Jump to content

Субеши культура

(Перенаправлено с кладбища Шэнцзиньдянь )

Субеши культура
Общее расположение культуры Субеши рядом с царством саков ( ) и современное азиатское государство ок. 325 г. до н.э.
Географический диапазон Турфан , Синьцзян , Китай.
Даты 1100–100 гг. до н.э.
Предшественник Чемурчекская культура
С последующим Королевство Джуши , хунну

Культура Субеши (1100–100 гг. до н.э., гл.: 苏贝希文化), также культура Субэйши или Субэйси , — это культура железного века из области округа Шаньшань , Турфан , Синьцзян , на восточной окраине Таримской впадины . [1] Культура Субеши содержит некоторые Таримские мумии более позднего периода . Возможно, оно связано с государством Чеши (車師, Чу-ши, Королевство Джуши ), известным из китайских исторических источников. [2] [1] Культура включает в себя три тесно связанных кладбища:

После 200 г. до н. э. культура Субеши, возможно, превратилась в более позднюю культуру национального государства, окруженную стеной, Королевства Джуши . [4]

Характеристики

[ редактировать ]

Истоки культуры Субеши находились под влиянием культур Западной и Центральной Азии еще в период позднего неолита и раннего бронзового века, когда бронзовая технология , керамика и стили орнаментов были привнесены с запада, прежде чем распространиться дальше на восток до ранние культуры Китая, такие как культура Сиба (около 2000–1600 гг. до н.э.), культура Цицзя (2500–1500 гг. до н.э.) или культура Чаухугоукоу (около 800–100 гг. до н.э.). [1]

Культура Субеши известна своими погребениями железного века I тысячелетия до нашей эры, напоминающими погребения сакской ( скифской ) пазырыкской культуры Горного Алтая . В частности, вооружение, конское снаряжение и одежда сходны с пазырыкской культурой. [5]

Деревянное ведро культуры Субеши с мотивом скифо-сибирского искусства в виде лося с рогами. Янхайское кладбище . [6] Турфанский музей

«Ведьмы Субеши» (4 или 3 век до н.э.) носили черные фетровые конические шляпы длиной 2 фута (0,61 м) с плоскими полями. [7] Хотя современные жители Запада склонны идентифицировать этот тип шляпы как головной убор ведьмы, есть свидетельства того, что эти остроконечные шляпы широко носили как женщины, так и мужчины в некоторых племенах Центральной Азии. Например, персидский царь Дарий зафиксировал победу над « саками остроконечных шапок ». [8] Головной убор Субеши, вероятно, является этническим знаком или символом положения в обществе. В Субеши также был найден мужчина со следами хирургической операции на животе; разрез зашивают швами из конского волоса. [9]

Культура Субеши — кандидат в предшественники тохаров железного века . [10] Материальная культура культуры Субеши очень похожа на культуру сакских поселений, таких как Аржан или Тасмола , но также известно, что она распространилась по степям северного Китая от Синьцзяна до Корейского полуострова , особенно через бронзовое оружие, конскую упряжь и украшения. . [11] На стоянке Субеши в Янхае было обнаружено, возможно, старейшее известное конское седло в мире, уже обладающее многими характеристиками современных современных седел, для которого была получена радиоуглеродная дата 727–396 гг. чем предыдущее «древнейшее седло» из скифской пазырыкской культуры кургана №№ Туекта. 1 (430–420 гг. до н. э.). [12] Завязанный ковер с красочными волнообразными мотивами был датирован 700 годом до н.э. и в настоящее время является самым старым известным завязанным ковром в мире, предшествовавшим коврам Пазырык 4-го века до нашей эры. [13]

В Субеши также были обнаружены луки скифского типа. [14] Техническая сложность этих луков предполагает интенсивный технологический обмен между областями саков и областями культуры Субэйши. Ни одна другая область Таримского бассейна не получила выгоды от этой технологической передачи, которая была дополнена некоторой адаптацией со стороны народа Субейши: луки были немного больше, и в качестве оригинального соединения использовался лак, что предполагает также технологический контакт с Китаем. [15]

С точки зрения генетики, афанасьевские предки были выявлены среди джунгарского населения железного века. [16]

Происхождение и язык

[ редактировать ]

