Jump to content

Стратосферная обсерватория инфракрасной астрономии

Координаты : 43 ° 29'22 "ю.ш., 172 ° 31'56" в.д.  /  43,48944 ° ю.ш., 172,53222 ° в.д.  / -43,48944; 172,53222
(Перенаправлено с СОФИИ )

Стратосферная обсерватория инфракрасной астрономии (СОФИЯ)
СОФИЯ с открытой дверью телескопа в полете.
Альтернативные названия СОФИЯ Edit this on Wikidata
Организация НАСА / DLR / USRA / DSI
Расположение Аэропорт Палмдейл (большую часть года); Международный аэропорт Крайстчерча (около 2 месяцев, примерно в июне/июле)
Координаты 43 ° 29'22 "ю.ш., 172 ° 31'56" в.д.  /  43,48944 ° ю.ш., 172,53222 ° в.д.  / -43,48944; 172,53222
Высота земля: 702 м (2303 фута); в воздухе: 13,7 км (45 000 футов)
Учредил 2010
Закрыто 29 сентября 2022 г.
Веб-сайт
Телескопы
СОФИЯ 2,5-метровый (98-дюймовый) изогнутый корпус Кассегрена с рубящим вторичным зеркалом и плоским складным третичным зеркалом, фокус Нэсмита
Стратосферная обсерватория инфракрасной астрономии расположена на Земле.
Стратосферная обсерватория инфракрасной астрономии
Расположение стратосферной обсерватории инфракрасной астрономии (SOFIA)
  Соответствующие СМИ на сайте Commons

Стратосферная обсерватория инфракрасной астрономии ( SOFIA ) была совместным проектом НАСА и Немецкого аэрокосмического центра (DLR) в соотношении 80/20. [1] построить и содержать воздушную обсерваторию . В 1996 году НАСА заключило контракт на разработку самолета, эксплуатацию обсерватории и управление американской частью проекта с Ассоциацией космических исследований университетов (USRA). Управление осуществлял DSI (Немецкий институт SOFIA; немецкий : Deutsches SOFIA Institut ). немецкие части проекта, которые были в основном связаны с наукой и телескопами. Телескоп SOFIA увидел первый свет 26 мая 2010 года. SOFIA стала преемницей Воздушной обсерватории Койпера . Во время 10-часовых ночных полетов он наблюдал небесные магнитные поля, области звездообразования, кометы, туманности и Галактический центр .

Научные полеты завершились после приземления 921-го и последнего рейса ранним утром 29 сентября 2022 года. Боинг 747SP, на котором был установлен телескоп, законсервирован и выставлен в Музее авиации и космонавтики Пима недалеко от Тусона. Аризона .

Средство

[ редактировать ]

SOFIA была основана на Boeing 747SP , заводской укороченной версии широкофюзеляжного самолета , которая была модифицирована для включения большой двери в хвостовой части фюзеляжа , которую можно было открыть в полете, чтобы обеспечить отражающему телескопу доступ к диаметром 2,5 м (8,2 фута). в небо. [2] Этот телескоп был разработан для инфракрасных астрономических наблюдений в стратосфере на высоте около 12 километров (41 000 футов). Возможности полета SOFIA позволили ей подняться почти над всем водяным паром в атмосфере Земли, что блокирует попадание некоторых инфракрасных волн на землю. На крейсерской высоте самолета было доступно 85% полного инфракрасного диапазона. Самолет также мог летать практически над любой точкой поверхности Земли, позволяя вести наблюдение из северного и южного полушарий.

Наблюдательные полеты совершались три-четыре ночи в неделю. Обсерватория SOFIA базировалась в Центре летных исследований Армстронга НАСА в региональном аэропорту Палмдейл , Калифорния, а Научный центр SOFIA базировался в Исследовательском центре Эймса в Маунтин-Вью, Калифорния.

Телескоп

[ редактировать ]
Логотип НАСА отражается в главном зеркале SOFIA высотой 2,5 метра.

