Jump to content

Расширенное аудиокодирование

Расширенное аудиокодирование
Расширение имени файла Контейнер MPEG/3GPP

Яблочный контейнер

поток ADTS

Тип интернет-СМИ
аудио/aac
аудио/aacp
аудио/3gpp
аудио/3gpp2
аудио/mp4
аудио/mp4a-latm
аудио/mpeg4-общий
Разработано Bell , Фраунгофера , Dolby , Sony , Nokia , LG Electronics , NEC , NTT Docomo , Panasonic [1]
Первоначальный выпуск декабрь 1997 г .; 26 лет назад ( 1997-12 ) [2]
Последний выпуск
ИСО/МЭК 14496-3:2019
декабрь 2019 г .; 4 года назад ( 2019-12 )
Тип формата с потерями Звук
Содержится MPEG-4 Part 14 , 3GP и 3G2 , базовый формат медиафайлов ISO и формат обмена аудиоданными (ADIF)
Стандартный ИСО/МЭК 13818-7 ,
ИСО/МЭК 14496-3
Открытый формат ? Да
Свободный формат ? Нет [3]

Advanced Audio Coding ( AAC ) — это стандарт кодирования звука для с потерями цифрового звука сжатия . Он был разработан как преемник формата MP3 и обычно обеспечивает более высокое качество звука, чем MP3, при той же скорости передачи данных . [4]

AAC стандартизирован ISO и IEC как часть спецификаций MPEG-2 и MPEG-4 . [5] [6] Часть AAC, HE-AAC («AAC+»), является частью MPEG-4 Audio и принята в цифрового радио стандартах DAB+ и Digital Radio Mondiale , а также мобильного телевидения в стандартах DVB-H и ATSC-M/H .

AAC поддерживает включение 48 полнополосных ( до 96 кГц) аудиоканалов в один поток плюс 16 каналов низкочастотных эффектов ( LFE , с ограничением до 120 Гц), до 16 «связывающих» или диалоговых каналов и до 16 потоков данных. . Качество стерео удовлетворяет скромным требованиям при скорости 96 кбит/с в совместном стереорежиме ; однако прозрачность Hi-Fi требует скорости передачи данных не менее 128 кбит/с ( VBR ). Тесты [ который? ] аудио MPEG-4 показали, что AAC соответствует требованиям, называемым ITU «прозрачным» при скорости 128 кбит/с для стерео и 384 кбит/с для звука 5.1 . [7] AAC использует только модифицированный алгоритм дискретного косинусного преобразования (MDCT), что обеспечивает более высокую эффективность сжатия, чем MP3, в котором используется гибридный алгоритм кодирования, частично MDCT и частично FFT . [4]

AAC — это аудиоформат по умолчанию или стандартный для iPhone , iPod , iPad , Nintendo DSi , Nintendo 3DS , Apple Music , [а] iTunes , веб-плеер DivX Plus , PlayStation 4 и различные телефоны Nokia Series 40 . Он поддерживается на широком спектре устройств и программного обеспечения, таких как PlayStation Vita , Wii , цифровых аудиоплеерах, таких как Sony Walkman или SanDisk Clip , устройствах Android и BlackBerry , различных встроенных автомобильных аудиосистемах, [ когда? ] [ нечеткий ] а также является одним из аудиоформатов, используемых в веб-плеере Spotify . [8]

Дискретное косинусное преобразование (DCT), тип кодирования преобразования для сжатия с потерями , было предложено Насиром Ахмедом в 1972 году и разработано Ахмедом совместно с Т. Натараджан и К.Р. Рао в 1973 году, опубликовав свои результаты в 1974 году. [9] [10] [11] Это привело к разработке модифицированного дискретного косинусного преобразования (MDCT), предложенного Дж. П. Принсеном, А. В. Джонсоном и А. Б. Брэдли в 1987 году. [12] после более ранней работы Принсена и Брэдли в 1986 году. [13] Стандарт MP3 кодирования аудио , представленный в 1994 году, использовал гибридный алгоритм кодирования, который частично состоит из MDCT, а частично из FFT . [14] AAC использует чисто алгоритм MDCT, что обеспечивает более высокую эффективность сжатия, чем MP3. [4] Развитие продвинулось дальше, когда Ларс Лильджерид представил метод, который радикально сократил объем информации, необходимой для хранения оцифрованной формы песни или речи. [15]

AAC был разработан при сотрудничестве и участии таких компаний, как Bell Labs , Fraunhofer IIS , Dolby Laboratories , LG Electronics , NEC , Panasonic , Sony Corporation , [1] ETRI , JVC Kenwood , Philips , Microsoft и NTT . [16] Он был официально объявлен международным стандартом Группой экспертов по движущимся изображениям в апреле 1997 года. Он указан как Часть 7 стандарта MPEG-2 , так и Подчасть 4 в Части 3 стандарта MPEG-4 . [17]

Стандартизация

[ редактировать ]

В 1997 году AAC был впервые представлен как MPEG-2 Part 7 , официально известный как ISO / IEC 13818-7:1997 . Эта часть MPEG-2 была новой частью, поскольку MPEG-2 уже включал MPEG-2 Part 3 , официально известную как ISO/IEC 13818-3: MPEG-2 BC (обратная совместимость). [18] [19] Поэтому MPEG-2 Part 7 также известен как MPEG-2 NBC (без обратной совместимости), поскольку он несовместим с MPEG-1 аудиоформатами ( MP1 , MP2 и MP3 ). [18] [20] [21] [22]

В MPEG-2 Part 7 определены три профиля: профиль низкой сложности (AAC-LC / LC-AAC), основной профиль (AAC Main) и масштабируемой частоты дискретизации профиль (AAC-SSR). Профиль AAC-LC состоит из базового формата, очень похожего на формат кодирования Perceptual Audio Coding (PAC) компании AT&T. [23] [24] [25] с добавлением временного формирования шума (TNS), [26] окно Кайзера (описанное ниже), неоднородный квантователь и переработка формата битового потока для обработки до 16 стереоканалов, 16 моноканалов, 16 каналов низкочастотных эффектов (LFE) и 16 каналов комментариев в одном битовом потоке. Основной профиль добавляет набор рекурсивных предикторов, которые рассчитываются при каждом нажатии набора фильтров. SSR , за которым следуют четыре более использует 4-полосный набор фильтров PQMF коротких набора фильтров, чтобы обеспечить масштабируемую частоту дискретизации.