Язык мумий Субеши на данный момент неизвестен. Глядя на лингвистическую историю региона, мумии Субеши, возможно, говорили на сакском языке ( хотанезе-сака ), тохарском языке или неизвестном языке, если они произошли от местной неолитической группы. [17] Многие культурные черты народа субеши, такие как высокие остроконечные шляпы, могут серьезно предполагать сакское происхождение, но они также могли быть заимствованы из более ранней афанасьевской культуры . [18]

Артефакты

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
Карта памятников культуры Субеши ( ) в контексте континентальной Азии железного века с основными памятниками Субэйси , Шэнцзиньдянь и Янхай.
Кладбище Субеши (вверху) на территории Таримских мумий.
  1. ^ Jump up to: а б с д Чжан, Кай (4 февраля 2021 г.). «Распространение и интеграция расписного гончарного искусства на Шелковом пути» . Регион – Образовательные исследования и обзоры . 3 (1): 18. дои : 10.32629/RERR.V3I1.242 . S2CID   234007445 . В период позднего неолита и раннего бронзового века в Синьцзян были привнесены керамика, орнамент и бронзовая культура с особенностями Западной и Центральной Азии, включая культуру Цицзя (2500–1500 гг. до н.э.), культуру Сиба (около 2000–1600 гг. до н.э.). , культура Чаухугоку (около 800–100 до н.э.), культура Турфан Субэйси (1100–100 до н.э.) и другие культуры.
  2. ^ Бек, Ульрика; Вагнер, Майк; Ли, Сяо; Дуркин-Мейстернст, Десмонд; Тарасов, Павел Евгеньевич (20 октября 2014 г.). «Изобретение брюк и его вероятная связь с верховой ездой и мобильностью: тематическое исследование находок конца 2-го тысячелетия до нашей эры из Турфана в восточной части Центральной Азии» . Четвертичный интернационал . 348 : 225–226. Бибкод : 2014QuInt.348..224B . дои : 10.1016/j.quaint.2014.04.056 . ISSN   1040-6182 . Кладбище Янхай отнесено к культуре Субэйси (Субэси) (например, Jiang et al., 2006, 2009), условно датируемой первым тысячелетием до нашей эры (Chen, 2002; Han, 2007; Xinjiang, 2011). Культура связана с государством Чеши (Чюй-ши), известным из китайских исторических источников (Синор, 1990).
  3. ^ Цзян, Хонген; Ли, Ченг-Сен; Цао, Хунъён; Шейдинг, Палиданму; Ченг, Е-Мин (июль 2021 г.). «Использование древесины в период от поздней бронзы до раннего железа в Турфанском бассейне в Синьцзяне, Китай, с особым упором на березу (Betulaceae)» . СЕЙДЖ Открыть . 11 (3): 215824402110469. doi : 10.1177/21582440211046950 . ISSN   2158-2440 .
  4. ^ Лан-Хай Вэй, Райан; Ли, Хуэй; Сюй, Вэнькан (26–28 июня 2013 г.). «Отдельное происхождение тохаров и юэчжи: результаты последних достижений археологии и генетики» . Конференция: Международная конференция по тохарским рукописям и культуре Шелкового пути. Адрес: Венский университет, Вена : 285. В районе Турфанской котловины после 200 г. до н. э. культура Субэйши развилась в местное окруженное стеной национальное государство, названное Королевством Гуши.
  5. ^ Ли, Сяо; Вагнер, Майк; Ву, Сяохун; Тарасов Павел; Чжан, Юнбин; Шмидт, Арно; Гослар, Томаш; Грески, Юлия (21 марта 2013 г.). «Археологическое и палеопатологическое исследование могилы третьего/второго века до нашей эры из Турфана, Китай: индивидуальный анамнез здоровья и региональные последствия» . Четвертичный интернационал . 290–291: 335–343. Бибкод : 2013QuInt.290..335L . дои : 10.1016/j.quaint.2012.05.010 . ISSN   1040-6182 . Архивировано из оригинала 2 марта 2024 года . Проверено 21 октября 2023 г. Все кладбище, включая гробницу М2, принадлежит культуре Субэйси, связанной с государством Чеши (Чюй-ши), известным из китайских исторических источников (Синор, 1990). Археологические и исторические данные свидетельствуют о нем как о обществе с развитым аграрно-пастбищным хозяйством, существовавшим в Турфанской котловине и севернее нее (рис. 1) в течение первого тысячелетия до нашей эры. Вооружение, конское снаряжение и одежда Субэйси (Mallory, Mair, 2000; Lü, 2001) напоминают таковые из пазырыкской культуры (Молодин, Полосьмак, 2007), что позволяет предположить контакты Субэйси со скифами, жившими в Горном Алтае.