диаметром 2,5 м (8,2 фута) СОФИЯ использует телескоп-рефлектор с увеличенным главным зеркалом диаметром 2,7 м (8,9 фута), как это обычно бывает с большинством больших инфракрасных телескопов. [3] В оптической системе используется конструкция отражателя Кассегрена с параболическим главным зеркалом и дистанционно настраиваемым гиперболическим вторичным зеркалом. Чтобы разместить телескоп в фюзеляже, основной форме было присвоено число f всего лишь 1,3, в то время как полученная оптическая схема имела f-число 19,7. Плоское третичное дихроичное зеркало использовалось для отклонения инфракрасной части луча к фокусу Нэсмита , где его можно было проанализировать. В качестве системы наведения камеры использовалось оптическое зеркало, расположенное за третичным зеркалом. [4]

Телескоп выглядывал из большой двери в левом борту фюзеляжа рядом с хвостовой частью самолета и первоначально нес девять инструментов для инфракрасной астрономии на длинах волн от 1 до 655 микрометров (мкм) и высокоскоростной оптической астрономии на длинах волн от 0,3 до 1,1. мкм. Основными инструментами были FLITECAM, камера ближнего инфракрасного диапазона, охватывающая 1–5 мкм; ПРОГНОЗ, охватывающий средний инфракрасный диапазон 5–40 мкм; и HAWC, который охватывает дальнюю инфракрасную область диапазона 42–210 мкм. Остальные четыре прибора включают оптический фотометр и инфракрасные спектрометры с различными спектральными диапазонами. [5] За время эксплуатации телескоп SOFIA был самым большим из установленных на самолете. Для каждой миссии к телескопу прикреплялся один сменный научный инструмент. Имелись две группы инструментов общего назначения. Кроме того, следователь может спроектировать и изготовить инструмент специального назначения. 17 апреля 2012 года НАСА выбрало два обновления HAWC для увеличения поля зрения за счет новых детекторов с датчиком края перехода матриц болометрических и добавления возможности измерения поляризации выбросов пыли из небесных источников. [6]

Открытая полость, в которой находился телескоп, подвергалась воздействию высокоскоростных турбулентных ветров. Кроме того, вибрация и движение самолета затрудняют наблюдение. Телескоп был спроектирован очень легким, с сотовой формой, выфрезерованной в задней части зеркала, и полимерным композитным материалом, используемым для сборки телескопа. Крепление включает в себя систему подшипников в масле под давлением для изоляции прибора от вибрации. Отслеживание осуществлялось с помощью системы гироскопов, высокоскоростных камер и двигателей с магнитным моментом для компенсации движения, включая вибрации от воздушного потока и двигателей самолета. [7] Кабина телескопа охлаждалась перед взлетом самолета, чтобы обеспечить соответствие телескопа внешней температуре, которую он будет испытывать на высоте, и предотвратить термические изменения формы. Перед приземлением отсек был заполнен газообразным азотом, чтобы предотвратить конденсацию влаги на охлажденной оптике и приборах. [4]

DLR отвечала за всю сборку и конструкцию телескопа, а также за два из девяти научных инструментов, используемых с телескопом; За самолет отвечало НАСА. Производство телескопа было передано по субподряду европейской промышленности. Телескоп был немецкого производства; Главное зеркало было отлито компанией Schott AG в Майнце, Германия, с легкими усовершенствованиями, а шлифовка и полировка выполнена французской компанией SAGEM -REOSC. Механизм вторичного зеркала на основе карбида кремния был изготовлен Швейцарским центром электроники и микротехнологий (CSEM). Отражающее покрытие поверхности наносилось на главное зеркало 1–2 раза в год, сначала на контрактном предприятии в Луизиане, пока консорциум не открыл собственное предприятие по нанесению покрытий на Моффетт-Филд . [8]

Самолет СОФИЯ

[ редактировать ]
СОФИЯ
СОФИЯ во время полета
Другое имя (а) Стратосферная обсерватория инфракрасной астрономии, Клипер Линдберг
Тип Боинг 747СП -21
Производитель НАСА/ДЛР
Строительный номер Серийный № 21441
Строка № 306 [9]
Регистрация N747NA [10]
Первый полет 26 апреля 2007 г. [11]
Владельцы и операторы НАСА
В эксплуатации 2010 г. – 30 сентября 2022 г. [12] [13]
Судьба На дисплее
Сохранено в Музей авиации и космонавтики Пима , Тусон, Аризона
Самолет SOFIA на фото во время испытательного полета в 1998 году. По-прежнему в основном в ливрее United Airlines , на хвостовой части фюзеляжа нарисован черный квадрат, обозначающий расположение двери, которая будет открываться в полете, чтобы обеспечить доступ телескопа в небо.
SOFIA проводит ночной контрольный полет над Калифорнией.

