Эффект ложной уникальности
Эффект ложной уникальности — это атрибутивный тип когнитивной предвзятости в социальной психологии , который описывает, как люди склонны рассматривать свои качества, черты и личные качества как уникальные, хотя на самом деле это не так. Эту предвзятость часто измеряют, рассматривая разницу между оценками людей о том, сколько их сверстников разделяют определенную черту или поведение, и фактическим числом сверстников, которые сообщают об этих чертах и поведении. [1]
Фактически, люди часто думают, что они более уникальны, чем другие, в отношении желаемых качеств. Это было показано в различных исследованиях, где, например, люди считают, что они лучше водят машину и менее склонны к риску, чем средний водитель, менее предвзяты, чем средний житель своего города, или даже более усердно работают в групповых проектах, чем другие, когда на самом деле это не так. [2] [3] [4]
Этот эффект также можно увидеть, когда его спрашивают о желательных действиях, даже если консенсус против этого действия: «Предположим, исследователь провел эксперимент с участием актера, который притворился, что у него припадок, и обнаружил, что 11 из 15 человек не помогли. Если бы вы участвовали в эксперименте, как вы думаете, какой была бы ваша реакция?». [5] Люди склонны отвечать, что в сложившейся ситуации они бы помогли, полагая, что сделали бы это, даже если бы это было не так.
Эта когнитивная предвзятость является противоположностью эффекта ложного консенсуса , при котором люди склонны переоценивать степень, в которой их отношения и поведение являются нормальными и типичными по сравнению с таковыми других. Оба связаны с самооценкой, которая является решающим фактором, определяющим, как люди смотрят на свое поведение. [6] Люди склонны испытывать эффект ложной уникальности в отношении желаемых качеств, в то время как они применяют эффект ложного консенсуса для оправдания отрицательных качеств. [7]
История
[ редактировать ]В 1975 году Снайдер и Шнекель ввели термин «иллюзия уникальности», чтобы описать, как люди ошибочно полагают, что они отличаются от других. Однако именно Сулс, Ван (1987) и Сулс, Ван и Сандерс (1988) ввели в своих исследованиях термин « эффект ложной уникальности» . Эти двое продемонстрировали, что люди с низким уровнем страхов, по самооценке, или люди, которые ведут здоровый образ жизни, недооценивают количество сверстников с низким уровнем страха, а также распространенность здоровых людей по сравнению с фактическими цифрами. [8] [9]
Пояснения
[ редактировать ]Самосовершенствование
[ редактировать ]Как указано выше, эффект ложной уникальности можно наблюдать в основном для желательных или лестных черт, а также для показателей «лучше среднего». Полагая, что люди относительно уникальны и лучше других, они способны повысить или, по крайней мере, сохранить свою самооценку. В социальном сравнении люди склонны изменять, игнорировать или интерпретировать информацию по-разному, чтобы увидеть себя в более позитивном свете. Это также известно как теория самосовершенствования . Стремление повысить свою самооценку является сильной мотивацией верить в то, что ваши качества более уникальны, чем у ваших сверстников. На самом деле эффект ложной уникальности тесно связан с восприятием превосходства или, по крайней мере, избеганием неполноценности, что можно объяснить самосохранением. [10] Поскольку самоусиление может быть причиной возникновения эффекта ложной уникальности, когнитивные предубеждения или процессы стремятся понять , как они могут проявляться.
Когнитивные процессы
[ редактировать ]Эгоцентризм
[ редактировать ]Эгоцентризм относится к тенденции людей сосредотачиваться исключительно или, по крайней мере, придавать больший вес своим собственным характеристикам и пренебрегать эмоциями, мыслями, качествами и/или чертами других. Это означает, что если люди обладают высокими способностями, сильными качествами, вносят значительный вклад или испытывают сильные эмоции, они с большей вероятностью будут оценивать себя как выше среднего во всех этих областях. С другой стороны, если люди считают себя низкими во всех предыдущих областях, они будут считать себя ниже среднего. [11] Таким образом, эта тенденция сосредотачиваться на своем абсолютном положении объясняет, как люди могут ошибочно воспринимать определенные черты, эмоции или отношения как положительные или отрицательные уникальные. [12] Люди склонны думать гораздо больше (а может быть, даже исключительно) о себе при проведении социального сравнения, когда им следует думать о других, а это может уменьшить эффект ложной уникальности.
Фокализм
[ редактировать ]Люди имеют тенденцию придавать гораздо больший вес информации, которая была доведена до нашего сведения, и упускать из виду исходную информацию, которая может быть важна при проведении социального сравнения, также известном как фокализм . При сравнении двух вещей (часто вас и другого существа) вопрос может быть сформулирован таким образом, чтобы вы больше сосредоточились на одном или другом. Исследования показывают, что модели ложной уникальности и ложного консенсуса могут различаться в зависимости от того, как написан вопрос. [13] При определении того, насколько вы уникальны, ваша оценка будет зависеть от того, что привлекло ваше внимание, будь то черты характера, эмоции или определенная группа людей, которые могут помешать вам принять рациональное решение.
