Управление водными ресурсами в Бразилии
Управление водными ресурсами в Бразилии | |
---|---|
Вывод средств по секторам в 2000/2001 году |
|
Возобновляемые водные ресурсы | 8233 км 3 |
Поверхностные воды, добываемые внутри страны | 5418 км 3 |
Пополнение подземных вод | 1874 км 3 |
Перекрытие разделяется поверхностными и подземными водами | 1874 км 3 |
Возобновляемые водные ресурсы на душу населения | 43 028 м 3 /год |
Водно-болотные угодья включены в список Рамсарских угодий | 6,4 млн га |
Производство гидроэлектроэнергии | 81% |
Управление водными ресурсами является ключевым элементом стратегии Бразилии по содействию устойчивому росту и построению более справедливого и инклюзивного общества. Достижения Бразилии за последние 70 лет были тесно связаны с развитием гидравлической инфраструктуры для производства гидроэлектроэнергии, а в последнее время - с развитием ирригационной инфраструктуры, особенно в северо-восточном регионе.
Две проблемы в управлении водными ресурсами выделяются своими огромными социальными последствиями: (i) ненадежный доступ к воде с сильным негативным воздействием на уровень жизни и здоровья сельского населения на северо-востоке, где проживают два миллиона домохозяйств, большинство из которых живут в крайней нищете. и (ii) загрязнение воды в крупных городских центрах и вблизи них, что ставит под угрозу здоровье бедного населения, наносит ущерб окружающей среде и увеличивает стоимость очистки воды для пользователей ниже по течению.
История управления водными ресурсами и недавнее развитие
[ редактировать ]Как и во многих других странах, управление водными ресурсами в Бразилии исторически основывалось на крупных инвестициях в гидравлическую инфраструктуру. С момента строительства первой гидроэлектростанции в 1901 году до середины 1970-х годов гидроэнергетика была основным направлением управления водными ресурсами. В 1934 г., после внесения нескольких изменений в первый проект 1907 г., был утвержден Водный кодекс. Водный кодекс был первым законом об управлении водными ресурсами в Бразилии и применялся более 60 лет. [1] Водный кодекс гарантировал бесплатное использование любой воды для удовлетворения основных жизненных потребностей и разрешал каждому использовать любую общественную воду с соблюдением административных правил. Некоторые из его положений, такие как принцип «загрязнитель платит» , были введены задолго до того, как этот принцип стал всемирно признанным передовой практикой.
Намерение реформировать систему управления водными ресурсами Бразилии начало формироваться в 1970-х годах, когда другие водопользователи поставили под сомнение приоритет, отдаваемый гидроэнергетике. Федеральное правительство и такие штаты, как Сан-Паулу и Сеара, создали различные инициативы и учреждения по управлению водными ресурсами. Конституционная реформа 1988 года стала первым шагом на пути создания Национального закона о воде, ответственность за который была передана федеральному правительству. Реформированная Конституция также установила различие между водой, контролируемой на федеральном уровне, для рек, пересекающих границы штатов, и водой, контролируемой штатом, для рек и подземных вод, которые полностью остаются в пределах границ штата. Основываясь на этой новой ответственности, штаты начали внедрять свои собственные системы управления водными ресурсами. Сан-Паулу стал пионером этого процесса в 1991 году (см. « Управление водными ресурсами в столичном регионе Сан-Паулу »). Сегодня 25 из 26 штатов Бразилии и Федеральный округ приняли законы по модернизации управления водными ресурсами (см. штаты Бразилии ).
После шестилетних переговоров федеральное правительство одобрило Национальный закон о воде 1997 года (№ 9433), направленный на включение современных принципов и инструментов управления водными ресурсами в систему управления водными ресурсами Бразилии. Национальное управление водных ресурсов было создано в 2000 году с целью реализации Национального закона о воде. Многочисленные местные, региональные и национальные инициативы, государственные и частные организации, а также технические, научные и профессиональные ассоциации также играют роль в системе управления водными ресурсами Бразилии. [2]
База водных ресурсов
[ редактировать ]Ресурсы поверхностных и подземных вод
[ редактировать ]Бразилия всегда считалась страной, богатой водой. По оценкам, около 12% мировых ресурсов поверхностных вод расположены в стране. В 2007 году обеспеченность водой на душу населения достигла 43 027 м3. 3 в год, что выше среднемирового показателя в 8 209 м3. 3 на душу населения в том же году. Однако за этим впечатляющим средним показателем скрывается крайне неравномерное распределение водных ресурсов между регионами.

