Женщина Никита (фильм)
Женщина Никита | |
---|---|
![]() Афиша французского театрального релиза | |
Французский | Никита |
Режиссер | Люк Бессон |
Написал | Люк Бессон |
Продюсер: | Патрис Леду [ 1 ] |
В главных ролях | |
Кинематография | Тьерри Арбогаст |
Под редакцией | Оливье Моффруа [ 1 ] |
Музыка | Эрик Серра |
Производство компании |
|
Распространено | Гомон (Франция) Penta Distribution (Италия) |
Даты выхода |
|
Время работы | 117 минут [ 2 ] |
Страны |
|
Язык | Французский |
Бюджет | 39 миллионов франков (5,6 млн евро) |
Женщина Никита , [ а ] Во Франции также называемый «Никита» — французский боевик-триллер 1990 года , сценарий и режиссёр Люк Бессон . В фильме главную роль играет Анн Парийо , преступница, осужденная и приговоренная к пожизненному заключению за убийство полицейских во время вооруженного ограбления аптеки. Ее правительственные кураторы инсценируют ее смерть и вербуют ее в качестве профессионального убийцы. После интенсивных тренировок она начинает карьеру убийцы, где изо всех сил пытается совмещать работу с личной жизнью. Она проявляет в этом талант, и ее карьера развивается, пока миссия в посольстве не идет наперекосяк.
Бессон сказал, что писал «Никиту», имея в виду Парийо, тогдашнего его романтического партнера. [ 3 ] Фильм был признан неожиданным хитом. [ 3 ] Роджер Эберт в своей рецензии назвал его «умным, бескомпромиссным психоромантическим триллером». [ 4 ] Джанет Маслин написала в The New York Times : « La Femme Nikita сочетает в себе насилие, панк-аномию, роскошную обстановку и старомодную хвалебную песнь силе любви». [ 5 ]
Он был переделан как «Черная кошка» (1991) в Гонконге, «Точка невозврата» (1993) в Голливуде и в Болливуде как «Картос» (1999). По мотивам фильма были сняты два англоязычных телесериала: «Женщина Никита» (1997–2001) и «Никита» (2010–2013).
Сюжет
[ редактировать ]Никита - нигилистическая наркоманка- подросток и сорванец , которая посвятила свою жизнь анархии, наркотикам и насилию, посещая других парней. Однажды ночью она участвует в ограблении аптеки, принадлежащей родителям друга. Ограбление перерастает в перестрелку с местной полицией, в результате чего ее сообщники убиты. Страдая от тяжелой абстиненции , она убивает полицейского. Никиту арестовывают, судят, признают виновным в убийстве и приговаривают к пожизненному заключению .
В тюрьме правительственные чиновники инсценировали ее смерть, создавая впечатление, что она покончила жизнь самоубийством, и забирают ее из тюрьмы. Она просыпается в невзрачной комнате, где хорошо одетый, сурового на вид мужчина по имени Боб говорит ей, что, хотя она официально мертва и похоронена, она находится под опекой теневого правительственного агентства, известного как «Центр» (возможно, часть ДГСЕ ). Ей предоставляется выбор: стать убийцей или занять «8-й ряд, участок 30», свою фальшивую могилу. [ 6 ] После некоторого сопротивления она выбирает первое и постепенно оказывается талантливой убийцей. Ее обучают компьютерным навыкам, боевым искусствам и огнестрельному оружию. Один из ее тренеров, Аманде, превращает ее из дегенеративной наркоманки в красивую роковую женщину , более женственную, отращивая прическу, одеваясь в шорты-юбки и одеваясь с туфлями на каблуках и колготками. Аманде подразумевает, что она также была спасена и обучена в центре.
Первоначальная миссия Никиты - убийство иностранного дипломата в переполненном ресторане и побег от хорошо вооруженных телохранителей в центр - одновременно является последним испытанием в ее обучении. Она заканчивает обучение и начинает жизнь в качестве спящего агента в Париже (под именем Мари). После встречи с Марко в супермаркете у них завязываются интимные отношения, хотя он ничего не знает о ее настоящей работе. Марко интересуется ее прошлым и почему у нее нет семьи или друзей. Никита приглашает Боба на ужин как «дядя Боб». Он рассказывает истории о воображаемом детстве «Марии» и дарит паре билеты на поездку в Венецию , якобы в качестве подарка на помолвку.