Выборочная доступность
[ редактировать ]В сочетании с эгоцентризмом, когда нас просят провести социальное сравнение, информация о себе приходит на ум гораздо легче, потому что мы знаем о себе гораздо больше, чем о других. Следовательно, чем легче приходит на ум информация о какой-либо конкретной черте, тем большее значение она будет иметь при суждении об уникальности. Это может быть связано с эвристикой доступности , когда люди придают большее значение информации, которую они быстро вспоминают. В соответствии с теорией самосовершенствования люди могут также выборочно сравнивать себя с менее успешными группами, чем они сами, это известно как нисходящее социальное сравнение , поскольку информация о людях, которые не обладают такими же качествами, как они, может больше приходить на ум. быстро. [14]
Обобщенные группы
[ редактировать ]Когда нас просят сравнить себя со среднестатистическим человеком, поскольку люди не имеют доступа к информации обо всех, они склонны ассоциировать «среднестатистического человека» с подгруппой, которая может прийти им на ум. [15] На вопрос: «Вы лучше танцуете бальные танцы, чем средний человек?» вы можете подумать о своем дедушке, начальнике, двоюродном брате или видео, которое вы смотрели в Интернете, и сравнить себя с ними, даже если они далеки от представления обычного человека. Эти подгруппы, основанные на ваших знаниях и окружении, могут быть неосознанным объяснением эффекта ложной уникальности.
Переменные
[ редактировать ]Пол
[ редактировать ]Сообщается о гендерных различиях в проявлении эффекта ложной уникальности. Мужчины, как правило, предвзято относятся как к положительным физическим, так и к социальным чертам, тогда как женщины, как правило, более предвзято относятся к положительным социальным чертам, чем к физическим чертам. [16]
См. также
[ редактировать ]- Эффект ложного консенсуса
- Корыстная предвзятость
- Предвзятость превосходства
- Теория социального сравнения
- Самосовершенствование
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сулс, Дж. (2007). Ложная предвзятость уникальности. В RF Baumeister & KD Vohs (ред.), Энциклопедия социальной психологии (том 1, стр. 345-345). Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE Publications, Inc. doi: 10.4135/9781412956253.n213.
- ^ Свенсон, О., 1981. Неужели мы все менее рискованны и более умелы, чем наши коллеги-водители? Акта Психологика. 47 (2), 143–148. https://doi.org/10.1016/0001-6918(81)90005-6
- ^ Филдс, Дж. М., и Шуман, Х. (1976). Общественные убеждения о убеждениях общественности. Ежеквартальный журнал «Общественное мнение», 40, 427–488. дои: 10.1086/268330
- ^ Росс, М., и Сиколи, Ф. (1979). Эгоцентрические предубеждения в доступности и атрибуции. Журнал личности и социальной психологии, 37 (3), 322–336. https://doi.org/10.1037/0022-3514.37.3.322
- ^ «Лекция 2.2: Некоторые тонкости объяснения поведения. НЕДЕЛЯ 2: Психология самопрезентации и убеждения» . Курсера . Проверено 24 декабря 2018 г.
- ^ Пак, Хи Сон; Смит, Сэнди В.; Кляйн, Кэтрин А.; Мартелл, Деннис (2011). «Оценка и точность студентов колледжа в отношении употребления алкоголя другими студентами и достоверность рекламы, представленной в кампании за социальные нормы». Журнал здравоохранения. 16 (5): 504–518. дои: 10.1080/10810730.2010.546481. ISSN 1081-0730. ПМИД 21298586 .
- ^ Сулс, Джерри; Ван, СК (1987). «В поисках феномена ложной уникальности: страх и оценки социального консенсуса». Журнал личности и социальной психологии. 52 (1): 211–217. дои: 10.1037/0022-3514.52.1.211. ISSN 1939-1315.
- ^ Сулс, Джерри; Ван, СК (1987). «В поисках феномена ложной уникальности: страх и оценки социального консенсуса». Журнал личности и социальной психологии. 52 (1): 211–217. дои: 10.1037/0022-3514.52.1.211. ISSN 1939-1315.
- ^ Сулс, Дж., Ван, К.К., и Сандерс, Г.С. (1988). Ложный консенсус и ложная уникальность в оценке распространенности поведения, защищающего здоровье. Журнал прикладной социальной психологии, 18 (1), 66–79. https://doi.org/10.1111/j.1559-1816.1988.tb00006.x
- ^ Вера Хуренс (1993) Самовозвышение и предубеждения превосходства в социальном сравнении, Европейский обзор социальной психологии, 4:1, 113-139, DOI: 10.1080/14792779343000040
- ^ Крюгер, Дж. (1999). Озеро Вобегон исчезнет! «Эффект ниже среднего» и эгоцентричный характер суждений о сравнительных способностях. Журнал личности и социальной психологии, 77 (2), 221–232. https://doi.org/10.1037/0022-3514.77.2.221
- ^ Алике, доктор медицинских наук, и Говорун, О. (2005). Эффект лучше среднего. В MD Алике, Д.А. Даннинге и Дж.И. Крюгере (ред.), Исследования личности и идентичности. «Я» в социальном суждении (стр. 85–106). Психология Пресс.
- ^ Галесич М. , Олссон Х. и Рискамп Дж. (2018). Выборочная модель социального суждения. Психологическое обозрение, 125(3), 363-390. http://dx.doi.org/10.1037/rev0000096
- ^ Алике, доктор медицинских наук, и Говорун, О. (2005). Эффект лучше среднего. В MD Алике, Д.А. Даннинге и Дж.И. Крюгере (ред.), Исследования личности и идентичности. «Я» в социальном суждении (стр. 85–106). Психология Пресс.
- ^ Сасскинд Дж., Маурер К., Таккар В., Гамильтон Д.Л. и Шерман Дж.В. (1999). Восприятие отдельных лиц и групп: ожидания, диспозиционные выводы и причинные атрибуции. Журнал личности и социальной психологии, 76 (2), 181–191. https://doi.org/10.1037/0022-3514.76.2.181
- ^ Фернхэм, А.; Доусетт, Т. (1 августа 1993 г.). «Половые различия в социальном сравнении и предвзятость уникальности». Личность и индивидуальные различия. 15 (2): 175–183. doi:10.1016/0191-8869(93)90024-W. ISSN 0191-8869.