В 1999 году MPEG-2 Part 7 был обновлен и включен в семейство стандартов MPEG-4 и стал известен как MPEG-4 Part 3 , MPEG-4 Audio или ISO/IEC 14496-3:1999 . Это обновление включало в себя несколько улучшений. Одним из этих улучшений стало добавление типов аудиообъектов , которые используются для обеспечения совместимости с множеством других аудиоформатов, таких как TwinVQ , CELP , HVXC , синтез речи и структурированное аудио MPEG-4 . Еще одним заметным дополнением в этой версии стандарта AAC является замена перцептивного шума (PNS). В этом отношении профили AAC (AAC-LC, AAC Main и AAC-SSR) сочетаются с замещением воспринимаемого шума и определяются в аудиостандарте MPEG-4 как типы аудиообъектов. [27] Типы аудиообъектов MPEG-4 объединены в четыре аудиопрофиля MPEG-4: основной (который включает большинство типов аудиообъектов MPEG-4), масштабируемый (AAC LC, AAC LTP, CELP, HVXC, TwinVQ, Wavetable Synthesis, TTSI). , речь (CELP, HVXC, TTSI) и низкоскоростной синтез (Wavetable Synthesis, TTSI). [27] [28]

Эталонное программное обеспечение для MPEG-4, часть 3, указано в MPEG-4, часть 5, а соответствующие битовые потоки указаны в MPEG-4, часть 4. MPEG-4 Audio остается обратно совместимым с MPEG-2, часть 7. [29]

В версии 2 MPEG-4 Audio (ISO/IEC 14496-3:1999/Amd 1:2000) определены новые типы аудиообъектов: тип объекта AAC с малой задержкой ( AAC-LD ), тип объекта побитового арифметического кодирования (BSAC). , параметрическое аудиокодирование с использованием гармонических и отдельных линий, а также устойчивых к шуму и ошибкам (ER) версий типов объектов. [30] [31] [32] Он также определил четыре новых аудиопрофиля: профиль высокого качества звука, профиль звука с низкой задержкой, профиль естественного звука и межсетевой профиль мобильного аудио. [33]

Профиль HE-AAC (AAC LC с SBR ) и профиль AAC (AAC LC) были впервые стандартизированы в ISO/IEC 14496-3:2001/Amd 1:2003. [34] Профиль HE-AAC v2 (AAC LC с SBR и параметрическим стерео) впервые был указан в ISO/IEC 14496-3:2005/Amd 2:2006. [35] [36] [37] Тип аудиообъекта «Параметрическое стерео», используемый в HE-AAC v2, был впервые определен в ISO/IEC 14496-3:2001/Amd 2:2004. [38] [39] [40]

Текущая версия стандарта AAC определена в ISO/IEC 14496-3:2009. [41]

AAC+ v2 также стандартизирован ETSI ( Европейским институтом телекоммуникационных стандартов ) как TS 102005. [38]

Стандарт MPEG-4 Part 3 также содержит другие способы сжатия звука. К ним относятся форматы сжатия без потерь, синтетический звук и форматы сжатия с низкой скоростью передачи данных, обычно используемые для речи.

Улучшения AAC по сравнению с MP3

[ редактировать ]

Advanced Audio Coding разработан как преемник MPEG-1 Audio Layer 3 , известного как формат MP3, который был указан ISO / IEC в 11172-3 ( MPEG-1 Audio) и 13818-3 ( MPEG-2 Audio). .

Слепые тесты в конце 1990-х годов показали, что AAC продемонстрировал лучшее качество звука и прозрачность, чем MP3, для файлов, закодированных с той же скоростью передачи данных. [4]

Улучшения включают в себя:

  • больше частот дискретизации (от 8 до 96 кГц ), чем у MP3 (от 16 до 48 кГц);
  • до 48 каналов (MP3 поддерживает до двух каналов в режиме MPEG-1 и до 5.1 каналов в режиме MPEG-2);
  • произвольная скорость передачи данных и переменная длина кадра. Стандартизированная постоянная скорость передачи данных с битовым резервуаром;
  • более высокая эффективность и более простой блок фильтров . AAC использует чистое MDCT (модифицированное дискретное косинусное преобразование), а не гибридное кодирование MP3 (которое было частично MDCT и частично FFT );
  • более высокая эффективность кодирования для стационарных сигналов (AAC использует размер блока в 1024 или 960 выборок, что обеспечивает более эффективное кодирование, чем 576 блоков выборки в MP3);
  • более высокая точность кодирования переходных сигналов (AAC использует размер блока в 128 или 120 выборок, что обеспечивает более точное кодирование, чем 192 блока выборок в MP3);
  • возможность использования Кайзера-Бесселя оконной функции для устранения утечки спектра за счет расширения главного лепестка;
  • гораздо лучшая обработка звуковых частот выше 16 кГц;
  • более гибкое совместное стерео (в разных диапазонах частот можно использовать разные методы);
  • дополнительные модули (инструменты), добавленные для повышения эффективности сжатия: TNS , обратное предсказание, замена воспринимаемого шума (PNS) и т. д. Эти модули можно комбинировать для создания различных профилей кодирования.

В целом, формат AAC дает разработчикам больше гибкости при разработке кодеков, чем MP3, и исправляет многие конструктивные решения, сделанные в исходной аудиоспецификации MPEG-1. Эта повышенная гибкость часто приводит к использованию более параллельных стратегий кодирования и, как следствие, к более эффективному сжатию. Это особенно актуально при очень низких скоростях передачи данных, где превосходное стереокодирование, чистый MDCT и лучшие размеры окна преобразования не позволяют MP3 конкурировать.

Хотя формат MP3 имеет почти универсальную аппаратную и программную поддержку, в первую очередь потому, что MP3 был выбранным форматом в течение решающих первых нескольких лет широкого распространения / обмена музыкальными файлами через Интернет, AAC является сильным соперником из-за некоторой непоколебимой поддержки со стороны отрасли. . [42]

Функциональность

[ редактировать ]

AAC — это алгоритм кодирования широкополосного звука , который использует две основные стратегии кодирования для значительного уменьшения объема данных, необходимых для представления высококачественного цифрового звука:

  • Компоненты сигнала, которые не имеют значения для восприятия, отбрасываются.
  • Избыточность в кодированном звуковом сигнале устраняется.

Фактический процесс кодирования состоит из следующих шагов:

Аудиостандарт MPEG-4 не определяет один или небольшой набор высокоэффективных схем сжатия, а скорее сложный набор инструментов для выполнения широкого спектра операций от кодирования речи с низкой скоростью передачи данных до высококачественного аудиокодирования и синтеза музыки.

  • Семейство алгоритмов кодирования звука MPEG-4 охватывает диапазон от кодирования речи с низкой скоростью передачи данных (до 2 кбит/с) до высококачественного кодирования звука (со скоростью 64 кбит/с на канал и выше).
  • AAC предлагает частоты дискретизации от 8 до 96 кГц и любое количество каналов от 1 до 48.
  • В отличие от банка гибридных фильтров MP3, AAC использует модифицированное дискретное косинусное преобразование ( MDCT ) вместе с увеличенной длиной окна до 1024 или 960 точек.

Кодеры AAC могут динамически переключаться между одним блоком MDCT длиной 1024 точки или 8 блоками по 128 точек (или между 960 и 120 точками соответственно).

  • Если происходит изменение сигнала или переходный процесс, выбираются 8 более коротких окон по 128/120 точек каждое из-за их лучшего временного разрешения.
  • По умолчанию в противном случае используется более длинное окно в 1024/960 точек, поскольку увеличенное частотное разрешение позволяет использовать более сложную психоакустическую модель, что приводит к повышению эффективности кодирования.

