Jump to content

Люди вверх

(Перенаправлено с Басубии )
Люди вверх
Байкухане / Басубия
Женщина Субиа в костюме музыканта
Общая численность населения
44,800 ()
Регионы со значительной численностью населения
 Намибия 34,000 [1]
 Ботсвана 7,900
 Замбия 2,900
Языки
Оно пошло вверх
Религия
христианство
Родственные этнические группы
Лози люди

Народ икухане , также известный как субия или субия , — этническая группа, говорящая на банту, родом из Южной Африки . Они являются частью более крупной этнической группы лози и имеют значительную численность населения в Ботсване , Намибии и Замбии . Их язык известен как язык Кухане ( Чикухане ) или язык Субиа ( Чисубия ), но силози используется как формальный язык в официальном, образовательном и медиа-контексте.

Свое название они получили от второго известного короля Субии, Икухане, который правил до 1570-х годов. Одного человека Икухане называют Муйкухане, в то время как многих людей Икухане называют Байкухане. Приставка Mu- имеет единственное число, а приставка Ba- — множественное. Однако Байкухане наиболее широко известны как Субиа. Экзоним Субиа пришел от соседних народов и происходит от слова «субила», что означает свет, в отношении их светлого цвета кожи. Одного человека Субиа называют Мусубия, в то время как многих людей Субиа называют Басубиа или Масубия.

Субиа — языке банту говорящая на этническая группа, , мигрировавшая на юг Африки . Итенге, правление первого известного короля Субии, продолжалось до 1570-х годов. За это время он возглавил миграцию с севера и поселился в поймах рек Кафуэ . Сын Итенге, Икухане, стал преемником своего отца, и его правление длилось с 1575 по 1600 год. Под его руководством люди мигрировали из Кафуэ и расселились по долине Замбези. Позже они двинулись на юг и поселились вдоль реки Чобе , которую Субиа также назвали рекой Икухане в его честь. Байкухане просто означает последователей короля Икухане или людей с реки Чобе, а их язык называется Чикухане, также известный как Чисубия.

Под руководством Лилунду Литуу (1640–1665), сменившего своего отца Икухане, субиа мигрировали от реки Чобе на юг и поселились в Ботсване. В 1876 году Мванамвале и часть мужчин Субиа переправились через реку Замбези и установили свое лидерство в Сешеке в Замбии. Мутва Лисвани II (1965–1996) основал свою королевскую штаб-квартиру в Букало в Намибии и до сих пор является штаб-квартирой в Субиа.

Королевская линия Субия

1. Итиндж (1440-1570-е гг.). Он был первым известным вождем племени. Считается, что он возглавил миграцию с севера и поселился в поймах рек Кафуэ . Бассейн Замбези-Чобе известен как Итинге в Субии в его честь.

2. Икухане (1575 – 1600) Он был сыном Итинге и вторым вождем племени. Он мигрировал из пойм Кафуэ и поселился в долине Замбези на территории современной Замбии. Позже он двинулся на юг и поселился вдоль реки Чобе, которая в Субии называется Икухане.

3. Лилунду-Литу (1640 – 1665). Он сменил своего отца, вождя Икухане. Он мигрировал от реки Чобе на юг и поселился в Мабабе (Мавава) к югу от Савути (Савута) на территории современной Ботсваны.

4. Королева Мвале Икухане (1665–1700). Она была первой королевой, правившей племенем Субия. Она сменила своего брата Лилунду-Литуу и поселилась на холмах Гоха к северу от Савути в современной Ботсване, и это место стало известно как Нгулва-Мваале.

5. Чит (1700-е гг.) Он правил частью народа Субия, бежавшего от нападений Лози и жившего в Токаланде недалеко от Ливингстона , Замбия .

6. Сикуте (1700-е годы) Сикуте провёл участок реки Субия от западных оконечностей Итинге, сегодня известных как болота Линьянти, до Чунгве-намутитима ( водопада Виктория ). Там он присоединился к Лее и женился на одной из их женщин. Сикуте нес с собой королевские барабаны Субия, известные как Макувакува , обладающие мистической силой. Считалось также, что у Сикуте был горшок с лекарством, который, если открыть его, вызвал эпидемию в этом районе. Благодаря миграции Сикуте субия стали одним из племен водопада Виктория вместе с лея и тока. Считается, что когда вождь Леи Мукуни победил Субию Сикуте и захватил их вместе с их королевскими барабанами, волшебные барабаны ускользнули в Замбези и поселились на дне, где их звук продолжал быть слышен в течение многих лет после этого.