Только на бассейн реки Амазонки, который покрывает 48% территории страны, приходится 75% ресурсов пресной воды Бразилии, но здесь проживает только 4% ее населения. Наиболее резкое отклонение от изобилия можно обнаружить в северо-восточном регионе, который включает большую часть полузасушливого региона страны. Северо-восточный регион, на который приходится 18% территории Бразилии и около 28% ее населения, располагает только 5% водных ресурсов страны и подвержен периодическим сильным засухам, неурожаям и нехватке продовольствия. Юго-восток, где проживает 73% населения страны, 11% ее территории и около 10% водных ресурсов, является сердцем промышленной экономики Бразилии, а также самым высоким сельскохозяйственным производством. [3]
В Бразилии есть три речных бассейна (Амазонка, Токантинс и Сан-Франциско) и два бассейновых комплекса: река Плата, имеющая три бразильских суббассейна (Парана, Верхний Парагвай и Уругвай), а также остальные реки, впадающие в Атлантический океан. разделены на несколько бассейнов. Бассейны Амазонки и Токантинс-Арагуая на севере составляют 56 процентов общей водосборной площади Бразилии. Река Амазонка , крупнейшая в мире река по объёму воды и вторая по длине после Нила , судоходна на океанских пароходах до Икитоса в Перу . Река Сан-Франциско — крупнейшая река на территории Бразилии, текущая на север на протяжении более 1609 км, прежде чем повернуться на восток в Атлантический океан. Последние 277 км нижнего течения реки судоходны для океанских судов. Речная система Парана-Парагвай истощает юго-западную часть штата Минас-Жерайс. Два самых южных штата Бразилии частично впадают в реку Уругвай, впадающую в реку Плата. Приток Амазонки в Бразилию составляет 1,9 млрд куб. м в год, так что общие ресурсы поверхностных вод в стране достигают в среднем 8,2 млрд куб. м в год. [4]
Название бассейна | Площадь поверхности (1000 км 2 ) | Осадки (мм/год) | Эвапотранспирация (мм/год) |
---|---|---|---|
Бассейн Амазонки | 3935 | 8735.7 | 4918.8 |
Токантинс-Арагуая | 757 | 1256.6 | 884.2 |
Север и Северо-Восток | 1029 | 1533.0 | 1239.6 |
San Francisco | 634 | 580.7 | 490.7 |
Восточная Атлантика | 634 | 321.0 | 246.2 |
Парана-Парагвай | 1245 | 2139.9 | 1656.7 |
Уругвай | 178 | 278.9 | 148.1 |
Юго-Восточная Атлантика | 224 | 312.3 | 176.7 |
ОБЩИЙ | 8547 | 15158.1 | 9761.0 |
Источник : ФАО
Объем запасов подземных вод в Бразилии глубиной менее 1000 м, пригодных для использования человеком, оценивается в 112 000 км2. 3 , с сильно варьирующимися скоростями извлечения. [4] В Бразилии подземные воды используются в сельских районах для бытового водоснабжения и орошения в умеренных масштабах. По оценкам, используется около 300 000 скважин и ежегодно бурится еще более 10 000. В больших масштабах подземные воды начинают использоваться в районах, где источники поверхностных вод недостаточны, где они интенсивно используются или где их использование проблематично из-за сильного загрязнения воды (Центральная и Южная Бразилия). [5]
Емкость хранилища и инфраструктура
[ редактировать ]Это зависит от региона. Северо-восточный штат Сеара с 7227 плотинами имеет совокупную максимальную емкость хранения 11 миллиардов кубических метров. Однако потери от поверхностного испарения эквивалентны значительной части годового притока в водохранилища из-за засушливых климатических условий и мелководья водоемов. [6] Река Амазонка на большей части своей длины чрезвычайно широка, поэтому большая часть плотин расположена на ее притоках. Плотина Тукуруи , расположенная на реке Токантинс в северо-восточном регионе, имеет мощность 110 миллиардов кубометров и генерирующую мощность 8000 МВт. [7]
Качество воды
[ редактировать ]Сточные воды являются основной причиной загрязнения воды в Бразилии, серьезной проблемой, которая подрывает качество жизни, здоровье и экономическое развитие в крупных мегаполисах и оказывает непропорциональное воздействие на бедняков в трущобах, окружающих крупнейшие города Бразилии. По данным Национального исследования санитарных условий (PNSB) 2000 года, очищается менее 10% сточных вод, образующихся в городских районах. PNSB 2000 года было последним исследованием водоснабжения для потребления человеком, а также сбором и очисткой сточных вод, проведенным по всей стране. [5] Управление качеством воды также осуществляется штатами, хотя качество их систем мониторинга воды и исследований сильно различается. В 2006 году только девять штатов Бразилии имели системы мониторинга качества воды, получившие оценку «отлично» или «очень хорошо»; в пяти были хорошие или справедливые системы; и у тринадцати были слабые системы. [8]
Юго-восточный штат Сан-Паулу, где система мониторинга считается очень хорошей, в своем последнем исследовании зарегистрировал высокие микробиологические показатели, свидетельствующие о загрязнении бытовыми сточными водами как вверх, так и вниз по течению реки Байрру-да-Серра, и даже более высокие показатели из двух ее основных притоков. [9]
