Происхождение династии Гуптов
Существуют противоречивые теории относительно первоначальной родины и происхождения династии Гуптов , правившей северной Индией между 4 и 6 веками. Современные историки по-разному предполагают, что он возник в современном Уттар-Прадеше или Бенгалии , основываясь на эпиграфических, нумизматических и литературных свидетельствах. Социальная группа ( варна ) династии также является предметом споров: ученые по-разному относят их к кшатриям- вайшьям , брахманам или другим категориям.
Родина
[ редактировать ]О месте происхождения Гуптов ничего определенного не известно. [1] Столица первых правителей династии неизвестна: различные города, в том числе Праяга , Паталипутра , Айодхья , Косамби , Уджайини , Матхура и Эран . в качестве возможных кандидатов были предложены [2]
Восточный Уттар-Прадеш
[ редактировать ]Согласно одной теории, Гупты возникли на территории современного восточного Уттар-Прадеша , а позже расширили свою империю до Паталипутры и Бенгалии . [3]
Сторонники этой теории, такие как С.Р. Гоял, в свою поддержку ссылаются на происхождение надписей и монет Гупта. [4] Например:
- Из 15 надписей, сделанных в течение первых 150 лет правления Гуптов, 8 были найдены в восточном Уттар-Прадеше. С другой стороны, только 2 из этих надписей были найдены в Бихаре (историческая Магадха) и только 5 — в Бенгалии. [5] [6]
- Четырнадцать кладов золотых монет Гупта были найдены в восточном Уттар-Прадеше: эти клады обычно включают монеты первых королей Гуптов. С другой стороны, в Бихаре и Бенгалии было найдено только по два клада: эти клады в основном включают монеты, выпущенные более поздними королями Гуптов. [5] [6]
- Стиль Каушамби занимает видное место в сценарии Гупта . [5]
- Популярность мотива Ганга-Ямуны в искусстве Гуптов предполагает, что Праяг (место слияния этих двух рек) был центром первоначального королевства Гуптов. [5]
Критики этой теории утверждают, что:
- Монеты Гуптов, обнаруженные в восточном Уттар-Прадеше, датируются периодом правления третьего правителя династии Чандрагупты I и были частью кладов, включавших монеты Самудрагупты. Таким образом, эти монеты не могли быть захоронены до правления Самудрагупты и, таким образом, не являются убедительным доказательством местонахождения территории его предков. [7]
- Историк Р. К. Маджумдар отвергает эпиграфические свидетельства, приведенные в поддержку этой теории, указывая, что более ранние цари Маурья правили в современном Бихаре , но большинство их надписей были найдены за пределами этой области. [4] Историк Д.К. Гангули аналогичным образом указывает, что регион Варендра в современной Бенгалии был родиной царей Пала , но большинство ранних надписей Пала были обнаружены в современном Бихаре . [8]
- Распространенность так называемого стиля Каушамби также не является убедительным доказательством: этот стиль также использовался королем Чандраварманом , правившим в современной Бенгалии, и территория которого не включала восточный Уттар-Прадеш. так называемые малва , матхура и другие «восточные» стили. Более того, в период Гуптов наряду со стилем Каушамби также преобладали [9]
- Нет никаких доказательств того, что мотив Ганга-Ямуны возник в Праяге, и нет никаких доказательств того, что бассейн этих двух рек составлял центр империи Гуптов. [10]
Пуранические доказательства
[ редактировать ]Еще один аргумент, приводимый в пользу этой теории, - это пуранические описания территории Гуптов:
- В Вишну-пуране говорится, что Гупты и Магадхи (то есть жители Магадхи ) будут наслаждаться «территорией вдоль Ганги (вплоть до) Праяги». [11] Некоторые рукописи Вишну-пураны добавляют к этому списку территорий Магадху. Альтернативные переводы гласят, что Гупты и Магадхи будут наслаждаться «Праягой на Ганге и Магадхе» или «территорией вдоль Ганга, Праягой и Магадхой». [12] В тексте четко упоминаются Гупты и Магадхи как две разные группы людей и не подразумевается, что Гупты были одними из Магадх. [13]
- В соответствующем стихе Ваю-пураны говорится, что цари Гуптов будут наслаждаться «Праягой на Ганге, Шакете и Магадхе». Альтернативно, стих был переведен так, что Гупты будут наслаждаться «вдоль Ганги, Праяг, Сакеты и Магадхи». [13]
- В «Бхагавата-пуране» также говорится, что «Гупты будут наслаждаться землей до Праяги на Ганге». [13]