Самолет SOFIA представлял собой модифицированный Boeing 747SP . [9] Компания Boeing разработала версию 747 SP или «Special Performance» для полетов на сверхдальние расстояния, изменив конструкцию 747-100, удалив секции фюзеляжа и серьезно изменив другие для уменьшения веса, что позволило 747SP летать выше и быстрее. и дальше без остановок, чем любая другая модель Боинга 747 того времени. [14]

Boeing присвоил серийный номер 21441 планеру, который в конечном итоге стал SOFIA; это был 306-й построенный Боинг 747. Первый полет этого самолета состоялся 25 апреля 1977 года, а компания Boeing передала его компании Pan American World Airways 6 мая 1977 года. Самолет получил свою первую регистрацию N536PA, и компания Pan Am передала его в коммерческое пассажирское обслуживание. [11] Pan Am назвала самолет в честь авиатора Чарльза Линдберга . По приглашению Pan Am вдова Линдберга Энн окрестила самолет Clipper Lindbergh 20 мая 1977 года, в 50-летие начала исторического перелета ее мужа из Нью-Йорка в Париж в 1927 году. [11]

United Airlines приобрела самолет у Pan Am 13 февраля 1986 года, и самолет получил новую регистрацию N145UA. Самолет также получил новую окраску без имени Линдберга. Самолет оставался в эксплуатации до декабря 1995 года, когда United Airlines разместила его на хранении недалеко от Лас-Вегаса. [15]

30 апреля 1997 года Ассоциация космических исследований университетов (USRA) приобрела у United самолет для использования в качестве воздушной обсерватории. 27 октября 1997 года НАСА приобрело самолет у USRA. [15] внесла какую-либо серьезную модификацию самолета В том же году НАСА провело серию «базовых» летных испытаний, прежде чем компания E-Systems (позже Raytheon Intelligence and Information Systems, затем L-3 Communications Integrated Systems из Уэйко, штат Техас ) . Чтобы обеспечить успешную модификацию, компания Raytheon приобрела секцию от другого самолета 747SP, регистрационный номер N141UA, который в начале 1998 года был списан для использования в качестве полноразмерного макета . [16]

Начав работу в 1998 году, компания Raytheon спроектировала и установила дверь высотой 5,5 м (18 футов) (длина дуги) и шириной 4,1 м (13,5 футов) в задней левой части фюзеляжа самолета, которую можно было открыть в полете, чтобы получить доступ к телескопу. доступ к небу. Телескоп был установлен в хвостовой части фюзеляжа за гермопереборкой. телескопа Фокус расположен в наборе научных инструментов в герметичной центральной части фюзеляжа, поэтому часть телескопа проходит через гермопереборку. В центре самолета находилась секция управления полетами и научных операций, а в передней части размещалась зона образования и работы с общественностью. Открытый фюзеляж не оказывает существенного влияния на аэродинамику и летные качества самолета. [17]

По приглашению НАСА внук Линдберга, Эрик Линдберг, переименовал самолет в Клипер Линдберг 21 мая 2007 года, в 80-ю годовщину завершения трансатлантического полета Чарльза Линдберга. [18]

В декабре 2012 года самолет получил модернизированную стеклянную кабину экипажа , а также новые системы авионики и обновления программного обеспечения. [19]

28 апреля 2022 года в рамках проекта было объявлено о снятии с эксплуатации самолета с 30 сентября 2022 года. Его 921-й и последний полет выполнялся над северной частью Тихого океана у побережья Калифорнии, взлетал из Палмдейла и возвращался туда на посадку в течение 7 часов и 57 минут спустя в 04:41 по тихоокеанскому времени (11:41 по всемирному координированному времени ). [20] [21] [22]

