Лолита (фильм 1997 года)
Лолита | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Адриан Лайн |
Автор сценария | Стивен Шифф |
На основе | Лолита by Vladimir Nabokov |
Продюсер: | |
В главных ролях | |
Кинематография | Говард Атертон |
Под редакцией | |
Музыка | Эннио Морриконе |
Производство компания | |
Распространено |
|
Даты выпуска |
|
Время работы | 137 минут [1] |
Страны |
|
Язык | Английский |
Бюджет | 62 миллиона долларов [2] |
Театральная касса | 1,1 миллиона долларов (США) [3] |
«Лолита» — драматический фильм 1997 года режиссёра Адриана Лайна по сценарию Стивена Шиффа . Это вторая экранизация Владимира Набокова 1955 года одноименного романа , в которой снимались Джереми Айронс в роли Гумберта Гумберта и Доминик Суэйн в роли Долорес «Лолита» Хейз, а также Мелани Гриффит в роли Шарлотты Хейз и Фрэнк Ланджелла в роли Клэр Квилти.
В фильме рассказывается о профессоре средних лет, которого сексуально привлекают девочки - подростки , которых он называет «нимфетками». Он снимает комнату в доме молодой вдовы, чтобы поближе познакомиться с ее 14-летней дочерью Ло, которую называет « Лолитой ». Одержимый девушкой, он в конце концов получает над ней контроль после того, как берет ее с собой в путешествие по пересеченной местности.
По сравнению с версией Стэнли Кубрика 1962 года , фильм Лайна более откровенен и содержит множество мрачных элементов романа; Кубрик решил использовать намеки и инсинуации в комических целях. Хотя некоторые критики похвалили фильм за верность повествованию Набокова и игре Айронса и Суэйна, фильм получил неоднозначную оценку критиков в Соединенных Штатах.
Премьера фильма состоялась в Европе в 1997 году, а в 1998 году он был выпущен в США, поскольку возникли трудности с поиском американского дистрибьютора. [4] В конечном итоге его подхватила кабельная сеть Showtime, прежде чем, наконец, он был выпущен в кинотеатрах компанией Samuel Goldwyn Company . [5] Точно так же «Лолита» вызвала много споров в Австралии, где ее не выпускали в прокат до апреля 1999 года. [6]
Сюжет
[ редактировать ]В 1947 году Гумберт Гумберт, европейский профессор английской литературы средних лет, едет в Соединенные Штаты, чтобы занять преподавательскую должность в Нью-Гэмпшире . Он снимает комнату в доме вдовы Шарлотты Хейз, но только потому, что его сексуально привлекает ее 14-летняя дочь Долорес, также называемая «Ло», которую он видит во время осмотра дома. Одержимый девушками примерно ее возраста (которых он называет «нимфетками»), Гумберт сразу же влюбляется в Ло и женится на Шарлотте только для того, чтобы оказаться рядом с ее дочерью.
Шарлотта находит секретный дневник Гумберта и обнаруживает, что он предпочитает ее дочь ей. В ярости Шарлотта говорит ему, что уходит от него и что он может оставить ее дома. Затем она выбегает из дома, ее сбивает машина и убивает, а Гумберт в конце концов рассказывает Ло о смерти ее матери. Смерть Шарлотты освобождает Гумберта для продолжения романтических и сексуальных отношений с Ло, которую он называет «Лолитой». Затем Гумберт и Ло путешествуют по стране, останавливаясь в различных мотелях, прежде чем в конечном итоге поселятся в студенческом городке Бердсли, где Гумберт устраивается на преподавательскую работу, а Ло начинает посещать подготовительную школу Бердсли, католическую школу для девочек . Гумберту приходится скрывать природу своих отношений с Лолитой от всех — от незнакомцев, с которыми они встречаются во время путешествий, а также от администрации Бердслея. Он представляет миру свои отношения с Ло как отца и дочери. Со временем растущая скука Ло с Гумбертом в сочетании с ее растущим стремлением к независимости и осознанию их отношений подпитывает постоянное напряжение, которое приводит к ссоре между ними. Привязанность Гумберта к Ло конкурирует с другим человеком, драматургом Клэр Куилти, который преследует Ло с самого начала путешествий пары. Ло в конце концов сбегает вместе с Квилти, и поиски Гумберта не увенчались успехом, тем более что он не знает имени Квилти.
