Спасая надежду (книга)
![]() | |
Автор | Надер Кадхим |
---|---|
Оригинальное название | Спасая надежду: долгий путь к арабской весне |
Художник обложки | Мохаммед ан-Набхан [ 1 ] |
Язык | арабский |
Жанр | Научная литература |
Опубликовано | 2013 (Издательство и распространение Масаа) |
Место публикации | Бахрейн |
Страницы | 314 |
ISBN | 9789995870157 |
Спасение надежды: долгий путь к арабской весне ( араб . Saving Hope: The Long Way to the Arab Spring ) — научно-популярная книга 2013 года бахрейнского культурного критика Надера Кадхима . Написанная на арабском языке , это девятая книга Кадима, который работает профессором культурологии в Университете Бахрейна . [ 2 ] написанная в два этапа, до и во время « арабской весны» Книга, , обсуждает эту волну протестов с двух сторон; прошлое и будущее. Прошлое разделено на три волны, каждая из которых соответствует эпохе надежд и стремлений. Сначала идет волна просвещения, за ней следует революционная волна и, наконец, демократическая волна. Затем автор обращается к Арабской весне и утверждает, что это не время для празднований, а важный этап на долгом пути к демократии.
Книга была положительно встречена рецензентами в нескольких бахрейнских СМИ, таких как Al-Wasat , Al Ayam и al-Bilad. Кроме того, панарабские газеты «Аль-Хаят» и кувейтская « Аль-Рай» дали ему положительные отзывы. Книга подверглась умеренной критике, в основном касавшейся ее объема. Каждый критик считал, что следует более подробно остановиться на определенном аспекте.
Фон
[ редактировать ]Арабская весна представляла собой волну протестов, восстаний и революций, вспыхнувшую в конце 2010 — начале 2011 года. Начавшись из тунисского города Сиди-Бузид и распространившись по всей стране, Тунисская революция началась в середине декабря 2010 года и вскоре была столкнулся с репрессиями со стороны правительства. 14 января 2011 года президент Зин эль-Абидин Бен Али бежал в Саудовскую Аравию. Вдохновленные событиями, египтяне 25 января организовали аналогичные акции протеста , которые также разрослись и распространились по всей стране. После нескольких неудачных попыток остановить движение президент Хосни Мубарак передал власть армии . объявил о своей отставке и 11 февраля Эти события «встряхнули весь регион», и несколько других арабских стран поспешили последовать их примеру. [ 3 ]
В Йемене небольшие протесты начались вскоре после Тунисской революции. Падение Мубарака воодушевило протестующих, и их число росло. Президент Али Абдулла Салех смог оставаться у власти в течение нескольких месяцев, прежде чем подписал в ноябре соглашение, по которому он передал власть, но остался политическим игроком. В Бахрейне и протесты вспыхнули 14 февраля были встречены репрессиями . Месяц спустя правительство призвало войска из соседних стран Персидского залива для подавления протестов и объявило чрезвычайное положение. В Ливии . протесты в восточном городе Бенгази начались 17 февраля Они переросли в гражданскую войну, унесшую жизни десятков тысяч человек. В сентябре, через шесть месяцев после Советом Безопасности ООН санкционированной НАТО военной интервенции , де-факто правитель Муаммар Каддафи был свергнут и убит. [ 4 ]
В Сирии . протесты вспыхнули в середине марта и были встречены репрессиями со стороны правительства Жестокие репрессии радикализировали оппозицию, и страна скатилась к полномасштабной гражданской войне, в результате которой к июлю 2013 года погибло более 100 000 человек. [ 5 ] [ 6 ] Менее значительные протесты произошли также в Алжире , Иордании , Марокко , Омане и Саудовской Аравии . [ 7 ] Первоначальные надежды на демократические перемены столкнулись с рядом неудач в Сирии, Йемене, Ливии, Бахрейне, Египте и Тунисе. [ 8 ] [ 9 ] В отчете Freedom House за 2012 год говорилось, что, хотя в Тунисе наблюдались значительные улучшения, в Египте улучшения были ограниченными, а в некоторых областях наблюдался спад. С другой стороны, Бахрейн продемонстрировал рекордное снижение и занял самое низкое место. Ситуация в Йемене была ненамного лучше, чем в Бахрейне. [ 10 ]
Вдохновение и письмо
