Иллюзорное превосходство
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2023 г. ) |
В социальной психологии иллюзорное превосходство — это когнитивное искажение , при котором люди переоценивают свои качества и способности по сравнению с другими. Иллюзорное превосходство — одна из многих положительных иллюзий , касающихся самого себя , которые проявляются в изучении интеллекта , эффективном выполнении задач и тестов, а также обладании желаемыми личностными характеристиками и чертами личности. Переоценка способностей по сравнению с объективной мерой известна как эффект самоуверенности .
Термин «иллюзорное превосходство» впервые был использован исследователями Ван Ипереном и Буунком в 1991 году. Это явление также известно как эффект выше среднего , предвзятость превосходства , ошибка снисхождения , чувство относительного превосходства , primus inter pares. эффект , [1] и эффект озера Вобегон , названный в честь вымышленного города , где все дети выше среднего. [2] Эффект Даннинга-Крюгера — это форма иллюзорного превосходства, демонстрируемого людьми при выполнении задачи, в которой уровень их навыков низок.
Подавляющее большинство литературы об иллюзорном превосходстве основано на исследованиях участников в Соединенных Штатах. Однако исследования, изучающие эффекты только в одной конкретной группе населения, строго ограничены, поскольку они могут не отражать истинную психологию человека. Более поздние исследования, посвященные изучению самооценки в других странах, показывают, что иллюзорное превосходство зависит от культуры. [3] Некоторые исследования показывают, что жители Восточной Азии склонны недооценивать свои способности, чтобы совершенствоваться и ладить с другими. [4] [5]
Пояснения
[ редактировать ]Эвристика выше среднего
[ редактировать ]Алике и Говорун выдвинули идею, что вместо того, чтобы люди сознательно анализировали и думали о своих собственных способностях, поведении и характеристиках и сравнивали их со способностями других, вполне вероятно, что люди вместо этого имеют то, что они описывают как «автоматическую тенденцию к позитивной ассимиляции». оценивал социальные объекты в соответствии с концепциями идеальных черт». [6] Например, если человек оценивает себя как честного, он, вероятно, затем преувеличит свои характеристики в сторону предполагаемого идеального положения по шкале честности . Важно отметить, что Алике отметила, что эта идеальная позиция не всегда является вершиной шкалы; например, в случае честности тот, кто всегда предельно честен, может считаться грубым — идеал — это баланс, который разные люди воспринимают по-разному.
Эгоцентризм
[ редактировать ]Другое объяснение того, как работает эффект «лучше среднего», — это эгоцентризм. Это идея о том, что человек придает большее значение и значение своим собственным способностям, характеристикам и поведению, чем другим. Таким образом, эгоцентризм является менее явно корыстным предубеждением . Согласно эгоцентризму, люди будут переоценивать себя по отношению к другим, потому что они верят, что у них есть преимущество, которого нет у других, поскольку человек, учитывая свои собственные результаты и результаты других, будет считать свою работу лучше, даже если на самом деле они лучше. равный. Крюгер (1999) нашел поддержку объяснения эгоцентризма в своем исследовании, в котором участники оценивали свои способности при выполнении простых и сложных задач. Было обнаружено, что люди были последовательны в своих оценках себя: выше медианы в задачах, классифицированных как «легкие», и ниже медианы в задачах, классифицированных как «сложные», независимо от их реальных способностей. В этом эксперименте эффект выше среднего наблюдался, когда участникам предлагали, что они добьются успеха, но также и Эффект хуже среднего был обнаружен, когда предполагалось, что участники потерпят неудачу. [7]
Фокализм
[ редактировать ]Еще одним объяснением эффекта выше среднего является «фокализм», идея, согласно которой большее значение придается объекту, находящемуся в центре внимания. В большинстве исследований эффекта «лучше среднего» большее внимание уделяется самому себе, когда участников просят провести сравнения (вопрос часто формулируется так, что «я» представлено перед целью сравнения — «сравните себя со средним человеком»). Согласно фокализму, это означает, что человек будет придавать большее значение своим собственным способностям или характеристикам, чем объекту сравнения. Это также означает, что теоретически, если в эксперименте с эффектом «лучше среднего» вопросы были сформулированы так, что менялись местами «я» и «другой» (например, «сравните среднего сверстника с самим собой»), результат «лучше среднего» эффект должен быть уменьшен. [8]
Исследования фокализма были сосредоточены в первую очередь на оптимистической предвзятости, а не на эффекте «лучше среднего». Однако два исследования выявили снижение эффекта оптимистической предвзятости, когда участников просили сравнить среднего сверстника с собой, а не себя со средним сверстником. [9] [10]
Виндшитль, Крюгер и Симмс (2003) провели исследование фокализма, уделив особое внимание эффекту выше среднего, и обнаружили, что просьба участников оценить свои способности и вероятность успеха в выполнении задачи приводила к снижению оценок, когда их спрашивали. о шансах других на успех, а не о своих собственных. [11]
Шумная обработка умственной информации.
[ редактировать ]В «Психологическом бюллетене» за 2012 год предполагается, что иллюзорное превосходство, как и другие предубеждения, можно объяснить теоретико-информационным порождающим механизмом, который предполагает наблюдение (шумное преобразование объективных данных) в субъективные оценки (суждения). [12] Исследование предполагает, что лежащий в основе когнитивный механизм подобен шумному смешению воспоминаний, которое вызывает предвзятость консерватизма или чрезмерную самоуверенность : перенастройка оценок наших собственных результатов после того, как наши собственные результаты корректируются иначе, чем перенастройка оценок других. выступления. Оценки оценок других даже более консервативны (на них больше влияют предыдущие ожидания), чем наши оценки наших собственных результатов (на которые больше влияют новые данные, полученные после прохождения теста). Разницы в консервативной предвзятости обеих оценок (консервативная оценка наших собственных результатов и еще более консервативная оценка результатов других) достаточно, чтобы создать иллюзорное превосходство.
Поскольку мысленный шум является достаточным объяснением, которое намного проще и понятнее, чем любое другое объяснение, включающее эвристику , поведение или социальное взаимодействие, [6] выступает принцип бритвы Оккама в пользу лежащего в основе порождающего механизма (это гипотеза, которая делает наименьшее количество предположений).
