Jump to content

Доказательная аптека в развивающихся странах

Многие развивающиеся страны разработали национальную политику в отношении лекарственных средств – концепцию, которую активно продвигает ВОЗ . Например, национальная политика в отношении наркотиков Индонезии [1] составленный в 1983 году, преследовал следующие цели:

  • Обеспечить доступность лекарств в соответствии с потребностями населения.
  • Улучшить распространение лекарств, чтобы сделать их доступными для всего населения.
  • Обеспечивать эффективность, безопасность, качество и валидность поступающих на рынок лекарств, а также способствовать их правильному, рациональному и эффективному использованию.
  • Чтобы защитить общественность от неправильного использования и злоупотреблений .
  • Развивать национальный фармацевтический потенциал для достижения самообеспеченности лекарствами и поддержки национального экономического роста .

Для достижения этих целей в Индонезии были реализованы следующие изменения:

Поощрение рационального назначения лекарств

[ редактировать ]

Одной из первых задач является продвижение и развитие рационального назначения лекарств, и в этой области существует ряд международных инициатив. ВОЗ активно пропагандирует рациональное использование лекарственных средств как один из основных элементов своей Программы действий в отношении лекарственных средств . В своей публикации «Руководство по правильному назначению лекарств» [2] процесс описан как:

  • определить пациента проблему
  • указать терапевтические цели
  • проверьте, подходит ли ваш личный выбор лечения для этого пациента
  • начать лечение
  • давать информацию, инструкции и предупреждения
  • контролировать (прекратить) лечение.

Акцент делается на разработке логического подхода, который позволяет клиницистам разрабатывать личный выбор лекарств (личный формуляр), который они могут использовать регулярно. Программа направлена ​​на содействие оценке доказательств с точки зрения доказанной эффективности и безопасности на основе данных контролируемых клинических исследований , а также адекватному учету качества, стоимости и выбора конкурирующих препаратов путем выбора препарата, который был наиболее тщательно исследован, имеет благоприятные фармакокинетические свойства и является надежно произведено на местном уровне. Также рекомендуется избегать комбинированных препаратов.

рутинному и нерациональному использованию инъекций Следует также бросить вызов . Одно исследование, проведенное в Индонезии, показало, что почти 50% младенцев и детей и 75% пациентов в возрасте пяти лет и старше, посещающих государственные медицинские центры, получили одну или несколько инъекций. [3] Наибольшее использование инъекций наблюдалось при кожных заболеваниях , проблемах опорно-двигательного аппарата и дефиците питательных веществ . Инъекции не только используются не по назначению, но и часто проводятся неподготовленным персоналом; в их число входят продавцы лекарств, которые не имеют представления о чистых или асептических методах.

Другая группа, активно работающая в этой области, — это Международная сеть по рациональному использованию лекарств (INRUD). Эта организация, созданная в 1989 году, существует для содействия рациональному использованию наркотиков в развивающихся странах. Помимо создания обучающих программ и публикаций, группа проводит исследования в ряде стран-членов, направленные в первую очередь на изменение поведения с целью улучшения употребления наркотиков. Одна из самых полезных публикаций из этой группы называется «Управление поставками лекарств» . [4] Он охватывает большую часть процессов поставок лекарств и основан на исследованиях и опыте многих развивающихся стран. Описан ряд тематических исследований , многие из которых имеют общее применение для фармацевтов, работающих в развивающихся странах.

Во всех разговорах о рациональном использовании лекарств нельзя игнорировать влияние фармацевтической промышленности с ее многочисленными схемами стимулирования врачей и сотрудников аптек, которые отпускают, советуют или поощряют использование определенных продуктов. Эти проблемы были освещены в исследовании торгового представителя фармацевтической компании (medreps) в Мумбаи. [5] Это было наблюдательное исследование взаимодействия medreps с аптеками , охватывающее ряд районов, в которых проживают представители самых разных социальных классов . По оценкам, в Мумбаи насчитывается около 5000 медицинских работников, примерно один на каждых четырех врачей в городе. Их зарплаты варьируются в зависимости от организации-работодателя, при этом транснациональные корпорации платят самые высокие зарплаты. Большинство работают по стимулам, связанным с производительностью. Один медицинский представитель заявил: «Существует много компаний, большая конкуренция, большое давление с целью продать, продать! Медицина в Индии — это стимулы для врачей покупать ваши лекарства, стимулы для нас продавать больше лекарств. Даже пациент хочет стимула покупать в том или ином магазине. Везде есть схема, это бизнес, это медицина в Индии».

