ДБАГ Класс 128
ДБАГ Класс 128 AEG/Адтранз/Бомбардье 12X | |||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() 128 001 в специальной ливрее ЮНИСЕФ в 1996 году. | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
|
128 001 , зарегистрированный в Deutsche Bahn , или 12X , как его назвал производитель AEG Schienenfahrzeuge и его последующие владельцы ADtranz и Bombardier Transportation , представляет собой экспериментальный высокопроизводительный электровоз, построенный в 1994 году, который до 2010 года эксплуатировался в качестве испытательного стенда и испытательного локомотива. В конструкции локомотива было использовано несколько технологических новшеств, в том числе использование новой силовой электроники. типы полупроводников и водяное охлаждение, новая концепция главной передачи, новая концепция тележки, а также выступающие ветровые закрылки для улучшения аэродинамики, придавшие локомотиву уникальный вид.
Разработка локомотива была начата в ожидании крупного тендера на универсальные локомотивы, проводимого немецкими железными дорогами, но перешла к модульной конструкции, когда железные дороги перешли к предложению различных типов локомотивов для различных услуг. Модель 12X легла в основу класса локомотивов для грузовых поездов среднего веса, DBAG Class 145 , дальнейшее развитие которого в конечном итоге привело к созданию Bombardier TRAXX модульной платформы для локомотивов .
История
[ редактировать ]Разработка БД класса 121
[ редактировать ]DB Class 120 был первым классом локомотивов западногерманской федеральной железной дороги Deutsche Bundesbahn (DB) с трехфазными асинхронными переменного тока асинхронными двигателями , а также первой реализацией концепции универсального локомотива, который подходит для грузовых, пассажирских и экспресс-перевозок. одинаково. [ 8 ] DB получила пять прототипов с 1979 года, а все немецкие производители локомотивов участвовали в поставках локомотивов 60-й серии с 1987 года. [ 8 ] В 1991 году [ 9 ] DB запросила тендер на первые 500 универсальных локомотивов улучшенной конструкции и продолжительной мощностью, увеличенной с 5,6 до 6,4 МВт (от 7500 до 8600 л.с.), [ 10 ] запланированный DB Class 121. [ 11 ] Бывшая Восточной Германии государственная железная дорога Deutsche Reichsbahn также рассматривала возможность приобретения 200 единиц. [ 11 ]
Конкуренты заказа DB Class 121 разработали компоненты и с декабря 1991 года испытали их на прототипах DB Class 120, которые были переклассифицированы в экспериментальный Class 752. [ 8 ] Компания AEG Westinghouse, поставщик электрических компонентов для рельсового транспорта, входившая в состав Daimler-Benz в то время , приступила к разработке новой концепции главной передачи , преобразователя с водяным охлаждением на основе тиристоров GTO , вспомогательного преобразователя и микропроцессора. на базе тяги система управления . [ 5 ] В 1992 году AEG приобрела бывшего восточногерманского производителя локомотивов LEW Hennigsdorf и превратила его в дочернюю компанию своего бизнес-направления AEG Bahnsysteme (AEG Rail Systems) под названием AEG Schienenfahrzeuge GmbH (AEG Rail Vehicles Ltd). LEW уже разрабатывала конструкцию облегченного кузова автомобиля, улучшенную аэродинамику и высокоскоростную ходовую часть. [ 5 ] AEG объединила и продолжила эти усилия по разработке с целью создания полноценного локомотива. [ 5 ] Недавно разработанный преобразователь на основе тиристора GTO был встроен в DBAG 752 002 в конце 1992 года. [ 12 ] и начал тестирование в январе следующего года, [ 10 ] Прототип новой главной передачи AEG был встроен в серийный локомотив DB 120 118 и также начал испытания в 1993 году. [ 6 ]
Проект 12х