Модульное кодирование

[ редактировать ]

AAC использует модульный подход к кодированию. В зависимости от сложности кодируемого потока битов, желаемой производительности и приемлемого результата разработчики могут создавать профили, чтобы определить, какой из определенного набора инструментов они хотят использовать для конкретного приложения.

Стандарт MPEG-2 Part 7 (Advanced Audio Coding) был впервые опубликован в 1997 году и предлагает три профиля по умолчанию: [2] [44]

  • Низкая сложность (LC) – самый простой и наиболее широко используемый и поддерживаемый.
  • Main Profile (Основной) – аналогично профилю LC, с добавлением обратного прогнозирования.
  • Масштабируемая частота дискретизации (SSR), также известная как масштабируемая частота дискретизации (SRS)

Стандарт MPEG-4 Part 3 (MPEG-4 Audio) определил различные новые инструменты сжатия (также известные как типы аудиообъектов ) и их использование в совершенно новых профилях. AAC не используется в некоторых профилях аудио MPEG-4. Профиль AAC LC MPEG-2 Part 7, основной профиль AAC и профиль AAC SSR объединены с замещением перцептивного шума и определены в стандарте аудио MPEG-4 как типы аудиообъектов (под названиями AAC LC, AAC Main и AAC SSR). Они комбинируются с другими типами объектов в профилях MPEG-4 Audio. [27] Вот список некоторых аудиопрофилей, определенных в стандарте MPEG-4: [35] [45]

  • Основной аудиопрофиль - определен в 1999 году, использует большинство типов аудиообъектов MPEG-4 (основной AAC, AAC-LC, AAC-SSR, AAC-LTP, масштабируемый AAC, TwinVQ, CELP, HVXC, TTSI, основной синтез).
  • Масштабируемый аудиопрофиль – определен в 1999 году, использует AAC-LC, AAC-LTP, AAC Scalable, TwinVQ, CELP, HVXC, TTSI.
  • Речевой аудиопрофиль - определен в 1999 году, использует CELP, HVXC, TTSI.
  • Синтетический аудиопрофиль - определен в 1999 году, TTSI, основной синтез.
  • Профиль высокого качества звука – определен в 2000 году, использует AAC-LC, AAC-LTP, масштабируемый AAC, CELP, ER-AAC-LC, ER-AAC-LTP, масштабируемый ER-AAC, ER-CELP
  • Профиль звука с низкой задержкой - определен в 2000 году, использует CELP, HVXC, TTSI, ER-AAC-LD, ER-CELP, ER-HVXC.
  • AAC с низкой задержкой v2 - определено в 2012 году, использует AAC-LD, AAC-ELD и AAC-ELDv2. [46]
  • Межсетевой профиль мобильного аудио – определен в 2000 году, использует ER-AAC-LC, ER-AAC-Scalable, ER-TwinVQ, ER-BSAC, ER-AAC-LD
  • Профиль AAC – определен в 2003 году, использует AAC-LC.
  • Высокоэффективный профиль AAC – определен в 2003 году, использует AAC-LC, SBR.
  • Профиль High Efficiency AAC v2 – определен в 2006 году, использует AAC-LC, SBR, PS
  • Расширенный высокоэффективный AAC xHE-AAC - определен в 2012 году, использует USAC

Одним из многих улучшений в MPEG-4 Audio является тип объекта, называемый долгосрочным прогнозированием (LTP), который представляет собой усовершенствование основного профиля с использованием прямого предсказателя с меньшей вычислительной сложностью. [29]

Набор инструментов для защиты от ошибок AAC

[ редактировать ]

Применение защиты от ошибок позволяет в определенной степени исправлять ошибки. Коды исправления ошибок обычно применяются одинаково ко всей полезной нагрузке. Однако, поскольку разные части полезной нагрузки AAC демонстрируют разную чувствительность к ошибкам передачи, такой подход будет не очень эффективным.

Полезную нагрузку AAC можно разделить на части с различной чувствительностью к ошибкам.

  • К любой из этих частей можно применить независимые коды исправления ошибок с помощью инструмента защиты от ошибок (EP), определенного в стандарте MPEG-4 Audio.
  • Этот набор инструментов обеспечивает возможность исправления ошибок в наиболее чувствительных частях полезной нагрузки, чтобы снизить дополнительные накладные расходы.
  • Инструментарий обратно совместим с более простыми и уже существующими декодерами AAC. Большая часть функций исправления ошибок инструментария основана на более равномерном распределении информации об аудиосигнале в потоке данных.

Устойчивый к ошибкам (ER) AAC

[ редактировать ]

Методы устойчивости к ошибкам (ER) можно использовать, чтобы сделать саму схему кодирования более устойчивой к ошибкам.

Для AAC были разработаны и определены в MPEG-4 Audio три индивидуальных метода.

  • Переупорядочение кодовых слов Хаффмана (HCR) для предотвращения распространения ошибок в спектральных данных.
  • Виртуальные кодовые книги (VCB11) для обнаружения серьезных ошибок в спектральных данных.
  • Обратимый код переменной длины (RVLC) для уменьшения распространения ошибок в данных масштабного коэффициента.

AAC низкая задержка

[ редактировать ]

Стандарты аудиокодирования MPEG-4 с низкой задержкой ( AAC-LD ), Enhanced Low Delay (AAC-ELD) и Enhanced Low Delay v2 (AAC-ELDv2), как определено в ISO/IEC 14496-3:2009 и ISO/IEC 14496. -3:2009/Amd 3 предназначены для объединения преимуществ перцептивного кодирования звука с малой задержкой, необходимой для двусторонней связи. Они тесно связаны с форматом усовершенствованного аудиокодирования MPEG-2 (AAC). [47] [48] [49] AAC-ELD рекомендован GSMA в качестве сверхширокополосного голосового кодека в профиле IMS для службы видеоконференций высокой четкости (HDVC). [50]

Лицензирование и патенты

[ редактировать ]

Пользователю для потоковой передачи или распространения аудио в формате AAC не требуется никаких лицензий или платежей. [51] Одна только эта причина могла бы сделать AAC более привлекательным форматом для распространения звука, чем его предшественник MP3, особенно для потоковой передачи звука (например, интернет-радио), в зависимости от варианта использования.

