Джон Дэй (принтер)
Джон Дэй | |
---|---|
![]() Гравюра дня на дереве (1562 г.), включенная в 1563 г. и последующие издания « Актов и памятников». | |
Рожденный | в. 1522 |
Умер | 23 июля 1584 г. (около 61–62 лет) |
Занятие | Принтер |
Движение | протестантизм |
Джон Дэй (или Дэй ) ( ок. 1522 г.) [ 1 ] — 23 июля 1584) — английский протестантский печатник . Он специализировался на печати и распространении протестантской литературы и брошюр, а также выпустил множество религиозных книг небольшого формата, таких как азбуки , проповеди и переводы псалмов . Однако он прославился как издатель » Джона Фокса , « Деяний и памятников также известных как « Книга мучеников» , крупнейшей и наиболее технологически совершенной книги, напечатанной в Англии шестнадцатого века. [ 2 ]
Дэй достиг вершины своей профессии во время правления Эдуарда VI (1547–1553). В это время были смягчены ограничения для издателей, а волна пропаганды в пользу английской Реформации была поддержана правительством лорда- протектора Эдварда Сеймура , 1-го герцога Сомерсета . Во время правления католической королевы Марии I многие протестантские печатники бежали на континент, но Дэй остался в Англии и продолжал печатать протестантскую литературу. В 1554 году он был арестован и заключен в тюрьму, предположительно за незаконную полиграфическую деятельность. [ 3 ] При королеве Елизавете I Дэй вернулся в свои помещения в Олдерсгейте в Лондоне, где пользовался покровительством высокопоставленных чиновников и дворян, в том числе Уильяма Сесила , Роберта Дадли и Мэтью Паркера . При их поддержке он опубликовал « Книгу мучеников» и получил монополию на некоторые из самых популярных английских книг, таких как «Азбука с небольшим катехизисом» и «Вся книга псалмов» . [ 4 ] Дэй, чьи технические навыки соответствовали его деловой хватке, был назван «мастером печатника английской Реформации». [ 5 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Происхождение Дэя и события его ранней жизни остаются неясными. Ученые предположили, что Дэй родился и вырос в Данвиче , но прямых доказательств, подтверждающих это утверждение, нет. [ 6 ] Возможно, он находился в Лондоне к 1540 году, поскольку его имя упоминается в городских показаниях как бывшего слуги печатника и врача Томаса Рейнальда . В 1546 году он, вероятно, был одним из двадцати человек, которым в результате выкупа была предоставлена свобода города для работы в компании Стрингеров . лондонской [ 7 ]
В следующем году он начал печатать вместе с партнером Уильямом Сересом ; эти двое базировали свою деятельность в приходе Гроба Господня в Лондоне. [ 8 ] Дэй и Серес специализировались на религиозных произведениях, таких как произведения Роберта Кроули , которые во многом были связаны с богословскими спорами того времени. [ 9 ] Протестантская Реформация быстро продвигалась, и законы против публикации еретических произведений были смягчены. В 1548 году десять из двадцати работ, опубликованных этими двумя мужчинами, были посвящены критике католической веры в пресуществление . [ 7 ] Одна из этих публикаций, сатирическое стихотворение Люка Шепарда под названием «Ион Бон и Маст Персон» , едва не привело Дэя в тюрьму. [ 10 ] важные произведения континентального Дэй и Серес также перевели на английский рынок Германа фон Вида в протестантизма, в частности «Простую и религиозную консультацию» 1547 году. [ 11 ]