Вся система направлена ​​на то, чтобы завоевать доверие и получить результаты в плане продаж; это часто достигается посредством подарков или приглашений на симпозиумы, чтобы убедить врачей выписывать лекарства. С появлением во всем мире новых и дорогих антибиотиков возникает необходимость продавать их без особого внимания к национальным перечням основных лекарств или рациональному назначению . Один медреп заметил, что это не дело для тех, кто слишком озабочен моралью. Такое заявление является печальным размышлением о некоторых частях фармацевтической промышленности, которые играют важную роль в развитии здравоохранения нации. Кажется вероятным, что краткосрочные выгоды достигаются за счет растущих проблем, таких как устойчивость к антибиотикам . Единственная альтернатива – обеспечить практикующим врачам навыки оценки деятельности по продвижению лекарств или более строго контролировать деятельность по продвижению фармацевтических препаратов.

Рациональное дозирование

[ редактировать ]

В ситуациях, когда лекарства продаются в маленьких, скрученных кусочках коричневой бумаги, потребность в обучении пациентов приобретает совершенно новое измерение. Лекарственные средства должны выпускаться в соответствующих контейнерах и иметь маркировку. Хотя пациент может не уметь читать, медицинский работник, вероятно, грамотен . В литературе существует множество проверенных методов использования изображений и диаграмм для содействия соблюдению пациентом режима лечения . Такие символы, как восходящее или заходящее солнце, для обозначения времени суток использовались, особенно для лечения, когда важно регулярное лечение, например, в случаях туберкулеза или проказы . [6]

Бедность может вынудить пациентов покупать лекарства на один день, поэтому важно обеспечить рациональное использование антибиотиков , а не только на один или два дня лечения. Часто бедным пациентам нужна помощь фармацевтов, чтобы понять, какие лекарства являются наиболее важными, и определить те продукты, обычно витамины , которые можно пропустить, чтобы снизить стоимость рецепта до более управляемого уровня.

Концепция основных лекарств

[ редактировать ]

Концепция списка основных лекарств была разработана на основе доклада 28-й Всемирной ассамблее здравоохранения в 1975 году как схема расширения спектра необходимых лекарств для групп населения, которые имели ограниченный доступ из-за существующей структуры поставок. План заключался в том, чтобы разработать списки основных лекарств, исходя из местных потребностей здравоохранения в каждой стране , и периодически обновлять их с учетом рекомендаций экспертов в области общественного здравоохранения , медицины , фармакологии , фармации и управления лекарственными средствами. Резолюция № 28.66 на Ассамблее [7] поручил Генеральному директору ВОЗ реализовать это предложение, что впоследствии привело к созданию первоначального типового списка основных лекарственных средств (Техническая серия ВОЗ № 615, 1977 г.). Этот типовой список регулярно пересматривался примерно раз в два года, а текущий 14-й список был опубликован в марте 2005 года. [8] По мнению ВОЗ, типовой список является показателем общего ядра лекарств для удовлетворения наиболее распространенных потребностей. Особое внимание уделяется необходимости принятия национальных политических решений, а также местной ответственности и реализации. Кроме того, появился ряд руководящих принципов для программ по основным лекарственным средствам.

