Jump to content

Протонная Сага (первое поколение)

Протонная Сага
Первое поколение
Обзор
Также называется Proton Saga Aeroback (хэтчбек)
Протон 1,3/1,5 (Великобритания)
Протон 12-клапанный (Великобритания)
Производство 1985–2008
Сборка Малайзия :
Шах-Алам ( PONSB , хаб) [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Шах Алам ( только АМИМ , Исвара) [ 4 ]
Пекан ( только AMM , Ишвара) [ 5 ]
Кузов и шасси
Сорт B-сегмент
Тип кузова 4-дверный седан
5-дверный хэтчбек
Макет ФФ
Связанный
Силовой агрегат
Передача инфекции 5-ступенчатая механическая
3-ступенчатая автоматическая
Хронология
Преемник Протонная Сага
(второе поколение)

был Proton Saga первого поколения первым автомобилем, произведенным малазийским производителем автомобилей Proton . [ 6 ] Он был основан на Mitsubishi Lancer Fiore 1983 года в результате совместного предприятия HICOM и Mitsubishi . «Протонная сага» была официально запущена 9 июля 1985 года четвертым премьер-министром доктором Махатхиром Мохамадом . Он выпускался как в 4-дверном седане, так и в 5-дверном хэтчбеке.

Proton Saga первого поколения была самой продолжительной моделью Proton, производившейся более 22 лет подряд, пока в начале 2008 года ее наконец не сменила Saga второго поколения. По состоянию на 2022 год было продано в общей сложности 1,9 миллиона единиц Saga. , из которых было продано 1,2 миллиона единиц Proton Saga первого поколения, что сделало его самым успешным предложением Proton на сегодняшний день. [ 7 ]

Протонная сага (1985–1992)

[ редактировать ]
1987–1990 Салон Протон Сага (Магма)
1990–1992 Proton Saga (Megavalve) Aeroback
Протонная Сага
(С20, Мк1)
Обзор
Производитель Протон
Производство 1985–1992
Дизайнер Халим Хасан [ 8 ]
Силовой агрегат
Двигатель 1,3 л 4G13 Орион II SOHC I4
1,3 л 4G13 Магма 8В SOHC I4
1,3 л 4G13P Мегаклапан 12 В SOHC I4
1,5 л 4G15 Орион II 8В SOHC I4
1,5 л 4G15 Магма 8 В SOHC I4
Мегаклапан 1,5 л 4G15P 12 В SOHC I4
Размеры
Колесная база 2380 мм (93,7 дюйма) [ 9 ]
Длина 4311 мм (169,7 дюйма) (седан) [ 9 ]
Ширина 1635 мм (64,4 дюйма) [ 9 ]
Высота 1360 мм (53,5 дюйма) [ 9 ]
Снаряженная масса 980 кг (2161 фунт)

Концепция «малазийского автомобиля» была задумана в 1979 году Махатхиром Мохамадом , тогдашним министром торговли и промышленности. [ 10 ] Махатхир активно поощрял развитие тяжелой промышленности в Малайзии как часть долгосрочной концепции самодостаточности и прогресса. [ 11 ]

Автомобильная промышленность Малайзии возникла в конце 1960-х годов. Было создано шесть автосборочных предприятий для сборки автомобилей с полной разборкой (КПД), импортируемых от различных автопроизводителей из Европы, Америки, Японии и Австралии. Однако неадекватная экономия от масштаба и регулирование местного содержания привели к росту цен на новые автомобили в Малайзии в течение 1970-х годов, при этом производство большинства, если не всех моделей CKD местной сборки, обычно обходилось дороже, чем эквивалентный импорт CBU.

К началу 1980-х годов правительство Малайзии пришло к выводу, что прямое участие необходимо, чтобы компенсировать потери и стимулировать будущий промышленный рост. Махатхир Мохамад стал четвертым премьер-министром Малайзии в июле 1981 года. Национальный автомобильный проект был одобрен в 1982 году с целью ускорить передачу технологий, увеличить и рационализировать местное содержание, а также вовлечь больше малайских предпринимателей в малазийскую автомобильную промышленность, в которой тогда преимущественно этнические китайцы доминировали . промышленность.