7. Саанджо (1700-е гг.) Его еще называли Сингонги. Он сменил королеву Мваале на холмах Гоха (Нгулва-Мваале) в округе Чобе, Ботсвана. У Саанджо было трое детей от его жены Чаазе: два мальчика по имени Мафвира I и Нсундано I и их сестра Мваале.

8. Мафвира I (1700-е гг.) Он был старшим сыном вождя Саанджо и его жены Чаазе. Он возглавил миграцию Субия с холмов Гоха обратно к реке Икухане (Чобе) и поселился в Кавимбе на территории нынешнего анклава Чобе в Ботсване. Его правление было непопулярным, и вскоре он был свергнут и заменен его младшим братом Нсундано I.

9. Нсундано I (1700-1750 гг.) Его также называли Ливеренге. Он мигрировал на север из Кавимбы и основал свою штаб-квартиру в Лучиндо на нынешнем участке Каприви в Намибии, напротив Нгома пограничного поста . Сегодня Лучиндо — святилище (Чидино) всего племени Басубия.

10. Лисвани I (1830-1845) Он был сыном принцессы Мваале, дочери вождя Саанджо и сестры Мафвиры I и Нсундано I. Его отцом был Сикарумбу, который также был известен как Ралисвани. Он сменил Нсундано I; его дядя по материнской линии. Он был женат на Мальянгале, от которой у него родился сын по имени Майба I. Его штаб-квартира располагалась в Исусве на современном участке Каприви-Стрип в Намибии. Он спас Секгому I , сына Кгари из Бамангвато и Летшолатебе , сына Мореми I из Батаваны , из Себитване в Казунгуле .

11. Нконквена I (1845-1876). Он был известен под прозвищем «Мутолализуки». Он был сыном принцессы Нсазве, старшей сестры вождя Лисвани I. Его отцом был Кабенде. У вождя Нконквены было три сестры: Нтолва, Мпамбо и Чире. Вождь Нконквена I был многоженцем. Его женами были Нкунгано и Икуме. Икуме родил Мафвиру II, вождя Субии Гумаре на северо-западе Ботсваны, и его брата Нсундано. Икуме родила сына по имени Синвула. Он основал свою штаб-квартиру на острове Импалила в современном районе Каприви-Стрип в Намибии. Он бежал из Баротсе в поисках убежища на Ракопсе земле Хамы, где и умер в в 1878 году.

12. Королева Нтолва (1876-1900). Она была младшей сестрой Нконквены I и второй королевой, правившей Субией. Она была замужем за Мбангой и имела четырех сыновей: Чомбо, Мвамполе, Касайла и Мванамвали. Она построила свой королевский дворец в Исусве на современном участке Каприви-Стрип в Намибии. Она сменила своего брата вождя Нконквены I после того, как последний испугался лози и бежал в Ботети.

13. Мванамвале I (1876 г.) Он был сыном королевы Нтолвы и ее мужа Мбанги. Он и группа мужчин Субия преследовали его бегущего дядю Нконквены, который направлялся в Ботети. Они дошли до Ситенгу Пана, примерно в двадцати восьми милях к югу от Касане, но не смогли его догнать. Затем они вернулись на остров Импалила , пересекли Замбези и установили свое руководство в Сешеке в Замбии.

14. Мванамвале II. Он сменил Мванамвале II; его отец в Сешеке, Замбия. Его настоящее имя было Муникуунку, но он был известен под прозвищем Ингуу, что означает «пастух».

15. Кабуку (август 1886 г.) Он был назначен вождем Субия в Сешеке, ныне в Западной провинции Замбии. В Сешеке титул вождя Субии - Мванамвале, в отличие от Мунитенге или Моралисвани, используемых в Каприви-Стрип и округе Чобе. Вероятно, он сменил Мванамвале II.

16. Майба I (1900–1909). Он был единственным сыном Лисвани I. Он бежал в Ботети под руководством своего двоюродного брата Нконквены I. Он вернулся из Ботети в 1900 году и сменил королеву Нтулву в Исусве на посту вождя субия в Каприви. Стрип, Намибия. К настоящему времени вождь Субия был разделен по колониальным линиям на Северную Родезию , Юго-Западную Африку , Намибию и протекторат Бечуаналенд .

17. Чика II (1901-1927) Его еще называли Чика Чика. Он был сыном простолюдинки Чики и Мальянгалы. Чика был охотником из Замбии, который поселился в Басубии. Он умер, оставив свою жену Мальянгалу беременной. В то время Мунитенг Лисвани я женился на Мальянгале, когда она была еще беременна. Мальянгала родила мальчика, а Лисвани дал ему имя Чика, его настоящего отца. Чика Чика был среди басубия, бежавших с островов Мпалила в Ракопс под предводительством Нконквены I в 1876 году. Он вернулся из Ракопса в 1900 году и ненадолго поселился среди части басубии в Мабабе (Мавава). В 1901 году он был назначен регентом Басубии. в Мунге к западу от Кавимбы от имени молодого принца Синвулы Нконквены, который тогда жил среди басубий Ливингстона в бывшей Северной Родезии (сегодняшняя Замбия).

