Гендерный разрыв в оплате труда в Индии
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( Июль 2016 г. ) |
Часть серии о |
Маскулизм |
---|
![]() |
Гендерный разрыв в оплате труда в Индии означает разницу в заработках между женщинами и мужчинами на оплачиваемой работе и на рынке труда. [ 1 ] По оценкам , в 2013 году гендерный разрыв в оплате труда в Индии составил 24,81%. [ 2 ] Кроме того, анализируя уровень участия женщин в экономике, в этом отчете Индия входит в десятку последних стран в своем списке. Таким образом, помимо неравной оплаты труда существует еще и неравное представительство, поскольку, хотя женщины составляют почти половину населения Индии (около 48% от общей численности), их представленность в рабочей силе составляет лишь около одной четверти от общей численности. [ 3 ]
История и способствующие факторы
[ редактировать ]Уровень участия женщин в рабочей силе в Индии с 1901 по 1951 год составлял от 28 до 34 процентов, что выше уровня участия, наблюдавшегося в 1990 году. [ 4 ] Эта ставка также варьируется от штата к штату. В регионах северной Индии (которые считаются более патриархальными) уровень участия женщин ниже, чем в штатах на юге Индии, где женщины имеют больше свободы участия в формальной экономике. [ 4 ] SEWA (Ассоциация самозанятых женщин) недавно обнаружила, что средняя заработная плата работающих женщин составляет рупий. 1815 г., в то время как средняя заработная плата мужчин составляла рупий. 3842.
Некоторые из основных факторов, которые способствуют существующему гендерному разрыву в оплате труда в Индии:
Профессиональные предпочтения
[ редактировать ]Уровень участия женщин на рынке оплачиваемого труда в целом низок и в основном сконцентрирован в сельской местности в сельскохозяйственном секторе. [ 5 ] В сельских районах северной Индии было замечено, что рабочая сила резко разделена по гендерному признаку. Определенные виды деятельности в сельском хозяйстве, такие как сушка и хранение зерна, были поручены специально женщинам, в то время как другие задачи, такие как вспашка и сбор урожая, выполняются только мужчинами. [ 6 ] [ 7 ] Это просто предпочтение, а не доминирование. Замечено, что участие женщин в рабочей силе в Индии выше в секторах, связанных с личными услугами и уходом, а также выше в неформальных секторах, особенно в сельском хозяйстве. [ 8 ] Исследования также показали, что более шестидесяти процентов факторов, способствующих гендерному разрыву в оплате труда в Индии, обусловлены чистой дискриминацией на рынке труда, причем этот разрыв неуклонно сокращается по мере продвижения к более высокому уровню распределения заработной платы, указывая на существование «липких минимальных границ» в Индийский рынок труда. [ 9 ]
Культурный барьер
[ редактировать ]Хотя социальные и культурные нормы различаются от штата к штату в Индии, наблюдается одна общая черта: исключение женщин из рынка оплачиваемого труда и сегрегация труда по статусу. [ 6 ] По иронии судьбы, женщины из высших каст сталкивались с большими трудностями, когда пытались получить оплачиваемую работу, даже если от этого зависело их выживание. [ 6 ] : 45 В интервью, проведенных с вдовами из сельской местности Северной Индии, они заявили, что, если будут предприняты попытки найти оплачиваемую работу вне дома, они будут вынуждены отказаться от своих прав на собственность и покинуть деревни, в которых они живут, указывая на то, что оплачиваемая работа была это невозможный вариант даже для поддержания себя из-за существующих социальных норм . [ 6 ] : 49 Поскольку уход за детьми рассматривается в первую очередь как женская работа, женщины часто устраиваются на неполный рабочий день или берут отпуск во время своей карьеры, чтобы заботиться о своих семьях. Когда женщины возвращаются на работу после перерыва, им платят меньше, чем их коллегам-мужчинам. Женщины, работающие полный рабочий день, обычно уже зарабатывали на 34% меньше, чем мужчины, но по сравнению с женщинами, работающими неполный рабочий день, разрыв в оплате труда еще больше увеличился, поскольку они зарабатывали почти на 42% меньше, чем мужчины. [ 10 ] : 13 Кроме того, было замечено, что даже если у женщин нет детей, они все равно сталкиваются с дискриминацией в оплате труда, поскольку их рассматривают как потенциальных матерей, которым в ближайшем будущем может потребоваться перерыв в работе. [ 10 ]