[ редактировать ]Тем временем в октябре 1992 года DB отменила тендер класса 121. [ 8 ] из-за высокой цены предложений, [ 9 ] что сделало одобрение правительства инвестиций маловероятным, [ 11 ] и изменившаяся организационно-оперативная ситуация. [ 9 ] Предстоящее слияние Deutsche Bundesbahn и Deutsche Reichsbahn в Deutsche Bahn в 1994 году совпало с реформой железных дорог. [ 13 ] разделение подвижного состава Deutsche Bahn между региональными пассажирскими, междугородными пассажирскими и грузовыми направлениями, в результате чего планы универсальных локомотивов устарели. [ 8 ] Грузовое подразделение DB, в частности, было обеспокоено тем, что экспрессам будет отдан приоритет при использовании общих универсальных локомотивов. [ 13 ] С конца 1993 года подразделения Deutsche Bahn и их предшественников объявили новые заявки на электровозы, адаптированные к их конкретным потребностям. [ 9 ] [ 14 ]
Производители локомотивов отреагировали на изменившуюся ситуацию, сосредоточив внимание на модульности своих конструкций, позволяющей создавать различные типы локомотивов путем удаления или перестановки компонентов универсального локомотива. [ 7 ] [ 15 ] После отмены тендера на DB Class 121 AEG продолжила разработку под неофициальным названием проекта «12x» и решила произвести прототип самостоятельно. [ 15 ] Это решение также было мотивировано дальнейшими элементами железнодорожной реформы 1994 года, которая привела к тому, что железнодорожные операторы объявили тендеры на комплектные транспортные средства, а не позволили производителям конкурировать на уровне компонентов, а также созданием независимого органа по одобрению транспортных средств. [ 5 ] AEG потратила 40 миллионов немецких марок (DM) на программу развития 12x, строительство самого локомотива обошлось еще в 8 миллионов немецких марок. [ 16 ] AEG покрасила экспериментальный универсальный локомотив в красно-белые цвета компании, назвала его 12X (с большой буквы X) и провела церемонию его выпуска 30 июня 1994 года. [ 16 ] Несмотря на то, что 12X принадлежал AEG, он получил от DB обозначение 128 001. [ 16 ]
Ввод в эксплуатацию, реконструкция, испытание и арендная эксплуатация
[ редактировать ]В сентябре и октябре 1995 года 12X был испытан на передвижной установке DB в Мюнхене на моделируемой скорости до 330 км/ч (205 миль в час). [ 3 ] После испытаний на буксировке и испытаний на стоянке локомотив совершил свой первый пробег собственным ходом на скорости 140 км/ч (87 миль в час) 10 апреля 1995 года. [ 3 ] К тому времени AEG получила заказ на коммерческую версию с меньшей скоростью — DBAG Class 145 . [ 3 ] Для испытания компонентов, которые будут использоваться в классе 145 в условиях эксплуатации, 12X сначала завершил испытания для предварительного ввода в эксплуатацию на скорости 160 км/ч (99 миль в час), [ 3 ] запустил свой первый регулярный поезд InterCity , взятый в аренду Deutsche Bahn. и 22 августа 1995 года [ 3 ] [ 17 ]
В январе 1996 года ABB и Daimler-Benz объединили свои направления железнодорожного бизнеса в совместное предприятие ADtranz. [ 18 ] 31 января 1996 года Adtranz представил 128 001 в новой, модифицированной ливрее на Нюрнбергской ярмарке игрушек с рекламой ЮНИСЕФ и логотипами Adtranz и производителя моделей поездов Märklin , который спонсировал рекламу в течение года. [ 19 ] В феврале локомотив продолжил вводные испытания на скорости до 280 км/ч (174 миль в час). [ 19 ] позже достигнув скорости 283 км/ч (176 миль в час), а летом 1996 года получил одобрение на скорость 220 км/ч (137 миль в час). [ 20 ]