В 1549 году Дэй открыл новый магазин в Чипсайде , а в следующем году он и Серес добились достаточного успеха, чтобы полюбовно разделить свой бизнес. [ 12 ] Дэй основал свой новый дом и типографию в Олдерсгейте в приходе Св. Анны и Св. Агнес и перешел из Стрингеров в Канцелярскую компанию . Дэй нашел, что дружелюбное отношение Олдерсгейта к иностранцам помогает привлечь квалифицированных голландских рабочих, на которых он полагался на протяжении всей своей карьеры. [ 11 ] Вскоре он зарекомендовал себя как качественный печатник и в 1551 году перепечатал тщательно продуманное издание Библии, которое он ранее выпускал вместе с Сересом. [ 13 ] В следующем году он получил ценный патент на печать произведений Джона Понета и Томаса Беккона . Это привело в ярость одного из его конкурентов, Реджинальда Вулфа , который уже имел патент на печать «Катехизиса Понета» на латыни . В конце концов, был выдан компромиссный патент, который позволил Вулфу продолжать печатать «Катехизис» на латыни, а Дэю — на английском языке. [ 11 ] Дэй получил от сделки больше выгод, чем Вульф: английские издания использовались гораздо шире, чем латинские, а к ABC в конечном итоге был добавлен «Катехизис» Понета. [ 7 ]
Благодаря репутации протестантского благочестия и связям с такими людьми, как Джон Дадли , Уильям Сесил и Кэтрин Уиллоби , успешная карьера, казалось, была обеспечена Дэю. К несчастью для Дэя, королева Мария взошла на трон в 1553 году, и весь религиозный климат в стране изменился. В течение многих лет считалось, что после восшествия на престол Марии Дэй бежал на континент, чтобы избежать преследований. Однако типографские и другие свидетельства убедили ученых в том, что Дэй организовал подпольную типографию в помещении, связанном с Уильямом Сесилом, в Линкольншире . [ 14 ] и что он продолжал печатать протестантские полемические произведения под псевдонимом Майкл Вуд. [ 11 ] [ 15 ] Брошюры «Майкла Вуда» включали протестантские сочинения леди Джейн Грей , Джона Хупера и Стивена Гардинера , а также нападки на Мэри и ее советников. [ 16 ]
16 октября 1554 года, согласно дневнику Генри Мачина , Дэй был пойман и отправлен в лондонский Тауэр за печать «непослушных книг». [ 17 ] В « Книге мучеников » Фокс записывает заявления, сделанные в тюрьме в тот день будущим мучеником Джоном Роджерсом , «говорившие, находясь тогда в тюрьме, с типографом этой нынешней книги, который тогда также был заключен в тюрьму из-за религии». [ 18 ] Возможно, потому, что бегство иностранных рабочих-протестантов под руководством Марии вызвало нехватку принтеров, Дэй был освобожден в следующем году и ему разрешили снова работать, но только в качестве подработного печатника. [ 19 ] Он воссоединился с Сересом (также недавно освобожденным из тюрьмы), чтобы создать произведения католицизма для католического печатника Джона Вэйланда , что сильно отличается от протестантской полемики, которую он печатал до заключения. [ 20 ] Он также в течение двух лет работал официальным типографом лондонского Сити . [ 11 ]
Елизаветинский период
[ редактировать ]
Со смертью Марии и воцарением Елизаветы I в 1558 году бизнес Дэя снова расцвел. Дэй уже был близок к Сесилу, который теперь стал одним из главных советников новой королевы. Через Сесила Дэй получил ценную монополию на печать азбуки. [ 9 ] Он также подружился с Робертом Дадли (сыном Джона Дадли), еще одним фаворитом Элизабет. Благодаря своим связям Дэй смог получить прибыльный патент на печать Уильяма Канингема » «Космографического стекла . [ 21 ] Первое издание он выпустил в 1559 году, используя новый высочайшего курсив качества (вероятно, вырезанный Франсуа Гийо ) и большое количество впечатляющих гравюр на дереве . Дэй взял на себя высокие производственные затраты, поскольку знал, что эта работа укрепит его репутацию мастера-печатника. [ 11 ] Патент Дэя на печать Канингема - его первый при Элизабет - дал ему исключительные права на произведение на всю жизнь; это также позволило ему сохранить монополию в течение семи лет на любые другие оригинальные произведения, которые не были защищены другими патентами и были «составлены за счет Дэя», [ 22 ] и «не противоречили Священному Писанию и закону». [ 7 ] Это условие станет важным источником дохода на всю оставшуюся жизнь.
