Jump to content

Калапуя

(Перенаправлено с людей Калапуя )
Калапуя
Эстер Штуцман, старейшина Калапуйи, исполняет приветственную песню своих дочерей в Калапуе, 2009 год.
Общая численность населения
примерно 4000
Регионы со значительной численностью населения
 Соединенные Штаты Соединенные Штаты
(  Орегон )
Языки
Английский язык , ранее язык Калапуя [ 1 ]

Калапуйя , который состоял из восьми независимых групп, говорящих на индейский народ трех взаимопонятных диалектах. Традиционной родиной племен Калапуйя была долина Уилламетт в современном западном Орегоне в Соединенных Штатах , территория, ограниченная Каскадным хребтом на востоке, Береговым хребтом Орегона на западе, рекой Колумбия на севере и Калапуйей. Горы реки Ампква на юге.

Сегодня большинство людей Калапуя зачислены в признанные на федеральном уровне Конфедеративные племена сообщества Гранд-Ронд в Орегоне ; кроме того, некоторые из них являются членами Конфедеративных племен силеццев . В обоих случаях потомки часто вступали в брак с представителями других племен в составе конфедеративных племен и учитываются в общей численности племени, а не отдельно. Большинство потомков Калапуйи проживают в резервации Гранд Ронд , расположенной в графствах Ямхилл и Полк.

Название племени было переведено на английский язык в различных вариантах написания: «Калапуя», «Калапуя», «Калапуя», «Калапуя» и «Калапуя».

Калапуянский народ говорил на диалектах калапуйского языка . Он был отнесен Джоном Уэсли Пауэллом к ​​языковой группе Такельмана . В начале 21 века они известны как пенутские языки штата Орегон . [ 2 ]

Калапуянский народ не был единым однородным племенным образованием, а скорее состоял из восьми автономных подразделений, слабо связанных друг с другом тремя языковыми диалектами, которые были взаимно понятны. [ 3 ] [ 4 ] Восемь родственных групп, включающих народ калапуя, говорили на трех различных диалектах пенутийской языковой семьи штата Орегон: северный калапуян , центральный калапуйя и йонкалла (также называемый южной калапуйя). [ 4 ]

Католический миссионер Франсуа Бланше сказал, что «эти племена говорили на четырнадцати или пятнадцати разных диалектах; они не так уж сильно различаются, но могут понимать друг друга. Более того, на чинукском жаргоне ». среди калапуйцев [так в оригинале] говорят [ 5 ] Чинукский жаргон был торговым языком, который развился среди коренных американцев для их собственного использования и для торговли с европейцами. Он стал популярен в резервации Гранд Ронд. Конфедеративные племена сообщества Гранд Ронд переименовали его в Чинук Вава и разработали программу языкового погружения для детей, чтобы создать новые поколения носителей языка.

Социальная структура

[ редактировать ]

Банды Калапуйя обычно состояли из больших семей, состоящих из родственников мужчин, их жен и детей. [ 6 ] У них существовала по отцовской линии система родства . Эти банды занимали деревню, работающую круглый год: зимой они жили там постоянно. Весной и летом некоторые члены разделились на более мелкие группы и отправились в другие районы, чтобы собрать сезонные продукты и сырье для плетения плетений. [ 6 ] У банд часто был один лидер или вождь — обычно самый богатый человек — который разрешал споры, погашал коллективные долги сообщества, например, возникшие из-за азартных игр , и обеспечивал еду для пиров. [ 6 ]

Как и многие племена северо-запада Тихого океана, калапуйя практиковали рабство. Обычно они приобретали индийских рабов в результате торговли или в качестве подарков. Рабы обычно захватывались вражескими народами во время набегов. [ 7 ] Группы северной Калапуйи, такие как Туалатин и Ямхилл , получали рабов посредством завоеваний, совершая набеги на банды, расположенные на побережье или южнее в долине Уилламетт. [ 7 ] Рабы считались формой богатства; их продавали для получения желаемых товаров, включая бусы, одеяла и каноэ . [ 7 ] Женщинам и детям отдавалось предпочтение в качестве рабов из-за сравнительной легкости контроля над ними. [ 7 ]

Рабы жили вместе с семьями, владевшими ими, бок о бок выполняя повседневные задачи, связанные с полом, и выполняя работу по дому, например, сбор дров и воды. [ 8 ] Рабы часто могли свободно вступать в брак. Они могли приобрести свободу путем накопления собственного имущества или путем достаточной оплаты владельцу будущим супругом. [ 8 ]