1987 Proton Saga 1.5 GLX седан (Новая Зеландия)

Махатхир пригласил Mitsubishi Motors принять участие в Национальном автомобильном проекте. [ 11 ] Решение о сотрудничестве с японской автомобильной компанией было частью политики Махатхира «Посмотри на Восток ». К январю 1983 года компания Mitsubishi подготовила в Японии два прототипа под кодовыми названиями LM41 и LM44. [ 11 ] 7 мая 1983 года компания Perusahaan Otomobil Nasional ( «Протон была основана »). HICOM владела 70% акций Proton, а Mitsubishi Motors и Mitsubishi Corporation — по 15%.

« Протонная сага» стартовала 9 июля 1985 года. [ 6 ] Он основан на платформе Mitsubishi Lancer Fiore 1983 года и оснащен 1,3-литровым двигателем 4G13 Orion II . Первая известная Proton Saga, сошедшая с производственной линии в Шах-Аламе, хранится в Музее Негара как символ начала малазийской автомобильной промышленности. Saga быстро стала национальным символом Малайзии, и Махатхир проехал на прототипе Proton Saga, оснащенном 2,0-литровым двигателем Mitsubishi Sirius 4G63 и Jalur Gemilang, по Пенангскому мосту во время церемонии его открытия 14 сентября 1985 года.

Первоначально поставки Saga были небольшими: к запуску было выпущено всего 700 автомобилей. Автомобили продавались быстро, и «Протон» не смог удовлетворить общественный спрос. Однако к середине 1986 года Saga заняла 64% доли внутреннего рынка в сегменте объемом менее 1600 куб.см. [ 12 ] Компания Proton впервые вышла на экспортные рынки в 1986 году: 26 декабря 1986 года Proton Saga получила Бангладеш последовали Новая Зеландия , Бруней , Мальта и Шри-Ланка . , а в 1987 году [ 13 ] 10-тысячная Сага также была выпущена в 1986 году.

Компания Proton попыталась продать Saga в США с помощью американского автомобильного предпринимателя Малкольма Бриклина . Махатхир был впечатлен Бриклином, которому посоветовали работать с «Протоном» по приказу бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера , который ранее преподавал Махатхиру в Гарвардском университете . [ нужна ссылка ] Ожидалось, что продажи начнутся в октябре 1988 года. [ 14 ] Вскоре после того, как первые Saga были импортированы в Соединенные Штаты, Бриклин сообщил, что он не получил разрешения на ввоз от властей и что Saga не прошла испытания на выбросы. Это привело к прекращению всех инвестиций между вовлеченными сторонами и стало для «Протона» крупными финансовыми потерями. [ 15 ] Попытка экспортировать Saga в США разозлила Mitsubishi; Считается, что они вмешались, чтобы сорвать сделку с Бриклином, поскольку не хотели, чтобы более дешевый и качественный клон одного из их собственных автомобилей стал конкурентом на том, что тогда считалось самым важным автомобильным рынком в мире. [ 16 ] Впоследствии компания Mitsubishi уволила все руководство Proton и заменила его японскими руководителями, которые подавили экспортные инициативы Proton. [ 16 ]

В январе 1987 года был представлен 1,5-литровый седан Proton Saga. [ 13 ] Он был оснащен 1,5-литровым двигателем 4G15 , но внешне практически не изменился по сравнению с Saga 1985 года. Позже, в октябре 1987 года, был выпущен вариант хэтчбека под названием Proton Saga Aeroback . У него был тот же двигатель объемом 1,5 л, что и в варианте седана, но с измененной задней частью, уникальной для Proton. В 1987 году также была выпущена 50-тысячная сага. [ 13 ]

