Доказательная стоматология
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2019 г. ) |
Часть серии о |
Практики, основанные на фактических данных |
---|
Доказательная стоматология ( EBD ) — это стоматологическая часть более общего движения к доказательной медицине и другим доказательным практикам. Повсеместный доступ к информации в Интернете охватывает различные аспекты стоматологии как для стоматологов, так и для пациентов. Это создало необходимость обеспечения того, чтобы доказательства, на которые ссылаются, были действительными, надежными и хорошего качества. [1]
Стоматология, основанная на фактических данных, стала более распространенной, чем когда-либо, поскольку информация, полученная в результате высококачественных научно обоснованных исследований, становится доступной врачам и пациентам в клинических руководствах. Эту потребность можно решить, разработав основанные на фактических данных клинические рекомендации по передовому опыту, к которым практикующие врачи смогут обращаться в простых и удобных для пациентов версиях.
(ADA) определила стоматологию, основанную на фактических данных, Американская стоматологическая ассоциация как «подход к уходу за полостью рта, который требует разумной интеграции систематических оценок клинически значимых научных данных, касающихся состояния полости рта и здоровья пациента, а также анамнеза, с медицинскими показаниями стоматолога». клинический опыт, а также потребности и предпочтения пациента в лечении». [2]
Три основных столпа или принципа [3] существуют в доказательной стоматологии. Эти три столпа определяются как:
- Соответствующие научные данные
- Потребности и предпочтения пациента
- Опыт клинициста
Использование высококачественных исследований для разработки руководящих принципов передовой практики определяет практику, основанную на фактических данных. По сути, доказательная стоматология требует от врачей постоянно быть в курсе текущих методов и процедур, чтобы пациенты могли постоянно получать наилучшее лечение.
История
[ редактировать ]Доказательная стоматология (EBD) была впервые представлена Гордоном Гайяттом и Рабочей группой по доказательной медицине в Университете Макмастера в Онтарио, Канада , в 1990-х годах как часть более широкого движения в сторону доказательной медицины и других доказательных практик .
Принятие клинических решений
[ редактировать ]Много похвал получил стоматологический подход к принятию клинических решений. В отчете о случае ЭБ, написанном Миллером С.А., основное внимание уделяется «использованию принятия решений на основе фактических данных в частной практике для неотложной помощи при травмах зубов». Дело завершается высокой похвалой этому методу, вплоть до того, что «[] научно обоснованный метод оказался эффективным и очень полезным для оптимизации организации неотложной стоматологической помощи». [4] Однако важно обеспечить, чтобы сбор данных в ходе принятия клинических решений на основе фактических данных не был поврежден. Кроуфорд Дж. М. пишет о предвзятости публикаций, а также о возможных последствиях, которые она может оказать на научно обоснованную клиническую деятельность. Он пишет, что важно следить за предвзятостью публикаций, поскольку она может «препятствовать прогрессу в области ухода за полостью рта, уменьшая доступность научных данных и ставя под угрозу достоверность научно обоснованной практики». [5]
Существует множество инструментов, разработанных для принятия клинических решений в стоматологии. Авторы Риос Сантос Дж.В., Кастелло Кастанеда С. и Буллон П. задокументировали «разработку компьютерного приложения, помогающего процессу принятия решений при обучении стоматологии». Он предлагает возможность просматривать информацию, чтобы закрепить информацию, которую изучают учащиеся. Преподавательский состав также может «разработать любую тему по своему желанию, повышая эффективность и возможности поддержки программы». [6]
Принципы
[ редактировать ]Подводя итог, можно выделить три основных направления. [7] существуют в доказательной стоматологии, что служит ее основными принципами. Эти три столпа определяются как:
- Клинический опыт стоматологов
- Потребности и предпочтения пациента
- Соответствующие научные данные
Клинический опыт стоматологов
[ редактировать ]Гораздо меньше внимания уделяется двум другим сферам EBD – клиническому опыту и ценностям пациента. [8]
Клинический опыт играет важную роль в успешных результатах лечения: диагностические навыки предотвращают избыточное или недостаточное лечение, технические стоматологические навыки увеличивают продолжительность хирургических и восстановительных процедур, а коммуникативные навыки являются основой ведения пациентов и предполагаемого успеха.
