Протонная Сага (первое поколение)
Протонная Сага Первое поколение | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Также называется | Proton Saga Aeroback (хэтчбек) Протон 1,3/1,5 (Великобритания) Протон 12-клапанный (Великобритания) |
Производство | 1985–2008 |
Сборка | Малайзия : Шах-Алам ( PONSB , хаб) [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Шах Алам ( только АМИМ , Исвара) [ 4 ] Пекан ( только AMM , Ишвара) [ 5 ] |
Кузов и шасси | |
Сорт | B-сегмент |
Тип кузова | 4-дверный седан 5-дверный хэтчбек |
Макет | ФФ |
Связанный | |
Силовой агрегат | |
Передача инфекции | 5-ступенчатая механическая 3-ступенчатая автоматическая |
Хронология | |
Преемник | Протонная Сага (второе поколение) |
был Proton Saga первого поколения первым автомобилем, произведенным малазийским производителем автомобилей Proton . [ 6 ] Он был основан на Mitsubishi Lancer Fiore 1983 года в результате совместного предприятия HICOM и Mitsubishi . «Протонная сага» была официально запущена 9 июля 1985 года четвертым премьер-министром доктором Махатхиром Мохамадом . Он выпускался как в 4-дверном седане, так и в 5-дверном хэтчбеке.
Proton Saga первого поколения была самой продолжительной моделью Proton, производившейся более 22 лет подряд, пока в начале 2008 года ее наконец не сменила Saga второго поколения. По состоянию на 2022 год было продано в общей сложности 1,9 миллиона единиц Saga. , из которых было продано 1,2 миллиона единиц Proton Saga первого поколения, что сделало его самым успешным предложением Proton на сегодняшний день. [ 7 ]
Протонная сага (1985–1992)
[ редактировать ]Протонная Сага (С20, Мк1) | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производитель | Протон |
Производство | 1985–1992 |
Дизайнер | Халим Хасан [ 8 ] |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 1,3 л 4G13 Орион II 8В SOHC I4 1,3 л 4G13 Магма 8В SOHC I4 1,3 л 4G13P Мегаклапан 12 В SOHC I4 1,5 л 4G15 Орион II 8В SOHC I4 1,5 л 4G15 Магма 8 В SOHC I4 Мегаклапан 1,5 л 4G15P 12 В SOHC I4 |
Размеры | |
Колесная база | 2380 мм (93,7 дюйма) [ 9 ] |
Длина | 4311 мм (169,7 дюйма) (седан) [ 9 ] |
Ширина | 1635 мм (64,4 дюйма) [ 9 ] |
Высота | 1360 мм (53,5 дюйма) [ 9 ] |
Снаряженная масса | 980 кг (2161 фунт) |
Концепция «малазийского автомобиля» была задумана в 1979 году Махатхиром Мохамадом , тогдашним министром торговли и промышленности. [ 10 ] Махатхир активно поощрял развитие тяжелой промышленности в Малайзии как часть долгосрочной концепции самодостаточности и прогресса. [ 11 ]
Автомобильная промышленность Малайзии возникла в конце 1960-х годов. Было создано шесть автосборочных предприятий для сборки автомобилей с полной разборкой (КПД), импортируемых от различных автопроизводителей из Европы, Америки, Японии и Австралии. Однако неадекватная экономия от масштаба и регулирование местного содержания привели к росту цен на новые автомобили в Малайзии в течение 1970-х годов, при этом производство большинства, если не всех моделей CKD местной сборки, обычно обходилось дороже, чем эквивалентный импорт CBU.
К началу 1980-х годов правительство Малайзии пришло к выводу, что прямое участие необходимо, чтобы компенсировать потери и стимулировать будущий промышленный рост. Махатхир Мохамад стал четвертым премьер-министром Малайзии в июле 1981 года. Национальный автомобильный проект был одобрен в 1982 году с целью ускорить передачу технологий, увеличить и рационализировать местное содержание, а также вовлечь больше малайских предпринимателей в малазийскую автомобильную промышленность, в которой тогда преимущественно этнические китайцы доминировали . промышленность.