Proton Saga Magma была представлена ​​в середине 1987 года и предлагала небольшие механические и косметические улучшения. Суффикс Magma обозначает обновленный двигатель, а Saga с двигателем Magma можно отличить от оригинальных моделей с двигателем Orion II немного другим дизайном передней решетки и наличием защитных молдингов на бампере. [ 17 ] Кроме того, в 1987 году были выпущены первые модели Saga с автоматической коробкой передач. [ 18 ]

Proton Saga дебютировала в Европе 11 марта 1988 года в Ирландии . Модели седана и хэтчбека продавались по цене от 8 999 до 10 799 фунтов стерлингов. [ 19 ] Proton удалось запустить Saga в Ирландии раньше, чем в Соединенном Королевстве, поскольку для соответствия ирландским автомобильным нормам и правилам безопасности потребовались лишь минимальные изменения и модификации. [ 19 ] Кроме того, автомобильный рынок Ирландии в тот период был небольшим и составлял около 50 000 единиц в год, в отличие от гораздо более крупного рынка Великобритании с 2 миллионами единиц. Proton запустил Saga в нескольких небольших странах Содружества , пока они готовились к крупномасштабному запуску в Великобритании с более чем 100 дилерами. [ 19 ] В октябре 1988 года Proton Saga дебютировала в Англии на Британском международном автосалоне 1988 года , где получила три престижные награды (две золотые медали и одну серебряную) за качество кузова и эргономику. [ 13 ] [ 20 ] Saga также вошла в десятку лучших автомобилей выставки. [ 3 ] В 1988 году компания Proton вышла на рынок Ямайки вместе с выпущенной 100-тысячной Saga.

1991 Proton 1.5 SE Aeroback (Великобритания)
1990–1992 Proton Saga (Megavalve) интерьер

На рынке Малайзии 8 марта 1989 года был представлен эксклюзивный вариант производительности, известный как Proton Knight. Он был доступен только в одном оттенке цвета под названием «Майорка черный» с кузовом Aeroback и оснащен 1,5-литровым двигателем Magma 8V и 5-ступенчатой ​​​​коробкой передач. механическая коробка передач. Этот спортивный вариант Saga выпускался всего один год, что сделало его одной из самых редких моделей Saga, когда-либо созданных. Похожий вариант исполнения, известный как Proton Saga Black Knight Edition, был запущен исключительно в Соединенном Королевстве в кузове седан, и в том же году было произведено всего 201 экземпляр. [ 21 ]

16 марта 1989 года Proton официально представила дуэт седана и хэтчбека Saga в Великобритании . [ 13 ] Модели седанов были переименованы в Proton 1.3 и Proton 1.5 соответственно в зависимости от объема двигателя, а также суффикса, такого как SE или GL, который обозначал уровни отделки салона. Модели для рынка Великобритании также немного отличались от своих малазийских аналогов. Все модели, продаваемые в Великобритании, были оснащены оригинальной приборной панелью Mitsubishi Lancer Fiore и задними отражателями в соответствии с правилами безопасности Великобритании. Британия также получила множество моделей ограниченного выпуска, таких как Proton Puma, Lynx, Emerald, Prism и SE Le Mans, которые отличались более высокими комплектациями и уникальным оборудованием. Proton рекламировала свои модели под лозунгом «Японские технологии в малазийском стиле» в Соединенном Королевстве. [ 22 ] Позже Proton установила рекорд «Самой быстро продаваемой марки нового автомобиля, когда-либо поступившей в Соединенное Королевство», превысив свой 12-месячный план продаж за 6 месяцев. [ 23 ] Перед запуском Saga прошла строгую процедуру омологации , чтобы разрешить выход и продажу на рынке Великобритании. [ 24 ] Процесс включал в себя различные испытания качества, безопасности и выбросов, а также более 400 модификаций при необходимости, а также испытания на 1000 миль на британских дорогах и в погодных условиях. [ 24 ] Saga также поступила в продажу в Сингапуре в октябре 1989 года под дистрибьюторством Cycle & Carriage . [ 25 ]

