Истребитель завоевания превосходства в воздухе
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2008 г. ) |

Истребитель завоевания превосходства в воздухе (также называемый истребителем завоевания превосходства в воздухе ) [ 1 ] — истребитель, предназначенный для захвата контроля над воздушным пространством противника путем установления тактического господства ( превосходства в воздухе противника ) над воздушными силами . Истребителям завоевания превосходства в воздухе в первую очередь поручено вести воздушный бой против маневренных, легковооруженных самолетов (чаще всего истребителей противника) и устранять любую угрозу контролю над воздушным пространством, хотя некоторые из них (например, ударные истребители ) могут играть второстепенную роль в боях воздух-воздух. поверхностные атаки .
Эволюция термина
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны и Корейской войны истребители классифицировались по их роли: тяжелые истребители , перехватчики , истребители сопровождения , ночные истребители и так далее. С развитием управляемых ракет в 1950-х годах конструкции истребителей, оптимизированных для ведения боя в режиме за пределами видимости (BVR) (перехватчики), и истребителей, оптимизированных для ведения боя в режиме за пределами видимости (WVR) (истребители завоевания превосходства в воздухе), стали различаться. . В Соединенных Штатах влиятельные сторонники BVR разработали истребители без пушки, стреляющей вперед, такие как оригинальный F-4 Phantom II , поскольку считалось, что им никогда не придется прибегать к бою с WVR. Этим самолетам придется пожертвовать высокой маневренностью и вместо этого сосредоточиться на других летно-технических характеристиках, поскольку они, предположительно, никогда не вступят в воздушный бой с истребителями противника. [ нужна ссылка ]
Первые истребители завоевания превосходства в воздухе
[ редактировать ]После уроков, извлеченных из боевого опыта с использованием современной военной авиации, VFAX /VFX ВМС США и FX (экспериментальный истребитель) ВВС США пересмотрели свое тактическое направление, в результате чего были созданы F-14 Tomcat ВВС США ВМС США и F-15 Eagle . [ 2 ] Эти две конструкции были созданы для достижения превосходства в воздухе, и при разработке обоих самолетов было уделено значительное внимание, чтобы позволить им преуспеть в бою с истребителями на коротких дистанциях. Оба самолета также служат перехватчиками благодаря своей высокой максимальной скорости и современным радарам. [ 3 ] [ 4 ]

Напротив, Советы (и пришедшая на смену Российская Федерация) разработали и продолжают эксплуатировать отдельные типы самолетов: перехватчик МиГ-31 и ближний МиГ-29 для завоевания превосходства в воздухе, хотя дальний Су-27 может сочетать в себе роли превосходства в воздухе и перехватчика.
Эволюция возможностей вторичного наземного нападения
[ редактировать ]Для ВМС США F-14 Tomcat изначально использовался исключительно как истребитель завоевания превосходства в воздухе, а также как перехватчик обороны флота и тактическая воздушная разведка. Напротив, многоцелевой F/A-18 Hornet создавался как ударный истребитель, имея при этом преимущество лишь для того, чтобы в случае необходимости защититься от истребителей противника. Хотя у F-14 были неразвитые возможности вторичной атаки по наземным целям (с системой управления запасами (SMS), которая включала варианты полета «воздух-земля», а также элементарное программное обеспечение в AWG-9), ВМС не хотели рисковать этим в роль «воздух-земля» в то время из-за отсутствия надлежащих средств защитного электронного противодействия (DECM) и радиолокационного самонаведения и предупреждения (RHAW) для наземных операций, а также из-за высокой стоимости истребителя. В 1990-х годах ВМС США установили на свои F-14 блоки LANTIRN и использовали их для точных наземных атак. [ 5 ]
Первоначально F -15 Eagle задумывался как истребитель и перехватчик завоевания превосходства в воздухе под лозунгом «ни фунта для полета воздух-земля». [ 6 ] Однако F-15C может нести «тупые» бомбы и бомбы с GPS-наведением, такие возможности впервые были использованы ВВС Израиля . Фактически, базовый планер оказался достаточно универсальным, чтобы создать очень мощный ударный истребитель F-15E Strike Eagle . Несмотря на то, что он предназначен для наземных атак, он сохраняет летальность оригинального F-15 в воздухе-воздухе. [ 7 ] Точно так же F-16 Fighting Falcon изначально проектировался как истребитель, но с тех пор превратился в успешный всепогодный многоцелевой самолет. [ 8 ]
С 1990-х годов, когда истребители завоевания превосходства в воздухе, такие как F-14 и F-15, стали выполнять роль ударных самолетов и/или иметь производные от них ударные истребители, границы между истребителями завоевания превосходства в воздухе и многоцелевыми истребителями несколько размыты. F -22 Raptor , спроектированный в первую очередь как истребитель завоевания превосходства в воздухе, получит возможности точного нанесения ударов за счет модернизации системы выполнения задач. Точно так же МиГ-29 и Су-27 , несмотря на то, что они изначально создавались для завоевания превосходства в воздухе, обычно оборудовались для использования ряда вооружений класса «воздух-поверхность», что делало их многоцелевыми истребителями. Действительно, ударный истребитель Су-34 был создан на основе Су-27.