Управление водными ресурсами по секторам
[ редактировать ]Водоснабжение и канализация
[ редактировать ]На внутреннее потребление приходится 21% водозабора в Бразилии. Сектор водоснабжения и санитарии в Бразилии оказался устойчивым и изобретательным, несмотря на огромные проблемы и сохраняющееся неравенство в этом секторе. За последние десятилетия было достигнуто многое, включая устойчивое повышение эффективности и доступа. Доступ к улучшенному водоснабжению увеличился с 93% в 1990 г. до 90 % в 2004 г., а доступ к улучшенным санитарным услугам увеличился с 71 % до 75 %. [10]
Орошение и дренаж
[ редактировать ]Около 61% всего водозабора в Бразилии используется для орошения, что ниже среднего водозабора для орошения в Латинской Америке, составляющего 71%. Орошаемая площадь в 1998 году составляла 2,8 млн га, что составляет 5,7% посевных площадей. Ирригационный потенциал Бразилии оценивается в 29,3 млн га, включая только районы, где орошение может быть развито, и исключая районы высокой экологической ценности в северном регионе (бассейны Амазонас и Токантинс). Неэффективное орошение привело к проблемам засоления и дренажа на 15 000 га, в основном на северо-востоке (из общей орошаемой площади 736 000 га), что поставило под угрозу продуктивность этих земель. [4]
Гидроэнергетика
[ редактировать ]
Доступ к электроэнергии увеличился с менее чем 500 киловатт-часов (кВт·ч) на душу населения в 1970 году до более чем 2000 кВт·ч на душу населения в 2000 году. Эти результаты были достигнуты главным образом за счет развития гидроэнергетики, на которую в настоящее время приходится 81% установленной мощности Бразилии (69 гигаватт из 79). [11]
В Бразилии также находится крупнейшая действующая гидроэлектростанция плотина в мире — Итайпу , которая была построена с 1975 по 1991 год в рамках совместного строительства на реке Парана . Его 18 энергоблоков имеют общую производственную мощность 12 600 МВт (мегаватт) и надежную выработку 75 миллионов МВтч в год, обеспечивая 25% энергоснабжения Бразилии и 78% Парагвая (в 1995 г.). [12]
Водные экосистемы
[ редактировать ]В Бразилии обитает больше видов пресноводных рыб, чем в любой другой стране на земле, с крупнейшим в мире бассейном реки Амазонка и самой большой в мире тропической поймой Пантанал . Только в реке Амазонке насчитывается около 2000 видов рыб, больше, чем во всей Северной Америке. [13]

Пантанал занимает площадь не менее 140 000 квадратных километров, что более чем в четыре раза превышает площадь Эверглейдс во Флориде в Северной Америке. По оценкам, здесь обитает около 700 видов птиц, включая колпицы , и 26 видов попугаев , включая находящегося под угрозой исчезновения гиацинтового ара . Пантанал также является домом для капибары , крупнейшего в мире грызуна. В этой водно-болотной среде процветает рыба (отмечено более 260 видов). Незаконное браконьерство, вырубка лесов, чрезмерный вылов рыбы, загрязнение сточными водами, сельскохозяйственными пестицидами и металлическими загрязнителями наносят все больший ущерб окружающей среде в этом районе. [14]
В 2007 году Бразилия определила девять участков , соответствующих критериям водно-болотных угодий международного значения в соответствии с Рамсарской конвенцией, семь из которых являются водно-болотными угодьями материковой части. В их число входят три национальных парка: один в Пантанале (Parque Nacional do Pantanal Mato-Grossense); один в Арагуайе (Национальный парк Арагуайя); и один в лагуне Пейше (Национальный парк Лагоа-ду-Пейше); две природоохранные зоны в штате Мараньян ( природоохранная зона Байшада-Мараньенсе и природоохранная зона Реентрансиас-Мараньенсис); Частный заповедник водно-болотных угодий в Пантанале (SESC Pantanal Private Natural Heritage Reserve); и заповедник устойчивого развития Мамирауа . [8]
В 2006 году правительство Бразилии утвердило свой первый План управления пресной водой, заверив, что водное биоразнообразие станет важным аспектом планирования пресной воды для всей страны. Благодаря этому плану правительство Бразилии прямо сделало биоразнообразие частью процесса принятия решений по использованию ресурсов пресной воды страны. [13]
Правовая и институциональная база
[ редактировать ]Международно-правовая база
[ редактировать ]Бразилия подписала множество договоров с соседними странами, направленных на содействие устойчивому использованию общих водных ресурсов. Договор Рио-де-ла-Плата вступил в силу в 1977 году и действует как политическое связующее звено между странами Южного конуса ( Аргентина , Бразилия, Боливия , Парагвай и Уругвай ). Его основными целями являются устойчивое использование водных ресурсов; развитие региона с сохранением флоры и фауны; физическая, речная и наземная интеграция; и содействие расширению знаний о бассейне, его ресурсах и потенциале.