  • Первоначальный список основных лекарств следует рассматривать как отправную точку.
  • Там, где это возможно, следует использовать общие имена с перекрестным индексом собственных имен .
  • Список должен сопровождаться краткой и точной информацией о лекарствах.
  • лекарственного средства Качество, включая стабильность и биодоступность , должно регулярно оцениваться для основных запасов лекарств.
  • Необходимо принять решения об уровне знаний, необходимых для лекарств. Некоторые страны делают все лекарства из списка доступными для учебных больниц , имеют меньшие списки для районных больниц и очень короткий список для медицинских центров .
  • Успех зависит от эффективного снабжения, хранения и распределения в каждой точке.
  • Иногда требуются исследования, чтобы определиться с выбором конкретного продукта в местной ситуации.

Примерный перечень жизненно необходимых лекарственных средств

[ редактировать ]

Примерный перечень основных лекарственных средств разделен на 27 основных разделов, которые перечислены на английском языке в алфавитном порядке. Рекомендации по препаратам и презентациям. Например, парацетамол выпускается в виде таблеток дозировкой от 100 до 500 мг, суппозиториев по 100 мг и сиропа по 125 мг/5 мл. Некоторые препараты отмечены звездочкой (ранее ៛), которая обозначает пример терапевтической группы, а другие препараты той же группы могут служить альтернативой.

Списки составляются на основе консенсуса и, как правило, представляют собой разумный выбор. В настоящее время предпринимаются инициативы по определению доказательств, подтверждающих этот список. Это демонстрирует области, в которых существуют РКИ ( рандомизированные контролируемые исследования ) или систематические обзоры , и служит для выявления областей, где необходимы дальнейшие исследования или где могут существовать аналогичные препараты, которые имеют более убедительные доказательства .

Помимо работы по укреплению доказательной базы, существует предложение поощрять разработку Кокрейновских обзоров для лекарств, которые не имеют доказательств систематического обзора.

Применение ЧБНЛ ( количества, необходимого для лечения ) к подкрепляющим доказательствам должно еще больше усилить списки. В настоящее время среди врачей в некоторых частях мира бытует мнение, что список основных лекарств действительно предназначен для бедных слоев общества и в чем-то уступает им. Использование NNT рядом с анальгетиками в списке в некоторой степени опровергает это, и эти разработки могут повысить важность списков основных лекарств.

Передача четких сообщений

[ редактировать ]

Влияние представителей фармацевтических компаний и сила этого подхода привели к появлению концепции академической детализации, позволяющей предоставлять четкие сообщения. Исследование Тейвера и Харфама [9] описал работу 25 частнопрактикующих врачей в окрестностях Карачи . Работа основывалась на оценке практики назначения лекарств, и на каждого практикующего врача было включено 30 назначений при острых респираторных инфекциях (ОРИ) или диарее у детей до 12 лет. Всего было проанализировано 736 рецептов и установлено, что за каждую консультацию выписывались или выдавались в среднем четыре препарата. Антибиотик был назначен в 66% рецептов, а 14% рецептов были инъекционными . Антибиотики требовались в 81% случаев диареи и в 62% случаев ОРИ. Из 177 рецептов от диареи только 29% приходились на растворы для пероральной регидратации . Исследователи продолжили преобразовывать эту информацию в четкие сообщения для академического общения с врачами. Исследователи приступили к реализации программы и оценили ее преимущества. Это была хорошая работа, основанная на разработке идей, подкрепленных фактами.

Пожертвования на лекарства

[ редактировать ]

Это естественная человеческая реакция – желание помочь любым возможным способом, когда он сталкивается с человеческой катастрофой, будь то в результате какой-либо катастрофы или из-за крайней бедности . Сочувствующие люди хотят принять меры, чтобы помочь в ситуации, в которой в противном случае они были бы беспомощны, а рабочие, находящиеся в трудных обстоятельствах, слишком хорошо осведомленные о расточительности и излишках дома, хотят использовать бесполезные в противном случае материалы. Проблема в том, что эти ситуации не поддаются объективности. Имеются многочисленные сообщения о том, что тонны бесполезных лекарств доставляются по воздуху в районы стихийных бедствий. Чтобы разобраться в этих благотворительных акциях, требуются огромные ресурсы, и зачастую лекарства невозможно идентифицировать, потому что этикетки написаны на незнакомом языке. Во многих случаях огромные количества лекарств приходится уничтожать просто потому, что лекарства просрочены, испорчены , не поддаются идентификации или совершенно не соответствуют местным потребностям. стоимость доставки Как правило, если бы вместо этого была пожертвована , от этого выиграло бы гораздо больше людей.