Выборочный набор
[ редактировать ]Селективный набор - это идея, согласно которой человек выбирает свои сильные и слабые стороны другого при сравнении с коллегами, чтобы в целом выглядеть лучше. Эта теория была впервые проверена Вайнштейном (1980); однако это был эксперимент, связанный с оптимистической предвзятостью , а не с эффектом «лучше среднего». В исследовании участвовали участники, оценивавшие определенное поведение как способное увеличить или уменьшить вероятность того, что с ними произойдет ряд жизненных событий. Было обнаружено, что люди проявляли меньшую оптимистическую предвзятость, когда им позволяли видеть ответы других. [13]
Перлофф и Фетцер (1986) предположили, что при сравнении сверстников по определенной характеристике человек выбирает цель сравнения — сверстника, с которым его сравнивают, — с более низкими способностями. Чтобы проверить эту теорию, Перлофф и Фетцер попросили участников сравнить себя с конкретными объектами сравнения, например с близким другом, и обнаружили, что иллюзорное превосходство уменьшалось, когда им предлагали представить конкретного человека, а не расплывчатые конструкции, такие как «средний сверстник». Однако эти результаты не совсем надежны, и на них может повлиять тот факт, что люди любят своих близких друзей больше, чем «среднего сверстника», и в результате могут оценивать своего друга как человека выше среднего, поэтому друг не будет объективным. цель сравнения. [14]
Сравнение «Я и совокупность»
[ редактировать ]Эта идея, выдвинутая Гилади и Кларом, предполагает, что при сравнении любой отдельный член группы будет склонен оценивать себя выше среднего статистического уровня производительности этой группы или медианного уровня производительности ее членов. Например, если человека попросить оценить свои навыки вождения по сравнению с остальной частью группы, он, скорее всего, оценит себя как водителя выше среднего. Более того, большая часть группы, скорее всего, оценит себя как выше среднего. Исследования обнаружили этот эффект во многих различных областях деятельности человека и даже распространили его за пределы попыток людей провести сравнения с участием самих себя. [15] Таким образом, результаты этого исследования показывают, что эффект «лучше среднего» на самом деле обусловлен общей тенденцией оценивать любого отдельного человека или объект как лучше среднего.
Несоциальные объяснения
[ редактировать ]Эффект «лучше среднего» может иметь не полностью социальное происхождение — суждения о неодушевленных объектах страдают от аналогичных искажений. [15]
Нейровизуализация
[ редактировать ]Степень, в которой люди считают себя более желанными, чем средний человек, связана со снижением активации орбитофронтальной коры и дорсальной передней поясной извилины . Предполагается, что это связано с ролью этих областей в обработке «когнитивного контроля». [16]
Эффекты в разных ситуациях
[ редактировать ]Иллюзорное превосходство было обнаружено в сравнении людей с другими в различных аспектах жизни, включая успеваемость в учебе (например, успеваемость в классе, экзамены и общий интеллект), в рабочей среде (например, в производительности труда ) и в социальных условиях (например, при оценке своей популярности или степени, в которой человек обладает желаемыми личностными качествами, такими как честность или уверенность ), а также в повседневных способностях, требующих особых навыков. [1]
Чтобы иллюзорное превосходство можно было продемонстрировать путем социального сравнения, необходимо преодолеть два логических препятствия. Одним из них является двусмысленность слова «средний». Логически возможно, что почти весь набор будет выше среднего, если распределение способностей сильно искажено . Например, среднее количество ног на человека немного ниже двух, потому что у некоторых людей их меньше двух, и почти ни у кого нет больше. Следовательно, в экспериментах испытуемые обычно сравниваются со средним значением группы сверстников, поскольку по определению большинство не может превысить медиану.
Еще одна проблема при выводе о несоответствии состоит в том, что испытуемые могут интерпретировать вопрос по-разному, поэтому логически возможно, что большинство из них, например, более щедры, чем остальная часть группы, каждый в «своем понимании» щедрости. [17] Эта интерпретация подтверждается экспериментами , в которых варьировалась степень свободы интерпретации. Поскольку испытуемые оценивали себя по конкретному, четко определенному признаку, иллюзорное превосходство сохраняется. [18]
Академические способности, производительность труда, судебные иски и торговля акциями
[ редактировать ]По данным опроса преподавателей Университета Небраски-Линкольна , 68% оценили себя в числе 25% лучших по педагогическим способностям, а 94% оценили себя как выше среднего. [19]
В аналогичном опросе 87% магистратуры делового администрирования студентов Стэнфордского университета оценили свою успеваемость как выше медианного уровня. [20]
Иллюзорное превосходство также объясняет такие явления, как большой объем торговли на фондовом рынке (поскольку каждый трейдер думает, что он лучший и с большей вероятностью добьется успеха), [21] и количество исков, доходящих до суда (поскольку из-за иллюзорного превосходства у многих юристов есть завышенная уверенность в том, что они выиграют дело). [22]
Когнитивные задачи
[ редактировать ]В экспериментах Крюгера и Даннинга участникам давались конкретные задачи (например, решение логических задач , анализ грамматических вопросов и определение того, были ли шутки смешными) и их просили оценить свою эффективность при выполнении этих задач по сравнению с остальной частью группы, что позволило прямое сравнение их фактической и предполагаемой производительности. [23]
Результаты были разделены на четыре группы в зависимости от фактических результатов, и было обнаружено, что все четыре группы оценили свои результаты как выше среднего, а это означает, что группа с наименьшим количеством баллов (нижние 25%) продемонстрировала очень большую иллюзорную предвзятость. Исследователи объяснили это тем, что люди, которые хуже всего справлялись с заданиями, хуже всего распознавали навыки выполнения этих задач. Это подтверждалось тем фактом, что в ходе обучения худшие испытуемые улучшили свою оценку своего ранга, а также стали лучше справляться с заданиями. [23] Статья под названием «Неквалифицированный и неосведомленный об этом: как трудности с признанием собственной некомпетентности приводят к завышенным самооценкам» была удостоена Шнобелевской премии в 2000 году. [24]