Патриархальное общество Калапуян разделялось по богатству и личной собственности. Особые религиозные лидеры также были признаны отдельным классом. Считалось, что эти люди обладали сверхъестественными способностями предсказывать или исцелять и могли происходить из любой группы; они могли быть мужчинами или женщинами, свободными людьми или рабами. [ 8 ]

В калапуянском обществе, как и во многих индейских племенах, труд был дифференцирован по признаку пола. Мужчины занимались рыболовством, охотой и войной. Они также изготавливали инструменты и строили каноэ. [ 8 ] Женщины работали над сбором и приготовлением основных растительных продуктов, которые составляли основу рациона калапуян, разбивали временные лагеря, изготавливали корзины и другие ремесленные изделия. [ 8 ] В летние месяцы женщины группы обрабатывали и готовили продукты для зимнего хранения, обычно оставаясь в главной деревне для выполнения этой задачи, в то время как другие собирали продукты издалека. [ 8 ]

Исторические группы Калапуя

[ редактировать ]
Гравюра с изображением мужчины Калапуйя с иллюстрации Альфреда Т. Агата , 1840-е годы.

Калапуйские группы (определяемые по языку) были:

-Северная Калапуя:

-Центральная Калапуя:

-Йонкалла:

В своем описании индейцев долины Уилламетт в 1849 году губернатор Джозеф Лейн дал следующие оценки численности племен: «Калипоа»: 60; «Туалатин»: 60; «Ям Хилл»: 90; «Лука-муэс»: 15.

Считается, что народ Калапуя проник на свою историческую родину в долину Уилламетт, мигрировав с юга долины на север и вытеснив прежних жителей. [ 2 ]

Каждая из этих групп занимала определенные территории вдоль рек Уилламетт , Ампкуа и Маккензи . [ 2 ] Различные группы Калапуя были охотниками-собирателями, добывавшими пищу рыбной ловлей и охотой мужчин, а женщинами собиравшими орехи, ягоды и другие фрукты и коренья. [ 2 ] Племя использовало обсидиан, добытый в вулканических хребтах на востоке, для изготовления острых и эффективных наконечников снарядов, в том числе наконечников стрел и копий. [ 10 ]

Считается, что до контакта с белыми исследователями, торговцами и миссионерами население Калапуйи насчитывало до 15 000 человек. [ 3 ] Роберт Бойд оценивает общую численность населения Калапуя между 8780 и 9200 человек за период с 1805 года до конца десятилетия 1820-х годов. [ 11 ]

Гравюра на дереве с изображением жителя Калапуйи, сделанная одним из первых исследователей. [ 12 ]

Катастрофические эпидемии инфекционных заболеваний, таких как малярия, оспа и другие эндемичные заболевания, произошли после того, как туземцы заразились болезнями от белых исследователей, торговцев и миссионеров, прибывших в регион. [ 13 ] Эти болезни были эндемичны среди европейцев и американцев, но коренные американцы не имели к ним иммунитета и в результате часто умирали. [ 14 ] В некоторых отчетах говорится о деревнях, лишенных жителей, что является мрачным свидетельством высокой смертности от этих эпидемий. В 1839 году Бланше сообщила, что болезни «свели [их] до очень маленькой популяции, которая угрожает сокращаться все больше и больше». [ 5 ]

К 1849 году губернатор территории Орегона Джозеф Лейн подсчитал, что оставшееся население Калапуи насчитывало всего 60 душ, причем те, кто выжил, жили в самых ужасных условиях. [ 2 ] Современные ученые оценивают общее количество различных народов Калапуйя в этом интервале примерно в 600 человек. [ 3 ]

Договоры с Соединенными Штатами

[ редактировать ]

Соединенные Штаты провели два основных цикла заключения договоров в Орегоне, которые затронули Калапуйю: в 1851 году и с 1854 по 1855 год. Договоры 1851 года были заключены суперинтендантом штата Орегон по делам индейцев Энсоном Дартом , а договоры 1855 года - преемником Дарта Джоэлом Палмером . Хотя договоры 1851 года так и не были ратифицированы Сенатом и, следовательно, не были реализованы, договоры 1854–1855 годов были. [ 15 ]

12 апреля 1851 года на Совете Сантьямского договора в Чампоэге , территория Орегона , вожди племени Сантьям Калапуя высказали твердое мнение по поводу того, где они будут жить. Лидеры Сантьяма Алкема и Тиакан хотели сохранить свою традиционную территорию между развилками реки Сантьям .

По договору 1854 года в Калапуя-Крик, штат Орегон , племена ампква и калапуян из долины Ампква уступили свои земли Соединенным Штатам .

По Договору с калапуйя и др ., заключенному в Дейтоне, штат Орегон (22 января 1855 г.), калапуйя и другие племена долины Уилламетт уступили всю водосборную территорию реки Уилламетт Соединенным Штатам.