Последний полет самолета произошел 13 декабря 2022 года, когда самолет вылетел из Палмдейла и приземлился на базе ВВС Дэвис-Монтан , чтобы быть переданным в дар Музею авиации и космонавтики Пима , расположенному недалеко от Тусона, штат Аризона , где он был помещен. на дисплее. [23] [24] [25]

Разработка проекта

[ редактировать ]
Телескоп СОФИЯ

Первое использование самолета для проведения инфракрасных наблюдений произошло в 1965 году, когда Джерард П. Койпер использовал Воздушную обсерваторию Галилео НАСА для изучения Венеры. Три года спустя Фрэнк Дж. Лоу использовал обсерваторию Эймса Лирджета для наблюдений Юпитера и туманностей. [26] В 1969 году началось планирование установки телескопа диаметром 910 мм (36 дюймов) на воздушной платформе. Целью было проводить астрономические исследования из стратосферы была гораздо меньшей , где оптическая глубина из-за поглощения водяного пара инфракрасного излучения. Этот проект, названный Воздушно-десантной обсерваторией Койпера , был посвящен 21 мая 1975 года. Телескоп сыграл важную роль в многочисленных научных исследованиях, включая открытие системы колец вокруг планеты Уран. [27]

Предложение о более крупном телескопе, установленном на самолете, было официально представлено в 1984 году и предполагало, что Боинг 747 будет нести трехметровый телескоп. Предварительная концепция системы была опубликована в 1987 году в Красной книге . Было решено, что Германия внесет 20% от общей стоимости и предоставит телескоп. Однако воссоединение Германии и сокращение бюджета НАСА привели к пятилетнему падению проекта. Затем НАСА заключило контракт на выполнение работ с Ассоциацией университетских космических исследований (USRA), а в 1996 году НАСА и Немецкий аэрокосмический центр (DLR) подписали меморандум о взаимопонимании по созданию и эксплуатации SOFIA. [28]

Главное зеркало телескопа SOFIA имело диаметр 2,5 метра и было изготовлено из Zerodur , стеклокерамического композита производства Schott AG , имеющего почти нулевое тепловое расширение . REOSC, оптическое подразделение группы SAGEM во Франции, уменьшило вес, выфрезеровав сзади карманы в форме сот. Они закончили полировку зеркала 14 декабря 1999 года, достигнув точности 8,5 нанометров (нм) по оптической поверхности. [29] Вторичное зеркало в форме гиперболы было изготовлено из карбида кремния .полировка завершена к маю 2000 г. [4] В 2002 году основные компоненты телескопа были собраны в Аугсбурге , Германия. Они состояли из узла главного зеркала, основной оптической опоры и узла подвески. После успешных интеграционных испытаний для проверки системы компоненты были отправлены в Уэйко, штат Техас, на борту самолета Airbus Beluga . Они прибыли 4 сентября 2002 года. [30] SOFIA завершила свое первое наземное испытание «на небе» 18–19 августа 2004 г., сделав снимок звезды Полярная звезда . [31]

Реализация проекта была еще больше отложена в 2001 году, когда три субподрядчика, которым было поручено разработать дверь телескопа, последовательно обанкротились. United Airlines также вступила в процедуру защиты от банкротства и вышла из проекта в качестве оператора самолета. Телескоп был перевезен из Германии в США, где в 2004 году его установили на планер и провели первоначальные наблюдения с земли. [7]

В феврале 2006 года, после увеличения затрат со 185 миллионов долларов до 330 миллионов долларов, [32] НАСА поместило проект «на рассмотрение» и приостановило финансирование, исключив проект из своего бюджета. 15 июня 2006 г. SOFIA прошла проверку, когда НАСА пришло к выводу, что не существует непреодолимых технических или программных проблем для дальнейшего развития SOFIA. [33] [34]

Первый полет SOFIA состоялся 26 апреля 2007 года на объекте L-3 Integrated Systems (L-3 IS) в Уэйко, штат Техас. [35] После краткой программы испытаний в Уэйко, направленной на частичное расширение диапазона полетов и проведение проверок после технического обслуживания, самолет 31 мая 2007 года был переведен в Центр летных исследований НАСА Армстронг на базе ВВС Эдвардс . На первом этапе нагрузочных и летных испытаний проверялись характеристики самолета при закрытой дверце внешней полости телескопа. Этот этап был успешно завершен к январю2008 г., Центр летных исследований Армстронга НАСА. [36]