Никита и Марко отправляются в путешествие. Когда они готовятся заняться любовью после прибытия, звонит телефон. Она думает, что они только что заказали обслуживание номеров, но это инструкции для ее следующей работы. Ее комната идеально расположена для того, чтобы она могла стрелять по мишеням. Она идет в ванную, предположительно, чтобы принять ванну, и пока она готовит винтовку, Марко пытается поговорить с ней через дверь. Инструкции относительно ее цели занимают больше времени, чем ожидалось, и она не может ему ответить. Наконец она стреляет в цель, но едва скрывает винтовку, прежде чем вопреки ее желанию входит Марко. Никита обезумел, что ее работа доставила им трудности.
Тем не менее, ее карьера убийцы идет хорошо, пока миссия по краже документов в посольстве не пошла наперекосяк. Вернувшись в Париж, Центр отправляет Виктора « Уборщика », безжалостного оперативника, чтобы спасти миссию и уничтожить все доказательства нарушения. Когда Виктор убивает другого оперативника, на его место назначают Никиту. Они почти завершают миссию, прежде чем все пойдет не так. Виктор сражается с группой охранников, прежде чем получает смертельное ранение, но увозит Никиту в безопасное место, прежде чем скончаться от ран.
Марко сообщает, что он обнаружил тайную жизнь Никиты, и, обеспокоенный тем, как ее действия влияют на нее психологически, убеждает ее исчезнуть. Обнаружив, что она покинула центр, Боб идет в их квартиру и встречается с Марко. Когда Боб говорит, что Никита находится в опасности, потому что у нее все еще есть документы, взятые из посольства, Марко передает их. Двое мужчин соглашаются, что им обоим будет не хватать Никиты.
Бросать
[ редактировать ]
- Анн Парийо в роли Никиты
- Жан-Юг Англад, как Марко
- Чеки Карио и Боба
- Жанна Моро в роли Алмонда
- Жан Рено в роли Виктора «Уборщика»
- Жак Буде в роли химика
- Филипп Лерой, как Гроссман
- Жан Буиз в качестве прикрепленного посольства
(Поскольку это был последний фильм Буиза, а он снимался в предыдущих фильмах этого режиссера, Бессон посвятил «Женщину Никиту» ему .)
Производство
[ редактировать ]Бессон сказал, что он написал сценарий для Парийо, который сыграет Никиту, но намеренно написал его против шрифта, чтобы люди не сказали, что она играет саму себя. «Энн застенчивая, в коричневых очках», — сказал он The Los Angeles Times . Она «интеллектуалка, которая никогда раньше не держала в руках оружие. Я писал эту роль не для нее, а против нее, чтобы люди не говорили, что она играет саму себя. Когда Энн прочитала сценарий, она сказала: «Вы видите меня такой?» — Нет, — сказал я. — Но ты притворяешься актрисой. Сделай это. » [ 3 ]
Во время съемок фильма Бессон и Парийо, тогда еще семейная пара и родители их маленькой дочери Жюльетты, жили раздельно. Один остался дома с Джульеттой, а другой — в отеле. Они менялись каждые пару недель. [ 3 ] Бессон объяснил: «Мне нужно было полюбить Никиту, чтобы снимать, — говорит он, — и возвращаться ночью к той же девушке и просить ее передать соль, разрушающую всю магию. Таким образом, ночью не было ссор, которые рассердили бы нас на следующий день. Каждое утро было так приятно видеть ее и снимать на видео». [ 3 ]
Основываясь на успехе «Гран Блю» , Гомон согласился профинансировать Никиту, не увидев сценария. Производство «Никиты» обошлось в 39 миллионов франков и было совместным производством компании Бессона Les Films du Loup, Gaumont и Cecchi Gori Group Tiger Cinematographica. [ 7 ]
Выпускать
[ редактировать ]Премьера «Никиты» состоялась в Париже в « Гран Рекс» 21 февраля 1990 года. [ 8 ] [ 9 ] За первую неделю в Париже фильм посмотрели 113 900 зрителей. [ 10 ] К 2000 году фильм посмотрели в Париже 828 867 зрителей. [ 10 ]
После премьеры фильм был распространен в 15 городах Франции, а Бессон занимался его продвижением и обсуждением со зрителями после показов. [ 8 ] Среди других актеров и членов съемочной группы, участвовавших в туре, были Эрик Серра , Анн Парийо , Жан-Юг Англад и иногда Чеки Карио . [ 8 ] К 2000 году фильм посмотрели во Франции 3 787 845 зрителей. [ 10 ] Это был второй самый кассовый фильм во Франции в 1990 году, но он не был так популярен, как предыдущий фильм Бессона «Большая синяя» (1988). [ 3 ]