Потребности и предпочтения пациентов
[ редактировать ]Не все пациенты имеют одинаковые приоритеты в уходе. Понимание индивидуальных потребностей, желаний и обстоятельств пациента дает врачу возможность обсудить с пациентом доступные варианты лечения. Это могут быть конкурирующие приоритеты между стоматологами, терапевтами и гигиенистами, которые обычно стремятся к долголетию и эстетике, и пациентами, которые могут быть больше заинтересованы в снижении затрат, эстетике или предпочитают менее инвазивные методы лечения.
Соответствующие научные данные
[ редактировать ]Учитывая, что «потребности и предпочтения пациента» и «клинический опыт стоматолога» варьируются и будут различаться среди многих врачей и населения, «Соответствующие научные данные» имеют решающее значение. Поэтому крайне важно, чтобы упомянутая информация была получена в результате высококачественных научно обоснованных исследований, которые можно использовать для разработки руководящих принципов для предоставления передовой практики.
По сути, доказательная стоматология может позволить врачам постоянно быть в курсе новейших методов и процедур, чтобы пациенты могли постоянно получать наилучшее лечение.
Процесс, основанный на фактических данных
[ редактировать ]Лучшие научные доказательства
[ редактировать ]Новая модель, разработанная EBM, использует систематический процесс для внедрения текущих исследований в практику. Процесс, основанный на фактических данных, требует от практикующего специалиста развития пяти ключевых навыков:
- Сформулируйте информационные потребности/вопросы в вопросах из четырех частей, чтобы идентифицировать пациента/проблему (P), вмешательство (I), сравнение (C) и результаты (O), известные мнемонически как вопросы PICO.
- Проведите эффективный компьютеризированный поиск литературы для соответствующего типа и уровня доказательств.
- Критически оцените достоверность доказательств, понимая методы исследования.
- Применять результаты фактических данных в уходе за пациентами или в практике, принимая во внимание предпочтения, ценности и обстоятельства пациента.
- Оценивайте процесс и свою работу посредством самооценки. [9]
Американская стоматологическая ассоциация определила доказательную стоматологию следующим образом:
Доказательная стоматология (EBD) – это подход к уходу за полостью рта, который требует разумной интеграции систематических оценок клинически значимых научных данных, касающихся состояния полости рта, состояния здоровья и анамнеза пациента, с клиническим опытом стоматолога и потребностями пациента в лечении, а также предпочтения.
- ЕСТЬ [10]
Американская ассоциация стоматологического образования (ADEA) включила определение доказательной стоматологии в основные компетенции, необходимые для программ стоматологического образования. Эти компетенции направлены на то, чтобы выпускники могли учиться на протяжении всей жизни и потреблять результаты текущих исследований и требуют от студентов развития навыков, отражающих научно обоснованную стоматологию. [11]
Кривая обучения стоматолога использованию научно обоснованного процесса может быть крутой, но существуют курсы непрерывного образования, рабочие тетради и инструменты, которые упрощают интеграцию текущих исследований в практику.
Оценка качества доказательств
[ редактировать ]
Необходимость непрерывного образования
[ редактировать ]Выпускники стоматологических специальностей по всему миру, возможно, в курсе последних событий на момент окончания учебы, но обычно им принципиально не хватает понимания дизайна испытаний/исследований и их актуальности/важности. Однако при обучении по стоматологическим специальностям особое внимание уделяется результатам, результатам и методологиям, основанным на фактических данных. Но это устаревает по мере появления новой информации и технологий. Следовательно, для стоматологов важно, особенно в отношении безопасности пациентов, быть в курсе событий. Понимание того, как интерпретировать результаты исследований, а также некоторая практика структурированного чтения литературы могут превратить стоматологическую литературу в полезный и понятный практический инструмент. Для того чтобы это произошло, обучение EBD обязательно должно стать основой стоматологического образования. Студентам-стоматологам можно преподавать концепцию EBD во время учебы в стоматологической школе, чтобы они развили способность критически оценивать новые знания и определять их соответствие клиническим проблемам и задачам, предъявляемым отдельным пациентом. Они также приобретают способность интерпретировать, оценивать, интегрировать и применять данные и информацию в процессе решения клинических проблем, рассуждений и принятия решений. EBD — это процесс обучения на протяжении всей жизни, который помогает развить способность к самостоятельному обучению.
