Jump to content

Происхождение династии Гуптов

Существуют противоречивые теории относительно первоначальной родины и происхождения династии Гуптов , правившей северной Индией между 4 и 6 веками. Современные историки по-разному предполагают, что он возник в современном Уттар-Прадеше или Бенгалии , основываясь на эпиграфических, нумизматических и литературных свидетельствах. Социальная группа ( варна ) династии также является предметом споров: ученые по-разному относят их к кшатриям- вайшьям , брахманам или другим категориям.

О месте происхождения Гуптов ничего определенного не известно. [1] Столица первых правителей династии неизвестна: различные города, в том числе Праяга , Паталипутра , Айодхья , Косамби , Уджайини , Матхура и Эран . в качестве возможных кандидатов были предложены [2]

Восточный Уттар-Прадеш

[ редактировать ]

Согласно одной теории, Гупты возникли на территории современного восточного Уттар-Прадеша , а позже расширили свою империю до Паталипутры и Бенгалии . [3]

Сторонники этой теории, такие как С.Р. Гоял, в свою поддержку ссылаются на происхождение надписей и монет Гупта. [4] Например:

  • Из 15 надписей, сделанных в течение первых 150 лет правления Гуптов, 8 были найдены в восточном Уттар-Прадеше. С другой стороны, только 2 из этих надписей были найдены в Бихаре (историческая Магадха) и только 5 — в Бенгалии. [5] [6]
  • Четырнадцать кладов золотых монет Гупта были найдены в восточном Уттар-Прадеше: эти клады обычно включают монеты первых королей Гуптов. С другой стороны, в Бихаре и Бенгалии было найдено только по два клада: эти клады в основном включают монеты, выпущенные более поздними королями Гуптов. [5] [6]
  • Стиль Каушамби занимает видное место в сценарии Гупта . [5]
  • Популярность мотива Ганга-Ямуны в искусстве Гуптов предполагает, что Праяг (место слияния этих двух рек) был центром первоначального королевства Гуптов. [5]

Критики этой теории утверждают, что:

  • Монеты Гуптов, обнаруженные в восточном Уттар-Прадеше, датируются периодом правления третьего правителя династии Чандрагупты I и были частью кладов, включавших монеты Самудрагупты. Таким образом, эти монеты не могли быть захоронены до правления Самудрагупты и, таким образом, не являются убедительным доказательством местонахождения территории его предков. [7]
  • Историк Р. К. Маджумдар отвергает эпиграфические свидетельства, приведенные в поддержку этой теории, указывая, что более ранние цари Маурья правили в современном Бихаре , но большинство их надписей были найдены за пределами этой области. [4] Историк Д.К. Гангули аналогичным образом указывает, что регион Варендра в современной Бенгалии был родиной царей Пала , но большинство ранних надписей Пала были обнаружены в современном Бихаре . [8]
  • Распространенность так называемого стиля Каушамби также не является убедительным доказательством: этот стиль также использовался королем Чандраварманом , правившим в современной Бенгалии, и территория которого не включала восточный Уттар-Прадеш. так называемые малва , матхура и другие «восточные» стили. Более того, в период Гуптов наряду со стилем Каушамби также преобладали [9]
  • Нет никаких доказательств того, что мотив Ганга-Ямуны возник в Праяге, и нет никаких доказательств того, что бассейн этих двух рек составлял центр империи Гуптов. [10]

Пуранические доказательства

[ редактировать ]

Еще один аргумент, приводимый в пользу этой теории, - это пуранические описания территории Гуптов:

  • В Вишну-пуране говорится, что Гупты и Магадхи (то есть жители Магадхи ) будут наслаждаться «территорией вдоль Ганги (вплоть до) Праяги». [11] Некоторые рукописи Вишну-пураны добавляют к этому списку территорий Магадху. Альтернативные переводы гласят, что Гупты и Магадхи будут наслаждаться «Праягой на Ганге и Магадхе» или «территорией вдоль Ганга, Праягой и Магадхой». [12] В тексте четко упоминаются Гупты и Магадхи как две разные группы людей и не подразумевается, что Гупты были одними из Магадх. [13]
  • В соответствующем стихе Ваю-пураны говорится, что цари Гуптов будут наслаждаться «Праягой на Ганге, Шакете и Магадхе». Альтернативно, стих был переведен так, что Гупты будут наслаждаться «вдоль Ганги, Праяг, Сакеты и Магадхи». [13]
  • В «Бхагавата-пуране» также говорится, что «Гупты будут наслаждаться землей до Праяги на Ганге». [13]
  • Пуранические отрывки относятся к территории первых царей Гуптов: они не могут быть ссылкой на территории Гуптов в период упадка империи, поскольку в них не упоминается Бенгалия, которая в этот период входила в состав царства Гуптов. [14]