После выхода «Никиты» во Франции он был выпущен более чем в 95 странах. [ 8 ] Gaumont занимался продажей прав на распространение отдельно; права на распространение были проданы компании Columbia Pictures , а права на ремейк — Warner Bros. [ 11 ] Никита был показан в Монреале , Канада, в 1990 году. [ 12 ] Фильм пользовался большой популярностью в Монреале, где дистрибьютор Дидье Фарре отметил, что фильм уступил только «Птица на проводе» и «Назад в будущее, часть III» в июне 1990 года. [ 12 ] В Великобритании фильм стал самым высоким за всю историю французского фильма по кассовым сборам за неделю, а также пользовался популярностью в прокате в Италии и Японии. [ 13 ]
Он был выпущен в США в 1991 году. [ 10 ] В течение шести месяцев фильм демонстрировался в США и собрал 1,15 миллиона зрителей. [ 14 ] Это считалось сюрпризом или «сказкой», как говорил Бессон. [ 3 ] К концу года этот фильм стал третьим по прибылям французским кинопроизводством в США. [ 14 ] Бессон посчитал, что фильм ненадлежащим образом рекламировался в США, заявив, что «Никита» — это боевик, но его выпустили в американских арт-хаусах. У «Большого синего» та же проблема, он выпущен в США как интеллектуальное произведение и привлекает внимание не та аудитория». [ 15 ]
Прием
[ редактировать ]Во Франции пресса восприняла фильм неоднозначно. [ 8 ] Ежемесячные киножурналы были более благосклонны, тогда как более серьезные журналы были преимущественно негативными. [ 8 ] Рецензии от Le Nouvel Observateur , Libération , Le Figaro и Le Journal du Dimanche дали фильму положительные отзывы, в которых все они оценили фильм Бессона в стиле нуар и были удивлены игрой Парийо в сложной роли. [ 16 ] Напротив, фильм был отвергнут в обзорах L'Humanité , L'événement du jeudi , Le Monde , Le Parisien и La Croix , которые обнаружили, что фильм визуально напоминал коммерческую рекламу, а психологически имел глубину комикса. [ 16 ]
Говоря о критическом приеме фильма во Франции, Бессон отметил, что не будет разговаривать с прессой, заявив, что он хотел бы «рассчитывать на то, что они помогут мне, помогут мне оценить мою собственную работу». Он сказал, что «критики должны смотреть в будущее, но во Франции все, о чем они хотят говорить, — это прошлое». [ 12 ]
Бессон далее сказал: [ 15 ]
Я не особо верю в искренность критиков, я верю в искренность человека, который идет в кино, платит за билет и выходит, говоря то, что думает, потому что он от этого ничего не выиграет. Критики защищают идеологию, свой возраст, свою профессию, многое другое, что меня не интересует.
Парижский критик Марк Эспозито из Studio отреагировал на заявления Бессона, охарактеризовав Бессона как человека, который «думает, что он хороший парень, а все вокруг него злые. Мы все виноваты в том, что не обожаем Люка Бессона». [ 15 ]
Фильм получил неоднозначные отзывы за пределами Франции. [ 17 ] На Metacritic общая оценка 14 критиков составляет 56 из 100, что указывает на «смешанные или средние отзывы». [ 18 ] Однако на сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 90% на основе 48 рецензий. Согласно единодушному мнению сайта: «Сумасшедший вышедший из-под контроля триллер, который дает главной героине Анн Парийо большую сюжетную линию и много эмоционального пространства для работы». [ 19 ] Ряд критиков, в том числе Джин Сискел и Роджер Эберт , положительно оценили фильм. [ 20 ] [ 21 ]
Похвалы
[ редактировать ]Фильм был номинирован на премию «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке . [ 22 ] Парийо получила премию «Сезар» за лучшую женскую роль и премию Давида ди Донателло за лучшую иностранную женскую роль в 1991 году. [ 23 ] Марк Дюре был номинирован на премию «Сезар» как самый многообещающий актер за роль Рико.