В ответ на это ВОЗ разработала рекомендации по пожертвованиям лекарств на основе консенсуса основных международных агентств, участвующих в оказании чрезвычайной помощи . Если им следовать, значительному улучшению с точки зрения пользы для пациентов и использования человеческих ресурсов это приведет к .

Рекомендации ВОЗ по пожертвованиям лекарств, 2005 г.

[ редактировать ]

Выбор препаратов

[ редактировать ]
  • Лекарственные средства должны быть основаны на выраженной потребности, соответствовать картине заболевания и быть согласованы с получателем.
  • Лекарства должны быть внесены в список основных лекарственных средств страны или в типовой список ВОЗ.
  • Формулировки и презентации должны быть аналогичны тем, которые используются в стране-получателе.

Гарантия качества (QA) и срок годности

[ редактировать ]
  • Лекарства должны поступать из надежных источников, и сертификаты качества фармацевтических препаратов ВОЗ. следует использовать
  • Не следует использовать лекарства, возвращенные пациентами.
  • Все препараты должны иметь срок годности не менее 12 месяцев после прибытия в страну-реципиент.

Презентация, упаковка и маркировка

[ редактировать ]
  • Все препараты должны быть маркированы на языке, понятном в стране-получателе, и содержать подробную информацию о непатентованном названии, номере партии, лекарственной форме , дозировке, количестве, наименовании производителя , условиях хранения и сроке годности .
  • Лекарственные средства должны быть представлены в упаковках разумного размера (например, без пробных или стартовых упаковок для пациентов).
  • Материал следует отправлять в соответствии с международными правилами доставки с подробными упаковочными листами. Любые условия хранения должны быть четко указаны на емкостях, масса которых не должна превышать 50 кг. Лекарства не следует смешивать с другими препаратами.

Информация и управление

[ редактировать ]
  • Получатели должны быть проинформированы обо всех пожертвованиях на лекарства , которые рассматриваются или осуществляются.
  • Объявленная стоимость должна основываться на оптовой цене в стране-получателе или на оптовой цене мирового рынка .
  • Стоимость международного и местного транспорта , складирования и т. д. должна быть оплачена агентством-донором, если иное не согласовано с получателем заранее.

Доказательная аптечная практика

[ редактировать ]

Хотя современные методы, включая развитие клинической фармации , важны, многие основные проблемы ожидают значительных изменений в развивающихся странах.

  • Лекарства часто хранятся вместе в фармакологических группах, а не в алфавитном порядке по типам.
  • Холодильное пространство часто недостаточно, а холодильники ненадежны.
  • Существуют различные проблемы, такие как обеспечение того, чтобы термиты не поедали внешние упаковки и этикетки или чтобы в хранилище не было других вредителей , таких как крысы.
  • Упаковка и маркировка в аптеке могут быть крайне неадекватными, и пациенты уходят, практически не понимая, как принимать лекарства, которые могли стоить им как минимум недельного заработка.
  • Лекарства часто отсутствуют на складе не на несколько часов, а на дни и даже недели, особенно в конце финансового года .
  • Протоколы и стандартные операционные процедуры встречаются редко.
  • Даже когда дипломированные фармацевты работают, у них зачастую мало возможностей работать выше уровня продавца , просто выдавая лекарства и собирая оплату. Например, несколько больничных аптек в Мумбаи, Индия, открыты 24 часа в сутки в течение 365 дней в году, но функционируют только как розничные точки, продающие лекарства амбулаторным пациентам или родственникам стационарных пациентов, которые затем передают лекарства медсестрам . для приема .