12 августа 1990 года мегаклапан Proton Saga . в Малайзии был запущен [ 13 ] Табличка Megavalve представляет собой третье обновление двигателя после Orion (1985–1987) и Magma (1987–1990). [ 26 ] Двигатели Megavalve имеют 12 клапанов или три клапана на цилиндр, что является модернизацией по сравнению со старыми 8-клапанными двигателями. Благодаря четырем дополнительным клапанам новые двигатели Megavalve стали на 11–15 % мощнее, чем предыдущие установки Magma. [ 27 ] Двигатель Megavalve выпускался как в 1,3-литровом, так и в 1,5-литровом исполнении, оба были оснащены карбюраторами . В дополнение к обновленным двигателям Proton Saga Megavalve также был оснащен новой передней решеткой, защитным молдингом по всему периметру бампера и двумя новыми цветами кузова, а именно темно-бордовым и зеленым, а также несколькими незначительными изменениями в интерьере. [ 27 ] Модель 1.5S также получила новые колпаки на все колеса, а Proton повторно представила модель Saga Aeroback 1.5I по многочисленным просьбам. [ 27 ] Стандарты безопасности также были повышены за счет включения задних ремней безопасности и третьего стоп-сигнала в качестве стандартного оборудования. Стоимость Proton Saga Megavalve варьировалась от 28 000 до 36 000 ринггитов, что на 2 000 ринггитов больше, чем у предыдущей линейки Proton Saga Magma. [ 27 ]

Также была выпущена уникальная версия лимузина Proton Saga. Он на 25 процентов длиннее обычного седана Saga и оснащен встроенной морозильной камерой, автомобильной развлекательной системой и телевизором. [ 28 ] 200-тысячная Saga сошла с конвейера 16 мая 1990 года.

10 января 1991 года компания Proton выпустила обновленный 12-клапанный двигатель Proton в Великобритании. Выходная мощность двигателя объемом 1,3 л была увеличена до 77 л.с., а двигатель объемом 1,5 л - до 85 л.с. [ 29 ] 22 сентября 1991 года Proton Saga во второй раз завоевал две золотые награды на Британском международном автосалоне. [ 13 ] Saga также была запущена в Малави в декабре 1991 года. К тому времени Proton удалось экспортировать 40 151 единицу, из которых 33 291 была в Великобританию, а 3 699, 1 160 и 847 - в Сингапур, Ирландию и Новую Зеландию соответственно. [ 30 ] 300-тысячная Saga также была произведена в 1991 году, а доля запчастей Saga местного производства выросла до 69% после открытия завода двигателей и трансмиссий в Шах-Аламе. [ 3 ] Кроме того, журнал Fortune поставил Proton на 29-е место среди крупнейших автомобильных компаний в мире в 1991 и 1992 годах, и этот подвиг был достигнут в одиночку благодаря Saga, единственному предложению Proton до 1993 года. [ 31 ]

Протонная Сага Ишвара (1992–2003)

[ редактировать ]
Протонная Сага Ишвара
(С20, Мк2)
Обзор
Также называется Proton Saga Iswara Aeroback (хэтчбек)
Протон Ишвара
Протон Мпи (Великобритания)
Производство 1992–2003
Кузов и шасси
Тип кузова 4-дверный седан
5-дверный хэтчбек
Макет ФФ
Силовой агрегат
Двигатель 1,3 л 4G13P 12 В SOHC I4
1,3 л 4G13P ECI Multi 12 В SOHC I4
1,5 л 4G15P 12 В SOHC I4
1,5 л 4G15P ECI Multi 12 В SOHC I4
Передача инфекции 5-ступенчатая механическая
3-ступенчатая автоматическая
Размеры
Колесная база 2380 мм (93,7 дюйма) [ 32 ]
Длина 4110 мм (161,8 дюйма) (хэтчбек) [ 32 ]
Ширина 1655 мм (65,2 дюйма) [ 32 ]
Высота 1360 мм (53,5 дюйма) [ 32 ]
Снаряженная масса 970 кг (2140 фунтов) (хэтчбек) [ 32 ]
1992–2001 Салон Proton Saga Iswara
1992–2001 Протон Сага Исвара Аэробэк
2001–2003 Хэтчбек Proton Iswara Aeroback Special Edition

