Турецко-монгольская традиция

Тюрко -Монгольская или Тюрко-Монгольская традиция — этнокультурный синтез, возникший в Азии в XIV веке среди правящих элит Золотой Орды и Чагатайского ханства . Правящие монгольские элиты этих ханств в конечном итоге ассимилировались с тюркским населением, которое они завоевали и которым правили, таким образом став известными как тюрко-монголы . Эти элиты постепенно приняли ислам , а также тюркские языки , сохранив при этом монгольские политические и правовые институты. [ 1 ]
После распада монгольских ханств тюрко-монголы основали множество исламских государств-преемников, таких как Казахское ханство , татарские ханства, пришедшие на смену Золотой Орде (например, Крымское ханство , Астраханское ханство , Казанское ханство ) и Империю Тимуридов . пришедший на смену Чагатайскому ханству в Средней Азии . Бабур (1483–1530), тюрко-монгольский принц и прапраправнук Тимура , основал Империю Великих Моголов , которая управляла почти всем Индийским субконтинентом . [ 2 ] [ 3 ] Турки и татары также управляли частью Египта , осуществляя политическую и военную власть во время Мамлюкского султаната . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Одним из ханств, где тюрко-монгольские традиции переживаются наиболее интенсивно, является Енисейское царство . Правящая династия происходит из рода Мелига , сына хана Угедея , который был мусульманином . находятся тюркские народы, такие как Телеуты , Кимеки , Кипчаки , Алтайцы , Кыргызы , Найманы Под их властью .
Эти тюрко-монгольские элиты стали покровителями тюрко-персидской традиции , которая в то время была преобладающей культурой среди мусульман Центральной Азии. В последующие столетия тюрко-персидская культура была распространена завоевателями тюрко-монголами в соседние регионы, в конечном итоге став преобладающей культурой правящих и элитных классов Южной Азии (Индийский субконтинент), в частности Северной Индии ( Империя Великих Моголов ), Центральная Азия и бассейн Тарима ( Северо-Западный Китай ) и значительная часть Западной Азии ( Ближний Восток ). [ 10 ]
Предшественники
[ редактировать ]До времен Чингисхана тюркские и монгольские народы обменивались словами между собой, причем тюркские языки были более активны, чем монгольские. [ 11 ] [ нужны разъяснения ] Обширные лексические заимствования из прототюркского языка в протомонгольский язык произошли не позднее первого тысячелетия до нашей эры. Тюркские и монгольские языки имеют обширные заимствованные сходства в своих личных местоимениях, среди других лексических сходств, которые, по-видимому, возникли до этой эпохи и уже существовали до распада тюркского народа около 500 г. до н.э. [ 11 ] На еще более древний период длительного языкового контакта между тюркскими и монгольскими языками указывают дальнейшие и более фундаментальные фонотаксические, грамматические и типологические сходства (например, синхронная гармония гласных , отсутствие грамматического рода , обширная агглютинация , весьма схожие фонотаксические правила и фонология ). [ 11 ] [ оригинальное исследование? ]
В прошлом это сходство объяснялось генетическим родством и привело к широкому распространению алтайской языковой семьи . Совсем недавно, из-за отсутствия окончательной демонстрации генетического родства, эти сходства были разделены на три известных периода языкового контакта. Сходства привели к предложению вместо этого создать Sprachbund в Северо-Восточной Азии , который также включает тунгусские , корейские и японские языковые семьи, хотя тюркские и монгольские языки демонстрируют наиболее обширное сходство. Согласно недавним обобщениям и исследованиям, в лексике монгольского языка и тюркских заимствованиях встречаются дублеты , считающиеся одинаковыми по своему происхождению. Кроме того, слова тюркского происхождения являются наиболее распространенными заимствованиями в монгольском словаре. [ 12 ]
Язык
[ редактировать ]После монгольских завоеваний правящие монгольские элиты государств-преемников Монголии начали процесс ассимиляции с немонгольским населением, которым они правили. Население Золотой Орды представляло собой в основном смесь турок и монголов , принявших ислам позже, а также меньшее количество финно-угорских народов , сармато-скифов , славян и выходцев с Кавказа , среди прочих (мусульман или нет). . [ 13 ] [ не удалось пройти проверку ]
Большую часть населения Орды составляли тюрки: кипчаки , половцы , волжские булгары , хорезмийцы и другие. Орда постепенно тюркизовалась и утратила свою монгольскую идентичность, а потомки первых монгольских воинов Бату составляли высший класс. [ 14 ] [ нужен лучший источник ] обычно называли их татарами Русские и другие европейцы . Русские сохранили это общее название для этой группы вплоть до 20 века. Хотя большинство членов этой группы идентифицировали себя по своим этническим или племенным именам, большинство также считало себя мусульманами. Большая часть населения, как оседлого, так и кочевого, приняла кыпчакский язык , который после распада Орды развился в региональные языки кыпчакских групп.
