Люди вверх
В этой статье нечеткий стиль цитирования . ( Октябрь 2022 г. ) |
Байкухане / Басубия | |
---|---|
Общая численность населения | |
44,800 () | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Намибия | 34,000 [1] |
Ботсвана | 7,900 |
Замбия | 2,900 |
Языки | |
Оно пошло вверх | |
Религия | |
христианство | |
Родственные этнические группы | |
Лози люди |
Народ икухане , также известный как субия или субия , — этническая группа, говорящая на банту, родом из Южной Африки . Они являются частью более крупной этнической группы лози и имеют значительную численность населения в Ботсване , Намибии и Замбии . Их язык известен как язык Кухане ( Чикухане ) или язык Субиа ( Чисубия ), но силози используется как формальный язык в официальном, образовательном и медиа-контексте.
Имя
[ редактировать ]Свое название они получили от второго известного короля Субии, Икухане, который правил до 1570-х годов. Одного человека Икухане называют Муйкухане, в то время как многих людей Икухане называют Байкухане. Приставка Mu- имеет единственное число, а приставка Ba- — множественное. Однако Байкухане наиболее широко известны как Субиа. Экзоним Субиа пришел от соседних народов и происходит от слова «субила», что означает свет, в отношении их светлого цвета кожи. Одного человека Субиа называют Мусубия, в то время как многих людей Субиа называют Басубиа или Масубия.
История
[ редактировать ]Субиа — языке банту говорящая на этническая группа, , мигрировавшая на юг Африки . Итенге, правление первого известного короля Субии, продолжалось до 1570-х годов. За это время он возглавил миграцию с севера и поселился в поймах рек Кафуэ . Сын Итенге, Икухане, стал преемником своего отца, и его правление длилось с 1575 по 1600 год. Под его руководством люди мигрировали из Кафуэ и расселились по долине Замбези. Позже они двинулись на юг и поселились вдоль реки Чобе , которую Субиа также назвали рекой Икухане в его честь. Байкухане просто означает последователей короля Икухане или людей с реки Чобе, а их язык называется Чикухане, также известный как Чисубия.
Под руководством Лилунду Литуу (1640–1665), сменившего своего отца Икухане, субиа мигрировали от реки Чобе на юг и поселились в Ботсване. В 1876 году Мванамвале и часть мужчин Субиа переправились через реку Замбези и установили свое лидерство в Сешеке в Замбии. Мутва Лисвани II (1965–1996) основал свою королевскую штаб-квартиру в Букало в Намибии и до сих пор является штаб-квартирой в Субиа.
Королевская линия Субия
1. Итиндж (1440-1570-е гг.). Он был первым известным вождем племени. Считается, что он возглавил миграцию с севера и поселился в поймах рек Кафуэ . Бассейн Замбези-Чобе известен как Итинге в Субии в его честь.
2. Икухане (1575 – 1600) Он был сыном Итинге и вторым вождем племени. Он мигрировал из пойм Кафуэ и поселился в долине Замбези на территории современной Замбии. Позже он двинулся на юг и поселился вдоль реки Чобе, которая в Субии называется Икухане.
3. Лилунду-Литу (1640 – 1665). Он сменил своего отца, вождя Икухане. Он мигрировал от реки Чобе на юг и поселился в Мабабе (Мавава) к югу от Савути (Савута) на территории современной Ботсваны.
4. Королева Мвале Икухане (1665–1700). Она была первой королевой, правившей племенем Субия. Она сменила своего брата Лилунду-Литуу и поселилась на холмах Гоха к северу от Савути в современной Ботсване, и это место стало известно как Нгулва-Мваале.
5. Чит (1700-е гг.) Он правил частью народа Субия, бежавшего от нападений Лози и жившего в Токаланде недалеко от Ливингстона , Замбия .
6. Сикуте (1700-е годы) Сикуте провёл участок реки Субия от западных оконечностей Итинге, сегодня известных как болота Линьянти, до Чунгве-намутитима ( водопада Виктория ). Там он присоединился к Лее и женился на одной из их женщин. Сикуте нес с собой королевские барабаны Субия, известные как Макувакува , обладающие мистической силой. Считалось также, что у Сикуте был горшок с лекарством, который, если открыть его, вызвал эпидемию в этом районе. Благодаря миграции Сикуте субия стали одним из племен водопада Виктория вместе с лея и тока. Считается, что когда вождь Леи Мукуни победил Субию Сикуте и захватил их вместе с их королевскими барабанами, волшебные барабаны ускользнули в Замбези и поселились на дне, где их звук продолжал быть слышен в течение многих лет после этого.