Proton Saga Iswara (известный как Proton Mpi ) был запущен 15 августа 1992 года. в Великобритании [ 13 ] Он назван в честь великой бабочки Елены ( Papilio iswara ) из Саравака . Он был основан на предыдущей платформе Saga Megavalve. Внешний дизайн был обновлен и рестайлинг британской фирмой. Iswara отличается новой решеткой радиатора, более тонкими фарами, рифлеными задними фонарями, пластиковыми бамперами и боковыми молдингами. Кроме того, кронштейн заднего номерного знака был перенесен на бампер вместо багажника. Как и его предшественник, Saga Iswara выпускалась как в вариантах 4-дверного седана/седана, так и в 5-дверном хэтчбеке, оснащенном теми же двигателями объемом 1,3 и 1,5 литра. Однако модели, экспортируемые в Сингапур и Великобританию, были оснащены системой впрыска топлива Mitsubishi ECI Multi и каталитическим нейтрализатором , отвечающим Евро I. стандартам выбросов [ 33 ] пятиступенчатая механическая и трехступенчатая автоматическая коробки передач Предлагались , обе от Mitsubishi. Седанная версия Saga Iswara широко использовалась в качестве такси в Малайзии в 1990-х и 2000-х годах. Большинство из них были переоборудованы в газомоторные автомобили для большей топливной эффективности. Многие такси Saga Iswara все еще используются сегодня, но их использование постепенно вытесняется новыми такси Proton. [ 34 ] Продажи в Великобритании закончились в 1996 году, через 3 года после запуска Persona.

Экспортный из Великобритании вариант Саги Ишвары также был показан в эпизоде ​​телешоу « Мистер Бин» . [ 35 ]

В 2001 году Proton представила Iswara Aeroback Special Edition . Он имеет большое количество косметических улучшений, в том числе новую переднюю решетку, фары, фонари Altezza , обвес, задние спойлеры и 14-дюймовые легкосплавные диски. [ 32 ] Он предлагался только с 1,3-литровым двигателем в паре с 5-ступенчатой ​​​​механической коробкой передач. [ 32 ] Интерьер практически не изменился по сравнению с предыдущей версией. Тем не менее, Iswara Aeroback SE является первым автомобилем в своей линейке, получившим информацию о плавности хода и управляемости от Lotus . [ 36 ] Позже модификации были приняты для использования в Proton Saga LMST.

Протонная сага LMST (2003–2008)

[ редактировать ]
Протонная Сага LMST
(С20, Мк3)
Обзор
Также называется Протонная Сага
Производство 2003–2008
Кузов и шасси
Тип кузова 5-дверный хэтчбек
Макет ФФ
Силовой агрегат
Двигатель 1,3 л 4G13P 12 В SOHC I4
Передача инфекции 5-ступенчатая механическая
Размеры
Колесная база 2380 мм (93,7 дюйма) [ 32 ]
Длина 4048 мм (159,4 дюйма) [ 32 ]
Ширина 1626 мм (64,0 дюйма) [ 32 ]
Высота 1346 мм (53,0 дюйма) [ 32 ]
Снаряженная масса 960–970 кг (2120–2140 фунтов) [ 32 ]
2006–2008 Хэтчбек Proton Saga LMST
2003–2006 Хэтчбек Proton Saga LMST