Однако патентная лицензия требуется для всех производителей или разработчиков кодеков AAC для «конечных пользователей» . [52] В условиях (согласно информации SEC) используются цены за единицу продукции. В случае с программным обеспечением каждый компьютер, на котором установлено программное обеспечение, следует рассматривать как отдельную «единицу». [53]

было обычным явлением Раньше для реализации бесплатного программного обеспечения с открытым исходным кодом, такого как FFmpeg и FAAC, распространяться только в форме исходного кода , чтобы «иным образом не поставлять» кодек AAC. Однако с тех пор FFmpeg стал более снисходительным в вопросах патентов: сборки «gyan.dev», рекомендованные официальным сайтом, теперь содержат кодек AAC, а на юридической странице FFmpeg указано, что соблюдение патентного законодательства является обязанностью пользователя. [54] (См. ниже в разделе «Продукты, поддерживающие AAC, Программное обеспечение».) К счастью, проект Fedora Project , сообщество, поддерживаемое Red Hat , 25 сентября импортировал «Стороннюю модифицированную версию библиотеки кодеков Fraunhofer FDK AAC для Android» в свои репозитории. , 2018, [55] и 31 января 2023 года включил собственный кодер и декодер AAC FFmpeg для своего пакета без ffmpeg. [56]

В число владельцев патентов AAC входят Bell Labs , Dolby , ETRI , Fraunhofer , JVC Kenwood , LG Electronics , Microsoft , NEC , NTT (и ее дочерняя компания NTT Docomo ), Panasonic , Philips и Sony Corporation . [16] [1] Согласно списку патентов, указанных в условиях SEC, срок действия последнего базового патента AAC истекает в 2028 году, а срок действия последнего патента на все упомянутые расширения AAC истекает в 2031 году. [57]

Расширения и улучшения

[ редактировать ]

К первому стандарту AAC (определенному в MPEG-2 Part 7 в 1997 г.) были добавлены некоторые расширения:

  • Перцепционная замена шума (PNS) , добавленная в MPEG-4 в 1999 году. Она позволяет кодировать шум как псевдослучайные данные.
  • Долгосрочный предиктор (LTP) , добавленный в MPEG-4 в 1999 году. Это упреждающий предсказатель с меньшей вычислительной сложностью. [29]
  • Устойчивость к ошибкам (ER) , добавленная в MPEG-4 Audio версии 2 в 2000 году, используется для передачи по каналам, подверженным ошибкам. [58]
  • AAC-LD (низкая задержка), определенный в 2000 году, используется для приложений разговора в реальном времени.
  • Высокоэффективный AAC (HE-AAC) , также известный как aacPlus v1 или AAC+, комбинация SBR (репликация спектрального диапазона) и AAC LC. Используется для низких битрейтов. Определен в 2003 году.
  • HE-AAC v2 , также известный как aacPlus v2, eAAC+ или Enhanced aacPlus, комбинация параметрического стерео (PS) и HE-AAC; используется для еще более низких битрейтов. Определен в 2004 и 2006 годах.
  • xHE-AAC , расширяет рабочий диапазон кодека с 12 до 300 кбит/с. [59] [60]
  • MPEG-4 Scalable to Lossless (SLS) , еще не опубликовано, [61] может дополнять поток AAC, чтобы обеспечить возможность декодирования без потерь, например, в продукте Fraunhofer IIS «HD-AAC».

Форматы контейнеров

[ редактировать ]

В дополнение к MP4 , 3GP и другим форматам контейнеров, основанным на базовом формате медиафайлов ISO для хранения файлов, аудиоданные AAC были сначала упакованы в файл для стандарта MPEG-2 с использованием формата обмена аудиоданными (ADIF). [62] состоящий из одного заголовка, за которым следуют блоки необработанных аудиоданных AAC. [63] Однако если данные должны передаваться в транспортном потоке MPEG-2, используется самосинхронизирующийся формат, называемый транспортным потоком аудиоданных ( ADTS ), состоящий из серии кадров, каждый кадр имеет заголовок, за которым следует AAC. аудиоданные. [62] Этот файловый и потоковый формат определены в MPEG-2 Part 7 , но считаются информативными только в MPEG-4, поэтому декодер MPEG-4 не обязан поддерживать ни один из форматов. [62] Эти контейнеры, а также необработанный поток AAC могут иметь расширение файла .aac. MPEG-4 Part 3 также определяет собственный самосинхронизирующийся формат, называемый аудиопотоком с низкими служебными данными (LOAS), который инкапсулирует не только AAC, но и любую схему сжатия звука MPEG-4, такую ​​как TwinVQ и ALS . Этот формат был определен для использования в транспортных потоках DVB, когда кодеры используют расширения SBR или параметрического стерео AAC. Однако он ограничен только одним немультиплексированным потоком AAC. Этот формат также называется транспортным мультиплексированием аудио с низкими накладными расходами (LATM), который представляет собой просто версию LOAS с несколькими потоками с чередованием. [62]

Продукты, поддерживающие AAC

[ редактировать ]

Стандарты HDTV

[ редактировать ]

Японский ISDB-T

[ редактировать ]

В декабре 2003 года Япония начала наземное вещание стандарта DTV ISDB-T , который реализует видео MPEG-2 и аудио MPEG-2 AAC.В апреле 2006 года Япония начала вещание мобильной подпрограммы ISDB-T под названием 1seg, которая стала первой на планете реализацией видео H.264/AVC со звуком HE-AAC в службе наземного вещания HDTV.

Международный ISDB-Tb

[ редактировать ]

В декабре 2007 года Бразилия начала вещание стандарта наземного цифрового телевидения под названием International ISDB-Tb , который реализует кодирование видео H.264/AVC со звуком AAC-LC в основной программе (одной или нескольких) и видео H.264/AVC со звуком HE-AACv2 в мобильная подпрограмма 1seg.

ETSI , поддерживает кодирование звука AAC, HE , руководящий орган по стандартизации набора DVB -AAC и HE-AAC v2 в приложениях DVB по крайней мере с 2004 года. [64] Трансляции DVB, в которых для видео используется сжатие H.264 , для звука обычно используют HE-AAC. [ нужна ссылка ]

Аппаратное обеспечение

[ редактировать ]

В апреле 2003 года Apple привлекла внимание общественности к AAC, объявив, что ее продукты iTunes и iPod будут поддерживать песни в формате MPEG-4 AAC (через обновление прошивки для старых iPod). Клиенты могли загружать музыку в форме AAC с закрытым исходным кодом, ограниченной управлением цифровыми правами (DRM), со скоростью 128 кбит/с (см. FairPlay ) через iTunes Store или создавать файлы без DRM со своих собственных компакт-дисков с помощью iTunes. В последующие годы Apple начала предлагать музыкальные клипы и фильмы, в которых для кодирования звука также используется AAC.

29 мая 2007 года Apple начала продавать песни и музыкальные клипы от участвующих звукозаписывающих компаний с более высоким битрейтом (256 кбит/с cVBR) и без DRM, в формате, получившем название «iTunes Plus». Эти файлы в основном соответствуют стандарту AAC и воспроизводятся на многих продуктах сторонних производителей, но они включают в себя специальную информацию iTunes, такую ​​​​как обложка альбома и квитанция о покупке, чтобы идентифицировать клиента в случае утечки файла в одноранговую сеть. -одноранговые сети. Однако можно удалить эти пользовательские теги, чтобы восстановить совместимость с проигрывателями, которые строго соответствуют спецификации AAC. По состоянию на 6 января 2009 года почти вся музыка в iTunes Store в США стала свободной от DRM, а остальная часть стала свободной от DRM к концу марта 2009 года. [65]

iTunes предлагает опцию кодирования «Переменная скорость передачи данных», которая кодирует дорожки AAC по схеме с ограниченным переменным битрейтом (менее строгий вариант кодирования ABR); Однако базовый API QuickTime предлагает настоящий профиль кодирования VBR. [66]

По состоянию на сентябрь 2009 года Apple добавила поддержку HE-AAC (который является полной частью стандарта MP4) только для радиопотоков, а не для воспроизведения файлов, а в iTunes по-прежнему отсутствует поддержка истинного кодирования VBR.