Дэй воспользовался положением о монополии, восстановив свой эдвардианский патент на «Азбуку с маленьким катехизисом» . В 1559 году он получил патент на «Всю книгу псалмов, собранную в английский метр» , метрический псалтырь , составленный в основном Томасом Штернхолдом и Джоном Хопкинсом , впервые опубликованный в тот день в 1562 году. [ 23 ] Компания «Канцелярские товары» гарантировала Дэю право печатать все «псалмы размером с нотой», то есть псалмы с нотами. Несмотря на то, что псалмы обычно заучивали наизусть, бизнес оказался прибыльным, что отражало рост музыкальной грамотности в тот период. [ 24 ] «Вся книга псалмов» стала самой продаваемой книгой того периода и стандартным английским псалтырем своего времени. [ 7 ] Монополия Дэя на эти неизменно популярные произведения станет основой огромного богатства на протяжении многих лет и многих конфликтов между ним и его коллегами по продаже канцелярских товаров. В ходе судебных разбирательств в конце жизни Дэя было подсчитано, что эти конкретные патенты стоили от 200 до 500 фунтов стерлингов в год. [ 7 ]
Акты и памятники
[ редактировать ]В 1563 году Дэй приступил к работе, благодаря которой он наиболее известен: Джона Фокса ( «Деяния и памятники» также называемая «Книгой мучеников »). Дэй и Фокс, вероятно, познакомились через Сесила, и они стали близкими сотрудниками. Фокс был среди тех, кто воспользовался достижениями в области полиграфии как инструментом распространения протестантской Реформации . [ 25 ] Существует традиция, согласно которой Фокс, который редактировал и добавлял материал во время набора текста книги, на самом деле жил в магазине Дэя в Олдерсгейте во время производства книги; он, конечно, получал туда корреспонденцию и регулярно навещал ее. [ 26 ] Дэй вложил много времени и денег в выпуск книги Фокса, крупнейшего издательского проекта, реализованного в Англии того времени. [ 27 ] и он принял активное участие в составлении материала. [ 28 ] Дэй использовал изменения в размерах шрифтов или шрифтах, чтобы отличить редакционные вставки Фокса от текстов его источников. [ 29 ] Получившийся в результате роскошный фолиант, наполненный гравюрами на дереве, стал дорогим предметом роскоши. [ 30 ] но он продавался хорошо, и Дэй получил прибыль от своих инвестиций. [ 31 ]
![]() |
![]() |
Дэй продолжал браться за сложные и трудные проекты. Он уже напечатал первую английскую книгу о церковной музыке в 1560 году. В 1567 году Мэтью Паркер , архиепископ Кентерберийский , поручил Дэю напечатать сборник сочинений, приписываемых Элфрику Эйншемскому, жившему в десятом веке . [ 32 ] Для этой работы Дэй, известный своими прекрасными и разнообразными шрифтами, вырезал первый в мире шрифт англосаксонского типа. Расходы взял на себя Паркер, возможно, самый важный покровитель Дэя. Шрифт, возможно, был разработан Франсуа Гюйо, французским шрифтовиком, который, как известно, работал на Дэя и жил в его доме. [ 33 ] Дэй использовал тот же шрифт для печати Ламбарда «Архаиономии» (сборника англосаксонских законов) в 1568 году. В 1570 году он напечатал Биллингсли и Ди «Английский Евклид» , который включал складные и подвижные диаграммы, — одну из первых печатных книг, когда-либо делавших это. [ 34 ] [ 35 ] В том же году он напечатал Ашама «Scholemaster» . [ 36 ]
Дэй и Фокс завершили второе издание «Книги мучеников» в 1570 году. Оно было даже больше первого — всего 2300 страниц в двух огромных томах-фолио — и в какой-то момент у Дэя закончилась бумага (которую он импортировал) и пришлось склеивать листы меньшего размера, чтобы обойтись. [ 37 ] Это издание получило официальное признание: Уильям Сесил и Тайный совет поручили церкви обеспечить доступность копий для прихожан, а в 1571 году Созыв распорядился, чтобы каждая соборная церковь и дом каждого старшего члена духовенства имели копию. [ 38 ] Было зарегистрировано, что издание стоило шестнадцать шиллингов, что примерно эквивалентно двухмесячному заработку квалифицированного лондонского суконщика того времени. [ 39 ]
Последние годы и наследие
[ редактировать ]
К концу 1570-х годов среди менее богатых членов Компании по производству канцелярских товаров возникло открытое недовольство обширными патентами Дэя. Он был вынужден обратиться в суд против типографов, которые пиратски использовали произведения, права на которые ему принадлежали. Среди привлеченных к суду был Роджер Уорд, который признался в пиратстве 10 000 экземпляров ABC с катехизисами , шрифтом имитирующим шрифт Дэя. [ 24 ] Бывший ученик и субподрядчик Дэя Джон Вулф признал в суде, что он украл «Всю Книгу Псалмов» , но оправдал свои действия тем, что монополия Дэя ограничивала торговлю. [ 40 ] Именно Вульф возглавил группу «бедных печатников», как они себя называли, в кампании против патентов в конце 1570-х годов. [ 41 ] В результате официального расследования Дэй в конечном итоге был вынужден уступить компании некоторые названия в пользу более бедных типографий, но он сохранил названия, которые печатал больше всего. [ 42 ]