В 2003 году Даннинг и Джойс Эрлингер, также из Корнельского университета , опубликовали исследование, в котором подробно описывалось изменение взглядов людей на самих себя под влиянием внешних сигналов. Студентам Корнелла предлагались тесты на знание географии, некоторые из которых были призваны положительно повлиять на их самооценку, другие — отрицательно. Затем их попросили оценить свою работу, и те, кто получил положительные результаты тестов, сообщили о значительно лучших результатах, чем те, кто получил отрицательные результаты. [25]
Дэниел Эймс и Лара Каммрат распространили эту работу на чувствительность к другим людям и восприятие испытуемыми своей чувствительности. [26] Исследования Берсона, Ларрика и Клеймана показывают, что эффект не столь очевиден и может быть обусловлен уровнями шума и систематической ошибки. [27]
В статье Даннинга, Крюгера и соавторов по этому вопросу в 2008 году были сделаны качественно схожие выводы. [ нужны разъяснения ] после некоторой попытки проверить альтернативные объяснения. [28]
Способность вождения
[ редактировать ]Свенсон (1981) опросил 161 студента в Швеции и США , предложив им сравнить свои навыки вождения и уровень безопасности с навыками других людей. По навыкам вождения 93% опрошенных в США и 69% опрошенных в Швеции вошли в число 50% лучших; Что касается безопасности, 88% американцев и 77% шведов относят себя к верхним 50%. [29]
Маккормик, Уолки и Грин (1986) получили аналогичные результаты в своем исследовании, попросив 178 участников оценить свою позицию по восьми различным параметрам навыков вождения (примеры включают измерение «опасно-безопасно» и измерение «внимательно-невнимательно»). Лишь небольшое меньшинство оценило себя как водителя ниже среднего, а когда все восемь параметров были рассмотрены вместе, выяснилось, что почти 80% участников оценили себя как водителей с уровнем выше среднего. [30]
Одно коммерческое исследование показало, что 36% водителей считали, что они водители выше среднего, когда пишут текстовые сообщения или отправляют электронные письма, по сравнению с другими водителями; 44% считали себя средними, а 18% - ниже среднего. [31]
Здоровье
[ редактировать ]Иллюзорное превосходство было обнаружено в ходе исследования поведения в отношении здоровья (Hoorens & Harris, 1998), в ходе которого участников просили оценить, как часто они и их сверстники ведут здоровый и нездоровый образ жизни. Участники сообщили, что они чаще придерживались здорового поведения, чем средний сверстник, а нездорового поведения реже. Результаты справедливы даже для ожидаемого будущего поведения. [32]
Иммунитет к предвзятости
[ редактировать ]Субъекты описывают себя в позитивных терминах по сравнению с другими людьми, включая описание себя как менее подверженных предвзятости, чем другие люди. Этот эффект называется « слепым пятном смещения » и был продемонстрирован независимо. [ нужна ссылка ] .
IQ
[ редактировать ]Одним из основных эффектов иллюзорного превосходства в IQ является «эффект Даунинга». Это описывает тенденцию людей с IQ ниже среднего переоценивать свой IQ, а людей с IQ выше среднего недооценивать свой IQ (тенденция аналогична эффекту Даннинга-Крюгера ). Эту тенденцию впервые заметил К. Л. Даунинг, который провел первые межкультурные исследования воспринимаемого интеллекта. Его исследования также показали, что способность точно оценивать IQ других людей пропорциональна собственному IQ (т.е. чем ниже IQ, тем меньше возможностей точно оценить IQ других людей). Люди с высоким IQ в целом лучше оценивают IQ других людей, но когда их спрашивают об IQ людей с таким же IQ, как и они сами, они, скорее всего, оценят их как имеющих более высокий IQ. [нужен источник]
Несоответствие между реальным IQ и воспринимаемым IQ между полами было отмечено также британским психологом Адрианом Фернхемом , в работе которого высказывалось предположение, что в среднем мужчины чаще переоценивают свой интеллект на 5 пунктов, а женщины чаще переоценивают свой интеллект на 5 пунктов. недооценивают свой IQ в такой же степени. [33] [34]
Память
[ редактировать ]Иллюзорное превосходство было обнаружено в исследованиях, сравнивающих о памяти самоотчеты , таких как исследование Шмидта, Берга и Дилмана среди пожилых людей. В этом исследовании приняли участие участники в возрасте от 46 до 89 лет, которые сравнивали свою память с памятью сверстников той же возрастной группы, 25-летних, и своей собственной памятью в возрасте 25 лет. Это исследование показало, что участники демонстрировали иллюзорное превосходство при сравнении себя. как для сверстников, так и для более молодых людей, однако исследователи утверждали, что эти суждения лишь незначительно связаны с возрастом. [35]
Популярность
[ редактировать ]В исследовании Цукермана и Йоста участникам раздавались подробные анкеты об их дружбе и предлагалось оценить собственную популярность . Используя анализ социальных сетей , они смогли показать, что участники, как правило, преувеличивали восприятие своей популярности, особенно по сравнению со своими друзьями. [36]
Несмотря на то, что большинство участников исследования считали, что у них больше друзей, чем у их друзей, исследование парадокса дружбы , проведенное социологом Скоттом Л. Фельдом в 1991 году , показывает, что в среднем из-за систематической ошибки выборки у большинства людей меньше друзей, чем у их друзей. иметь. [37]
Счастье в отношениях
[ редактировать ]Исследователи также обнаружили иллюзорное превосходство в удовлетворенности отношениями. Например, одно исследование показало, что участники воспринимали свои собственные отношения в среднем лучше, чем отношения других, но считали, что большинство людей довольны своими отношениями. Было также обнаружено доказательство того, что чем выше участники оценивали счастье своих отношений, тем более превосходными они считали свои отношения — иллюзорное превосходство также увеличивало их собственную удовлетворенность отношениями. Этот эффект был выражен у мужчин, чье удовлетворение было особенно связано с ощущением превосходства собственных отношений, а также с предположением, что лишь немногие другие были недовольны своими отношениями. С другой стороны, удовлетворенность женщин была особенно связана с предположением, что большинство людей довольны своими отношениями. [38] Одно исследование [ нужна ссылка ] обнаружили, что участники занимали оборонительную позицию , когда их супруг или партнер считались другими более успешными в любом аспекте их жизни, и имели тенденцию преувеличивать свой успех и преуменьшать успех своего супруга или партнера.