Образование и обучение
[ редактировать ]Уровень грамотности женщин в Индии намного ниже, чем уровень грамотности мужчин, и было замечено, что многие девочки бросают школу и не могут полностью завершить свое образование. [ 8 ] : 76 Инвестиции в образование и профессиональную подготовку также в значительной степени выгодны мужчинам, поскольку их воспитывают с ожиданием того, что они будут кормильцами, и, следовательно, эти инвестиции считаются необходимыми для их успеха, в то время как женщины вместо этого рассматриваются как «будущие домохозяйки», для которых образование может быть не столь существенен. [ 11 ] : 325 Эта разница между образованием мужчин и женщин сократилась в последние годы по мере развития страны: в 2001 году разница между процентом грамотности мужчин и женщин составляла 21,59, а в 2011 году сократилась до 16,68, что показывает, что женщины получают больше возможностей по мере того, как время идет. [ 12 ] [ 13 ]
Неоплачиваемая работа
[ редактировать ]Согласно Докладу о развитии человека за 1995 год, женщины тратят около двух третей своего рабочего времени на неоплачиваемую работу , в то время как мужчины тратят только одну четверть своего времени на неоплачиваемый труд. [ 14 ] По оценкам, в Индии женщины в среднем работают на двадцать один час больше, чем мужчины, в неделю. [ 14 ] В настоящее время на сельское хозяйство приходится более двух третей нынешней занятости в Индии, но большая часть работы женщин в этом секторе не учитывается и официально не документируется. [ 8 ] Опять же, не учитывается общая численность работающих мужчин и женщин.
Законодательная защита
[ редактировать ]Международные обязательства
[ редактировать ]Индия является постоянным членом Административного совета МОТ с 1922 года. В сентябре 1958 года Индия ратифицировала Конвенцию C100 о равном вознаграждении 1951 года (№ 100), в которой рассматривался вопрос равной оплаты мужчин и женщин за труд равной ценности. [ 15 ] Эта конвенция требует от всех государств-членов направить свои национальные законы и политику на гарантирование равного вознаграждения всем работникам, независимо от пола. В попытке обеспечить соблюдение этой конвенции и в ответ на доклад Комитета о положении женщин в Индии правительство приняло Закон о равном вознаграждении. [ 16 ]
Закон о равном вознаграждении 1976 года.
[ редактировать ]В 1976 году был принят Закон о равном вознаграждении с целью обеспечить равное вознаграждение мужчинам и женщинам и предотвратить дискриминацию по признаку пола во всех вопросах, касающихся занятости и возможностей трудоустройства. Этот закон не только предоставляет женщинам право требовать равную оплату труда, но любое неравенство в отношении процессов найма, профессиональной подготовки, продвижения по службе и переводов внутри организации также может быть оспорено в соответствии с этим Законом. [ 17 ] Однако его сфера действия не распространяется на ситуации, когда: (i) женщина пытается соблюдать требования законов, предоставляющих женщинам особый режим; и (ii) женщине предоставляется особый режим в связи с рождением ребенка или условиями, касающимися выхода на пенсию, вступления в брак или смерти. [ 18 ] Компании и отдельные работодатели могут нести ответственность за соблюдение стандартов, предусмотренных настоящим Законом. [ 19 ] В различных случаях Верховный суд Индии также постановил, что дискриминация по признаку пола возникает только тогда, когда мужчины и женщины выполняют одну и ту же работу или работу аналогичного характера. Однако оно уточнило, что при принятии решения о том, какие виды работ могут быть схожими, необходимо применять гибкий подход, рассматривая фактически выполняемые обязанности как часть работы, а не обязанности, которые потенциально могут быть выполнены. [ 20 ]
Конституционная защита
[ редактировать ]В рамках своих Директивных принципов государственной политики Конституция Индии в статье 39 предусматривает, что все штаты в идеале направляют свою политику на обеспечение равной оплаты за равный труд как для мужчин, так и для женщин, а также на обеспечение того, чтобы мужчины и женщины имели право на адекватные средства к существованию. Хотя эти Директивные принципы не подлежат исполнению ни в одном суде, они имеют решающее значение для управления страной, и государство обязано учитывать их при принятии законов. [ 21 ]