7. Саанджо (1700-е гг.) Его еще называли Сингонги. Он сменил королеву Мваале на холмах Гоха (Нгулва-Мваале) в округе Чобе, Ботсвана. У Саанджо было трое детей от его жены Чаазе: два мальчика по имени Мафвира I и Нсундано I и их сестра Мваале.
8. Мафвира I (1700-е гг.) Он был старшим сыном вождя Саанджо и его жены Чаазе. Он возглавил миграцию Субия с холмов Гоха обратно к реке Икухане (Чобе) и поселился в Кавимбе на территории нынешнего анклава Чобе в Ботсване. Его правление было непопулярным, и вскоре он был свергнут и заменен его младшим братом Нсундано I.
9. Нсундано I (1700-1750 гг.) Его также называли Ливеренге. Он мигрировал на север из Кавимбы и основал свою штаб-квартиру в Лучиндо на нынешнем участке Каприви в Намибии, напротив Нгома пограничного поста . Сегодня Лучиндо — святилище (Чидино) всего племени Басубия.
10. Лисвани I (1830-1845) Он был сыном принцессы Мваале, дочери вождя Саанджо и сестры Мафвиры I и Нсундано I. Его отцом был Сикарумбу, который также был известен как Ралисвани. Он сменил Нсундано I; его дядя по материнской линии. Он был женат на Мальянгале, от которой у него родился сын по имени Майба I. Его штаб-квартира располагалась в Исусве на современном участке Каприви-Стрип в Намибии. Он спас Секгому I , сына Кгари из Бамангвато и Летшолатебе , сына Мореми I из Батаваны , из Себитване в Казунгуле .
11. Нконквена I (1845-1876). Он был известен под прозвищем «Мутолализуки». Он был сыном принцессы Нсазве, старшей сестры вождя Лисвани I. Его отцом был Кабенде. У вождя Нконквены было три сестры: Нтолва, Мпамбо и Чире. Вождь Нконквена I был многоженцем. Его женами были Нкунгано и Икуме. Икуме родил Мафвиру II, вождя Субии Гумаре на северо-западе Ботсваны, и его брата Нсундано. Икуме родила сына по имени Синвула. Он основал свою штаб-квартиру на острове Импалила в современном районе Каприви-Стрип в Намибии. Он бежал из Баротсе в поисках убежища на Ракопсе земле Хамы, где и умер в в 1878 году.
12. Королева Нтолва (1876-1900). Она была младшей сестрой Нконквены I и второй королевой, правившей Субией. Она была замужем за Мбангой и имела четырех сыновей: Чомбо, Мвамполе, Касайла и Мванамвали. Она построила свой королевский дворец в Исусве на современном участке Каприви-Стрип в Намибии. Она сменила своего брата вождя Нконквены I после того, как последний испугался лози и бежал в Ботети.
13. Мванамвале I (1876 г.) Он был сыном королевы Нтолвы и ее мужа Мбанги. Он и группа мужчин Субия преследовали его бегущего дядю Нконквены, который направлялся в Ботети. Они дошли до Ситенгу Пана, примерно в двадцати восьми милях к югу от Касане, но не смогли его догнать. Затем они вернулись на остров Импалила , пересекли Замбези и установили свое руководство в Сешеке в Замбии.
14. Мванамвале II. Он сменил Мванамвале II; его отец в Сешеке, Замбия. Его настоящее имя было Муникуунку, но он был известен под прозвищем Ингуу, что означает «пастух».
15. Кабуку (август 1886 г.) Он был назначен вождем Субия в Сешеке, ныне в Западной провинции Замбии. В Сешеке титул вождя Субии - Мванамвале, в отличие от Мунитенге или Моралисвани, используемых в Каприви-Стрип и округе Чобе. Вероятно, он сменил Мванамвале II.
16. Майба I (1900–1909). Он был единственным сыном Лисвани I. Он бежал в Ботети под руководством своего двоюродного брата Нконквены I. Он вернулся из Ботети в 1900 году и сменил королеву Нтулву в Исусве на посту вождя субия в Каприви. Стрип, Намибия. К настоящему времени вождь Субия был разделен по колониальным линиям на Северную Родезию , Юго-Западную Африку , Намибию и протекторат Бечуаналенд .
