Якоб ван Рейсдал
Якоб ван Рейсдал | |
---|---|
Рожденный | Якоб Исаакссон ван Рейсдал 1628 или 1629 год |
Умер | Амстердам , Голландская Республика | 10 марта 1682 г.
Известный | Пейзажная живопись |
Заметная работа | Еврейское кладбище , Ветряная мельница в Вейк-бий-Дюрстеде , Вид на Харлем с обесцвеченными полями , Луч света , Лесистое болото |
Движение | Золотой век Голландии |
Покровитель(и) | Корнелис де Графф (1599–1664) |
Якоб Исаакссон ван Рейсдал (англ. Голландское произношение: [ˈjaːkɔp fɑn ˈrœyzˌdaːl] ; в. 1629 — 10 марта 1682) — голландский художник, рисовальщик и офортист . Его обычно считают выдающимся художником- пейзажистом , Золотого века Голландии периода большого богатства и культурных достижений, когда голландская живопись стала очень популярной.
Плодовитый и разносторонний, Рейсдал изображал самые разнообразные пейзажные сюжеты. С 1646 года он писал замечательные для молодого человека голландские сельские сцены. После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. В своих поздних работах, проведенных, когда он жил и работал в Амстердаме , он добавил в свой постоянный репертуар городские панорамы и морские пейзажи. В них небо часто занимало две трети холста. Всего он создал более 150 скандинавских видов с водопадами.
Единственным зарегистрированным учеником Рейсдала был Мейндерт Хоббема , один из нескольких художников, рисовавших фигуры в своих пейзажах. Работы Хоббемы иногда путали с работами Рейсдала. Рейсдал всегда писал свое имя так: Рейсдал, а не Рейсдал.
Работы Рейсдала пользовались спросом в Голландской республике еще при его жизни. Сегодня он разбросан по частным и институциональным коллекциям по всему миру; Национальная галерея в Лондоне, Рейксмузеум в Амстердаме и Эрмитаж в Санкт-Петербурге хранят крупнейшие коллекции. Рейсдал сформировал традиции пейзажной живописи во всем мире, от английских романтиков до школы Барбизона во Франции и школы реки Гудзон в США, и оказал влияние на поколения голландских художников-пейзажистов.
Жизнь
[ редактировать ]Якоб Исаакс ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. [ А ] в семье художников-пейзажистов. Количество художников в семье и множественное написание имени Ван Рейсдал препятствовали попыткам документировать его жизнь и атрибутировать его работы. [ 2 ] Имя Рейсдал связано с ныне утраченным замком в деревне Бларикум . Деревня была домом деда Якоба, мебельщика Якоба де Гойера. Когда де Гойер переехал в Наарден , трое его сыновей сменили имя на Ван Рейсдал или Ван Рейсдал, вероятно, чтобы указать на свое происхождение. [ Б ] Двое сыновей Де Гойера стали художниками: отец Якоба Исаак ван Рейсдал и его известный дядя Саломон ван Рейсдал . [ С ] Сам Джейкоб всегда писал свое имя через «и», [ 8 ] в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломонсзон ван Рейсдал , также художник-пейзажист, написал свое имя через букву «y». [ 9 ] Самый ранний биограф Джейкоба, Арнольд Хубракен , называл его Якобом Руисдалом. [ 10 ]
Неизвестно, была ли мать Рейсдала первой женой Исаака ван Рейсдала, имя которой неизвестно, или его второй женой, Мейкен Корнелисдохтер. Исаак и Мэйкен поженились 12 ноября 1628 года. [ 11 ] [ 12 ] [ Д ]
Учитель Рейсдала также неизвестен. [ 14 ] Часто предполагается, что Рейсдал учился у своего отца и дяди, но доказательств этому нет. [ 15 ] Похоже, на него сильно повлияли другие современные местные пейзажисты Харлема, в первую очередь Корнелис Врум и Алларт ван Эвердинген . [ 16 ]
Самая ранняя дата, которая появляется на картине и гравюре Рейсдала , — 1646 год. [ 17 ] [ Э ] Через два года после этой даты он был принят в члены Харлемской гильдии Святого Луки . [ 11 ] К этому времени пейзажные картины были так же популярны, как и исторические картины в голландских домах, хотя во время рождения Рейсдала исторические картины появлялись гораздо чаще. Этот рост популярности пейзажей продолжался на протяжении всей карьеры Рейсдала. [ 19 ] [ Ф ]
Около 1657 года Рейсдал переехал в Амстердам , к тому времени процветающий город, который, вероятно, предлагал более широкий рынок для его работ. Его коллега-художник из Харлема Аллаерт ван Эвердинген уже переехал в Амстердам и нашел там рынок. 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене , недалеко от Наардена. [ 21 ] Рейсдал жил и работал в Амстердаме до конца своей жизни. [ 22 ] В 1668 году его имя появляется в качестве свидетеля свадьбы Мейндерта Хоббемы , его единственного зарегистрированного ученика, художника, чьи работы некоторые путают с работами Рейсдала. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
Для художника-пейзажиста Рейсдал, похоже, путешествовал относительно мало: в Бларикум, Эгмонд-ан-Зее и Ренен в 1640-х годах, а Николаес Берхем - в Бентхайм и Штайнфурт прямо через границу в Германии в 1650 году. [ 14 ] и, возможно, с Хоббемой снова пересек границу с Германией в 1661 году через Велюве , Девентер и Оотмарсум . [ 26 ] Несмотря на многочисленные норвежские пейзажи Рейсдала, нет никаких упоминаний о его поездках в Скандинавию. [ 27 ]
Есть предположение, что Рейсдал также был врачом. В 1718 году его биограф Хубракен сообщает, что он изучал медицину и делал операции в Амстердаме. [ 10 ] Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рейсдал» в списке амстердамских врачей, хотя и вычеркнутое, с добавленным примечанием, что он получил степень доктора медицины 15 октября 1676 года в Кане , на севере Франции. [ 28 ] Различные историки искусства предполагают, что это, по всей вероятности, был случай ошибочной идентификации. Питер Шелтема предполагает, что в записи фигурировал двоюродный брат Рейсдала. [ 29 ] Эксперт по Рейсдалу Сеймур Слайв утверждает, что написание «uij» не соответствует написанию его имени самим Рейсдалем, что его необычно высокая успеваемость предполагает, что у него было мало времени на изучение медицины, и что ни в одном из его произведений нет никаких указаний на то, что он посетил север Франции. Доказательства неубедительны.
