Религиозные постройки в стиле модерн
Храмы в стиле модерн — это церкви, часовни, синагоги и мечети, построенные в стиле, известном как модерн на французском и английском языках (также современный стиль или стиль Глазго в последнем), модерн в Германии и скандинавских странах, стиль сецессиона в странах бывшего Австро-Венгрия , Modernisme на каталонском языке , Modern на русском языке , Stile Liberty или Stile Floreale на итальянском языке . Поскольку национальный романтический стиль также относят к модерну , здесь также перечислены церкви этого стиля, а также некоторые храмы не чистого стиля модерн, но с характерными чертами модерна.
в стиле модерн Церкви Испании
[ редактировать ]-
Фасад Рождества Христова базилики Саграда Фамилия в Барселоне
-
Интерьер базилики Саграда Фамилия в Барселоне
-
Интерьер церкви Кармен (1911-1913) в Барселоне
-
Витражи церкви Христа в провинции Теруэль.
Единственные церкви, внесенные в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, — это работы Антонио Гауди : [ 1 ] Саграда Фамилия Базилика в Барселоне (1882–), которая все еще строится, и церковь Колония Гуэль в Санта-Колома-де-Сервелло , провинция Барселона , которую Гауди вместе с Франсеском Беренгером и Местресом и Жоаном Рубио оставили незавершенной в 1914 году.
Храм Святого Семейства не является чистым модерном: его строительство началось до того, как движение началось с неоготического проекта Франсиско де Паулы дель Вильяра , из которого был построен только склеп. Франсиско де Паула дель Вильяр подал в отставку в 1883 году, и Гауди перестроил проект.
Саграда Фамилия была смутным источником вдохновения [ 2 ] для строительства Святилища Марии Магдалены Хосе Сала Сала в Новельде каталонскоязычного Валенсийского сообщества . Хотя строительство началось в 1918 году и закончилось в 1946 году, эта церковь считается ценным памятником валенсийского модерна . [ 2 ]
Другим примером церкви модернизма в Каталонии является церковь Кармен (1911-1913) в Барселоне работы Хосепа Марии Перикаса , пример церкви модернизма каталонского архитектора в другой части Испании - церковь Христа (1910-1912) в провинции Теруэль, автор Пау Монгио-и-Сегура .
в стиле модерн Церкви Франции
[ редактировать ]-
Витраж Сен-Жан-де-Монмартр в Париже.
Церковь Сен-Жан-де-Монмартр в Париже (1894-1904) спроектирована архитектором Анатолем де Бодо с витражами, выполненными Жаком Галланом по проекту Эрнеста-Паскаля Бланшара, бронзовыми интерьерными скульптурами Пьера Роша и керамическая плитка Александра Биго . Железобетонная конструкция построена по системе, разработанной инженером Полем Коттансеном .
Еще одним религиозным сооружением в стиле модерн в Париже является синагога Агудас Хакехилос (1913-1914) работы Эктора Гимара , который был не только архитектором, но и создал обстановку (светильники, люстры, кронштейны и скамейки), а также стилизованные растительные украшения и чугунные перила.
Художник в стиле модерн Эжен Грассе разработал мозаику и витражи (сделанные Феликсом Годеном ) для церкви Сент-Этьен (1890–1895) в Бриаре , Центр-Валь-де-Луар .
Церкви Британской империи в стиле модерн
[ редактировать ]-
Интерьер церкви Святой Марии Богородицы работы сэра Уильяма Рейнольдса-Стивенса в Грейт-Уорли , Эссекс
Единственная реально построенная церковь пионера стиля Глазго Чарльза Ренни Макинтоша — церковь Квинс-Кросс (1898-1899) в Глазго . Дизайн стиле модерн в [ 3 ] у Брэдшоу и Гасса был бывший Методистская церковь (1905 г.) в Ливерпуле, где сейчас расположены Центральный зал , гостиница и ресторанный зал Гранд-базара.