17. Чика II (1901-1927) Его еще называли Чика Чика. Он был сыном простолюдинки Чики и Мальянгалы. Чика был охотником из Замбии, который поселился в Басубии. Он умер, оставив свою жену Мальянгалу беременной. В то время Мунитенг Лисвани я женился на Мальянгале, когда она была еще беременна. Мальянгала родила мальчика, а Лисвани дал ему имя Чика, его настоящего отца. Чика Чика был среди басубия, бежавших с островов Мпалила в Ракопс под предводительством Нконквены I в 1876 году. Он вернулся из Ракопса в 1900 году и ненадолго поселился среди части басубии в Мабабе (Мавава). В 1901 году он был назначен регентом Басубии. в Мунге к западу от Кавимбы от имени молодого принца Синвулы Нконквены, который тогда жил среди басубий Ливингстона в бывшей Северной Родезии (сегодняшняя Замбия).
18. Чика Матондо Тонго (1909–1927 и 1937–1945). Он был регентом молодой Лисваниньяны. Лисваниньяна был старшим сыном вождя Майбы I, а Чика-Матондо Тонго был назначен регентом в силу брака с Мулелой; которая была тетей Лисваниньяны по материнской линии. Он основал свою штаб-квартиру в Шукмансбурге (Лухононо) в Восточном Каприви, Намибия.
19. Лисваниньяна (1927-1937). Он был старшим сыном Майбы I и его жены Кахунду. Он основал свою королевскую штаб-квартиру в деревне Касика на современном участке Каприви-Стрип в Намибии напротив Чидууду ( остров Седуду ). Он умер вскоре после вступления на престол, и Чика Матондо продолжал занимать трон до 1945 года.
20. Синвула Нконквена (1928-1968) Он родился на земле Кхамы; Ценяне в Рокопсе. Он был сыном вождя Нконквены I и его жены Икуме. Он основал свою штаб-квартиру в деревне Мунга к северо-западу от Кавимбы, округ Чобе, Ботсвана. Его братьями были Мафвира II и Нсундано.
21. Синвула Майба (1945-1965). Он был сыном Майбы I, а также младшим братом Лисваниньяны. Его родной деревней был Махунду на территории современного восточного сектора Каприви в Намибии. Он построил свою штаб-квартиру в деревне Каббе на территории нынешнего восточного сектора Каприви в Намибии.
22. Мутва Лисвани II (1965–1996). Он был вторым старшим сыном Синвулы Майбы, указанной выше. Его старшим братом был Шакуфвеба. Он основал свою королевскую штаб-квартиру во Ввикало ( Букало ) на территории современного сектора Каприви в Намибии.
23. Майба II Синвула (с 1968 г. по настоящее время). Он сын Синвулы Нконквены, а также внук Нконквены I. Он стал преемником своего престарелого отца и разместил свою штаб-квартиру в деревне Кавимба, район Чобе, Ботсвана.
24. Майба Лисвани III (1996 г. - по 21 июля 2021 г.). Он младший сын Синвулы Майбы. Он сменил своего старшего брата Мутву Лисвани II, который умер в 1996 году. Он также сохранил штаб-квартиру, размещенную в Ввикало (Буикало), Каприви-Стрип, Намибия, его покойным братом.
Социальная организация
[ редактировать ]Главой семьи является старший мужчина, обычно дедушка. Родство является результатом брака, рождения или усыновления.
Брак имеет первостепенное значение среди субиа, поскольку является средством укрепления и расширения семейных отношений. Ожидается, что у взрослого мужчины будет работа, собственная усадьба под названием Илапа, а затем он найдет жену, на которой сможет жениться. Ожидается, что жена переедет в усадьбу мужа, присоединится к своим родственникам и станет частью этой семьи. Жена и дети берут фамилию мужа, поскольку являются членами его семьи. То, как супружеская пара управляет своей илапой, обеспечивает ей особый статус в обществе. Хотя в наше время полигамия идет на убыль, полигамия среди субий широко распространена .
Они живут за счет земледелия и собирательства, охоты и рыбалки. Женщины занимаются сельским хозяйством, а мужчины занимаются охотой и рыбалкой. Их основная пища — твердая каша (инкако) с рыбой или кислое молоко (масанза) . [2] [ нужна ссылка ]
Деревни Масубии называются минзи . Дома состоят из хижин, состоящих из глиняной стены и соломенной крыши, или домов с бетонными стенами и крышами из листового металла. Хижины окружены тростниковым забором, известным как илапа . Деревни часто состоят из 15-30 семей. [3] [ нужна ссылка ] .
Религиозные верования
[ редактировать ]Илеза или Иреза — это термин Субиа, обозначающий Бога , считающегося Создателем мира и характеризующегося вечными, всемогущими и всеведущими качествами. Субиа считают, что Илеза уникален, у него нет партнеров или равных.