18 декабря 2009 года самолет SOFIA совершил первый испытательный полет, в котором дверь телескопа была полностью открыта. Эта фаза длилась две минуты из 79-минутного полета. Телескоп SOFIA увидел первый свет 26 мая 2010 года, вернув изображения, показывающие образования ядро ​​M82 и тепло от . Юпитера, выходящее через его облачный покров [37] Первые «обычные» научные наблюдательные полеты начались в декабре 2010 года. [13] а к 2014 году обсерватория должна была выйти на полную мощность и совершать около 100 полетов в год. [7] [36]

С 2011 года миссии SOFIA выбирались среди нескольких предложений. Успешные миссии были запланированы в соответствии с годовыми циклами, причем первый цикл соответствовал 2013 году. В течение каждого цикла самолеты и инструменты использовались несколькими различными миссиями. [38]

В десятилетнем астрофизическом исследовании 2020-х годов НАСА рекомендовало прекратить операции SOFIA к 2023 году. «Комитет по исследованию испытывает серьезные опасения по поводу SOFIA, учитывая ее высокую стоимость и умеренную научную продуктивность», - говорится в отчете. [39]

Научные исследования и наблюдения

[ редактировать ]

Основными научными задачами SOFIA было изучение состава планет атмосфер и поверхностей ; исследовать строение, эволюцию и состав комет ; определить физику и химию межзвездной среды ; и исследовать образование звезд и других звездных объектов. В то время как эксплуатацией самолетов SOFIA управлял Центр летных исследований НАСА Армстронга в Палмдейле, Калифорния, в Исследовательском центре Эймса НАСА в Маунтин-Вью, Калифорния, находился Научный центр SOFIA, который руководил планированием миссий по программе. [7] 29 июня 2015 года карликовая планета Плутон прошла между далекой звездой и Землей, создав тень на Земле возле Новой Зеландии , что позволило SOFIA изучить атмосферу Плутона . [40]

Наука СОФИЯ — остатки сверхновой , производящие материал, образующий планеты.

В начале 2016 года SOFIA обнаружила атомарный кислород в атмосфере Марса . впервые за 40 лет [41] В начале 2017 года наблюдения Цереры-1 в среднем инфракрасном диапазоне помогли определить, что большая астероидная/карликовая планета покрыта слоем астероидной пыли от других тел. [42] звездой В июле 2017 года SOFIA наблюдала затмение далекого объекта пояса Койпера 486958 Аррокот , в то время как наземные обсерватории провалили это наблюдение, готовя зонд «Новые горизонты», посещающий этот астероид.

София также использовалась для астробиологических миссий, в которых основное внимание уделялось, среди прочего, наблюдению новых планетных систем и обнаружению сложных молекул. [43]

В октябре 2020 года астрономы сообщили об обнаружении молекулярной воды на освещенной солнцем поверхности Луны несколькими независимыми космическими аппаратами, в том числе Стратосферной обсерваторией инфракрасной астрономии (SOFIA). [44] [45] [46] [47]

Программа послов воздушной астрономии (AAA)

[ редактировать ]

SOFIA с самого начала была разработана для поддержки энергичных усилий по просвещению и распространению информации среди населения, которые могут в течение запланированного 20-летнего срока действия миссии напрямую привлечь более тысячи преподавателей всех типов - учителей K-12 , преподавателей научных музеев и планетариев, а также специалисты по связям с общественностью — в качестве партнеров ученого и через этих педагогов охватить сотни тысяч людей по всей стране. [48]

«Шесть» SOFIA были первой группой преподавателей, отобранных в Соединенных Штатах для участия в «Пилотной» программе SOFIA AAA, и совершили полет летом 2011 года. В Германии был отдельный процесс подачи заявок, но этим летом также были отправлены два учителя. [49] Команды преподавателей и их заместители были отобраны в ходе высококонкурентного процесса подачи заявок. НАСА и DLR (Немецкое космическое агентство) отобрали преподавателей из самых разных слоев общества, и их учреждения включали школу для глухих, альтернативный образовательный центр (с нарушениями в развитии), группы учащихся с низким уровнем обслуживания, сельские школы и школу для коренных американцев. . Со времени «пилотного» цикла программа AAA обслужила более 20 команд и сейчас находится на этапе 5-го цикла. [48] [50]