Договор о сотрудничестве в бассейне реки Амазонки (TCA) был подписан в 1978 году Бразилией, Колумбией , Эквадором , Гайаной , Перу , Суринамом и Венесуэлой и вступил в силу для Бразилии в 1980 году. Основная цель Соглашения о сотрудничестве в бассейне реки Амазонки заключается в содействии гармоничному развитию бассейна Амазонии. , чтобы обеспечить справедливое распределение благ, улучшить качество жизни своих народов и добиться полного включения их территорий Амазонки в их соответствующие внутренние экономики.
Другие договоры включают: (i) Соглашение о сотрудничестве в использовании природных ресурсов и освоении бассейна реки Карай; и (ii) Договор об использовании общих природных ресурсов приграничных участков реки Уругвай и ее притока, реки Пепири-Гуасу , между Бразилией и Аргентиной.
Национальная правовая база
[ редактировать ]Конституция 1988 года установила различие между водой, контролируемой на федеральном уровне, для рек, озер и лагун за пределами государственных границ (статья 20), и водой, контролируемой государством, для рек и подземных вод, которые остаются полностью в пределах границ штата (статья 26). Такое определение воды, контролируемой государством, усложняет эффективное управление некоторыми важными реками страны, поскольку невозможно эффективно управлять основным руслом реки, контролируемой государством, без контроля за развитием водных ресурсов на контролируемых государством притоках реки. [4]
После шестилетних переговоров Конгресс в январе 1997 года принял Национальный закон о воде № 9433 (NWL), который включает большинство современных принципов и инструментов управления водными ресурсами. ЧПП утверждает, что вода является общественным благом и ограниченным природным ресурсом, имеющим экономическую ценность; в условиях нехватки воды приоритетным является использование воды для потребления людьми и животными; управление водными ресурсами должно всегда обеспечивать многократное использование вод; бассейн реки является территориальной единицей водного хозяйства; а управление водными ресурсами должно быть децентрализованным и основанным на широком участии. В июле 2000 года Федеральным законом № 9984 было создано Национальное управление водных ресурсов (Autoridade Nacional da Agua – ANA) с полномочиями осуществлять национальную водную политику и устанавливать критерии предоставления прав на водопользование и механизмы ценообразования. [4]
Законодательная база дополняется несколькими законами об управлении водными ресурсами, принятыми штатами начиная с 1991 года. Хотя они применялись в разное время за последние 20 лет, большинство этих законов штатов структурно очень похожи между собой и с Национальным водным законом № 9433.
Закон о государственном управлении водными ресурсами
Состояние | Закон №. | Дата вступления в силу |
---|---|---|
Сан-Паулу | 7,663 | декабрь 1991 г. |
Воск | 11,996 | июль 1992 г. |
К | 5,793 | Январь 1994 г. |
Санта-Катарина | 9,748 | ноябрь 1994 г. |
Акко | 1,117 | Январь 1994 г. |
Минас-Жерайс | 11,504 | июнь 1994 г. |
Риу-Гранди-ду-Сул | 10,530 | декабрь 1994 г. |
Баия | 6,855 | май 1995 г. |
Риу-Гранди-ду-Норти | 6,908 | июль 1996 г. |
Параиба | 6,308 | июль 1996 г. |
Союз | 9,433 | Январь 1997 г. |
Пернамбуку | 11,426 | Январь 1997 г. |
Гояс | 13,123 | июль 1997 г. |
Сержипи | 3,870 | сентябрь 1997 г. |
Мату-Гросу | 6,945 | ноябрь 1997 г. |
Алагоас | 5,965 | ноябрь 1997 г. |
Мараньян | 7,052 | декабрь 1997 г. |
Святой Дух | 5,818 | декабрь 1998 г. |
Рио-де-Жанейро | 3,239 | август 1999 г. |
Парана | 12,726 | ноябрь 1999 г. |
Пиауи | 5,165 | август 2000 г. |
Федеральный округ | 2,725 | июнь 2001 г. |
Источник : ММА, 2001 г.
Институциональная организация
[ редактировать ]Национальная система управления водными ресурсами представляет собой сочетание организованных общественных организаций, частных предприятий и представителей гражданского общества, которые делают возможным внедрение инструментов управления водными ресурсами в соответствии с принципами, установленными в законе. Институциональная основа состоит из следующего:
Национальный совет по водным ресурсам (НСВР) является высшей организацией в иерархии системы. Он направлен на содействие интеграции планирования водных ресурсов на национальном, региональном и государственном уровнях, а также между секторами пользователей. В состав НКВР входят представители министерств федерального правительства, а также представители, назначенные советами штатов по водным ресурсам, а также представители водопользователей и гражданских организаций, занимающихся управлением водными ресурсами. Председателем Национального совета по водным ресурсам является министр окружающей среды.