Эпоха резервирования

[ редактировать ]
Люсиндра Джексон, племя Йонкалла, Калапуя, ок. 1912 год

Большинство индейцев Калапуя были переселены в округ Гранд-Ронд и резервацию . Некоторые из них были закреплены за резервацией Силец (известной тогда как резервация прибрежных индейцев ) на центральном тихоокеанском побережье штата Орегон, резервацией Уорм-Спрингс к востоку от Каскадных гор на территории нынешних округов Васко и Джефферсон или резервацией Якама в южном штате Вашингтон. основанная в 1855 году как временный заповедник, Резервация Гранд-Ронд, сначала называлась заповедником реки Ямхилл или заповедником долины Ямхилл. Он был официально переименован и создан как резервация Гранд-Ронд исполнительным указом в 1857 году.

Поскольку представители по меньшей мере 27 племен были переселены в Гранд Ронд, жизнь в резервации стала трудной. Некоторые из этих племен исторически были врагами. В первые годы резервацией управляло Военное министерство США . Поскольку ранее он вёл войну против племен, он контролировал дела индейцев по всей стране. Форт Ямхилл был основан для наблюдения за индейцами. Позже управление Индией перешло к комиссару по делам индейцев и, наконец, к Бюро по делам индейцев , входившему в состав Министерства внутренних дел.

Преподобный Адриен Кроке (Крокет) из Бельгии был римско-католическим миссионером в Гранд-Ронде и основал церковь Св. Михаила. Римско -католическая церковь также открыла здесь школу в конце 19 века с одобрения Соединенных Штатов. Школа представляла собой школу-интернат в резервации , куда иногда насильно вывозили детей из других мест и заставляли оставаться в школе в течение всего учебного года. Многие дети позже были отправлены в индейские школы-интернаты за пределами резерваций , такие как индейская школа Чемава в Салеме . Большинству детей обучали сельским навыкам, таким как кузнечное дело, сельское хозяйство, шитье и т. д., которые считались важными для их будущей жизни в резервации.

Санитарные условия и медицинское обслуживание в резервации были плохими, а смертность была высокой. В 1850-е годы сюда переселили всего 1000 человек. К 1900 году в живых осталось всего около 300 человек.

Прекращение и восстановление

[ редактировать ]

В середине 20 века федеральная политика продолжала быть направленной на ассимиляцию коренных американцев. Конгресс полагал, что некоторые племена готовы войти в основное общество и прекратить свои особые отношения с правительством. Все банды и племена потомков Калапуйя были уничтожены в 1954 году вместе со всеми другими племенами западного Орегона в соответствии с Законом о прекращении индейцев Западного Орегона 1954 года. Это положило конец их особым отношениям с федеральным правительством. В рамках действий по окончательному прекращению правительство продало большую часть земель резервации, прекратило свои услуги и опубликовало окончательные списки племени в Отчетах Конгресса в 1956 году.

В конце 20-го века калапуйя и другие народы в составе конфедеративных племен реорганизовались, чтобы утвердить свою индейскую культуру. Соединенные Штаты восстановили федеральное признание в 1977 году Конфедеративным племенам Силец , а в 1983 году — тем, кто входил в состав Конфедеративных племен сообщества Гранд-Ронд в Орегоне .

