Калапуя
Общая численность населения | |
---|---|
примерно 4000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Соединенные Штаты Соединенные Штаты ( Орегон ) | |
Языки | |
Английский язык , ранее язык Калапуя [ 1 ] |
Калапуйя , который состоял из восьми независимых групп, говорящих на — индейский народ трех взаимопонятных диалектах. Традиционной родиной племен Калапуйя была долина Уилламетт в современном западном Орегоне в Соединенных Штатах , территория, ограниченная Каскадным хребтом на востоке, Береговым хребтом Орегона на западе, рекой Колумбия на севере и Калапуйей. Горы реки Ампква на юге.
Сегодня большинство людей Калапуя зачислены в признанные на федеральном уровне Конфедеративные племена сообщества Гранд-Ронд в Орегоне ; кроме того, некоторые из них являются членами Конфедеративных племен силеццев . В обоих случаях потомки часто вступали в брак с представителями других племен в составе конфедеративных племен и учитываются в общей численности племени, а не отдельно. Большинство потомков Калапуйи проживают в резервации Гранд Ронд , расположенной в графствах Ямхилл и Полк.
Имя
[ редактировать ]Название племени было переведено на английский язык в различных вариантах написания: «Калапуя», «Калапуя», «Калапуя», «Калапуя» и «Калапуя».
Язык
[ редактировать ]Калапуянский народ говорил на диалектах калапуйского языка . Он был отнесен Джоном Уэсли Пауэллом к языковой группе Такельмана . В начале 21 века они известны как пенутские языки штата Орегон . [ 2 ]
Калапуянский народ не был единым однородным племенным образованием, а скорее состоял из восьми автономных подразделений, слабо связанных друг с другом тремя языковыми диалектами, которые были взаимно понятны. [ 3 ] [ 4 ] Восемь родственных групп, включающих народ калапуя, говорили на трех различных диалектах пенутийской языковой семьи штата Орегон: северный калапуян , центральный калапуйя и йонкалла (также называемый южной калапуйя). [ 4 ]
Католический миссионер Франсуа Бланше сказал, что «эти племена говорили на четырнадцати или пятнадцати разных диалектах; они не так уж сильно различаются, но могут понимать друг друга. Более того, на чинукском жаргоне ». среди калапуйцев [так в оригинале] говорят [ 5 ] Чинукский жаргон был торговым языком, который развился среди коренных американцев для их собственного использования и для торговли с европейцами. Он стал популярен в резервации Гранд Ронд. Конфедеративные племена сообщества Гранд Ронд переименовали его в Чинук Вава и разработали программу языкового погружения для детей, чтобы создать новые поколения носителей языка.
Социальная структура
[ редактировать ]Банды Калапуйя обычно состояли из больших семей, состоящих из родственников мужчин, их жен и детей. [ 6 ] У них существовала по отцовской линии система родства . Эти банды занимали деревню, работающую круглый год: зимой они жили там постоянно. Весной и летом некоторые члены разделились на более мелкие группы и отправились в другие районы, чтобы собрать сезонные продукты и сырье для плетения плетений. [ 6 ] У банд часто был один лидер или вождь — обычно самый богатый человек — который разрешал споры, погашал коллективные долги сообщества, например, возникшие из-за азартных игр , и обеспечивал еду для пиров. [ 6 ]
Как и многие племена северо-запада Тихого океана, калапуйя практиковали рабство. Обычно они приобретали индийских рабов в результате торговли или в качестве подарков. Рабы обычно захватывались вражескими народами во время набегов. [ 7 ] Группы северной Калапуйи, такие как Туалатин и Ямхилл , получали рабов посредством завоеваний, совершая набеги на банды, расположенные на побережье или южнее в долине Уилламетт. [ 7 ] Рабы считались формой богатства; их продавали для получения желаемых товаров, включая бусы, одеяла и каноэ . [ 7 ] Женщинам и детям отдавалось предпочтение в качестве рабов из-за сравнительной легкости контроля над ними. [ 7 ]
Рабы жили вместе с семьями, владевшими ими, бок о бок выполняя повседневные задачи, связанные с полом, и выполняя работу по дому, например, сбор дров и воды. [ 8 ] Рабы часто могли свободно вступать в брак. Они могли приобрести свободу путем накопления собственного имущества или путем достаточной оплаты владельцу будущим супругом. [ 8 ]
Патриархальное общество Калапуян разделялось по богатству и личной собственности. Особые религиозные лидеры также были признаны отдельным классом. Считалось, что эти люди обладали сверхъестественными способностями предсказывать или исцелять и могли происходить из любой группы; они могли быть мужчинами или женщинами, свободными людьми или рабами. [ 8 ]
В калапуянском обществе, как и во многих индейских племенах, труд был дифференцирован по признаку пола. Мужчины занимались рыболовством, охотой и войной. Они также изготавливали инструменты и строили каноэ. [ 8 ] Женщины работали над сбором и приготовлением основных растительных продуктов, которые составляли основу рациона калапуян, разбивали временные лагеря, изготавливали корзины и другие ремесленные изделия. [ 8 ] В летние месяцы женщины группы обрабатывали и готовили продукты для зимнего хранения, обычно оставаясь в главной деревне для выполнения этой задачи, в то время как другие собирали продукты издалека. [ 8 ]
Исторические группы Калапуя
[ редактировать ]Калапуйские группы (определяемые по языку) были:
-Северная Калапуя:
- Туалатин, также известный как Атфалати , вдоль реки Туалатин.
