Тысячеликий герой
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2023 г. ) |
Автор | Джозеф Кэмпбелл |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Мифология |
Опубликовано |
|
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
ISBN | 978-1-57731-593-3 |
201/.3 22 | |
Класс ЛК | БЛ313 .C28 2008 г. |
«Тысячеликий герой» (впервые опубликовано в 1949 году) — произведение Джозефа Кэмпбелла по , сравнительной мифологии в котором автор обсуждает свою теорию мифологической структуры путешествия архетипического героя, встречающуюся в мировых мифах.
Со времени публикации «Героя с тысячью лиц » теория Кэмпбелла сознательно применялась самыми разными современными писателями и художниками. Режиссер Джордж Лукас признал теорию Кэмпбелла в мифологии и ее влияние на фильмы «Звездных войн» . [1]
Фонд Джозефа Кэмпбелла и библиотека «Новый мир» выпустили новое издание « Героя с тысячью лиц» в июле 2008 года как часть Собрание сочинений Джозефа Кэмпбелла» серии книг, аудио- и видеозаписей « . В 2011 году журнал Time включил ее в число 100 самых влиятельных книг, написанных на английском языке с 1923 года. [2]
Резюме [ править ]
Кэмпбелл исследует теорию, согласно которой мифологические повествования часто имеют общую фундаментальную структуру. Сходство этих мифов побудило Кэмпбелла написать свою книгу, в которой он подробно описывает структуру мономифа . Мотив архетипического повествования он называет «приключением героя». В известном отрывке из предисловия к «Тысячеликому герою» Кэмпбелл резюмирует мономиф:
Герой . отправляется из повседневного мира в область сверхъестественных чудес: там встречаются сказочные силы и одерживается решающая победа: герой возвращается из этого таинственного приключения с силой даровать блага своим собратьям [3]
Излагая мономиф, Кэмпбелл описывает ряд этапов или шагов на этом пути. «Приключения героя» начинаются в обычном мире . Ему придется уйти из обычного мира , когда он получит зов к приключениям . С помощью наставника герой переступит охраняемый порог , ведущий его в сверхъестественный мир, где не действуют привычные законы и порядок. Там герой встанет на путь испытаний , где ему предстоит пройти испытания на своем пути. Архетипическому герою иногда помогают союзники . Когда герой сталкивается с испытанием, он сталкивается с величайшим испытанием на своем пути. Приняв вызов, герой получит награду или благо . Теория мономифа Кэмпбелла продолжается включением метафорической смерти и воскресения . Затем герой должен решить вернуться с этим даром в обычный мир . героя ждут новые испытания На обратном пути . По возвращении героя дар или дар могут быть использованы для улучшения обычного мира героя, что Кэмпбелл называет применение блага .
Хотя многие мифы, похоже, следуют схеме мономифа Кэмпбелла, существуют некоторые различия в включении и последовательности некоторых этапов. Тем не менее, существует множество литературы и фольклора, которые следуют мотиву архетипического повествования, параллельно более общим шагам «Ухода» (иногда называемого «Разлукой »), «Посвящения» и «Возвращение». «Отъезд» рассказывает о герое, отправляющемся на поиски, включая призыв к приключениям . «Посвящение» относится к приключениям героя, которые испытают его на пути. Последняя часть мономифа — «Возвращение», повествующая о пути героя домой.
Кэмпбелл изучал религиозную, духовную, мифологическую и литературную классику, включая истории Осириса , Прометея , Будды , Моисея , Мухаммеда и Иисуса . В книге указываются сходства историй и ссылаются на них, разрушая структуру мономифа.
В книге обсуждается «путешествие героя» с использованием концепций Фрейда, популярных в 1940-х и 1950-х годах. Теория Кэмпбелла включает в себя смесь юнгианских архетипов , бессознательных сил и Арнольда ван Геннепа структурирование ритуалов перехода , чтобы обеспечить некоторое освещение. [4] «Путешествие героя» продолжает оказывать влияние на художников и интеллектуалов в современном искусстве и культуре, предполагая базовую полезность идей Кэмпбелла за пределами форм анализа середины 20-го века.