Церкви, имеющие черты модерна:
- Часовня на кладбище Уоттс (1896-1898) в Комптоне , графство Суррей , описывается как «уникальная смесь» ар-нуво, кельтского , неороманского и египетского влияния с оригинальным стилем ее архитектора Мэри Фрейзер-Титлер . [ 4 ]
- Церковь Святой Марии Богородицы (1904 г.) в Грейт-Уорли , Эссекс , интерьер спроектирован сэром Уильямом Рейнольдсом-Стивенсом ,
- Церковь Святого Матфея (1905-1907) в Пейсли , Шотландия, с витражом Роберта Эннинга Белла и архитектурой Уильяма Дэниела МакЛеннана, которая описывается как интерпретация перпендикулярной готики в стиле модерн . [ 5 ]
в стиле модерн Церкви Германской империи и Швейцарии
[ редактировать ]Церкви, оформленные как в стиле модерн, так и снаружи, — это церковь Лютера в Висбадене , Гессен (1908-1911). [ 6 ] Фридриха Пютцера и протестантская церковь в Вильнсдорфе , Северный Рейн-Вестфалия (1911-1913) Густава Муке. Церковь Лютера в Висбадене считается «гармонично составленным Gesamtkunstwerk немецкой протестантской культуры ». [ 7 ]
Еще одна известная церковь в стиле модерн — церковь Святого Павла (1902-1905) в Берне , построенная швейцарским архитектором Карлом Мозером с витражами Макса Лёгера и считающаяся одним из лучших образцов модерна в стране. [ 8 ] [ 9 ] До этого художники работали над строительством в неороманском стиле церкви Святого Павла (1898-1901) в Базеле, включая рельефную работу на фасаде церкви над главным входом скульптора Карла Буркхардта , мозаику на внутренней передней стене Генриха Альтерра и витражи. стеклянные окна Макса Лёгера . [ 10 ]
Элементы модерна Фаворской церкви в Рансдорфе , Берлин Альберт Клингнер — это алтарь, изображающий Преображение Иисуса (1911 г.) и картина четырех евангелистов Иоанна , Луки , Марка и Матфея, сопровождаемая сценами из Ветхого Завета . [ 11 ]
Церкви в стиле модерн строились не только в Европе, но и в немецких колониях в Африке и Азии. Лютеранская церковь в Циндао , Китай , Курт Роткегель полностью выполнен в стиле модерн, а Церковь Христа в Виндхуке работы Готлиба Редекера представляет собой смесь неороманского стиля , модерна и готического возрождения . [ 12 ]
Сецессионные храмы Цислейтании (Австрия)
[ редактировать ]-
Фрески Петропавловской базилики в Праге
Многие известные художники Венского сецессиона участвовали в строительстве Кирхе-ам-Штайнхоф (1903-1907) в Вене : архитектором был Отто Вагнер , мозаики и витражи были спроектированы Коломаном Мозером и Рудольфом Йеттмаром и выполнены Леопольдом Форстнером , скульптуры ангелов создал Отмар Шимковиц . [ 13 ] Леопольд Форстнер также создал витражи для кладбищенской церкви Св. Карла Борромео (1911-1913), также в Вене , построенной по проекту архитектора Макса Гегеле.
Известные фрески в стиле модерн можно найти в базилике Петра и Павла в Праге , выполненные Франтишеком Урбаном и его женой Марией Урбановой-Заградницкой.
Известный чешский художник Альфонс Муха создал витражи для собора Святого Вита в Праге . Хотя он был создан в 1930-е годы, когда модерн уже угас, его стиль остался неизменным.
Некоторые черты модерна можно найти в интерьере Юбилейной синагоги в Праге .