В 1580 году Дэй стал главой компании по производству канцелярских товаров и активно сосредоточился на защите отрасли от пиратства . [ 43 ] Его официальные полномочия включали право «обыска и ареста», которое он без колебаний реализовывал от имени торговли или для продвижения своих собственных интересов. В 1584 году он послал людей ворваться в помещения Вулфа и уничтожить все материалы, имеющие отношение к подозрению в пиратстве. Четыре года назад он даже уничтожил печатное оборудование своего сына Ричарда после того, как Ричард напечатал Азбуку и Псалмы без его разрешения. Хотя формально Ричард был совладельцем этих изданий, Джон Дэй преследовал его в суде и практически разрушил его карьеру полиграфиста. [ 44 ]
В 1582 году здоровье Дэя начало быстро ухудшаться. Хотя он и ослабел, он поспешил завершить еще одно издание « Деяний и памятников» в 1583 году, напечатав его как минимум на четырех машинах. [ 45 ] Для книг такого размера и амбиций было необычно выходить за рамки одного или двух тиражей. Холиншеда» «Хроники , единственная книга того времени, соперничавшая с « Книгой мучеников» по объему и репутации, так и не вышла в третье издание. [ 46 ]
Дэй умер 23 июля 1584 года в Уолдене в Эссексе . Он был женат дважды и стал отцом двадцати четырех детей. Его старшими сыновьями от первого брака были Ричард (род. 21 декабря 1552 г.) и Эдвард, а старшими сыновьями от второй жены Алисы - Джон (религиозный) и Лайонел (прилежный). [ 7 ] Устройство принтера Дэя показывало пробуждение спящего под девизом «Восстань, ибо настал день», что одновременно было обыгрыванием его имени и намеком на новую эпоху религиозных реформ, в которой он был значительной фигурой. [ 13 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Эвенден. Дата рождения рассчитана на основе гравюры Дэя 1562 года, на которой указано, что ему 40 лет («Жизнь - это смерть, а смерть - это жизнь: ætatis suæ XXXX»).
- ^ Король, Книга мучеников , 81.
- ^ Король, Книга мучеников , 82.
- ^ Король, Книга мучеников , 83.
- ^ Король, Книга мучеников , 80.
- ^ Эвенден. Дэй владел домом в Данвиче. Другие ученые предполагают, что Дэй, возможно, родился за границей, но доказательства, подтверждающие это утверждение, также неубедительны.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Петтегри.
- ^ Алфорд, 118.
- ^ Jump up to: а б Кинг, Книжная торговля , 167.
- ^ Эвенден. Евангелист- йомен гвардии по имени Эдвард Андерхилл предотвратил арест Дэя.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эвенден.
- ^ Алфорд, 118–19.
- ^ Jump up to: а б Алфорд, 119.
- ↑ Фокс сообщил, что сэр Уильям Кук «был заключен в ужасную тюрьму за то, что позволил нашему принтеру напечатать» запрещенную книгу. Кук был зятем Уильяма Сесила, который поддерживал секретную прессу, которая в тот день действовала в Стэмфорде, Линкольншир . Кинг, Книга мучеников , 82.
- ^ Фэрфилд, 221.
- ^ Кинг, Книжная торговля , 172.
- ↑ Мачин пишет в записи того дня: «В 16-й день октября выехал из Нортфока в Джон Дэй, принтер и ваш серванд, а также прест и еще один принтер для печати нойти-боксов в Башне». Кинг, Книга мучеников , 82.
- ^ Роджерс был казнен в феврале 1555 года. Кинг, Книга мучеников , 82.
- ^ Эвенден и Робертс.
- ^ Король, Книга мучеников , 173.
- ^ В течение этого периода суверен мог выдавать патенты избранным типографам, предоставляя им монополию на определенные произведения, часто на фиксированное количество лет. Эти королевские патенты не подпадали под регулирование Компании по производству канцелярских товаров , которая в остальном контролировала книжную торговлю.
- ^ Кинг, Джон Дэй , 204.
- ^ Миллер.
- ^ Jump up to: а б Смит, 24.
- ↑ Фокс писал: «Богу было угодно открыть человеку искусство печати, время которого наступило вскоре после сожжения Гуса и Иеронима. Печать была открыта, невоздержанная [т.е. немедленно] служила Церкви, инструменты и инструменты обучения и знаний». Кинг, Книга мучеников , 71.
- ^ «У мистера Дэйеса, печатника, живущего над Олдерсгейтом под С. Мартенсом [ так в оригинале ]» . Кинг, Книга мучеников , 80.
- ^ Хэттауэй, 44.
- ^ Король, Книга мучеников , 32.
- ^ Король, Книга мучеников , 58.
- ↑ Протестантский полемист Уильям Тёрнер возражал против дороговизны книги: «Многие бедняки жаловались на высокую цену книги, которые... из-за бедности и отсутствия средств не могут приобрести для себя благочестивые книги, в то время как богатые большей частью приобретают их из хвастовства, чтобы казаться благочестивыми». Письмо от 20 ноября 1563 г. Король, Книга мучеников , 111.