Последствия и влияние
[ редактировать ]Когда ее спросили о продолжении « Никиты» , Анн Парийо ответила, что продолжение ее не интересует. Она сказала: «Если бы фильм провалился, могли бы вы сказать о ней что-нибудь еще? Нет. Конечно, нет». [ 24 ]
Ремейк
[ редактировать ]«Женщина Никита» была переделана в Гонконге как боевик « Черная кошка» режиссера Стивена Шина в 1991 году. [ 25 ]
его в Голливуде под названием «Точка невозврата» переделал В 1993 году Джон Бэдэм . [ 25 ] Это было частью тенденции Голливуда конца 1980-х - начала 1990-х годов переделывать французские фильмы. [ 26 ] Daily Variety отметила, что в период с 1987 по 1993 год Голливуд переделал семнадцать современных французских фильмов, вышедших на экраны в 1970-х, 1980-х и 1990-х годах. [ 26 ] Ремейки, как правило, инициировались французскими фильмами и, учитывая размер американского рынка, часто приносят режиссерам больше денег за американские адаптации, чем за оригинальные фильмы во Франции. [ 27 ]
Сериал
[ редактировать ]Премьера канадского сериала по мотивам фильма под названием «Женщина Никита» состоялась в 1997 году. Его продюсировало в Канаде компания Fireworks Entertainment . [ 28 ] Разработчик Джоэл Сурноу , назвавший себя «преданным фильмом Бессона», неоднократно заявлял в интервью, что сериал создан явно по образцу фильма Бессона, а не американского ремейка. Он сказал, что никогда не видел «Точку невозврата» . [ 27 ]
Премьерный эпизод сериала заимствует сцены из фильма Бессона, при этом Variety отмечает, что это было пошаговое воссоздание сцены на кухне ресторана. [ 28 ] Несколько главных ролей в сериале аналогичны фильмам: Рой Дюпюи играет тренера Никиты Майкла, которого в фильме Бессона звали Боб, а Альберта Уотсон - Мэдлин, похожую на персонажа, сыгранного Жанной Моро в фильме Бессона. [ 28 ]
В 2010 году канал CW снял новый сериал « Никита » с Мэгги Кью в роли Никиты, которая стала мошенником. [ 29 ]
Влияния
[ редактировать ]Среди других фильмов, на которые женщина Никита, повлияла «Злодейка» (2017). - южнокорейский фильм [ 30 ] [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]- Леон: профессионал
- Девушки с оружием
- Список убийств в художественной литературе
- Список фильмов в стиле неонуар
Примечания
[ редактировать ]- ^ Французское произношение: [la fam nikita] , буквально «Женщина Никита».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хейворд 2010 , с. 129.
- ^ « Никита (18)» . Британский совет классификации фильмов . 6 июля 1990 года . Проверено 1 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дутка, Элейн (27 марта 1991 г.). «Сказка» Удача режиссера Люка Бессона: Кино: Его последний фильм «Женщина Никита», история сумасшедшего наркомана, превратившегося в безжалостного агента под прикрытием, стал неожиданным хитом» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Эберт, Роджер. «Рецензия на фильм «Женщина Никита» и краткое содержание фильма (1991) | Роджер Эберт» . www.rogerebert.com/ . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Маслин, Джанет (08 марта 1991 г.). «Обзор/Фильм: Плохая девочка, которая превращается в настоящую роковую женщину» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ согласно оригинальной французской версии/с английскими субтитрами.
- ^ Хейворд 1998 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хейворд 2010 , с. 95.
- ^ «Никита (1989) Люк Бессон» (на французском языке). Bifi.fr. Проверено 2 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хейворд и Паури 2006 , с. 183.
- ^ Хейворд 1998 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б с Гриффин, Джон (8 июня 1990 г.). «Несмотря на большие кассовые сборы, критики сохраняют хладнокровие к фильмам Бессона». Газета . п. Д3.
- ^ Дутка, Элейн (27 марта 1991 г.). «Сказка» Удача режиссера Люка Бессона: Кино: Его последний фильм «Женщина Никита», история сумасшедшего наркомана, превратившегося в безжалостного агента под прикрытием, стал неожиданным хитом» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 7 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Хейворд 2010 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б с Ваксман, Шэрон (14 апреля 1991 г.). « Непонятый режиссер «Женщины Никиты»: Люк Бессон, Как рыба из воды». Вашингтон Пост . п. Г1.