Национальное управление водных ресурсов (Autoridade Nacional da Agua – ANA) отвечает за реализацию Национального плана по водным ресурсам, разработанного NCWR. ANA состоит из десяти функциональных управлений с исполнительными и административными функциями, возглавляемых президентом и четырьмя директорами. ANA находится в ведении Министерства окружающей среды, но обладает административной и финансовой независимостью.
Комитеты речных бассейнов (РБК) представляют собой взаимосвязанные организации, которые объединяют заинтересованные стороны для обсуждения и решения собственных проблем с целью защиты водных ресурсов в регионе речного бассейна. Согласно бразильскому законодательству, они не имеют юридического статуса. В состав СРБ входят представители федерального правительства, штатов или федерального округа, в котором они расположены (даже если только частично), муниципалитетов, водопользователей и гражданских организаций, занимающихся водными ресурсами, которые имеют подтвержденный опыт деятельности в бассейне. Количество представителей каждого упомянутого сектора, а также критерии их назначения определяются в регламентах комитетов.
Водные агентства речных бассейнов действуют как исполнительные секретариаты комитетов речных бассейнов. Хотя между комитетами и агентствами существует тесная связь, последние сильно отличаются от первых. Основное различие заключается в их характере и организации: в то время как комитеты действуют как так называемые в Бразилии «водные парламенты», водные агентства действуют скорее как исполнительные организации.
Гражданские организации по водным ресурсам (CWO) должны быть представлены в Национальном совете по водным ресурсам и участвовать в процессе принятия решений. ОГО могут быть любыми из следующих: (i) межмуниципальные консорциумы, (ii) ассоциации речных бассейнов, (iii) региональные, местные или отраслевые ассоциации водопользователей, (iv) технические, академические и исследовательские организации, и ( v) неправительственные организации (НПО). [15]
Стратегия правительства
[ редактировать ]Национальная политика в области водных ресурсов утверждена Федеральным законом № 9433/97. Национальную политику водных ресурсов можно разделить на три основных раздела:
- Секторальные принципы. К ним относятся: (i) речной бассейн является территориальной единицей для реализации Национальной политики в области водных ресурсов; (ii) управление водными ресурсами должно позволять многократное использование воды; (iii) вода является ограниченным ресурсом, имеющим экономическую ценность; (iv) управление водными ресурсами должно быть децентрализованным и предполагать участие правительства, пользователей и общества; и (v) при нехватке воды приоритет отдается потреблению человеком и поению животных.
- Инструменты управления, напрямую влияющие на водопользователей, такие как разрешения на воду и тарифы на воду, а также принятие решений, такие как планирование водных ресурсов на уровне речного бассейна, штата или страны, информационная система водных ресурсов и классификация водных объектов в соответствии с основными видами использования. .
- Институциональная основа для действия принципов и реализации инструментов, включая: (i) Национальный совет по водным ресурсам, (ii) советы по водным ресурсам штатов и Федерального округа, (iii) комитеты речных бассейнов, (iv) ) государственные органы, функции которых связаны с водой, и (v) водохозяйственные агентства речных бассейнов. [15]
Кроме того, правительство Бразилии реализует ряд инициатив по управлению водными ресурсами, таких как PROAGUA и PRODES. PROAGUA (Programa Nacional de Desenvolvimiento dos Recursos Hidricos - Федеральный проект управления водными ресурсами) направлена на улучшение качества жизни населения, особенно бедных слоев населения, путем сочетания комплексного управления водными ресурсами с расширением и оптимизацией гидравлической инфраструктуры, содействуя рациональному интегрированному и устойчивому развитию. использование и совместное управление водными ресурсами в Бразилии. PRODES (Programa Despoluição de Bacias Hidrográficas или Программа восстановления бассейна) — это инновационная программа федерального правительства Бразилии по финансированию станций очистки сточных вод , одновременно предоставляющая финансовые стимулы для правильной эксплуатации и обслуживания этих станций. Это тип помощи, основанной на результатах , в отличие от программ финансирования, нацеленных только на затраты.