в стиле модерн Храмы Венгерского королевства
[ редактировать ]Пионер и пророк Сецессиона ( Сецессион по-венгерски), архитектор Оден Лехнер. [ 14 ] создал также несколько церквей. Его церковь Святого Ладислава в Кобанье (1894–1899) считается эклектичной с чертами модерна, а Голубая церковь (1909–1913) в Братиславе (современная Братислава ) – это настоящий модерн.
Ученикам Лехнера Марселю Комору и Дежсо Якабу было поручено построить синагогу в Шабадке (ныне Суботица , Сербия ) в 1901–1903 годах. Включен в Перечень 100 самых уязвимых мест в мире, он прошел полную реставрацию, завершенную в 2018 году. [ 15 ]
Другим известным венгерским архитектором был Карой Кос . Его римско-католические церкви в Зебегень , Венгрия (1908–09) и Клуж-Напока , Румыния (1913–1914) считаются национальными романтиками . [ 16 ] Подобный его стилю реформатская церковь Фасори (1911-1913) Аладара Аркая была построена в Будапеште . Церковь в Зебегень была расписана Аладаром Кёрёсфой-Кришем , основателем Гёдёллё художественной колонии .
Национальные романтические церкви Великого Княжества Финляндского.
[ редактировать ]-
Интерьер собора с фресками Хьюго Симберга в Тампере
было построено несколько десятков национальных романтических церквей В Великом Княжестве Финляндском . Одними из крупнейших являются собор в Тампере (1902-1907) и церковь Каллио (1908-1912) в Хельсинки , спроектированные Ларсом Сонком . Собор известен своими фресками , написанными символистом Хьюго Симбергом , на которых изображены версии «Раненого ангела» и «Сада смерти» . Алтарный образ, изображающий будущее воскресение людей всех рас, был написан Магнусом Энкелем . Сонка Церковь Святого Михаила в Турку (1894-1905) имеет внешний вид в стиле готического возрождения , но интерьер в национальном романтическом стиле.
Йозеф Стенбек был архитектором более дюжины национальных романтических церквей по всему Великому герцогству, например, церкви Каруна (1908–1910). Три церкви сейчас находятся на территории России . [ номер 1 ]
Ярким примером деревянной церкви в стиле модерн является церковь Оулуйоки (1907–1908) в Оулу работы Виктора Й. Суксдорфа. [ 17 ]
Национальные романтические церкви в Швеции, Норвегии и Дании.
[ редактировать ]-
Алтарь церкви Олесунна , Норвегия.
Церкви с национальными романтическими алтарями в Швеции — церковь Энгельбрект в Стокгольме (1910—1914) и деревянная церковь Кируна (1909—1912, алтарь принца Евгения, герцога Нярке ). церковь Св. Иоанна (1903–1906) в Мальмё и церковь Мастугг (1907–1914) в Гетеборге Также примечательны . В Дании . шведскую церковь Густава (1908-1911) в Копенгагене можно отметить
В Норвегии примером каменной и кирпичной национальной романтической церкви является церковь Ладемоен (1903–05) в Тронхейме . В Олесунне , церковь построенная в 1909 году, была построена в стиле модерн наряду со многими другими зданиями города. [ 18 ] Неоготическая церковь в Шиене (1894 г.) с витражами в стиле модерн. Другими примерами церквей, построенных в смеси неоготического и национального романтического стилей, являются церковь Фагерборг и церковь Волеренга (обе — в Осло ).
Храмы модерна в Российской империи
[ редактировать ]-
Церковь Святого Духа в Талашкино.
-
Старообрядческая часовня в доме Рябушинского работы Франца (Федора) Шехтеля в Москве
-
Майоликовая роспись Воскресенской церкви работы мастеров Абрамцевской колонии в Вичуге (1880-е гг.)