  6. ^ Ву, Го (23 ноября 2022 г.). Археологические исследования обществ позднего доисторического Синьцзяна, Том 2 . Спрингер Природа. п. 183. ИСБН  978-981-19-6889-1 . Архивировано из оригинала 14 ноября 2023 года . Проверено 2 марта 2024 г. Звериный стиль бочонка культуры Субэйси-янхайского типа имеет прямое или косвенное отношение к Лу-ши – высокой вертикальной плите (鹿石) из Тувинского арзана № 1.
  7. ^ «Экспедиционный журнал Древние мумии Таримской котловины» . Журнал «Экспедиция» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 года . Проверено 21 октября 2023 г.
  8. ^ Божар, Филипп (2019). «Китай: от королевств к объединению». Миры Индийского океана: глобальная история: Том 1: От четвертого тысячелетия до нашей эры до шестого века нашей эры . Издательство Кембриджского университета. п. 522. дои : 10.1017/9781108341004.017 . ISBN  978-1-108-42456-1 . S2CID   241614518 . Архивировано из оригинала 2 марта 2024 года . Проверено 21 октября 2023 г. В гробницах были обнаружены шляпы либо «фригийского» типа (Черчен), либо высокие и остроконечные (Субеши, к востоку от Турфана, ок. V в. до н.э.); оба напоминают иранскую культуру (Mallory and Mair Reference Mallory and Mair2000: рис. 111 и 125; Barber Reference Barber and Ten Grotenhuis2002: 64).
  9. ^ «Мумии Синьцзяна» . Обнаружить . 1 апреля 1994 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2019 года . Проверено 21 октября 2023 г.
  10. ^ Мэллори, JP (2015). «Проблема тохарского происхождения: археологическая перспектива» (PDF) . Китайско-платонические статьи : 24. Архивировано (PDF) из оригинала 20 октября 2023 года . Проверено 21 октября 2023 г.
  11. ^ Вагнер, Майк; У, Синьхуа; Тарасов Павел; Аиша, Айлицзян; Рэмси, Кристофер Бронк; Шульц, Майкл; Шмидт-Шульц, Тайде; Грески, Юлия (20 сентября 2011 г.). «Радиоуглеродно-датированные археологические записи начала первого тысячелетия до нашей эры, занимающиеся скотоводством в горах Куньлунь, Китай» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 108 (38): 15733–15738. Бибкод : 2011PNAS..10815733W . дои : 10.1073/pnas.1105273108 . ISSN   0027-8424 . ПМК   3179056 . ПМИД   21911387 . Люшуйское бронзовое вооружение, особенно характерные ромбические наконечники стрел с одной боковой шпорой, а также конская упряжь (рис. 2) обнаруживают большое сходство с находками из курганов (например, Аржан 1 и Берлик на рис. 1), при этом инвентари представляют различные степные и лесостепные культуры, такие как Большая Речка, Красноозерье и поздняя Ирмень в Сибири (4); Тасмола и Зебакино-Донгал в Казахстане (4); и Субеши в Синьцзяне (31). За исключением наконечников стрел с ромбическими гнездами, все остальное бронзовое оружие, конская упряжь и украшения были найдены в степях северного Китая от Синьцзяна до Корейского полуострова (32, 33).
  12. ^ Вертманн, Патрик; Юбулайинму, Мария; Вагнер, Майк (1 сентября 2023 г.). «Самое раннее седло для верховой езды, датированное прямой датой, из женского захоронения середины I тысячелетия до нашей эры на северо-западе Китая» . Археологические исследования в Азии . 35 : 100451. дои : 10.1016/j.ara.2023.100451 . ISSN   2352-2267 . По сравнению с древнейшим известным седлом из скифского пазырыкского памятника курган Туекта нет. 1 (430–420 гг. до н.э.) на северо-западе Алтая, радиоуглеродный образец Янхая, датированный 727–396 гг. До н.э. (диапазон вероятности 95,4%), является современником или, возможно, старше.