[ редактировать ]Кадхим начал писать книгу в декабре 2010 года, в период, который он назвал мрачным и без надежды на перемены в арабском мире . Затем, когда началась «арабская весна», он был глубоко потрясен стремительным развитием событий и ранними победами, достигнутыми в Тунисе и Египте, и описал их как «дождь, внезапно пролившийся на бесплодную пустыню». Поэтому он решил прекратить писать и переосмыслить тезисы книги, на которые до этого времени повлияла прежняя мрачная атмосфера. Ожидалось, что остановка продлится всего несколько месяцев или максимум год, пока не развернутся события. Но Кадхим возобновил свою деятельность только в сентябре 2012 года, когда некоторые страны все еще находились в состоянии потрясений, а другие находились в переходном периоде. Он был полон решимости и мотивации пересмотреть первоначальный тезис, защитить «арабскую весну» и, что наиболее важно, защитить «надежду на то, что эта весна возродилась». [ 11 ]
Содержание
[ редактировать ]В книге Арабская весна рассматривается с двух сторон: прошлого и будущего. Автор утверждает, что Арабская весна была результатом прошлого, простирающегося до девятнадцатого века, который он называет «памятью надежды». Затем он делит этот долгий период на три эпохи: просветительская волна надежды, революционная волна надежды и демократическая волна надежды. Затем каждая из этих волн обсуждается подробно. [ 12 ] [ 13 ]
Волна просветления надежды
[ редактировать ]Эта волна началась в начале девятнадцатого века. Для него характерна надежда на то, что ан-Нахда (арабское Возрождение ) и просвещение позволят региону догнать более развитые страны. Хотя они различались идеологией и мировоззрением, общей темой среди интеллектуалов-просветителей была их вера в постепенный прогресс без резких скачков, даже если это займет десятилетия. Они не поддерживали насилие или революцию, но предпочитали мирные методы, такие как образование и наука, для достижения перемен. Большинство из них рассматривали западный мир как модель, которой нужно следовать и подражать; некоторые даже призывали к полной европеизации . Другой общей темой была их попытка объяснить отсталость арабского мира и прогресс западного мира одной великой причиной, причем каждый из них утверждал, что нашел эту причину. Несмотря на длительный срок и последовательные поколения этой волны, автор приходит к выводу, что она не достигла своих целей. [ 14 ]
Революционная волна надежды
[ редактировать ]Эта волна началась в середине двадцатого века и характеризовалась надеждой на достижение ан-Нахда посредством быстрых радикальных изменений. Его теоретики раскритиковали предыдущий постепенный подход как бесполезный. Они считали, что прогресс арабского мира сдерживается двумя основными силами: иностранным колониализмом и местной тиранией. Таким образом, они поддерживали национально-освободительные движения и революции. Для них революция была единственным способом преодолеть отсталость арабского мира. Западный мир больше не был моделью для подражания, вместо этого страны третьего мира , сопротивлявшиеся империализму, такие как Вьетнам и Куба . моделями стали [ 15 ]
После поражения арабских армий в палестинской войне 1948 года арабский мир вступил в эпоху политических убийств и военных переворотов , кульминацией которых стала Египетская революция 1952 года , которая привела Гамаля Абдель Насера к руководству Египтом . Приход Насера к власти стал поворотным моментом в истории региона, и революционная волна распространилась на Алжир , Бахрейн , Ирак , Йемен и Ливию . Однако эта волна потерпела историческое поражение в арабо-израильской войне 1967 года . Автор утверждает, что это поражение было хуже, чем поражение 1948 года, и ознаменовало конец насеритской революционной волны, на смену которой пришла исламистская волна. Эта волна достигла своего апогея в начале 1980-х годов после Исламской революции в Иране и советского вторжения в Афганистан , превратившего Афганистан в центр моджахедов . Успешные арабские революции не принесли Аль-Наде и свободы, вместо этого они превратились в авторитарные режимы . Эти события и восьмилетняя ирано-иракская война нанесли смертельный удар по арабской революционной волне надежд. [ 16 ]
Демократическая волна надежды