- ^ Фокс, Джон (2016). Майер, Пол Л. (ред.). Книга мучеников Фокса (PDF) . Публикации Крегеля. п. 12. ISBN 978-0-8254-4329-9 .
- ^ Король, Книга мучеников , 121.
- ^ Король, Книга мучеников , 85–86.
- ^ «Евклид (около 300 г. до н.э.) Элементы геометрии» . Кристи . 4 декабря 2016 года . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ Дельбек, Эрика (21 июня 2019 г.). «3D в 18 веке: приложение Джона Коули к «Элементам» Евклида (1758 г.)» . UCL Специальные коллекции . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ Келли, Дональд Р.; Сакс, Дэвид Харрис; Гамильтон, Ли Х. (1997). Историческое воображение в Британии раннего Нового времени: история, риторика и художественная литература, 1500–1800 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 278. ИСБН 978-0-521-59069-3 .
- ^ Король, Книга мучеников , 88.
- ^ Король, Книга мучеников , 112.
- ^ Король, Книга мучеников , 88–89.
- ^ Смит, 24–25.
- ↑ В своей «Жалобе» Тайному совету «бедные типографии» утверждали, что «привилегии, предоставленные в последнее время Ее Величеством под ее высокой большой печатью Англии… Что касается искусства печати книг, это было и будет свержением Печатники и продавцы в этом городе». Смит, 25.
- ^ Смит, 25.
- ^ Смит, 184.
- ^ Смит, 27.
- ^ Король, Книга мучеников , 84.
- ^ Король, Книга мучеников , 91.
Ссылки
[ редактировать ]- Алфорд, Стивен (2002). Царство и политика в период правления Эдуарда VI . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-66055-6 .
- Эвенден, Элизабет (2004). «Биография Джона Дэя» в книге Джона Фокса, «Деяния и памятники», The Variorum Edition ( hriOnline , Шеффилд, 2004). Проверено 2 января 2008 г.
- Эвенден, Элизабет; и Джулиан Робертс (2004). «Библиографические аспекты актов и памятников» в книге Джона Фокса, «Деяния и памятники», издание Variorum . Архивировано 16 мая 2011 г. в Wayback Machine ( hriOnline. Архивировано 16 мая 2011 г. в Wayback Machine , Шеффилд, 2004 г.). Проверено 2 января 2008 г.
- Фэрфилд, Лесли П. (1972). «Таинственный пресс Майкла Вуда (1553–1554)» . Библиотека , 5-я серия: 27 (3). стр. 220–232. Проверено 2 января 2008 г.
- Хаттауэй, Майкл (2005). Возрождение и Реформации: Введение в литературу раннего Нового времени . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 1-4051-0044-3 .
- Кинг, Джон Н. (1999). «Книжная торговля при Эдуарде VI и Марии I». В Кембриджской истории книги в Великобритании . Том 3: 1400–1557. Лотте Хеллинга и Дж. Б. Трапп (ред.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-57346-7 .
- Кинг, Джон Н. (2006). «Книга мучеников» Фокса и ранняя современная печатная культура . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-86381-3 .
- Кинг, Джон Н. (2002). «Джон Дэй: главный печатник английской Реформации». В истоках английского протестантизма . Питер Маршалл и Алек Райри (редакторы). Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-00324-5 .
- Мачин, Генри . «Дневник: 1554 (июль – декабрь)» в книге Николса, Джона Гофа : Дневник Генри Мачина: гражданина и торговца-Тейлора из Лондона (1550–1563), с 1550 по 1563 год нашей эры (1848). Проверено 3 января 2008 г.
- Миллер, Мириам. «День, Джон». Grove Music Online. Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine (требуется подписка). ред. Л. Мэйси. Проверено 4 января 2008 г.
- Петтегри, Эндрю (сентябрь 2004 г.; онлайн-издание: октябрь 2006 г.). « Дэй, Джон (1521/2–1584) ». Оксфордский национальный биографический словарь . Проверено 2 января 2008 г.
- Смит, Джереми Л. (2003). Томас Ист и музыкальное издательство в Англии эпохи Возрождения. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-513905-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эвенден, Элизабет (2008). Патенты, изображения и патронаж: Джон Дэй и книжная торговля Тюдоров . Эшгейт. ISBN 0-7546-5480-X .
- Остлер, Кристофер Льюис (1975). Джон Дэй, печатник елизаветинской эпохи . Оксфордское библиографическое общество: Оксфорд. ISBN 0-901420-29-8 .