Рейсдал не был евреем . Слайв сообщает, что из-за изображения Рейсдалом еврейского кладбища и различных библейских имен в семье Рейсдал он часто слышал предположения, что Рейсдал наверняка был евреем. [ 30 ] Факты показывают обратное. [ 30 ] Рейсдал был похоронен в церкви Святого Бавона в Харлеме , протестантской церкви того времени. [ 31 ] [ 32 ] Его дядя Саломон ван Рейсдал принадлежал к молодой фламандской подгруппе конгрегации меннонитов , одному из нескольких типов анабаптистов в Харлеме, и вполне вероятно, что отец Рейсдала также был ее членом. [ 33 ] Его двоюродный брат Джейкоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме. [ 34 ]
Рейсдал не женился. По словам Хубракена, чья краткая биография действительно содержит несколько ошибок, [ 35 ] это было сделано, чтобы «зарезервировать время для служения своему старому отцу». [ 36 ] Никакого подобия Рейсдала не известно. [ 8 ] [ Г ]
Историк искусства Хендрик Фредерик Вейнман опроверг миф о том, что Рейсдал умер бедняком предположительно в богадельне для стариков в Харлеме. Вейнман показал, что умерший там человек на самом деле был двоюродным братом Рейсдала Якобом Саломонсзоном. [ 40 ] Хотя нет никаких записей о том, что Рейсдал владел землей или акциями, он, похоже, жил комфортно даже после экономического спада катастрофического 1672 года . [ 41 ] [ Ч ] Его картины ценились довольно высоко. В большой выборке инвентарей между 1650 и 1679 годами средняя цена Рейсдала составляла 40 гульденов по сравнению со средней ценой в 19 гульденов для всех приписываемых картин. [ 42 ] В рейтинге современных голландских художников, основанном на частоте появления в этих инвентарях по цене, Рейсдал занимает седьмое место; Рембрандт занимает первое место. [ 43 ]
Рейсдал умер в Амстердаме 10 марта 1682 года. Он был похоронен 14 марта 1682 года в церкви Святого Бавона в Харлеме. [ 44 ]
Работа
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Работа Рейсдала ок. Период с 1646 по начало 1650-х годов, когда он жил в Харлеме, характеризуется простыми мотивами и тщательным и кропотливым изучением природы: дюн, лесов и атмосферных эффектов. Применяя более густую краску, чем его предшественники, Рейсдал придал своей листве богатый вид, передавая ощущение сока, текущего по ветвям и листьям. [ 45 ] Его точное изображение деревьев было беспрецедентным для того времени: роды его деревьев - первые, которые безоговорочно узнаваемы современными ботаниками. [ 46 ] В его ранних набросках присутствуют мотивы, которые будут повторяться во всех его работах: ощущение простора и яркости, а также воздушная атмосфера, достигнутая с помощью пуантилистических штрихов мелом. [ 47 ] Большинство из тридцати сохранившихся его набросков черным мелом относятся к этому периоду. [ 48 ] [ 49 ]
Образцом раннего стиля Рейсдала является «Пейзаж с дюнами» , одна из самых ранних работ, датированная 1646 годом. Она порывает с классической голландской традицией изображения широких видов дюн, включающих дома и деревья в окружении далеких перспектив. Вместо этого Рейсдал помещает покрытые деревьями дюны в центр сцены, а облачный пейзаж концентрирует яркий свет на песчаной дорожке. [ 47 ] Возникающий героический эффект усиливается большим размером полотна, «столь неожиданным в творчестве неопытного живописца», по словам хранителя Эрмитажа Ирины Соколовой . [ 50 ] Историк искусства Хофстеде де Гроот сказал о «Пейзаже с дюнами» : «Вряд ли можно поверить, что это работа семнадцатилетнего мальчика». [ 51 ]
Первый панорамный пейзаж Рейсдала, «Вид Наардена с церковью в Мейдерберге вдалеке» , датируется 1647 годом. Тема огромного неба и далекого города, в данном случае места рождения его отца, — это тема, к которой он вернулся в последние годы своей жизни. . [ 47 ]
По неизвестным причинам Рейсдал почти полностью перестал датировать свои работы 1653 годом. Лишь в пяти работах 1660-х годов рядом с его подписью указан частично скрытый год; ни у одного из 1670-х и 1680-х годов нет даты. [ 52 ] Таким образом, датировка последующих работ во многом основывалась на детективной работе и предположениях. [ 9 ]
Все тринадцать известных офортов Рейсдала относятся к его раннему периоду, первая из которых датирована 1646 годом. Неизвестно, кто научил его искусству офорта. Не существует гравюр, подписанных его отцом, дядей или его коллегой-пейзажистом из Харлема Корнелисом Врумом, который повлиял на другие его работы. В его офортах мало влияния Рембрандта ни по стилю, ни по технике. Оригинальных впечатлений мало; пять гравюр сохранились только в одном отпечатке. Редкость гравюр позволяет предположить, что Рейсдал считал их пробными эссе, которые не требовали больших тиражей. [ 53 ] Эксперт по офорту Жорж Дюплесси выделил «Грейнфилд на опушке леса» и «Путешественники» как непревзойденные иллюстрации гения Рейсдала. [ 54 ]
Средний период
[ редактировать ]После поездки Рейсдала в Германию его пейзажи приобрели более героический характер, формы стали крупнее и рельефнее. [ 55 ] Вид на замок Бентхайм , датированный 1653 годом, является лишь одним из дюжины изображений Рейсдалом конкретного замка в Германии, почти все из которых подчеркивают его расположение на вершине холма. Примечательно, что Рейсдал внес многочисленные изменения в обстановку замка (на самом деле он находится на невзрачном невысоком холме), кульминацией которых стала версия 1653 года, в которой он изображен на лесистой горе. [ 56 ] Эти вариации искусствоведы справедливо считают свидетельством композиционного мастерства Рейсдала. [ 57 ] [ я ]
Во время своей поездки в Германию Рейсдал столкнулся с водяными мельницами, которые он превратил в главный объект живописи, став первым художником, который когда-либо сделал это. [ 59 ] две водяные мельницы с открытым шлюзом , датированные 1653 годом. Ярким примером являются [ 60 ] Руины замка Эгмонт недалеко от Алкмара были еще одной любимой темой Рейсдала. [ 61 ] и фигурирует в «Еврейском кладбище» , две версии которого он нарисовал. [ 62 ] С их помощью Рейсдал противопоставляет мир природы искусственной среде, захваченной деревьями и кустарниками, окружающими кладбище. [ 63 ]
Первые скандинавские виды Рейсдала содержат большие ели, скалистые горы, большие валуны и стремительные потоки. [ 64 ] Хотя они убедительно реалистичны, они основаны на предыдущих произведениях искусства, а не на непосредственном опыте. Нет никаких записей о том, что Рейсдал совершил какое-либо путешествие в Скандинавию, хотя его коллега из Харлема Алларт ван Эвердинген путешествовал туда в 1644 году и популяризировал этот поджанр. [ 65 ] Работа Рейсдала вскоре превзошла лучшие усилия Эвердингена. [ 66 ] Всего Рейсдал создал более 150 скандинавских видов с водопадами, [ 27 ] из них Водопад в горном пейзаже с разрушенным замком , ок. 1665–1670 годы Слайв считает величайшими его произведениями. [ 67 ]
В этот период Рейсдал начал рисовать прибрежные сцены и морские пейзажи под влиянием Симона де Влигера и Яна Порселлиса . [ 68 ] Среди наиболее драматичных — « Бурное море на пристани» с ограниченной палитрой, состоящей только из черного, белого, синего и нескольких коричнево-землистых цветов. [ 67 ] Тем не менее, лесные сцены остаются предметом выбора, например, самая известная картина Эрмитажа «Рейсдал», «Лесистое болото» , датированная ок. 1665 г., на котором изображена первобытная сцена с сломанными березами и дубами и тянущимися к небу ветвями среди заросшего пруда. [ 69 ]
Спустя годы