Назначение лекарств
[ редактировать ]Стоматологи могут назначать лекарства при первичной регистрации. [13] Это важно, поскольку данные показывают, что врачи общей практики предпочитают обращаться к стоматологам для оказания неотложной стоматологической помощи. [14] Исследования показали, что существуют потенциальные ограничения в знаниях студентов-стоматологов о традиционных, дополнительных и альтернативных лекарствах. [15] [16]
Организации, которые разрабатывают научно обоснованные рекомендации и политики
[ редактировать ]Шотландская межвузовская сеть руководящих принципов
[ редактировать ]Целью Шотландской межвузовской сети рекомендаций (SIGN), созданной в 1993 году, является уменьшение расхождений в методах лечения и результатах путем создания и распространения общенациональных клинических руководств, включающих рекомендации по эффективной практике, основанные на новейших доказательствах, для улучшения качества медицинских исследований. медицинское обслуживание пациентов в Шотландии. [17]
Рекомендации SIGN разработаны с использованием четкой методологии. [18] построено на трех фундаментальных принципах, а именно:
- Разработка осуществляется междисциплинарными, общенациональными представительными группами.
- Систематический обзор проводится для распознавания и аналитической оценки доказательств.
- Рекомендации четко связаны с подтверждающими доказательствами.
С 2009 года SIGN также переняла практику внедрения [19] методологию GRADE ко всем рекомендациям SIGN.
Шотландская программа клинической эффективности стоматологии
[ редактировать ]Часть программы NHS Education for Scotland (NES), Шотландской программы клинической эффективности стоматологии (SDCEP). [20] является инициативой Национального стоматологического консультативного комитета (NDAC), который представляет собой организацию стоматологов всех специальностей, которая действует как консультативное подразделение при главном стоматологе. Его главная цель – оценить наилучшую доступную и актуальную информацию о стоматологии и преобразовать ее в руководства, которые легко понять и выполнить.
Шотландская программа клинической эффективности стоматологии состоит из центральной группы по разработке программ и множества других групп по разработке руководств. С
Основная цель разработки рекомендаций, обеспечивающих наилучшее качество ухода за пациентами за счет поддержки стоматологических бригад, SDCEP использует наиболее подходящие высококачественные доказательства из множества источников для разработки рекомендаций.
Основан с намерением NDAC предоставить систематизированную методологию. [21] С тех пор SDCEP стал решающим фактором между практическими рекомендациями «золотого стандарта» и стоматологическим образованием и практикой, обеспечивая клиническое руководство для стоматологов.
Ограничения и критика
[ редактировать ]Несмотря на высокую оценку доказательной стоматологии, этот процесс подвергается ряду ограничений и критики. Чемберс Д.В. приводит довольно много критики, а также ряд ограничений, которые предоставляет доказательная стоматология. Ряд упомянутых возражений против этого формата (в произвольном порядке важности):
- Доказательная стоматология слишком неуклюжа из-за плохого определения концепции.
- Внедрение доказательной стоматологии было искажено из-за слишком большого внимания к компьютеризированному поиску результатов исследований, соответствующих академическим стандартам.
- Хотя сторонники EBD любят делиться анекдотическими рассказами об ошибках, допущенных другими, обвинение других не является доказательством того, что собственная позиция правильна.
- Систематических и качественных доказательств эффективности EBD не существует.
- Ценности пациента и практикующего врача – это самая короткая ножка стула. Поскольку они так мало признаны, их интеграция в ДЭБ проблематична, и существуют этические противоречия, когда патернализм отдает предпочтение науке над самостоятельными интересами пациента. [22]
Литература
[ редактировать ]Стоматологические журналы, основанные на фактических данных, были разработаны как ресурс для занятых врачей, помогающий интегрировать текущие исследования в практику. Эти журналы публикуют краткие изложения оригинальных исследований, а также обзорные статьи. Эти критические резюме состоят из оценки оригинального исследования с обсуждением соответствующей практической информации исследования.