Я, друзья и сверстники
[ редактировать ]Одно из первых исследований, обнаруживших иллюзорное превосходство, было проведено США Советом колледжей в 1976 году. [6] (сдаваемым ежегодно одним миллионом студентов) прилагался опрос К экзаменам SAT , в котором студентам предлагалось оценить себя относительно медианы выборки (а не среднего сверстника) по ряду неопределенных положительных характеристик. В рейтингах лидерства 70% студентов ставят себя выше медианы. В способности хорошо ладить с другими 85% ставят себя выше среднего; 25% оценили себя в топ-1%.
Исследование 2002 года иллюзорного превосходства в социальной среде, в котором участники сравнивали себя с друзьями и другими сверстниками по положительным характеристикам (таким как пунктуальность и чувствительность) и отрицательным характеристикам (таким как наивность или непоследовательность). Это исследование показало, что участники оценивали себя более благосклонно, чем своих друзей, но оценивали своих друзей более благосклонно, чем других сверстников (но было несколько сдерживающих факторов). [39]
Исследования Перлоффа и Фетцера, [14] Коричневый, [40] и Анри Тайфель и Джон К. Тернер [41] также обнаружил, что друзья имеют более высокий рейтинг, чем другие сверстники. Тайфел и Тернер объяснили это « предвзятостью внутри группы » и предположили, что это было мотивировано стремлением человека к « позитивной социальной идентичности ».
Сдерживающие факторы
[ редактировать ]Хотя иллюзорное превосходство оказалось в некоторой степени корыстным, это не означает, что оно будет предсказуемым — оно не является постоянным. Сила эффекта смягчается многими факторами, основные примеры которых были обобщены Алике и Говоруном (2005). [6]
Интерпретируемость/неоднозначность признака
[ редактировать ]Это явление, которое Алике и Говорун описали как «природу измерения суждения», оно относится к тому, насколько субъективными (абстрактными) или объективными (конкретными) являются оцениваемые способности или характеристики. [6] Исследование Sedikides & Strube (1997) показало, что люди более корыстны (эффект иллюзорного превосходства сильнее), когда рассматриваемое событие более открыто для интерпретации. [42] например, такие социальные конструкции, как популярность и привлекательность, более поддаются интерпретации, чем такие характеристики, как интеллект и физические способности. [43] Частично это объясняется также необходимостью иметь правдоподобное представление о себе. [44]
Идея о том, что двусмысленность смягчает иллюзорное превосходство, получила эмпирическую исследовательскую поддержку в исследовании, включавшем два условия: в одном участникам были даны критерии для оценки черты как двусмысленной или однозначной, а в других участники были свободны оценивать черты в соответствии со своими собственными критериями. . Было обнаружено, что эффект иллюзорного превосходства был сильнее в условиях, когда участники могли свободно оценивать черты характера. [18]
Эффект иллюзорного превосходства также оказывается наиболее сильным, когда люди оценивают себя по способностям, в которых они совершенно некомпетентны. У этих испытуемых наблюдается наибольшее несоответствие между их фактической успеваемостью (на нижнем конце распределения) и их самооценкой (ставящими себя выше среднего). Этот эффект Даннинга-Крюгера интерпретируется как отсутствие метакогнитивной способности признавать собственную некомпетентность. [23]
Метод сравнения
[ редактировать ]Было обнаружено, что метод, используемый в исследовании иллюзорного превосходства, влияет на силу обнаруженного эффекта. Большинство исследований иллюзорного превосходства предполагают сравнение человека со средним сверстником, причем существует два метода: прямое сравнение и косвенное сравнение. Прямое сравнение, которое используется чаще, предполагает, что участники оценивают себя и среднего коллегу по одной и той же шкале: от «ниже среднего» до «выше среднего». [45] и приводит к тому, что участники становятся гораздо более корыстными. [9] Исследователи предположили, что это происходит из-за более тесного сравнения человека и среднего сверстника, однако использование этого метода означает, что невозможно узнать, переоценил ли участник себя, недооценил среднего сверстника или и то, и другое.
Косвенный метод сравнения предполагает, что участники оценивают себя и среднего сверстника по отдельным шкалам, а эффект иллюзорного превосходства обнаруживается путем вычитания среднего балла сверстника из оценки индивида (при этом более высокий балл указывает на больший эффект). Хотя метод косвенного сравнения используется реже, он более информативен с точки зрения того, переоценили ли участники себя или недооценили среднего сверстника, и, следовательно, может дать больше информации о природе иллюзорного превосходства. [45]
Цель сравнения
[ редактировать ]Характер цели сравнения является одним из наиболее фундаментальных факторов, смягчающих эффект иллюзорного превосходства, и существуют два основных вопроса, касающихся цели сравнения, которые необходимо учитывать.
Во-первых, исследование иллюзорного превосходства отличается с точки зрения цели сравнения, поскольку человек сравнивает себя с гипотетическим средним сверстником, а не с реальным человеком. Алике и др. (1995) обнаружили, что эффект иллюзорного превосходства все еще присутствовал, но был значительно уменьшен, когда участники сравнивали себя с реальными людьми (также участниками эксперимента, которые сидели в той же комнате), в отличие от того, когда участники сравнивали себя со средним показателем. вглядеться. Это говорит о том, что исследования иллюзорного превосходства сами по себе могут искажать результаты и обнаруживать больший эффект, чем тот, который действительно имел бы место в реальной жизни. [45]
Дальнейшее исследование различий между объектами сравнения включало четыре условия, в которых участники находились в различной степени близости к интервью с объектом сравнения: просмотр в прямом эфире в одной и той же комнате; просмотр на пленке; чтение письменной транскрипта; или проводить сравнения себя и других со средним сверстником. Было обнаружено, что при дальнейшем удалении участника от ситуации интервью (в условиях записи на пленку и стенограммы) эффект иллюзорного превосходства оказывался сильнее. Исследователи утверждают, что эти результаты свидетельствуют о том, что эффект иллюзорного превосходства снижается за счет двух основных факторов — индивидуализации цели и живого контакта с целью.