[ редактировать ]Эта волна началась в конце 1980-х годов после революции 1989 года . Его главной темой была надежда на то, что гражданское общество , а не просвещение или революция, проложит путь к демократии в арабском мире. Гражданское общество рассматривалось как необходимое условие возникновения демократии, и что как только возникнет сильное гражданское общество, за ним обязательно последует демократия. Была надежда, что демократия будет достигнута к концу 1990-х годов или самое большее к началу XXI века. Саддама Хусейна по приказу Вторжение Ирака в Кувейт в 1990 году и последующая война в Персидском заливе сформировали сильную реакцию против тирании, которая рассматривалась как основная причина кризиса. Это также ослабило авторитарные режимы и предоставило гражданскому обществу больше пространства для маневра. Число неправительственных организаций в арабском мире подскочило с менее чем 20 000 в середине 1960-х годов до более чем 70 000 в конце 1980-х годов и до 300 000 в 2008 году. этот период. [ 17 ]
Начало арабской весны
[ редактировать ]В этой главе автор утверждает, что общий нарратив демократических перемен был ослаблен и заменен небольшими нарративами о качестве жизни и личном потреблении товаров и услуг. Арабские государства использовали эти нарративы, чтобы отполировать свою запятнанную легитимность. Однако эти небольшие рассказы не были устойчивыми. Недовольство и отчаяние были очень высоки. Эта ситуация была готова взорваться в любой момент и была воспламенена самосожжением Буазизи Мохамеда . Хотя «арабская весна» началась с больших надежд на перемены, эти надежды сменились страхом, а затем разочарованием. Такие неудачи, как борьба между исламистами и светскими людьми, нападение в Бенгази в 2012 году и реакция на невиновность мусульман, во многом ослабили первоначальные надежды. [ 18 ]
В заключение автор утверждает, что перемены — это сложно и что не следует спешить думать, что «арабская весна» — это «время праздников». Вместо этого автор винит эту спешку и преувеличенные ожидания в уменьшении надежды. Он добавляет, что, хотя путь вперед долог и труден (важной вехой в нем являются события начала 2011 года), мы должны держаться за надежду, спасенную «арабской весной», и верить, что лучшее будущее можно построить собственными руками. . [ 19 ]
Персонажи
[ редактировать ]

Для каждой волны автор называет ряд персонажей как ее мыслителей и интеллектуалов.
Просветляющая волна надежды: [ 20 ]
- Рифаа ат-Тахтави (1801–1873)
- Бутрус аль-Бустани (1819–1883)
- Хайреддин-паша (1820–1890)
- Джамал ад-Дин аль-Афгани (1838–1897)
- Абд ар-Рахман аль-Кавакиби (1855–1902)
- Мухаммад Абду (1849–1905)
- Шибли Шумаял (1860–1917)
- Касим Амин (1863–1908)
- Шакиб Арслан (1869–1946)
- Ахмед Лютфи эль-Сайед (1872–1963)
- Фарах Антун (1874–1922)
- Салама Мусса (1887–1958)
- Али Абдель Разик (1888–1966)
- Таха Хусейн (1889–1973)
Революционная волна надежды: [ 21 ]
- Сати аль-Хусри (1882–1968)
- Мухаммад Нагиб (1901–1984)
- Рухолла Хомейни (1902–1989)
- Абул А'ла Маудуди (1903–1979)
- Сайид Кутб (1906–1966)
- Ахмад Шукейри (1908–1980)
- Константин Зурейк (1909–2000)
- Мишель Афлак (1910–1989)
- Абул Хасан Али Хасани Надви (1914–1999)
- Гамаль Абдель Насер (1918–1970)
- Анвар Садат (1918–1981)
- Салахуддин аль-Мунджид (1920–2010)
- Мохамед Хасанейн Хейкаль (р. 1923)
- Франц Фанон (1925–1961)
- Надим аль-Байтар (р. 1925)
- Ясин аль-Хафиз (1930–1978)
- Садик Джалал аль-Азм (р. 1934)
- Махди Амель (1936–1987)
- Абдулла Юсуф Аззам (1941–1989)
Демократическая волна надежды: [ 22 ]
- Хайр эль-Дин Хасиб (р. 1929)
- Аль-Хабиб Джинхани (р. 1934)
- Мохаммед Абед аль-Джабри (1936–2010)
- Саад Эддин Ибрагим (р. 1938)
- Халдун ан-Накиб (1941–2011)
- Ваджи Каутхарани (р. 1941)
- Аль-Тахер Лабиб (р. 1942)
- Али аль-Канц (р. 1946)
- Элиас Хури (р. 1948)
- Мохамед Эль-Сайед Саид (1950–2009)
- Азми Бишара (р. 1956)
- Масляная лампа Амани
- Ларби Садики
- Абденнур Бенантар
- Бакир ан-Наджар
Выпуск и прием
[ редактировать ]
Книга «Спасение надежды» была опубликована издательством Masaa Publishing & Distribution в Бахрейне и Кувейте в 2013 году с подзаголовком « Долгий путь к арабской весне» . [ 13 ] В отличие от трех предыдущих книг Кадхима, которые постепенно публиковались в виде статей в средствах массовой информации, ни одна часть « Спасения надежды» не была опубликована до официального выпуска. [ 12 ] На обложке 314-страничной книги изображена тунисская женщина, размахивающая V. знаком [ 23 ] Книга получила положительные отзывы в различных средствах массовой информации.