Предыстория [ править ]
Кэмпбелл использовал работы теоретиков начала 20-го века для разработки своей модели героя (см. также структурализм ), включая Фрейда (особенно Эдипов комплекс ), Карла Юнга ( архетипические фигуры и коллективное бессознательное ) и Арнольда Ван Геннепа . Ван Геннеп предложил концепцию трех стадий «Обряда перехода» . Кэмпбелл перевел это в «Разделение , Посвящение и Возвращение» . Он также обратился к работам психоаналитика Отто Ранка и этнографов Джеймса Джорджа Фрейзера и Франца Боаса .
Кэмпбелл был известным исследователем Джеймса Джойса , написав в соавторстве «Отмычный ключ к поминкам по Финнегану» с Генри Мортоном Робинсоном . Кэмпбелл заимствовал термин «мономиф» Джойса из «Поминок по Финнегану» . Джойса Кроме того, «Улисс» также оказал большое влияние на структурирование архетипического мотива.
История публикаций [ править ]
Книга была первоначально опубликована Фондом Боллингена через Pantheon Press как семнадцатое издание в серии Боллинген. Эту серию взяла на себя издательство Princeton University Press , которое публиковало книгу до 2006 года. Первоначально выпущенная в 1949 году и отредактированная Кэмпбеллом в 1968 году, книга «Тысячеликий герой» переиздавалась несколько раз. В репринтах, выпущенных после выхода «Звездных войн» использовалось изображение Марка Хэмилла в роли Люка Скайуокера в 1977 году , на обложке . Издательство Принстонского университета выпустило памятное издание второго издания в 2004 году по случаю совместного столетия со дня рождения Кэмпбелла и основания издательства с добавленным предисловием Клариссы Пинколы Эстес .
Третье издание, составленное Фондом Джозефа Кэмпбелла и опубликованное Библиотекой Нового Мира , было выпущено как двенадцатое издание в серии «Собрание сочинений Джозефа Кэмпбелла» в июле 2008 года.
«Тысячеликий герой» переведен более чем на двадцать языков, включая испанский, португальский, французский, немецкий, итальянский, японский, корейский, китайский ( упрощенный и традиционный ), турецкий, голландский, греческий, датский, норвежский, персидский, польский, На румынском, чешском, хорватском, сербском, словенском, русском, венгерском, болгарском и иврите, по всему миру было продано более миллиона копий. [5]
Художники, на которых повлияло произведение [ править ]
В книге «Пути к блаженству: мифология и трансформация личности» , основанной на поздних лекциях и семинарах Кэмпбелла, он говорит о художниках и мономифе:
Художники – волшебные помощники. Вызывая символы и мотивы, которые связывают нас с нашим более глубоким «я», они могут помочь нам в героическом путешествии нашей собственной жизни. [...]
Художник призван соединить предметы этого мира так, чтобы через них вы ощутили тот свет, то сияние, которое есть свет нашего сознания и который все вещи одновременно скрывают и, при правильном рассмотрении, раскрывают.Путешествие героя — один из универсальных шаблонов, через которые ярко проявляется это сияние. Я думаю, что хорошая жизнь — это одно путешествие героя за другим. Снова и снова вас зовут в царство приключений, вас зовут к новым горизонтам. Каждый раз возникает одна и та же проблема: осмелюсь ли я? И тогда, если ты решишься, опасности будут там, и помощь тоже, и исполнение или фиаско. Всегда есть вероятность фиаско.
Но есть и возможность счастья.
