Архитектура модерна в России.
Ар-нуво — международный стиль искусства, архитектуры и прикладного искусства , особенно декоративного искусства , который был наиболее популярен в период с 1893 по 1910 год. На русском языке он называется модерн или модерн (на кириллице: Ар-нуво, Моде́рн).

Архитектура модерна в России в основном строилась в крупных городах купцами и старообрядцами и находилась под сильным влиянием современных движений. [ 1 ] составившие стиль модерн: школа Глазго , югендстиль Германии, венский сецессион , а также архитектура русского возрождения и национальный романтический стиль стран Северной Европы (одна из которых, Великое княжество Финляндское , входило в состав Российской империи ). В некоторых русских городах существовали и более ранние образцы деревянного зодчества, архитектуры Киевской Руси , которые повлияли на стиль.
Некоторые здания в стиле модерн были построены на территориях, входивших в состав Германии и Великого княжества Финляндского в период модерна и переданных Советскому Союзу после Второй мировой войны . Русские архитекторы также работали над развитием Харбина в Китае после 1898 года, что объясняет присутствие там архитектуры модерна.
Санкт-Петербург
[ редактировать ]
Первое здание в стиле модерн в России было построено в Санкт-Петербурге в 1898 году. [ номер 1 ] Это был летний дом Хаусвальда, построенный Владимиром Чагиным и Василием (Вильгельмом) Шене.
Поскольку Санкт-Петербург был расположен недалеко от границы с Великим Княжеством Финляндским оказал сильное влияние , его национальный романтический стиль на архитектуру модерна в Санкт-Петербурге. В России этот стиль называют «Северный модерн» (на кириллице: Северный модерн), что означает «Северный модерн». Но европейские движения повлияли и на местную архитектуру.
Яркие примеры
[ редактировать ]Семь петербургских зданий [ номер 2 ] иногда считаются яркими образцами модерна, [ 2 ] все от разных архитекторов:
- Елисеевский торговый центр Гавриила Барановского (1903 г.),
- Плетеные мотивы на Витебском вокзале Симы Михаша и Станислава Бжозовского (1904 г.),
- Зингера Дом Павла Сюзора (1904 г.),
- Апартаменты герцога Лейхтенбергского работы Федора фон Постеля (1904–1905), включая фриз по всему фасаду работы Сергея Щелкового ,
- Дом Кшесинской Александра фон Гогена (1904–1906),
- Лидвальские апартаменты Федора Лидваля (также известного как Йохан Фредрик Лидваль, 1899–1904),
- Basseynaya Condominium by Ernest Wirrich, Aleksei Zazersky, Nikolai Vasilyev , Alexey Bubyr (1912–1917).
-
Зингера Купол Дом
-
Апартаменты герцога Лейхтенбергского
-
Кшесинская Дом
-
Лидваль апартаменты
-
Basseynaya Condominium
Национальный романтический стиль
[ редактировать ]Последние два здания являются образцами скандинавского национального романтического стиля . Другими яркими примерами этого движения являются:
- Римско-католическая церковь Богоматери Лурдской [ 3 ] и Леона Бенуа Мариана Перетятковича (1903–1909),
- Апартаменты «Путилова» (также известные как «Дом с совами») работы Ипполита Претре (1906–1907),
- Bubyr' Apartments by Aleksei Bubyr and Nikolai Vasilyev (1907),
- Большеохтинский мост (также известный как мост Петра Великого) работы Владимира Апышкова (1908 г.) [ 4 ] или 1909–1911),
- Торговый дом «Новый пассаж» Николая Васильева (1912–1913),
-
Церковь Богоматери Лурдской
-
Портал апартаментов Путилова
-
Апартаменты Бубырь
-
Торговый дом "Новый Пассаж"
Архитектура исламского возрождения
[ редактировать ]Мечеть Санкт-Петербурга (1910–1921), спроектированная архитектором Николаем Васильевым в стиле исламского возрождения, создана по образцу мечети Гур-эмир , гробницы Тамерлана в Самарканде (14 век). [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
-
Мечеть Санкт-Петербурга работы Николая Васильева (1921 г.)