Махатхир пригласил Mitsubishi Motors принять участие в Национальном автомобильном проекте. [ 11 ] Решение о сотрудничестве с японской автомобильной компанией было частью политики Махатхира «Посмотри на Восток ». К январю 1983 года компания Mitsubishi подготовила в Японии два прототипа под кодовыми названиями LM41 и LM44. [ 11 ] 7 мая 1983 года компания Perusahaan Otomobil Nasional ( «Протон была основана »). HICOM владела 70% акций Proton, а Mitsubishi Motors и Mitsubishi Corporation — по 15%.
« Протонная сага» стартовала 9 июля 1985 года. [ 6 ] Он основан на платформе Mitsubishi Lancer Fiore 1983 года и оснащен 1,3-литровым двигателем 4G13 Orion II . Первая известная Proton Saga, сошедшая с производственной линии в Шах-Аламе, хранится в Музее Негара как символ начала малазийской автомобильной промышленности. Saga быстро стала национальным символом Малайзии, и Махатхир проехал на прототипе Proton Saga, оснащенном 2,0-литровым двигателем Mitsubishi Sirius 4G63 и Jalur Gemilang, по Пенангскому мосту во время церемонии его открытия 14 сентября 1985 года.
Первоначально поставки Saga были небольшими: к запуску было выпущено всего 700 автомобилей. Автомобили продавались быстро, и «Протон» не смог удовлетворить общественный спрос. Однако к середине 1986 года Saga заняла 64% доли внутреннего рынка в сегменте объемом менее 1600 куб.см. [ 12 ] Компания Proton впервые вышла на экспортные рынки в 1986 году: 26 декабря 1986 года Proton Saga получила Бангладеш последовали Новая Зеландия , Бруней , Мальта и Шри-Ланка . , а в 1987 году [ 13 ] 10-тысячная Сага также была выпущена в 1986 году.
Компания Proton попыталась продать Saga в США с помощью американского автомобильного предпринимателя Малкольма Бриклина . Махатхир был впечатлен Бриклином, которому посоветовали работать с «Протоном» по приказу бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера , который ранее преподавал Махатхиру в Гарвардском университете . [ нужна ссылка ] Ожидалось, что продажи начнутся в октябре 1988 года. [ 14 ] Вскоре после того, как первые Saga были импортированы в Соединенные Штаты, Бриклин сообщил, что он не получил разрешения на ввоз от властей и что Saga не прошла испытания на выбросы. Это привело к прекращению всех инвестиций между вовлеченными сторонами и стало для «Протона» крупными финансовыми потерями. [ 15 ] Попытка экспортировать Saga в США разозлила Mitsubishi; Считается, что они вмешались, чтобы сорвать сделку с Бриклином, поскольку не хотели, чтобы более дешевый и качественный клон одного из их собственных автомобилей стал конкурентом на том, что тогда считалось самым важным автомобильным рынком в мире. [ 16 ] Впоследствии компания Mitsubishi уволила все руководство Proton и заменила его японскими руководителями, которые подавили экспортные инициативы Proton. [ 16 ]
В январе 1987 года был представлен 1,5-литровый седан Proton Saga. [ 13 ] Он был оснащен 1,5-литровым двигателем 4G15 , но внешне практически не изменился по сравнению с Saga 1985 года. Позже, в октябре 1987 года, был выпущен вариант хэтчбека под названием Proton Saga Aeroback . У него был тот же двигатель объемом 1,5 л, что и в варианте седана, но с измененной задней частью, уникальной для Proton. В 1987 году также была выпущена 50-тысячная сага. [ 13 ]
Proton Saga Magma была представлена в середине 1987 года и предлагала небольшие механические и косметические улучшения. Суффикс Magma обозначает обновленный двигатель, а Saga с двигателем Magma можно отличить от оригинальных моделей с двигателем Orion II немного другим дизайном передней решетки и наличием защитных молдингов на бампере. [ 17 ] Кроме того, в 1987 году были выпущены первые модели Saga с автоматической коробкой передач. [ 18 ]
Proton Saga дебютировала в Европе 11 марта 1988 года в Ирландии . Модели седана и хэтчбека продавались по цене от 8 999 до 10 799 фунтов стерлингов. [ 19 ] Proton удалось запустить Saga в Ирландии раньше, чем в Соединенном Королевстве, поскольку для соответствия ирландским автомобильным нормам и правилам безопасности потребовались лишь минимальные изменения и модификации. [ 19 ] Кроме того, автомобильный рынок Ирландии в тот период был небольшим и составлял около 50 000 единиц в год, в отличие от гораздо более крупного рынка Великобритании с 2 миллионами единиц. Proton запустил Saga в нескольких небольших странах Содружества , пока они готовились к крупномасштабному запуску в Великобритании с более чем 100 дилерами. [ 19 ] В октябре 1988 года Proton Saga дебютировала в Англии на Британском международном автосалоне 1988 года , где получила три престижные награды (две золотые медали и одну серебряную) за качество кузова и эргономику. [ 13 ] [ 20 ] Saga также вошла в десятку лучших автомобилей выставки. [ 3 ] В 1988 году компания Proton вышла на рынок Ямайки вместе с выпущенной 100-тысячной Saga.

