мали): вожди, воины, рабы, крестьяне . Париж: Картала. стр. 56–57. ISBN  978-2-86537-106-8 .
  23. ^ Тал Тамари (1991). «Развитие кастовых систем в Западной Африке». Журнал африканской истории . 32 (2). Издательство Кембриджского университета: 221–250. дои : 10.1017/s0021853700025718 . JSTOR   182616 . S2CID   162509491 . , Цитата: «[Касты] встречаются среди сонинке, различных народов, говорящих на языке мандинг, волофов, тукулоров , сенуфо, минианка, догонов, сонгаев и большинства популяций фулани, мавров и туарегов».
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж Глейз, Анита (1993). «Звонок и ответ: женский барабан-кариатида сенуфо». Художественный институт Чикагского музейного дела . 19 (2): 119–198. дои : 10.2307/4108736 . JSTOR   4108736 .
  25. ^ Роберт Фаррис Томпсон (1974). Африканское искусство в движении: икона и действие . Издательство Калифорнийского университета. п. 82. ИСБН  978-0-520-03843-1 .
  26. ^ Розалинда Хэкетт; Роуленд Абиодун (1998). Искусство и религия в Африке . Академик Блумсбери. стр. 122–123. ISBN  978-0-8264-3655-9 .
  27. ^ изображение божества из коллекции Кливлендского музея теперь доступно в Интернете.
  28. ^ Питер Рид (2008). Пикассо и Аполлинер: постоянство памяти . Издательство Калифорнийского университета. п. 29. ISBN  978-0-520-24361-3 .
  29. ^ Роберт Кейт Сойер (2006). Объяснение творчества: наука о человеческих инновациях . Издательство Оксфордского университета. стр. 190–192. ISBN  978-0-19-516164-9 .
  30. ^ Роберт Джон Голдуотер (1986). Примитивизм в современном искусстве . Издательство Гарвардского университета. стр. 152–154. ISBN  978-0-674-70490-9 .
  31. ^ Африканское искусство Сенуфо, вдохновившее Пикассо, приезжает во Францию , RFI (2015); Сенуфо: Искусство и идентичность в Западной Африке , Художественный музей Кливленда (2015), Цитата: «Некоторые из самых любимых художественных творений стран Африки к югу от Сахары, маски, фигуры и предметы декоративного искусства, обозначенные как Сенуфо, были предметом многочисленных исследований. интерес к скульптуре, известной как Сенуфо, во многом стимулировался ее открытием художественным авангардом в начале двадцатого века. Пабло Пикассо и Фернан Леже были среди тех, кто нашел вдохновение в этом искусстве. творчество своих западноафриканских коллег».
  32. ^ Скульптура Сенуфо из Западной Африки: влиятельная выставка в Музее примитивного искусства, Нью-Йорк, 1963 , Сьюзан Элизабет Гальярди (2010), факультет истории искусств, Университет Эмори
  33. ^ Сирил К. Дадди (2016). Исторический словарь Кот-д'Ивуара (Берег Слоновой Кости) . Роуман и Литтлфилд. п. 95. ИСБН  978-0-8108-7389-6 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Олас, Богумил (1957) Сенуфо (включая Минианку) , Париж: Presses Universitaires de France.
  • Шпиндел, Кэрол (1989). В тени Священной рощи . Винтаж. ISBN   0-679-72214-9 . ISBN   978-0-679-72214-4 .
  • Глейз, Анита Дж. (1981) Искусство и смерть в деревне Сенуфо . Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a1795babb4a7fd49aa9db5ccc2c1e58__1720099620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/58/4a1795babb4a7fd49aa9db5ccc2c1e58.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Senufo people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)