- Ямхилл, вдоль реки Ямхилл
-Центральная Калапуя:
- Аханчуюк, вдоль реки Пудинг
- Лакиамут, вдоль реки Лакиамут
- Сантьям , в нижнем течении реки Сантьям, недалеко от современного Ливана.
- Чепенефа, вдоль реки Марис недалеко от современного Корваллиса.
- Чемафо, вдоль Мадди-Крик (Центральная Калапуя)
- Цанкупи, вдоль реки Калапуя.
- Ирокез , вдоль реки Могавк (Примечание: они не имеют никакого отношения к ирокезскоязычной Нью нации ирокезов -Йорка и Канады)
- Чафан [ 9 ]
- Челамела, вдоль реки Длинный Том
- Уайнфелли, вдоль рек Могавк, Маккензи и Кост-Форк-Уилламетт .
-Йонкалла:
- Йонкалла, вдоль реки Ампква .
В своем описании индейцев долины Уилламетт в 1849 году губернатор Джозеф Лейн дал следующие оценки численности племен: «Калипоа»: 60; «Туалатин»: 60; «Ям Хилл»: 90; «Лука-муэс»: 15.
История
[ редактировать ]Считается, что народ Калапуя проник на свою историческую родину в долину Уилламетт, мигрировав с юга долины на север и вытеснив прежних жителей. [ 2 ]
Каждая из этих групп занимала определенные территории вдоль рек Уилламетт , Ампкуа и Маккензи . [ 2 ] Различные группы Калапуя были охотниками-собирателями, добывавшими пищу рыбной ловлей и охотой мужчин, а женщинами собиравшими орехи, ягоды и другие фрукты и коренья. [ 2 ] Племя использовало обсидиан, добытый в вулканических хребтах на востоке, для изготовления острых и эффективных наконечников снарядов, в том числе наконечников стрел и копий. [ 10 ]
Считается, что до контакта с белыми исследователями, торговцами и миссионерами население Калапуйи насчитывало до 15 000 человек. [ 3 ] Роберт Бойд оценивает общую численность населения Калапуя между 8780 и 9200 человек за период с 1805 года до конца десятилетия 1820-х годов. [ 11 ]
Катастрофические эпидемии инфекционных заболеваний, таких как малярия, оспа и другие эндемичные заболевания, произошли после того, как туземцы заразились болезнями от белых исследователей, торговцев и миссионеров, прибывших в регион. [ 13 ] Эти болезни были эндемичны среди европейцев и американцев, но коренные американцы не имели к ним иммунитета и в результате часто умирали. [ 14 ] В некоторых отчетах говорится о деревнях, лишенных жителей, что является мрачным свидетельством высокой смертности от этих эпидемий. В 1839 году Бланше сообщила, что болезни «свели [их] до очень маленькой популяции, которая угрожает сокращаться все больше и больше». [ 5 ]
К 1849 году губернатор территории Орегона Джозеф Лейн подсчитал, что оставшееся население Калапуи насчитывало всего 60 душ, причем те, кто выжил, жили в самых ужасных условиях. [ 2 ] Современные ученые оценивают общее количество различных народов Калапуйя в этом интервале примерно в 600 человек. [ 3 ]
Договоры с Соединенными Штатами
[ редактировать ]Соединенные Штаты провели два основных цикла заключения договоров в Орегоне, которые затронули Калапуйю: в 1851 году и с 1854 по 1855 год. Договоры 1851 года были заключены суперинтендантом штата Орегон по делам индейцев Энсоном Дартом , а договоры 1855 года - преемником Дарта Джоэлом Палмером . Хотя договоры 1851 года так и не были ратифицированы Сенатом и, следовательно, не были реализованы, договоры 1854–1855 годов были. [ 15 ]
12 апреля 1851 года на Совете Сантьямского договора в Чампоэге , территория Орегона , вожди племени Сантьям Калапуя высказали твердое мнение по поводу того, где они будут жить. Лидеры Сантьяма Алкема и Тиакан хотели сохранить свою традиционную территорию между развилками реки Сантьям .