Большинство церквей в стиле модерн в Российской империи также относятся к стилю русского возрождения . Одним из наиболее примечательных является Марфо-Мариинский женский монастырь в Москве , кафоликон которого был построен по заказу великой княгини Елизаветы Федоровны (родившейся недалеко от Дармштадта , который в то время был центром модерна) и построен Алексеем Щусевым в 1908-1912 годах. Он также построил множество других церквей с подобными характеристиками, например, Троицкий собор Лавры (1906-1912) в Почаеве с мозаикой и картинами Николая Рериха , церкви в усадьбе Натальевка (1911-1913), на месте ( Куликовской битвы 1913—1917).
Еще одна церковь с мозаиками — Николая Рериха церковь Святого Духа (1903–06) в Талашкинской художественной колонии работы Сергея Малютина . [ 19 ] Другая художественная колония России, Абрамцевская колония , была известна использованием майолики . В культовых постройках в России можно встретить у Воскресенской церкви (1908–11) в Вичуге .
Хотя бывшие церкви являются православными , по всей Империи было построено множество старообрядческих церквей, поскольку ограничение на их строительство было снято в 1905 году. Две церкви были построены Ильей Бондаренко в Москве . Франц (Федор) Шехтель построил старообрядческую часовню на верхнем этаже дома магната Степана Рябушинского.
Поскольку Санкт-Петербург был расположен недалеко от границы с Великим Княжеством Финляндским , его национальный романтический стиль оказал сильное влияние на местную архитектуру в стиле модерн, в том числе на храмы. В русском национальном романтическом стиле стиль называют Северным модерном, что буквально означает «Северный модерн». Хотя мечеть Санкт-Петербурга (1909-1920 гг.) Николая Васильева имеет иранскую архитектуру , некоторые ее черты явно носят национальный романтический характер. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Церкви США в стиле модерн
[ редактировать ]-
Витраж «Христос на водах» в часовне Военно-морской академии работы Фредерика Уилсона в Аннаполисе, штат Мэриленд.
Некоторые церкви и часовни в Соединенных Штатах имеют детали интерьера, созданные Луи Комфортом Тиффани :
- Алтарь: Четвертое универсалистское общество в городе Нью-Йорке ,
- Витражи и интерьер: Мемориальная часовня Уилларда (1892-1894) в Оберне, Нью-Йорк.
- Витражи:
- Пресвитерианская церковь Мемориала Брауна в Балтиморе (1905 г.),
- Первая пресвитерианская церковь, Локпорт, Нью-Йорк
- Церковь на Арлингтон-стрит в Бостоне (1899-1929)
- Мемориальная универсалистская церковь Пулмана , Альбион, Нью-Йорк
- Вторая пресвитерианская церковь в Чикаго
- Мемориальная часовня Уэйда в Кливленде
Главным дизайнером церковных окон Tiffany был Фредерик Уилсон . [ 23 ] Он также проектировал окна как минимум для пяти других фирм. Яркие примеры можно найти, например, в часовне Военно-морской академии в Аннаполисе .
Луи Комфорт Тиффани также спроектировал весь интерьер часовни Тиффани , впервые установленной для Всемирной Колумбийской выставки 1893 года в Чикаго , а теперь выставленной на всеобщее обозрение в Музее американского искусства Чарльза Хосмера Морса в Винтер-Парке, Флорида . [ 24 ]
Заметным сочетанием стилей школы прерий и модерна является церковь Святого Бернара (1905–1914) Джона Джагера в Сент-Поле, штат Миннесота .
Церкви Свободы в Италии
[ редактировать ]-
Церковь Святой Елизаветы в Вилладжо Леуманн , Колленьо, недалеко от Турина, Италия.
-
Церковь Святого Сердца в Милане, Италия.
-
Фасад собора Святого Юлиана в Кальтаджироне , Сицилия, Италия.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://whc.unesco.org/en/list/320/multiple=1&unique_number=364 Официальный список сайта ЮНЕСКО «Произведения Антонио Гауди» (1994, 2005 г.)
- ^ Перейти обратно: а б «Европейский маршрут в стиле модерн: Буэнос-Айрес» . www.artnouveau.eu .