«Звездного пути» Актриса Нишель Николс летела на борту «СОФИИ» 17 сентября 2015 года. [51]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Научный центр СОФИЯ» . Ассоциация университетов космических исследований . Проверено 25 декабря 2016 г.
  2. ^ Рейнахер, Андреас; Граф, Фридерика; Грейнер, Бенджамин; и др. (2018). «Телескоп СОФИЯ в полной работе». Журнал астрономического приборостроения . 7 (4): 1840007. Бибкод : 2018JAI.....740007R . дои : 10.1142/S225117171840007X . S2CID   126242974 .
  3. ^ Малакара, Дэниел; Томпсон, Брайан Дж. (2001). Справочник по оптической инженерии . ЦРК Пресс. п. 246. ИСБН  0-8247-9960-7 .
  4. ^ Jump up to: а б с Краббе, Альфред (март 2007 г.). «Телескоп СОФИЯ». Труды SPIE: Астрономические телескопы и приборы . Мюнхен, Германия: SPIE — Международное общество оптической инженерии. стр. 276–281. arXiv : astro-ph/0004253 . Бибкод : 2000SPIE.4014..276K . дои : 10.1117/12.389103 .
  5. ^ Краббе, Альфред; Кейси, Шон К. (июль 2002 г.). «Первые легкие инструменты SOFIA». Материалы конференции SPIE по инфракрасному дистанционному зондированию космического корабля X. Сиэтл, США: Dordrecht, D. Reidel Publishing Co. arXiv : astro-ph/0207417 . Бибкод : 2002astro.ph..7417K .
  6. ^ «НАСА - НАСА выбирает модернизацию научного инструмента для летающей обсерватории» . Архивировано из оригинала 24 января 2022 года . Проверено 17 апреля 2012 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д Келлер, Люк; Юрген Вольф (октябрь 2010 г.). «Новая воздушно-десантная обсерватория НАСА». Небо и телескоп . 120 (4): 22–28. Бибкод : 2010S&T...120d..22K .
  8. ^ «Новая установка для улучшения четкости бортового телескопа» . НАСА. [ постоянная мертвая ссылка ]
  9. ^ Jump up to: а б «Н747НА» . Проверено 1 августа 2013 г.
  10. ^ «Н747НА» . Проверено 1 августа 2013 г.
  11. ^ Jump up to: а б с «Стратосферная обсерватория инфракрасной астрономии 308911 СОФИЯ: краткие сведения» (PDF) . НАСА.gov . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. 2010. с. 1. Архивировано (PDF) из оригинала 28 октября 2009 г. Проверено 2 декабря 2010 г. Серийный номер производителя: 21441 Номер строки: 306
  12. ^ Кулкарни, Сумит (28 сентября 2022 г.). «СОФИЯ: Летающая инфракрасная обсерватория НАСА готовится к последнему взлету» . Астробиты . Проверено 29 сентября 2022 г.
  13. ^ Jump up to: а б «Новости и обновления» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2012 года.
  14. ^ «Классика Боинга 747» . boeing.com . The Boeing Co. Архивировано из оригинала 21 ноября 2010 года . Проверено 23 января 2009 г. Компания Boeing также построила 747-100SP (специальные характеристики), который имел укороченный фюзеляж и был предназначен для беспосадочных полетов выше, быстрее и дальше, чем любая модель 747 того времени.
  15. ^ Jump up to: а б «История планера № 21441» . 747sp.com . 2010 . Проверено 24 февраля 2024 г. 13.02.1986 Купил N536PA United
  16. ^ «21023/268 — Перечень продукции» . Сайт Боинга 747SP . 21 июля 2022 г. Проверено 24 февраля 2024 г.
  17. ^ Билл, Эйс (8 декабря 2015 г.). «Подкаст Omega Tau, серия 190 - СОФИЯ, часть 2, Полеты» (интервью). Беседовал Маркус Фёльтер. Подкаст Омега Тау.
  18. ^ Хауталуома, Грей; Хагенауэр, Бет (11 мая 2007 г.). «SOFIA НАСА будет повторно посвящена исторической годовщине Линдберга» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Архивировано из оригинала 24 ноября 2010 года . Проверено 23 июля 2008 г.