Систематические обзоры также полезны для занятых практикующих врачей, поскольку они объединяют результаты нескольких исследований, в которых изучалось одно и то же конкретное явление или вопрос.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дхар V (2016). «Доказательная стоматология: обзор» . Современная клиническая стоматология . 7 (3): 293–294. дои : 10.4103/0976-237X.188539 . ПМЦ 5004537 . ПМИД 27630488 .
- ^ Исмаил А.И., Бадер Дж.Д. (январь 2004 г.). «Доказательная стоматология в клинической практике». Журнал Американской стоматологической ассоциации . 135 (1): 78–83. дои : 10.14219/jada.archive.2004.0024 . ПМИД 14959878 .
- ^ «Об ЭБД» . ebd.ada.org . Архивировано из оригинала 05.11.2019 . Проверено 19 февраля 2020 г.
- ^ Миллер С.А., Миллер Г. (сентябрь 2010 г.). «Использование принятия решений на основе фактических данных в частной практике для неотложной помощи при травме зубов: отчет о случае БЭ». Журнал доказательной стоматологической практики . 10 (3): 135–146. дои : 10.1016/j.jebdp.2009.12.004 . ПМИД 20797655 .
- ^ Кьяпелли Ф (2010). «Будущие направления синтеза исследований для принятия клинических решений на основе фактических данных». Доказательная практика: на пути к оптимизации клинических результатов . Шпрингер Берлин Гейдельберг. стр. 243–247. дои : 10.1007/978-3-642-05025-1_15 . ISBN 978-3642050244 .
- ^ Кастаньеда Э., Гармендия Л., Сантос М. (октябрь 2009 г.). «Проектирование интеллектуальной системы для компьютерного музыкального сочинения». Интеллектуальные системы принятия решений . Мировая наука: 13–18. дои : 10.1142/9789814295062_0002 . ISBN 978-9814295055 .
- ^ «Об ЭБД» . Центр доказательной стоматологии (EBD) . Американская стоматологическая ассоциация. Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 года . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ Иннес Н.П., Швендике Ф., Ламонт Т. (июнь 2016 г.). «Как нам создать и улучшить доказательную базу?» (PDF) . Британский стоматологический журнал . 220 (12): 651–655. дои : 10.1038/sj.bdj.2016.451 . ПМИД 27338909 . S2CID 3791684 .
- ^ Штраус С., Гласиу П., Ричардсон В.С., Хейнс Р.Б. (2018). Доказательная медицина: как практиковать и преподавать доказательную медицину (5-е изд.). Лондон: Черчилль Ливингстон. ISBN 978-0702062971 .
- ^ «Заявление о политике ADA в отношении доказательной стоматологии» . Американская стоматологическая ассоциация . Проверено 17 августа 2010 г.
- ^ «Компетенции ADEA для нового стоматолога общей практики: (утверждено Палатой делегатов ADEA 2008 г.)» (PDF) . Журнал стоматологического образования . 81 (7): 844–847. Июль 2017 г. doi : 10.1002/j.0022-0337.2017.81.7.tb06299.x . ПМИД 28668789 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2019 г. Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ Ингхэм-Брумфилд Р. (март 2016 г.). «Руководство для медсестер по иерархии исследований и фактических данных» (PDF) . Австралийский журнал продвинутого сестринского дела . 33 (3): 38.
- ^ Пак, Джун Су; Пейдж, Эми Т.; Крюгер, Эсти; Теннант, Марк (1 апреля 2021 г.). «Схемы отпуска лекарств, прописанных австралийскими стоматологами с 2006 по 2018 год – фармакоэпидемиологическое исследование» . Международный стоматологический журнал . 71 (2): 106–112. дои : 10.1111/idj.12605 . ISSN 0020-6539 . ПМЦ 9275101 . ПМИД 32856305 . S2CID 221358209 .
- ^ Парк, Дж. С.; Пейдж, Ат; Шен, PH; Цена, К; Теннант, М; Крюгер, Э. (март 2022 г.). «Оказание неотложной стоматологической помощи среди австралийских врачей общей практики – типовое исследование» . Австралийский стоматологический журнал . 67 (1): 30–38. дои : 10.1111/прилаг.12878 . ISSN 0045-0421 . ПМИД 34591999 . S2CID 238238558 .
