Все они
Все они | |||||
---|---|---|---|---|---|
Махараджа Хемчандра Викрамадитья | |||||
Правило | 7 октября - 5 ноября 1556 г. | ||||
Коронация | 7 октября 1556 г. | ||||
Предшественник | Адиль Шах Сури | ||||
Преемник | Акбар | ||||
Рожденный | 1501 Алвар , Раджастан | ||||
Умер | 5 ноября 1556 г. Панипат , Харьяна | ||||
| |||||
Отец | Рай Пуран Дас | ||||
Религия | индуизм |
Хему ( / ˈ h eɪ ˌ m uː / ; также известный как Хему Викрамадитья и Хемчандра Викрамадитья ; умер 5 ноября 1556 года) был индийским императором, который ранее служил генералом и визирем Адил Шаха Сури из Империи Сур в определенный период индийской истории. когда Моголы и афганцы боролись за власть в Северной Индии. Он сражался с афганскими повстанцами по всей Северной Индии от Пенджаба до Бенгалии , а также Великих Моголов с силами Хумаюна и Акбара в Агре и Дели , выиграв 22 сражения за Адил Шаха Сури .
Хему заявил о королевском статусе после победы над силами Великих Моголов Акбара 7 октября 1556 года в битве при Дели и принял титул Викрамадитьи, который в прошлом принимали многие индийские короли и императоры. Месяц спустя Хему был ранен случайной стрелой и взят в плен без сознания во время Второй битвы при Панипате , а впоследствии был обезглавлен Акбаром , принявшим титул Гази .
Ранний период жизни
Современные отчеты о ранней жизни Хему фрагментарны из-за его скромного происхождения и часто предвзяты, поскольку они были написаны историками Великих Моголов, такими как Бадауни и Абу'л-Фазл, которые служили при дворе Акбара. Современные историки расходятся во мнениях относительно прародины его семьи. [6] место и год его рождения. Общепринято, что он родился в индуистской семье с ограниченным достатком и провел свое детство в городе Ревари к юго-западу от Дели. Современные исследования подтверждают, что Хему родился у Рай Пурана Бхаргава, гаур-брамина из Раджастана, который стал Пуран Дасом после обретения святости в деревне Мачери района Алвар в Раджастхане. Из-за финансового положения своей семьи Хему в молодом возрасте начал работать торговцем селитрой . [3] [1] [7]
Подняться к известности
Подробности ранней карьеры Хему расплывчаты и вызывают много предположений. Говорят, что после того, как он начал продавать селитру, он стал торговцем или весовщиком на рынке. После смерти Шер Шаха Сури в 1545 году его сын Ислам Шах стал правителем Империи Сур , и во время его правления Хему поднялся до должности суперинтенданта рынка в Дели, имея за плечами некоторый военный опыт. [8] [5] Сообщается, что впоследствии Хему был назначен начальником разведки и суперинтендантом почты. [5] Другие источники также называют его инспектором императорских кухонь. [3]
Ислам Шах, который любил ставить индусов во главе рядов афганских офицеров, чтобы они могли шпионить друг за другом, признал военные качества Хему и возложил на него обязанности, эквивалентные обязанностям высокопоставленного офицера. [10] Затем Хему был отправлен следить за передвижениями сводного брата Хумаюна, Камрана Мирзы , в районе Манкота . [5]
Ислам Шах умер 30 октября 1553 г. [11] и ему наследовал его 12-летний сын Фироз Хан , который был убит через три дня после своего вступления на престол своим дядей Адиль Шахом Сури . Однако нового правителя больше интересовали погоня за удовольствиями, чем государственные дела. [1] Но Хему связал свою судьбу с Адил Шахом, и его военные успехи привели его к тому, что он был возведен на должность главного министра и генерального управляющего государством. [3] По словам Абу'л-Фазла, Хему «взял на себя все назначения и увольнения, а также отправление правосудия» в шахском суде. [5]
Военная карьера
Хему, помимо того, что был весьма способным гражданским администратором, был также лучшим военным умом на афганской стороне после кончины Шер Шаха Сури. [1] Считается, что он провел и выиграл целых 22 сражения против противников Адил Шаха. [8] Многие из этих сражений велись против афганцев, восставших против Адил Шаха. Одним из них был Тадж Хан Каррани , член двора Ислам-шаха, который вместо того, чтобы служить Адил-шаху, решил бежать со своими последователями из Гвалиора на восток. Он был настигнут Хему у Чибрамау и разгромлен, но каким-то образом сумел бежать и разграбил и ограбил свой путь в Чунар . Хему снова бросился в погоню, сразился с Каррани при Чунаре и снова одержал победу. Однако, как и в Чибрамау, Каррани снова ускользнул от него. Хему попросил Адил Шаха, который сопровождал его, остаться в Чунаре, и продолжил преследовать Каррани до самой Бенгалии. [12]
После победы Хумаюна над зятем Адил-шаха, Сикандар-шахом Сури , 23 июля 1555 года, Моголы наконец вернули Дели и Агру. Хему был в Бенгалии, когда Хумаюн умер 26 января 1556 года. Его смерть дала Хему идеальную возможность победить Великих Моголов. Он начал быстрый марш из Бенгалии и вытеснил Великих Моголов из Баяны, Этавы, Самбала, Кальпи и Нарнаула. [4] В Агре губернатор эвакуировал город и бежал без боя, узнав о вторжении Хему. [13]
Самая заметная победа Хему произошла вскоре после этого над Моголами в Туглакабаде.
