Нурия Перпиньян
Нурия Перпиньян | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Лерида, Каталония , Испания | 25 мая 1961 г.
Занятие | Писатель , драматург |
Язык | каталанский |
Жанр | Смесь жанров: роман + рассказ + театр. |
Известные работы | Дом для сочинения, Мистана, До головокружения. |
Заметные награды | Премия каталонской критики романов (2005) Международная премия в области эссе S.XXI, Мексика (2010 г.) Премия Малаги за эссе (2020) |
Веб-сайт | |
www |
Нурия Перпинья Филелла (англ. Каталонское произношение: [ˈnuɾiə pəɾpiˈɲa fiˈleʎə] ; родился в 1961) — каталонский писатель, драматург и эссеист. Старший преподаватель теории и сравнительного литературоведения в университете Лериды в Каталонии , Испания . Ее романы затрагивают необычные темы и характеризуются интеллектуальной иронией, формальной строгостью и экспериментализмом. В своих книгах она защищает философию перспективизма и размышляет о том, что явления имеют множественные интерпретации. Ее творческие работы написаны на каталонском языке , но большая часть эссе публикуется на испанском или английском языке.
Биография
[ редактировать ]Нурия Перпинья Филелья родилась в Лериде, Испания , 25 мая 1961 года и жила в этом городе до тех пор, пока не получила степень по каталонским исследованиям в 1984 году. Она переехала в Касерес, затем в Лондон, Мадрид и Барселону. Несмотря на смену места жительства, она работала профессором в Университете Лериды. Сначала она преподавала каталонскую литературу , а затем теорию литературы и сравнительное литературоведение . В 1986 году, в возрасте 25 лет, она опубликовала свою первую книгу: эссе о каталонском поэте-реалисте 1960-х годов Габриэле Ферратере , написанное в сотрудничестве с Ксавье Масиа, под названием «Поэзия Габриэля Ферратера» . Эта работа получила каталонскую премию за эссе Хосепа Вальверду. В 1989 году Перпинья получила Чрезвычайную премию за докторскую диссертацию Университета Барселоны за исследование Ферратера. Она стала одним из его главных специалистов. В 1998 году она опубликовала свой первый роман « Хорошая ошибка» , где уже была показана «сложность и проработка, которые будут характеризовать остальные ее романы». [1] В « Доме, который нужно сочинять» (2001) Перпинья разработал новый жанр, находящийся на полпути между рассказом и романом. «Мистана» (2005), гораздо более фантастический фильм, был удостоен Национальной премии критиков. В «Привилегированных» (2007) она снова сделала выбор в пользу обновления литературных жанров драматическим романом. В 2010 году она поставила свою первую театральную постановку «Каллиграфы» . После своего альпинистского романа «До головокружения» (2013) Перпинья публикует «И вдруг рай» (2018), экспериментальный роман о зависимости от Интернета .
Стиль
[ редактировать ]Работы Нурии Перпинья представляют собой смесь интеллектуальных размышлений и иронии . Ее стиль был назван «магматическим стилем письма». [2] и он характеризовался «контролем композиции, языковой точностью и оригинальностью действий». [3] В каждой из своих книг Перпинья ставит перед собой разные эксперименты: «Хорошая ошибка» — это триллер, основанный на ложных предположениях читателей. [4] В «Доме, который нужно сочинять » она исследовала новый литературный жанр: «фрагментированный роман», который, хотя и принадлежит к циклу составных романов или рассказов , [5] это обеспечило новизну цепочки историй, которые они превратили в главы романа. Это смешение жанров вновь появилось в «Привилегированных» , где повествование и драматический стиль сосуществовали бок о бок.
Что касается своих предметов, Перпинья посвятила каждую книгу конкретной теме. «Хорошая ошибка» — это история любви в мире науки; Дом для сочинения воссоздает мир музыки и архитектуры ; «Привилегированный» — об искусстве и музеях; «Каллиграфы» — об университете; а Мистана занимается безумием. Ее роман «До головокружения» , самый романтичный и живописный, является еще одним важным поворотом в ее пути. Она заменила – по крайней мере внешне – свой интеллектуальный мир спортом. Ее роман и ее игра в Интернете — это коллективный писательский онлайн-эксперимент. Эти книги написаны как коллаж из предложений Твиттера .