  19. ^ «Модернизация SOFIA: интеграция бортовых систем управления и контроля телескопов» . НАСА.gov . www.nasa.gov. 3 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 17 июня 2019 г.
  20. ^ «НАСА и партнер решают завершить миссию СОФИЯ» . НАСА . 28 апреля 2022 г. . Проверено 29 октября 2022 г.
  21. ^ Зурбухен, Томас [@Dr_ThomasZ] (28 сентября 2022 г.). «@SOFIatelescope только что отправился в свой последний полет. От имени нашей команды я благодарен преданным своему делу ученым и инженерам, в том числе многим из @DLR_en, которые предоставили важные научные результаты и сделали это безопасно. Следите за инструкциями на https: //flightaware.com/live/flight/NASA747» ( твит ) . Проверено 30 октября 2022 г. - через Twitter .
  22. ^ «Отслеживание и история полетов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства NASA747, 28 сентября 2022 г. (KPMD-KPMD)» . FlightAware . 29 сентября 2022 г. Проверено 30 октября 2022 г.
  23. ^ «Боинг 747СП «СОФИЯ» » . Музей авиации и космонавтики Пима . Проверено 24 февраля 2024 г.
  24. ^ Фишер, Элис (8 декабря 2022 г.). «Списанный самолет НАСА SOFIA нашел новый дом в музее Аризоны» . НАСА . Проверено 12 декабря 2022 г.
  25. ^ «Отслеживание и история полетов N747NA» . FlightAware . Проверено 24 февраля 2024 г.
  26. ^ Эриксон, EF; Дэвидсон, Дж. А. (июль 1994 г.). «СОФИЯ: Будущее воздушной астрономии». Материалы симпозиума по воздушной астрономии «Галактическая экосистема: от газа к звездам и пыли» . Маунтин-Вью, Калифорния: Тихоокеанское астрономическое общество. стр. 707–773. Бибкод : 1976IAUS...73...75P .
  27. ^ Меуинни, Майк (24 мая 2005 г.). «Воздушная обсерватория Койпера отмечает 30-летие со дня своего открытия» . НАСА . Проверено 4 июля 2008 г.
  28. ^ Титц, Рут; Розер, Ганс Петер (1998). СОФИЯ: астрономия и технологии в 21 веке . Том 12. Берлин: Наука и технологии. п. 107. arXiv : astro-ph/9908345 . Бибкод : 1999RvMA...12..107K . ISBN  3-89685-558-1 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  29. ^ Персонал (14 декабря 1999 г.). «REOSC поставляет в ESO лучшее астрономическое зеркало в мире» . Европейская южная обсерватория. Архивировано из оригинала 14 октября 2007 года . Проверено 23 июля 2008 г.
  30. ^ Кейси, Шон К. (2004). «Программа SOFIA: астрономы возвращаются в стратосферу». Достижения в космических исследованиях . 34 (3): 77–115. Бибкод : 2004AdSpR..34..560C . дои : 10.1016/j.asr.2003.05.026 .
  31. ^ Меуинни, Майкл (9 сентября 2004 г.). «Воздушная обсерватория НАСА впервые увидела звезды» . СОФИЯ Научный центр. Архивировано из оригинала 12 октября 2006 года . Проверено 23 июля 2003 г.
  32. ^ Макки, Мэгги (13 февраля 2006 г.). «НАСА оставляет на взлетно-посадочной полосе гигантский реактивный телескоп» . NewScientist.com .
  33. ^ «Астрономическая обсерватория НАСА преодолела препятствие» . 15 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 г. . Проверено 9 августа 2006 г. Пресс-релиз штаб-квартиры НАСА 06-240
  34. ^ Бергер, Брайан (30 мая 2006 г.). «НАСА рассчитывает спасти СОФИЮ» . Деловой отчет космических новостей . Архивировано из оригинала 20 апреля 2007 года.