Хотя «равная оплата за равный труд» не является прямо конституционным правом, оно было включено в Конституцию посредством толкования статей 14, 15 и 16, которые гарантируют равенство перед законом, защиту от дискриминации и равенство возможностей в вопросах общественная занятость. [ 21 ] [ 22 ] Верховный суд Индии также объявил это конституционной целью, доступной каждому человеку и способной быть достигнутой путем реализации его основных прав, изложенных в статьях 14–16. [ 23 ] В популярном решении Верховного суда были оспорены условия найма стюардесс Air India. Условия трудоустройства предусматривали обязательный выход женщин на пенсию: (i) по достижении 33-летнего возраста; (ii) если они вступили в брак в течение четырех лет службы; или (iii) при первой беременности. Однако суд отменил эти положения и признал их произвольными и дискриминационными, поскольку они нарушают статьи 14, 15 и 16 Конституции. [ 24 ]
Дополнительное законодательство
[ редактировать ]Хотя такие законы, как Закон о пособиях по беременности и родам 1961 года и Закон о фабриках 1948 года, не затрагивают напрямую вопрос равной оплаты за равный труд, они предоставляют определенные дополнительные льготы, на которые женщина может претендовать. Закон о пособиях по беременности и родам распространяется на все учреждения, в которых работает более десяти сотрудников. [ 25 ] Однако в штатах, где применяется Закон о государственном страховании работников, работодатели больше не несут никакой ответственности в соответствии с Законом о пособиях по беременности и родам. [ 26 ] В соответствии с этим Законом работающая беременная женщина имеет право на 26 недель полностью оплачиваемого отпуска по беременности и родам и на шесть недель в случае выкидыша или прерывания беременности. [ 27 ] Беременные женщины также имеют право не выполнять физически тяжелую работу, которая может повлиять на их беременность, и в связи с этим из их заработной платы не могут производиться никакие удержания. [ 28 ] Кроме того, согласно Закону о фабриках, работодатели обязаны обеспечивать присмотр за детьми в возрасте до 6 лет на всех предприятиях, где работают более 30 женщин. [ 29 ]
Статистика
[ редактировать ]Обратите внимание, что все следующие статистические данные не учитывают работу в неформальном секторе, который составляет 84,6% всех работников Индии по состоянию на 2013 год. Они также основаны на онлайн-опросе волонтеров, который искажает данные, чтобы включать только людей с доступом в Интернет. [ 2 ] : 14, 38–9
По штату
[ редактировать ]Гендерный разрыв в оплате труда варьируется в разных штатах Индии и является самым высоким в следующих штатах: [ 2 ]
Состояние | Заработок женщин по сравнению с заработком мужчин по состоянию на 2013 год. [ 2 ] : 20 |
---|---|
Бихар | на 63% меньше, чем мужчины |
Чхаттисгарх | на 48% меньше, чем мужчины |
Ассам | на 48% меньше, чем мужчины |
Химачал-Прадеш | на 45% меньше, чем мужчины |
Раджастан и Керала | на 44% меньше, чем мужчины |
Уттаракханд , с другой стороны, является штатом с самым низким процентом гендерного разрыва в оплате труда: женщины зарабатывают всего на 9% меньше, чем мужчины. Пенджаб и Уттар-Прадеш также являются штатами с более низким гендерным разрывом в оплате труда (10% и 15% соответственно). [ 2 ] : 20
По возрасту
[ редактировать ]Гендерный разрыв в оплате труда увеличивается с возрастом, поэтому пожилые женщины сталкиваются с более высоким неравенством, чем молодые женщины. По состоянию на 2013 год женщины в возрастной группе 18–30 лет зарабатывали на 23,07% меньше, чем их коллеги-мужчины, а женщины в возрасте 41 года и старше зарабатывали на 30,24% меньше. [ 2 ]
По образованию
[ редактировать ]Среди людей, не имеющих формального образования, гендерный разрыв в оплате труда фактически меняется: женщины зарабатывают немного больше, чем мужчины. Это также справедливо для людей, окончивших менее 10-го стандарта . По состоянию на 2013 год на всех более высоких уровнях женщины зарабатывают меньше, чем мужчины, и эта цифра увеличивается на более высоких уровнях образования. Наибольшее неравенство наблюдается на уровне CA/CS/ICWA или эквивалентном уровне, где по состоянию на 2013 год женщины зарабатывают на 44% меньше, чем мужчины. [ 2 ] : 25