По договору 1854 года в Калапуя-Крик, штат Орегон , племена ампква и калапуян из долины Ампква уступили свои земли Соединенным Штатам .
По Договору с калапуйя и др ., заключенному в Дейтоне, штат Орегон (22 января 1855 г.), калапуйя и другие племена долины Уилламетт уступили всю водосборную территорию реки Уилламетт Соединенным Штатам.
Эпоха резервирования
[ редактировать ]Большинство индейцев Калапуя были переселены в округ Гранд-Ронд и резервацию . Некоторые из них были закреплены за резервацией Силец (известной тогда как резервация прибрежных индейцев ) на центральном тихоокеанском побережье штата Орегон, резервацией Уорм-Спрингс к востоку от Каскадных гор на территории нынешних округов Васко и Джефферсон или резервацией Якама в южном штате Вашингтон. основанная в 1855 году как временный заповедник, Резервация Гранд-Ронд, сначала называлась заповедником реки Ямхилл или заповедником долины Ямхилл. Он был официально переименован и создан как резервация Гранд-Ронд исполнительным указом в 1857 году.
Поскольку представители по меньшей мере 27 племен были переселены в Гранд Ронд, жизнь в резервации стала трудной. Некоторые из этих племен исторически были врагами. В первые годы резервацией управляло Военное министерство США . Поскольку ранее он вёл войну против племен, он контролировал дела индейцев по всей стране. Форт Ямхилл был основан для наблюдения за индейцами. Позже управление Индией перешло к комиссару по делам индейцев и, наконец, к Бюро по делам индейцев , входившему в состав Министерства внутренних дел.
Преподобный Адриен Кроке (Крокет) из Бельгии был римско-католическим миссионером в Гранд-Ронде и основал церковь Св. Михаила. Римско -католическая церковь также открыла здесь школу в конце 19 века с одобрения Соединенных Штатов. Школа представляла собой школу-интернат в резервации , куда иногда насильно вывозили детей из других мест и заставляли оставаться в школе в течение всего учебного года. Многие дети позже были отправлены в индейские школы-интернаты за пределами резерваций , такие как индейская школа Чемава в Салеме . Большинству детей обучали сельским навыкам, таким как кузнечное дело, сельское хозяйство, шитье и т. д., которые считались важными для их будущей жизни в резервации.
Санитарные условия и медицинское обслуживание в резервации были плохими, а смертность была высокой. В 1850-е годы сюда переселили всего 1000 человек. К 1900 году в живых осталось всего около 300 человек.
Прекращение и восстановление
[ редактировать ]В середине 20 века федеральная политика продолжала быть направленной на ассимиляцию коренных американцев. Конгресс полагал, что некоторые племена готовы войти в основное общество и прекратить свои особые отношения с правительством. Все банды и племена потомков Калапуйя были уничтожены в 1954 году вместе со всеми другими племенами западного Орегона в соответствии с Законом о прекращении индейцев Западного Орегона 1954 года. Это положило конец их особым отношениям с федеральным правительством. В рамках действий по окончательному прекращению правительство продало большую часть земель резервации, прекратило свои услуги и опубликовало окончательные списки племени в Отчетах Конгресса в 1956 году.
В конце 20-го века калапуйя и другие народы в составе конфедеративных племен реорганизовались, чтобы утвердить свою индейскую культуру. Соединенные Штаты восстановили федеральное признание в 1977 году Конфедеративным племенам Силец , а в 1983 году — тем, кто входил в состав Конфедеративных племен сообщества Гранд-Ронд в Орегоне .
Калапуя активно вступали в браки с потомками соседних племен. Большинство из примерно 4000 потомков Калапуя сегодня зарегистрированы в Конфедеративных племенах сообщества Гранд Ронд в Орегоне. Это сообщество работает над возрождением общего креольского языка коренных американцев, долгое время используемого для торговли между различными племенами и теперь известного как Чинук Вава , путем разработки программы погружения для своих детей. Они добились успеха в подготовке носителей языка и расширяют программу до восьмого класса.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Калапуя» . Этнолог . Проверено 22 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Роберт Х. Руби и Джон А. Браун, Путеводитель по индейским племенам северо-запада Тихого океана (Норман: University of Oklahoma Press, 1992): 10.
- ^ Перейти обратно: а б с Джуди Райкрафт Юнтунен, Мэй Д. Даш и Энн Беннетт Роджерс, Мир Калапуйи: коренные жители Западного Орегона. Филомат, Орегон: Историческое общество и музей округа Бентон, 2005; стр. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Барбара А. Лейтч, Краткий словарь индейских племен Северной Америки. Алгонак, Мичиган: Reference Publications, Inc., 1979; стр. 204–205.