[ редактировать ]В последний период творчества Рейсдала он начал изображать горные сцены, такие как «Горный и лесной пейзаж с рекой» , датируемый концом 1670-х годов. Это изображает труднопроходимый хребет с самой высокой вершиной в облаках. [ 70 ] Тематика Рейсдала стала необычайно разнообразной. Историк искусства Вольфганг Стехов выделил тринадцать тем в жанре пейзажа Золотого века Голландии, и работы Рейсдала охватывают все из них, кроме двух, превосходя максимум: леса, реки, дюны и проселочные дороги, панорамы, воображаемые пейзажи, скандинавские водопады, морская пехота, пляжные пейзажи. , зимние сцены, виды города и ноктюрны. лишь итальянские и зарубежные пейзажи, отличные от скандинавских. В его творчестве отсутствуют [ 71 ] [ 72 ]
Воображаемые садовые пейзажи, которые Рейсдал нарисовал в 1670-х годах, на самом деле отражают продолжающийся дискурс о живописности в кругах эстетов садоводства, таких как Константин Гюйгенс . [ 73 ]
Слайв считает уместным, что ветряная мельница стала предметом одной из самых известных работ Рейсдала. На ветряной мельнице в Вейк-бий-Дюрстеде , датированной 1670 годом, изображен Вейк-бий-Дурстеде , прибрежный город примерно в 20 километрах (12 милях) от Утрехта , с доминирующей цилиндрической ветряной мельницей. [ 70 ] В этой композиции Рейсдал объединил типичные голландские элементы низменной земли, воды и бескрайнего неба, так что они сходятся на не менее характерной голландской ветряной мельнице. [ 74 ] О непреходящей популярности картины свидетельствуют продажи открыток в Рейксмузеуме , где « Ветряная мельница» » Рембрандта занимает третье место после «Ночного дозора и Вермеера » «Вид Делфта . [ 9 ] Ветряные мельницы присутствовали на протяжении всей карьеры Рейсдала. [ 75 ]
На этом этапе появляются различные панорамные виды на горизонт Харлема и его обесцвеченные территории, особый жанр под названием Haerlempjes . [ 22 ] облака создают различные градации чередующихся полос света и тени к горизонту. На картинах часто доминирует церковь Святого Бавона, в которой однажды будет похоронен Рейсдал. [ 70 ]
Хотя Амстердам действительно фигурирует в его работах, это происходит относительно редко, учитывая, что Рейсдал прожил там более 25 лет. Это действительно присутствует в его единственном известном архитектурном объекте — рисунке интерьера Старой церкви . [ 76 ] а также в видах на плотину и в «Панорамном виде на Амстел с видом на Амстердам» , одной из последних картин Рейсдала. [ 77 ] [ 78 ]
Фигуры редко вводятся в композиции Рейсдала и к этому периоду редко создаются его собственной рукой. [ Дж ] но исполнен различными художниками, в том числе его учеником Мейндертом Хоббемой, Николаесом Берхемом, Адрианом ван де Вельде , Филипсом Вауверманом , Яном Вонком , Томасом де Кейзером , Жераром ван Баттумом и Яном Лингельбахом . [ 26 ] [ 82 ]
Атрибуции
[ редактировать ]В своем каталоге-резонне 2001 года Слайв приписывает Рейсдалу 694 картины и перечисляет еще 163 картины с сомнительной или, по его мнению, неправильной атрибуцией. [ 83 ] Есть три основные причины, по которым существует неуверенность в том, чья рука написала те или иные пейзажи в стиле Рейсдала. Во-первых, четыре члена семьи Рейсдал были пейзажистами с похожими подписями, некоторые из которых позже были обманным путем переделаны в подписи Якоба. [ 84 ] Ситуация еще больше усложняется тем фактом, что Рейсдал использовал варианты своей подписи. Обычно это читается как «JvRuisdael» или монограмма «JVR». [ 26 ] [ 85 ] иногда используются маленькие курсивные буквы, а иногда длинные готические буквы, например, в «Пейзаже с водопадом» . [ 86 ] Во-вторых, многие пейзажные картины 17 века не подписаны и могли быть написаны учениками или переписчиками. [ 87 ] Наконец, мошенники подражали Рейсдалям ради финансовой выгоды. Самый ранний случай был описан Хубракеном в 1718 году: некий Ян Гриффье Старший мог настолько хорошо подражать стилю Рейсдала, что часто выдавал их за подлинных Рейсдалей, особенно с добавленными фигурками в стиле Рейсдалей. художник Вауверман. [ 82 ] Не существует крупномасштабного систематического подхода к установлению атрибуции Рейсдала, в отличие от судебной медицины, используемой для поиска правильной атрибуции картин Рембрандта в рамках Исследовательского проекта Рембрандта . [ 88 ]
Наследие
[ редактировать ]Рейсдал сформировал традиции пейзажной живописи от английских романтиков до школы Барбизона во Франции и школы реки Гудзон в США, а также поколения голландских художников-пейзажистов. [ 89 ] Среди английских художников, оказавших влияние на Рейсдала, — Томас Гейнсборо , Дж. М. У. Тёрнер и Джон Констебль . Гейнсборо нарисовал черным мелом и серой краской копию Рейсдала в 1740-х годах — сейчас обе картины хранятся в Лувре в Париже. [ 90 ] Тёрнер сделал множество копий Рейсдаля и даже нарисовал фантастические виды несуществующего порта, который он назвал Порт-Рюисдалем . [ 91 ] Констебль также копировал различные рисунки, гравюры и картины Рейсдала и с юных лет был его большим поклонником. [ 92 ] «Это преследует мой разум и цепляется за мое сердце», - написал он после встречи с Рейсдалем. [ 93 ] Однако он считал «Еврейское кладбище» неудачей, поскольку считал, что оно пыталось передать что-то за пределами досягаемости искусства. [ 62 ]
В 19 веке Винсент Ван Гог признал, что Рейсдал оказал большое влияние, назвав его возвышенным, но в то же время заявив, что было бы ошибкой пытаться копировать его. [ 94 ] две гравюры Рейсдала: «Буш» и «Херлемпье» . У Ван Гога на стене висели [ 95 ] и считал, что Рейсдалы в Лувре «великолепны, особенно «Куст» , «Волнорез» и «Луч света ». [ 96 ] Его опыт французской сельской местности был основан на воспоминаниях об искусстве Рейсдала. [ 97 ] Говорят , что современник Ван Гога Клод Моне также обязан Рейсдалу. [ 98 ] Точно так же ранние абстрактные композиции Пита Мондриана , которые в конечном итоге привели к основанию Де Стиджа, восходят к панорамам Рейсдала. [ 98 ]
Среди искусствоведов и критиков репутация Рейсдала на протяжении веков переживала взлеты и падения. Первый отчет, датированный 1718 годом, принадлежит Хубракену, который восхищался техническим мастерством, позволившим Рейсдалу реалистично изображать падающую воду и море. [ 36 ] В 1781 году сэр Джошуа Рейнольдс , основатель Королевской академии , восхищался свежестью и силой пейзажей Рейсдала. [ 99 ] Пару десятилетий спустя другие английские критики были менее впечатлены. В 1801 году Генри Фюзели , профессор Королевской академии, выразил свое презрение ко всей голландской школе пейзажа, назвав ее не более чем «расшифровкой места», простым «перечислением холмов и долин, группок деревьев». . [ 100 ] Примечательно, что одним из учеников Фюзели был Констебль, чье восхищение Рейсдалем осталось неизменным. [ 92 ] Примерно в то же время в Германии писатель, государственный деятель и ученый Иоганн Вольфганг фон Гете восхвалял Рейсдала как мыслящего художника и даже поэта. [ 101 ] говоря, что «он демонстрирует замечательное умение определять точную точку, в которой творческие способности вступают в контакт с ясным разумом». [ 102 ] Однако в 1860 году Джон Раскин возмутился Рейсдалом и другими голландскими пейзажистами Золотого века, назвав их пейзажи местами, где «мы теряем не только всякую веру в религию, но и все воспоминания о ней». [ 103 ] В 1915 году голландский историк искусства Авраам Бредиус назвал своего соотечественника не столько художником, сколько поэтом. [ 104 ]
Более поздние историки искусства высоко оценили Рейсдала. Кеннет Кларк описал его как «величайшего мастера естественного зрения до Констебля». [ 105 ] Вальдемар Янущак считает его прекрасным рассказчиком. Янушчак не считает Рейсдала величайшим художником-пейзажистом всех времен, но особенно впечатляют его работы в подростковом возрасте: «вундеркинд, которого мы должны поставить на 8 или 9 место по шкале Моцарта». [ 98 ] Слайв заявляет, что Рейсдал признан «по общему согласию выдающимся пейзажистом Золотого века голландского искусства». [ 45 ]
«Рейсдал действительно не заслуживает того, чтобы его недооценивали… [Он] был вундеркиндом, которого мы должны поставить на 8 или 9 место по шкале Моцарта».