Adtranz использовала 12X в качестве испытательного стенда для еще более совершенной силовой электроники. В конце 1997 года локомотив получил новые преобразователи на базе IGBT , которые стали первым применением этой технологии в локомотивах по всему миру. [ 4 ] [ 21 ] В начале 1998 года также была заменена электроника противобуксовочной системы. [ 4 ] Локомотив также получил окончательную окраску с радужными волнистыми узорами на боковых стенках. [ 22 ] После обширных испытаний и пробной эксплуатации в службе BLS на линии Лёчберг в Швейцарии локомотив вернулся в Хеннигсдорф. [ 22 ] В последующие годы локомотив чередовал испытательные пробеги для проверки бортовых систем, [ 23 ] испытательный локомотивный сервис при вводе в эксплуатацию новых моделей Adtranz, [ 24 ] и регулярные грузовые перевозки в аренду грузовому филиалу DB. [ 25 ] и БАСФ . [ 26 ]
В мае 2001 года Bombardier Transportation приобрела Adtranz. [ 27 ] Bombardier продолжала использовать 12X в качестве испытательного локомотива, размещенного на своем предприятии в Эрликоне (Цюрих) , Швейцария. [ 1 ] В июле 2010 года локомотив вернулся на завод в Хеннигсдорфе. [ 1 ]
Технические детали
[ редактировать ]Конструкция 12Х сохранила базовую компоновку Класса 120: две тележки по две оси каждая, каждая ось приводится в движение трехфазными асинхронными двигателями, принудительное воздушное охлаждение двигателей с охлаждающими выхлопами на наклонных краях крыши, герметичное машинное отделение с закрытыми стенами. и центральный переулок. [ 2 ]
Электрическая часть
[ редактировать ]Главный трансформатор установлен под полом между двумя тележками. [ 2 ] Он имеет шесть вторичных обмоток тяговых цепей, [ 7 ] один для питания бортовых вспомогательных агрегатов и зарядки аккумуляторов, еще один для питания электропоезда . [ 5 ] Вспомогательные обмотки подключаются к двум вспомогательным преобразователям мощностью 120 кВА. [ 5 ]
Два преобразователя тяги, по одному на тележку, расположены непосредственно над трансформатором по обе стороны центрального проезда, чтобы сделать силовые кабели как можно короче и обеспечить симметричное распределение веса. [ 5 ] Первоначальные преобразователи были построены из модулей, каждый из которых включает в себя два тиристора GTO с водяным охлаждением, которые можно регулировать и, таким образом, позволяют создавать схемы управления с гораздо меньшим количеством компонентов, чем те, которые построены с обычными тиристорами . [ 2 ] Три модуля в каждом преобразователе функционировали как четырехквадрантные преобразователи между одной обмоткой трансформатора каждый и промежуточной цепью постоянного тока (DC). [ 2 ] [ 7 ] Еще два модуля работали как инверторы , обеспечивая трехфазное переменное напряжение и переменную частоту для двух двигателей тележки, что делало возможным индивидуальное управление осями. [ 2 ] Также предусматривалась версия модуля для использования в качестве прерывателя постоянного тока при контактной сети постоянного тока. [ 2 ] Для управления тягой и мощностью локомотив был оборудован системой GEATRAC II, состоящей из 32-битных микропроцессоров , позволяющих аппаратно-независимое программное обеспечение и обновления. [ 5 ] После модернизации локомотива компанией Adtranz преобразователи на основе тиристоров GTO были заменены преобразователями на основе IGBT, которые подходили для работы при различных напряжениях, а технология управления изменилась на текущую на тот момент систему MITRAC от Adtranz. [ 4 ]
Механическая часть