На рынке Малайзии 8 марта 1989 года был представлен эксклюзивный вариант производительности, известный как Proton Knight. Он был доступен только в одном оттенке цвета под названием «Майорка черный» с кузовом Aeroback и оснащен 1,5-литровым двигателем Magma 8V и 5-ступенчатой коробкой передач. механическая коробка передач. Этот спортивный вариант Saga выпускался всего один год, что сделало его одной из самых редких моделей Saga, когда-либо созданных. Похожий вариант исполнения, известный как Proton Saga Black Knight Edition, был запущен исключительно в Соединенном Королевстве в кузове седан, и в том же году было произведено всего 201 экземпляр. [ 21 ]
16 марта 1989 года Proton официально представила дуэт седана и хэтчбека Saga в Великобритании . [ 13 ] Модели седанов были переименованы в Proton 1.3 и Proton 1.5 соответственно в зависимости от объема двигателя, а также суффикса, такого как SE или GL, который обозначал уровни отделки салона. Модели для рынка Великобритании также немного отличались от своих малазийских аналогов. Все модели, продаваемые в Великобритании, были оснащены оригинальной приборной панелью Mitsubishi Lancer Fiore и задними отражателями в соответствии с правилами безопасности Великобритании. Британия также получила множество моделей ограниченного выпуска, таких как Proton Puma, Lynx, Emerald, Prism и SE Le Mans, которые отличались более высокими комплектациями и уникальным оборудованием. Proton рекламировала свои модели под лозунгом «Японские технологии в малазийском стиле» в Соединенном Королевстве. [ 22 ] Позже Proton установила рекорд «Самой быстро продаваемой марки нового автомобиля, когда-либо поступившей в Соединенное Королевство», превысив свой 12-месячный план продаж за 6 месяцев. [ 23 ] Перед запуском Saga прошла строгую процедуру омологации , чтобы разрешить выход и продажу на рынке Великобритании. [ 24 ] Процесс включал в себя различные испытания качества, безопасности и выбросов, а также более 400 модификаций при необходимости, а также испытания на 1000 миль на британских дорогах и в погодных условиях. [ 24 ] Saga также поступила в продажу в Сингапуре в октябре 1989 года под дистрибьюторством Cycle & Carriage . [ 25 ]
12 августа 1990 года мегаклапан Proton Saga . в Малайзии был запущен [ 13 ] Табличка Megavalve представляет собой третье обновление двигателя после Orion (1985–1987) и Magma (1987–1990). [ 26 ] Двигатели Megavalve имеют 12 клапанов или три клапана на цилиндр, что является модернизацией по сравнению со старыми 8-клапанными двигателями. Благодаря четырем дополнительным клапанам новые двигатели Megavalve стали на 11–15 % мощнее, чем предыдущие установки Magma. [ 27 ] Двигатель Megavalve выпускался как в 1,3-литровом, так и в 1,5-литровом исполнении, оба были оснащены карбюраторами . В дополнение к обновленным двигателям Proton Saga Megavalve также был оснащен новой передней решеткой, защитным молдингом по всему периметру бампера и двумя новыми цветами кузова, а именно темно-бордовым и зеленым, а также несколькими незначительными изменениями в интерьере. [ 27 ] Модель 1.5S также получила новые колпаки на все колеса, а Proton повторно представила модель Saga Aeroback 1.5I по многочисленным просьбам. [ 27 ] Стандарты безопасности также были повышены за счет включения задних ремней безопасности и третьего стоп-сигнала в качестве стандартного оборудования. Стоимость Proton Saga Megavalve варьировалась от 28 000 до 36 000 ринггитов, что на 2 000 ринггитов больше, чем у предыдущей линейки Proton Saga Magma. [ 27 ]
Также была выпущена уникальная версия лимузина Proton Saga. Он на 25 процентов длиннее обычного седана Saga и оснащен встроенной морозильной камерой, автомобильной развлекательной системой и телевизором. [ 28 ] 200-тысячная Saga сошла с конвейера 16 мая 1990 года.
