Доротея Зёлле
Доротея Зёлле | |
---|---|
Рожденный | Дороти Нипперди 30 сентября 1929 г. |
Умер | 27 апреля 2003 г. | (73 года)
Другие имена | Доротея Стеффенски-Зёлле |
Супруги |
|
Академическое образование | |
Альма-матер | Кёльнский университет |
Диссертация | Исследования структуры бдений Бонавентуры [ а ] [ 2 ] |
Влияния | |
Академическая работа | |
Дисциплина | Теология |
Субдисциплина | Политическая теология [ 11 ] |
Школа или традиция | |
Учреждения | Союзная духовная семинария |
Известные идеи | Христофашизм |
Под влиянием |
Доротея Стеффенски-Зёлле ( урожденная Ниппердей , 1929–2003), известная как Доротея Зёлле , была немецким теологом-освободителем , придумавшим термин « христофашизм ». [ 16 ] [ 17 ] Она родилась в Кельне и умерла на конференции в Геппингене от остановки сердца.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Зёлле родилась Дороти Ниппердей 30 сентября 1929 года в Кёльне , Германия. [ 2 ] Ее отцом был профессор трудового права Ганс Карл Ниппердей , который позже стал первым председателем Федерального суда по трудовым спорам Западной Германии с 1954 по 1963 год. Зёлле изучала теологию, философию и литературу в Кельнском университете . [ 18 ] получил докторскую степень, защитив диссертацию о связи богословия и поэзии. [ 2 ] Некоторое время она преподавала в Аахене , а затем вернулась в Кельн в качестве преподавателя университета. Она стала активно заниматься политикой, выступая против войны во Вьетнаме , гонки вооружений времен холодной войны и несправедливости в развивающемся мире . Примечательно, что с 1968 по 1972 год она организовывала Politisches Nachtgebet (политические ночные молитвы) в Антонитеркирхе (Кёльн) .
С 1975 по 1987 год она проводила шесть месяцев в году в Союзной теологической семинарии в Нью-Йорке , где была профессором систематического богословия . [ 19 ] Хотя она никогда не занимала профессорскую должность в Германии, [ нужна ссылка ] в 1994 году она получила звание почетного профессора Гамбургского университета . [ 20 ]
Она написала большое количество книг, в том числе «Богословие для скептиков: размышления о Боге» (1968), «Безмолвный крик: мистика и сопротивление» (1997) и автобиографию « Против ветра: мемуары радикального христианина» (1999). [ 6 ] В книге «За пределами простого послушания: размышления о христианской этике будущего» она ввела термин «христофашист» для описания фундаменталистов . Возможно, ее самой известной работой на английском языке была [ нужна ссылка ] Страдание» , в котором представлена критика «христианского мазохизма» и «христианского садизма». [ 21 ] Критика Зёлле противоречит предположению, что Бог всемогущ и является причиной страданий; люди, таким образом, страдают ради какой-то великой цели. Вместо этого Бог страдает и бессилен рядом с нами. Люди должны вместе бороться против угнетения , сексизма , антисемитизма и других форм авторитаризма . [ 22 ] [ нужна страница ]
Сёлле был дважды женат и имел четверых детей. [ 2 ] Сначала в 1954 году она вышла замуж за художника Дитриха Зёлле, от которого у нее было трое детей до развода в 1964 году. [ 2 ] В 1969 году она вышла замуж [ 23 ] бывший бенедиктинский священник Фульберт Стеффенский , от которого у нее родился четвертый ребенок [ 2 ] и с которым она организовала Politisches Nachtgebet . [ 24 ] Историк Томас Нипперди был ее братом. [ 25 ]
Зёлле умер от сердечного приступа на конференции в Гёппингене 27 апреля 2003 года. [ 26 ] Она была похоронена на Фридхоф-Нинстедтен в Гамбурге.