- Пуранические отрывки относятся к территории первых царей Гуптов: они не могут быть ссылкой на территории Гуптов в период упадка империи, поскольку в них не упоминается Бенгалия, которая в этот период входила в состав царства Гуптов. [14]
Критики утверждают, что:
- Пуранические отрывки не относятся к правлению конкретного короля и, возможно, не относятся к территории первых царей династии. Например, историк С.Р. Гоял отождествляет Магадхов с Личчави (кланом царицы Чандрагупты I ) и, таким образом, предполагает, что Вишну-пурана намекает на раннюю фазу экспансии Гуптов. Чандрагупта I был третьим правителем династии, и территория, которой он управлял, отличалась от той, которой управляли его предки. [15]
- Пуранические доказательства проблематичны, поскольку разные Пураны различаются списками территорий Гуптов: например, Вишну-Пурана исключает Сакету из списка. Историк Дашаратха Шарма утверждает, что власть Гуптов была сосредоточена в узком коридоре, проходящем вдоль Ганги: в этот коридор входит Сакета, следовательно, описание Вишну-пураны подразумевает, что Сакета входила в состав царства Гуптов. [13] Однако историк Дилип Кумар Гангули отмечает, что пуранические описания довольно расплывчаты, и ученые по-разному интерпретировали эти стихи, означающие, что Гупты правили «Праягой на Ганге» или Праягой и «территорией вдоль Ганги». [16]
- Соответствующий отрывок в различных рукописях « Бхагавата-пураны» либо не упоминает слово «Гупта», либо использует его как нарицательное существительное, означающее «защищенный», вместо того, чтобы использовать его как название конкретной династии. Даже в некоторых рукописях Ваю-пураны вместо «Гупта» используются слова «Гухья», «Сапта» или «Манидханьяка». [17] Сторонники теории отвергают это как ошибки переписчика. [14]
Бенгалия
[ редактировать ]По другой теории, первоначальная столица территории располагалась на территории современной Бенгалии. По мнению сторонников этой теории, основатель династии Гупта, вероятно, правил небольшой территорией в Бенгальском регионе, а его потомки захватили более крупную территорию в бассейне Ганга, что описано в Пуранах. В качестве альтернативы они предполагают, что королевство Гупты простиралось от Праяги на западе до северной Бенгалии на востоке. [18]
Большая часть дебатов по поводу этой точки зрения вращается вокруг Ми-ли-киа-си-киа-по-но , места, упомянутого китайским буддийским монахом VII века Ицзин . [19] По данным Ицзин, царь Че-ли-ки-то (отождествляемый с основателем династии Шри Гуптой ) построил храм для китайских паломников недалеко от Ми-ли-киа-си-киа-по-но. [20] Этот храм был расположен более чем в 40 йоджанах к востоку от Наланды , вдоль реки Ганг . [1]
Историк Д. К. Гангули обнаружил Ми-ли-киа-си-киа-по-но в районе Муршидабад штата Западная Бенгалия в Индии, приняв 1 йоджану за 5,71 мили, и пришел к выводу, что Гупты произошли из этой области. [1] По данным Р. К. Маджумдара , Ми-ли-киа-си-киа-по-но находился либо в районе Мальда в Западной Бенгалии , либо в районе Раджшахи в Бангладеш. [21] Однако, в отличие от Гангули, Маджумдар не считает это доказательством того, что Бенгалия является родиной Гуптов. По мнению Маджумдара, это лишь доказывает, что Бенгальский регион был частью территории, которой правил основатель династии; возможно, что Гупты первоначально правили в Магадхе , а затем распространили свое правление на Бенгалию, или наоборот. [22] [23]
Чтобы подтвердить свою идентификацию Ми-ли-киа-си-киа-по-но как места в Бенгалии, Маджумдар Рид интерпретировал это слово как транскрипцию Мрига-стхапана, а не Мрига-шиха-вана. [1] Согласно рукописи 1015 года н. э., Мригастхапана — это название ступы, расположенной в историческом регионе Варендра , который сейчас является частью Бенгалии. [24] Другие ученые оспаривают эту интерпретацию, поскольку «Ми-ли-киа-си-киа-по-но» ближе к слову «Мрига-шиха-вана». [25] [19]
Критики этой теории утверждают, что не существует эпиграфических или нумизматических свидетельств, связывающих ранних Гуптов с Бенгальским регионом. [6] Критики, такие как Б. П. Синха, отождествляют Мрига-шиха-вану с оленьим парком Сарнатх в современном Уттар-Прадеше, предполагая, что Хвуи-лунь ошибочно упомянул его расположение к востоку от Наланды. [3] [26]
Другие теории
[ редактировать ]- Матхура
- Историк Б. П. Синха предположил, что Гупты произошли из региона Матхура - Айодхья на территории современного Уттар-Прадеша. Он истолковал фразу из « Арья-манджушри-мула-кальпа», чтобы доказать, что Гупты принадлежали Матхуре. В поддержку этой теории Синха заявил, что на монеты Самудрагупты повлияла чеканка Кушанской империи , важным центром которой была Матхура. [27]