10 января 1991 года компания Proton выпустила обновленный 12-клапанный двигатель Proton в Великобритании. Выходная мощность двигателя объемом 1,3 л была увеличена до 77 л.с., а двигатель объемом 1,5 л - до 85 л.с. [ 29 ] 22 сентября 1991 года Proton Saga во второй раз завоевал две золотые награды на Британском международном автосалоне. [ 13 ] Saga также была запущена в Малави в декабре 1991 года. К тому времени Proton удалось экспортировать 40 151 единицу, из которых 33 291 была в Великобританию, а 3 699, 1 160 и 847 - в Сингапур, Ирландию и Новую Зеландию соответственно. [ 30 ] 300-тысячная Saga также была произведена в 1991 году, а доля запчастей Saga местного производства выросла до 69% после открытия завода двигателей и трансмиссий в Шах-Аламе. [ 3 ] Кроме того, журнал Fortune поставил Proton на 29-е место среди крупнейших автомобильных компаний в мире в 1991 и 1992 годах, и этот подвиг был достигнут в одиночку благодаря Saga, единственному предложению Proton до 1993 года. [ 31 ]
Протонная Сага Ишвара (1992–2003)
[ редактировать ]Протонная Сага Ишвара (С20, Мк2) | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Также называется | Proton Saga Iswara Aeroback (хэтчбек) Протон Ишвара Протон Мпи (Великобритания) |
Производство | 1992–2003 |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | 4-дверный седан 5-дверный хэтчбек |
Макет | ФФ |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 1,3 л 4G13P 12 В SOHC I4 1,3 л 4G13P ECI Multi 12 В SOHC I4 1,5 л 4G15P 12 В SOHC I4 1,5 л 4G15P ECI Multi 12 В SOHC I4 |
Передача инфекции | 5-ступенчатая механическая 3-ступенчатая автоматическая |
Размеры | |
Колесная база | 2380 мм (93,7 дюйма) [ 32 ] |
Длина | 4110 мм (161,8 дюйма) (хэтчбек) [ 32 ] |
Ширина | 1655 мм (65,2 дюйма) [ 32 ] |
Высота | 1360 мм (53,5 дюйма) [ 32 ] |
Снаряженная масса | 970 кг (2140 фунтов) (хэтчбек) [ 32 ] |
Proton Saga Iswara (известный как Proton Mpi ) был запущен 15 августа 1992 года. в Великобритании [ 13 ] Он назван в честь великой бабочки Елены ( Papilio iswara ) из Саравака . Он был основан на предыдущей платформе Saga Megavalve. Внешний дизайн был обновлен и рестайлинг британской фирмой. Iswara отличается новой решеткой радиатора, более тонкими фарами, рифлеными задними фонарями, пластиковыми бамперами и боковыми молдингами. Кроме того, кронштейн заднего номерного знака был перенесен на бампер вместо багажника. Как и его предшественник, Saga Iswara выпускалась как в вариантах 4-дверного седана/седана, так и в 5-дверном хэтчбеке, оснащенном теми же двигателями объемом 1,3 и 1,5 литра. Однако модели, экспортируемые в Сингапур и Великобританию, были оснащены системой впрыска топлива Mitsubishi ECI Multi и каталитическим нейтрализатором , отвечающим Евро I. стандартам выбросов [ 33 ] пятиступенчатая механическая и трехступенчатая автоматическая коробки передач Предлагались , обе от Mitsubishi. Седанная версия Saga Iswara широко использовалась в качестве такси в Малайзии в 1990-х и 2000-х годах. Большинство из них были переоборудованы в газомоторные автомобили для большей топливной эффективности. Многие такси Saga Iswara все еще используются сегодня, но их использование постепенно вытесняется новыми такси Proton. [ 34 ] Продажи в Великобритании закончились в 1996 году, через 3 года после запуска Persona.