[ редактировать ]Модель 12X была оснащена недавно разработанными бортовыми передачами GEALAIF. [ 7 ] где GEA означает AEG, а LAIF локомотива главную передачу со встроенным тяговым двигателем означает . [ 6 ] Ось двигателя соединена с осью-шестерней главной передачи диафрагменной муфтой , которая является жесткой во вращении и в радиальном направлении, но мягко изгибается. [ 2 ] [ 6 ] Основное новшество концепции GEAALAIF заключается в том, что ось-шестерня поддерживается подшипниками с обеих сторон, а не только со стороны двигателя. [ 6 ] Это решение снижает изгибающие моменты как на оси шестерни, так и на оси подключенного двигателя, что позволяет уменьшить их размер и массу. [ 6 ] Интеграция главной передачи и двигателя также включала изменение направления потока принудительного воздушного охлаждения, при этом холодный воздух проходил вниз на стороне главной передачи двигателя, чтобы также охлаждать шестерню. [ 6 ] Главная передача приводит в движение колесную пару посредством карданного вала , образуя полый вал . [ 6 ]
Колесная тележки база составляет 2600 мм (102,4 дюйма), что короче, чем у аналогичных локомотивов, с целью снижения усилий и износа на поворотах. [ 5 ] Перед испытаниями инженеры Deutsche Bahn скептически отнеслись к конструкции из-за проблем с другой короткой тележкой. [ 28 ] прототип ABB Flexiloat с колесной базой 2650 мм (104,3 дюйма), встроенный в 752 004. [ 29 ] Однако испытания на прокатном стенде [ 3 ] и линейные испытания показали стабильную работу. [ 19 ] В первичной подвеске используются металлические винтовые пружины, во вторичной подвеске — подвеска Flexicoil . [ 5 ] Тяговые силы передаются между тележкой и кузовом автомобиля посредством наклонных тяг. [ 5 ]
Кузов локомотива представляет собой легкую конструкцию, которая должна была сделать 12Х самым легким локомотивом в своем классе мощности - 84 т (93 коротких тонны). [ 2 ] Фактическая масса готового локомотива в рабочем состоянии составила 85,9 т (94,7 коротких тонны). [ 3 ] Несущие конструкции кузова локомотива — подрамник и боковые стенки машинного отделения — изготовлены из стали . [ 5 ] Крыши, кабины водителей и кожух под днищем, закрывающий трансформатор, изготовлены из пластика и композитов , которые приклеены к стальной раме. [ 5 ] Наклонный край крыши переходит в наклонные концы боковых стенок, которые выступают за пределы фасадов, образуя ветровые щитки, предназначенные для повышения устойчивости при переездах через туннели, встречах поездов и станционных переходах. [ 5 ]
Другие общие характеристики
[ редактировать ]Экологическая устойчивость была одним из принципов развития 12X. [ 2 ] Охлаждающая среда поставляемых компанией Voith [ 7 ] В системе охлаждения силовой электроники в качестве антифриза используется водопроводная вода с гликолем, а не масло или его заменители. [ 2 ] Для внешней окраски локомотива вместо двухкомпонентных красок с высокой долей органических растворителей использовались водорастворимые краски . [ 5 ] В отличие от предыдущих систем для кондиционирования воздуха была выбрана охлаждающая среда без хлора . [ 5 ]
Компоненты 12X были разработаны как модули, которые можно снимать, заменять или переконфигурировать в серийных версиях. [ 2 ] [ 7 ] AEG предусмотрела четыре базовые конфигурации транспортного средства на основе компонентов 12X: высокопроизводительный локомотив для экспресс-обслуживания в исходной конфигурации 12X, силовую головку с кабиной машиниста только на одном конце для высокоскоростных электропоездов (электропоездов), легкий локомотив для региональных перевозок и тяжеловесный сдвоенный локомотив с кабиной машиниста на одном конце обеих половин. [ 5 ] [ 7 ] AEG также рассмотрела возможность использования компонентов 12X в электродвигателе с силовой электроникой, расположенной под полом, а также усовершенствование преобразователей для систем с несколькими напряжениями. [ 2 ] Модульность также была предназначена для обеспечения возможности замены компонентов на более современные по мере развития технологий на протяжении всего срока службы автомобиля. [ 5 ]
Производные типы