Комиссии пользователей
[ редактировать ]Совсем недавно появление речных бассейновых или суббассейновых комиссий изменило условия дебатов по поводу «идеального масштаба» предоставления услуг водоснабжения. [16]
Создание комиссий пользователей, таких как COGERH (созданная в 1993 году) в Нижнем Ягуарибе / Банабуйу и (недолговечной) аналогичной организации в Куру , послужило пересекающимся целям участия общественности, децентрализации и прозрачности. [17] По словам Лемоса и де Оливейры, такие комиссии пользователей эффективно мобилизовали «многопрофильные» команды экспертов, включая социологов, географов, агрономов и инженеров, «не в качестве организаторов, а в качестве посредников» для более широкого участия в процессах принятия решений. [18]
Комитеты речных бассейнов представляют собой «новую арену принятия решений», которая начала бросать вызов «закрытой и технократической» бюрократии, которую Бразилия унаследовала от своего додемократического прошлого. [19] Например, рекомендация COGERH добровольно сократить потребление воды стала шоком для традиционного истеблишмента, ответственного за водную политику. [20] Комитет по бассейнам рек Пирасикаба (созданный Законом № 7663/1991 , , Капивари и Жундиаи официально оформленный к ноябрю 1993 года) стал пионером в модели совместного принятия решений между пользователями, государственными и местными чиновниками, которая была использована в качестве модели несколькими другими комитеты в штате Сан-Паулу. [19]
Управление водными ресурсами на уровне речного бассейна – бассейн реки Альто-Тиете
[ редактировать ]
См. Также: Управление водными ресурсами в столичном регионе Сан-Паулу.
В отличие от полузасушливого региона, который долгое время находился под федеральным вмешательством, практика управления водными ресурсами в штате Сан-Паулу исторически была местным делом, даже в отношении федеральных вод, пересекающих его. — Река Тиете крупнейшая река штата Сан-Паулу — протекает на протяжении 1100 км от своего восточного истока в столичном регионе Сан-Паулу до западной границы штата, где она впадает в реку Парана , которая затем течет на юг в сторону Рио-де-ла-ла-Паулу. Устье Платы между Аргентиной и Уругваем . Территория бассейна Альто-Тиете почти совпадает с столичным регионом Сан-Паулу. С водосборной площадью 5985 км2. 2 (2,4% территории штата), бассейн охватывает 35 из 39 муниципалитетов и 99,5% населения Большого Сан-Паулу.
В 1991 году был принят Закон 7.663, призывающий к созданию Бассейнового комитета Альто-Тиете. Однако этот комитет был официально создан только в ноябре 1994 года в результате целенаправленных усилий государственных технических специалистов (технического персонала) по мобилизации муниципальных властей и, особенно, гражданского общества. В его функции входит определение руководящих принципов и утверждение планов речных бассейнов; предложение критериев ценообразования и значений оптовых цен на воду, а также программы распределения доходов, полученных от таких платежей за воду; интеграция принятия решений и программ водохозяйственных учреждений, работающих в бассейне; и другие обязанности. 48 мест в собрании комитета поровну разделены между представителями трех секторов: муниципального правительства, органов государственной власти (включая государственных водопользователей) и организованных групп гражданского общества (включая те, которые представляют частных водопользователей). Местные вопросы решаются в пяти подкомитетах, созданных после 1997 года. Хотя Комитет Альто-Тиете создал свое бассейновое агентство в 2001 году, это не более чем символическая организация, в то время как государственное агентство по управлению водными ресурсами остается исполнительным органом комитета, отвечающим за техническая и административная поддержка.
Как и везде в Сан-Паулу, в бассейне Альто-Тиете еще не созданы полностью работающие бассейновые учреждения, главным образом потому, что финансовая жизнеспособность этих органов остается очень ограниченной. В целом, систему управления Альто-Тиете можно охарактеризовать как достаточно продвинутую, хотя темп ее реализации был намного медленнее, чем первоначальный процесс утверждения водного закона и создания бассейновых комитетов. [2]
Оптовые тарифы на воду
[ редактировать ]В 1999 году плата за использование воды для орошения или водоснабжения в Бразилии не взималась. В подсекторе гидроэнергетики роялти (основанные на проценте от доходов, получаемых энергетическими компаниями) выплачиваются тем штатам и муниципалитетам, где расположена гидроэнергетическая инфраструктура и сооружения. Водопользователи в городских центрах платят за очистку и распределение воды, а также за сбор сточных вод, тогда как фермеры в государственных ирригационных проектах платят за эксплуатацию и техническое обслуживание проектов.
Установление оптовых тарифов на воду в настоящее время является одним из наиболее важных механизмов ценообразования в Бразилии. Однако фактическое внедрение тарифов на оптовое водоснабжение варьируется в зависимости от штата. Например, в штате Сеара цены для промышленных пользователей в 60 раз выше, чем для муниципальных пользователей, которые, в свою очередь, платят в 10 раз больше, чем платят сельскохозяйственные пользователи. [21]
Структура оптовых цен на воду в Сеаре
Текущие цены (долл. США/1 000 м 3 ) | Предполагаемый годовой доход (млн долларов США) | Предлагаемые цены (долл. США/1000 м3) | Предполагаемый годовой доход (млн долларов США) | |
---|---|---|---|---|
Промышленный | 545.50 | 100 | 663.60 | 121.65 |
Муниципальный | 9.10 | 250 | 11.10 | 304.95 |
Орошение, аквакультура и др. | -- | 150 | 12.20 | 185.78 |
Общий | 554.60 | 500 | 686.9 | 619.27 |
Источник : Всемирный банк, 1999 г.