Экспортный из Великобритании вариант Саги Ишвары также был показан в эпизоде телешоу « Мистер Бин» . [ 35 ]
В 2001 году Proton представила Iswara Aeroback Special Edition . Он имеет большое количество косметических улучшений, в том числе новую переднюю решетку, фары, фонари Altezza , обвес, задние спойлеры и 14-дюймовые легкосплавные диски. [ 32 ] Он предлагался только с 1,3-литровым двигателем в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач. [ 32 ] Интерьер практически не изменился по сравнению с предыдущей версией. Тем не менее, Iswara Aeroback SE является первым автомобилем в своей линейке, получившим информацию о плавности хода и управляемости от Lotus . [ 36 ] Позже модификации были приняты для использования в Proton Saga LMST.
Протонная сага LMST (2003–2008)
[ редактировать ]Протонная Сага LMST (С20, Мк3) | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Также называется | Протонная Сага |
Производство | 2003–2008 |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | 5-дверный хэтчбек |
Макет | ФФ |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 1,3 л 4G13P 12 В SOHC I4 |
Передача инфекции | 5-ступенчатая механическая |
Размеры | |
Колесная база | 2380 мм (93,7 дюйма) [ 32 ] |
Длина | 4048 мм (159,4 дюйма) [ 32 ] |
Ширина | 1626 мм (64,0 дюйма) [ 32 ] |
Высота | 1346 мм (53,0 дюйма) [ 32 ] |
Снаряженная масса | 960–970 кг (2120–2140 фунтов) [ 32 ] |
The Proton Saga Lotus Meter Saga Trim (LMST) , [ 37 ] хэтчбек был представлен в 2003 году как преемник Proton Saga Iswara. Несмотря на то, что Saga LMST использовала ту же устаревшую платформу, что и оригинальная Proton Saga 1985 года, Saga LMST отличалась полностью переработанным интерьером с новой приборной панелью, приборной панелью и приборной панелью, которая имела цифровой дисплей, состоящий из одометра, указателя уровня топлива и температуры. измерять. Рулевое колесо, рычаг переключения передач и двухцветные внутренние панели «красный на черном» также были новыми. [ 32 ] В экстерьере автомобиль получил новую решетку радиатора, фары со встроенными противотуманными фарами, задние фонари, передний и задний бамперы, боковые юбки и задний спойлер. [ 32 ] Кронштейн заднего номерного знака также был перенесен на багажник, а задний бампер на более поздних вариантах был оснащен датчиками парковки , впервые в линейке Saga. Автомобиль оснащался тем же двигателем 4G13 объемом 1,3 л, мощностью 83 л.с. (62 кВт) при 6000 об/мин и крутящим моментом 109 Нм при 4000 об/мин. [ 32 ] Трехступенчатая автоматическая коробка передач была снята с производства, и предлагалась только пятиступенчатая механическая коробка передач. Saga LMST продавалась в двух комплектациях: с гидроусилителем рулевого управления и без него, а также в качестве опции для 14-дюймовых легкосплавных дисков от Iswara SE. Тормоза были дисковыми спереди и барабанными сзади. [ 32 ] LMST не был оборудован подушками безопасности или ABS и продавался в четырех цветах; красный, темно-синий, серый и черный.