[ редактировать ]В ноябре 1994 года Deutsche Bahn выбрала AEG для поставки грузовому бизнес-подразделению DB DB Cargo (сегодня DB Schenker Rail ) восемьдесят локомотивов для грузовых поездов средней тяжести, DBAG Class 145 . [ 3 ] Первоначальная конструкция класса 145 была более дешевой производной от 12X, в которой не использовались компоненты для более высоких скоростей, включая приводы с полым валом, которые были заменены более простыми приводами с носовой подвеской. [ 30 ] После слияния AEG Bahnsysteme и ABB Transportation в Adtranz окончательная конструкция локомотива была адаптирована для обеспечения большего сходства с DBAG Class 101 , экспресс-локомотивом, первоначально заказанным у ABB в то же время. [ 30 ] В частности, менее совершенные инверторы с эфирным охлаждением и тиристорами GTO, а также главный трансформатор с эфирным охлаждением DBAG класса 145 были заимствованы из инверторов DBAG класса 101, а конструкция тележки была изменена, чтобы соответствовать семейству Flexicoil компании ABB, с колесная база увеличилась до 2650 мм (104,3 дюйма). [ 30 ]
Позже Класс 145 стал основной основой для запланированной Adtranz модульной платформы электровозов, анонсированной в марте 1998 года. [ 31 ] [ 32 ] Типы локомотивов, производные от DBAG Class 145, включали версию с двойным напряжением для международных перевозок, DBAG Class 185, заказанную в июле 1998 года. [ 33 ] После того как Bombardier Transportation купила Adtranz в 2001 году, она полностью реализовала идею модульной локомотивной платформы на базе DBAG Class 185. [ 34 ] и назвал его TRAXX в 2003 году. [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]- EuroSprinter : конкурирующая линейка продуктов Siemens , демонстрационная установка DBAG 127 001 была построена в 1992 году.
- Prima : конкурирующая линейка продуктов Alstom , выпускается с 2001 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «АЕГ 22500» . www.railcolor.net . Проверено 22 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Серия 12х. Высокопроизводительный универсальный локомотив от AEG. Часть 2». Eisenbahn Illustrierte (на немецком языке): 50–53. Декабрь 1993 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Первое развертывание InterCity для 12X». Eisenbahn Illustrierte (на немецком языке): 28–29. Октябрь 1995 года.
- ^ Jump up to: а б с д «РАЗВЕДКА > Германия» . Железнодорожный вестник Интернэшнл. Июнь 1998 года . Проверено 18 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В «Высокопроизводительный локомотив AEG 12X». Eisenbahn Illustrierte (на немецком языке): 16–20. Июль 1994 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «GEALAIF. Новая концепция привода для максимальной производительности в тяговом секторе». Eisenbahn Illustrierte (на немецком языке): 21–25. Июль 1994 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Даффи, Майкл С. (2003). Электрические железные дороги 1880-1990 гг . ИЭПП . п. 351. ИСБН 978-0-85296-805-5 . Проверено 10 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Рампп, Брайан (ноябрь 1999 г.). «20 лет предсерии 120». Железнодорожный курьер (на немецком языке): 56–61.
- ^ Jump up to: а б с д «История развития» (на немецком языке). Bauserie-101.de . Проверено 10 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Высокопроизводительные силовые преобразователи с экологически чистой технологией охлаждения». Eisenbahn Illustrierte (на немецком языке): 26 июня 1993 г.
- ^ Jump up to: а б с «ДБ серия 121». Eisenbahn Illustrierte (на немецком языке): 8–9. Март 1992 года.
- ^ «ДБ серия 120». Eisenbahn Illustrierte (на немецком языке): 9, 12 января 1993 г.
- ^ Jump up to: а б «Бан АГ». Eisenbahn Illustrierte (на немецком языке): 4–5. Октябрь 1993 года.