Илеза известен под разными именами и атрибутами, каждое из которых подчеркивает отдельный аспект Его природы. К ним относятся Мувумби , что означает «Создатель», и Симвине , что означает «Король». Илеза считается одновременно трансцендентным, существующим за пределами физического мира, и имманентным, присутствующим во всех вещах и осознающим все действия, совершаемые Его творениями.
Субиа верят, что Илеза общается с человечеством через Маполофита, что означает «пророки». Он рассматривается как высший судья человечества, обладающий властью назначать вечную награду или наказание в зависимости от веры и действий человека.
Религия Масубия основана на поклонении предкам , при этом умершие предки считаются духами-хранителями. Те, кто не чтит и не проявляет уважения к этим духам, подвергаются наказанию. Они верят, что эти духи имеют связь с Творцом и служат посредниками. По данным проекта «Джошуа» , сорок процентов масубиа являются христианами, а шестьдесят процентов исповедуют этническую религию. [4]
Субиа астрономия
[ редактировать ]Астрономия — это естественная наука, которую Субиа используют для изучения и интерпретации небесных объектов и явлений. Сюда входят объекты, которые они могли видеть невооруженным глазом, например солнце и луна. Луна называется Мвези. Его функция заключается в освещении ночью, чтобы определить месяц, который также называется Мвези, и времена года. Солнце называется Изуба. Его функция — дневной свет (поэтому день также называется идзуба), а солнце используется для определения времени суток, используемого для определения направлений.
Субиа еда и кухня
[ редактировать ]Основной пищей жителей Субиа является кукурузная каша под названием Инкоко. Его часто едят с рыбой Замбези Лещ вместе с овощами или кашу едят с молоком под названием Масанза. Это блюдо часто подают на посиделках, свадьбах или похоронах.
Культура и отношение субии
[ редактировать ]Масубия хорошо известны своими яркими культурными танцами, известными как Чипелу и Чизо , а также своей традиционной одеждой Мусиси . [5]
Мусиси — традиционная одежда женщин лози . На языке Силози термин « мусиси » переводится как «юбка». Этот предмет одежды состоит из двух слоев, причем верхний слой усилен, чтобы сохранить форму. Обычно его делают из атласа и часто дополняют подходящей шалью, называемой « кали », еще одним термином Силози. Женщины также носят читенге, чтобы прикрыться, особенно ниже пояса, и всегда покрывают волосы платком. Этот наряд придает женщинам скромность, уважение и достоинство. [6]
Субиа музыка
[ редактировать ]Музыка, исполняемая Subia, называется Chipelu. Это разновидность танца лози, который обычно танцуют молодые мужчины и женщины. Музыка и танцы Чипелу — это общественные мероприятия, которые проводятся в течение года на различных общественных мероприятиях в обществе. Его исполняют танцевальные коллективы для короля в его дворце или когда он посещает общины в их деревнях. Танцы также проводятся на свадьбах, политических митингах или школьных собраниях, но не на похоронах. Каждая группа Чипелу сочиняет свои собственные песни, обычно затрагивающие социальные проблемы общества. [7]
Субиа декоративно-прикладное искусство
[ редактировать ]Субиа — прекрасные гончары благодаря свободному доступу к глинистым почвам и древесине для печей. Они также известны своим умением изготавливать корзины, которые можно использовать при сборе урожая и просеивании кукурузной муки. Делают также ожерелья из бус, циновки из камыша и целые каноэ для рыбалки.
Известные люди Субиа
[ редактировать ]- Беатрис Масилинги , олимпийская спортсменка
- Кеннет Матенгу , вице-канцлер Университета Намибии . [8]
- Райан Ньямбе , футболист
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Группа людей Субиа во всех странах» . Проект Джошуа . Проект Джошуа . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ «Земледелие» . Национальное географическое общество . 21 января 2011 г. Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ «eLimu | Наш дом» . Learn.e-limu.org . Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ «Субия, Чиквахане в Намибии» .
- ^ «Люди Каприви» . Проверено 8 октября 2012 года .
- ^ https://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Music_Skirt&age=1236854304
- ^ «Исследование музыки и танцев сипелу среди народа масубия региона Замбези в Намибии» . Проверено 8 мая 2022 г.
- ^ «Унам назначает Кеннета Матенгу вице-канцлером» . www.thevillager.com.na . Газета The Villager Намибии. 29 июня 2018 года . Проверено 8 января 2023 г. Матенгу назначен новым вице-канцлером УНАМ Кто эти люди: краткое изложение кандидата от unam vc Газета «Новая эра» «Матенгу — новый венчурный капитал Unams» . «Матенгу получает высшую должность Унама» . Намибийское солнце . 29 июня 2018 г. Проверено 8 января 2023 г.