Критики утверждают, что:

  • Пуранические отрывки не относятся к правлению конкретного короля и, возможно, не относятся к территории первых царей династии. Например, историк С.Р. Гоял отождествляет Магадхов с Личчави (кланом царицы Чандрагупты I ) и, таким образом, предполагает, что Вишну-пурана намекает на раннюю фазу экспансии Гуптов. Чандрагупта I был третьим правителем династии, и территория, которой он управлял, отличалась от той, которой управляли его предки. [15]
  • Пуранические доказательства проблематичны, поскольку разные Пураны различаются списками территорий Гуптов: например, Вишну-Пурана исключает Сакету из списка. Историк Дашаратха Шарма утверждает, что власть Гуптов была сосредоточена в узком коридоре, проходящем вдоль Ганги: в этот коридор входит Сакета, следовательно, описание Вишну-пураны подразумевает, что Сакета входила в состав царства Гуптов. [13] Однако историк Дилип Кумар Гангули отмечает, что пуранические описания довольно расплывчаты, и ученые по-разному интерпретировали эти стихи, означающие, что Гупты правили «Праягой на Ганге» или Праягой и «территорией вдоль Ганги». [16]
  • Соответствующий отрывок в различных рукописях « Бхагавата-пураны» либо не упоминает слово «Гупта», либо использует его как нарицательное существительное, означающее «защищенный», вместо того, чтобы использовать его как название конкретной династии. Даже в некоторых рукописях Ваю-пураны вместо «Гупта» используются слова «Гухья», «Сапта» или «Манидханьяка». [17] Сторонники теории отвергают это как ошибки переписчика. [14]

Бенгалия

[ редактировать ]

По другой теории, первоначальная столица территории располагалась на территории современной Бенгалии. По мнению сторонников этой теории, основатель династии Гупта, вероятно, правил небольшой территорией в Бенгальском регионе, а его потомки захватили более крупную территорию в бассейне Ганга, что описано в Пуранах. В качестве альтернативы они предполагают, что королевство Гупты простиралось от Праяги на западе до северной Бенгалии на востоке. [18]

Большая часть дебатов по поводу этой точки зрения вращается вокруг Ми-ли-киа-си-киа-по-но , места, упомянутого китайским буддийским монахом VII века Ицзин . [19] По данным Ицзин, царь Че-ли-ки-то (отождествляемый с основателем династии Шри Гуптой ) построил храм для китайских паломников недалеко от Ми-ли-киа-си-киа-по-но. [20] Этот храм был расположен более чем в 40 йоджанах к востоку от Наланды , вдоль реки Ганг . [1]

Историк Д. К. Гангули обнаружил Ми-ли-киа-си-киа-по-но в районе Муршидабад штата Западная Бенгалия в Индии, приняв 1 йоджану за 5,71 мили, и пришел к выводу, что Гупты произошли из этой области. [1] По данным Р. К. Маджумдара , Ми-ли-киа-си-киа-по-но находился либо в районе Мальда в Западной Бенгалии , либо в районе Раджшахи в Бангладеш. [21] Однако, в отличие от Гангули, Маджумдар не считает это доказательством того, что Бенгалия является родиной Гуптов. По мнению Маджумдара, это лишь доказывает, что Бенгальский регион был частью территории, которой правил основатель династии; возможно, что Гупты первоначально правили в Магадхе , а затем распространили свое правление на Бенгалию, или наоборот. [22] [23]

Чтобы подтвердить свою идентификацию Ми-ли-киа-си-киа-по-но как места в Бенгалии, Маджумдар Рид интерпретировал это слово как транскрипцию Мрига-стхапана, а не Мрига-шиха-вана. [1] Согласно рукописи 1015 года н. э., Мригастхапана — это название ступы, расположенной в историческом регионе Варендра , который сейчас является частью Бенгалии. [24] Другие ученые оспаривают эту интерпретацию, поскольку «Ми-ли-киа-си-киа-по-но» ближе к слову «Мрига-шиха-вана». [25] [19]