Влияние русского возрождения
[ редактировать ]Многие русские православные церкви, построенные в период модерна, представляют собой в первую очередь образцы архитектуры русского возрождения , хотя они часто включают в себя некоторые современные элементы. В Санкт-Петербурге это:
- Старообрядческая Знаменская церковь [ 8 ] Дмитрий Крыжановский (1906–1907),
- Церковь Петра Митрополита [ 9 ] Андрея Аплаксина (1907).
-
Церковь Знамения Божией Матери Дмитрия Крыжановского (1906–1907).
-
Церковь Петра Митрополита Андрея Аплаксина (1907 г.)
Москва
[ редактировать ]Лев Кекушев
[ редактировать ]Одним из первых зданий в стиле модерн в Москве был Листовой дом (1898–99) Льва Кекушева . Кекушев был знаком с Виктором Ортой , инициатором движения модерн, и дом демонстрирует естественные изогнутые формы, открытые интерьеры и цветочные орнаменты Орты. Постройки Кекушева отличаются умелым использованием керамических и железных украшений. У его зданий также есть отличительная черта: керамическое изображение на фасаде или скульптура льва, или «Лева», по его имени.
Среди выдающихся построек Льва Кекушева в стиле модерн можно назвать:
- Лист-Хаус (1898–99)
- Дом Кекушева, также известный как Дом Кекушева, поскольку ему пришлось уступить его бывшей жене при разводе (1900–1903),
- Дом Миндовского и Дом Носова (оба 1903 г.),
- Апартаменты Исакова (1904–1906).
Лев Кекушев также принимал участие в строительстве гостиницы «Метрополь Москва» . В 1898–1899 годах он завоевал первую премию на открытом конкурсе, но заказчик проекта Савва Морозов отменил решение профессионального жюри и присудил премию Уильяму Уолкоту . Однако владельцы сохранили Кекушева в качестве общего менеджера проекта. Помощь Кекушева, вероятно, имела решающее значение для окончательной реализации сложной структуры. [ 10 ]
-
Лист-Хаус (1898–99)
-
Статуя льва на крыше дома Кекушева.
-
Металлический орнамент апартаментов «Исаков»
-
Nosov House
-
Майоликовое панно Михаила Врубеля и барельефы на фасаде гостиницы Метрополь.
Франц (Федор) Шехтель
[ редактировать ]Другим влиятельным мастером русского модерна, работавшим в Москве, был Франц (Федор) Шехтель . Начав свою карьеру с неоготических зданий и закончив неоклассическими , он построил свои самые известные шедевры в стиле модерн. В 1901 году ему было поручено построить павильон России на выставке в Глазго . Там он получил международное признание и познакомился с Чарльзом Ренни Макинтошом, оказавшим влияние на искусство Шехтеля. Еще одно влияние оказал Йозеф Мария Ольбрих , основатель Дармштадтской колонии художников , чей Дом Людвига Хабиха послужил источником вдохновения для создания Музея Горького (1900–1903). [ 11 ] Среди других его работ в Москве: [ 12 ]
- Derozhinskaya House (1901),
- Ярославский вокзал (1902–1904). Ярославский вокзал был расширен, у него новый фасад в стиле русского возрождения , с элементами декора в стиле модерн в интерьере. [ 13 ] [ 1 ]
-
Derozhinskaya House
-
Ярославский вокзал работы Франца (Фёдора) Шехтеля (1902–04).
Национальный романтический стиль
[ редактировать ]Влияние нордического национального романтического стиля было слабее в Москве, чем в Санкт-Петербурге. Здания с национальным романтическим влиянием в Москве:
- Lomakina Apartments and Tsirkunov Heirs Apartments by Vitaly Maslennikov,
- Калиновские апартаменты Эрнста Рихарда Нирнзее с керамикой Александра Головина,
- Апартаменты Лоськов от Александра Зеленко .