Во-вторых, исследования Алике и др. (1995) изучали, могут ли негативные коннотации слова «средний» влиять на степень, в которой люди демонстрируют иллюзорное превосходство, а именно, увеличивает ли использование слова «средний» иллюзорное превосходство. . Участникам было предложено оценить себя, среднего сверстника и человека, рядом с которым они сидели в предыдущем эксперименте, по различным параметрам. Было обнаружено, что они ставили себя на первое место, за ними следовал реальный человек, за ним следовал средний сверстник, однако средний сверстник постоянно располагался выше среднего балла по шкале, что позволяет предположить, что слово «средний» не оказало негативного влияния на мнение участника о среднем сверстнике. [45]
Управляемость
[ редактировать ]Важным сдерживающим фактором эффекта иллюзорного превосходства является степень, в которой человек считает, что он способен контролировать и изменять свою позицию в соответствующем измерении. По мнению Алике и Говоруна, положительные характеристики, которые, по мнению человека, находятся под его контролем, более корыстны, а отрицательные характеристики, которые считаются неконтролируемыми, менее вредны для самосовершенствования. [6] Эта теория была поддержана исследованием Алике (1985), которое показало, что люди оценивают себя выше, чем средний сверстник, по положительным контролируемым чертам и ниже, чем средний сверстник, по отрицательным неконтролируемым чертам. Идея, вытекающая из этих результатов, о том, что люди верят, что они несут ответственность за свой успех, а какой-то другой фактор несет ответственность за их неудачу, известна как предвзятость корысти .
Индивидуальные различия судьи
[ редактировать ]Личностные характеристики у разных людей сильно различаются, и было обнаружено, что они смягчают последствия иллюзорного превосходства. Одним из основных примеров этого является самооценка. Браун (1986) обнаружил, что при самооценке положительных характеристик участники с более высокой самооценкой демонстрировали большую склонность к иллюзорному превосходству, чем участники с более низкой самооценкой. [40] Кроме того, другое исследование показало, что участники, предварительно классифицированные как имеющие высокую самооценку, были склонны интерпретировать неоднозначные черты корыстно, тогда как участники, предварительно классифицированные как имеющие низкую самооценку, не делали этого. [39]
Отношение к психическому здоровью
[ редактировать ]Психология традиционно предполагала, что в целом точное самовосприятие необходимо для хорошего психического здоровья . Это было оспорено в статье Тейлора и Брауна 1988 года, в которых утверждалось, что психически здоровые люди обычно проявляют три когнитивные иллюзии — иллюзорное превосходство, иллюзию контроля и склонность к оптимизму . [17] Эта идея быстро стала очень влиятельной, и некоторые авторитеты пришли к выводу, что намеренное создание этих предубеждений будет иметь терапевтический эффект. [46] С тех пор дальнейшие исследования не только опровергли этот вывод, но и предоставили новые доказательства, связывающие иллюзорное превосходство с негативным воздействием на человека. [17]
Одна из аргументаций заключалась в том, что в статье Тейлора и Брауна классификация людей на психически здоровых и нездоровых основывалась на самоотчетах, а не на объективных критериях. [46] Люди, склонные к самосовершенствованию, преувеличивают, насколько они хорошо приспособлены. В одном исследовании утверждалось, что «психически нормальные» группы были заражены «защитными отрицателями», которые больше всего подвержены позитивным иллюзиям. [46] Лонгитюдное исследование показало, что предубеждения, связанные с самовосхвалением, связаны с плохими социальными навыками и психологической дезадаптацией. [17] В отдельном эксперименте, где независимые наблюдатели оценивали записанные на видео разговоры между мужчинами и женщинами, люди, стремящиеся к самосовершенствованию, с большей вероятностью демонстрировали социально проблемное поведение, такое как враждебность или раздражительность. [17] Исследование 2007 года показало, что предубеждения, связанные с самовосхвалением, связаны с психологическими преимуществами (например, субъективным благополучием ), но также и с межличностными и внутриличностными издержками (например, с антисоциальным поведением ). [47]
Эффект хуже среднего
[ редактировать ]В отличие от общепринятого мнения, исследования показали, что эффект выше среднего не является универсальным. Фактически, многие недавние исследования обнаружили противоположный эффект во многих задачах, особенно если они более сложные. [48]
Самооценка
[ редактировать ]Связь иллюзорного превосходства с самооценкой неясна. Теория о том, что люди с высокой самооценкой поддерживают этот высокий уровень, высоко оценивая себя, не лишена достоинств: исследования с участием студентов колледжей, не страдающих депрессией, показали, что, по их мнению, у них больше контроля над положительными результатами по сравнению со своими сверстниками, даже когда они контролируют успеваемость. . [49] Студенты, не страдающие депрессией, также активно оценивают сверстников ниже себя, а не ставят себя выше. Студенты смогли вспомнить гораздо больше негативных черт личности о других, чем о себе. [50]
В этих исследованиях не делалось различий между людьми с законной и нелегитимной высокой самооценкой, поскольку другие исследования показали, что отсутствие позитивных иллюзий в основном сосуществует с высокой самооценкой. [51] и что решительные люди, стремящиеся к росту и обучению, менее склонны к этим иллюзиям. [52] Таким образом, возможно, что хотя иллюзорное превосходство связано с незаслуженной высокой самооценкой, люди с законной высокой самооценкой не обязательно его демонстрируют.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хоренс, Вера (1993). «Самоповышение и предвзятость в социальном сравнении». Европейский обзор социальной психологии . 4 (1): 113–139. дои : 10.1080/14792779343000040 .
- ^ Пинкер, Стивен (2011). Лучшие ангелы нашей природы . Пингвин. ISBN 978-0-141-03464-5 .
- ^ Хейне, С.Дж.; Хамамура, Т. (2007). «В поисках самоусовершенствования Восточной Азии». Обзор личности и социальной психологии . 11 (1): 4–27. дои : 10.1177/1088868306294587 . ПМИД 18453453 . S2CID 2843126 .