В конце 2006 года компания Proton обновила Saga LMST в ответ на запуск Perodua Myvi в 2005 году . [ 38 ] Saga LMST получила в основном косметические изменения, а именно: новое встроенное радио и проигрыватель компакт-дисков Clarion , приборную панель и обновленные дефлекторы кондиционера в салоне, а также уникальную переднюю решетку, 14-дюймовые стальные диски с колпаками и хромированные головные и задние фонари на экстерьер. Компания Proton добавила новый выпускной коллектор и экстрактор к проверенному и проверенному карбюраторному двигателю 1,3 л 4G13, увеличив номинальную мощность Saga LMST до 90 л.с. (67 кВт) при 6000 об/мин и крутящего момента 110 Нм при 4200 об/мин, в результате чего появилась Saga LMST 2006 года. самый быстрый и мощный в своем роде. [ 38 ] Однако эти функции и обновления предлагались только для варианта отделки с гидроусилителем руля. Более дешевый вариант без гидроусилителя рулевого управления вместо этого был оснащен 13-дюймовыми стальными дисками и колпаками, кассетным плеером и выпускным коллектором от Saga LMST 2003 года. [ 38 ] Также отсутствовал задний спойлер, боковые юбки, электрические стеклоподъемники, сигнализация и центральный замок. Вариант с гидроусилителем руля предлагался на выбор из двух вариантов окраски: оранжевого и черного, тогда как модель без гидроусилителя руля продавалась только в серебристом цвете. [ 38 ] Proton представил эту модель в Пакистане 15 сентября 2006 года. [ 39 ]
4 марта 2007 года компания Proton запустила 50-летию Merdeka акцию, посвященную , в Малайзии. [ 40 ] Последняя обновленная модель последней итерации появилась в виде Proton Saga LMST 50th Merdeka Anniversary Edition . Он практически идентичен Saga LMST 2006 года, единственными видимыми отличиями являются уменьшенный диаметр выхлопной трубы и слегка измененные задние фонари. Примечательно, что он был продан по сниженной цене всего в 26 999 ринггитов по сравнению с прежней ценой в 33 240 ринггитов. Акция была проведена в связи с празднованием 50-летия Малайзии Merdeka и как символ благодарности Proton своим клиентам. В том же году Proton Saga стала вторым по популярности автомобилем после Perodua Myvi. [ 41 ] Saga LMST также был одним из последних легковых автомобилей с карбюраторным двигателем, проданных в Малайзии.
На смену Saga LMST в начале 2008 года пришло совершенно новое Proton Saga второго поколения . [ 42 ]
Награды
[ редактировать ]- 1991 Какая машина? - Лучший недорогой автомобиль года (Proton Saga 1.5E Aeroback) [ 43 ]
- 1992 Auto Express — популярные новые автомобили с лучшим соотношением цены и качества [ 43 ]
- 1993 Какая машина? - Семейный автомобиль Best Buy стоимостью до 10 000 фунтов стерлингов. [ 43 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Набираем обороты для локализации» . Новые времена проливов . 9 июля 1989 года . Проверено 30 апреля 2013 г.
- ^ Уайтинг, Кеннет (18 июня 1990 г.). «Протон Малайзии продвигается вперед на автомобильном рынке» . АП/Дейли газетт . Проверено 30 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Реализация видения нации» . Новые времена проливов . 16 июля 1991 года . Проверено 30 апреля 2013 г.
- ^ Чипс Яп (29 декабря 2007 г.). «Ford меняет бизнес-модель для Малайзии» . Motortrader.com.my. Архивировано из оригинала 30 мая 2015 года . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ Чипс Яп (29 сентября 2007 г.). «Сколько сборочных заводов в Малайзии?» . Motortrader.com.my. Архивировано из оригинала 30 мая 2015 года . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «ПРОТОН Холдингс Берхад - История» . Corporate.proton.com. Архивировано из оригинала 2 марта 2013 года . Проверено 29 января 2013 г.
- ^ https://paultan.org/2023/06/28/1990-proton-saga-1-5s-by-dream-street-restoration-a-year-and-a-half-long-project-for-the -og-национальный-автомобиль/ [ только URL ]
- ^ Майзура Ахмад Камаль, Интан (30 августа 2020 г.). «Невероятная «сага» одного человека о разработке первого национального автомобиля Малайзии!» . Новые времена проливов . Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Тан, Пол (18 января 2008 г.). «Отчет о запуске и тест-драйве новой Proton Saga» . paultan.org . Проверено 30 апреля 2013 г.
- ^ «ПРОТОНУ» 25 лет . Протон Интерактив / YouTube. 15 июля 2010 г. Проверено 30 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Ханс Чеонг (9 июля 2015 г.). «30 лет протона - возвращение к тому времени, когда малайзийцы приветствовали протон» . carlist.my. Архивировано из оригинала 10 июня 2017 года . Проверено 10 июня 2017 г.
- ^ «Год успеха национального автомобиля» . Новые времена проливов . 1 сентября 1986 года . Проверено 5 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «PROTON Holdings Berhad - История Протона» . Corporate.proton.com. Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года . Проверено 29 января 2013 г.
- ^ «Малазийский автомобиль для США (опубликовано в 1987 г.)» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Мантл, Джонатан (1995). Автомобильные войны . Аркадное издательство. п. 152. ИСБН 1559703334 .