  13. ^ Jump up to: а б с Хэ, Чжан (2019). «Узловатые ковры из Такламакана: средство идеологического и эстетического обмена на Шелковом пути, 700 г. до н.э. – 700 г. н.э.» (PDF) . Шелковый путь . 17 . Архивировано (PDF) из оригинала 13 ноября 2023 года . Проверено 2 марта 2024 г. Датированные 700 г. до н. э. (Цзя и др., 2009), кусочки ковров Янхай примерно на три столетия старше Пазырыкских ковров (Руденко, 1970), что делает их самыми ранними узловатыми коврами, найденными где-либо в мире.
  14. ^ Дуайер, Беда (1 января 2003 г.). «В Синьцзяне обнаружены луки скифского типа» . Журнал Общества лучников-антикваров . Архивировано из оригинала 2 марта 2024 года . Проверено 21 октября 2023 г.
  15. ^ Феста, Марселла. «Общины бронзового века и бронзовая металлургия в Синьцзяне» (PDF) . Corso di Dottorato di richerca в Studi sull'Africa e sull'Asia . Архивировано (PDF) из оригинала 25 июля 2022 года . Проверено 2 марта 2024 г. Помимо скифских регионов на севере и западе, подобные луки были обнаружены в Турфанской котловине, на стоянках Субэйси, Янхай и Шэнцзиньдянь (все датируются первым тысячелетием до нашей эры по данным радиоуглеродного датирования и типологического анализа), при этом имеется мало доказательства в других районах Синьцзяна1199. Учитывая, что сложная форма этих луков вряд ли была случайной, можно предположить, что технология изготовления этих изделий пришла из северного Скифского региона, в Юго-Западной Сибири, и достигла Южного Синьцзяна через Турфанскую котловину... .
  16. ^ Чжан, Фань; Нин, Чао; Скотт, Эшли (2021). «Геномное происхождение мумий Таримской котловины бронзового века» . Природа . 599 (7884): 256–261. Бибкод : 2021Natur.599..256Z . дои : 10.1038/s41586-021-04052-7 . ISSN   0028-0836 . ПМЦ   8580821 . ПМИД   34707286 . Однако, хотя родство с Афанасьевами было подтверждено среди джунгарского населения железного века (около 200–400 гг. до н.э.)7, а тохарский язык зафиксирован в буддийских текстах из Таримской котловины, датируемых 500–1000 гг. н. э. (ссылка 13), мало что известно. о более ранних популяциях Синьцзяна и их возможных генетических связях с афанасьевскими или другими группами.
  17. ^ Мэллори, Дж. П. «Языки бронзового века бассейна Тарима» (PDF) . Экспедиция . 52 (3): 46. Архивировано (PDF) из оригинала 2 марта 2024 года . Проверено 2 марта 2024 г. Если исключить все языки, импортированные иностранными миссионерами, иностранными купцами, китайскими администраторами и более поздними тюркскими захватчиками, у нас фактически останутся две основные языковые группы в Таримском бассейне, которые могут быть связаны, по крайней мере, с некоторыми из Таримских мумий бронзового периода. Эпоха и железный век: хотанские саки (или любой другой остаток скифов евразийской степи) и тохары. Конечно, эти народы могли говорить на совершенно разных языках, особенно если они произошли от местных неолитических групп, языки которых не сохранились в исторических записях.
  18. ^ Мэллори, Дж. П. «Языки бронзового века бассейна Тарима» (PDF) . Экспедиция . 52 (3): 50. Архивировано (PDF) из оригинала 2 марта 2024 года . Проверено 2 марта 2024 г. Высокие шляпы женских мумий из Субеши также могут сойти за сакскую черту, и поэтому отождествление некоторых мумий с саками или ираноязычными жителями северо-восточного Тарима является серьезной возможностью (...)
  19. ^ Синь, Сяоюй (2015). «Исследование доисторических шляп в Синьцзяне (2000–200 гг. До н.э.)». Азиатская общественная наука . 11 (7). дои : 10.5539/ASS.V11N7P333 . S2CID   56018775 .