Романы
[ редактировать ]Первая художественная книга Перпинья «Un bon error» ( «Хорошая ошибка» ) повествует о жизни молодого человека, который переехал в лабораторию в Лондоне и влюбился в чернокожего ученого. Главная героиня, Джоан Ксаммар, должна преодолеть два препятствия: гендерное и расовое. [6]
Дом для сочинения (2001), [7] — это история о пианисте , который искал квартиру. В этом романе о музыке Перпинья «смеет сплести многогранный сюжет», и «пока главный герой проходит через разные виды жилья – чердак, дуплекс, чердак – (…) возникает своего рода музыкальный вихрь в ее голове». [8] У книги также была необычная структура: цепочки историй, которые в итоге сливались в роман. Сюжет представлял собой цитату главной героини Оливии Кеслер, которая была «мизантропом своего искусства и женщиной- Одиссеем ». [9] Роман представляет собой кроссворд жанров и миров: музыки, архитектуры и литературы. «Дом для сочинения» представляет собой резкую, но комичную критику архитектурной диктатуры и предполагает романтическое противостояние художника и общества. Композитор Оливия Кеслер не нашла своего творческого пространства в архитектонически враждебном ей обществе.
В третьем романе Перпинья «Мистана» (Национальная премия критиков 2005 г.) [10] от реализма отказались и автор остановил свой выбор на фантастическом стиле. В книге рассказывается история о метеорологе с психическими расстройствами, который попал в беду, когда прибыл в призрачный город под названием Мистана с вечным туманом , населенный эксцентричными персонажами. Экстремальная климатология, напоминающая ее родной город Лериду. Роман представлял собой «трагедию о безумии, написанную в ритме крещендо бредовых стихов в прозе», которую назвали «головокружительной и захватывающей». [11] и как «гипнотический и радикальный роман». [12] Как сказала Мария Дашка, «Мистана» была «разнузданным вымыслом, трагическим и комическим одновременно» с философским туманом, где «вещи теряют видимость и человек больше не знает, кто он такой». [13]
В 2013 году До головокружения» о любви альпинистов. вышел роман « [14] Главными героями были одержимые идеалисты, изолированные от общества. Сюжет вращался вокруг любви одинокой альпинистки Ирены Бесиковой. Роман предложил две важные дискуссии: дискуссию о страсти и феминизме . Эпистолярный стиль развивался, пока не превратился в приключенческий роман, который в последних главах принял неожиданное металитературное измерение. «To the Vertigo» получил признание критиков. [15]
В 2018 году Перпинья публикует экспериментальный роман « И вдруг рай при интернет-зависимости» . Действие происходит в психиатрической клинике. Работа вызывает дискуссию о преимуществах и недостатках сети, а также обсуждение других поведенческих расстройств, таких как нервная анорексия .
В 2022 году автор входит в мир научной фантастики с романом об изменении климата под названием «Диатом» . Роман можно отнести к жанру Cli-Fi . Это абсурдный сюжет о море, предупреждающий об опасностях популизма и демагогии .
Поэзия
[ редактировать ]В 2023 году вышел ее первый сборник стихов «Меняющиеся небеса» . Это история любви в стихах, в которой пара находится в кризисном диалоге. Вариации в любви происходят параллельно атмосферным изменениям. Премьера работы состоялась 10 мая 2023 года в зале Беккет в Барселоне.
Пьесы
[ редактировать ]В 2007 году The Privileged . появился [16] Это комический драматический роман, в котором автор размышляет об искусстве, встав на точку зрения охранников музея . В сюжете рассказывается о перестройке старомодного музея в музей авангарда , о скептическом отношении охраны к современному искусству и о трудовых конфликтах. Сюжет прошел через перипетии главного героя, господина Серива, настоящего, трагического и антигероического охранника. Ирония книги адресована невежественной публике и искусству как деловой и политической платформе. [17] По словам Понса Пучдеваля, роман является доказательством стремления автора «открыть новые литературные территории, где точность не противоречит зрелищности». [18]
«Каллиграфы» (2010) — трагикомедия о философии образования в искусстве. [19] Сюжет вращался вокруг закрытия университетского факультета древней каллиграфии и замены его новым факультетом криминальной каллиграфии. Эта модернизация университета спровоцировала напряженность между профессорами и выявила ревность и месть. Спектакль открылся в Лериде, в театре Эскорхадор, 15 декабря 2010 года под руководством Оскара Санчеса, его исполнили Имма Коломер, Пеп Планас, Нурия Касадо и Ферран Фарре.
«Каллиграфы» — постановка ее эссе «Больше, чем машина» . Обе книги посвящены образованию .
Это побратимство между жанрами снова происходит в 2018 году, когда одна и та же история об Интернете появляется в театральной версии ( «Порок» ) и в романической версии ( «И вдруг Рай» ).