Стихийные бедствия, связанные с водой
[ редактировать ]Засухи На северо-востоке Бразилии засухи представляют собой циклическое явление, происходящее каждые 10–12 лет, и некоторые из них очень суровы. Среднегодовое количество осадков в регионе составляет от 400 до 800 мм, а средняя обеспеченность водой на человека составляет от 1320 до 1781 м. 3 (средний мировой показатель составил 8 209 м 3 в 2007 году). Последствия засух для местного, в основном бедного населения, разрушительны. [22] Засухи также часто случаются на юге страны, где сосредоточена большая часть промышленности Бразилии, где последняя засуха в 2000 году привела к национальному энергетическому кризису. (См. Электроэнергетический сектор Бразилии ). [23]
Наводнения Вдоль реки Амазонки имеется сложная мозаика речных форм, включая каналы, действующие песчаные отмели, острова, дамбы, равнины с преобладанием завитков и заброшенные полосы, весьма подверженные наводнениям в летние месяцы. [24] Гидрологическая изменчивость и быстрый рост городских территорий вызвали новые экологические проблемы в бразильских городах, такие как наводнения в незапланированных речных бассейнах. Одна из причин последствий наводнений заключается в том, что государственные фонды (национальные, государственные или муниципальные) едва ли ввели мудрую упреждающую политику для дальнейшего развития быстро растущих городских территорий. [25]
Потенциальные последствия изменения климата
[ редактировать ]
Правительство Бразилии считает, что, несмотря на многочисленные исследования, все еще существует большая неопределенность в отношении последствий изменения климата и его связи с ухудшением критических событий. [8] С другой стороны, Техническое резюме Четвертого оценочного отчета РКИК ООН, отражающее консенсусную точку зрения, указывает на потенциальную потерю лесов Амазонки от 20 до 80% в результате климатических воздействий, вызванных повышением температуры в бассейне от 20 до 80%. 2,0 и 3,0 градуса Цельсия. МГЭИК также указывает на вероятность масштабного исчезновения биоразнообразия как следствие. В частности, по данным Earth Simulator , повышение температуры и нарушение циклов осадков (сокращение до 90% к концу века) могут серьезно затруднить работу Амазонки как лесной экосистемы, снижая ее способность удерживать углерод, увеличивая температура почвы и, в конечном итоге, вынуждает Амазонку пройти постепенный процесс саванизации . [26] Эти прогнозы подтвердились в 2005 году, когда на обширных участках юго-западной Амазонии произошла одна из самых сильных засух за последние сто лет. Засуха серьезно отразилась на населении основного русла реки Амазонки и ее западных и юго-западных притоков.
Внешнее сотрудничество
[ редактировать ]Всемирный банк выделяет 1,2 миллиона долларов США на оценку перспектив и выявление последствий вымирания Амазонки, вызванного изменением климата (в целом, называемым « глобальным потеплением »), а также на оценку долгосрочных вариантов, которые потребуются для поддержания целостности бассейна. Всемирный банк также сотрудничает с правительством Бразилии в двух проектах по комплексному управлению водными ресурсами в Риу-Гранди-ду-Норти и Сеара . В 1998 году Всемирный банк также внес 198 миллионов долларов США в Федеральный проект управления водными ресурсами PROAGUA.
Межамериканский банк развития внес технический и финансовый вклад в разработку Национального плана водоснабжения Бразилии . Национальный план водных ресурсов направлен на обеспечение качества, количества и доступности воды, необходимых для устойчивого развития Бразилии. ИБР также оказал помощь правительствам таких штатов, как Санта-Катарина и Риу-Гранди-ду-Сул, в подготовке Генерального плана устойчивого развития региона верхнего водораздела Рио-Уругвай.
См. также
[ редактировать ]- Электроэнергетический сектор Бразилии
- Орошение в Бразилии
- Пик воды
- Водоснабжение и канализация в Бразилии
- Засуха в Бразилии в 2015 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Отдел окружающей среды (июль 2005 г.). «Передовая практика создания, совершенствования и устойчивого функционирования бассейновых органов и организаций» ( PDF ) . Межамериканский банк развития. стр. 17–19 . Проверено 7 мая 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Формига Джонсон; Роза Мария и Кемпер; Карин Эрика (июнь 2005 г.). «Институциональный и политический анализ управления речным бассейном: бассейн реки Альто-Тите, Сан-Паулу, Бразилия» (PDF) . Рабочий документ Всемирного банка по исследованию политики. п. 4 . Проверено 7 марта 2008 г.