В Чагатайском ханстве тюркский язык, принятый монгольской элитой, стал называться чагатайским языком , потомком карлукского тюркского. Чагатайский язык был родным языком династии Тимуридов , тюрко-монгольской династии, пришедшей к власти в Центральной Азии после упадка чагатайских ханов. Чагатай — предшественник современной карлукской ветви тюркских языков, в которую входят узбекский и уйгурский . [ 15 ]
Религия
[ редактировать ]Монголы в период ранних монгольских завоеваний и завоеваний Чингисхана во многом следовали тенгрианству . Однако государства-преемники Монгольской империи, Ильханство , Золотая Орда и Чагатайское ханство управляли крупным мусульманским населением. Ильханство и Чагатайское ханство, в частности, правили мусульманским большинством населения в Иране и Центральной Азии соответственно. [ нужна ссылка ]
В Золотой Орде Узбек (Оз-Бег) вступил на престол в 1313 году и принял ислам в качестве государственной религии . Он запретил буддизм и шаманизм среди монголов в России, тем самым обратив вспять распространение культуры Юань. К 1315 году Узбек успешно исламизировал Орду, убив джучидских князей и буддийских лам , которые выступали против его религиозной политики и престолонаследия. Узбек-хан продолжил союз с мамлюками, начатый Берке и его предшественниками. Он поддерживал дружеские отношения с мамлюкским султаном и его тенью халифом в Каире . После долгой задержки и долгих обсуждений он женил принцессу из своей семьи на ан-Насире Мухаммаде , султане Египта. При Узбеке и его преемнике Джани-беке (1342–1357) ислам, который среди некоторых тюрков Евразии имел глубокие корни, уходящие в домонгольские времена, получил всеобщее признание, хотя его приверженцы оставались терпимыми к другим верованиям. [ нужна ссылка ]
Чтобы успешно распространять ислам, монголы строили мечети и другие «изощренные места», требующие бани — важного элемента мусульманской культуры. Сарай привлекал купцов из других стран. Работорговля процветала благодаря укреплению связей с Мамлюкским султанатом . Рост благосостояния и растущий спрос на продукты обычно приводят к росту населения, и так произошло с Сараем. Жилищное строительство в регионе увеличилось, что превратило столицу в центр крупного мусульманского султаната. [ нужна ссылка ]
В Чагатайском ханстве Мубарак-шах принял ислам, и со временем чагатайская элита полностью исламизировалась. На смену Чагатайскому ханству пришла империя Тимуридов в Средней Азии, основанная тюрко-монгольским воином Тимуром. По словам Джона Джозефа Сондерса , Тимур был «продуктом исламизированного и иранизированного общества», а не степным кочевником. [ 16 ] Чтобы узаконить свои завоевания, Тимур опирался на исламские символы и язык, называл себя «Мечем ислама» и покровительствовал образовательным и религиозным учреждениям. он обратил в ислам почти всех лидеров борджигинов При жизни . Тимур решительно разбил христианских рыцарей-госпитальеров при осаде Смирны , назвав себя гази . [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Беатрис Форбс Манц (1989). Возвышение и правление Тамерлана . Издательство Кембриджского университета . стр. 6–9 . ISBN 978-0-521-34595-8 .
- ^ «Мы боимся» . Британская энциклопедия (Академическое онлайн-издание). 2007 год
- ^ Беатрис Ф. Манц (2000). «Тимур Ланг» . Энциклопедия ислама . Том. 10 (2-е изд.). Брилл . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ "Кембриджская история Египта", том 1, (1998), стр. 250.
- ^ «Мамлюки | Исламская династия» . Британская энциклопедия . 30 ноября 2023 г.
- ^ «Египет – мамлюки, 1250–1517» . Страноведение США . Архивировано из оригинала 8 апреля 2016 года . Проверено 13 ноября 2015 г.
- ^ Кеннет М. Сеттон (1969). Поздние крестовые походы, 1189–1311 гг . Висконсин: Университет Висконсин Пресс. п. 757. ИСБН 978-0-299-04844-0 .
- ^ Амалия Ливан (1995). Поворотный момент в истории мамлюков: третье правление ан-Насира Мухаммада ибн Калавуна (1310–1341) . Блестящий. п. 17. ISBN 9004101829 . Архивировано из оригинала 26 июля 2023 года . Проверено 3 октября 2020 г. .
- ^ Кэрол Хилленбранд (2007). Турецкий миф и мусульманский символ: битва при Манцикерте . Эдимбурго: Издательство Эдинбургского университета. стр. 164–165. ISBN 9780748625727 .
- ^ Кэнфилд, Роберт Л. (1991). Тюркско-Персия в исторической перспективе . Кембридж , Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 1 («Происхождение»). ISBN 0-521-52291-9 .
- ^ Jump up to: а б с Янхунен, Юха (2013). «Личные местоимения на алтайском языке» . В Мартине Ирме Роббитс; Хьюберт Кайкенс (ред.). Общая грамматизация: с особым вниманием к трансевразийским языкам . Джон Бенджаминс. п. 221. ИСБН 9789027205995 . Архивировано из оригинала 26 июля 2023 года . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ Накашима, Ю. (nd). Языковой контакт между монгольским и тюркским языками, как видно в лексических заимствованиях: Сосредоточение внимания на сравнении с казахским и тувинским (Rep.) Получено из PDF (ir.library.osaka-u .ac.jp). Архивировано 5 февраля 2021 года в Wayback Machine .
- ^ Гальперин, Чарльз Дж. (1987). Россия и Золотая Орда: влияние монголов на средневековую русскую историю . Издательство Университета Индианы. п. 111 . ISBN 978-0-253-20445-5 .
- ^ « Британская энциклопедия » . Архивировано из оригинала 9 марта 2020 года . Проверено 17 сентября 2019 г.
- ^ Лос-Анджелес Гренобль (2006). Языковая политика в Советском Союзе . Springer Science & Business Media. стр. 149–. ISBN 978-0-306-48083-6 .
- ^ Сондерс, Джей-Джей (2001). История монгольских завоеваний . Издательство Пенсильванского университета. стр. 173–. ISBN 978-0-8122-1766-7 . Архивировано из оригинала 26 июля 2023 года . Проверено 3 октября 2020 г. .
- ^ Мароцци, Джастин (2004). Тамерлан: Меч ислама, покоритель мира . ХарперКоллинз. [ ISBN отсутствует ]