Богословское мышление Зёлле
[ редактировать ]«Я верю в Бога, / который создал мир не готовым / как вещь, которая должна навсегда оставаться такой, какая она есть / который правит не по вечным законам / имеющим вечную силу / и не по естественным порядкам / бедных и богатых, / эксперты и невежды, / люди, которые властвуют, и люди, подчиняющиеся. / Я верю в Бога, / который желает контраргументов живых / и изменения всех условий / через нашу работу / через нашу политику». (ET, из Meditationen & Gebrauchstexte. Gedichte. Berlin 1969, ISBN 978-3-87352-016-5 )
Идея Бога, который был «на небесах во всей своей славе». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] пока был организован Освенцим , было «невыносимо» [ Эта цитата нуждается в цитировании ] для Зёлле. Бога следует защищать от таких упрощений. Для некоторых людей [ ВОЗ? ] Зёлле был своего рода пророком христианства, отменившим разделение богословской науки и жизненной практики, а для других [ ВОЗ? ] она была еретичкой , [ нужна ссылка ] чьи теории не могли быть согласованы с традиционным пониманием Бога, и поэтому ее идеи были отвергнуты как богословский цинизм. [ нужна ссылка ]
Этот раздел является кандидатом на копирование в Wikiquote с использованием процесса Transwiki . |
Некоторые из провокационных заявлений Зёлле:
- « Вьетнам — это Голгофа ». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
- « Третий мир — это постоянный Освенцим ». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
- «Каждое богословское заявление должно быть также и политическим заявлением». ( Против ветра: Мемуары радикального христианина (1999))
- «У Бога нет рук, кроме как из наших рук». (знаменитое высказывание, приписываемое Терезе Авильской , которое часто использовал Зёлле)
- «Мы должны больше есть во время Евхаристии и больше молиться во время еды». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
Публикации
[ редактировать ]- Зёлле, Доротея (1967). Христос Представитель: Очерк богословия после «Смерти Бога» . Лондон: СКМ Пресс.
- ——— (1970). За пределами простого послушания: размышления о христианской этике будущего . Миннеаполис: Аугсбург.
- ——— (1974). Политическая теология . Филадельфия, Пенсильвания: Fortress Press. ISBN 0-8006-1065-2 .
- ——— (1975). Страдания . Филадельфия, Пенсильвания: Fortress Press. ISBN 0-8006-0419-9 .
- ——— (1978). Смерть от хлеба одного: тексты и размышления о религиозном опыте . Филадельфия, Пенсильвания: Fortress Press. ISBN 0-8006-0514-4 .
- ——— (1981). Выбор Жизни . Филадельфия, Пенсильвания: Fortress Press. ISBN 0-8006-0667-1 .
- ——— (1983). О войне и любви . Мэрикнолл, Нью-Йорк: Orbis Books. ISBN 0-88344-350-3 .
- ——— (1983). Гонка вооружений убивает даже без войны . Филадельфия, Пенсильвания: Fortress Press. ISBN 0-8006-1701-0 .
- ——— (1984). Сила слабых: на пути к христианской феминистской идентичности . Филадельфия, Пенсильвания: Fortress Press. ISBN 0-664-24623-0 .
- ———; Клойс, Ширли А. (1984). Работать и любить: теология творения . Филадельфия, Пенсильвания: Fortress Press. ISBN 0-8006-1782-7 .
- ———; Бейерс Науде, CF (1986). Надежда на веру: беседа . Женева: Публикации ВСЦ. ISBN 2-8254-0860-3 .
- ——— (1990). Окно уязвимости: политическая духовность . Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN 0-8006-2432-7 .
- ——— (1990). Размышление о Боге: Введение в теологию . Лондон: СКМ Пресс. ISBN 0-334-02476-5 .
- ——— (1993). На Земле, как на Небесах: освободительная духовность обмена . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 0-664-25494-2 .
- ——— (1993). Крестные станции: латиноамериканское паломничество . Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN 0-8006-2688-5 .
- ——— (1995). Богословие для скептиков: размышления о Боге . Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN 0-8006-2788-1 .
- ——— (1999). Против ветра: Мемуары радикального христианина . Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN 0-8006-3079-3 .
- ——— (2001). Безмолвный крик: мистицизм и сопротивление . Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN 0-8006-3266-4 .
- ——— (2007). Тайна Смерти . Перевод Люкенса-Румшайдта, Нэнси; Люкенс-Румшайдт, Мартин. Миннеаполис: Фортресс Пресс.
Публикации на немецком языке см. de:Dorothee Sölle#Literatur.
Тексты в музыке
[ редактировать ]- Музыкант Серджио Пинто преобразовал стихи Сёлле Credo for the Earth и Ich dein Baum в музыкальные композиции, которые были опубликованы Verlag в 2008 году под заглавным проектом . Запись компакт-диска осуществила группа Grupo Sal. [ 27 ]
- Композитор Людгер Штюльмейер превратил в музыкальные композиции стихи Зёлле «Кройциген» и «Атем Готтес хауч миан» также . Вокальные и органные аранжировки были заказаны кругом друзей Евангелической академии Тутцинга ; произведение было впервые исполнено в апреле 2013 года и включало чтение Урсулы Бальц-Отто во время празднования 10-летия со дня смерти Доротеи Зёлле.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Зёлле 1999b , стр. 35.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Коулман 2013 , с. 518.
- ^ Румшайдт 2016 , с. 172.
