Нджерепский язык
Нджереп | |
---|---|
Родной для | Камерун |
Область | Регион Адамава, Камерун |
Вымерший | 1998 [1] 4 (2018) [1] |
Нигер-Конго ?
| |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | njr |
глоттолог | njer1242 |
ЭЛП | Нджереп |
Нджереп (Нджеруп) — мамбилоидный язык , на котором говорят в регионе Адамава в Камеруне . Нджереп практически вымер , и дома на нем говорят только 4 человека (по состоянию на 2018 год). [2] Хотя у этих людей были собраны списки слов и грамматическая информация, информация остается фрагментарной.
Общая информация
[ редактировать ]Нджереп считается языком, находящимся под угрозой исчезновения согласно Индексу языковой угрозы ЮНЕСКО . Исследования, проведенные в 2000 году, показывают, что осталось только шесть человек, говорящих на этом языке, и все они проживают в деревне Сомие, расположенной вдоль границы Нигерии и Камеруна (6 ° 28 'северной широты, 11 ° 27' восточной долготы). [1] Из этих шести носителей только один продолжает владеть языком. Сообщается, что остальные говорят наполовину . [1] Самый молодой из говорящих родился в 1940-х годах, и маловероятно, что Нджереп переживет нынешнее поколение. [3] Нджереп больше не является языком случайной беседы. Вместо этого его чаще всего используют для сохранения секретности в разговоре. Согласно исследованию 2007 года, на этом языке говорили только четыре человека. Все они были пожилыми людьми. [3] Вместо этого в повседневном использовании язык мамбила , также известный как мвоп, вытеснил нджереп. [1] [3]
История народа Нджереп
[ редактировать ]Хотя народ Нджереп в настоящее время проживает в деревне Сомие, широко распространено мнение, что Нджереп иммигрировали в это место с гор. Географически деревня Сомие расположена на равнине Тикар в Камеруне. Около 2500 жителей [4] Сомие - это не только Нджереп, но и самые разнообразные группы иммигрантов, включая народы лиап, ндеба и мвуп. [5] Хотя устные рассказы о том, как эти группы иммигрировали на равнину Тикар, часто противоречивы, похоже, что три или четыре волны иммиграции привели к заселению этой области. Вполне вероятно, что народ нджереп иммигрировал на равнину Тикар из какого-то региона плато Адамава . [3] [5] возможно, с горы Джени (также обозначенной на некоторых картах как Джиини или Эг Мбундо) на плато Мамбилла. Нджереп — это вариант Нзиррипа, ранее располагавшийся на высотах Ньо на плато Мамбилла. Сегодня это остатки деревни Янзирри. Очевидно, что их окончательное происхождение прослеживается до плато Мамбилла, откуда они через горный хребет Джиини достигли низменного нагорья Ньяланг.
Языковая принадлежность
[ редактировать ]Нджереп, по-видимому, связан с вымершими Касабе , вымершими Йени и находящимися под угрозой исчезновения Твенди . [1] [3] Нджереп, кажется, был взаимопонимаем с Касабе, но не с Твенди. [3]
Нджереп подпадает под широкую классификацию одного из мамбилоидных языков . Мамбила , самый крупный язык в группе мамбилоидов, имеет около двадцати различных диалектов, условно разделенных на группы диалектов Восточной Мамбилы и Западной Мамбилы. [4] Лингвистический анализ предполагает, что Нджереп может относиться к кластеру Восточная Мамбила. [1] Однако остается спорным вопрос о том, должны ли нджереп и родственные ему языки составлять отдельную уникальную группу.
История стипендии
[ редактировать ]Интенсивные усилия по регистрации и характеристике Нджерепа начались в 2000 году. Однако к 2000 году Нджереп уже некоторое время находился в окончательном упадке. Таким образом, знание лексики и грамматики нджерепа остается весьма фрагментарным. [1] К сожалению, из-за отсутствия беглых носителей маловероятно, что неполный отчет когда-либо будет существенно исправлен.