В своей статье для «Аль-Васат» Мохаммед Джалал похвалил название и подзаголовок книги, заявив, что они отражают позитив и реальность. [ 24 ] Он также заявил, что «Спасение надежды» на данный момент является самой важной книгой Кадхима. [ 25 ] В статье для той же газеты Хабиб Хайдар выразил свое восхищение большим количеством источников, которые использовал Кадхим, и смог изложить однородные сюжеты, которые легко читать. Он также отметил, что две трети книги посвящены «памяти надежды» и только 100 страниц посвящены «арабской весне». [ 12 ]
Хасан Мадан сделал рецензию на книгу в пяти статьях, опубликованных в журнале Al Ayam . Он считал это первой попыткой Бахрейна проанализировать корни «арабской весны». Он отметил, что на протяжении всей книги автор выступал против предложения Лиотара , заявляя, что местные повествования зашли в тупик. Высоко оценивая свое разделение на «память надежды», Мадан считал, что Кадхиму следовало бы больше рассказать о разногласиях между первой и второй волнами и больше узнать о марксистских партиях в арабском мире. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] В статье для той же газеты Махир Абдулкадир похвалил тезис книги, заявив, что в отличие от многих поверхностных анализов «арабской весны», Кадхиму удалось захватить и изучить арабское подсознание, удерживая читателя в напряжении до последних страниц. Однако он раскритиковал книгу за то, что она не освещает «агрессивное отношение Запада к [арабскому] Возрождению». [ 23 ]
Один из участников культурного семинара, посвященного книге, раскритиковал ее за отсутствие исламской теории, а другой назвал ее слишком оптимистичной. Однако в целом комментарии были положительными. [ 31 ] В статье для газеты «Аль-Билад» Мохаммед аль-Махфод заявил, что книгу стоит прочитать и зайти. [ 32 ] В обзоре Аль-Хаята предостерегается не судить о книге по оптимистичному изображению на обложке или названию. Он похвалил книгу и назвал ее «вдумчивым и интересным исследованием». [ 33 ] автором Фахад аль-Хиндал похвалил критическое прочтение трех волн надежды в обзоре, опубликованном в газете Al Rai . [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Сноски
- ^ Кадхим 2013 , стр. 2.
- ^ Надер Казем [Надер Кадхим]. Аль-Васат (газета Бахрейна) (на арабском языке). 13 апреля 2013 года . Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ Далакура 2012 , стр. 63–5.
- ^ Далакура 2012 , стр. 65–6.
- ^ Далакура 2012 , стр. 66, 69.
- ^ Эдит М. Ледерер (25 июля 2013 г.). «Число погибших в Сирии возросло до 100 000, заявил глава ООН Пан Ги Мун» . Хаффингтон Пост . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 3 апреля 2014 г.
- ^ Далакура 2012 , с. 66.
- ^ Далакура 2012 , стр. 72, 79.
- ^ Лиз Дусе (13 декабря 2013 г.). «Тяжелая зима для арабской весны» . Новости Би-би-си . Проверено 4 апреля 2014 г.