- ^ Перейти обратно: а б Бланше, Франсуа Н. Исторические очерки католической церкви в Орегоне, Портленд: 1878. стр. 59-60.
- ^ Перейти обратно: а б с Юнтунен, Даш и Роджерс, Мир Калапуйи, стр. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с д Юнтунен, Даш и Роджерс, Мир Калапуйи, стр. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Юнтунен, Даш и Роджерс, Мир Калапуйи, стр. 19.
- ^ Лой, Уильям Г. (2001), Атлас Орегона , Стюарт Аллан, Эйлин Р. Бакли, Джеймс Э. Мичем, Юджин, штат Орегон: University of Oregon Press, ISBN 0-87114-101-9 , OCLC 48147662 в Ферро, Джен; Макнотан, Дон. Льюис, Дэвид Г. (ред.). « Путеводители по исследованиям LCC: Калапуя: коренные американцы долины Уилламетт, штат Орегон: дом ». Libraryguides.lanecc.edu . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ Стивен Доу Бекхэм, Индейцы Западного Орегона: эта земля принадлежала им. Кус-Бэй, Орегон: Arago Books, 1977; стр. 68.
- ^ Роберт Т. Бойд, Пришествие духа чумы: появление инфекционных заболеваний и сокращение численности населения среди индейцев северо-западного побережья. Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет Press, 1999; стр. 324–325, таблица 16. Цитируется Мелиндой Мари Джетте, «Бобры многочисленны, но туземцы ... не будут охотиться на них»: Отношения коренных жителей и торговцев мехом в долине Уилламетт, 1812–1814», Pacific Northwest Quarterly. , зима 2006/07, с. 3.
- ^ Льюис, Дэвид. «Рисунок человека Калапуйи» . www.oregonencyclepedia.org . Орегонская энциклопедия . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ Ферро, Джен; Макнотан, Дон. Льюис, Дэвид Г. (ред.). «Путеводители по исследованиям LCC: Калапуя: коренные американцы долины Уилламетт, штат Орегон: дом» . Libraryguides.lanecc.edu . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ Роберт Т. Бойд, Пришествие духа чумы: появление инфекционных заболеваний и сокращение численности населения среди индейцев северо-западного побережья. Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет Press, 1999.
- ^ "Калапуян". Архивировано 14 июня 2010 г. в Wayback Machine (7 февраля 1997 г.). Университет Орегона.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Роберт Т. Бойд, «Другой взгляд на «лихорадку и лихорадку» в Западном Орегоне», « Этноистория», том. 22, нет. 2 (весна 1975 г.), стр. 135–154. В JSTOR .
- Роберт Т. Бойд, Пришествие духа чумы: появление инфекционных заболеваний и сокращение численности населения среди индейцев северо-западного побережья. Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет Press, 1999.
- К. Ф. Коан, «Принятие политики резервирования на северо-западе Тихого океана, 1853–1855 гг.», Ежеквартальный журнал Исторического общества Орегона, том. 23, нет. 1 (март 1922 г.), стр. 1–38. В JSTOR .
- Лео Дж. Фрахтенберг, «Мифы индейцев Алси Северо-Западного Орегона», Международный журнал американской лингвистики, том. 1, нет. 1 (июль 1917 г.), стр. 64–75. В JSTOR .
- Мелинда Мари Джетте, «Бобры многочисленны, но туземцы ... не будут на них охотиться»: отношения туземцев и торговцев мехом в долине Уилламетт, 1812–1814 гг., Pacific Northwest Quarterly, vol. 98, нет. 1 (зима 2006/2007 г.), стр. 3–17. В JSTOR .
- Трейси Нил Ливелл, «Мы сделаем это своим собственным местом»: сельское хозяйство и адаптация в резервации Гранд-Ронд, 1856–1887 гг.», American Indian Quarterly, vol. 22, нет. 4 (осень 1998 г.), стр. 433–456. В JSTOR .
- Дэвид Джин Льюис, Прекращение существования конфедеративных племен сообщества Гранд Ронд в Орегоне: политика, сообщество, идентичность. Кандидатская диссертация. Университет Орегона, 2009 г.
- Гарольд Макки, Калапуйцы: справочник по индейцам долины Уилламетт. Салем, Орегон: Ассоциация музеев Mission Mill, 1974.
- Рональд Спорес, «Слишком маленькое место: переселение индейцев долины Уилламетт, 1850–1856», American Indian Quarterly, vol. 17, нет. 2 (весна 1993 г.), стр. 171–191. В JSTOR .