18. Чика Матондо Тонго (1909–1927 и 1937–1945). Он был регентом молодой Лисваниньяны. Лисваниньяна был старшим сыном вождя Майбы I, а Чика-Матондо Тонго был назначен регентом в силу брака с Мулелой; которая была тетей Лисваниньяны по материнской линии. Он основал свою штаб-квартиру в Шукмансбурге (Лухононо) в Восточном Каприви, Намибия.

19. Лисваниньяна (1927-1937). Он был старшим сыном Майбы I и его жены Кахунду. Он основал свою королевскую штаб-квартиру в деревне Касика на современном участке Каприви-Стрип в Намибии напротив Чидууду ( остров Седуду ). Он умер вскоре после вступления на престол, и Чика Матондо продолжал занимать трон до 1945 года.

20. Синвула Нконквена (1928-1968) Он родился на земле Кхамы; Ценяне в Рокопсе. Он был сыном вождя Нконквены I и его жены Икуме. Он основал свою штаб-квартиру в деревне Мунга к северо-западу от Кавимбы, округ Чобе, Ботсвана. Его братьями были Мафвира II и Нсундано.

21. Синвула Майба (1945-1965). Он был сыном Майбы I, а также младшим братом Лисваниньяны. Его родной деревней был Махунду на территории современного восточного сектора Каприви в Намибии. Он построил свою штаб-квартиру в деревне Каббе на территории нынешнего восточного сектора Каприви в Намибии.

22. Мутва Лисвани II (1965–1996). Он был вторым старшим сыном Синвулы Майбы, указанной выше. Его старшим братом был Шакуфвеба. Он основал свою королевскую штаб-квартиру во Ввикало ( Букало ) на территории современного сектора Каприви в Намибии.

23. Майба II Синвула (с 1968 г. по настоящее время). Он сын Синвулы Нконквены, а также внук Нконквены I. Он стал преемником своего престарелого отца и разместил свою штаб-квартиру в деревне Кавимба, район Чобе, Ботсвана.

24. Майба Лисвани III (1996 г. - по 21 июля 2021 г.). Он младший сын Синвулы Майбы. Он сменил своего старшего брата Мутву Лисвани II, который умер в 1996 году. Он также сохранил штаб-квартиру, размещенную в Ввикало (Буикало), Каприви-Стрип, Намибия, его покойным братом.

Социальная организация

[ редактировать ]

Главой семьи является старший мужчина, обычно дедушка. Родство является результатом брака, рождения или усыновления.

Брак имеет первостепенное значение среди субиа, поскольку является средством укрепления и расширения семейных отношений. Ожидается, что у взрослого мужчины будет работа, собственная усадьба под названием Илапа, а затем он найдет жену, на которой сможет жениться. Ожидается, что жена переедет в усадьбу мужа, присоединится к своим родственникам и станет частью этой семьи. Жена и дети берут фамилию мужа, поскольку являются членами его семьи. То, как супружеская пара управляет своей илапой, обеспечивает ей особый статус в обществе. Хотя в наше время полигамия идет на убыль, полигамия среди субий широко распространена .

Они живут за счет земледелия и собирательства, охоты и рыбалки. Женщины занимаются сельским хозяйством, а мужчины занимаются охотой и рыбалкой. Их основная пища — твердая каша (инкако) с рыбой или кислое молоко (масанза) . [2] [ нужна ссылка ]

Деревни Масубии называются минзи . Дома состоят из хижин, состоящих из глиняной стены и соломенной крыши, или домов с бетонными стенами и крышами из листового металла. Хижины окружены тростниковым забором, известным как илапа . Деревни часто состоят из 15-30 семей. [3] [ нужна ссылка ] .

Религиозные верования

[ редактировать ]

Илеза или Иреза — это термин Субиа, обозначающий Бога , считающегося Создателем мира и характеризующегося вечными, всемогущими и всеведущими качествами. Субиа считают, что Илеза уникален, у него нет партнеров или равных.

Илеза известен под разными именами и атрибутами, каждое из которых подчеркивает отдельный аспект Его природы. К ним относятся Мувумби , что означает «Создатель», и Симвине , что означает «Король». Илеза считается одновременно трансцендентным, существующим за пределами физического мира, и имманентным, присутствующим во всех вещах и осознающим все действия, совершаемые Его творениями.