Калапуя активно вступали в браки с потомками соседних племен. Большинство из примерно 4000 потомков Калапуя сегодня зарегистрированы в Конфедеративных племенах сообщества Гранд Ронд в Орегоне. Это сообщество работает над возрождением общего креольского языка коренных американцев, долгое время используемого для торговли между различными племенами и теперь известного как Чинук Вава , путем разработки программы погружения для своих детей. Они добились успеха в подготовке носителей языка и расширяют программу до восьмого класса.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Калапуя» . Этнолог . Проверено 22 июля 2016 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Роберт Х. Руби и Джон А. Браун, Путеводитель по индейским племенам северо-запада Тихого океана (Норман: University of Oklahoma Press, 1992): 10.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Джуди Райкрафт Юнтунен, Мэй Д. Даш и Энн Беннетт Роджерс, Мир Калапуйи: коренные жители Западного Орегона. Филомат, Орегон: Историческое общество и музей округа Бентон, 2005; стр. 13.
  4. ^ Перейти обратно: а б Барбара А. Лейтч, Краткий словарь индейских племен Северной Америки. Алгонак, Мичиган: Reference Publications, Inc., 1979; стр. 204–205.
  5. ^ Перейти обратно: а б Бланше, Франсуа Н. Исторические очерки католической церкви в Орегоне, Портленд: 1878. стр. 59-60.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Юнтунен, Даш и Роджерс, Мир Калапуйи, стр. 17.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Юнтунен, Даш и Роджерс, Мир Калапуйи, стр. 18.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Юнтунен, Даш и Роджерс, Мир Калапуйи, стр. 19.
  9. ^ Лой, Уильям Г. (2001), Атлас Орегона , Стюарт Аллан, Эйлин Р. Бакли, Джеймс Э. Мичем, Юджин, штат Орегон: University of Oregon Press, ISBN  0-87114-101-9 , OCLC   48147662 в Ферро, Джен; Макнотан, Дон. Льюис, Дэвид Г. (ред.). « Путеводители по исследованиям LCC: Калапуя: коренные американцы долины Уилламетт, штат Орегон: дом ». Libraryguides.lanecc.edu . Проверено 28 марта 2021 г.
  10. ^ Стивен Доу Бекхэм, Индейцы Западного Орегона: эта земля принадлежала им. Кус-Бэй, Орегон: Arago Books, 1977; стр. 68.
  11. ^ Роберт Т. Бойд, Пришествие духа чумы: появление инфекционных заболеваний и сокращение численности населения среди индейцев северо-западного побережья. Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет Press, 1999; стр. 324–325, таблица 16. Цитируется Мелиндой Мари Джетте, «Бобры многочисленны, но туземцы ... не будут охотиться на них»: Отношения коренных жителей и торговцев мехом в долине Уилламетт, 1812–1814», Pacific Northwest Quarterly. , зима 2006/07, с. 3.
  12. ^ Льюис, Дэвид. «Рисунок человека Калапуйи» . www.oregonencyclepedia.org . Орегонская энциклопедия . Проверено 28 марта 2021 г.
  13. ^ Ферро, Джен; Макнотан, Дон. Льюис, Дэвид Г. (ред.). «Путеводители по исследованиям LCC: Калапуя: коренные американцы долины Уилламетт, штат Орегон: дом» . Libraryguides.lanecc.edu . Проверено 28 марта 2021 г.
  14. ^ Роберт Т. Бойд, Пришествие духа чумы: появление инфекционных заболеваний и сокращение численности населения среди индейцев северо-западного побережья. Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет Press, 1999.
  15. ^ "Калапуян". Архивировано 14 июня 2010 г. в Wayback Machine (7 февраля 1997 г.). Университет Орегона.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Роберт Т. Бойд, «Другой взгляд на «лихорадку и лихорадку» в Западном Орегоне», « Этноистория», том. 22, нет. 2 (весна 1975 г.), стр. 135–154. В JSTOR .
  • Роберт Т. Бойд, Пришествие духа чумы: появление инфекционных заболеваний и сокращение численности населения среди индейцев северо-западного побережья. Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет Press, 1999.
  • К. Ф. Коан, «Принятие политики резервирования на северо-западе Тихого океана, 1853–1855 гг.», Ежеквартальный журнал Исторического общества Орегона, том. 23, нет. 1 (март 1922 г.), стр. 1–38. В JSTOR .
  • Лео Дж. Фрахтенберг, «Мифы индейцев Алси Северо-Западного Орегона», Международный журнал американской лингвистики, том. 1, нет. 1 (июль 1917 г.), стр. 64–75. В JSTOR .
  • Мелинда Мари Джетте, «Бобры многочисленны, но туземцы ... не будут на них охотиться»: отношения туземцев и торговцев мехом в долине Уилламетт, 1812–1814 гг., Pacific Northwest Quarterly, vol. 98, нет. 1 (зима 2006/2007 г.), стр. 3–17. В JSTOR .
  • Трейси Нил Ливелл, «Мы сделаем это своим собственным местом»: сельское хозяйство и адаптация в резервации Гранд-Ронд, 1856–1887 гг.», American Indian Quarterly, vol. 22, нет. 4 (осень 1998 г.), стр. 433–456. В JSTOR .
  • Дэвид Джин Льюис, Прекращение существования конфедеративных племен сообщества Гранд Ронд в Орегоне: политика, сообщество, идентичность. Кандидатская диссертация. Университет Орегона, 2009 г.
  • Гарольд Макки, Калапуйцы: справочник по индейцам долины Уилламетт. Салем, Орегон: Ассоциация музеев Mission Mill, 1974.
  • Рональд Спорес, «Слишком маленькое место: переселение индейцев долины Уилламетт, 1850–1856», American Indian Quarterly, vol. 17, нет. 2 (весна 1993 г.), стр. 171–191. В JSTOR .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ed2bf119924ca1c07f64813df5612a5__1717604400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/a5/9ed2bf119924ca1c07f64813df5612a5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kalapuya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)