Хороший ветер, ясное утро
Хороший ветер, ясное утро | |
---|---|
Японский: Гайфу кайсэй , Японский: Гайфу кайсэй | |
Художник | Кацусика Хокусай |
Год | в. 1830–1832 гг. |
Тип | укиё-э Гравюра на дереве |
Размеры | 25,72 см × 38 см (10,125 × 15 дюймов) |
Хороший ветер, ясное утро ( японский : 凱風快晴 , Хепберн : Gaifū kaisei , буквально Южный ветер, чистое небо ) , также известный как Красный Фудзи ( 赤富士 , Акафудзи ) , [1] гравюра на дереве японского художника Хокусая (1760–1849), часть его серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи» , датируемая ок. 1830-1832 гг. [2] Работу описывают как «одну из самых простых и в то же время одну из самых выдающихся из всех японских гравюр». [2]
Описание
[ редактировать ]Ранней осенью, когда, как следует из названия, ветер южный, а небо ясное, восходящее солнце может окрасить гору Фудзи в красный цвет. Хокусай запечатлел этот момент с композиционной абстракцией, но с метеорологической спецификой, особенно по сравнению с остальной частью серии. Три оттенка синего неба отражают три оттенка горы. Остатки снега на вершине горы и темные тени, окружающие лес у ее подножия, очень точно помещают это во времени. [3] Твердо симметричная форма горы Фудзи в правой половине изображения уравновешивается нежными облаками слева, создавая поразительную композицию.
Однако, в отличие от других его работ, здесь нет конкретного названия места, поэтому место, откуда был сделан вид, остается загадкой.
Впечатления
[ редактировать ]Самые ранние впечатления кажутся блеклыми по сравнению с обычно наблюдаемыми версиями, но они ближе к первоначальной концепции Хокусая. Они известны как отпечатки Розовой Фудзи и очень редки. На ранних гравюрах нарочито неровное голубое небо, что увеличивает яркость неба и придает движение облакам. Пик выдвинут вперед с ореолом берлинской синевы . Последующие отпечатки имеют сильный, ровный синий тон, и принтер добавляет новый блок, печатая белые облака на горизонте голубым. В более поздних отпечатках также обычно используется сильный пигмент бенигара (бенгальский красный), который дал картине общее название « Красная Фудзи» . Цвет зеленого блока был изменен, чтобы снизить место встречи леса и горного склона. [4] [5]
Альтернативное впечатление от принта было произведено с совершенно другой цветовой гаммой. В этой версии облака едва видны в верхней части. Небо в основном окрашено в ровный бледно-голубой цвет с тонкой серой полосой вверху и постепенной полосой берлинской синевы вдоль горизонта, которая простирается вверх по склону горы. [2]
Историческая информация
[ редактировать ]«Хороший ветер, ясное утро» , наряду с другой гравюрой Хокусая из его знаменитой серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи» , «Большая волна у Канагавы» , являются, пожалуй, наиболее широко признанными произведениями японского искусства в мире. [6] Оба являются превосходными образцами японского искусства укиё-э , «картин парящего мира». Хотя укиё-э может изображать что угодно, от современной городской жизни до классической литературы, а записные книжки Хокусая показывают, что его собственные интересы охватывают столь же широкий диапазон, именно подобные пейзажи принесли ему славу. Насыщенные цвета и стилизованные формы таких гравюр вдохновили десятилетия спустя движения импрессионистов и постимпрессионистов . [7] Красная Фудзи более почитаема и ценится в Японии, чем Большая волна , которая более известна за рубежом.
Гравюры можно найти в музеях по всему миру, включая Британский музей . [3] Метрополитен-музей , [1] Музей изящных искусств в Бостоне и Художественный музей Индианаполиса . [8]
В марте 2019 года картина «Хороший ветер, ясное утро» была продана на аукционе в Нью-Йорке за 507 тысяч долларов. [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Южный ветер, чистое небо (Гайфу кайсэй), также известный как Красная Фудзи, из серии «Тридцать шесть видов Фудзи (Фугаку сандзюроккэй)» . Метрополитен-музей . Проверено 26 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Кальца, Джан Карло (2003). Хокусай . Файдон. п. 471. ИСБН 0714844578 .
- ^ Jump up to: а б «Кацусика Хокусай, 'Южный ветер, чистое небо' (Гайфу кайсэй) 'Красная Фудзи', цветная гравюра на дереве» . Британский музей . Проверено 26 апреля 2012 г.
- ^ Киз, Роджер С. (2007). «Розовая Фудзи: печать пилы Хокусая». Впечатления (29): 68–75. JSTOR 42598013 .
- ^ Коренберг, К.Ф., Перейра-Пардо, Л., МакЭлхинни, П.Дж. и др. Разработка системного подхода к определению последовательности оттисков японских гравюр на дереве: на примере «Красной Фудзи» Хокусая. Научное наследие 7, 9 (2019). https://doi.org/10.1186/s40494-019-0250-5
- ^ Кроссленд, Томас; Грундтитул, доктор Андреас (2004). «Фальшивая» печать Фудзи . Укиеэ-Галерея . Проверено 26 апреля 2012 г.
- ^ Дэй, Холлидей Т. (1988). Справочник по коллекциям Музея искусств Индианаполиса . Индианаполис: Художественный музей Индианаполиса . ISBN 0936260203 .
- ^ «Хороший ветер, ясное утро (Гайфу кайсэй)» . Художественный музей Индианаполиса . Проверено 26 апреля 2012 г.
- ^ «Гравюры Хокусай на дереве продаются по высоким ценам в Нью-Йорке» . NHK World-Япония . 20 марта 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Южным ветром, чистым небом, на Викискладе?