- Однако интерпретация Синхой отрывка « Арья-манджушри-мула-кальпа» сомнительна, и эту фразу альтернативно читали как « Матураям-Джато-вамшадья », имея в виду рождение (« джато ») человека в Матхуре. Более того, монеты Самудрагупты демонстрируют влияние более поздних кушанских монет Пенджаба, а не монет Матхуры. Наконец, современные ученые общепринято, что Матхура впервые попала под власть Гуптов, когда Самудрагупта победил царя нагов Ганапати-нага и присоединил его территорию к империи Гуптов. [27]
- Праяга
- Праяг (современный Аллахабад ) также был предложен в качестве первоначальной штаб-квартиры Гуптов, поскольку надпись Самудрагупты на Аллахабадском столбе является самой ранней дошедшей до нас информацией о династии. Однако археологические данные доказывают, что Бхита, расположенная менее чем в 20 км от Праяги, находилась под контролем династии Магха. Поэтому вполне вероятно, что Гупты завоевали Праягу позднее. [28]
Родословная
[ редактировать ]В Пуне и Риддхапуре надписи гуптийской принцессы Прабхавати-гупты , дочери Чандрагупты II , утверждают, что она принадлежала к Дхарана- готре (клану). Ее муж Рудрасена II Вишну-вриддха принадлежал к готре , о чем свидетельствуют медные пластины Чамака его сына Праварасены II . Поэтому вполне вероятно, что Дхараной было имя ее готры по отцовской линии , то есть готры семьи Гуптов. [27] [29]
Дхарана- готра интерпретировалась по-разному: [29]
- К. П. Джаясвал связал его с кланами Джат по имени Дханри и Дхарания. [29] Чтобы поддержать свою теорию джатского происхождения Гуптов, Джаясвал отождествил царя Чандрасену, упомянутого в пьесе Каумуди-Махотсава, с Чандрагуптой I : в этой пьесе Чандрасена упоминается как Караскара, что Джаясвал связал с «Каккаром», именем джат- готры . [30] Однако кланы, называемые Дхарана, встречаются и среди других общин. [27] и идентификация Джаясвалом Чандрасены как Чандрагупты I ошибочна: теперь окончательно доказано, что пьеса «Каумуди-Махотсава» не имеет ничего общего с ранней историей Гуптов. [30] Историк Б. П. Синха интерпретировал фразу из « Арья-манджушри-мула-кальпа», утверждая, что Гупты принадлежали к общине джатов в Матхуре . Однако прочтение Синхи сомнительно, и эту фразу альтернативно читали как « Матураям-Джато-вамшадья », имея в виду рождение (« джато ») человека в Матхуре. [27]
- Историк Х.К. Райчаудхури предположил, что Гупты, возможно, были родственниками Дхарини, царицы Шунги правителя Агнимитры . Однако эта теория была отвергнута другими учеными. [27] Простое сходство слов «Дхарана» и «Дхарини» не является достаточным доказательством связи этих двух династий. [29]
- Основываясь на свидетельствах «Сканда -пураны» историк Дашаратха Шарма выдвигает теорию, что Дхарана был готрой брахманов , исторического региона Дхармаранья в современном районе Мирзапур . По его словам, Гупты не были брахманами, а «переняли» готру своих гуру-брахманов. [29]
- Непальский ученый Д.Р. Регми связывает имперских Гуптов с Абхира Гуптами Непала, отмечая, что раскопки в Непале и Декане показали, что суффикс Гупта был распространен среди Абхиры . королей [31]
Альтернативное прочтение надписей Прабхавати-гупты предполагает, что Дхарана была не ее готрой , а готрой ее матери Куберанаги. [30]
Вайшьи
[ редактировать ]Некоторые историки, такие как А. С. Альтекар , выдвинули теорию, что Гупты изначально были Вайшьями , поскольку некоторые древние индийские тексты (например, Вишну Пурана ) предписывают имя «Гупта» для членов Вайшья- варны . [28] [32]
Критики этой теории утверждают, что:
- Суффикс Гупта присутствует в именах нескольких невайшьев как до, так и во время периода Гуптов, и не может рассматриваться как конкретное свидетельство того, что цари Гупта были вайшьями. [33]
- В ранних записях династии Гуптов «Гупта» не упоминается как имя их семьи: возможно, семья стала известна как Гупта просто потому, что имена их королей имели суффикс «-гупта». [34] или в честь основателя династии Гупты. [35] [2]
Брахманы
[ редактировать ]Некоторые ученые, такие как С.Р. Гоял, предполагают, что Гупты были брахманами, потому что у них были супружеские отношения с брахманами: [35] [29]
- Прабхавати-гупта, дочь Чандрагупты II , вышла замуж за Вакатака царя Рудрасену II , который был брахманом. [29]