Три года спустя Гумберт получает письмо от Ло с просьбой о деньгах. Гумберт навещает Ло, которая сейчас замужем и беременна. Ее муж Ричард ничего не знает о ее прошлом. Гумберт просит ее сбежать с ним, но она отказывается, по-видимому, показывая, что она ушла от этой части своей жизни и их романа. Он уступает и дает ей значительную сумму денег. Ло также рассказывает Умберту, как Квилти на самом деле выслеживал молодых девушек и отвозил их в поместье Павор, свой дом в Паркингтоне, чтобы использовать их для детской порнографии . Куилти бросил ее после того, как она отказалась сниматься в одном из его фильмов, поскольку в то время она все еще любила Гумберта.
После того, как он навещает Ло, Гумберт выслеживает Квилти, который находится в ступоре, вызванном наркотиками, и убивает его, преследуя его по особняку под дулом пистолета. После преследования полицией Гумберта арестовывают и отправляют в тюрьму за убийство. Он умирает в тюрьме в ноябре 1950 года из-за коронарного тромбоза , а Ло умирает в следующем месяце, на Рождество, от осложнений при родах.
Бросать
[ редактировать ]- Джереми Айронс в роли профессора Гумберта Гумберта
- Бен Сильверстоун в роли молодого Гумберта
- Доминик Суэйн в роли Долорес «Лолита» Хейз
- Фрэнк Ланджелла в роли Клэр Куилти
- Мелани Гриффит в роли Шарлотты Хейз
- Сюзанна Шеперд в роли мисс Пратт
- Кейт Реддин, как преподобный Риггер
- Эрин Дж. Дин, как Мона
- Джоан Гловер в роли мисс Лабон
- Эд Грейди, как доктор Мелиник
- Майкл Гудвин, как мистер Бил
- Анджела Пэтон в роли миссис Холмс
- Эмма Гриффитс-Малин в роли Аннабель Ли
- Рональд Пикап — отец юного Гумберта
- Майкл Калкин в роли мистера Ли
- Аннабель Апсион, как миссис Ли
Производство
[ редактировать ]Первая экранизация книги, «Лолита» 1962 года , была приписана исключительно Набокову, хотя она была сильно переработана Стэнли Кубриком и Джеймсом Харрисом , а режиссером выступил Кубрик.
Сценарий версии 1997 года, более верный тексту романа, чем более ранний фильм, принадлежит Стивену Шиффу , автору The New Yorker , Vanity Fair и других журналов. Шифф был нанят для написания этого сценария в качестве своего первого фильма после того, как продюсеры фильма отклонили заказные сценарии от более опытных сценаристов и режиссеров Джеймса Дирдена ( «Роковое влечение »), Гарольда Пинтера и Дэвида Мэмета . [7] [8] [9] По словам Шиффа:
С самого начала всем нам было ясно, что этот фильм не является «римейком» фильма Кубрика. Скорее, мы собирались сделать новую экранизацию очень великого романа. Некоторые из задействованных режиссеров на самом деле рассматривали версию Кубрика как своего рода «чего не следует делать». У меня остались о нем более приятные воспоминания, но я не видел его лет пятнадцать и не позволил себе вернуться к нему снова. [10]
Шифф добавил, что фильм Кубрика лучше было бы назвать «Квилти» , поскольку режиссер позволил персонажу Квилти «захватить контроль над фильмом». [11]
В комментариях к DVD Лайн заявляет, что он предпочитает натурные съемки, хотя в некоторых отношениях это сложнее, и что дом Шарлотты Хейз снимался в Уилмингтоне, Северная Каролина .