The Proton Saga Lotus Meter Saga Trim (LMST) , [ 37 ] хэтчбек был представлен в 2003 году как преемник Proton Saga Iswara. Несмотря на то, что Saga LMST использовала ту же устаревшую платформу, что и оригинальная Proton Saga 1985 года, Saga LMST отличалась полностью переработанным интерьером с новой приборной панелью, приборной панелью и приборной панелью, которая имела цифровой дисплей, состоящий из одометра, указателя уровня топлива и температуры. измерять. Рулевое колесо, рычаг переключения передач и двухцветные внутренние панели «красный на черном» также были новыми. [ 32 ] В экстерьере автомобиль получил новую решетку радиатора, фары со встроенными противотуманными фарами, задние фонари, передний и задний бамперы, боковые юбки и задний спойлер. [ 32 ] Кронштейн заднего номерного знака также был перенесен на багажник, а задний бампер на более поздних вариантах был оснащен датчиками парковки , впервые в линейке Saga. Автомобиль оснащался тем же двигателем 4G13 объемом 1,3 л, мощностью 83 л.с. (62 кВт) при 6000 об/мин и крутящим моментом 109 Нм при 4000 об/мин. [ 32 ] Трехступенчатая автоматическая коробка передач была снята с производства, и предлагалась только пятиступенчатая механическая коробка передач. Saga LMST продавалась в двух комплектациях: с гидроусилителем рулевого управления и без него, а также в качестве опции для 14-дюймовых легкосплавных дисков от Iswara SE. Тормоза были дисковыми спереди и барабанными сзади. [ 32 ] LMST не был оборудован подушками безопасности или ABS и продавался в четырех цветах; красный, темно-синий, серый и черный.

В конце 2006 года компания Proton обновила Saga LMST в ответ на запуск Perodua Myvi в 2005 году . [ 38 ] Saga LMST получила в основном косметические изменения, а именно: новое встроенное радио и проигрыватель компакт-дисков Clarion , приборную панель и обновленные дефлекторы кондиционера в салоне, а также уникальную переднюю решетку, 14-дюймовые стальные диски с колпаками и хромированные головные и задние фонари на экстерьер. Компания Proton добавила новый выпускной коллектор и экстрактор к проверенному и проверенному карбюраторному двигателю 1,3 л 4G13, увеличив номинальную мощность Saga LMST до 90 л.с. (67 кВт) при 6000 об/мин и крутящего момента 110 Нм при 4200 об/мин, в результате чего появилась Saga LMST 2006 года. самый быстрый и мощный в своем роде. [ 38 ] Однако эти функции и обновления предлагались только для варианта отделки с гидроусилителем руля. Более дешевый вариант без гидроусилителя рулевого управления вместо этого был оснащен 13-дюймовыми стальными дисками и колпаками, кассетным плеером и выпускным коллектором от Saga LMST 2003 года. [ 38 ] Также отсутствовал задний спойлер, боковые юбки, электрические стеклоподъемники, сигнализация и центральный замок. Вариант с гидроусилителем руля предлагался на выбор из двух вариантов окраски: оранжевого и черного, тогда как модель без гидроусилителя руля продавалась только в серебристом цвете. [ 38 ] Proton представил эту модель в Пакистане 15 сентября 2006 года. [ 39 ]

4 марта 2007 года компания Proton запустила 50-летию Merdeka акцию, посвященную , в Малайзии. [ 40 ] Последняя обновленная модель последней итерации появилась в виде Proton Saga LMST 50th Merdeka Anniversary Edition . Он практически идентичен Saga LMST 2006 года, единственными видимыми отличиями являются уменьшенный диаметр выхлопной трубы и слегка измененные задние фонари. Примечательно, что он был продан по сниженной цене всего в 26 999 ринггитов по сравнению с прежней ценой в 33 240 ринггитов. Акция была проведена в связи с празднованием 50-летия Малайзии Merdeka и как символ благодарности Proton своим клиентам. В том же году Proton Saga стала вторым по популярности автомобилем после Perodua Myvi. [ 41 ] Saga LMST также был одним из последних легковых автомобилей с карбюраторным двигателем, проданных в Малайзии.