- Царь Кадамба . Какуштха-варман, тоже брахман, выдал одну из своих дочерей замуж за царя Гуптов [29]
- По мнению буддийского ученого Парамарты , царь Гуптов Баладитья женил свою сестру на Васурате, который был брахманом. [29]
- Согласно каменной надписи Яшодхармана Мандсаур , у брахмана Равикиртти была жена по имени «Бханугупта». Эта «Бханугупта» на самом деле могла быть дочерью царя Гуптов Бханугупты . [36]
Сторонники этой теории также отмечают, что есть несколько случаев, когда имена брахманов оканчиваются на «-гупта», например, Вишнугупта и Брахмагупта . [28]
Критики этой теории утверждают, что:
- Если бы Гупты действительно были брахманами, они бы с гордостью упомянули об этом в своих надписях, поскольку брахманы обладают высшим статусом среди четырех варн . Но ни в одной из записей Гуптов не упоминается варна династии. [37] Самудрагупта с гордостью упоминал о своем происхождении по материнской линии от личчави , которые не были брахманами. [38] и считаются «нечистыми» в брахманическом тексте «Манусамхита» . [39]
- Брак принцессы Кадамбы с королем Гуптов мог быть результатом политических соображений. Остальные три случая связаны с браком принцесс Гуптов с мужчинами-брахманами: брак женщины низшей варны с мужчиной высшей варны был приемлем ( анулома ) в современном обществе, и поэтому эти браки не могут рассматриваться как свидетельство того, что сами Гупты были Брахманы. [37]
- Есть несколько случаев, когда древнеиндийские короли женились за пределами своей социальной группы, в том числе за иностранцами. [35]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ашвини Агравал 1989 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б РЦ Маджумдар 1981 , стр. 9.
- ^ Jump up to: а б с д Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с Тедж Рам Шарма 1989 , с. 39.
- ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , стр. 14–15.
- ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 15.
- ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , стр. 16–17.
- ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 17.
- ^ Шанкар Гоял 2001 , с. 150.
- ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , стр. 1–2.
- ^ Jump up to: а б с д Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Ашвини Агравал 1989 , с. 96.
- ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , стр. 2–3.
- ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , стр. 3–4.
- ^ RC Маджумдар 1981 , стр. 13.
- ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 37.
- ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 7.
- ^ RC Majumdar 1976 , стр. 78.
- ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 79–80.
- ^ RC Маджумдар 1981 , стр. 8–9.
- ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 11.
- ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 81–82.
- ^ Ашвини Агравал 1989 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с Ашвини Агравал 1989 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Тедж Рам Шарма 1989 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с Ашвини Агравал 1989 , с. 83.
- ^ Регми, ДР (1983). Надписи Древнего Непала . Публикации Абхинава. ISBN 978-0-391-02559-2 . Архивировано из оригинала 27 сентября 2022 года . Проверено 9 июля 2022 г. [ нужна страница ]
- ^ Тедж Рам Шарма 1989 , с. 42.
- ^ RC Маджумдар 1981 , стр. 4.
- ^ RC Маджумдар 1981 , стр. 5.
- ^ Jump up to: а б с Ашвини Агравал 1989 , с. 84.
- ^ Тедж Рам Шарма 1989 , стр. 43–44.
- ^ Jump up to: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 44.
- ^ Тедж Рам Шарма 1989 , стр. 44–45.
- ^ RC Majumdar 1981 , стр. 11.
Библиография
[ редактировать ]- Ашвини Агравал (1989). Взлет и падение императорских Гуптов . Мотилал Банарсидасс. п. 315. ИСБН 978-81-208-0592-7 .
- Дилип Кумар Гангули (1987). Имперские Гупты и их времена . Абхинав. ISBN 978-81-7017-222-2 .
- Р. К. Маджумдар (1981). Всеобъемлющая история Индии . Том. 3, Часть I: 300–985 гг. н.э. Конгресс истории Индии / Народное издательство. OCLC 34008529 .
- Р. К. Маджумдар (1976). Чтения по политической истории Индии древней, средневековой и современной . БР ISBN 9788176467841 .
- Шанкар Гоял (2001). Проблемы древней индийской истории: новые перспективы и представления . Книжный Анклав. ISBN 978-81-87036-66-1 .
- Тедж Рам Шарма (1989). Политическая история имперских Гуптов: от Гупты до Скандагупты . Концепция. ISBN 978-81-7022-251-4 .