- ^ Jump up to: а б Хейворд 2010 , с. 98.
- ^ «Рецензия на фильм: «Никита»: триллер с женской ноткой» . Лос-Анджелес Таймс . 15 марта 1991 года . Проверено 11 января 2011 г.
- ^ Никита в Metacritic
- ^ La Femme Никита в Rotten Tomatoes
- ^ «Балконный архив: Женщина Никита» (Flash-видео) . Эберт и Ропер . Проверено 7 декабря 2007 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Эберт, Роджер (3 апреля 1991 г.). «Рецензии: Женщина Никита» . rogerebert.com. Архивировано из оригинала 8 августа 2006 года . Проверено 27 января 2022 г.
- ^ «Брифы». Голливудский репортер . Том. 320, нет. 35–50. 1991. с. 143.
- ^ Лансия 1998 , с. 269.
- ^ Салем, Роб (25 сентября 1992 г.). «Женщина Парийо». Торонто Стар . п. С1.
- ^ Jump up to: а б Грайндстафф, Лаура (2001). «Пересказ истории о Пигмалионе: переделка женщины Никиты». Камера-обскура . 16 (2): 133. дои : 10.1215/02705346-16-2_47-133 . S2CID 144560056 .
- ^ Jump up to: а б Грайндстафф, Лаура (2001). «Пересказ истории о Пигмалионе: переделка женщины Никиты». Камера-обскура . 16 (2): 142. дои : 10.1215/02705346-16-2_47-133 . S2CID 144560056 .
- ^ Jump up to: а б Грайндстафф, Лаура (2001). «Пересказ истории о Пигмалионе: переделка женщины Никиты». Камера-обскура . 16 (2): 143. дои : 10.1215/02705346-16-2_47-133 . S2CID 144560056 .
- ^ Jump up to: а б с Эверетт, Тодд (12 января 1997 г.). «Рецензия: «Женщина Никита» » . Разнообразие . Проверено 7 января 2017 г.
- ^ «CW объявляет о новом осеннем сезоне 2010 года» . TheInsider.com. 20 мая 2010 года. Архивировано из оригинала 22 мая 2010 года . Проверено 11 января 2010 г.
- ^ Данлеви, Т'Ча (12 июля 2017 г.). «Фэнтези-кинофестиваль: Злодейка больше Никита, чем Убить Билла» . Монреальский вестник . Проверено 10 января 2020 г.
- ^ «Вопросы и ответы: сценарист/режиссер Бён Гиль Юнг рассказывает о «Злодейке» » . Современные ужасы . 22 августа 2017 г. Проверено 10 января 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Хейворд, Сьюзен (1998). Люк Бессон . Издательство Манчестерского университета. ISBN 0719050766 .
- Хейворд, Сьюзен; Паури, Фил (2006). Фильмы Люка Бессона . Манчестер: Издательство Манчестерского университета . ISBN 9780719070297 .
- Хейворд, Сьюзен (2010). Никита . ИБ Таурис . ISBN 9781845114473 .
- Лансия, Энрико (1998). Кинопремии (на итальянском языке). Издательство Гремезе. ISBN 8877422211 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Никита на IMDb
- Никита в AllMovie
- Никита в кассе Mojo
- Никита в Rotten Tomatoes
- Анн Парийо получает премию «Сезар» на церемонии вручения премии «Сезар» 1990 года on Vimeo
- фильмы 1990 года
- Боевики-триллеры 1990 года
- Вымышленные убийцы
- Вымышленные женщины-убийцы
- Фильмы, адаптированные для телешоу
- Фильмы о наркотиках
- Фильмы Люка Бессона
- Фильмы с участием актрисы, удостоенной премии «Сезар» за лучшую женскую роль
- Фильмы продюсера Люка Бессона
- Фильмы, написанные Эриком Серрой
- Фильмы, действие которых происходит во Франции
- Фильмы, снятые в Париже
- Фильмы, снятые в Венеции.
- Французские боевики-триллеры
- Французскоязычные фильмы 1990-х годов
- Фильмы кинокомпании Gaumont
- Фильмы «Девочки с оружием»
- Итальянские боевики-триллеры
- Итальяноязычные фильмы 1990-х годов
- Французские фильмы 1990-х годов.
- Фильмы по сценариям Люка Бессона