— The Guardian Искусствовед Вальдемар Янущак [ 98 ]
Рейсдал теперь считается ведущим художником «классической» фазы голландского пейзажного искусства, основанной на реализме предыдущей «тональной» фазы. Тональная фаза создавала атмосферу за счет использования тональности, в то время как классическая фаза стремилась к более грандиозному эффекту, когда картины создавались посредством серии ярких контрастов твердой формы с небом и света с тенью, с деревом, животным. , или ветряную мельницу часто выделяют. [ 106 ]
Хотя многие работы Рейсдала с тех пор были выставлены на выставке «Сокровища искусства» в Манчестере в 1857 году и на других крупных выставках по всему миру, только в 1981 году выставка была посвящена исключительно ему. Более пятидесяти картин и тридцати пяти рисунков и офортов были выставлены сначала в Маурицхейсе в Гааге , затем, в 1982 году, в Музее Фогга в Кембридже, штат Массачусетс . [ 90 ] [ 107 ] В 2006 году в Королевской академии в Лондоне прошла выставка «Мастер пейзажа Рейсдала» , на которой были представлены работы из более чем пятидесяти коллекций. [ 108 ] [ 109 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Не существует документов 17-го века, которые бы указывали, ни из первых, ни из вторых рук, что Рейсдал намеревался передать через свое искусство. [ 8 ] Хотя «Еврейское кладбище» повсеместно воспринимается как аллегория хрупкости жизни, [ 62 ] [ 110 ] [ 111 ] [ 112 ] то, как следует интерпретировать другие произведения, вызывает много споров. На одном конце спектра находится Генри Фюзели, который утверждает, что они вообще не имеют никакого значения и являются просто изображением природы. [ 100 ] На другом конце находится Франц Теодор Куглер, который видит смысл почти во всем: «Все они проявляют молчаливую силу Природы, которая своей могучей рукой противостоит мелкой деятельности человека и как бы торжественным предостережением отталкивает его посягательства» . [ 113 ]
В середине спектра находятся такие ученые, как Э. Джон Уолфорд, который рассматривает произведения как «не столько носителей повествовательного или символического значения, сколько как образы, отражающие тот факт, что видимый мир по сути воспринимался как проявление внутреннего духовного значения». . [ 114 ] Уолфорд выступает за отказ от понятия «скрытой символики». [ 115 ] Возможно, творчество Рейсдала можно интерпретировать согласно религиозному мировоззрению его времени: природа служит «первой книгой» Бога как в силу присущих ей божественных качеств, так и в силу очевидной заботы Бога о человеке и мире. Намерение духовное, а не моральное. [ 116 ]
Эндрю Грэм-Диксон причудливо утверждает, что все голландские пейзажисты Золотого века не могли не искать повсюду смысл. Он говорит о ветряной мельнице в «Ветряной мельнице в Вейк-бий-Дюрстеде» , что она символизирует «огромную тяжелую работу, необходимую для того, чтобы удержать Голландию на плаву и защитить будущее детей страны». Симметрии пейзажей являются «напоминанием согражданам всегда оставаться на прямом и узком пути». [ 117 ] Слайв, каким бы здравомыслящим учёным он ни был, более неохотно вчитывается в эту работу, но помещает «Ветряную мельницу» в современный религиозный контекст зависимости человека от «духа Господа на всю жизнь». [ 118 ] Что касается интерпретации скандинавских картин Рейсдала, он говорит: «Моя собственная точка зрения заключается в том, что было бы слишком легковерно предположить, что он сам задумал все свои изображения водопадов, потоков, стремительных ручьев и мертвых деревьев как визуальные проповеди на темы мимолетность и ванитас». [ 64 ]
Коллекции
[ редактировать ]Рейсдалы разбросаны по коллекциям по всему миру, как частным, так и институциональным. Самые известные коллекции находятся в Национальной галерее в Лондоне, где хранится двадцать картин; [ 119 ] Рейксмузеум в Амстердаме, в котором хранится шестнадцать картин; [ 120 ] Эрмитаж в Санкт-Петербурге, в котором хранится девять, [ 121 ] а в музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде, Испания, есть четыре (и еще две картины, приписываемые Якобу Исааксу ван Рейсдалу). [ 122 ] В США Метрополитен-музея в Нью-Йорке пять Рейсдалей. в коллекции [ 123 ] а в Музее Дж. Пола Гетти в Калифорнии их три. [ 124 ]
Иногда Рейсдал переходит из рук в руки. В 2014 году картина «Дюны у моря» была продана на аукционе Christie's в Нью-Йорке за 1 805 000 долларов. [ 125 ] Из его сохранившихся рисунков, всего 140, [ 126 ] Рейксмузеум, [ 127 ] Музей Тейлерса в Харлеме, [ 128 ] Дрезденский «Купферстих-Кабинетт» , [ 15 ] и Эрмитаж хранят значительные коллекции. [ 129 ] Редкие гравюры Рейсдала разбросаны по учреждениям. Ни в одной коллекции нет отпечатков каждой из тринадцати гравюр. Из пяти уникальных гравюр две хранятся в Британском музее: две находятся в Альбертине в Вене и одна в Амстердаме. [ 130 ]
Контекст
[ редактировать ]По мнению некоторых, Рейсдал и его искусство не следует рассматривать в отрыве от контекста невероятного богатства и значительных изменений на земле, произошедших во время Золотого века Голландии . В своем исследовании голландского искусства и культуры 17-го века Саймон Шама отмечает, что «никогда нельзя переоценить тот факт, что период между 1550 и 1650 годами, когда утверждалась политическая идентичность независимой нидерландской нации, был также временем драматических физических изменение его ландшафта». [ 131 ] В этом заключены изображения Рейсдалом природы и новых голландских технологий. [ 131 ] Кристофер Джоби помещает Рейсдала в религиозный контекст кальвинизма Голландской Республики. Он заявляет, что пейзажная живопись действительно соответствует требованию Кальвина о том, что в искусстве может быть изображено только то, что видимо, и что пейзажные картины, такие как картины Рейсдала, имеют эпистемологическую ценность, которая обеспечивает дополнительную поддержку для их использования в реформатских церквях. [ 132 ]