Битва при Туглакабаде
Тарди Бег Хан , который был губернатором Акбара в Дели, написал своим хозяевам, стоявшим лагерем в Джаландхаре , что Хему захватил Агру и намеревался атаковать столицу Дели, которую невозможно защитить без подкреплений. Хотя основную армию нельзя было пощадить из-за воинственного присутствия Сикандар-шаха Сури, регента Акбара, Байрам-хан, осознавая серьезность ситуации, послал своего самого способного лейтенанта Пира Мухаммада Шарвани в Дели. Тем временем Тарди Бег Хан также приказал всей знати Великих Моголов, находившейся поблизости, собрать свои силы в Дели. Был созван военный совет, на котором было решено, что Моголы встанут и сразятся с Хему, и были составлены соответствующие планы. [14]
После победы в Агре Хему, отправившийся в погоню за губернатором города, достиг Туглакабада , деревни недалеко от Дели, где он столкнулся с силами Тарди Бег-хана. Моголы, несмотря на численное превосходство, отважно сражались с силами Хему, которые, по словам Бадауни, [4] включало 1000 боевых слонов , 50 000 кавалерии, 51 пушку и 500 фальконетов . [13] Джадунатх Саркар описывает битву так: [13]
Армия Великих Моголов была построена таким образом: Абдулла Узбек командовал Ваном, Хайдар Мухаммад - правым крылом, Искандар-бек - левым, а сам Тарди-бек - центром. Отборная тюркская конница в авангарде и на левом крыле атаковала и оттеснила вражеские силы перед собой и преследовала их далеко. В ходе этого штурма победители захватили 400 слонов и убили 3000 человек афганской армии. Воображая, что победа уже одержана, многие из последователей Тарди Бега разбежались, чтобы разграбить вражеский лагерь, и он остался на поле боя под очень слабой охраной. Все это время Хему держал в качестве резерва в центре 300 отборных слонов и отряд отборных всадников. Он быстро воспользовался этой возможностью и внезапно атаковал Тарди Бега с этим резервом. При стремительном наступлении огромных зверей и плотной кавалерии позади них многие офицеры Великих Моголов в ужасе бежали, не дожидаясь возможности оказать защиту. В конце концов Тарди Бег сам пошел по тому же пути.
Наступление Хему также было подкреплено своевременным прибытием свежих подкреплений из Алвара под командованием Хаджи-хана. [14] Когда ранее победивший авангард и левое крыло Великих Моголов вернулись от преследования, они поняли, что день проигран, и разошлись, не начав боя. Хему овладел Дели после однодневного сражения 7 октября 1556 года. [13]
Как Раджа Викрамадитья
Взяв под свой контроль Дели, Хему заявил о своем имперском статусе. [15] и принял титул Викрамадитья (или Бикрамджит ), имя, которое использовалось рядом индуистских королей и императоров в древнем прошлом Индии. Однако то, что это означает, является предметом спекуляций среди историков.