- ^ ДеАнджелис, Тори (февраль 2003 г.). «Почему мы переоцениваем свою компетентность» . Монитор по психологии . 34 (2): 60. doi : 10.1037/e300052003-031 . Проверено 7 марта 2011 г.
- ^ Фальк, Карл Ф.; Хейне, Стивен Дж.; Юки, Масаки; Такемура, Косуке (2009). «Почему жители Запада самосовершенствоваются больше, чем жители Восточной Азии?» (PDF) . Европейский журнал личности . 23 (3): 183–203. дои : 10.1002/пер.715 . S2CID 30477227 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Алике, Марк Д.; Говорун, Олеся (2005). «Эффект лучше среднего». В Алике, Марк Д.; Дэвид А. Даннинг; Иоахим И. Крюгер (ред.). Личность в социальном суждении . Исследования личности и идентичности. Психология Пресс. стр. 85–106 . ISBN 978-1-84169-418-4 . OCLC 58054791 .
- ^ Крюгер, Джастин (1999). «Озеро Вобегон исчезнет! «Эффект ниже среднего» и эгоцентрическая природа суждений о сравнительных способностях». Журнал личности и социальной психологии . 77 (2): 221–232. дои : 10.1037/0022-3514.77.2.221 . ПМИД 10474208 .
- ^ Шкаде, Дэвид А .; Канеман, Дэниел (сентябрь 1998 г.). «Делает ли жизнь в Калифорнии людей счастливыми? Фокусирующая иллюзия в суждениях об удовлетворенности жизнью». Психологическая наука . 9 (5): 340–346. дои : 10.1111/1467-9280.00066 . S2CID 14091201 .
- ^ Перейти обратно: а б Оттен, Вильма; Ван дер Плигт, Йоп (1966). «Эффекты контекста при измерении сравнительного оптимизма в вероятностных суждениях» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 15 : 80–101. дои : 10.1521/jscp.1996.15.1.80 .
- ^ Эйзер, Дж. Ричард; Паль, Сабина; Принс, Ивонн Р.А. (январь 2001 г.). «Оптимизм, пессимизм и направление сравнений себя и других». Журнал экспериментальной социальной психологии . 37 (1): 77–84. дои : 10.1006/jesp.2000.1438 .
- ^ Виндшитль, Пол Д.; Крюгер, Джастин; Симмс, Эрика Нус (2003). «Влияние эгоцентризма и фокусизма на оптимизм людей в соревнованиях: когда то, что влияет на нас в равной степени, влияет на меня больше» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 85 (3): 389–408. дои : 10.1037/0022-3514.85.3.389 . ПМИД 14498778 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 8 марта 2015 г.
- ^ Гильберт, Мартин (2012). «К синтезу когнитивных искажений: как зашумленная обработка информации может повлиять на процесс принятия решений человеком» (PDF) . Психологический вестник . 138 (2): 211–237. CiteSeerX 10.1.1.432.8763 . дои : 10.1037/a0025940 . ПМИД 22122235 .
- ^ Вайнштейн, Нил Д. (1980). «Нереалистичный оптимизм в отношении событий будущей жизни» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 39 (5): 806–820. CiteSeerX 10.1.1.535.9244 . дои : 10.1037/0022-3514.39.5.806 . S2CID 14051760 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2015 года.
- ^ Перейти обратно: а б Перлофф, Линда С.; Фетцер, Барбара К. (1986). «Осуждения себя и других и предполагаемая уязвимость к виктимизации». Журнал личности и социальной психологии . 50 (3): 502–510. дои : 10.1037/0022-3514.50.3.502 .
- ^ Перейти обратно: а б Гилади, Эйлат Э.; Клар, Йехиэль (декабрь 2002 г.). «Когда стандарты не соответствуют действительности: неизбирательное превосходство и предвзятость в сравнительных суждениях об объектах и концепциях». Журнал экспериментальной психологии . 131 (4): 538–551. дои : 10.1037/0096-3445.131.4.538 . ПМИД 12500862 .
- ^ Пиво, Дженнифер С.; Хьюз, Брент Л. (2010). «Нейронные системы социального сравнения и эффект «выше среднего»» (PDF) . НейроИмидж . 49 (3): 2671–2679. doi : 10.1016/j.neuroimage.2009.10.075 . ПМИД 19883771 . S2CID 1421132 . Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2015 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Колвин, К. Рэндалл; Блок, Джек; Фундер, Дэвид К. (1995). «Чрезмерно положительная самооценка и личность: негативные последствия для психического здоровья». Журнал личности и социальной психологии . 68 (6): 1152–1162. дои : 10.1037/0022-3514.68.6.1152 . ПМИД 7608859 . S2CID 8612138 .
- ^ Перейти обратно: а б Даннинг, Дэвид; Мейеровиц, Джудит А.; Хольцберг, Эми Д. (1989). «Двусмысленность и самооценка: роль определений идиосинкратических черт в корыстной оценке способностей». Журнал личности и социальной психологии . 57 (6): 1082–1090. дои : 10.1037/0022-3514.57.6.1082 .
- ^ Кросс, К. Патрисия (весна 1977 г.). «Не могут ли учителя колледжей улучшиться?». Новые направления высшего образования . 1977 (17): 1–15. дои : 10.1002/he.36919771703 .
- ^ «Это академический». 2000. Stanford GSB Reporter , 24 апреля, стр. 14–5. с помощью Цукерман, Эзра В.; Йост, Джон Т. (2001). «Что заставляет вас думать, что вы так популярны? Поддержание самооценки и субъективная сторона «парадокса дружбы» » (PDF) . Социальная психология Ежеквартально . 64 (3): 207–223. дои : 10.2307/3090112 . JSTOR 3090112 . Архивировано (PDF) из оригинала 15 февраля 2019 года . Проверено 29 августа 2009 г.
- ^ Один, Терренс (декабрь 1998 г.). «Объем, волатильность, цена и прибыль, когда все трейдеры выше среднего» (PDF) . Журнал финансов . 53 (6): 1887–1934. CiteSeerX 10.1.1.196.2120 . дои : 10.1111/0022-1082.00078 .