После вывода из эксплуатации F-14 Tomcat ВМС США превратили F/A-18 Hornet и его увеличенную модификацию F/A-18E/F Super Hornet в истребители обороны флота, несмотря на то, что Hornets изначально проектировались. как многоцелевые ударные истребители. Из-за высоких затрат на разработку самолетов следующее поколение платформ завоевания превосходства в воздухе ВВС США будет многоцелевым с изначально разработанными ударными возможностями. [ 9 ]
Список действующих истребителей завоевания превосходства в воздухе
[ редактировать ]Страна | Производитель | Самолет | Представлено |
---|---|---|---|
Соединенные Штаты | Макдоннелл Дуглас | F-15 Игл | 1976 |
Локхид Мартин | F-22 Раптор | 2005 | |
Япония | Мицубиси Хэви Индастриз | F-15J | 1981 |
Советский Союз/Россия | Сухой | Су-27 | 1985 |
Су-30 | 1996 | ||
Су-33 | 1998 | ||
Китай | Шэньян Аэроспейс | Дж-11 | 1998 |
Чэнду Аэроспейс | Дж-20 | 2017 | |
Франция | Дассо Авиация | Дассо Рафаль | 2001 |
Индия | Хиндустан Аэронаутикс Лимитед | Su-30 MKI | 2002 |
Германия/Италия/Испания/Великобритания | еврофайтер | Тайфун | 2003 |
Малайзия | Сухой | Su-30 MKM | 2007 |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Орел Ф-15». Оксфордский основной словарь вооруженных сил США . Издательство Оксфордского университета. 2001. doi : 10.1093/acref/9780199891580.001.0001 . ISBN 978-0-19-989158-0 .
- ^ Дэвис, Стив. (2005). Подразделения F-15C Eagle в бою . Osprey Publishing Ltd., стр. 6-9. ISBN 978-1-84176-730-7 .
- ^ Спик, Майк. (1985). Современный боевой самолет: F-14 . Arco Publishing Inc. с. 8. ISBN 0-668-06406-4 .
- ^ Гиллкрист, Пол Т. (1994). Кот! История Grumman F-14 , Schiffer Publishing , стр. 10, 195. ISBN 0-88740-664-5 .
- ^ "Фактическая информация об истребителе F-14 Tomcat". Архивировано 2 апреля 2006 г. в Wayback Machine ВМС США , 5 июля 2003 г. Дата обращения: 20 января 2007 г.
- ^ Халлион, доктор Ричард П. «Тревожное прошлое: приобретение истребителей ВВС с 1945 года». Архивировано 25 октября 2016 г. в журнале Wayback Machine Airpower Journal , зима 1990 г. Дата обращения: 1 сентября 2011 г.
- ^ Дженкинс 1998, стр. 35–36.
- ^ «Lockheed Martin поставит 4500-й истребитель F-16» . МакКлатчи, округ Колумбия . 2 апреля 2012 г. Проверено 13 сентября 2014 г.
- ^ «Браун: NGAD будет многоцелевым истребителем» . 16 июня 2021 г.