Выпускать
[ редактировать ]Премьера фильма «Лолита» состоялась на кинофестивале в Сан-Себастьяне 19 сентября 1997 года. Он открылся для публики в Италии 26 сентября 1997 года и собрал 676 987 долларов на 98 экранах в ключевых итальянских городах в первые выходные, заняв четвертое место по кассовым сборам в Италии. [12]
В Соединенных Штатах его впервые показали по телевидению через Showtime 2 августа 1998 года, после очень скудной рекламы, а премьера состоялась в 21:00 с кратким вступительным словом Лайна. [13] На следующий вечер состоялась премьера интервью с Адрианом Лайном и создание 16-минутного документального фильма « История Лолиты ». Из-за трудностей с поиском дистрибьютора 25 сентября 1998 года фильм получил ограниченный прокат в США, чтобы претендовать на награды. [4] Фильм собрал 19 492 доллара за первые выходные и 1 147 784 доллара в общей сложности в США и Канаде. [3] при примерном бюджете в 62 миллиона долларов. [2]
Showtime владела правами на распространение фильма в США в течение пяти лет до истечения срока действия контракта в 2003 году. С тех пор фильм не выпускался на домашнем видео или телевидении в Соединенных Штатах. Все выпуски домашнего видео за пределами США распространялись первоначальным дистрибьютором фильма Pathé .
Прием
[ редактировать ]Согласно агрегатору рецензий Rotten Tomatoes , фильм имеет рейтинг одобрения 69% на основе 26 рецензий со средней оценкой 7/10. » Адриана Лайна не вполне соответствует словам Набокова, Критический консенсус сайта гласит: «Если « Лолита ей удается найти новые эмоциональные ноты в этой сложной истории, во многом благодаря ее солидной игре». [14] Metacritic присвоил фильму средневзвешенную оценку 46 из 100 на основе 17 критиков, что указывает на «смешанные или средние отзывы». [15]
Джеймс Берардинелли похвалил игру двух главных героев, Айронса и Суэйна, но посчитал игру Гриффита слабой, «жесткой и неубедительной». Он посчитал фильм лучше, когда она больше не появлялась в нем, и пришел к выводу: « Лолита – это не секс-фильм; он о персонажах, отношениях и последствиях неосторожных действий. И те, кто пытается заклеймить картину как аморальную, упускают суть». … И Гумберт, и Лолита в конечном итоге уничтожаются — что может быть более моральным? Единственный настоящий спор, который я вижу вокруг этого фильма, — это то, почему вообще вообще возник спор». [16]
этот фильм был назван «Выбором критиков» газеты «Нью-Йорк Таймс» , 31 июля 1998 года а его критик Кэрин Джеймс сказала: «Богатый, превосходящий все ожидания, фильм оправдывает повторные просмотры... он превращает безумие Гумберта в искусство». [17] Сценарист и режиссер Джеймс Тобак включил его в список 10 лучших когда-либо созданных фильмов, но оригинальный фильм он оценивает выше. [18]
Комментируя различия между романом и фильмом, Чарльз Тейлор в «Салоне » отмечает, что «[f] вся их хваленая (и, как оказалось, ложная) верность Набокову, Лайн и Шифф создали красивую, прозрачную Лолиту. это заменяет жестокость и комедию книги искусственным лиризмом и угрюмым романтизмом». [19] Продолжая наблюдение Тейлора, Кейт Фиппс заключает: «Лайн, похоже, не понимает роман, поскольку ему не удалось включить в него ни одну из черных комедий Набокова, то есть сердце и душу Лолиты ». [20]
Саундтрек
[ редактировать ]Саундтрек к фильму был написан Эннио Морриконе и выпущен на лейбле Music Box Records. [21] Как описывал проект сам композитор: «В своей музыке мне оставалось лишь на высоком уровне следовать замыслу режиссера сделать «Лолиту» историей искренней и взаимной любви, даже в пределах чистоты и злобной наивности ее юного сюжета. ." [22]
Вся музыка написана Эннио Морриконе. [22]
Нет. | Заголовок | Длина |
---|---|---|
1. | «Лолита» (содержит неизданный материал) | 4:15 |
2. | «Любовь утром» | 3:37 |