Историки, такие как Сатиш Чандра, не верят, что это означает, что Хему объявил себя независимым императором . Он аргументирует это тем, что, во-первых, ни один из авторов Великих Моголов того времени прямо не говорит об этом в своих историях. В «Акбарнаме» Абу'л-Фазл пишет, что после победы Хему при Туглакабаде в нем зародилось «амбиции суверенитета». По словам Бадауни, Хему принял титул Бикрамджит, как великий раджа Индостана. Другой современный историк по имени Низамуддин Ахмад просто утверждает, что Хему взял на себя этот титул, но воздерживается от каких-либо дополнительных слов. Во-вторых, это был бы опрометчивый шаг, поскольку вооруженные силы Хему почти полностью состояли из афганцев. По словам Бадауни, ропот против Хему также был среди афганцев, которые «устали от его узурпации… молились за его падение». [8]
Другие историки описывают заявление Хему как попытку утвердиться в качестве независимого правителя. [16] сбросив ярмо власти Адил Шаха. [17] Авраам Эрали цитирует Ахмада Ядгара [18] который утверждает в своей истории афганцев, что Хему «поднял над собой императорский балдахин и приказал отчеканить монету от его имени». Это было сделано при попустительстве афганцев, которым он щедро раздал добычу. Но Эрали отмечает, что Хему продолжал ублажать Адил Шаха, заявляя о своей верности. [19]
Независимо от того, объявил он себя независимым императором или нет, правление Хему Викрамадитьи должно было быть недолгим, поскольку только месяц спустя он снова столкнулся с Моголами. На этот раз поле битвы будет при Панипате , недалеко от того места, где 30 лет назад дед Акбара, Бабур , одержал победу над Лоди .
Вторая битва при Панипате
Услышав катастрофические новости из Туглакабада, Акбар немедленно отправился в Дели. Али Кули-хан Шайбани, посланный вперед с 10-тысячным кавалерийским отрядом, случайно наткнулся на артиллерию Хему, которая перевозилась под слабой охраной. Ему легко удалось захватить весь эшелон артиллерии. Это окажется дорогостоящей потерей для Хему. [21] [22]
5 ноября 1556 года армия Великих Моголов встретила армию Хему на историческом поле битвы при Панипате. Акбар и Байрам-хан остались в тылу, в восьми милях от поля боя. [23] Армию Великих Моголов возглавлял Али Кули Хан Шайбани в центре, Сикандар Хан Узбак справа и Абдулла Хан Узбак слева, а авангард возглавляли Хусейн Кули Бег и Шах Кули Махрам. Хему сам повел свою армию в бой на слоне по имени Гавай . [24] Его левую часть возглавлял сын его сестры Рамья, а правую - Шади-хан Каккар. [21] Это была отчаянная битва, но преимущество оказалось в пользу Хему. Оба крыла армии Великих Моголов были отброшены, и Хему двинул свой отряд боевых слонов и кавалерию вперед, чтобы сокрушить их центр. Хему был на пороге победы, когда был ранен в глаз стрелой Великих Моголов и потерял сознание. Это вызвало панику в его армии, которая сломала строй и обратилась в бегство. [25] [26] Битва была проиграна; На поле боя лежало 5000 убитых, еще больше было убито при бегстве. [23]
Смерть
Слон, несущий раненого Хему, был схвачен и доставлен в лагерь Великих Моголов. Байрам-хан попросил 13-летнего Акбара обезглавить Хему. По словам более позднего придворного Акбара Абу'л-Фазла ибн Мубарака , он отказался передать меч мертвецу. Однако это не подтверждает современный летописец Мухаммад Ариф Кандхари, составивший «Тарих-и-Акбари», и утверждает, что Акбар последовал совету Байрам-хана и сам обезглавил Хему и принял титул Гази . [27] [28] [26] Рассказ об отказе Акбара обезглавить Хему, вероятно, является более поздним изобретением его придворных. [29] Голову Хему отправили в Кабул , а его тело висели на воротах Дели. [25] Впоследствии из голов остальных погибших был построен минарет. [26]
Последствия
Семья Хему, жившая в Мачари (недалеко от Алвара ), была захвачена Пиром Мухаммадом, офицером Великих Моголов, сражавшимся при Панипате. Пир Мухаммад предложил сохранить жизнь пожилому отцу Хему, если он примет ислам. Когда старик отказался, его казнили. [31] Однако жене Хему удалось сбежать. [26] [32]
С кончиной Хему судьба Адил Шаха также ухудшилась. Он был побежден и убит Хизр-ханом , сыном Мухаммад-шаха Бенгалии, в апреле 1557 года. [26] [32]
В число трофеев битвы при Панипате вошли 120 боевых слонов Хему, чьи разрушительные ярости настолько впечатлили Великих Моголов, что животные вскоре стали неотъемлемой частью их военной стратегии. [33]
Наследие
Восхождение Хему от его скромного начала в Ревари до принятия императорского титула Раджи Викрамадитьи считается заметным поворотным моментом в истории. Но если бы не шальная стрела в битве, где он был в сильной позиции, Хему Викрамадитья вполне мог бы добиться восстановления «санскритской монархической традиции» в регионе, который веками находился под властью мусульман. [15] Однако, учитывая, что армия и административная база Хему состояли из этнических афганцев, лояльных «династии Сур», возможность сохранения им королевского статуса подвергается сомнению. это был бы опрометчивый шаг, поскольку вооруженные силы Хему почти полностью состояли из афганцев. По словам Бадауни, ропот против Хему также был среди афганцев, которые «устали от его узурпации… молились за его падение». [8]
Даже враги Хему сдержанно восхищались им. Абуль-Фазл восхваляет его благородный дух, смелость и предприимчивость, желая, чтобы молодой Акбар или, возможно, мудрый член его двора соизволил держать Хему в плену, а не казнить его, в надежде, что его можно было бы убедить присоединиться к императорской империи. Служба Великих Моголов, где он наверняка отличился бы. [26]
Сторонники Хему воздвигли ему памятник в Панипате, ныне известный как Самадхи Стхал Хему . [34] [35]
См. также
Примечания
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Саркар 1960 , с. 66.