- ^ Пиннок 2003b , с. 129.
- ^ Jump up to: а б Пиннок 2003а , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Коулман 2013 , с. 519.
- ^ Билер 2003 , с. 59; Нейман 2014 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Фарамелли, Норман (1 апреля 2016 г.). « Пятница воспоминаний» о Доротеи Зёлле: выдающемся политическом теологе» . Религиозный социализм . Комиссия DSA по религии и социализму . Проверено 22 декабря 2018 г.
- ^ Пиннок 2018 , с. 371; Зёлле 1999а , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Лоуэн 2016 , с. ii.
- ^ Маттесон 2018 , с. 20.
- ^ Грей 2005 , с. 343.
- ^ Харрисон 2004 , с. 147.
- ^ Грей 2005 , с. 350.
- ^ Коцко, Адам (26 апреля 2009 г.). «Повествовательное резюме: Адам Коцко» . Само по себе . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ Холл 2000 , с. 412; Зёлле 1970 .
- ^ Пиннок 2003c : «... установления сомнительного морального превосходства для оправдания организованного насилия в массовом масштабе, извращения христианства, которое она назвала христофашизмом».
- ^ Ансельм Вейер: Литургия слева. Доротея Зёлле и политическая ночная молитва в Антонитеркирхе. Опубликовано Маркусом Герцбергом и Аннетт Шолль для евангелического сообщества Кельна. Гревен Верлаг, Кельн, 2016 г., стр. 15. ISBN 978-3-7743-0670-7 .
- ^ Коулман 2013 , с. 519; Майнатт 2004 , с. 368.
- ^ Холлштейн 2007 , с. 105.
- ^ Хейворд 2003 , с. 233.
- ^ Пиннок 2003c .
- ^ Ансельм Вейер: Литургия слева. Доротея Зёлле и политическая ночная молитва в Антонитеркирхе. Опубликовано Маркусом Герцбергом и Аннетт Шолль для евангелического сообщества Кельна. Гревен Верлаг, Кельн, 2016 г., стр. 16f. ISBN 978-3-7743-0670-7 .
- ^ Ансельм Вейер: Литургия слева. Доротея Зёлле и политическая ночная молитва в Антонитеркирхе. Опубликовано Маркусом Герцбергом и Аннетт Шолль для евангелического сообщества Кельна. Гревен Верлаг, Кельн, 2016 г., стр. 9. ISBN 978-3-7743-0670-7 .
- ^ «Доротея Зёлле» . Время (на немецком языке). Гамбург. 30 апреля 2003 года . Проверено 22 декабря 2018 г.
- ^ Майнатт 2004 , стр. 368; Звонок 2005 , стр. 8511.
- ↑ Дороти Зёлле на веб-сайте Grupo Sal (на немецком языке). Архивировано 2 марта 2016 г. в Wayback Machine.
Библиография
[ редактировать ]- Билер, Андреа (2003). «Язык молитвы между правдой и мистицизмом». В Пинноке, Сара К. (ред.). Богословие Доротеи Зёлле . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. стр. 55–70. ISBN 978-1-56338-404-2 .
- Коулман, Мэри Э. (2013). «Доротея Зёлле (1929–2003)». В Маркхэме, Ян С. (ред.). Студенческий спутник богословов . Чичестер, Англия: Уайли-Блэквелл. стр. 518–521. дои : 10.1002/9781118427170.ch74 . ISBN 978-1-118-47258-3 .
- Грей, Мэри (2005). «Разнообразие, гармония и, в конце концов, справедливость: вспоминая Дороти Соэль». Феминистская теология . 13 (3): 343–357. дои : 10.1177/0966735005054916 . ISSN 1745-5189 . S2CID 155047837 .
- Холл, Дуглас Джон (2000). «Исповедование Христа в контексте постхристианского мира». Экуменический обзор . 52 (3): 410–417. дои : 10.1111/j.1758-6623.2000.tb00048.x . ISSN 1758-6623 .
- Харрисон, Беверли Вильдунг (2004). «Работа с протестантскими традициями: феминистские трансформации». Справедливость в процессе становления: феминистская социальная этика . Харрисон, Беверли Уайлдунг. Баундс, Элизабет М.; Брубейкер, Памела К.; Хикс, Джейн Э.; Легг, Мэрилин Дж.; Питерс, Ребекка Тодд ; Уэст, Трейси К. (ред.). Беседовала Легг, Мэрилин Дж. Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 145–152. ISBN 978-0-664-22774-6 .
- Хейворд, Картер (2003). «Переход: Дороти Соэль и трансцендентность Бога». Богословие Доротеи Зёлле . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. стр. 221 и далее. ISBN 978-1-56338-404-2 .