Доказательства так же важны в развивающемся мире, как и в развитом мире. Бедность проявляется во многих формах. Хотя наиболее заметными являются голод и плохие жилищные условия , также значительными являются и мощные убийцы, а также бедность в области медицины и знаний. Практика , основанная на фактических данных, является одним из способов минимизировать эти проблемы. Потенциально, одним из величайших преимуществ Интернета является возможность положить конец бедности знаний и, в свою очередь, повлиять на факторы, подрывающие благополучие . Программы по основным лекарствам стали важным шагом в обеспечении того, чтобы максимальное количество людей извлекло выгоду из эффективной лекарственной терапии болезней.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Всемирная организация здравоохранения (1990) Обзор программы по лекарствам в Индонезии. Отчет миссии ВОЗ 16 октября — 3 ноября 1989 г. DAP . 90 (11): 1-36.
  2. ^ де Врис ТПГ, Хеннинг Р.Х., Хогерцейл Х.В., Фресле Д.А. (1994) Руководство по правильному назначению лекарств. ВОЗ/DAP . 11 :1-108
  3. ^ Науки управления в здравоохранении (1998) Назначения медицинских центров и выживание детей в Восточной Яве и Западном Калимантане, Индонезия. Фармацевтические препараты для выживания детей в Индонезии. Часть II . Отчет Министерства здравоохранения и управления здравоохранением.
  4. ^ Управленческие науки в здравоохранении (1997) Управление поставками лекарств: выбор, закупка, распространение и использование фармацевтических препаратов . Кумарян Пресс. Коннектикут.
  5. ^ Камат В.Р., Нихтер М. (1997) Мониторинг движения продукции: этнографическое исследование торговых представителей фармацевтической продукции в Бомбее, Индия. В: Беннетт С., МакПейк Б., Миллс А. (ред.) Частные поставщики медицинских услуг в развивающихся странах: служение общественным интересам? Zed Books, Лондон и Нью-Джерси.
  6. ^ Георгиев Г.Д., Макдугалл С. (1998)Блистерные календарные упаковки - потенциал для улучшения снабжения и использования множественной лекарственной терапии в программах борьбы с проказой. Международный журнал проказы и других микобактериальных заболеваний . 56 (4): 603-10.
  7. ^ Всемирная организация здравоохранения (1985) Справочник резолюций и решений Всемирной ассамблеи здравоохранения и Исполнительного комитета, том II 1973-1984. Всемирная организация здравоохранения. Женева.
  8. ^ Всемирная организация здравоохранения (2005 г.) Модельный список основных лекарственных средств ВОЗ (пересмотренный в марте 2005 г.).
  9. ^ Thaver IH, Harpharm T (1997) Частные врачи в трущобах Карачи: профессиональное развитие и инновационные подходы к совершенствованию практики. В: Беннетт С., МакПейк Б., Миллс А. (ред.) Частные поставщики медицинских услуг в развивающихся странах: служение общественным интересам? Zed Books, Лондон и Нью-Джерси.

Полезные источники информации

[ редактировать ]

Ниже приводится список полезных публикаций Департамента ВОЗ по основным лекарственным средствам и политике в отношении лекарственных средств о программах основных лекарственных средств.

Общие публикации

[ редактировать ]
  • Essential Drugs Monitor - периодическое издание, выпускаемое два раза в год и освещающее наркополитику, исследования, рациональное использование лекарств и последние публикации.
  • Программа действий ВОЗ по основным лекарственным средствам в регионе Юго-Восточной Азии – отчет о Межстрановом консультативном совещании, Нью-Дели, 4–8 марта 1991 г. 49 страниц, ссылка № SEA/Drugs/83 Rev.1.

Национальная политика в отношении наркотиков

[ редактировать ]
  • Доклад Комитета экспертов ВОЗ по национальной лекарственной политике – вклад в обновление Руководства ВОЗ по разработке лекарственной политики. Женева. 19–23 июня 1995 г. 78 страниц, ссылка № WHO/DAP/95.9.
  • Руководство по разработке национальной политики в отношении наркотиков – 1988 г., 52 страницы, ISBN   92-4-154230-6 .
  • Индикаторы для мониторинга национальной политики в отношении наркотиков - П. Брудон-Якобович, Дж. Д. Рейнхорн, М. Р. Райх, 1994 г., 205 страниц, номер заказа 1930066.