На смену Saga LMST в начале 2008 года пришло совершенно новое Proton Saga второго поколения . [ 42 ]

  • 1991 Какая машина? - Лучший недорогой автомобиль года (Proton Saga 1.5E Aeroback) [ 43 ]
  • 1992 Auto Express — популярные новые автомобили с лучшим соотношением цены и качества [ 43 ]
  • 1993 Какая машина? - Семейный автомобиль Best Buy стоимостью до 10 000 фунтов стерлингов. [ 43 ]
  1. ^ «Набираем обороты для локализации» . Новые времена проливов . 9 июля 1989 года . Проверено 30 апреля 2013 г.
  2. ^ Уайтинг, Кеннет (18 июня 1990 г.). «Протон Малайзии продвигается вперед на автомобильном рынке» . АП/Дейли газетт . Проверено 30 апреля 2013 г.
  3. ^ Jump up to: а б с «Реализация видения нации» . Новые времена проливов . 16 июля 1991 года . Проверено 30 апреля 2013 г.
  4. ^ Чипс Яп (29 декабря 2007 г.). «Ford меняет бизнес-модель для Малайзии» . Motortrader.com.my. Архивировано из оригинала 30 мая 2015 года . Проверено 30 мая 2015 г.
  5. ^ Чипс Яп (29 сентября 2007 г.). «Сколько сборочных заводов в Малайзии?» . Motortrader.com.my. Архивировано из оригинала 30 мая 2015 года . Проверено 30 мая 2015 г.
  6. ^ Jump up to: а б «ПРОТОН Холдингс Берхад - История» . Corporate.proton.com. Архивировано из оригинала 2 марта 2013 года . Проверено 29 января 2013 г.
  7. ^ https://paultan.org/2023/06/28/1990-proton-saga-1-5s-by-dream-street-restoration-a-year-and-a-half-long-project-for-the -og-национальный-автомобиль/ [ только URL ]
  8. ^ Майзура Ахмад Камаль, Интан (30 августа 2020 г.). «Невероятная «сага» одного человека о разработке первого национального автомобиля Малайзии!» . Новые времена проливов . Проверено 29 июля 2023 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д Тан, Пол (18 января 2008 г.). «Отчет о запуске и тест-драйве новой Proton Saga» . paultan.org . Проверено 30 апреля 2013 г.
  10. ^ «ПРОТОНУ» 25 лет . Протон Интерактив / YouTube. 15 июля 2010 г. Проверено 30 января 2013 г.
  11. ^ Jump up to: а б с Ханс Чеонг (9 июля 2015 г.). «30 лет протона - возвращение к тому времени, когда малайзийцы приветствовали протон» . carlist.my. Архивировано из оригинала 10 июня 2017 года . Проверено 10 июня 2017 г.
  12. ^ «Год успеха национального автомобиля» . Новые времена проливов . 1 сентября 1986 года . Проверено 5 июня 2011 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «PROTON Holdings Berhad - История Протона» . Corporate.proton.com. Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года . Проверено 29 января 2013 г.
  14. ^ «Малазийский автомобиль для США (опубликовано в 1987 г.)» . Нью-Йорк Таймс .
  15. ^ Мантл, Джонатан (1995). Автомобильные войны . Аркадное издательство. п. 152. ИСБН  1559703334 .
  16. ^ Jump up to: а б Вуик, Джейсон (2010), Юго: взлет и падение худшего автомобиля в истории , Нью-Йорк: Хилл и Ван, стр. 176, ISBN  978-0-8090-9891-0
  17. ^ «Реклама в газете «Протон Сага (Магма)» . 9 июля 1987 года . Проверено 16 марта 2015 г.
  18. ^ Липс (25 марта 1990 г.). «Автоматический роман Саги» . Проверено 16 марта 2015 г.
  19. ^ Jump up to: а б с Саад Хашим (11 марта 1988 г.). «Протонная сага запущена в Ирландии — прелюдия к дебюту в Англии» . Проверено 16 марта 2015 г.
  20. ^ «Сага затмевает устоявшиеся имена» . 8 декабря 1988 года . Проверено 16 марта 2015 г.
  21. ^ «30 лет протона - возвращение к тому времени, когда малайзийцы приветствовали протон» . Карлист. 13 июля 2015 года . Проверено 30 марта 2024 г.