Списки слов и грамматика
[ редактировать ]Подробное руководство по словарному запасу и грамматике языка нджереп было опубликовано и находится в свободном доступе. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Коннелл, Брюс; Зейтлин, Дэвид (1 июня 2000 г.). «Нджереп открытка с края» . Исследования в области африканской лингвистики . 29 (1): 1–41. дои : 10.32473/sal.v29i1.107369 . S2CID 141021811 .
- ^ Маркес, Нуно (13 июня 2018 г.). «На каких языках в мире говорят меньше всего?» [На каких языках в мире говорят меньше всего?]. Журнал Babbel (на итальянском языке).
- ^ Jump up to: а б с д и ж Коннелл, Б. (1997). Умирающие языки на границе Нигерии и Камеруна. В книге М. Брезингера (ред.), «Языки, находящиеся под угрозой исчезновения в Африке». Кёльн, Германия: Рюдигер Кёппе Верлаг. Стр. 197–213. Получено с http://www.ddl.ish-lyon.cnrs.fr/projets/clhass/PageWeb/ressources/Isolats/Bung%20%20Connell%201997.pdf.
- ^ Jump up to: а б Коннелл, Брюс (2009). «Языковое разнообразие и выбор языка: взгляд с камерунского рынка». Антропологическая лингвистика . 51 (2): 130–150. дои : 10.1353/анл.0.0012 . JSTOR 40730841 . S2CID 144378889 . Проект МУЗА 384700 .
- ^ Jump up to: а б Зейтлин Д. и Коннелл Б. (2003). Этногенез и фрактальная история на африканском фронтире: Мамбила-Нджереп-Мандулу. Журнал африканской истории, 44 (1), 117–138. дои : 10.1017/S002185370200823X .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кэрон, Бернард (2000). «Языки в Нигерии» [языки в Нигерии]. Наш книжный магазин. Обзор южной литературы (на французском языке). Литература Нигерии и Ганы, 2 (141): 8–15.
- Бленч, РМ (nd). Новые достижения в классификации языков банту и их историческое значение. Неопубликованные полевые материалы. Получено с http://horizon.documentation.ird.fr/exl-doc/pleins_textes/pleins_textes_6/colloques2/38088.pdf.
- Бленч, Р.М. (1993). «Краткая классификация мамбилоидных языков» (PDF) . Журнал западноафриканских языков . 23 (1): 105–118.
- Коннелл, Брюс (1998). «Умирающие языки на границе Нигерии и Камеруна». В Бренцингере, Матиас (ред.). Вымирающие языки в Африке . Кёльн: Рюдигер Кёппе Верлаг. стр. 207–225. CiteSeerX 10.1.1.436.7499 . ISBN 978-3-89645-305-1 .
- Зейтлин, Дэвид (1990). «Профессор Гарфинкель посещает прорицателей: этнометодология и гадание Мамбилы». Мужчина . 25 (4): 654–666. дои : 10.2307/2803659 . JSTOR 2803659 .
- Зейтлин, Дэвид (1992). «Фрагмент истории Мамбилы: текст из Дуабанг». Журнал африканистов . 62 (1): 135–150. дои : 10.3406/jafr.1992.2342 .
- Зейтлин, Дэвид (1993). «Пауки в суде и за его пределами, или «Длинные ноги закона»: стили гадания на пауках в их социологическом контексте» . Африка: Журнал Международного африканского института . 63 (2): 219–240. дои : 10.2307/1160842 . JSTOR 1160842 . S2CID 145716322 .
- Зейтлин, Дэвид (1994). Суа в Сомие: аспекты традиционной религии Мамбила (PDF) (Диссертация). Академия Верлаг. ISBN 978-3-88345-375-0 . OCLC 463919453 .
- Зейтлин, Дэвид; Бэгг, Джанет (2000). «Демография Мамбилы по архивным источникам». История в Африке . 27 : 423–436. дои : 10.2307/3172123 . JSTOR 3172123 . ПМИД 18386428 . S2CID 40468421 .
- Зейтлин, Дэвид; Коннелл, Брюс (март 2003 г.). «Этногенез и фрактальная история на африканской границе: Мамбила – Нджереп – Мандулу» . Журнал африканской истории . 44 (1): 117–138. дои : 10.1017/S002185370200823X . JSTOR 4100385 . S2CID 162605050 . ПроКвест 229590414 .