Историк искусства Юрий Кузнецов помещает искусство Рейсдала в контекст войны за независимость против Испании . Голландские художники-пейзажисты «были призваны сделать портрет своей родины, дважды отвоеванной голландским народом – сначала у моря, а затем у иностранных захватчиков». [ 133 ] Джонатан Израэль в своем исследовании Голландской республики называет период между 1647 и 1672 годами третьей фазой голландского золотого века искусства, когда богатые купцы хотели больших, роскошных и изысканных картин, а гражданские лидеры заполнили свои ратуши грандиозными экспозициями, изображающими республиканские послания. [ 134 ]
Кроме того, обычные голландцы из среднего класса впервые начали покупать произведения искусства, что создало высокий спрос на картины всех видов. [ 135 ] Это требование было удовлетворено огромными гильдиями художников. [ 136 ] [ К ] Мастера-художники открывают студии для быстрого создания большого количества картин. [ Л ] Под руководством мастера члены студии специализировались на отдельных частях картины, например, на фигурах в пейзажах или костюмах на портретах и исторических картинах. [ 141 ] [ М ] Мастера иногда добавляли несколько штрихов, чтобы подтвердить подлинность работы, выполненной в основном учениками, чтобы максимизировать скорость и цену. [ 142 ] Многочисленные арт-дилеры организовывали комиссии от имени покровителей, а также покупали незадействованные произведения искусства для последующей продажи. [ 143 ] Художники-пейзажисты не зависели от заказов, как это приходилось делать большинству художников. [ 144 ] и поэтому мог рисовать для стока. В случае Рейсдала неизвестно, хранил ли он запасы для продажи напрямую покупателям или продавал свои работы через дилеров, или и то, и другое. [ 145 ] Историкам искусства известна только одна комиссия. [ Н ] работа для богатого амстердамского бургомистра Корнелиса де Граффа , написанная совместно с Томасом де Кейзером. [ 145 ] [ О ]
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Это следует из документа от 9 июня 1661 года, в котором Рейсдал утверждает, что ему 32 года. [ 1 ]
- ^ Хотя в современном голландском языке написание «uy» сохранилось только в именах, а «ui» является доминирующим, до появления современных правил правописания «uy» писалось как синоним «uij», а комбинация «ij» была просто еще одним способом обозначают «y», а «ui» является сокращением от «uij». [ 3 ] Длинный список распространенных вариантов написания имени Рейсдал на протяжении веков включает «uy», «uij» и «ui». [ 4 ]
- ↑ В отличие от других членов его семьи, его дядя Саломон сегодня хорошо известен, его работы выставлены, например, в Национальной галерее в Лондоне и Национальной галерее искусств в Вашингтоне. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
- ^ Чтобы еще больше усугубить путаницу в именах, тетю Иакова, жену Саломона, также звали Мейкен. [ 13 ]
- ↑ Необычно то, что подписанные и датированные работы художника были созданы до поступления в гильдию. [ 18 ]
- ^ Хотя пейзажная живопись и была самой популярной, она все же не считалась вершиной живописи. В своем трактате о живописи 1678 года художник-писатель Самуэль ван Хугстратен отвел первое место в иерархии жанров за исторической живописью. [ 20 ]
- ^ Голландская компания по производству кофе и чая De Zuid-Hollandsche Koffie- en Theehandel в 1920-х годах опубликовала книжки с картинками с портретами известных деятелей голландской истории, а в издании 1926 года был показан портрет «Якоба Исаакса. Рейсдала» (так в оригинале). [ 37 ] Неизвестно, откуда компания по производству кофе и чая взяла это изображение. Две скульптуры XIX века, одна на внешней стене Гамбургского Кунстхалле, построенного в 1863 году. [ 38 ] и один внутри Лувра, сделанный Луи-Дени Кайлуэтом в 1822 году. [ 39 ] также не прослеживается до источника.
- ^ Налоговые отчеты показывают, что Рейсдал заплатил 10 гульденов в качестве налога на богатство в размере 0,5% в 1674 году, что указывает на то, что его собственный капитал составлял 2000 гульденов. [ 41 ]
- ↑ Другое свидетельство его композиционных навыков включает ботанически точное изображение кустарника Viburnum lantana на картине замка Бентхайм 1653 года , о присутствии которого в этой области нет никаких свидетельств. [ 58 ]
- ↑ Предполагается, что в ранние годы Рейсдал сам расписывал стаффаж . [ 50 ] Пейзаж с хижиной и деревьями 1646 года — один из таких примеров. [ 79 ] Фигуры в большинстве его панорам также созданы им самим. [ 80 ] Историк искусства Роберт Уотсон пишет, что странная тенденция нанимать друг друга для рисования маленьких фигурок в пейзажах предполагает табу, охраняющее барьер между человеком и природой. [ 81 ]
- ↑ Судя по записям о членстве в Гильдии Святого Луки, предполагается, что на каждые 2000–3000 жителей приходился один художник по сравнению с каждыми 10 000 в Италии эпохи Возрождения. [ 137 ] Всего в 17 веке в Голландской республике было создано пять миллионов картин. [ 136 ] Слайв говорит, что во времена Рейсдала были сотни пейзажистов. [ 138 ]
- ↑ Студии существовали еще до рождения Рейсдала. [ 139 ] Художники тональной фазы также разработали эффективные методы, такие как краска по мокрому, но они не использовались художниками классической фазы, которые стремились к высокому уровню реализма. [ 140 ]
- ↑ Неизвестно, было ли у Рейсдала в его студии больше учеников, кроме Хоббемы, но было установлено, что по крайней мере четыре других художника предоставили персонал для его пейзажей. [ 26 ]
- ↑ Искусствовед Шейер предполагает, что одна из версий еврейского кладбища была заказана семьей Элиаху Монтальто, чья могила изображена на картине. [ 146 ] Слайв не считает это невозможным. [ 147 ]
- ↑ Эта работа « Прибытие Корнелиса де Граффа и членов его семьи в Соестдейк, его загородное поместье» ( ок. 1660 г.) необычна в творчестве Рейсдала по другой причине. Это также единственная работа, в которой его пейзаж является фоном для работы другого художника. [ 148 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Слайв и Хоэтинк 1981 , с. 19.
- ^ Слайв и Хоэтинк 1981 , с. 17–21.
- ^ Ринен и Вейнандс 1993 , с. 389–419.
- ^ «Союзный список имен художников» . Фонд Дж. Пола Гетти . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 1 января 2016 г.
- ^ Скотт 2015 , с. 104.