Критики этой теории утверждают, что не существует эпиграфических или нумизматических свидетельств, связывающих ранних Гуптов с Бенгальским регионом. [6] Критики, такие как Б. П. Синха, отождествляют Мрига-шиха-вану с оленьим парком Сарнатх в современном Уттар-Прадеше, предполагая, что Хвуи-лунь ошибочно упомянул его расположение к востоку от Наланды. [3] [26]

Другие теории

[ редактировать ]
Матхура
Историк Б. П. Синха предположил, что Гупты произошли из региона Матхура - Айодхья на территории современного Уттар-Прадеша. Он истолковал фразу из « Арья-манджушри-мула-кальпа», чтобы доказать, что Гупты принадлежали Матхуре. В поддержку этой теории Синха заявил, что на монеты Самудрагупты повлияла чеканка Кушанской империи , важным центром которой была Матхура. [27]
Однако интерпретация Синхой отрывка « Арья-манджушри-мула-кальпа» сомнительна, и эту фразу альтернативно читали как « Матураям-Джато-вамшадья », имея в виду рождение (« джато ») человека в Матхуре. Более того, монеты Самудрагупты демонстрируют влияние более поздних кушанских монет Пенджаба, а не монет Матхуры. Наконец, современные ученые общепринято, что Матхура впервые попала под власть Гуптов, когда Самудрагупта победил царя нагов Ганапати-нага и присоединил его территорию к империи Гуптов. [27]
Праяга
Праяг (современный Аллахабад ) также был предложен в качестве первоначальной штаб-квартиры Гуптов, поскольку надпись Самудрагупты на Аллахабадском столбе является самой ранней дошедшей до нас информацией о династии. Однако археологические данные доказывают, что Бхита, расположенная менее чем в 20 км от Праяги, находилась под контролем династии Магха. Поэтому вполне вероятно, что Гупты завоевали Праягу позднее. [28]

Родословная

[ редактировать ]

В Пуне и Риддхапуре надписи гуптийской принцессы Прабхавати-гупты , дочери Чандрагупты II , утверждают, что она принадлежала к Дхарана- готре (клану). Ее муж Рудрасена II Вишну-вриддха принадлежал к готре , о чем свидетельствуют медные пластины Чамака его сына Праварасены II . Поэтому вполне вероятно, что Дхараной было имя ее готры по отцовской линии , то есть готры семьи Гуптов. [27] [29]

Дхарана- готра интерпретировалась по-разному: [29]

  • К. П. Джаясвал связал его с кланами Джат по имени Дханри и Дхарания. [29] Чтобы поддержать свою теорию джатского происхождения Гуптов, Джаясвал отождествил царя Чандрасену, упомянутого в пьесе Каумуди-Махотсава, с Чандрагуптой I : в этой пьесе Чандрасена упоминается как Караскара, что Джаясвал связал с «Каккаром», именем джат- готры . [30] Однако кланы, называемые Дхарана, встречаются и среди других общин. [27] и идентификация Джаясвалом Чандрасены как Чандрагупты I ошибочна: теперь окончательно доказано, что пьеса «Каумуди-Махотсава» не имеет ничего общего с ранней историей Гуптов. [30] Историк Б. П. Синха интерпретировал фразу из « Арья-манджушри-мула-кальпа», утверждая, что Гупты принадлежали к общине джатов в Матхуре . Однако прочтение Синхи сомнительно, и эту фразу альтернативно читали как « Матураям-Джато-вамшадья », имея в виду рождение (« джато ») человека в Матхуре. [27]
  • Историк Х.К. Райчаудхури предположил, что Гупты, возможно, были родственниками Дхарини, царицы Шунги правителя Агнимитры . Однако эта теория была отвергнута другими учеными. [27] Простое сходство слов «Дхарана» и «Дхарини» не является достаточным доказательством связи этих двух династий. [29]
  • Основываясь на свидетельствах «Сканда -пураны» историк Дашаратха Шарма выдвигает теорию, что Дхарана был готрой брахманов , исторического региона Дхармаранья в современном районе Мирзапур . По его словам, Гупты не были брахманами, а «переняли» готру своих гуру-брахманов. [29]
  • Непальский ученый Д.Р. Регми связывает имперских Гуптов с Абхира Гуптами Непала, отмечая, что раскопки в Непале и Декане показали, что суффикс Гупта был распространен среди Абхиры . королей [31]

Альтернативное прочтение надписей Прабхавати-гупты предполагает, что Дхарана была не ее готрой , а готрой ее матери Куберанаги. [30]