- ^ Нил, Маргарет А.; Базерман, Макс Х. (1985). «Влияние рамок и чрезмерной самоуверенности переговорщиков на поведение и результаты переговоров». Журнал Академии менеджмента . 28 (1): 34–49. дои : 10.2307/256060 . JSTOR 256060 .
- ^ Перейти обратно: а б с Крюгер, Джастин; Даннинг, Дэвид (1999). «Неквалифицированный и неосведомленный об этом: как трудности с признанием собственной некомпетентности приводят к завышенным самооценкам». Журнал личности и социальной психологии . 77 (6): 1121–34. CiteSeerX 10.1.1.64.2655 . дои : 10.1037/0022-3514.77.6.1121 . ПМИД 10626367 . S2CID 2109278 .
- ^ «Лауреаты Шнобелевской премии 2000 года» . Невероятное исследование. Архивировано из оригинала 25 февраля 2011 года . Проверено 27 мая 2008 г.
- ^ Эрлингер, Джойс; Даннинг, Дэвид (январь 2003 г.). «Как хроническое самовосприятие влияет (и потенциально вводит в заблуждение) на оценку производительности». Журнал личности и социальной психологии . 84 (1): 5–17. дои : 10.1037/0022-3514.84.1.5 . ПМИД 12518967 . S2CID 4143192 .
- ^ Эймс, Дэниел Р.; Каммрат, Лара К. (сентябрь 2004 г.). «Чтение мыслей и метапознание: нарциссизм, а не фактическая компетентность, предсказывает самооценку способностей». Журнал невербального поведения . 28 (3): 187–209. CiteSeerX 10.1.1.413.8323 . дои : 10.1023/B:JONB.0000039649.20015.0e . S2CID 13376290 .
- ^ Берсон, Кэтрин А.; Ларрик, Ричард П.; Клейман, Джошуа (2006). «Квалифицированный или неквалифицированный, но все еще не осознающий этого: как восприятие сложности приводит к неправильной калибровке в относительных сравнениях» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 90 (1): 60–77. CiteSeerX 10.1.1.178.7774 . дои : 10.1037/0022-3514.90.1.60 . ПМИД 16448310 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 8 марта 2015 г.
- ^ Эрлингер, Джойс; Джонсон, Керри; Баннер, Мэтью; Даннинг, Дэвид ; Крюгер, Джастин (2008). «Почему неквалифицированные люди не осведомлены: дальнейшие исследования (отсутствующего) самопонимания среди некомпетентных» . Организационное поведение и процессы принятия человеческих решений . 105 (1): 98–121. дои : 10.1016/j.obhdp.2007.05.002 . ПМК 2702783 . ПМИД 19568317 .
- ^ Свенсон, Ола (февраль 1981 г.). «Все ли мы менее рискованны и более умелы, чем наши коллеги-водители?» (PDF) . Акта Психологика . 47 (2): 143–148. дои : 10.1016/0001-6918(81)90005-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2012 года.
- ^ Маккормик, Айова; Уоки, FH; Грин, Делавэр (июнь 1986 г.). «Сравнительное восприятие способностей водителя: подтверждение и расширение». Анализ и предотвращение несчастных случаев . 18 (3): 205–208. дои : 10.1016/0001-4575(86)90004-7 . ПМИД 3730094 .
- ^ «24% водителей признаются, что были близки к тому, чтобы стать причиной аварии, отправляя текстовые сообщения» . 15 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 29 января 2014 г.
- ^ Хоренс, Вера; Харрис, Питер (1998). «Искажения в отчетах о поведении в отношении здоровья: эффект временного интервала и иллюзорное превосходство» . Психология и здоровье . 13 (3): 451–466. дои : 10.1080/08870449808407303 .
- ^ Дэвидсон, Джанет Э.; Даунинг, CL (2000). «Современные модели интеллекта». В Штернберге, Роберт Дж. (ред.). Справочник разведки . стр. 34–50. дои : 10.1017/CBO9780511807947.004 . ISBN 9780511807947 .
- ^ Фернем, Адриан ; Мутафи, Джоанна; Чаморро-Премузик, Томас (март 2005 г.). «Личность и интеллект: пол, большая пятерка, самооценка и психометрический интеллект». Международный журнал отбора и оценки . 13 (1): 11–24. CiteSeerX 10.1.1.329.4360 . дои : 10.1111/j.0965-075X.2005.00296.x . S2CID 6859485 .
- ^ Шмидт, Ирис В.; Берг, Ина Дж.; Дилман, Бетто Г. (1999). «Иллюзорное превосходство в самооценке памяти пожилых людей». Старение, нейропсихология и познание . 6 (4): 288–301. дои : 10.1076/1382-5585(199912)06:04;1-B;FT288 .
- ^ Цукерман, Эзра В.; Йост, Джон Т. (2001). «Что заставляет вас думать, что вы так популярны? Поддержание самооценки и субъективная сторона« парадокса дружбы » » (PDF) . Социальная психология Ежеквартально . 64 (3): 207–223. дои : 10.2307/3090112 . JSTOR 3090112 . Архивировано (PDF) из оригинала 15 февраля 2019 года . Проверено 29 августа 2009 г.
- ^ Фельд, Скотт Л. (1991), «Почему у ваших друзей больше друзей, чем у вас», American Journal of Sociology , 96 (6): 1464–1477, doi : 10.1086/229693 , JSTOR 2781907 , S2CID 56043992 .
- ^ Буунк, Брэм П. (декабрь 2001 г.). «Ощущаемое превосходство собственных отношений и предполагаемая распространенность счастливых и несчастливых отношений». Британский журнал социальной психологии . 40 (4): 565–574. дои : 10.1348/014466601164984 . ПМИД 11795068 .
- ^ Перейти обратно: а б Сулс, Джерри; Лемос, Кэтрин; Стюарт, Х. Локетт (2002). «Самооценка, понимание и сравнение с собой, друзьями и сверстниками» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 82 (2): 252–261. дои : 10.1037/0022-3514.82.2.252 . ПМИД 11831414 .
- ^ Перейти обратно: а б Браун, Джонатан Д. (1986). «Оценка себя и других: предвзятость самовосхваления в социальных суждениях». Социальное познание . 4 (4): 353–376. дои : 10.1521/soco.1986.4.4.353 .