— Джозеф Кэмпбелл, [6]
Влияние на художников [ править ]
«Тысячеликий герой» оказал влияние на ряд художников, режиссеров, музыкантов, продюсеров и поэтов. Некоторые из этих фигур включают Боба Дилана , Джорджа Лукаса , Марка Бернетта и Джима Моррисона . Кроме того, Микки Харт , Боб Вейр и Джерри Гарсия из Grateful Dead давно отметили влияние Кэмпбелла и приняли участие в семинаре с Кэмпбеллом в 1986 году под названием «От ритуала к восторгу». [7]
В фильме [ править ]
Стэнли Кубрик познакомил Артура Кларка с книгой во время написания « Космической одиссеи 2001 года» . [8]
Сознательное использование Джорджем Лукасом теории мономифа Кэмпбелла при создании фильмов «Звездные войны» хорошо задокументировано. В выпуске DVD со знаменитой беседой между Кэмпбеллом и Биллом Мойерсом , снятой на ранчо Лукаса Скайуокер и транслировавшейся в 1988 году на канале PBS под названием «Сила мифа» , Кэмпбелл и Мойерс обсуждали использование Лукасом « Тысячеликого героя» при создании своих фильмов. [9] Сам Лукас рассказал, как работа Кэмпбелла повлияла на его подход к рассказыванию историй и созданию фильмов. [10]
В играх [ править ]
Дженова Чен , ведущий дизайнер thatgamecompany , также называет The Hero's Journey основным источником вдохновения для для PlayStation 3 . игры Journey (2012) [11]
В литературе [ править ]
Кристофер Фоглер , голливудский кинопродюсер и писатель, написал для Disney Studios памятку по использованию «Тысячелого героя» в качестве руководства для сценаристов; эта памятка повлияла на создание таких фильмов, как «Красавица и чудовище» (1991), «Аладдин» (1992) и «Король Лев» (1994). Позже Фоглер расширил памятку и опубликовал ее как книгу « Путешествие писателя: мифическая структура для писателей» , которая стала источником вдохновения для ряда успешных голливудских фильмов и, как полагают, использовалась при разработке сериала «Матрица» . [ нужна ссылка ]
Писатель Ричард Адамс признает, что он в долгу перед творчеством Кэмпбелла и, в частности, перед концепцией мономифа. [12] В своей самой известной работе « Уотершип Даун » Адамс использует отрывки из «Героя с тысячью лиц» в качестве эпиграмм глав. [13]
Автор Нил Гейман , чьи работы часто рассматриваются как образец структуры мономифа, [14] говорит, что начал «Тысячеликого героя», но отказался его закончить:
«Думаю, я прочел примерно половину «Тысячеликого героя» и поймал себя на мысли, правда ли это — я не хочу знать. Я действительно предпочел бы не знать этого. Я лучше сделаю это, потому что это правда. и поскольку я случайно создал что-то, что попадает в этот шаблон, мне не сказали, что это за шаблон». [15]
Многие ученые и рецензенты отмечают, насколько близко книги Джоан Роулинг популярные о Гарри Поттере соответствуют схеме мономифа. [16]
На телевидении [ править ]
Дэн Хармон , создатель сериалов «Сообщество» и «Рик и Морти» , использовал мономиф как вдохновение для своей работы. [17]
См. также [ править ]
- Золотая ветвь Джеймса Джорджа Фрейзера
- Железная мечта , Норман Спинрад
- Семь основных сюжетов Кристофера Букера
- Архетипическая литературная критика
- Владимир Пропп
- Системы классификации Аарне – Томпсона
- Bildungsroman
- Миф о рождении героя Отто Ранк
- Кишу Рьюритан
Ссылки [ править ]
- ^ Джозеф Кэмпбелл, Путешествие героя: Джозеф Кэмпбелл о его жизни и работе , 3-е издание, Фил Кузино, редактор. Новато, Калифорния: Библиотека Нового Мира, 2003, стр. 186–187.
- ^ «Идеи: Тысячеликий герой Джозефа Кэмпбелла» . Время . 30 августа 2011 г.
- ^ Джозеф Кэмпбелл. Тысячеликий герой. Принстон: Издательство Принстонского университета, 1968, стр. 30 / Новато, Калифорния: Библиотека Нового Мира, 2008, с. 23.
- ↑ С конца 1960-х годов, с появлением постструктурализма , такие теории, как мономиф (в той степени, в которой они основаны на структурализме ), потеряли позиции в академическом мире. Тем не менее, резонанс этой теории и схемы Кэмпбелла сохраняется; Каждый год «Тысячеликий герой» используется в качестве учебника на тысячах университетских курсов по всему миру. Источник: сайт Фонда Джозефа Кэмпбелла .
- ^ Полное собрание сочинений базы данных Джозефа Кэмпбелла на веб-сайте Фонда Джозефа Кэмпбелла , по состоянию на 2 июля 2010 г.
- ^ Пути к блаженству: мифология и трансформация личности , под редакцией Дэвида Кудлера. Новато, Калифорния: Библиотека Нового Мира, 2004, стр. 132, 133.
- ^ Стивен Ларсен и Робин Ларсен, Джозеф Кэмпбелл: Огонь в разуме , стр. 540.