Другие портативные плееры

[ редактировать ]

Мобильные телефоны

[ редактировать ]

В течение ряда лет многие мобильные телефоны таких производителей, как Nokia , Motorola , Samsung , Sony Ericsson , BenQ-Siemens и Philips , поддерживают воспроизведение AAC. Первым таким телефоном стал Nokia 5510, выпущенный в 2002 году, который также воспроизводит MP3. Однако этот телефон оказался коммерческим провалом. [ нужна ссылка ] и такие телефоны со встроенными музыкальными проигрывателями не пользовались массовой популярностью до 2005 года, когда тенденция к поддержке AAC, а также MP3 продолжилась. Большинство новых смартфонов и телефонов с музыкальной тематикой поддерживают воспроизведение этих форматов.

  • Телефоны Sony Ericsson поддерживают различные форматы AAC в контейнере MP4. AAC-LC поддерживается во всех телефонах начиная с K700 , телефоны начиная с W550 имеют поддержку HE-AAC. Новейшие устройства, такие как P990 , K610 , W890i и более поздние версии, поддерживают HE-AAC v2.
  • Nokia XpressMusic и другие мультимедийные телефоны Nokia нового поколения, такие как серии N и E, также поддерживают формат AAC в профилях LC, HE, M4A и HEv2. Они также поддерживают воспроизведение звука AAC в кодировке LTP.
  • BlackBerry Телефоны под управлением операционной системы BlackBerry 10 изначально поддерживают воспроизведение AAC. предыдущего поколения Некоторые устройства BlackBerry OS также поддерживают AAC.
  • Бада ОС
  • Apple от iPhone поддерживает файлы AAC, защищенные AAC и FairPlay, которые ранее использовались в качестве формата кодирования по умолчанию в iTunes Store до снятия ограничений DRM в марте 2009 года .
  • Андроид 2.3 [67] и более поздние версии поддерживают AAC-LC, HE-AAC и HE-AAC v2 в контейнерах MP4 или M4A, а также несколько других аудиоформатов. Android 3.1 и более поздних версий поддерживает необработанные файлы ADTS. Android 4.1 может кодировать AAC. [68]
  • WebOS от HP/Palm поддерживает контейнеры AAC, AAC+, eAAC+ и .m4a в собственном музыкальном проигрывателе, а также в некоторых сторонних проигрывателях. Однако он не поддерживает файлы Apple FairPlay DRM, загруженные из iTunes. [69]
  • Windows Phone для Среда выполнения Silverlight поддерживает декодирование AAC-LC, HE-AAC и HE-AAC v2.

Другие устройства

[ редактировать ]
  • Apple от iPad : поддерживает файлы AAC, защищенные AAC и FairPlay, которые используются в качестве формата кодирования по умолчанию в iTunes Store.
  • на базе Palm OS КПК : многие КПК и смартфоны на базе Palm OS могут воспроизводить форматы AAC и HE-AAC с помощью стороннего программного обеспечения Pocket Tunes . В версии 4.0, выпущенной в декабре 2006 года, добавлена ​​поддержка собственных файлов AAC и HE-AAC. Кодек AAC для TCPMP , популярного видеоплеера, был отозван после версии 0.66 из-за проблем с патентами, но его все еще можно загрузить с сайтов, отличных от corecodec.org. CorePlayer, коммерческое продолжение TCPMP, включает поддержку AAC. Другие программы Palm OS, поддерживающие AAC, включают Kinoma Player и AeroPlayer.
  • Windows Mobile : поддерживает AAC либо собственным проигрывателем Windows Media , либо продуктами сторонних производителей (TCPMP, CorePlayer). [ нужна ссылка ]
  • Epson : поддерживает воспроизведение AAC в P-2000 и P-4000. программах просмотра мультимедиа и фотографий
  • Sony Reader : воспроизводит файлы M4A, содержащие AAC, и отображает метаданные, созданные iTunes. Другие продукты Sony, в том числе сетевые Walkman серии A и E, поддерживают AAC с обновлениями прошивки (выпущенными в мае 2006 г.), тогда как серия S поддерживает его «из коробки».
  • Sonos Digital Media Player : поддерживает воспроизведение файлов AAC.
  • Barnes & Noble Nook Color : поддерживает воспроизведение файлов в кодировке AAC.
  • Roku SoundBridge : сетевой аудиоплеер, поддерживает воспроизведение файлов в кодировке AAC.
  • Squeezebox : сетевой аудиоплеер (созданный Slim Devices , компанией Logitech ), поддерживающий воспроизведение файлов AAC.
  • PlayStation 3 : поддерживает кодирование и декодирование файлов AAC.
  • Xbox 360 : поддерживает потоковую передачу AAC через программное обеспечение Zune, а также поддерживаемые iPod, подключенные через порт USB.
  • Wii : поддерживает файлы AAC в версии 1.1 Photo Channel по состоянию на 11 декабря 2007 г. Поддерживаются все профили и битрейты AAC, если они имеют расширение файла .m4a. В обновлении 1.1 удалена совместимость с MP3, но, по словам Nintendo, пользователи, установившие его, могут свободно перейти на старую версию, если захотят. [70]
  • Livescribe Pulse и Echo Smartpens : записывайте и сохраняйте аудио в формате AAC. Аудиофайлы можно воспроизводить с помощью встроенного динамика пера, подключенных наушников или на компьютере с помощью программного обеспечения Livescribe Desktop. Файлы AAC хранятся в папке пользователя «Мои документы» ОС Windows и могут распространяться и воспроизводиться без специального оборудования или программного обеспечения от Livescribe.
  • Google Chromecast : поддерживает воспроизведение аудио LC-AAC и HE-AAC. [71]

Программное обеспечение

[ редактировать ]

Почти все современные компьютерные медиаплееры имеют встроенные декодеры AAC или могут использовать библиотеки для его декодирования. В Microsoft Windows DirectShow можно использовать таким образом с соответствующими фильтрами, чтобы включить воспроизведение AAC в любом проигрывателе на основе DirectShow . Mac OS X поддерживает AAC через библиотеки QuickTime .

Adobe Flash Player , начиная с версии 9 и обновления 3, также может воспроизводить потоки AAC. [72] [73] Поскольку Flash Player также является плагином для браузера, он также может воспроизводить файлы AAC через браузер.

Rockbox ( доступна с открытым исходным кодом Прошивка для нескольких портативных плееров) также предлагает поддержку AAC в различной степени, в зависимости от модели плеера и профиля AAC.