Субиа верят, что Илеза общается с человечеством через Маполофита, что означает «пророки». Он рассматривается как высший судья человечества, обладающий властью назначать вечную награду или наказание в зависимости от веры и действий человека.

Религия Масубия основана на поклонении предкам , при этом умершие предки считаются духами-хранителями. Те, кто не чтит и не проявляет уважения к этим духам, подвергаются наказанию. Они верят, что эти духи имеют связь с Творцом и служат посредниками. По данным проекта «Джошуа» , сорок процентов масубиа являются христианами, а шестьдесят процентов исповедуют этническую религию. [4]

Субиа астрономия

[ редактировать ]

Астрономия — это естественная наука, которую Субиа используют для изучения и интерпретации небесных объектов и явлений. Сюда входят объекты, которые они могли видеть невооруженным глазом, например солнце и луна. Луна называется Мвези. Его функция заключается в освещении ночью, чтобы определить месяц, который также называется Мвези, и времена года. Солнце называется Изуба. Его функция — дневной свет (поэтому день также называется идзуба), а солнце используется для определения времени суток, используемого для определения направлений.

Субиа еда и кухня

[ редактировать ]
Еда и кухня Субиа

Основной пищей жителей Субиа является кукурузная каша под названием Инкоко. Его часто едят с рыбой Замбези Лещ вместе с овощами или кашу едят с молоком под названием Масанза. Это блюдо часто подают на посиделках, свадьбах или похоронах.

Культура и отношение субии

[ редактировать ]

Масубия хорошо известны своими яркими культурными танцами, известными как Чипелу и Чизо , а также своей традиционной одеждой Мусиси . [5]

Мусиси традиционная одежда женщин лози . На языке Силози термин « мусиси » переводится как «юбка». Этот предмет одежды состоит из двух слоев, причем верхний слой усилен, чтобы сохранить форму. Обычно его делают из атласа и часто дополняют подходящей шалью, называемой « кали », еще одним термином Силози. Женщины также носят читенге, чтобы прикрыться, особенно ниже пояса, и всегда покрывают волосы платком. Этот наряд придает женщинам скромность, уважение и достоинство. [6]

Субиа музыка

[ редактировать ]

Музыка, исполняемая Subia, называется Chipelu. Это разновидность танца лози, который обычно танцуют молодые мужчины и женщины. Музыка и танцы Чипелу — это общественные мероприятия, которые проводятся в течение года на различных общественных мероприятиях в обществе. Его исполняют танцевальные коллективы для короля в его дворце или когда он посещает общины в их деревнях. Танцы также проводятся на свадьбах, политических митингах или школьных собраниях, но не на похоронах. Каждая группа Чипелу сочиняет свои собственные песни, обычно затрагивающие социальные проблемы общества. [7]

Субиа декоративно-прикладное искусство

[ редактировать ]

Субиа — прекрасные гончары благодаря свободному доступу к глинистым почвам и древесине для печей. Они также известны своим умением изготавливать корзины, которые можно использовать при сборе урожая и просеивании кукурузной муки. Делают также ожерелья из бус, циновки из камыша и целые каноэ для рыбалки.

Известные люди Субиа

[ редактировать ]
  1. ^ «Группа людей Субиа во всех странах» . Проект Джошуа . Проект Джошуа . Проверено 28 мая 2022 г.
  2. ^ «Земледелие» . Национальное географическое общество . 21 января 2011 г. Проверено 22 мая 2021 г.
  3. ^ «eLimu | Наш дом» . Learn.e-limu.org . Проверено 22 мая 2021 г.
  4. ^ «Субия, Чиквахане в Намибии» .
  5. ^ «Люди Каприви» . Проверено 8 октября 2012 года .
  6. ^ https://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Music_Skirt&age=1236854304
  7. ^ «Исследование музыки и танцев сипелу среди народа масубия региона Замбези в Намибии» . Проверено 8 мая 2022 г.
  8. ^ «Унам назначает Кеннета Матенгу вице-канцлером» . www.thevillager.com.na . Газета The Villager Намибии. 29 июня 2018 года . Проверено 8 января 2023 г.
    Матенгу назначен новым вице-канцлером УНАМ
    Кто эти люди: краткое изложение кандидата от unam vc Газета «Новая эра»
    «Матенгу — новый венчурный капитал Unams» .
    «Матенгу получает высшую должность Унама» . Намибийское солнце . 29 июня 2018 г. Проверено 8 января 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f9e1d92c1fac5c34638d03043302ef0__1722618780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/f0/8f9e1d92c1fac5c34638d03043302ef0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Subia people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)