3. | «Дамы и господа присяжные» (ранее не издавалось) | 1:26 |
4. | "Отведи меня в постель" | 2:51 |
5. | «Единение / Лолита» (ранее не издававшаяся) | 2:58 |
6. | «Пусть отдохнут» | 2:10 |
7. | «Лолита на коленях у Гумберта» | 3:34 |
8. | «Ей больше некуда было идти» | 3:19 |
9. | "А что я" | 1:41 |
10. | «Лолита» (содержит неизданный материал) | 1:21 |
11. | «Ей больше некуда было идти» (ранее не издавалось) | 1:56 |
12. | «Единение» | 2:32 |
13. | «Лолита» (ранее не издававшаяся) | 2:11 |
14. | "Квилти" | 4:14 |
15. | «Любовь утром» (ранее не издававшаяся) | 2:01 |
16. | «Ей больше некуда было идти» (ранее не издавалось) | 2:58 |
17. | «Единение / Лолита» (ранее не издававшаяся) | 3:03 |
18. | "Requiescant (альтернативный)" (ранее не издававшийся) | 1:53 |
19. | «Лолита в моих руках» | 1:37 |
20. | «Ей больше некуда было идти» (ранее не издавалось) | 2:39 |
21. | "What About Me" (ранее не издававшийся) | 1:52 |
22. | «Любовь утром» (ранее не издававшаяся) | 1:36 |
23. | «Дневник Гумберта» | 2:57 |
24. | «Лолита» (ранее не издававшаяся) | 1:15 |
25. | «Вместе» (ранее не издававшийся) | 2:28 |
26. | «Ей больше некуда было идти» (ранее не издавалось) | 3:42 |
27. | «Гумберт на склоне холма» | 1:42 |
28. | «Лолита» (ранее не издававшаяся) | 1:30 |
29. | «Дамы и господа присяжные» | 2:20 |
30. | «Лолита (финал)» | 4:07 |
Общая длина: | 77:03 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Лолита (18)» . Британский совет классификации фильмов . Проверено 2 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Лолита (1998)» . Касса Моджо . Проверено 15 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Кино Лолита – Данные о кассовых сборах» . Числа . Проверено 15 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс, Кэрин (31 июля 1998 г.). « Лолита: Возвращение к опасной одержимости» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 марта 2010 г.
- ^ Блэк, Джоэл (2002). Эффект реальности: кинокультура и графический императив . Нью-Йорк: Рутледж. п. 262 . ISBN 0-415-93721-3 .
- ^ Райт, Шейн (1 января 2020 г.). «Кабинет Говарда обсуждал достоинства фильма, а зрители держались в стороне» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 2 января 2020 г.
- ↑ По словам Гейла, в Sharp Cut Пинтеру заплатили за работу, но он попросил убрать его имя из титров, как это разрешено его контрактом: «В ноябре 1994 года Пинтер написал: «Я только что услышал, что они приносят еще один писатель в фильме «Лолита» . Меня это не удивляет». В контракте Пинтера был пункт о том, что кинокомпания может привлечь другого сценариста, но в таком случае он может отказаться от своего имени (так было и с [фильмом] « Остаток дня » — он настоял на том, чтобы этот пункт после опыта внесения изменений в сценарий его « Рассказа служанки » (352).
- ↑ Хаджинс отмечает: «Во время нашего интервью 1994 года Пинтер сказал [Стивену Х.] Гейлу и мне, что он усвоил урок после изменений, внесенных в его сценарий « Рассказа служанки », который он решил не публиковать. «Остаток дня» был радикально переработан партнерством Джеймса Айвори и Исмаила Мерчанта , он отказался разрешить указывать свое имя в титрах»; Хаджинс добавляет: «Мы не видели имени Пинтера в свете, когда Лолита» в 1998 году наконец появилась « Лайна. все о том, почему кинокомпания пригласила другого писателя», что опять же очень похоже на столь же нелюбезное обращение, которое он получил в ситуации с «Остатками дня ». Он заключает, что, хотя он никогда не встречался с Набоковым, «действительно, я очень хорошо знал «Лолиту». и мне это понравилось». » (125). Хаджинс также отмечает, что Шифф был привлечен после усилий Дирдена (21 октября 1991 г.), Пинтера (26 сентября 1994 г.) и Мэмета (10 марта 1995 г.) и что Шифф «не имеет в своем активе предыдущих сценариев» (124 ).