Дополнительная поддержка iPod (воспроизведение незащищенных файлов AAC) для Xbox 360 доступна для бесплатной загрузки из Xbox Live . [74]

Ниже приведен неполный список других приложений программного проигрывателя:

Некоторые из этих проигрывателей (например, foobar2000, Winamp и VLC) также поддерживают декодирование ADTS (транспортного потока аудиоданных) с использованием протокола SHOUTcast . Плагины для Winamp и foobar2000 позволяют создавать такие потоки.

Неро Цифровое Аудио

[ редактировать ]

В мае 2006 года Nero AG бесплатно выпустила инструмент кодирования AAC, Nero Digital Audio (часть кодека AAC стала Nero AAC Codec ), [75] который способен кодировать потоки LC-AAC, HE-AAC и HE-AAC v2. Этот инструмент представляет собой только инструмент с интерфейсом командной строки . Также включена отдельная утилита для декодирования в PCM WAV .

Различные инструменты, включая foobar2000 аудиоплеер и MediaCoder, могут предоставить графический интерфейс для этого кодировщика.

FAAC и FAAD2 обозначают Freeware Advanced Audio Coder и Decoder 2 соответственно. FAAC поддерживает типы аудиообъектов LC, Main и LTP. [76] FAAD2 поддерживает типы аудиообъектов LC, Main, LTP, SBR и PS. [77] Хотя FAAD2 является свободным программным обеспечением , FAAC не является свободным программным обеспечением.

Фраунгофера ФДК ААС

[ редактировать ]

Кодировщик Фраунгофером /декодер с открытым исходным кодом, созданный , включенный в Android, был портирован на другие платформы. Собственный кодировщик AAC FFmpeg не поддерживает HE-AAC и HE-AACv2, но GPL 2.0+ ffmpeg не совместим с FDK AAC, поэтому ffmpeg с libfdk-aac не подлежит распространению. Кодер QAAC, использующий Apple Core Media Audio, по-прежнему имеет более высокое качество, чем FDK.

FFmpeg и Либав

[ редактировать ]

Родной кодер AAC, созданный в разветвленный libavcodec FFmpeg и с помощью Libav , считался экспериментальным и плохим. Значительный объем работы был проделан для версии FFmpeg 3.0 (февраль 2016 г.), чтобы сделать ее версию пригодной для использования и конкурентоспособной с остальными кодировщиками AAC. [78] Libav не объединила эту работу и продолжает использовать старую версию кодировщика AAC. Эти кодировщики имеют открытый исходный код по лицензии LGPL и могут быть созданы для любой платформы, на которой могут быть созданы платформы FFmpeg или Libav.

И FFmpeg, и Libav могут использовать библиотеку AAC Fraunhofer FDK через libfdk-aac, и хотя собственный кодировщик FFmpeg стал стабильным и достаточно хорошим для общего использования, FDK по-прежнему считается кодировщиком высочайшего качества, доступным для использования с FFmpeg. [79] Libav также рекомендует использовать FDK AAC, если он доступен. [80] FFmpeg 4.4 и выше также могут использовать кодировщик Apple audiotoolbox. [79]