- ^ Тайфель, Анри ; Тернер, Джон К. (1978). «Теория социальной идентичности межгруппового поведения» (PDF) . В Остине, Уильям Г.; Уорчел, Стивен (ред.). Психология межгрупповых отношений (2-е изд.). Европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии, издательство Academic Press. стр. 7–24. ISBN 978-0-12-682550-3 .
- ^ Седикид, Константин; Струбе, Майкл Дж. (1997). «Самооценка: будь добр к самому себе, будь уверен в себе, будь верен самому себе и будь лучше». Достижения экспериментальной социальной психологии . Том. 29. стр. 209–269. дои : 10.1016/S0065-2601(08)60018-0 . ISBN 9780120152292 .
- ^ Ридер, Гленн Д.; Брюэр, Мэрилин Б. (январь 1979 г.). «Схематическая модель диспозиционной атрибуции в межличностном восприятии». Психологический обзор . 86 (1): 61–79. дои : 10.1037/0033-295X.86.1.61 . S2CID 17999914 .
- ^ Суонн, Уильям Б.; Бурместер, Майкл Д. (2003). «Самопроверка: поиск последовательности» . В Лири, Марк Р.; Тангни, Джун Прайс (ред.). Справочник «Я и идентичность» . Гилфорд Пресс.
- ^ Перейти обратно: а б с д Алике, Марк Д.; Клотц, МЛ; Брайтенбехер, Дэвид Л.; Юрак, Триша Дж.; Вреденбург, Дебби С. (1995). «Личный контакт, индивидуация и эффект выше среднего». Журнал личности и социальной психологии . 68 (5): 804–825. дои : 10.1037/0022-3514.68.5.804 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шедлер, Джонатан; Мейман, Мартин; Манис, Мелвин (1993). «Иллюзия психического здоровья». Американский психолог . 48 (11): 1117–1131. дои : 10.1037/0003-066X.48.11.1117 . ПМИД 8259825 . S2CID 14774833 .
- ^ Седикид, Константин; Хортон, Роберт С.; Грегг, Эйден П. (2007). «Почему это предел: ограничение самосовершенствования с помощью объяснительного самоанализа». Журнал Личности . 75 (4): 783–824. дои : 10.1111/j.1467-6494.2007.00457.x . ПМИД 17576359 . S2CID 12086920 .
- ^ Мур, Дон А. (январь 2007 г.). «В конце концов, не так уж и выше среднего: когда люди считают, что они хуже среднего, и это последствия для теорий предвзятости в социальном сравнении». Организационное поведение и процессы принятия человеческих решений . 102 (1): 42–58. дои : 10.1016/j.obhdp.2006.09.005 . ССНР 775086 .
- ^ Мартин, Дэвид Дж.; Абрамсон, Лин Ю.; Сплав, Лорен Б. (январь 1984 г.). «Иллюзия контроля над собой и другими у студентов колледжей с депрессией и без депрессии». Журнал личности и социальной психологии . 46 (1): 126–136. дои : 10.1037/0022-3514.46.1.125 . ПМИД 6694056 .
- ^ Койпер, Николас А.; Макдональд, MR (1982). «Я и другие восприятия при легкой депрессии». Социальное познание . 1 (3): 223–239. дои : 10.1521/soco.1982.1.3.223 .
- ^ Комптон, Уильям К. (1992). «Необходимы ли положительные иллюзии для самооценки: исследовательская записка». Личность и индивидуальные различия . 13 (12): 1343–1344. дои : 10.1016/0191-8869(92)90177-Q .
- ^ Колено, К. Раймонд; Цукерман, Мирон (июнь 1998 г.). «Незащитная личность: автономия и контроль как модераторы защитного преодоления трудностей и самоограничения». Журнал исследований личности . 32 (2): 115–130. дои : 10.1006/jrpe.1997.2207 . S2CID 17183822 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алике, Марк Д.; Даннинг, Дэвид А.; Крюгер, Иоахим И. (2005). Личность в социальном суждении . Психология Пресс. стр. 85–106 . ISBN 978-1-84169-418-4 . особенно главы 5 и 4
- Крюгер, Джастин (1999). «Озеро Вобегон исчезнет! «Эффект ниже среднего» и эгоцентрическая природа суждений о сравнительных способностях». Журнал личности и социальной психологии . 77 (2): 221–232. дои : 10.1037/0022-3514.77.2.221 . ПМИД 10474208 .
- Мэтлин, Маргарет В. (2004). «Принцип Поллианны» . В Поле, Рюдигер Ф. (ред.). Когнитивные иллюзии: Справочник по заблуждениям и искажениям в мышлении, суждениях и памяти . Восточный Суссекс: Psychology Press. ISBN 978-1-84169-351-4 .
- Майерс, Дэвид Г. (1980). Раздутое Я: человеческие иллюзии и библейский призыв к надежде . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Сибери Пресс. ISBN 978-0816404599 .
- Седикид, Константин; Грегг, Эйден П. (2007). «Автопортреты» . В Хогге, Майкл А.; Купер, Джоэл (ред.). Справочник SAGE по социальной психологии (Краткое издание для студентов). Лондон: Публикации SAGE. стр. 93–122. ISBN 978-1412945356 .
- Даннинг, Дэвид; Джонсон, Керри; Эрлингер, Джойс; Крюгер, Джастин (июнь 2003 г.). «Почему люди не осознают свою некомпетентность». Современные направления психологической науки . 12 (3): 83–87. дои : 10.1111/1467-8721.01235 . S2CID 2720400 .
- Фелпс, Ричард П. (2009). «Приложение C: Скалистая линия счета на озере Вобегон» (PDF) . В Фелпсе, Ричард П. (ред.). Исправление заблуждений относительно образовательных и психологических тестов . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. ISBN 978-1433803925 .
- Каннелл, Джей-Джей (1987). «Национально нормированное тестирование начальной успеваемости в государственных школах Америки: насколько все пятьдесят штатов превышают средний национальный показатель» . Беспартийный обзор образования . 13 (1): 1–17.