Уровень образования | Заработок женщин по сравнению с заработком мужчин по состоянию на 2013 год. [ 2 ] : 26 |
---|---|
Нет формального образования | на 12% больше, чем мужчины |
Ниже 10-го стандарта | на 9% больше, чем мужчины |
Сертификат или диплом повышенного уровня | на 10% меньше, чем мужчины |
Плюс 2 или эквивалент | на 14% меньше, чем мужчины |
3-летняя степень ( B.Sc. , BA , B.Com , BBA и другие) | на 16% меньше, чем мужчины |
4- или 5-летняя степень ( BE , MBBS , LLB и т. д.) | на 28% меньше, чем мужчины |
Степень магистра | на 41% меньше, чем мужчины |
CA/CS/ICWA или эквивалент | на 44% меньше, чем мужчины |
Доктор философии или эквивалент | на 29% меньше, чем мужчины |
По роду деятельности
[ редактировать ]Промышленность (только формальный сектор) | Заработок женщин по сравнению с заработком мужчин по состоянию на 2013 год. [ 2 ] : 27–8 |
---|---|
Горное дело и разработки карьеров | на 8,0% больше, чем мужчины |
Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство | на 7,6% больше, чем мужчины |
Проживание и питание | на 4,2% меньше, чем мужчины |
Административная и вспомогательная служба | на 9,2% меньше, чем мужчины |
Государственное управление и оборона | на 14,7% меньше, чем у мужчин |
Образование | на 20,1% меньше, чем у мужчин |
Финансы и страхование | на 21,2% меньше, чем у мужчин |
Другая сервисная деятельность | на 23,6% меньше, чем у мужчин |
Недвижимость | на 26,7% меньше, чем у мужчин |
Здоровье человека и социальная работа | на 26,8% меньше, чем у мужчин |
Строительство | на 31,1% меньше, чем мужчины |
Информация и общение | на 35,3% меньше, чем мужчины |
Производство | на 39,1% меньше, чем мужчины |
Искусство, развлечения и отдых | на 41,2% меньше, чем мужчины |
Влияние
[ редактировать ]Исследования показывают, что когда страны смогут повысить уровень участия женщин в рабочей силе, это принесет пользу всей экономике. [ 5 ] Помимо потенциального роста ВВП , равные возможности трудоустройства для женщин могут также привести к увеличению роста и прибыльности в частном секторе. [ 30 ] В странах, где население быстро стареет, увеличение уровня участия женщин в рабочей силе поможет компенсировать негативные последствия сокращения рабочей силы. [ 5 ] Также важно отметить, что женщины в Индии выполняют в 9,8 раз больше труда в неоплачиваемом секторе, выполняя домашние обязанности или работу по уходу. [ 31 ] Если бы эта работа была измерена и оценена, по оценкам McKinsey , она принесла бы 0,3 триллиона долларов в общий объем экономического производства Индии. [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]- Оплата и работа, связанная с
- Равная оплата за равный труд
- Гендерное неравенство в Индии
- Гендерный разрыв в оплате труда
- Индийское трудовое право
- Труд в Индии
- Социальные проблемы в Индии
- Женщины в Индии
- Женщины в Индии, связанные
- Домашнее насилие в Индии
- Система приданого в Индии
- Убийство женского плода в Индии
- Гендерное неравенство в Индии
- Движение за права мужчин в Индии
- Национальная комиссия по делам женщин
- Изнасилование в Индии
- Сексизм в Индии
- Программы социального обеспечения для женщин в Индии
- Женщины в сельском хозяйстве Индии
- Женщины в Индии
- Женщины в индийских вооруженных силах
- Законопроект о резервировании женщин
- Избирательное право женщин в Индии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дутта, Пуджа (2005). «Учет неравенства в заработной плате в Индии» (PDF) . Индийский журнал экономики труда . Архивировано из оригинала (PDF) 1 июля 2016 г. Проверено 6 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Гендерный разрыв в оплате труда в формальном секторе: 2006–2013 гг. (сентябрь 2013 г.)» . Отчет с данными показателя заработной платы.
- ^ «Одиннадцатый пятилетний план (2007–2012 годы) Комиссии по планированию правительства Индии» .
- ^ Jump up to: а б Эстев-Воларт, Берта (2004). «Гендерная дискриминация и рост: теория и данные из Индии (январь 2004 г.)» (PDF) . Лондонская школа экономики.
- ^ Jump up to: а б с Записка для обсуждения сотрудников МВФ (сентябрь 2013 г.). «Женщины, труд и экономика: макроэкономические выгоды от гендерного равенства» (PDF) . Международный валютный фонд.