-
Ломакина Апартаменты
-
Апартаменты Циркунов Наследники
-
Kalinovskaya Apartments
-
Лоськов Апартаменты
Старообрядческие церкви
[ редактировать ]После снятия ограничения на строительство старообрядческих строительство многочисленных старообрядческих церквей в 1905 году началось церквей. Наряду с двумя церквями, перечисленными выше, некоторые из них имели черты как русского возрождения , так и модерна:
- Holy Virgin Protection Church by Vladimir Adamovich and Vladimir Mayat (1907–1911),
- Звонница Воскресенской церкви работы Федора Горностаева (1910 г.),
- Церковь Святого Николая работы Антона Гуржиенко (1914–1921),
в Москве также была построена старообрядческая часовня На верхнем этаже дома Рябушенских , сочетающая в себе архитектуру эпохи Возрождения и декор в стиле модерн.
-
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
-
Звонница Воскресенской церкви
-
Церковь Святого Николая
-
Интерьер часовни в доме Рябушинского.
Другие архитекторы
[ редактировать ]Среди других известных архитекторов модерна в Москве:
- Илларион Иванов-Шиц , разработавший уникальный личный стиль, сочетающий школу Венского сецессиона с чертами греческого возрождения ,
- Илья Бондаренко , архитектор двух старообрядческих церквей,
- Алексей Щусев , наиболее известный своими работами во времена СССР , в частности дизайном Мавзолея Ленина , был архитектором кафоликона Марфо-Мариинской обители (также известной как Марфо-Мариинская обитель, 1908–1912). Комиссар комплекса великая княгиня Елизавета Федоровна был центром модерна . родилась недалеко от Дармштадта, который в то время
- Сергей Малютин , художник движения «Мир искусства» , который после выхода из колонии Талашкино стоял за Домом Перцовой (также известный как Дом Перцова, 1905–1907).
Доходный дом Троицкой церкви (также известный как Дом со зверями) включает в себя резьбу по камню, выполненную Сергеем Вашковым по мотивам резьбы Дмитриевского собора во Владимире и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском XII и XIII веков. [ нужна ссылка ]
-
Апартаменты «Тархова» Георгия Макаева
-
Sytin Publishers building
-
Old Believers church in Maly Gavrikov lane
-
Старообрядческая церковь в Токмаковом переулке.
-
Марфо-Мариинский монастырь Алексея Щусева
-
Дом Перцовой
-
Барельефы на фасаде апартаментов Троицкой церкви.
Стиль модерн и русское возрождение за пределами Санкт-Петербурга и Москвы
[ редактировать ]
Арт-колонии
[ редактировать ]Модерн в России пропагандировали не только архитекторы-одиночки, но и художественные колонии, работавшие в стиле русского возрождения . Две самые известные колонии располагались в Абрамцево , финансируемом Саввой Мамонтовым , и Талашкино , финансируемом княгиней Марией Тенишевой . В основном они занимались интерьером и керамикой, но оставили и памятники архитектуры:
- Церковь Святого Духа в Талашкино работы Сергея Малютина с мозаиками Николая Рериха (1903–1905),
- Дом-теремок в Талашкино работы Сергея Малютина (1901–1902), позднее разработавшего проект Дома Перцовой в Москве (см. выше).
Некоторые исследования включают церковь Святого Мандилиона в Абрамцево в список зданий в стиле модерн, [ 14 ] но он был построен в 1881–1891 годах, до зарождения движения в стиле модерн.
Другие православные церкви
[ редактировать ]Большинство церквей в стиле модерн в России также считаются русскими возрожденцами . Наряду с уже описанными примерами, некоторые примечательные примеры включают в себя:
- Церковь Святой Троицы в Балакове работы Саратовской области Федора Шехтеля (1908–09),
- Церковь Святой Троицы в Бехово Тульской области работы известного художника Василия Поленова , выступавшего архитектором церкви в собственном имении (1904–1906).
- Seraphimo-Znamenskiy Skit in Bityagovo, Moscow Oblast by Leonid Stezhensky (1912),
- Воскресенский собор в Твери работы Николая Омелюстого (1912–1913),
- Церковь Великого мандылиона в Клязме, Пушкино , Москве Область Сергея Вашкова и Василы Мотылев (1913–1916).
-
Бехово
-
Bityagovo
-
Klyazma
Деревянное искусство
[ редактировать ]Резьба по дереву также является отличительной чертой стиля русского возрождения и стала особенностью деревянных домов русского модерна. Дома с резьбой по дереву можно встретить не только в Центральной России , но и на Урале ( Кунгур и Курган ) и в Сибири ( Томск и Тюмень ).