  22. ^ «Японские технологии в малазийском стиле» . Flickr / Энди Кэмпбелл. 25 апреля 2011 года . Проверено 30 января 2013 г.
  23. ^ «История Протонной саги» . Протон / Пол Тан / YouTube. 26 мая 2010 года . Проверено 30 января 2013 г.
  24. ^ Jump up to: а б «Надежный и точный контроль качества» . 2 декабря 1989 года . Проверено 16 марта 2015 г.
  25. ^ Жаклин Вонг, Уинстон Ли (8 октября 1989 г.). «Начинается новая глава саги» . eresources.nlb.gov.sg . Проверено 10 июля 2020 г.
  26. ^ «EON уверена в расширении рынка протонов» . 30 июля 1992 года . Проверено 16 марта 2015 г.
  27. ^ Jump up to: а б с д «Руководитель EON: Новый Протон более мощный» . 13 августа 1990 года . Проверено 16 марта 2015 г.
  28. ^ «Войдите в новый лимузин Proton Saga» . Новые времена проливов. 23 марта 1990 года . Проверено 31 января 2013 г.
  29. ^ «Top Gear 1991: Proton Saga (Proton как самая быстрорастущая автомобильная компания Великобритании)» . Top Gear (сериал, 1977 г.) / CarmakerMY / YouTube. 16 июля 2009 года . Проверено 30 января 2013 г.
  30. ^ «Протонная сага в Малави» . Бернама / Нью Санди Таймс. 13 декабря 1991 года . Проверено 31 января 2013 г.
  31. ^ «Протон сохраняет 29-е место в списке Fortune» . новости.google.com . 26 сентября 1993 года . Проверено 1 сентября 2020 г.
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Автомобильные брошюры» . Протон/sabah.edu.my . Проверено 30 апреля 2013 г.
  33. ^ Юго Лада (17 февраля 2012 г.). «1993 ПРОТОН С.П. АВТО» . Фликр . Проверено 30 января 2013 г.
  34. ^ «Бюджетное такси теперь более безопасное и удобное с Persona» . spad.gov.my. 22 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2013 г. Проверено 1 февраля 2013 г.
  35. ^ «Мистер Бин - Эпизод 12 - Первый удар, мистер Бин» . TigerAspect Productions Ltd 1995/YouTube. Октябрь 2009 года . Проверено 31 января 2013 г.
  36. ^ «Брошюра специального выпуска Proton Iswara Aeroback» . Протон . Проверено 1 мая 2013 г.
  37. ^ «История Протона и его легендарная сага, с 1985 по 2022 год — Auto News — Caricarz» . Caricarz – проще всего купить автомобиль! . 27 августа 2022 г. Проверено 7 декабря 2023 г.
  38. ^ Jump up to: а б с д «Брошюра Proton Saga LMST MC 2006» . Протон /a4rzero/ WordPress . Проверено 16 октября 2013 г.
  39. ^ «Протон запущен сегодня в Пакистане !! + фотографии запуска» . pakwheels.com. 16 сентября 2006 г. Проверено 31 января 2013 г.
  40. ^ Ван Сиди, Ван Сьямсул (4 марта 2007 г.). «Протонная сага»: 26 999 ринггитов в честь 50-летия независимости . utusan.com.my . Проверено 31 января 2013 г.
  41. ^ Ганье, Матиас (28 января 2008 г.). «Малайзия 2006-2007: Perodua Myvi берет под свой контроль рынок» . bestsellingcarsblog.com . Проверено 31 января 2013 г.
  42. ^ Тан, Пол (7 марта 2007 г.). «Промоакция Proton Saga Merdeka: 26 999 ринггитов» . paultan.org . Проверено 30 апреля 2013 г.
  43. ^ Jump up to: а б с «Proton Cars UK — История — Proton MPI (1989–1995)» . proton.co.uk. Архивировано из оригинала 29 мая 2011 года . Проверено 4 июня 2011 г.


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4cd82e5d38d07a061023afbfcd4fd8a5__1726118340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/a5/4cd82e5d38d07a061023afbfcd4fd8a5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Proton Saga (first generation) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)