Хотя собственный кодер AAC создает только AAC-LC, собственный декодер ffmpeg способен обрабатывать широкий спектр входных форматов.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ используется только в веб-плеере, Google Home , Amazon Alexa и Microsoft Windows . приложении
  1. ^ Jump up to: а б с «Via Licensing объявляет об обновлении совместной патентной лицензии AAC» . Деловой провод . 5 января 2009 года . Проверено 18 июня 2019 г.
  2. ^ Jump up to: а б ИСО (1997). «ИСО/МЭК 13818-7:1997, Информационные технологии. Общее кодирование движущихся изображений и связанной с ними аудиоинформации. Часть 7. Усовершенствованное кодирование звука (AAC)» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2012 г. Проверено 18 июля 2010 г.
  3. ^ Расширенное кодирование звука (MPEG-4) (полный проект). Устойчивость цифровых форматов. Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. 22 июня 2010 г. Проверено 1 декабря 2021 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Бранденбург, Карлхайнц (1999). «Объяснение MP3 и AAC» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 февраля 2017 г.
  5. ^ ISO (2006) ISO / IEC 13818-7: 2006 - Информационные технологии. Общее кодирование движущихся изображений и связанной с ними аудиоинформации. Часть 7. Расширенное кодирование звука (AAC). Архивировано 3 марта 2016 г. на Wayback Machine , Проверено в 2009 г. -08-06
  6. ^ ISO (2006) ISO / IEC 14496-3: 2005 - Информационные технологии. Кодирование аудиовизуальных объектов. Часть 3: Аудио. Архивировано 13 апреля 2016 г. на Wayback Machine , Проверено 6 августа 2009 г.
  7. ^ «Семейство аудиокодеров AAC для вещания и кабельного телевидения» (PDF) . 2013. с. 6. Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2023 г. Проверено 29 января 2024 г.
  8. ^ «Форматы аудиофайлов для Spotify» . Спотифай . Проверено 20 сентября 2021 г.
  9. ^ Ахмед, Насир (январь 1991 г.). «Как я придумал дискретное косинусное преобразование» . Цифровая обработка сигналов . 1 (1): 4–5. Бибкод : 1991DSP.....1....4A . дои : 10.1016/1051-2004(91)90086-Z .
  10. ^ Ахмед, Насир ; Натараджан, Т.; Рао, КР (январь 1974 г.), «Дискретное косинусное преобразование», Транзакции IEEE на компьютерах , C-23 (1): 90–93, doi : 10.1109/TC.1974.223784 , S2CID   149806273
  11. ^ Рао, КР ; Йип, П. (1990), Дискретное косинусное преобразование: алгоритмы, преимущества, приложения , Бостон: Academic Press, ISBN  978-0-12-580203-1
  12. ^ Дж. П. Принсен, А. В. Джонсон и А. Б. Брэдли: Кодирование поддиапазонов/преобразований с использованием конструкций банка фильтров на основе отмены наложения псевдонимов во временной области , IEEE Proc. Международный Конференция по акустике, речи и обработке сигналов (ICASSP), 2161–2164, 1987 г.
  13. ^ Джон П. Принсен, Алан Б. Брэдли: Разработка банка фильтров анализа/синтеза на основе отмены псевдонимов во временной области , IEEE Trans. Акуст. Обработка речевых сигналов, ASSP-34 (5), 1153–1161, 1986 г.
  14. ^ Гукерт, Джон (весна 2012 г.). «Использование БПФ и MDCT в сжатии аудио MP3» (PDF) . Университет Юты . Проверено 14 июля 2019 г.
  15. ^ Борланд, Джон (18 марта 2004 г.). «Звуки науки» . CNET . Проверено 21 апреля 2023 г.
  16. ^ Jump up to: а б «Лицензиары ААС» . Через Корп . Проверено 15 января 2020 г. .
  17. ^ ISO/IEC 14496-3:2009 - Информационные технологии. Кодирование аудиовизуальных объектов. Часть 3. Аудио (PDF) (Технический отчет). ИСО / МЭК . 1 сентября 2009 г. Архивировано (PDF) из оригинала 14 июня 2011 г. . Проверено 7 октября 2009 г.
  18. ^ Jump up to: а б «ААК» . MPEG.ORG . Архивировано из оригинала 3 октября 2009 года . Проверено 28 октября 2009 г.
  19. ^ «ISO/IEC 13818-7, Четвертое издание, Часть 7. Расширенное кодирование звука (AAC)» (PDF) . ИСО . 15 января 2006 г. Архивировано (PDF) из оригинала 6 марта 2009 г. . Проверено 28 октября 2009 г.
  20. ^ Бувинь, Габриэль (2003). «MPEG-2/MPEG-4 — AAC» . MP3'Техн. Архивировано из оригинала 5 января 2010 г. Проверено 28 октября 2009 г.
  21. ^ «Часто задаваемые вопросы по MPEG Audio, версия 9 — MPEG-1 и MPEG-2 BC» . ИСО . Октябрь 1998 г. Архивировано из оригинала 18 февраля 2010 г. Проверено 28 октября 2009 г.
  22. ^ «Флорентийский пресс-релиз» . ИСО . Март 1996 г. Архивировано из оригинала 8 апреля 2010 г. Проверено 28 октября 2009 г.
  23. ^ Джонстон, Дж. Д. и Феррейра, А. Дж., «Кодирование стереопреобразования с разностью сумм», ICASSP '92, март 1992 г., стр. II-569-572.
  24. ^ Синха, Д. и Джонстон, Дж. Д., «Сжатие звука при низких скоростях передачи данных с использованием набора фильтров с адаптивным переключением сигналов», IEEE ASSP, 1996, стр. 1053-1057.
  25. ^ Джонстон, Дж. Д., Синха, Д., Дорвард, С. и Квакенбуш, С., «Кодер восприятия звука AT&T (PAC)» в Сборнике статей по снижению скорости передачи данных в цифровом аудио, Гилкрист, Н. и Гревин, К. ( Ред.), Общество аудиоинженеров, 1996.
  26. ^ Херре Дж. и Джонстон Д.Д., «Повышение производительности перцептивных аудиокодеров за счет использования временного формирования шума», AES 101st Convention, no. препринт 4384, 1996 г.
  27. ^ Jump up to: а б с Бранденбург, Карлхайнц; Кунц, Оливер; Сугияма, Акихико. «Кодирование естественного звука MPEG-4 — профили и уровни звука» . chiariglione.org . Архивировано из оригинала 17 июля 2010 г. Проверено 6 октября 2009 г.
  28. ^ «ISO/IEC FCD 14496-3, подраздел 1 — Проект — N2203» (PDF) . ISO / IEC JTC 1/SC 29/WG 11. 15 мая 1998 г. Проверено 7 октября 2009 г.
  29. ^ Jump up to: а б с Бранденбург, Карлхайнц; Кунц, Оливер; Сугияма, Акихико (1999). «Кодирование естественного звука MPEG-4 — общее кодирование звука (на основе AAC)» . chiariglione.org . Архивировано из оригинала 19 февраля 2010 г. Проверено 6 октября 2009 г.
  30. ^ «ISO/IEC 14496-3:1999/Поправка 1:2000 – Расширения аудио» . ИСО . 2000. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 г. Проверено 7 октября 2009 г.
  31. ^ «ISO/IEC 14496-3:/Amd.1 — Проект итогового комитета — MPEG-4 Audio Version 2» (PDF) . ISO / IEC JTC 1/SC 29/WG 11. Июль 1999 г. Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2012 г. Проверено 7 октября 2009 г.
  32. ^ Пурнхаген, Хайко (19 февраля 2000 г.). «Мастерская по аудио MPEG-4 версии 2: HILN — параметрическое кодирование звука» (PDF) . Париж. 108-я конвенция AES: аудио MPEG-4 версии 2. О чем идет речь? . Проверено 7 октября 2009 г.
  33. ^ Перейра, Фернандо (октябрь 2001 г.). «Уровни для аудиопрофилей» . Отраслевой форум MPEG. Архивировано из оригинала 8 января 2010 г. Проверено 15 октября 2009 г.
  34. ^ «ISO/IEC 14496-3:2001/Поправка 1:2003 – Расширение полосы пропускания» . ИСО . 2003. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 г. Проверено 7 октября 2009 г.
  35. ^ Jump up to: а б «Текст ISO/IEC 14496-3:2001/FPDAM 4, Кодирование без потерь звука (ALS), новые аудиопрофили и расширения BSAC» . ИСО / МЭК JTC1/SC29/WG11/N7016. 11 января 2005 г. Архивировано из оригинала (DOC) 12 мая 2014 г. . Проверено 9 октября 2009 г.
  36. ^ «Кодирование без потерь звука (ALS), новые аудиопрофили и расширения BSAC, ISO/IEC 14496-3:2005/Amd 2:2006» . ИСО . 2006. Архивировано из оригинала 4 января 2012 г. Проверено 13 октября 2009 г.
  37. ^ Моди, Михир (6 июня 2005 г.). «Сжатие звука становится лучше и сложнее» . Встроенный.com . Архивировано из оригинала 8 февраля 2016 года . Проверено 13 октября 2009 г.