Научная литература: гуманистический релятивизм
[ редактировать ]Среди академических исследований Перпинья стоит упомянуть исследования каталонского поэта шестидесятых годов Габриэля Ферратера , друга Хиля де Бьедмы и Карлоса Баррала . Нетипичный интеллектуал, оказавший важное влияние на следующие поколения, подобно Роберту Грейвсу , Роберту Фросту или У. Х. Одену . В своем исследовании «Габриэль Ферратер: прием и противоречие» (1997) Перпинья проанализировала миф о Ферратере и провела деконструкцию каталонской критики. Полемическая книга «посвящается всем скептически настроенным читателям, понимающим, что в литературной критике никогда не говорится ничего совершенно невинного». [20]
Перпинья вновь появился в 2008 году с «демифологизирующим эссе». [21] Склепы критики: двадцать чтений «Одиссеи» ; эта книга предложила широкий взгляд на различные школы теории литературы . Написано в «непринужденном стиле». [22] это эссе особенно проиллюстрировало теорию примерами: двадцать различных интерпретаций греческого шедевра.
Защиту гуманистического релятивизма можно наблюдать и в ее романах, в которых часто проявляется калейдоскоп отношений, связанных с той или иной темой. В 2010 году Перпинья выиграл международную премию за эссе. [23] за редакционную статью о Мексике XXI века за ее работу «Больше, чем машина» . Это эпистемологическое эссе посвящено знаниям и образованию, которые простирались от эпохи Просвещения до наших дней, и в нем содержится призыв к творческому обучению вместо рутинного.
В 2014 году Перпинья опубликовала эссе « Романтизм : руины, ностальгия и уродство» (2014). [24] который анализирует романтический интерес к Средневековью , от восемнадцатого века до успешного сериала « Игра престолов» . одним из тезисов книги считается романтика, картины Руин как прецедент авангардного уродства Также .
В 2019 году появляется ее эссе о каталонском авангарде и экспериментальном театре « Сломанный стул» . В книге анализируется столетие каталонского, русского, европейского авангардного театра и театра абсурда с начала ХХ века до наших дней. Занимается сценографией , политикой и драматургическими темами.
Ее книга « Хаос, вирус, спокойствие » представляет собой научное и гуманистическое исследование порядка и хаоса, в котором хаология сравнивается с художественным, политическим и социальным хаосом, с особым упором на концепции релятивизма и постправды , а также на крах COVID-19. 19 пандемия .
Библиография
[ редактировать ]Романы
[ редактировать ]- 1998: Хорошая ошибка ( Un bon error , Барселона, Эмпуриес)
- 2001: A House to Compose ( Дом для сочинения , Барселона, Эмпуриес)
- 2005: Мистана ( Мистана , Барселона, Проа)
- 2007: Привилегированные ( Els privilegiats , Барселона, Эмпуриес)
- 2013: До головокружения ( Al vertigen , Барселона, Эмпуриес)
- 2018: И, вдруг, рай ( И, вдруг, рай . Барселона, Команегра)
- 2022: Диатомовая ( Диатомея , Барселона, Ла-Маграна)
Поэзия
[ редактировать ]- 2023: Меняющиеся небеса ( Cels Changeants , Майорка, Ллеонард Мунтанер)
Пьесы
[ редактировать ]- 2007: Привилегированные ( Els privilegiats , Барселона, Эмпуриес)
- 2011: Каллиграфы ( Els Cal.lígrafs , Барселона, Эмпуриес)
- 2019: The Vice ( Эль Вичи , Таррагона, Арола)
Художественная литература
[ редактировать ]- 1986: Поэзия Габриэля Ферратера ( La poesia de Gabriel Ferrater , Барселона, Edicions 62; с Ксавье Масиа)
- 1991: Теория тел Габриэля Ферратера ( Teoria dels cossos, de Gabriel Ferrater , Барселона, Эмпуриес)
- 1997: Габриэль Ферратер: Рецепция и противоречие ( Габриэль Ферратер: Рецепция и противоречие , Барселона, Эмпуриес)
- 2008: Склепы (Мадрид , критики: двадцать чтений «Одиссеи» Гредос)
- 2010: Больше, чем машина ( Больше, чем машина , Мексика, Siglo XXI)
- 2014: Руины, ностальгия и уродство. Пять романтических восприятий Средневековья и ложка «Игры престолов» и авангардных диковинок (Берлин, Logos Verlag).
- 2019: Сломанный стул: Авангардный каталонский театр ( Сломанный стул. Каталонский авангардный театр , Таррагона, Арола)
- 2021: Хаос, Вирус, Спокойствие. Теория хаоса применительно к художественному, социальному и политическому беспорядку ( Caos, вирус, спокойствие. Теория хаоса применительно к художественному, социальному и политическому беспорядку , Мадрид, Páginas de Espuma)
- 2023. Редактор журнала «Ой-ой». Изысканный труп Каталонского театра ( Ай-Ай. Изысканный труп Каталонского театра , Таррагона, Арола)
Награды
[ редактировать ]- 1984: Каталонская премия за эссе Хосепа Вальверду.
- 2005: Национальная премия каталонских критиков.
- 2010: Международная премия в области эссе, редакция Siglo XXI, Мексика.