Выбор и использование

[ редактировать ]
  • Рациональное использование лекарств: просвещение и информация потребителей – DA Fresle, 1996, 50 страниц, ссылка № DAP/MAC/(8)96.6.
  • Оценка потребности в лекарствах: практическое руководство – 1988 г., 136 страниц, ссылка № WHO/DAP/88.2.
  • Использование основных лекарств. Примерный список основных лекарственных средств – обновляется каждые два года. На данный момент это 14-е издание, 2005 г. Список доступен по адресу: www.who.int/medicines.
  • Лекарственные средства, используемые при заболеваниях, передающихся половым путем, и ВИЧ-инфекции - 1995 г., 97 страниц, ISBN   92-4-140105-2 .
  • Лекарства, используемые при паразитарных заболеваниях (2e) - 1995 г., 146 страниц, ISBN   92-4-140104-4 .
  • Лекарственные средства, применяемые при микобактериальных заболеваниях - 1991, 40 стр., ISBN   92-4-140103-6 .
  • Информация о назначении модели Who: Препараты, используемые в анестезии – 1989 г., 53 страницы, ISBN   978-9-241-40101-2 .
  • Руководство по безопасному удалению нежелательных фармацевтических препаратов во время и после чрезвычайных ситуаций – ссылка № WHO/EDM/PAR/99.4.

Поставка и маркетинг

[ редактировать ]
  • Руководство по пожертвованию лекарств – межведомственное руководство, пересмотренное в 1999 г. Номер ссылки WHO/EDM/PAR/99.4.
  • Операционные принципы хороших фармацевтических закупок – Политика основных лекарственных средств и лекарственных средств / Межведомственная фармацевтическая координационная группа, Женева, 1999 г.
  • Управление поставками лекарств – управленческие науки в интересах здравоохранения в сотрудничестве с ВОЗ, 1997 г., 832 страницы, ISBN   1-56549-047-9 .
  • Этические критерии продвижения лекарственных средств - 1988 г., 16 страниц, ISBN   978-9-241-54239-5 .

Гарантия качества

[ редактировать ]
  • Исследование ВОЗ/ЮНИСЕФ по стабильности лекарств во время международной перевозки – 1991 г., 68 страниц, ссылка № WHO/DAP/91.1.

Человеческие ресурсы и обучение

[ редактировать ]
  • Роль фармацевта в системе здравоохранения – 1994 г., 48 страниц, ссылка № ВОЗ/PHARM 94.569.
  • Руководство по правильному назначению лекарств – TPGM de Vries, RH Henning, HV Hogerzeil, DA Fresle, 1994, 108 страниц, номер заказа. 1930074. Бесплатно для развивающихся стран.
  • Развитие аптечной практики: внимание к уходу за пациентами – 2006 г., 97 страниц, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Международная фармацевтическая федерация (FIP). [1]

Исследовать

[ редактировать ]
  • № 1 Исследование практики инъекций – 1992 г., 61 страница, ссылка № WHO/DAP92.9.
  • № 3 Оперативные исследования по рациональному использованию лекарств – ПКМ Лунде, Дж. Тоньони, Дж. Томсон, 1992 г., 38 страниц, ссылка № WHO/DAP/92.4.
  • № 24. Образование населения в области рационального использования лекарств: глобальное исследование – 1997 г., 75 страниц, ссылка № WHO/DAP/97.5.
  • № 25 Сравнительный анализ национальной политики в области лекарственных средств – Второй семинар, Женева, 10–13 июня 1996 г. 1997 г., 114 страниц, ссылка № WHO/DAP/97.6.
  • № 7 Как расследовать употребление наркотиков в медицинских учреждениях: отдельные показатели употребления наркотиков - 1993 г., 87 страниц, заказ № 1930049.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 62f2c8caeaf06c83d4f6c42274259927__1716972480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/27/62f2c8caeaf06c83d4f6c42274259927.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Evidence-based pharmacy in developing countries - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)