- ^ Маджумдар 1984 , стр. 94, 97.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Трипати 1960 , с. 158.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чандра 2004 , с. 91.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Канунго 1965 , с. 448.
- ^ Ричардс 1995 , с. 13: Ричардс утверждает, что Хему был вайшьей . Другие называют его Гаур-брамином, [1] Дхусар Бхаргав [2] дхусары, которые «должны быть подразделением гаур-брахманов», [3] «Дхусар или Бхаргава, утверждающие, что они Гаур-брахманы», [4] дхусар, «каста вайшей или баний, которые теперь утверждают, что являются бхарагава-браминами», [5] и т. д.
- ^ Маджумдар 1984 , с. 94.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Чандра 2004 , с. 92.
- ^ Майер 1995 , с. 48.
- ^ Канунго 1965 , с. 448: Канунго заявляет, что Ислам Шах поднял Хему до положения, которое занимал Брахмджит Гаур при Шер Шахе Сури. Брахмжит Гаур был описан как «генерал форта». [9]
- ^ Трипати 1960 , с. 170.
- ^ Трипати 1960 , с. 159.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Саркар 1960 , с. 67.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Трипати 1960 , с. 174.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ричардс 1995 .
- ^ Винк 2012 .
- ^ Рой 2004 , с. 73.
- ^ Хади 1994 : Однако современные критические ученые считают, что подлинность книги Ядгара сомнительна.
- ^ Начало 2000 , с. 120.
- ^ «Живопись Великих Моголов при Акбаре: картины Мельбурна Хамза-нама и Акбар-нама» . www.ngv.vic.gov.au. Проверено 18 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Саркар 1960 , с. 68.
- ^ Трипати 1960 , с. 175.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Саркар 1960 , с. 69.
- ^ Рой 2004 , с. 76.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Трипати 1960 , с. 176.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Чандра 2004 , с. 93.
- ^ Аширбади Лал Шривастава (1962). Акбар Великий . Шива Лал Агарвала. п. 10. ОСЛК 837892 .
Байрам-хан попросил своего царственного подопечного заработать титул гази, убив неверного Хему собственными руками. Современный писатель Мухаммад Ариф Канд рассказал нам, что он выполнил просьбу и отделил голову Хему от его тела. Заявление Абул Фаза о том, что он отказался убить умирающего, явно неверно.
- ^ Кишори Саран Лал (1999). Теория и практика мусульманского государства в Индии . Адитья Пракашан. п. 67. ИСБН 978-81-86471-72-2 .
Напомним, что еще подростком Акбар заслужил титул Гази, обезглавив беззащитного неверного Химу.
- ^ С. Рой (1974). «АКБАР». В RC Маджумдар (ред.). История и культура индийского народа: Империя Великих Моголов . Бхаратия Видья Бхаван. п. 106.
Байрам-хан умолял его убить Химу собственными руками, чтобы получить награду за джихад (крестовый поход против неверных) и титул Гази (героя, сражающегося с неверными). Соответственно, Акбар ударил Химу своим мечом. История о великодушии Акбара и его отказе убить павшего врага, похоже, является более поздним придворным изобретением.