- ^ Формига Джонсон и др. (июнь 2005 г.), соч. цит. , стр.8
- ^ Jump up to: а б с д и Аквастат (2000). «Профили стран: Бразилия» . Продовольственная и сельскохозяйственная организация. п. 1 . Проверено 7 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Клавеларио, Жюдикаэль; и др. (июнь 2005 г.). «Статистика водных ресурсов в Бразилии: обзор» (PDF) . Межсекретариатская рабочая группа Организации Объединенных Наций по статистике окружающей среды. стр. 1, 4–5 . Проверено 11 марта 2008 г.
- ^ Янг, Роберт А. (октябрь 1998 г.). «Варианты управления водными ресурсами в Сеаре и Пиауи, Бразилия, в перспективе глобальных изменений» (PDF) . [1] Кассельский университет. п. 2 . Проверено 25 апреля 2008 г.
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|publisher=
- ^ Всемирная комиссия по плотинам (ноябрь 2000 г.). «Плотина Тукуруи и бассейн реки Амазонка/Токантинс» . Всемирная комиссия по плотинам. п. 1 . Проверено 11 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Секретариат по водным ресурсам (2006 г.). «Национальный план водных ресурсов: исполнительный синтез» ( PDF ) . Министерство окружающей среды. стр. 54–58, 66–74 . Проверено 4 марта 2008 г.
- ^ Луис Джатти, Леандро; и др. (2004). «Основные санитарные условия в Ипоранге, штат Сан-Паулу, Бразилия» (PDF) . Университет Сан-Паулу. стр. 1, 3–5 . Проверено 4 марта 2008 г.
- ^ Совместная программа мониторинга ВОЗ/ЮНИСЕФ.
- ^ Мехия, Абель; и др. (июнь 2003 г.). «Вода, сокращение бедности и устойчивое развитие» (PDF) . Всемирный банк. стр. 1, 3–6 . Проверено 7 апреля 2008 г.
- ^ Сампайо Дж. и Сильва Л. (июнь 2005 г.). «Плотина Итайпу: крупнейшая гидроэлектростанция в мире» . Геологическая служба США. п. 1 . Проверено 11 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Охрана природы (июнь 2006 г.). «Бразилия включила пресноводные экорегионы в первый национальный план управления пресными водами» . Охрана природы. п. 1 . Проверено 3 апреля 2008 г.
- ^ Окна во Вселенную (февраль 2002 г.). «Исследуйте водно-болотные угодья Бразилии» . Университетская корпорация атмосферных исследований. п. 1 . Проверено 3 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Гарридо, Раймундо (nd). «Национальная политика Бразилии в области водных ресурсов» (PDF) . Всемирная комиссия по плотинам . стр. 1, 4–11 . Проверено 3 апреля 2008 г.
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|publisher=
- ^ Барраке Б., Формига Джонсон Р.М. и Бритто А.Л. (2007). «Устойчивое водоснабжение и взаимодействие с водными ресурсами в Европе и Бразилии» (PDF) . Дискуссии по гидрологии и наукам о системе Земли. стр. 3447–3449, 3463 . Проверено 25 апреля 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Лемос и де Оливейра 2005.
- ^ Лемос и де Оливейра 2005: 140.
- ^ Jump up to: а б сделать Амарал; Хелена Керр (1996). «Политика водных ресурсов Бразилии в девяностые годы» . Институт культуры Минервы. п. 1 . Проверено 25 апреля 2008 г.
- ^ Лемос и де Оливейра 2005: 143.
- ^ Асад, Муса; и др. (июнь 1999 г.). «Управление водными ресурсами: оптовое ценообразование на воду в Бразилии» (PDF) . Всемирный банк. стр. 1, 18–32 . Проверено 3 апреля 2008 г.
- ^ Национальное водное агентство (2005 г.). «Проагуа Семи-Аридо: достижения и результаты» . Национальное водное агентство. п. 1 . Проверено 3 апреля 2008 г.
- ^ Формига Джонсон и др. (июнь 2005 г.), соч. цит. , с. 38-42
- ^ Латрубессе Э.М. и Франзинелли Э. (май 2002 г.). «Голоценовая аллювиальная равнина средней части реки Амазонки, Бразилия» . Эльзевир. п. 1 . Проверено 3 апреля 2008 г.
- ^ Грасиоза, MC (nd). «Модели страхования от рисков городских наводнений как стратегия активной политики управления водными ресурсами» . Университет Сан-Паулу. п. 1 . Проверено 3 апреля 2008 г.
- ^ Вергара, Уолтер; и др. (ноябрь 2007 г.). «Визуализация будущего климата в Латинской Америке: результаты применения симулятора Земли» (PDF) . Всемирный банк. стр. 1, 13 . Проверено 3 апреля 2008 г.
- Лемос, Мария Кармен и де Оливейра, Жоао Лусио Фариас. 2005. «Водная реформа, преодолевающая разрыв между государством и обществом: пример Сеары, Бразилия». Развитие водных ресурсов , 21 (1): 133-147.