Национальные романтические и модернистские здания в Карелии и Восточной Пруссии.
[ редактировать ]Территории Карельского перешейка и частично Восточной Пруссии , принадлежавшие соответственно Финляндии и Германии, отошли к Советскому Союзу после Второй мировой войны . Наследие модерна на Карельском перешейке состояло из:
- светские здания Выборга и Сортавалы , одно из которых было построено известными финскими архитекторами Германом Гезеллиусом , Армасом Линдгреном и Элиэлем Саариненом в 1905 году,
- три лютеранские церкви Йозефа Стенбека в Приморске , Мельниково и Зеленогорске (включённом в черту Санкт-Петербурга).
В Восточной Пруссии (ставшей Калининградской областью дома в Зеленоградске и водонапорную башню в Светлогорске ) можно отметить .
-
Дом в Выборге
-
Банк в Сортавале
-
Бывшая лютеранская церковь в Приморске
-
Дом в Зеленоградске
-
Водонапорная башня в Светлогорске.
Галерея региональных примеров
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Некоторые исследователи (например, Борис Кириков) отмечают, что первым зданием в стиле модерн в России была усадьба великого князя Бориса Владимировича в Царском Селе , построенная в 1896–1897 годах. Кириков, Борис (2014). Архитектура модерна в Санкт-Петербурге. Усадьбы и доходные дома . Санкт-Петербург: Коло. стр. 15–27. ISBN 978-5-4462-0044-3 .
- ^ Один из шедевров - это интерьер Гранд Отеля Европа, а не само здание.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б [1] Лекция Александра Иванова о модерне (на русском языке).
- ^ [2] Список объектов модерна в Санкт-Петербурге - Мир модерна.
- ^ Кириков, Борис (2017). Архитектура модерна в Санкт-Петербурге. Общественные здания. Книга 2 (на русском языке). Санкт-Петербург: Коло. стр. 353–370. ISBN 978-5-4462-0083-2 .
- ^ [3] Большеохтинский мост - Мир модерна.
- ^ Витызева В.А. Санкт-Петербургская мечеть — памятник национального романтизма в Санкт-Петербурге // История Санкт-Петербурга. — СПб., 2002. — № 1. (на русском языке)
- ^ [4] Мечеть Санкт-Петербурга — Citywalls.ru (Архитектурный сайт Санкт-Петербурга, на русском языке)
- ^ Кириков, Борис (2017). Архитектура модерна в Санкт-Петербурге. Общественные здания. Книга 2 (на русском языке). Санкт-Петербург: Коло. стр. 485–514. ISBN 978-5-4462-0083-2 .
- ^ Кириков, Борис (2017). Архитектура модерна в Санкт-Петербурге. Общественные здания. Книга 2 (на русском языке). Санкт-Петербург: Коло. стр. 405–420. ISBN 978-5-4462-0083-2 .
- ^ Кириков, Борис (2017). Архитектура модерна в Санкт-Петербурге. Общественные здания. Книга 2 (на русском языке). Санкт-Петербург: Коло. стр. 431–454. ISBN 978-5-4462-0083-2 .
- ^ Уильям Крафт Брумфилд , «Истоки модернизма в русской архитектуре», University of California Press, 1991, содержание главы 3.
- ^ [5] Лекция Ильи Печенкина о стиле и методе модерна (на русском языке)
- ^ [6] Список объектов модерна в Москве - Мир модерна.
- ^ Фар-Беккер 2015 , стр. 190–191.
- ^ [7] Церковь Святого Мандилиона - Мир модерна.
Библиография
[ редактировать ]- Фар-Беккер, Габриэле (2015). L'Art Nouveau (на французском языке). ХФ Ульманн. ISBN 978-3-8480-0857-5 .
- Макинсон, Рэндалл (1977). «Грин и Грин: Архитектура как изобразительное искусство» . Солт-Лейк-Сити, Юта: Гиббс Смит. ISBN 0-87905-023-3 .
- Ташен, Аурелия и Бальтазар (2016). L'Architecture Moderne de A à Z (на французском языке). Библиотека Универсалис. ISBN 978-3-8365-5630-9 .