  38. ^ Jump up to: а б «MPEG-4 aacPlus — кодирование звука для современного мира цифровых медиа» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 октября 2006 г. Проверено 29 января 2007 г.
  39. ^ «Параметрическое кодирование для высококачественного звука, ISO/IEC 14496-3:2001/Amd 2:2004» . ИСО . 2004. Архивировано из оригинала 4 января 2012 г. Проверено 13 октября 2009 г.
  40. ^ «3GPP TS 26.401 V6.0.0 (2004-09), Функции обработки звука общего аудиокодека; Улучшенный общий аудиокодек aacPlus; Общее описание (выпуск 6)» (DOC) . 3ГПП. 30 сентября 2004 г. Архивировано из оригинала 19 августа 2006 г. Проверено 13 октября 2009 г.
  41. ^ «ИСО/МЭК 14496-3:2009 – Информационные технологии. Кодирование аудиовизуальных объектов. Часть 3. Аудио» . ИСО . 2009. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 г. Проверено 7 октября 2009 г.
  42. ^ «ААК» . Водородаудио. Архивировано из оригинала 6 июля 2014 г. Проверено 24 января 2011 г.
  43. ^ Заявка на патент США 20070297624 Кодирование цифрового звука .
  44. ^ «ISO/IEC 13818-7, Третье издание, Часть 7. Расширенное кодирование звука (AAC)» (PDF) . ИСО . 15 октября 2004 г. с. 32. Архивировано из оригинала (PDF) 13 июля 2011 года . Проверено 19 октября 2009 г.
  45. ^ Гриль, Бернхард; Гейерсбергер, Стефан; Хильперт, Йоханнес; Тейхманн, Бодо (июль 2004 г.). Реализация аудиокомпонентов MPEG-4 на различных платформах (PDF) . 109-я конференция AES 2000 г., 22–25 сентября, Лос-Анджелес. Общество Фраунгофера. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2007 г. Проверено 9 октября 2009 г.
  46. ^ «ISO/IEC 14496-3:2009/Amd 3:2012 – Транспорт унифицированного кодирования речи и звука (USAC)» . ИСО . Архивировано из оригинала 8 марта 2016 г. Проверено 3 августа 2016 г.
  47. ^ «ИСО/МЭК 14496-3:2009 – Информационные технологии. Кодирование аудиовизуальных объектов. Часть 3. Аудио» . ИСО . Архивировано из оригинала 20 мая 2016 г. Проверено 2 августа 2016 г.
  48. ^ «ISO/IEC 14496-3:2009/Amd 3:2012 – Транспорт унифицированного кодирования речи и звука (USAC)» . ИСО . Архивировано из оригинала 19 августа 2016 г. Проверено 2 августа 2016 г.
  49. ^ «Семейство AAC-ELD для высококачественных коммуникационных услуг | MPEG» . mpeg.chiariglione.org . Архивировано из оригинала 20 августа 2016 г. Проверено 2 августа 2016 г.
  50. ^ Профиль IMS для службы видеоконференций высокой четкости (HDVC) (PDF) . GSMA. 24 мая 2016 г. с. 10. Архивировано (PDF) из оригинала 18 августа 2016 г.
  51. ^ «Часто задаваемые вопросы по лицензированию AAC, вопрос 5» . Через лицензирование . Проверено 15 января 2020 г.
  52. ^ «Лицензионные сборы AAC» . Через лицензирование . Проверено 15 января 2020 г.
  53. ^ Через Лицензионную корпорацию (5 июня 2018 г.). «ПАТЕНТНО-ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ ААС» . www.sec.gov . Проверено 21 апреля 2023 г.
  54. ^ «Лицензия FFmpeg и юридические аспекты» . ffmpeg.org .
  55. ^ «Зафиксировать — rpms/fdk-aac-free — b27d53fbad872ea0ec103653fddaec83238132d9 — src.fedoraproject.org» . src.fedoraproject.org .
  56. ^ «Зафиксировать — rpms/ffmpeg — 45f894ec0e43a37775393c159021a4ac60170a55 — src.fedoraproject.org» . src.fedoraproject.org .
  57. ^ «Список патентов, связанных с AAC» . Hydrogenaudio.io .
  58. ^ Том, Д.; Пурнхаген, Х. (октябрь 1998 г.). «Часто задаваемые вопросы по MPEG Audio, версия 9 — MPEG-4» . chiariglione.org . Подгруппа аудио MPEG. Архивировано из оригинала 14 февраля 2010 г. Проверено 6 октября 2009 г.
  59. ^ «Программа товарных знаков xHE-AAC» . Институт интегральных микросхем Фраунгофера IIS . Проверено 11 февраля 2021 г.
  60. ^ «Программное обеспечение аудиокодека xHE-AAC от Fraunhofer расширяет встроенную поддержку AAC в Android P для лучшего качества при низких битрейтах» . Институт интегральных микросхем Фраунгофера IIS . Проверено 11 июля 2020 г.
  61. ^ «ИСО/МЭК 14496-3:2019» . ИСО . Проверено 19 февраля 2022 г.
  62. ^ Jump up to: а б с д Уолтерс, Мартин; Кьорлинг, Кристофер; Хомм, Дэниел; Пурнхаген, Хайко. Более подробный обзор высокоэффективного AAC MPEG-4 (PDF) . п. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 19 декабря 2003 г. Проверено 31 июля 2008 г. Представлено на 115-м съезде Общества аудиоинженеров, 10–13 октября 2003 г.
  63. ^ «Расширенное кодирование аудио (MPEG-2), формат обмена аудиоданными» . Библиотека Конгресса / Национальная программа инфраструктуры и сохранения цифровой информации. 7 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 30 июля 2008 г. Проверено 31 июля 2008 г.
  64. ^ ETSI TS 101 154 v1.5.1: Спецификация использования кодирования видео и аудио в приложениях вещания на основе транспортного потока MPEG.
  65. ^ Коэн, Питер (27 мая 2010 г.). «В iTunes Store больше нет DRM» . Макмир . Мак Паблишинг. Архивировано из оригинала 18 февраля 2009 года . Проверено 10 февраля 2009 г.
  66. ^ «Эппл ААС» . Водородаудио . Архивировано из оригинала 23 ноября 2021 г. Проверено 22 ноября 2021 г.
  67. ^ «Пряники — Android-разработчики» . Android-разработчики . Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 8 мая 2018 г.
  68. ^ «Поддерживаемые форматы мультимедиа — разработчики Android» . Android-разработчики . Архивировано из оригинала 11 марта 2012 года . Проверено 8 мая 2018 г.
  69. ^ «Palm Pre Phone / Особенности, подробности» . Пальма США . Архивировано из оригинала 24 мая 2011 г.
  70. ^ «Nintendo — Служба поддержки клиентов — Wii — Фотоканал» . nintendo.com . Архивировано из оригинала 5 мая 2017 года . Проверено 8 мая 2018 г.
  71. ^ «Поддерживаемые медиафайлы для Google Cast» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г. Проверено 22 сентября 2015 г. | Поддерживаемые медиафайлы для Google Cast
  72. ^ «Статистика — среда выполнения Adobe Flash» . www.adobe.com . Архивировано из оригинала 2 октября 2011 года . Проверено 8 мая 2018 г.
  73. ^ «Adobe представляет Flash Player 9 с поддержкой видео H.264» . Пресс-релиз Adobe . 04.12.2007. Архивировано из оригинала 21 августа 2014 г. Проверено 20 августа 2014 г.
  74. ^ «Xbox.com | Использование системы — используйте Apple iPod с Xbox 360» . Архивировано из оригинала 8 апреля 2007 года.
  75. ^ «Nero Platinum 2018 Suite — удостоенный наград универсал» . Неро АГ . Архивировано из оригинала 14 декабря 2012 года . Проверено 8 мая 2018 г.
  76. ^ «ФАК» . AudioCoding.com . Архивировано из оригинала 11 декабря 2009 г. Проверено 3 ноября 2009 г.
  77. ^ «ФААД2» . AudioCoding.com . Архивировано из оригинала 11 декабря 2009 г. Проверено 3 ноября 2009 г.
  78. ^ «5 декабря 2015 г.: встроенный кодер FFmpeg AAC теперь стабилен!» . ffmpeg.org . Архивировано из оригинала 16 июля 2016 года . Проверено 26 июня 2016 г.
  79. ^ Jump up to: а б «Руководство по кодированию FFmpeg AAC» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2016 года . Проверено 11 апреля 2016 г. Какой кодировщик обеспечивает лучшее качество? ... вероятный ответ: libfdk_aac
  80. ^ «Libav Wiki — Кодировка AAC» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2016 г. Проверено 11 апреля 2016 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9bd4be7ae90c7d3c9f60ab60e65de91c__1722171420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/1c/9bd4be7ae90c7d3c9f60ab60e65de91c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Advanced Audio Coding - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)