- ^ Jump up to: а б Вуик, Джейсон (2010), Юго: взлет и падение худшего автомобиля в истории , Нью-Йорк: Хилл и Ван, стр. 176, ISBN 978-0-8090-9891-0
- ^ «Реклама в газете «Протон Сага (Магма)» . 9 июля 1987 года . Проверено 16 марта 2015 г.
- ^ Липс (25 марта 1990 г.). «Автоматический роман Саги» . Проверено 16 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Саад Хашим (11 марта 1988 г.). «Протонная сага запущена в Ирландии — прелюдия к дебюту в Англии» . Проверено 16 марта 2015 г.
- ^ «Сага затмевает устоявшиеся имена» . 8 декабря 1988 года . Проверено 16 марта 2015 г.
- ^ «30 лет протона - возвращение к тому времени, когда малайзийцы приветствовали протон» . Карлист. 13 июля 2015 года . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ «Японские технологии в малазийском стиле» . Flickr / Энди Кэмпбелл. 25 апреля 2011 года . Проверено 30 января 2013 г.
- ^ «История Протонной саги» . Протон / Пол Тан / YouTube. 26 мая 2010 года . Проверено 30 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Надежный и точный контроль качества» . 2 декабря 1989 года . Проверено 16 марта 2015 г.
- ^ Жаклин Вонг, Уинстон Ли (8 октября 1989 г.). «Начинается новая глава саги» . eresources.nlb.gov.sg . Проверено 10 июля 2020 г.
- ^ «EON уверена в расширении рынка протонов» . 30 июля 1992 года . Проверено 16 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Руководитель EON: Новый Протон более мощный» . 13 августа 1990 года . Проверено 16 марта 2015 г.
- ^ «Войдите в новый лимузин Proton Saga» . Новые времена проливов. 23 марта 1990 года . Проверено 31 января 2013 г.
- ^ «Top Gear 1991: Proton Saga (Proton как самая быстрорастущая автомобильная компания Великобритании)» . Top Gear (сериал, 1977 г.) / CarmakerMY / YouTube. 16 июля 2009 года . Проверено 30 января 2013 г.
- ^ «Протонная сага в Малави» . Бернама / Нью Санди Таймс. 13 декабря 1991 года . Проверено 31 января 2013 г.
- ^ «Протон сохраняет 29-е место в списке Fortune» . новости.google.com . 26 сентября 1993 года . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Автомобильные брошюры» . Протон/sabah.edu.my . Проверено 30 апреля 2013 г.
- ^ Юго Лада (17 февраля 2012 г.). «1993 ПРОТОН С.П. АВТО» . Фликр . Проверено 30 января 2013 г.
- ^ «Бюджетное такси теперь более безопасное и удобное с Persona» . spad.gov.my. 22 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2013 г. Проверено 1 февраля 2013 г.
- ^ «Мистер Бин - Эпизод 12 - Первый удар, мистер Бин» . TigerAspect Productions Ltd 1995/YouTube. Октябрь 2009 года . Проверено 31 января 2013 г.
- ^ «Брошюра специального выпуска Proton Iswara Aeroback» . Протон . Проверено 1 мая 2013 г.
- ^ «История Протона и его легендарная сага, с 1985 по 2022 год — Auto News — Caricarz» . Caricarz – проще всего купить автомобиль! . 27 августа 2022 г. Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Брошюра Proton Saga LMST MC 2006» . Протон /a4rzero/ WordPress . Проверено 16 октября 2013 г.
- ^ «Протон запущен сегодня в Пакистане !! + фотографии запуска» . pakwheels.com. 16 сентября 2006 г. Проверено 31 января 2013 г.
- ^ Ван Сиди, Ван Сьямсул (4 марта 2007 г.). «Протонная сага»: 26 999 ринггитов в честь 50-летия независимости . utusan.com.my . Проверено 31 января 2013 г.
- ^ Ганье, Матиас (28 января 2008 г.). «Малайзия 2006-2007: Perodua Myvi берет под свой контроль рынок» . bestsellingcarsblog.com . Проверено 31 января 2013 г.
- ^ Тан, Пол (7 марта 2007 г.). «Промоакция Proton Saga Merdeka: 26 999 ринггитов» . paultan.org . Проверено 30 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Proton Cars UK — История — Proton MPI (1989–1995)» . proton.co.uk. Архивировано из оригинала 29 мая 2011 года . Проверено 4 июня 2011 г.