- ^ Jump up to: а б с д Марта К. Нуссбаум, Джонатан Гловер, Марта Чен (1995). Женщины, культура и развитие: исследование человеческих возможностей . Кларендон Пресс. ISBN 9780191521751 .
- ^ Деван, Сабина (2014). «Устранение гендерного разрыва в заработной плате в сельском хозяйстве Индии» (PDF) . Сеть JustJobs. Архивировано из оригинала (PDF) 3 октября 2021 г. Проверено 22 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Анил Кумар Мишра, Тауфик Ахамад, Джитендра Кумар Пандей (декабрь 2014 г.). «Положение женщин-работниц в неорганизованном секторе» (PDF) . Международный журнал междисциплинарных исследований Ньюмана, том 1, выпуск 12. стр. 72–79. Архивировано из оригинала (PDF) 4 июня 2016 г. Проверено 22 мая 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ара, Шамим (июнь 2021 г.). «Гендерный разрыв в оплате труда в Индии: данные городского рынка труда» . Индийский журнал экономики труда . 64 (2): 415–445. дои : 10.1007/s41027-021-00319-9 . ISSN 0971-7927 . S2CID 237929855 .
- ^ Jump up to: а б Лиджа Ананд, Биджу Варкки, Рупа Корде (сентябрь 2012 г.). «Гендерный разрыв в оплате труда в формальном секторе: предварительные данные по данным о зарплатах в Индии» . Отчет с данными WageIndicator.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Рустаги, Прит (2005). «Понимание гендерного неравенства в заработной плате и доходах в Индии» (PDF) . Индийский журнал экономики труда, Vol. 48, № 2. Архивировано из оригинала (PDF) 16 мая 2018 г. Проверено 22 мая 2016 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 апреля 2011 г. Проверено 18 января 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Перепись 2011 года: уровень грамотности и соотношение полов в Индии с 1901 по 2011 год» . 13 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Невидимое сердце — забота и глобальная экономика» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 июня 2016 г. Проверено 22 мая 2016 г.
- ^ «C100 – Конвенция о равном вознаграждении 1951 года (№ 100), статья 1» .
- ^ «Равная оплата за равный труд в Индии — социально-правовой императив» (PDF) .
- ^ «Разделы 4 и 5 Закона о равном вознаграждении 1976 года» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 апреля 2015 г.
- ^ «Раздел 15 Закона о равном вознаграждении 1976 года» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 апреля 2015 г.
- ^ «Раздел 11 Закона о равном вознаграждении 1976 года» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 апреля 2015 г.
- ^ «Mackinnon Mackenzie & Co. Ltd. против Одри Д'Коста и других». ССС . 2 : 469. 1987.
- ^ Jump up to: а б Деви, Ковуру (1 января 2000 г.). Равенство женщин в Индии: миф или реальность? . Издательство Дискавери. стр. 49–50. ISBN 81-7141-563-6 .
- ^ «Конституция Индии, статьи 14–16» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2014 г.
- ^ «Союз Индии против Динешана К.К.». ССС . 1 : 586. 2008.
- ^ Эйр Индия против. Наргеш Мирза . АИР 1981 СК 1829.
- ^ «Закон о пособиях по беременности и родам 1961 года (Закон № 53 от 1961 года), раздел 2» (PDF) .
- ^ Папола, Т.С. «Оценка системы статистики труда в Индии, 2014 г.» (PDF) . Международная организация труда.
- ^ «Закон о пособиях по беременности и родам 1961 года (Закон № 53 от 1961 года), разделы 4 и 6» (PDF) .
- ^ «Закон о пособиях по беременности и родам 1961 года (Закон № 53 от 1961 года), разделы 4 и 13» (PDF) .
- ^ «Закон о фабриках 1948 года (Закон № 63 от 1948 года), раздел 48» .
- ^ «Инвестиции в женскую занятость» (PDF) . Международная финансовая корпорация, Группа Всемирного банка. 2013.
- ^ Сингх, Пушпендра; Паттанаик, Фалгуни (04 июня 2020 г.). «Развертывание неоплачиваемого домашнего труда в Индии: ограничения, выбор и карьера женщин» . Пэлгрейв Коммуникейшнс . 6 (1): 1–13. дои : 10.1057/s41599-020-0488-2 . ISSN 2055-1045 . S2CID 219314023 .
- ^ «Сила паритета: продвижение равенства женщин в Индии». Глобальный институт McKinsey . Ноябрь 2015.