- ↑ В своем эссе 2008 года, опубликованном в The Pinter Review , Хаджинс обсуждает дополнительные подробности о том, почему «Пинтер решил не публиковать три своих законченных сценария к фильмам: «Рассказ служанки» , «Остаток дня » и «Лолита », все из которых Хаджинс считает «мастерскими». киносценарии» «явного превосходства над сценариями съемок, которые в конечном итоге использовались для создания фильмов»; к счастью («Мы можем поблагодарить наших счастливых звезд»), говорит он, «эти киносценарии Пинтера теперь доступны не только в частных коллекциях, но и в Архиве Пинтера в Британской библиотеке »; В этом эссе, которое он впервые представил в качестве доклада на 10-м симпозиуме Европейской театральной премии «Пинтер: страсть, поэзия, политика», проходившем в Турине, Италия, в марте 2006 года, Хаджинс «исследует все три неопубликованных сценария фильма вместе с друг друга» и «дает несколько интересных идей о процессе адаптации Пинтера» (132).
- ^ « Интервью со Стивеном Шиффом », Сьюлен Стрингер-Хе, Библиотеки Пенсильванского государственного университета , 81996
- ↑ Шифф: «Кубрик... снял фильм, который лучше было бы назвать «Квилти». Находясь в плену у Питера Селлерса , он позволил Квилти взять на себя управление фильмом, а Селлерс импровизировал обширные образцы диалогов. Если вы посмотрите на В сегодняшнем фильме Кубрика вещи Селлерса по-прежнему кажутся удивительно энергичными, забавными и живыми по сравнению с ними. Другой странный выбор в фильме Кубрика, конечно, — это Сью Лайон , хотя ей было всего пятнадцать лет. она играла Лолиту — ровесницу нашей Доминик Суэйн — легко могла бы сойти за двадцатилетнюю порнозвезду . Доминик легко сошла бы за двенадцатилетнюю, что, как мы все считаем, очень хорошо. " Из интервью Шиффа Суэллен Стрингер-Хе, 1996 г.
- ^ Скотт, Мэри (3 октября 1997 г.). «Европа приветствует Лолиту». Экран Интернешнл . п. 27.
- ^ Showtime (2 августа 1998 г.), Лолита (1997), премьера Showtime в США [8-2-1998] , получено 17 мая 2024 г.
- ^ «Лолита (1997)» . Гнилые помидоры . Проверено 1 февраля 2023 г.
- ^ «Лолита (1998) Рецензии» . Метакритик . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ Берардинелли, Джеймс (29 января 1999 г.). «Лолита (1997): рецензия на фильм Джеймса Берардинелли» . Просмотры роликов . Проверено 16 июля 2010 г.
- ^ «Телевизионное обозрение: Возвращение к опасной одержимости» . Нью-Йорк Таймс . 31 июля 1998 года . Проверено 25 марта 2009 г.
- ^ Тобак, Джеймс (2002). «Как голосовали режиссеры и критики» . Вид и звук . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 года . Проверено 25 марта 2009 г.
- ^ Тейлор, Чарльз (29 мая 1998 г.). «Последние фильмы: Домашние фильмы: Мания нимфетки» . Салон . Проверено 27 мая 2012 г.
- ^ Фиппс, Кейт (29 марта 2002 г.). «Лолита» . АВ-клуб . Архивировано из оригинала 16 октября 2007 года . Проверено 25 марта 2009 г.
- ^ к Лолите. Саундтрек Архивировано 15 ноября 2013 г., на archive.today , веб-сайт Music Box Records.