- Хольштейн, Торстен (2007). Конституция как «общая часть»: частноправовой метод и концепция частного права Ганса Карла Ниппердея (1895–1968) . Вклад в историю права ХХ века (на немецком языке). Том 51. Тюбинген, Баден-Вюртемберг: Мор Зибек. ISBN 978-3-16-149080-4 . ISSN 0934-0955 .
- Левен, Маргрета Сюзанна Гюнтер (2016). Примириться с крестом: меннонитско-феминистское исследование Дороти Зёлле и Дж. Денни Уивера о ненасилии, искуплении и искуплении (докторская диссертация). Торонто: Университет Торонто. hdl : 1807/75526 . OCLC 1036287373 .
- Маттесон, Дэннис М. (2018). « Надежда требует участия: предупреждение Дороти Зёлле и задача политической теологии в эпоху Трампа» . Новый богословский обзор . 30 (2): 20–30. ISSN 0896-4297 .
- Минатт, Дженай А., изд. (2004). Современные авторы . Том. 219. Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Гейл. ISBN 978-0-7876-6699-6 . ISSN 0010-7468 .
- Нойманн, Катя Лиза Елена (2014). Гендерное освобождение: «Деприватизация» женской субъективности в молитвенной поэзии Доротеи Зёлле (докторская диссертация). Стерлинг, Шотландия: Университет Стерлинга. hdl : 1893/21172 .
- Пиннок, Сара К. (2003a). "Введение". В Пинноке, Сара К. (ред.). Богословие Доротеи Зёлле . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. стр. 1–15. ISBN 978-1-56338-404-2 .
- ——— (2003б). «Постмодернистский ответ на страдания после Освенцима». Богословие Доротеи Зёлле . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. стр. 129–144. ISBN 978-1-56338-404-2 .
- ——— , ред. (2003в). Богословие Доротеи Зёлле . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN 978-1-56338-404-2 .
- ——— (2018). «Дороти Зёлле: (нем., 1929–2003)». В Родки, Кристофер Д.; Миллер, Джордан Э. (ред.). Справочник Пэлгрейва по радикальному богословию . Чам, Швейцария: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 367–380. дои : 10.1007/978-3-319-96595-6_22 . ISBN 978-3-319-96595-6 .
- Ринг, Нэнси К. (2005). «Сёлле, Доротея». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 12 (2-е изд.). Детройт, Мичиган: Справочник Macmillan USA. стр. 8511–8512. ISBN 978-0-02-865997-8 .
- Румшайдт, Х. Мартин (2016). «Дороти Зёлле: Вариации на темы Дитриха Бонхеффера». В Киркпатрике, Мэтью Д. (ред.). Привлечение Бонхёффера: влияние и влияние жизни и мыслей Бонхёффера . Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press. стр. 169–186. ISBN 978-1-5064-1037-1 .
- Зёлле, Доротея (1970). За пределами простого послушания: размышления о христианской этике будущего . Миннеаполис, Миннесота: Издательство Аугсбурга.
- ——— (1999а). Против ветра: Мемуары радикального христианина . Перевод Румшайдта, Барбары; Румшайдт, Мартин. Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press. ISBN 978-1-4514-0706-8 .
- ——— (1999б). «Что такое теопоэзия?». В Сагуне, Анна-Катарина (ред.). Пространства опыта: богословский вклад в культурное обновление (на немецком языке). Мюнстер, Северный Рейн-Вестфалия: LIT Verlag. стр. 31–35. ISBN 978-3-8258-4142-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ветер, Рената (2012). Дороти Соэль: Мистик и бунтарь; Биография . Перевод Люкенса, Нэнси; Румшайдт, Мартин. Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press. ISBN 978-0-8006-9808-9 .
- Штёсингер, Эдвин (2022). Доротея Зёлле - интеллектуальная биография (на немецком языке). Издательство Др. Ковач. ISBN 978-3-339-12756-3 .
- 1929 рождений
- 2003 смертей
- Немецкие протестантские богословы ХХ века
- Женщины-христианские богословы
- Христианские богословы-феминистки
- Христианские социалистические богословы
- Немецкие христианские пацифисты
- Немецкие христианские социалисты
- немецкие феминистки
- Немецкие лютеранские богословы
- Немецкие налоговые сопротивления
- Теологи освобождения
- Сторонники христианского феминизма
- Лютеранские пацифисты
- Лютеранские социалисты
- Политические теологи
- Социалистические феминистки
- Факультет Союзной духовной семинарии
- Выпускники Кёльнского университета
- Женщины-христианки-социалистки