  20. ^ Божар, Филипп (2010). «От трех возможных мир-систем железного века к единой афро-евразийской мир-системе» . Журнал всемирной истории . 21 (1): 9, прим. 20. ISSN   1045-6007 . JSTOR   20752924 . Архивировано из оригинала 1 ноября 2023 года . Проверено 21 октября 2023 г.
  21. ^ Вертманн, Патрик; Юбулайинму, Мария; Вагнер, Майк; Тейлор, Крис; Мюллер, Самира; Сюй, Дунлян; Елкина, Ирина; Лейпе, Кристиан; Дэн, Юнхун; Тарасов, Павел Евгеньевич (1 сентября 2023 г.). «Самое раннее седло для верховой езды, датированное прямой датой, из женского захоронения середины I тысячелетия до нашей эры на северо-западе Китая» . Археологические исследования в Азии . 35 : 100451. дои : 10.1016/j.ara.2023.100451 . ISSN   2352-2267 . Архивировано из оригинала 26 мая 2023 года . Проверено 21 октября 2023 г.
  22. ^ «Чешуйчатый доспех Субэйси или Скифский» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 6 июня 2016 года . Проверено 21 октября 2023 г.
  23. ^ Шао, Хуэй-цю культуры Субэйси в Синьцзяне» (PDF) . « Исследование Проверено Архивировано (PDF) из оригинала 1 ноября 2023 г. 2 марта 2024 г.
  24. ^ Синь, Сяоюй (2015). «Исследование доисторических шляп в Синьцзяне (2000–200 гг. До н.э.)». Азиатская общественная наука . 11 (7). дои : 10.5539/ASS.V11N7P333 . S2CID   56018775 .
  25. ^ Цзян, Х. (2009). «Свидетельства раннего виноградарства в Китае: свидетельства наличия виноградной лозы (Vitis vinifera L., Vitaceae) в гробницах Янхай, Синьцзян» . Журнал археологической науки . 36 (7): 1458–1465. Бибкод : 2009JArSc..36.1458J . дои : 10.1016/j.jas.2009.02.010 . Архивировано из оригинала 1 ноября 2023 года . Проверено 2 марта 2024 г. Стебель был обнаружен в гробницах Янхай в Турфанском районе Синьцзяна, Китай. Анатомические особенности показали, что это виноград (Vitis vinifera L.). Радиоуглеродное датирование показывает, что ему около 2300 лет, что позволяет предположить, что виноград выращивался, по крайней мере, с этого времени. На сегодняшний день это самое раннее физическое свидетельство выращивания V. vinifera в Китае. (...) Изучая древнюю виноградную лозу, мы получили новое представление о виноградарстве в Китае. Основываясь на вещественных доказательствах, мы смогли подтвердить один из выводов Янга (2003), а именно, что культивируемый виноград (V. vinifera) был завезен в Синьцзян около 300 г. до н.э. С другой стороны, мы также можем утверждать, что самое раннее выращивание винограда в Китае наблюдалось не в западной и южной части бассейна Тарима, а в бассейне Турфана, основываясь на имеющихся на сегодняшний день доказательствах.
  26. ^ Ли, Сяо; Вагнер, Майк; Ву, Сяохун; Тарасов Павел; Чжан, Юнбин; Шмидт, Арно; Гослар, Томаш; Грески, Юлия (21 марта 2013 г.). «Археологическое и палеопатологическое исследование могилы третьего/второго века до нашей эры из Турфана, Китай: индивидуальный анамнез здоровья и региональные последствия» . Четвертичный интернационал . 290–291: 335–343. Бибкод : 2013QuInt.290..335L . дои : 10.1016/j.quaint.2012.05.010 . ISSN   1040-6182 . Архивировано из оригинала 2 марта 2024 года . Проверено 21 октября 2023 г. Десять радиоуглеродных дат на протезе, человеческих костях и кусках дерева из одной могилы позволяют предположить, что наиболее вероятный возраст захоронения составляет около 300–200 лет до нашей эры (доверительный интервал 68%), что представляет собой самый старый из известных на сегодняшний день функциональных протезов ног.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4d35584717e6ef5d296625d332ea4048__1709464200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/48/4d35584717e6ef5d296625d332ea4048.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Subeshi culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)