- ^ Абуль-Фазл . «Том II, глава XI». Акбарнама . Архивировано из оригинала 15 августа 2016 года . Проверено 8 июля 2016 г.
- ^ Трипати 1960 , с. 177: Трипати цитирует Акбарнаму : [30]
Место было сильным, и там было много боев, и отец Хему был схвачен и доставлен живым перед Нашир-аль-Мульком. Последний призвал его сменить религию. Старик ответил: «В течение восьмидесяти лет я поклонялся моему Богу в соответствии с этой религией. Почему я должен менять ее в это время и почему я должен, просто из страха за свою жизнь и не понимая этого, вставать на вашем пути?» богослужения». Пир Мухаммад отнесся к своим словам так, как будто он их не слышал, и ответил ему языком меча.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Трипати 1960 , с. 177.
- ^ Рой 2013 , с. 47.
- ^ «Самадхи Стхал Хему» . Туризм в Харьяне . Проверено 13 июля 2016 г.
- ^ «Достопримечательности / Самадхи Стал Хему» . panipat.gov.in . Архивировано из оригинала 28 июня 2016 года . Проверено 13 июля 2016 г.
Ссылки
- Саркар, Джадунатх (1960). Военная история Индии . Ориент Лонгманс. стр. 66–69. ISBN 9780861251551 .
- Трипати, Рам Прасад (1960). Взлет и падение Империи Великих Моголов (2-е изд.). стр. 158–77.
- Маджумдар, Рамеш Чандра (1984). «Хему: забытый индуистский герой». История и культура индийского народа . Том. 7: Империя Великих Моголов. Бхаратия Видья Бхаван.
- Чандра, Сатиш (2004). Средневековая Индия: от султаната до Великих Моголов, Часть II: Империя Великих Моголов (1526–1748) (Третье изд.). Публикации Хар-Ананда. стр. 91–93. ISBN 9788124110669 . Проверено 17 ноября 2014 г.
- Канунго, Калика Ранджан (1965). Шер Шах и его времена . Ориент Лонгманс. стр. 448–49.
- Майер, Ханна, изд. (1995). Индия 2001: справочная энциклопедия . Колумбия, Миссури: Публикации Южной Азии. ISBN 9780945921424 . Проверено 5 июля 2016 г.
- Абуль-Фазл . «Том II, глава XI». Акбарнама . Архивировано из оригинала 15 августа 2016 года . Проверено 8 июля 2016 г.
- Ричардс, Джон Ф. (1995). Империя Великих Моголов (Новая Кембриджская история Индии) . Издательство Кембриджского университета. п. 13. ISBN 9780521566032 .
- Подмигните, Андре (2012). Акбар (Создатели мусульманского мира) . Публикации Oneworld. п. 18. ISBN 9781780742090 . Проверено 17 июля 2016 г.
- Рой, Кошик (2004). Исторические сражения Индии: от Александра Македонского до Каргила . Дели: Перманентный черный. стр. 68–79. ISBN 9788178241098 . Проверено 17 июля 2016 г.
- Эрали, Авраам (2000). Прошлой весной: жизнь и времена Великих Моголов . Пингвин Великобритания. ISBN 9789351181286 . Проверено 17 июля 2016 г.
- Хади, Наби (1994). Словарь индо-персидской литературы . Джанпат, Нью-Дели: Национальный центр искусств Индиры Ганди. п. 53. ИСБН 9788170173113 . Проверено 12 июля 2016 г.
- Рой, Кошик (2013). «Фазл, Абул (1551–1602)». В Кутзи, Дэниел; Эйстурлид, Ли В. (ред.). Философы войны: эволюция величайших военных мыслителей в истории . Санта-Барбара: Прегер. стр. 43–47. ISBN 978-0-313-07033-4 . Проверено 20 июля 2016 г.
Внешние ссылки
- Историки эпохи Великих Моголов на Хему
- Акбарнама Абу'л-Фазла
- Мунтахабу-рух Бадауни
- Табакат-и-Акбари Низамуддина Ахмада
- История Салатин-и-Афгании Ахмада Ядгара
- Тарих-и Дауди Абдуллы
- 1556 смертей
- Индийские военачальники
- Об Империи
- Люди, казненные Индией путем обезглавливания
- Индийские монархи
- Индуистские монархи
- Люди из Алвара
- Люди из Ревари
- Казненные индейцы
- Люди, казненные Империей Великих Моголов
- Казни в Индии в XVI веке
- Индийские монархи XVI века
- История Раджастана
- История Дели
- История Харьяны