- ^ «Сайт Кубрика: Дневник Кларка 2001 года (отрывки)» . www.visual-memory.co.uk . Проверено 2 марта 2015 г.
- ^ «Джозеф Кэмпбелл и сила мифа — 1 сезон, 1 серия: Приключение героя — TV.com» . ТВ.com . CBS Интерактив . Проверено 2 марта 2015 г.
- ^ Джозеф Кэмпбелл, Путешествие героя, лок. цит .
- ^ Кевин О'Ханнессян, ИГРОВОЙ ДИЗАЙНЕР ДЖЕНОВА ЧЕН ОБ ИСКУССТВЕ, СТОЯЩЕМ ЗА ЕГО «ПУТЕШЕСТВИЕМ» ; Журнал CoCreate
- ^ Бриджмен, Джоан (август 2000 г.). «Ричард Адамс в восемьдесят». Современное обозрение (The Contemporary Review Company Limited) 277.1615: 108. ISSN 0010-7565 .
- ^ Ричард Адамс, Уотершип Даун . Скрибнер, 2005, с. 225. ISBN 978-0-7432-7770-9
- ^ См. Стивена Рауха, » Нила Геймана «Песочный человек и Джозеф Кэмпбелл: В поисках современного мифа , Wildside Press, 2003.
- ^ «Миф, магия и разум Нила Геймана — обзор Wild River» . wildriverreview.com . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 2 марта 2015 г.
- ^ Шэрон Блэк, « Магия Гарри Поттера: символы и герои фэнтези », Детская литература в образовании , Springer Нидерланды, том 34, номер 3 / сентябрь 2003 г. [ мертвая ссылка ] , стр. 237–247, ISSN 0045-6713 ; Патрик Шеннон, «Гарри Поттер как классический миф»; Дебора Де Роза, «Волшебные вызовы и подтверждения парадигмы инициации в Гарри Поттере» , « Критические перспективы Гарри Поттера», Элизабет Хейлеман, изд. Routledge, 2002, стр. 163–183 — имеется множество подобных ссылок.
- ^ Чувство общности: очерки телесериала и его фэндома . (МакФарланд, 2014) с. 24. ISBN 1476615713
Библиография [ править ]
- Кэмпбелл, Джозеф. Путешествие героя: Джозеф Кэмпбелл о его жизни и работе . Отредактировано и с введением Фила Кузино . Предисловие Стюарта Л. Брауна, исполнительного редактора. Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1990.
- Кэмпбелл, Джозеф и Генри Мортон Робинсон. Отмычка к фильму «Поминки по Финнегану» , 1944 год.
- Кэмпбелл, Джозеф. Тысячеликий герой . 1-е издание, Фонд Боллингена, 1949 г. 2-е издание, Princeton University Press. 3-е издание, Библиотека Нового Мира, 2008 г.
- Кэмпбелл, Джозеф. Пути к блаженству: мифология и личностная трансформация . Под редакцией Дэвида Кудлера. Новато, Калифорния: Библиотека Нового Мира, 2004.
- Форд, Клайд В. Герой с африканским лицом. Нью-Йорк: Бантам, 2000.
- Хендерсон, Мэри. Звездные войны: Магия мифа. Сопутствующий том к выставке в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института . Нью-Йорк: Бантам, 1997.
- Ларсен, Стивен и Робин Ларсен. Джозеф Кэмпбелл: Огонь в разуме. Рочестер, Вермонт: Внутренние традиции, 2002.
- Манганаро, Марк. Миф, риторика и голос власти: критика Фрейзера, Элиота, Фрая и Кэмпбелла. Нью-Хейвен: Йель, 1992.
- Мойерс, Билл и Джозеф Кэмпбелл. Сила мифа . Ведущий: переиздание, 1991 г. ISBN 0-385-41886-8
- Пирсон, Кэрол и Кэтрин Поуп. Женщина-герой в американской и британской литературе. Нью-Йорк: Р. Р. Боукер, 1981.
- Фоглер, Кристофер . Путешествие писателя: мифическая структура для писателей . Студия-Сити, Калифорния: Michael Wiese Productions, 1998.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Лиминг, Дэвид Адамс (1998) [1973]. Мифология; Путешествие героя . Издательство Оксфордского университета.