  35. ^ Мартин, Лэнс; Бэкман, Дана (26 апреля 2007 г.). «Воздушная обсерватория СОФИЯ завершила первый испытательный полет» . СОФИЯ Научный центр. Архивировано из оригинала 22 ноября 2008 года . Проверено 23 июля 2008 г.
  36. ^ Jump up to: а б Хауталуома, Грей; Хагенауэр, Бет (16 января 2008 г.). «SOFIA завершает закрытые испытательные полеты» . НАСА. Архивировано из оригинала 6 апреля 2013 года . Проверено 23 июля 2008 г.
  37. ^ «СОФИЯ видит древнее тепло Юпитера» . Искатель.com . ДНьюс. 29 мая 2010 г.
  38. ^ «Текущее расписание и планы полетов цикла 7» . СОФИЯ Научный центр . Ассоциация университетов космических исследований.
  39. ^ «Десятилетное астрофизическое исследование рекомендует НАСА прекратить деятельность SOFIA» . Космические новости . 13 ноября 2021 г. . Проверено 28 августа 2022 г.
  40. ^ Веронико, Николас А.; Сквайрс, Кейт К. (29 июня 2015 г.). «СОФИЯ в нужном месте и в нужное время для наблюдений Плутона» . НАСА . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 1 июля 2015 г.
  41. ^ Белл, Кассандра (6 мая 2016 г.). «Летающая обсерватория обнаружила атомарный кислород в марсианской атмосфере» . НАСА . Проверено 26 апреля 2018 г.
  42. ^ Веронико, Николас А. (19 января 2016 г.). «Не судите об астероиде по его обложке: данные среднего инфракрасного диапазона из SOFIA показывают истинный состав Цереры» . НАСА. Архивировано из оригинала 25 января 2019 года . Проверено 26 апреля 2018 г.
  43. ^ Войтек, Мэри А. (15 ноября 2019 г.). «Миссии SOFIA по астробиологии» . НАСА . Проверено 17 ноября 2018 г.
  44. ^ Хоннибалл, штат Калифорния; и др. (26 октября 2020 г.). «Молекулярная вода обнаружена на освещенной солнцем Луне СОФИЕЙ» . Природная астрономия . 5 (2): 121–127. дои : 10.1038/s41550-020-01222-x . S2CID   228954129 . Проверено 26 октября 2020 г.
  45. ^ Хейн, ПО; и др. (26 октября 2020 г.). «Микрохолодные ловушки на Луне» . Природная астрономия . 5 (2): 169–175. дои : 10.1038/s41550-020-1198-9 . S2CID   218595642 . Проверено 26 октября 2020 г.
  46. ^ Гуарино, Бен; Ахенбах, Джоэл (26 октября 2020 г.). «Пара исследований подтверждают, что на Луне есть вода. Новое исследование подтверждает то, что ученые предполагали годами — Луна влажная» . Вашингтон Пост . Проверено 26 октября 2020 г.
  47. ^ Чанг, Кеннет (26 октября 2020 г.). «На Луне есть вода и лед, и в большем количестве мест, чем когда-то думало НАСА. Будущим астронавтам, ищущим воду на Луне, возможно, не придется идти в самые коварные кратеры в ее полярных регионах, чтобы найти ее» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 октября 2020 г.
  48. ^ Jump up to: а б «Послы воздушной астрономии» . СОФИЯ Научный центр . Ассоциация научных исследований университетов. Архивировано из оригинала 27 марта 2014 года.
  49. ^ «Новости и обновления» . Архивировано из оригинала 5 августа 2012 года.
  50. ^ «Научный информационный бюллетень СОФИА» . СОФИЯ Научный центр. Апрель 2017 года . Проверено 26 апреля 2018 г.
  51. ^ Хауэлл, Элизабет (6 августа 2016 г.). «Нишель Николс, «Ухура» из «Звездного пути», полетит на обсерваторию НАСА СОФИЯ» . Space.com . Проверено 26 апреля 2018 г.
[ редактировать ]

Мультимедиа

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5f19c7c59d0656b42c4b05a0fea7411a__1721647320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/1a/5f19c7c59d0656b42c4b05a0fea7411a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)