Некоторые историки, такие как А. С. Альтекар , выдвинули теорию, что Гупты изначально были Вайшьями , поскольку некоторые древние индийские тексты (например, Вишну Пурана ) предписывают имя «Гупта» для членов Вайшья- варны . [28] [32]

Критики этой теории утверждают, что:

  • Суффикс Гупта присутствует в именах нескольких невайшьев как до, так и во время периода Гуптов, и не может рассматриваться как конкретное свидетельство того, что цари Гупта были вайшьями. [33]
  • В ранних записях династии Гуптов «Гупта» не упоминается как имя их семьи: возможно, семья стала известна как Гупта просто потому, что имена их королей имели суффикс «-гупта». [34] или в честь основателя династии Гупты. [35] [2]

Брахманы

[ редактировать ]

Некоторые ученые, такие как С.Р. Гоял, предполагают, что Гупты были брахманами, потому что у них были супружеские отношения с брахманами: [35] [29]

Сторонники этой теории также отмечают, что есть несколько случаев, когда имена брахманов оканчиваются на «-гупта», например, Вишнугупта и Брахмагупта . [28]

Критики этой теории утверждают, что:

  • Если бы Гупты действительно были брахманами, они бы с гордостью упомянули об этом в своих надписях, поскольку брахманы обладают высшим статусом среди четырех варн . Но ни в одной из записей Гуптов не упоминается варна династии. [37] Самудрагупта с гордостью упоминал о своем происхождении по материнской линии от личчави , которые не были брахманами. [38] и считаются «нечистыми» в брахманическом тексте «Манусамхита» . [39]
  • Брак принцессы Кадамбы с королем Гуптов мог быть результатом политических соображений. Остальные три случая связаны с браком принцесс Гуптов с мужчинами-брахманами: брак женщины низшей варны с мужчиной высшей варны был приемлем ( анулома ) в современном обществе, и поэтому эти браки не могут рассматриваться как свидетельство того, что сами Гупты были Брахманы. [37]
  • Есть несколько случаев, когда древнеиндийские короли женились за пределами своей социальной группы, в том числе за иностранцами. [35]
  1. ^ Jump up to: а б с д Ашвини Агравал 1989 , с. 79.
  2. ^ Jump up to: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 40.
  3. ^ Jump up to: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 38.
  4. ^ Jump up to: а б РЦ Маджумдар 1981 , стр. 9.
  5. ^ Jump up to: а б с д Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 14.
  6. ^ Jump up to: а б с Тедж Рам Шарма 1989 , с. 39.
  7. ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , стр. 14–15.
  8. ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 15.
  9. ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , стр. 16–17.
  10. ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 17.
  11. ^ Шанкар Гоял 2001 , с. 150.
  12. ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , стр. 1–2.
  13. ^ Jump up to: а б с д Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 2.
  14. ^ Jump up to: а б Ашвини Агравал 1989 , с. 96.
  15. ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , стр. 2–3.
  16. ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , стр. 3–4.
  17. ^ RC Маджумдар 1981 , стр. 13.
  18. ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 12.
  19. ^ Jump up to: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 37.
  20. ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 7.
  21. ^ RC Majumdar 1976 , стр. 78.
  22. ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 79–80.
  23. ^ RC Маджумдар 1981 , стр. 8–9.
  24. ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 11.
  25. ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 81–82.
  26. ^ Ашвини Агравал 1989 , с. 80.
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 18.
  28. ^ Jump up to: а б с Ашвини Агравал 1989 , с. 82.
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Тедж Рам Шарма 1989 , с. 43.
  30. ^ Jump up to: а б с Ашвини Агравал 1989 , с. 83.
  31. ^ Регми, ДР (1983). Надписи Древнего Непала . Публикации Абхинава. ISBN  978-0-391-02559-2 . Архивировано из оригинала 27 сентября 2022 года . Проверено 9 июля 2022 г. [ нужна страница ]
  32. ^ Тедж Рам Шарма 1989 , с. 42.
  33. ^ RC Маджумдар 1981 , стр. 4.
  34. ^ RC Маджумдар 1981 , стр. 5.
  35. ^ Jump up to: а б с Ашвини Агравал 1989 , с. 84.
  36. ^ Тедж Рам Шарма 1989 , стр. 43–44.
  37. ^ Jump up to: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 44.
  38. ^ Тедж Рам Шарма 1989 , стр. 44–45.
  39. ^ RC Majumdar 1981 , стр. 11.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 756aebde131e96ed4869f419ac1e982f__1721048460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/75/2f/756aebde131e96ed4869f419ac1e982f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Origin of the Gupta dynasty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)