- ^ Поллард, Ричард; Певснер, Николаус (2006). Здания Англии — Ланкашир: Ливерпуль и юго-запад . Издательство Йельского университета. п. 285.
- ^ «Часовня Уоттс» . Гилфордский совет. Архивировано из оригинала 14 сентября 2007 года . Проверено 19 декабря 2008 г.
- ^ [1] ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО МАТФЕЯ - Историческая среда Шотландии
- ^ Бёкенкоттер, Хайке (30 декабря 2010 г.). «Церковная комната с восточным шармом» (на немецком языке). Франкфуртер Рундшау . Проверено 9 июля 2015 г.
- ^ Сервис, Карл (2003). «Церковная комната с восточным шармом» (PDF) . Переворот (на немецком языке). ekkw.de. Проверено 24 июля 2015 г.
- ^ «Паулюскирхе Берн» . Годи Хофманн . Проверено 11 февраля 2012 г. (на немецком языке)
- ^ Мэтью Теллер (4 мая 2010 г.). Путеводитель по Швейцарии . Раф Гайдс, ООО с. 208. ИСБН 978-1-84836-471-4 . Проверено 11 февраля 2012 г.
- ^ «Церковь Паулюса, Базель, Швейцария» . Все о Швейцарии . Проверено 4 сентября 2010 г.
- ^ Сибилла Бадштюбнер-Грегер, Михаэль Болле, Ральф Пашке и др., Справочник памятников немецкого искусства / Георг Дехио : 22 тома, переработка. и доп. новое издание Dehio-Vereinigung, Берлин и Мюнхен: Deutscher Kunstverlag , 2 2000, вып. 8: Берлин, с. 240. ISBN 3-422-03071-9 .
- ^ «Туристические достопримечательности и достопримечательности Намибии» . Мировые гиды . Проверено 15 октября 2016 г.
- ^ Беллер, Стивен (2006). Краткая история Австрии . Издательство Кембриджского университета. стр. 173 . ISBN 9780521478861 .
- ^ «Журнал «Coup de Fouet», том 23 (2014), стр. 2–35» (PDF) .
- ^ «Журнал «Coup de Fouet», том 31 (2019), стр. 60–69» (PDF) .
- ^ «Журнал «Coup de Fouet», том 8 (2014), стр. 37–41» (PDF) .
- ^ Юлимаула, Анна-Майя (2008). «Церковь Святого Духа». В Шали, Кирси (ред.). Это радость, когда я приезжаю - 100 лет церкви Оулуйоки . Оулуйокская волость. п.п. 93–101. ISBN 978-952-99248-3-7 .
- ^ «Журнал «Coup de Fouet», том 33 (2020), стр. 3–15» (PDF) .
- ^ Журнал УралНИИПроект РААСН — 2014. — № 2. — с. 27—32. — ISSN 2074-2932 (на русском языке)
- ^ Витызева В.А. Санкт-Петербургская мечеть — памятник национального романтизма в Санкт-Петербурге // История Санкт-Петербурга. — СПб., 2002. — № 1. (на русском языке)
- ^ [2] Мечеть Санкт-Петербурга — Citywalls.ru (Архитектурный сайт Санкт-Петербурга, на русском языке)
- ^ Кириков, Борис (2017). Архитектура модерна в Санкт-Петербурге. Общественные здания. Книга 2 (на русском языке). Санкт-Петербург: Коло. стр. 485–514. ISBN 978-5-4462-0083-2 .
- ^ «Об окнах Тиффани» . АСК Тиффани . Фонд сохранения дома по адресу Арлингтон-стрит, 20 . Проверено 16 мая 2017 г.
- ^ «Редкая часовня Тиффани 1893 года открывается в Музее Морзе» . Музей американского искусства Чарльза Хосмера Морса . 1999 . Проверено 16 января 2011 г.