- ^ «Саломон ван Рейсдал» . Национальная галерея . Архивировано из оригинала 6 января 2016 года . Проверено 3 января 2016 г.
- ^ «Речной пейзаж с паромом» . Национальная галерея искусств . Архивировано из оригинала 21 декабря 2015 года . Проверено 3 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Слайв и Хоэтинк 1981 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с Слайв и Хоэтинк 1981 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Хубракен 1718 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Сливы 2011 , с. xi.
- ^ Слайв и Хоэтинк 1981 , с. 18.
- ^ Лидтке 2007 , с. 801.
- ^ Jump up to: а б Кузнецов 1983 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Слайв 2005 , с. 2.
- ^ Слайв 2005 , с. 3.
- ^ Слайв 2001 , с. 5.
- ^ Слайв и Хоэтинк 1981 , с. 20.
- ^ Джагер 2015 , стр. 9.
- ^ Голаны 1997 , с. 369.
- ^ Хинрикс 2014 , стр. 22–25.
- ^ Jump up to: а б с Слайв и Хоэтинк 1981 , с. 22.
- ^ Слайв 2011 , с. xii.
- ^ Лидтке 2007 , с. 788.
- ^ Слайв 2001 , с. х.
- ^ Jump up to: а б с д «Якоб ван Рейсдал в RKD (Нидерландский институт истории искусств)» . Нидерландский институт истории искусств . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 1 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Слайв 2001 , с. 153.
- ^ Слайв и Хоэтинк 1981 , с. 19-20.
- ^ Шельтема 1872 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Векер, Менахем (21 октября 2005 г.). «Якоб ван Рейсдал не еврей» . Вперед . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 1 января 2016 г.
- ^ Слайв 2001 , с. я.
- ^ Вюстефельд 1989 , с. 11.
- ^ Израиль 1995 , с. 397
- ^ Шельтема 1872 , с. 101.
- ^ Хинрикс 2013b , стр. 60–65.
- ^ Jump up to: а б Хубракен 1718 , с. 66.
- ^ «Альбом пластинок: Торговля кофе и чаем в Южной Голландии, патриотическая история» . Аукционы Цвиггелаар. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 1 января 2016 г.
- ^ «Кунстхалле – Статуи и портреты художников» . Веб-сайты Ван дер Крогта . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года.
- ^ Кларк 1841 , с. 540.
- ^ Вейнман 1932 , с. 49–60.
- ^ Jump up to: а б Слайв и Хоэтинк 1981 , с. 26.
- ^ Монтиас 1996 , с. 366
- ^ Монтиас 1996 , с. 369.
- ^ Слайв 2005 , с. xiii.
- ^ Jump up to: а б Слайв 2006 , с. 1.
- ^ Эштон, Дэвис и Плам 1982 , стр. 5.
- ^ Jump up to: а б с Слайв 2006 , с. 2.
- ^ Слайв 2001 , с. 491.
- ^ Гилтай 1980 , с. 141–208.
- ^ Jump up to: а б Sokolova 1988 , p. 63.
- ^ Хофстеде де Гроот 1911 , с. 275.
- ^ Слайв 2001 , с. 6.
- ^ Слайв 2001 , с. 591–593.
- ^ Дюплесси 1871 , с. 109.
- ^ Слайв 2006 , с. 3.
- ^ Слайв 2001 , с. 25.
- ^ Слайв и Хоэтинк 1981 , с. 52.
- ^ Он 1983 , стр. 207.
- ^ Слайв 2011 , с. 54.
- ^ Слайв 2011 , с. 56.
- ^ Слайв 2001 , с. 43–48.
- ^ Jump up to: а б с Слайв 2001 , с. 181.
- ^ Слайв и Хоэтинк 1981 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б Слайв 2001 , с. 154.
- ^ Слайв 1982 , с. 29.
- ^ Хофстеде де Гроот 1911 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Слайв 2006 , с. 4.
- ^ Гилтай 1987 , с. 439.
- ^ Кузнецов 1983 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с Слайв 2006 , с. 5.
- ^ Слайв 1982 , с. 26-28.
- ^ Стехоу 1966 .
- ^ Вайбе Куитерт (ноябрь 2017 г.). «Ели, сосны и живописность Нидерландов семнадцатого века». Исследования по истории садов и спроектированных ландшафтов . 38 (1): 73–95. дои : 10.1080/14601176.2017.1404223 . S2CID 165427133 .
- ^ «Ветряная мельница в Вейк-бий-Дюрстеде» . Рейксмузеум . Архивировано из оригинала 23 января 2016 года . Проверено 21 декабря 2015 г.
- ^ Слайв 2011 , с. ты.
- ^ Слайв 2001 , с. 570.
- ^ Слайв 2001 , с. 11–22.
- ^ Слайв и Хоэтинк 1981 , с. 157.
- ^ Слайв и Хоэтинк 1981 , с. 29.
- ^ Слайв 2001 , с. 66.
- ^ Уотсон 2011 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б Слайв и Хоэтинк 1981 , с. 23.
- ^ Слайв 2001 , с. содержание.
- ^ Хофстеде де Гроот 1911 , с. 4.
- ^ Слайв 2001 , с. 131.
- ^ Слайв 2005 , с. 261.
- ^ Хофстеде де Гроот 1911 , с. 6.
- ^ Ветеринг 2014 , с. ix.
- ^ Слайв 2005 , с. я.
- ^ Jump up to: а б Слайв и Хоэтинк 1981 , с. 13.
- ^ Бахрах 1981 , с. 19–30.
- ^ Jump up to: а б Слайв 2001 , с. 695–696.
- ^ Слайв 2001 , с. 695.
- ^ Янсен, Луитен и Баккер 2009 , письмо 249 .
- ^ Янсен, Луитен и Баккер 2009 , письмо 37 .
- ^ Янсен, Луитен и Баккер 2009 , письмо 34 .
- ^ «В духе Ван Гога» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 27 сентября 2015 года . Проверено 25 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Янущак, Вальдемар (26 февраля 2006 г.). «Искусство: Якоб ван Рейсдал» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2016 года . Проверено 11 января 2016 г.
- ^ Слайв 2005 , с. viii.
- ^ Jump up to: а б Уорнум 1848 , с. 450.
- ^ Гете и Гейдж 1980 , с. 210.
- ^ Кузнецов 1983 , с. 0.
- ^ Шама 2011 .
- ^ Бредиус 1915 , с. 19.
- ^ Кларк 1979 , с. 32.
- ^ Слайв 1995 , с. 195.
- ^ Бейкер 1982 .
- ^ Сливы 2006 .
- ^ Сливы 2005 .
- ^ Гете и Гейдж 1980 , с. 213–215.
- ^ Смит 1835 , с. 4.
- ^ Розенберг 1928 , с. 30.
- ^ Krugler 1846 , p. 338.
- ^ Уолфорд 1991 , с. 29.
- ^ Уолфорд 1991 , с. 201.
- ^ Баккер и Уэбб 2012 , стр. 212–213.
- ^ Грэм-Диксон 2013 .
- ^ Слайв 2011 , с. 28.