- ^ Ванесса Такер (сентябрь 2012 г.). Расхождение и упадок: Ближний Восток и мир после арабской весны (PDF) (Отчет). Дом Свободы . стр. 1–4 . Проверено 4 апреля 2014 г.
- ^ Кадхим 2013 , стр. 9–12.
- ^ Jump up to: а б с Хабиб Хайдар (22 июня 2013 г.). Казем: Блог «Надежда» исследует арабскую весну . Аль-Васат (на арабском языке) . Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Надер Казем выпускает «Спасение надежды: долгий путь к арабской весне» . Аль-Васат (на арабском языке). 13 апреля 2013 года . Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ Кадхим 2013 , стр. 13, 41, 55, 67–8, 85–7, 93, 116, 132.
- ^ Кадхим 2013 , стр. 14, 88–92, 108, 124, 132.
- ^ Кадхим 2013 , стр. 14–5, 98–9, 101–2, 114–5, 125–7, 144, 150–1, 156–9.
- ^ Кадхим 2013 , стр. 174, 182–7, 192, 196, 198, 200–1, 208.
- ^ Кадхим 2013 , стр. 250–6, 279–86.
- ^ Кадхим 2013 , стр. 24–5, 289–92.
- ^ Кадхим 2013 , стр. 13, 67.
- ^ Кадхим 2013 , стр. 88–91, 103, 107, 111, 117–8, 129, 131, 138, 146, 148, 152.
- ^ Кадхим 2013 , стр. 175, 180–5, 191, 196, 200, 205, 207, 224, 228–9.
- ^ Jump up to: а б Махир Абдулкадир (1 июня 2013 г.). Спасая надежду...чтение книги Надера Казема . Аль-Аям (Бахрейн) (на арабском языке) . Проверено 10 апреля 2014 г.
- ^ Мохаммед Нуаман Джалал (4 января 2014 г.). Проходные записи на полях книги Надера Казема «Спасение надежды» (1) [Проходящие заметки на полях книги Надера Кадхима « Спасительная надежда» (1)]. Аль-Васат (на арабском языке) . Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ Мохаммед Нуаман Джалал (6 января 2014 г.). Проходные записи на полях книги Надера Казема «Спасая надежду» (2) [Проходящие заметки на полях книги Надера Кадхима « Спасительная надежда» (2)]. Аль-Васат (на арабском языке) . Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ Хасан Мадан (22 апреля 2013 г.). Чтение Надера Казема . Аль-Аям (на арабском языке) . Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ Хасан Мадан (23 апреля 2013 г.). Надер Казем: Терять надежду или спасать ее? . Аль-Аям (на арабском языке) . Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ Хасан Мадан (24 апреля 2013 г.). Надер Казем и три волны . Аль-Аям (на арабском языке) . Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ Хасан Мадан (25 апреля 2013 г.). Надер Казем и критика гражданского общества . Аль-Аям (на арабском языке) . Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ Хасан Мадан (28 апреля 2013 г.). Старое умирает, а новое не рождается . Аль-Аям (на арабском языке) . Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ Критические столкновения и разные прочтения «Спасения надежды» . Аль-Аям (на арабском языке). 26 июня 2013 года . Проверено 10 апреля 2014 г.
- ^ Мохаммед аль-Махфод (17 апреля 2013 г.). «Спасение надежды» — другое прочтение «арабской весны» . Аль-Билад (на арабском языке) . Проверено 10 апреля 2014 г.
- ^ «Спасение надежды»... Поднимаемся на дно . Аль-Хаят (на арабском языке). 6 августа 2013 года . Проверено 10 апреля 2014 г.
- ^ Фахад Тауфик аль-Хиндал (1 августа 2013 г.). Запятая / Спасая надежду... Голос разума . Аль-Рай (на арабском языке) . Проверено 10 апреля 2014 г.
- Библиография
- Далакура, Катерина (20 января 2012 г.). «Восстания 2011 года на арабском Ближнем Востоке: политические изменения и геополитические последствия» (PDF) . Международные дела . 88 (1). Чатем-Хаус : 63–79. дои : 10.1111/j.1468-2346.2012.01057.x . Проверено 3 апреля 2014 г.
- Кадхим, Надер (2013). Спасая надежду: долгий путь к арабской весне [ Спасение надежды: долгий путь к арабской весне ] (на арабском языке). Масаа Издательство и распространение.