- ^ Перейти обратно: а б «ЛОЛИТА (ПЕРЕИЗДАНИЕ)» . Пластинки музыкальной шкатулки. Архивировано из оригинала 22 декабря 2017 года . Проверено 18 декабря 2017 г.
- Цитируемые работы
- Гейл, Стивен Х. Sharp Cut: сценарии Гарольда Пинтера и художественный процесс . Лексингтон, Кентукки: UP Кентукки, 2003. ISBN 978-0-8131-2244-1 . Распечатать.
- Гейл, Стивен Х. (ред.). Фильмы Гарольда Пинтера . Олбани: SUNY P, 2001. ISBN 0-7914-4932-7 . ISBN 978-0-7914-4932-5 . Распечатать.
- Гарольда Пинтера Хаджинс, Кристофер К. « Лолита :« Мой грех, моя душа »». 123–46 в Гейле, Фильмы Гарольда Пинтера .
- Хаджинс, Кристофер К. «Три неопубликованных сценария фильмов Гарольда Пинтера: «Рассказ служанки» , «Остаток дня» , «Лолита » . Обзор Пинтера: Нобелевская премия / Европейская театральная премия. Объем: 2005–2008 гг . Эд. Фрэнсис Гиллен со Стивеном Х. Гейлом. Тампа: Университет Тампы П., 2008. 132–39. ISBN 978-1-879852-19-8 (твердый переплет). ISBN 978-1-879852-20-4 (мягкая обложка). ISSN 0895-9706 . Распечатать.
- Джеймс, Кэрин (31 июля 1998 г.). «Телевизионное обозрение: Возвращение к опасной одержимости» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 марта 2009 г.
- Фиппс, Кейт (29 марта 2002 г.). «Лолита» . АВ-клуб . Архивировано из оригинала 16 октября 2007 года . Проверено 25 марта 2009 г.
- Тейлор, Чарльз (29 мая 1998 г.). «Последние фильмы: Домашние фильмы: Нимфетка» . Салон . Архивировано из оригинала 16 октября 2007 года . Проверено 25 марта 2009 г.
- Тобак, Джеймс (2002). «Как голосовали режиссеры и критики: США: десятка лучших» . Вид и звук . 25 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1997 года
- драматические фильмы 1997 года
- Независимые фильмы 1997 года
- Англоязычные фильмы 1990-х годов
- Американские фильмы 1990-х годов
- Французские фильмы 1990-х годов.
- Эротические драмы 1990-х годов
- фильмы о дороге 1990-х годов
- Американские драмы о дороге
- Американские эротические драмы
- Американские независимые фильмы
- Американские фильмы в стиле неонуар
- Англоязычные французские фильмы
- Фильмы о сексуальном насилии над детьми
- Фильмы о половом созревании
- Фильмы о педагогах
- Фильмы об убийцах
- Фильмы по американским романам
- Фильмы по произведениям Владимира Набокова
- Фильмы режиссера Адриана Лайна
- Фильмы, написанные Эннио Морриконе
- Фильмы, действие которых происходит в 1920-е годы.
- Фильмы, действие которых происходит в 1930-е годы.
- Фильмы, действие которых происходит в 1947 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1950-х годах.
- Действие фильмов происходит в Нью-Гэмпшире.
- Фильмы, снятые в Калифорнии
- Фильмы, снятые в Эль-Пасо, Техас.
- Фильмы, снятые во Франции.
- Фильмы, снятые в Нью-Мексико
- Фильмы, снятые в Новом Орлеане
- Фильмы, снятые в Северной Каролине
- Фильмы, снятые в Сан-Антонио
- Фильмы, снятые в Южной Каролине
- Французские драмы о дороге
- Французские эротические драмы
- Французское независимое кино
- Французские фильмы в стиле неонуар
- Фильмы об инцесте
- Фильмы о юношеской сексуальности
- Фильмы Пате
- Фильмы продюсера Марио Ф. Кассара
- Фильмы о педофилии