- ^ Пак, Джун Су; Ли, Жасмин; Тернер, Эмма; Пейдж, Эми; Крюгер, Эсти; Теннант, Марк (июль 2020 г.). «Знания о лекарствах среди студентов-стоматологов в Австралии — перекрестное исследование» . Журнал стоматологического образования . 84 (7): 799–804. дои : 10.1002/jdd.12167 . ISSN 0022-0337 . ПМИД 32348560 . S2CID 217587932 .
- ^ Пак, Джун Су; Пейдж, Эми; Тернер, Эмма; Ли, Жасмин; Теннант, Марк; Крюгер, Эсти (2020). «Знания студентов-стоматологов и их отношение к дополнительной и альтернативной медицине в Австралии – предварительное исследование» . Дополнительные методы лечения в медицине . 52 : 102489. doi : 10.1016/j.ctim.2020.102489 . ПМИД 32951738 . S2CID 221826162 .
- ^ «Кто мы» . Шотландская межвузовская сеть разработки рекомендаций (SIGN) . Архивировано из оригинала 16 декабря 2019 года . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ «Что мы делаем» . Улучшение здравоохранения в Шотландии . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ «Применение методологии GRADE к рекомендациям SIGN: основные принципы» (PDF) . Шотландская межвузовская сеть разработки рекомендаций (SIGN) . Национальная служба здравоохранения Шотландии.
- ^ "Фон" . Шотландская программа клинической эффективности стоматологии (SDCEP) . Архивировано из оригинала 6 ноября 2019 года . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ «Что мы делаем» . Шотландская программа клинической эффективности стоматологии (SDCEP) . Архивировано из оригинала 6 ноября 2019 года . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ Ричардс Д. (декабрь 2010 г.). «Вопросы и ответы в доказательной стоматологии, том 11» . Доказательная стоматология . 11 (4): 119–122. дои : 10.1038/sj.ebd.6400762 . ISSN 1462-0049 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Афраштефар К.И., Ассери М.К. (июль 2017 г.). «От стоматологической науки к клинической практике: трансляция знаний и принципы доказательной стоматологии» . обзор. Саудовский стоматологический журнал . 29 (3): 83–92. дои : 10.1016/j.sdentj.2017.02.002 . ПМК 5503095 . ПМИД 28725125 .
- Кьяпелли Ф (март 2019 г.). «Доказательная стоматология: два десятилетия и далее». обзор. Журнал доказательной стоматологической практики . 19 (1): 7–16. дои : 10.1016/j.jebdp.2018.05.001 . ПМИД 30926103 .
- Кларксон Дж., Уортингтон Х. (август 2019 г.). «Лидерство в доказательной стоматологии» (PDF) . обзор. Журнал стоматологии . 87 : 16–19. дои : 10.1016/j.jdent.2019.05.012 . ПМИД 31075375 . S2CID 149454442 .
- Фонтана М., Гонсалес-Кабесас К. (январь 2019 г.). «Оценка риска кариеса в стоматологии на основе фактических данных и лечение заболеваний». обзор. Стоматологические клиники Северной Америки . 63 (1): 119–128. дои : 10.1016/j.cden.2018.08.007 . ПМИД 30447787 . S2CID 53951261 .
- Франция К., Соллесито ТП (январь 2019 г.). «Как доказательная стоматология повлияла на практику лечения полости рта». обзор. Стоматологические клиники Северной Америки . 63 (1): 83–95. дои : 10.1016/j.cden.2018.08.006 . ПМИД 30447794 . S2CID 53949788 .
- Ланг Л.А., Тейч С.Т. (июнь 2014 г.). «Критическая оценка доказательной стоматологии: наилучшие доступные доказательства». обзор. Журнал ортопедической стоматологии . 111 (6): 485–492. doi : 10.1016/j.prosdent.2013.12.001 . ПМИД 24589122 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Заявление ADA о политике в области доказательной стоматологии
- Центр доказательной стоматологии Американской стоматологической ассоциации. Архивировано 9 апреля 2011 г. в Wayback Machine.
- Американская студенческая стоматологическая ассоциация по доказательной стоматологии
- Кокрейновская группа по здоровью полости рта
- Из очевидного