- ^ «Поиск в коллекции: «Джейкоб Исаакс. Ван Рейсдал" " . Национальная галерея . Архивировано из оригинала 13 января 2016 года . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ «Поиск в коллекции: «Джейкоб Исаакс. Ван Рейсдал" " . Рейксмузеум . Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 8 сентября 2015 г.
- ^ «Поиск в коллекции: «Джейкоб Исаакс. Ван Рейсдал" " . Эрмитаж . Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ Поиск в коллекции: Ван Рейсдал. Архивировано 9 октября 2021 года в Wayback Machine . Национальный музей Тиссена-Борнемисы. По состоянию на 19 сентября 2021 г.
- ^ «Поиск в коллекции: «Джейкоб Исаакс. Ван Рейсдал" " . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ «Поиск в коллекции: «Джейкоб Исаакс. Ван Рейсдал" " . Музей Дж. Пола Гетти . Архивировано из оригинала 20 февраля 2016 года . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ «Якоб Исаак ван Рейсдал (Гарлем 1628/9-ок. 1682 Амстердам) Дюны у моря» . Кристи . Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 9 сентября 2015 г.
- ^ Слайв 2005 , с. 4.
- ^ «Поиск в коллекции: «Рисунки Якоба Исаакса. Ван Рейсдал" " . Рейксмузеум . Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 18 ноября 2015 г.
- ^ «Поиск в коллекции: «Рисунки Якоба Исаакса. Ван Рейсдал" " . Музей Тейлерса . Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 18 ноября 2015 г.
- ^ Кузнецов 1983 , с. 9.
- ^ Слайв и Хоэтинк 1981 , с. 234–235.
- ^ Jump up to: а б Шама 1987 , с. 34.
- ^ Джоби 2007 , с. 171.
- ^ Кузнецов 1983 , с. 3.
- ^ Израиль 1995 , с. 875
- ^ Норт 1997 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Прайс 2011 , с. 104.
- ^ Норт 1997 , с. 79.
- ^ Слайв 2005 , с. 7.
- ^ Гиффорд 1995 , с. 141.
- ^ Гиффорд 1995 , с. 145.
- ^ Мидема 1994 , с. 126.
- ^ Marchi & Miegroet 1994 , с. 456 .
- ^ Норт 1997 , с. 93–95.
- ^ Монтиас 1989 , с. 181
- ^ Jump up to: а б Слайв 2005 , с. 17.
- ^ Шайер 1977 , с. 138.
- ^ Слайв и Хоэтинк 1981 , с. 73.
- ^ Слайв и Хоэтинк 1981 , с. 25.
Библиография
[ редактировать ]- Эштон, Питер Шоу; Дэвис, Алиса И.; Слайв, Сеймур (1982). «Деревья Якоба ван Рейсдала». Арнольдия . 42 (1): 2–31.
- Бахрах, AG H (1981). «Тернер, Рейсдал и голландцы». Тернерские исследования . 1 (1): 19–30.
- Бейкер, Кеннет (2 февраля 1982 г.). «Дерево, камень, облако: бурный реализм Якоба ван Рейсдала в ретроспективе» . Бостон Феникс . Проверено 12 июля 2024 г.
- Баккер, Болдуин; Уэбб, Дайан (2012). Пейзаж и религия от Ван Эйка до Рембрандта . Фарнхэм, Великобритания: Ashgate Publishing. ISBN 978-1-4094-0486-6 .
- Бредиус, Авраам (1915). «Две завещания Якоба ван Рейсдала» [Два завещания Якоба ван Рейсдала]. Старая Голландия (на голландском языке). 33 (1): 19–25. дои : 10.1163/187501715X00032 .
- Кларак, Фредерик (1841). Музей классической и современной скульптуры, или Историко-визуальное описание Лувра [ Музей классической и современной скульптуры, или Историко-визуальное описание Лувра ] (на французском языке). Париж: L'Imprimerie Royale. OCLC 656569988 .
- Кларк, Кеннет (1979). Пейзаж в искусстве . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-3610-6 .
- Дюплесси, Жорж (1871). Чудеса гравюры . Лондон: Сэмпсон Лоу, Сон и Марстон. OCLC 699616022 .
- Гиффорд, Э. Мелани (1995). «Стиль и техника голландской пейзажной живописи 1620-х годов». В Уоллерте, Ари; Герменс, Эрма; Пик, Марья (ред.). Техники, материалы и студийная практика исторической живописи . Лос-Анджелес: Публикации Гетти. ISBN 978-0-89236-322-3 .
- Гилтай, Джерун (1980). «Рисунки Якоба ван Рейсдала» [Рисунки Якоба ван Рейсдала]. Старая Голландия (на голландском языке). 94 (2–3): 141–208. дои : 10.1163/187501780X00238 .
- Гилтай, Джерун (1987). «Якоб ван Рейсдал». В Саттоне, Питер К.; Бланкерт, Альберт (ред.). Мастера голландской пейзажной живописи XVII века . Амстердам: Государственный музей Амстердама. ISBN 978-0-8122-8105-7 .
- Гете, Иоганн Вольфганг фон ; Гейдж, Джон (1980). «Рейсдал-поэт». Гете об искусстве . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-03996-4 .
- Голан, Стивен (1997). «Предметы, предметные категории и иерархии». В Мюллере, Шейла (ред.). Голландское искусство: энциклопедия . Справочная библиотека гуманитарных наук Гарленд 1021. Нью-Йорк: Гарленд. ISBN 978-0-8153-0065-6 .
- Грэм-Диксон, Эндрю (30 декабря 2013 г.). «Бум и крах». Высокое искусство Нидерландов . Британская радиовещательная корпорация.
- Хэм, RWJM ван дер (1983). «Является ли Viburnum lantana L. аборигеном дюн недалеко от Харлема?» [Является ли Viburnum lantana L. коренным населением дюн Харлема?]. Гортерия (на голландском языке). 11 (9): 206–207.
- Хинрикс, Ян Пол [на голландском языке] (2013). «Еще раз о старой загадке: Якоб ван Рейсдал, Арнольд Хубракен и Амстердамский список врачей». Старая Голландия (на голландском языке). 126 (1): 58–62. дои : 10.1163/18750176-90000032 .
- Хинрикс, Ян Пол (2013b). «Несколько правил и столетия путаницы. Арнольд Хубракен и Якоб ван Рейсдал» . Новый литературный склад (на голландском языке). 31 (2): 60–65.
- Хинрикс, Ян Пол (2014). «Крещение Якоба ван Рейсдала в Анкевене» . История Анкевена – С-Гравленда – Кортенхофа (на голландском языке). 30 (1): 22–25.
- Хофстед де Гроот, Корнелис (1911). Описательный и критический список произведений наиболее выдающихся голландских Малеров 17 века. Century [ Каталог-резонне произведений самых выдающихся голландских художников семнадцатого века ] (на немецком языке). Том 4. Эсслинген, Германия: Пауль Нефф. ОСЛК 2923803 .
- Хубракен, Арнольд (1718). Великий театр голландских художников часть 3 [ Великий театр голландских художников часть 3 ] (на голландском языке). Амстердам: BM Израиль. ISBN 978-90-6078-076-3 . ОСЛК 1081194 .
- Израиль, Джонатан (1995). Голландская республика. Его взлет, величие и падение 1477–1806 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-820734-4 .