- ^ «Geschichte der BR 145/146» (на немецком языке). Drehstromloks.de. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 г. Проверено 10 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б « Наша цель — разработать семейство технологий, чтобы иметь возможность удовлетворить различные требования с помощью концепции модульной системы» ( Интервью с доктором Питером Голдом, генеральным директором AEG Railway Vehicles )». Eisenbahn Illustrierte (на немецком языке): 14–18. Февраль 1993 года.
- ^ Jump up to: а б с «Мировая премьера в Хеннигсдорфе. Спустя 55 лет большая станция для Superlok 12X (128 001)». Eisenbahn Illustrierte (на немецком языке): 22–25. Август 1994 года.
- ^ «Локомотив AEG совершает первый рейс» . Берлинская газета . 23 августа 1995 г. Архивировано из оригинала 15 апреля 2011 г. Проверено 18 января 2011 г.
- ^ «Краткая история компании АББ» . АББ . Проверено 10 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «128 серия». Eisenbahn Illustrierte (на немецком языке): 5 апреля – май 1996 г.
- ^ «Adtranz 12X (128 001) получил допуск до 220 км/ч». Eisenbahn Illustrierte (на немецком языке): 7–9. Август – сентябрь 1996 г.
- ^ «Цюрихский центр компетенции по движению большой мощности» (PDF) . Бомбардье Транспорт. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июля 2011 г. Проверено 18 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «128 001 вернулось». Айзенбан Курьер (на немецком языке): 32 октября 1998 г.
- ^ «Помимо этого...». Айзенбан Курьер (на немецком языке): 12 июня 1999 г.
- ^ «Помимо этого...». Айзенбан Курьер (на немецком языке): 15 августа 2000 г.
- ^ «Помимо этого...». Айзенбан Курьер (на немецком языке): 12 декабря 1999 г.
- ^ «128 001 в BASF». Айзенбан Курьер (на немецком языке): 24 декабря 2000 г.
- ^ «Поглощение Adtranz завершено» . Железнодорожный вестник Интернэшнл. Июнь 2001 года . Проверено 18 января 2011 г.
- ^ «Серия 127/128». Eisenbahn Illustrierte (на немецком языке): 12 сентября 1994 г.
- ^ «Тележки и тяговые двигатели» (на немецком языке). Bauserie-101.de . Проверено 10 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Венцель, Берндт (январь – февраль 1998 г.). «СЕРИЯ 145. Новый многоцелевой электровоз для ДБ АГ». BahnProfil (на немецком языке) (4): 55–60.
- ^ «Adtranz представляет модульную линейку» . Железнодорожный вестник Интернэшнл. Апрель 1998 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2011 г. Проверено 9 января 2011 г.
- ^ «Adtranz запускает готовую стратегию» . Железнодорожный вестник Интернэшнл. Май 1998 года . Проверено 9 января 2011 г.
- ^ «DB и NS объединяют грузовые бизнесы» . Железнодорожный вестник Интернэшнл. Август 1998 года . Проверено 9 января 2011 г.
- ^ «Локомотивы Bombardier из Касселя». Железнодорожный курьер (на немецком языке): 36–41. Октябрь 2004 года.
- ^ «Bombardier TRAXX – Отныне тяга имеет имя» (на немецком языке). Бомбардир. 05 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 9 января 2004 г. Проверено 9 января 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карл Герхард Баур: Серии 145, 146 и 185 . EK-Verlag, Фрайбург 2002, ISBN 3-88255-145-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «От универсального к модульному (2/2) часть 2» . www.eurotrib.com .
- «АЕГ 22500» . www.railcolor.net .
- «Перечень изображений автомобиля 128 001-5» [Изображения 128 001-5]. www.br146.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 29 марта 2016 г. Проверено 1 августа 2020 г.
- Олаф Хоэлл. «Баурейхе 128 (12Х)» . www.bahn-galerie.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 г. Проверено 7 декабря 2009 г.
- «Картинная галерея: 12X» . www.railfaneurope.net .