- 2015: Писательская резиденция Маргерит Юрсенар (Франция).
- 2019: Арт Оми Нью-Йорк / Резиденция писателей.
- 2020: Премия Малаги за эссе.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Рамон Видаль, Абель, веб-сайт Ассоциации писателей каталонского языка (AELC) http://www.escriptors.cat/autors/perpinyan
- ^ Боу, Энрик, «Для выживших», El Periódico , 14-VII-05.
- ^ Пажес, Висенс, «Спиралевидная тема», Присутствие , 14-III-98.
- ^ «Термины и принципы критики ответов читателей» goucher.edu
- ^ Данн, Мэгги, Моррис, Энн, Составной роман. Цикл рассказов переходного периода , Нью-Йорк: Туэйн, 1995.
- ^ Перпиньян, Нурия . «Хорошая ошибка» . Проверено 24 сентября 2014 г.
- ^ Дом для сочинения
- ^ Фернандес Бустос, Эрнесто, «Nuevo Talento FNAC 2002» http://www.clubcultura.com/nuevotalento/nuevo [ постоянная мертвая ссылка ] талант.htm
- ^ Микель, Долорс, Интервью с La Verge Peluda, 1 год , 2002.
- ^ Мистана
- ^ Гийамон, Джулиан. «Головокружение в тумане», La Vanguardia , 07.06.05.
- ^ Кастельс, Ада, «Роман Нурии Перпинья абсурд посреди тумана», Avui , 23 VII-2005; Изерн, Джоан Хосеп, «Гипнотический и радикальный роман», Авуи , 12-X-05.
- ^ Даска, Мария, «Мистана / Руководство по чтению», Revista de Catalunya , 210, ноябрь 2005 г.
- ^ К головокружению
- ^ Хуанико, Нурия, «Головокружение Ирены Бесиковой», Núvol , 15-X-2013; Руис Гийамон, Хулия, «Дуэло в лесу», La Vanguardia , 4 XII 2013 г.; Нопка, Жорди, «Нурия Перпинья переписывает романтизм», Ара , 5-X-2013.
- ^ Привилегированные
- ↑ Яручик, Эсдрес, «Смех над искусством и кто за ним следит», Benzina , октябрь 2007 г.
- ^ Пуигдеваль, Понс, «Тихие ужасы», El País , 6-IX-07.
- ^ Каллиграфы
- ^ Алонсо, Х., «Прием, противоречие и биография: больше о Ферратере», Язык и литература , 10, 1999.
- ↑ Рохо, Хосе Андрес, «Улисес, первый сексуальный турист», El País , 18 февраля 2008 г.
- ^ Вильянуэва, Дарио, «Склепы критики. 20 интерпретаций Одиссеи», El Mundo , 17 апреля 2008 г.
- ^ «Международное эссе» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2008 г. Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ Руины, ностальгия и уродство
Ссылки
[ редактировать ]- Абрамс, Сэм. «Театр и литература». Мир . 09.06.2011.
- Батиста, Антони. «Бум романов с музыкой». Авангард . 23.11.2001.
- Боу, Генри. «Двадцать одно чтение Одиссеи». ПРЛ . Нью-Йорк. Октябрь – ноябрь 2009 г.
- Касамахо, Джемма. «Каллиграфы». Time Out , 30. 19–25 июня 2011 г.
- Даска, Мария «Мистана / Путеводитель по чтению». Журнал Каталонии , 210. Ноябрь 2005 г.
- Гальвес, Хорди. «Двадцать способов прочитать «Одиссею». Авангард. Культуры . 07.05.2008.
- Гарсон, Рикар. «Вершина из бездны». Страна 17-Х-2013.
- Гонсалес Вакерисо, Хелена. «Нурия Перпинья, Склепы критики. «Двадцать интерпретаций Одиссеи». Минерва. Журнал классической филологии . Университет Вальядолида. 2008, 21: 235–238.
- Гийамон, Джулиан. «Головокружение в тумане». Авангард . 06.07.2005.
- Эрнандес Бустос, Эрнесто, «Дом (не только) для сочинения», FNAC / Clubcultura.com.01-02-2002 .
- Яручик, Эзра. «Смеешься над мертвыми и над тем, кто за тобой присматривает». Бензина , 20 октября 2007 г.
- Нет, Антон. «Чтобы хорошо писать, нет ничего запретного». Утро 16-IV-06.
- Пажес Жорда, Висенс. «Любовь и вина на высоте». Газета . 25-IX-2013.
- Планируй, Ксавьер. «Слуги авангарда», Авуи , 13-IX-2007.
- Пучдеваль, Понч «Стимул трудности». Страна 23.06.05.
- Привет, Джерони. «Как мы (неправильно) прочитали Габриэля Ферратера?», Diario de Mallorca , 31 X 1997 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]