- Ягер, Анджела (2015). « Повсюду прославленные истории, которых пруд пруди»: Массовый рынок исторической живописи в Амстердаме семнадцатого века» . Журнал историков нидерландского искусства . 7 (1). дои : 10.5092/jhna.2015.7.1.2 .
- Янсен, Лео; Луитен, Ганс; Баккер, Нинке (2009). Винсент Ван Гог – Письма: полное иллюстрированное и аннотированное издание . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-23865-3 .
- Джоби, Кристофер (2007). Кальвинизм и искусство: переоценка . Левен, Бельгия: Петерс. ISBN 978-90-429-1923-5 .
- Круглер, Франц Теодор (1846). Справочник по истории живописи. Часть II. Немецкая, фламандская и голландская школы живописи . Лондон: Джон Мюррей. Архивировано из оригинала 15 марта 2016 года.
- Кузнецов, Юрий (1983). Якоб ван Рейсдал . Мастера мировой живописи. Ленинград: Арт-издательство «Аврора». ISBN 978-0-8109-2280-8 .
- Лидтке, Уолтер А. (2007). Голландские картины в Метрополитен-музее, тома 1–2 . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-273-2 .
- Мидема, Хессель (1994). «Оценка картин около 1600 года». В Люйтене, Гер; Сухтелен, Ариан ван (ред.). Рассвет золотого века Искусство Северных Нидерландов 1580–1620 гг . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-06016-4 .
- Марчи, Нил Де; Миигрет, Ханс Дж. Ван (1994). «Искусство, стоимость и рыночная практика в Нидерландах в семнадцатом веке». Художественный вестник . 76 (3): 451–464. дои : 10.2307/3046038 . JSTOR 3046038 .
- Монтиас, Джон Майкл (1989). Вермеер и его окружение: сеть социальной истории . Принстон, Северный Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-04051-6 .
- Монтиас, Джон Майкл (1996). «Произведения искусства в Амстердаме семнадцатого века». Во Фридберге, Дэвид; Врис, Ян де (ред.). Искусство в истории/История в искусстве: исследования голландской культуры семнадцатого века . Лос-Анджелес: Публикации Гетти. ISBN 978-0-89236-201-1 .
- Норт, Майкл (1997). Искусство и торговля в золотой век Голландии . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-05894-9 .
- Прайс, Дж. Лесли (2011). Голландская культура в золотой век . Лондон: Книги реакции. ISBN 978-1-86189-800-5 .
- Реенен, Питер ван; Вейнандс, Астрид (1993). «Ранние дифтонгизации палатализированного западногерманского [ui] - написание uy на среднеголландском языке». Ин Артсен, Хенк; Джефферс, Роберт (ред.). Историческая лингвистика 1989 . Амстердам: Джон Бенджаминс. ISBN 978-1-55619-560-0 .
- Розенберг, Якоб (1928). Якоб ван Рейсдал . Берлин: Бруно Кассирер. OCLC 217274833 .
- Шама, Саймон (1987). Смущение богатства: интерпретация голландской культуры Золотого века . Нью-Йорк: Альфред Кнопф. ISBN 978-0-679-78124-0 .
- Шама, Саймон (2011). Каракули, каракули, каракули: письмо на мороженом, Обаме, Черчилле и моей матери . Лондон: Рэндом Хаус. ISBN 978-1-4090-1865-0 .
- Шелтема, Питер (1872). «Якоб ван Рейсдал» (PDF) . Прошлое Эмстела или памятные факты об Амстердаме, часть 6 [ Прошлое Эмстела или памятные факты об Амстердаме, часть 6 ] (на голландском языке). Амстердам: CL Бринкман. OCLC 156222591 .
- Шайер, Эрнст (1977). «Иконография кладбища Якоба ван Рейсдала». Бюллетень Детройтского института искусств . ЛВ (3): 133–143. дои : 10.1086/DIA41504600 . S2CID 192799456 .
- Скотт, Хэмиш, изд. (2015). Оксфордский справочник по ранней современной европейской истории, 1350–1750: Том I: Народы и места . Оксфордские справочники по истории. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-101533-5 .
- Слайв, Сеймур; Хотинк, Хендрик Ричард (1981). Якоб ван Рейсдал (голландское издание). Амстердам: Меуленхофф/Ландсхофф. ISBN 978-90-290-8471-0 .
- Слайв, Сеймур (1982). «Якоб ван Рейсдал» (PDF) . Гарвардский журнал . 84 (3): 26–31.
- Слайв, Сеймур (1995). Голландская живопись . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-07451-2 .
- Слайв, Сеймур (2001). Якоб ван Рейсдал: Полный каталог его картин, рисунков и офортов . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-08972-1 .
- Слайв, Сеймур (2005). Якоб ван Рейсдал: мастер пейзажа . Лондон: Королевская академия художеств. ISBN 978-1-903973-24-0 .
- Слайв, Сеймур (2006). Якоб ван Рейсдал. Галерейный гид по выставке . Якоб ван Рейсдал, мастер пейзажной выставки (25 февраля – 4 июня 2006 г.). Лондон: Королевская академия художеств.
- Слайв, Сеймур (2011). Якоб ван Рейсдал: Ветряные и водяные мельницы . Лос-Анджелес: Публикации Гетти. ISBN 978-1-60606-055-1 .
- Смит, Джон (1835). Каталог-резоне произведений самых выдающихся голландских, фламандских и французских художников . Том. 6. Лондон: Сэндс. ОСЛК 3300061 .
- Соколова, Ирина (1988). «Голландская живопись семнадцатого века» . В Ховарде, Кэтлин (ред.). Голландская и фламандская живопись из собрания Эрмитажа . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-0-87099-509-5 .
- Стехов, Вольфганг (1966). Голландская пейзажная живопись семнадцатого века . Лондон: Phaidon Press. ISBN 978-0-7148-1330-1 .
- Уолфорд, Э. Джон (1991). Якоб ван Рейсдал и восприятие пейзажа . Нью-Хейвен, Коннектикут/Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-04994-7 .
- Уотсон, Роберт (2011). Назад к природе: зелень и реальность в эпоху позднего Возрождения . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-0425-4 .
- Ветеринг, Эрнст ван де (2014). Корпус картин Рембрандта VI: Возвращение к картинам Рембрандта – полный обзор: 6 (Фонд исследовательского проекта Рембрандта) . Дордрехт, Нидерланды: Springer. ISBN 978-94-017-9173-1 .
- Вейнман, Хендрик (1932). «Het leven der Ruysdaels» [Жизнь Рейсдалей]. Старая Голландия (на голландском языке). 49 (1): 49–60. дои : 10.1163/187501732X00051 .
- Уорнум, Ральф (1848). Лекции по живописи: Королевские академики Барри, Опи и Фюзели . Лондон: Х.Г. Бон. OCLC 7222842 .
- Вюстефельд, Вильгельмина (1989). Книги церкви Гроте или Синт-Баво: вклад в историю средневековой книги в Харлеме [ Книги церкви Св. Бавона: вклад в историю книг в средние века ]. Хилверсюм, Нидерланды: Пропал. ISBN 978-90-70403-25-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 71 произведение искусства Якоба ван Рейсдала или после него на Art UK сайте
- СМИ, связанные с Якобом ван Рейсдалом, на Викискладе?