Купол F105
![]() | |||||||||
Категория | Формула-1 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Купол | ||||||||
Дизайнер(ы) | Акиёси Оку | ||||||||
Технические характеристики [ 1 ] | |||||||||
Шасси | из углеродного волокна / алюминия из сотового сэндвича Монокок | ||||||||
Подвеска (передняя) | Двойные поперечные рычаги с толкателем и Showa . амортизаторами | ||||||||
Подвеска (задняя) | Как спереди | ||||||||
Длина | 4515 миллиметров (177,8 дюйма) | ||||||||
Ширина | 1995 миллиметров (78,5 дюйма) | ||||||||
Высота | 980 миллиметров (39 дюймов) | ||||||||
Осевая колея | Передняя часть: 1708 миллиметров (67,2 дюйма) Сзади: 1619 миллиметров (63,7 дюйма) | ||||||||
Колесная база | 2860 миллиметров (113 дюймов) | ||||||||
Двигатель | Mugen — Honda MF301H 3,0 литра (180 дюймов) 3 ) V10 без наддува, среднерасположенный | ||||||||
Передача инфекции | Xtrac / DAMS / Minardi 6-ступенчатая секвентальная полуавтоматическая коробка передач | ||||||||
Масса | 510 кг (1120 фунтов) | ||||||||
Шины | Гудиер | ||||||||
История соревнований | |||||||||
Известные участники | Купол | ||||||||
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() | ||||||||
Дебют | Только тестовый автомобиль | ||||||||
| |||||||||
Чемпионат конструкторов | 0 | ||||||||
Чемпионат водителей | 0 |
Dome F105 — неучаствующий в гонках автомобиль Формулы-1, разработанный и построенный японским автоспортивным конструктором Dome .
Концепция и конструкция
[ редактировать ]Компания Dome была основана в 1975 году братьями Минору и Шоичи Хаяси , которые десятью годами ранее построили свой первый гоночный автомобиль. В 1980 году компания построила свой первый Формулы-3 автомобиль , а команда Hayashi Racing выиграла Всеяпонский чемпионат Формулы-3 в 1981 году, используя собственное шасси 320. Dome впервые приняла участие в японской серии Формулы 3000 в 1987 году , используя шасси March , но планировала построить собственное шасси. Хаяси основал отдельную компанию Jiotto Design в качестве дизайнерского отдела Dome. В результате этого прогресса Марко Апичелла выиграл чемпионат 1994 года на шасси Dome F104, оснащенном двигателем Mugen Honda . Возможности Джиотто включали в себя 25-процентную аэродинамическую трубу , для автоматизированного проектирования и автоматизированного производства оборудование , а также несколько автоклавов : все из них можно было использовать для проектирования и изготовления более сложных автомобилей Формулы-1 . [ 2 ]
В 1995 году к Dome присоединился бывший менеджер команды Minardi Формулы-1 Тадаси Сасаки . [ 2 ] Сасаки организовал проект Формулы-1, о котором было объявлено осенью того же года. Акиёси Оку , спроектировавший автомобиль F104 F3000, начал работу над новым шасси F105 летом 1995 года. Влияние Сасаки было решающим, поскольку он имел возможность купить старую коробку передач и гидравлические системы Minardi для использования на F105. Трансмиссия представляла собой шестиступенчатую полуавтоматическую коробку передач, разработанную компанией Xtrac , которая ранее использовалась, помимо команды Minardi, на неучаствовавшем в гонках автомобиле DAMS GD-01 и ранее в шасси Simtek S941 в сезоне 1994 года . Что касается двигателя автомобиля, успех Dome с двигателями Mugen Honda на японской гоночной арене гарантировал, что F105 будет оснащаться двигателем компании MF301 V10 , который использовался командой Ligier в сезоне Формулы-1 1995 года . Тесное сотрудничество Dome с Mugen, дочерней компанией Honda , породило слухи о том, что японская компания использовала проект Dome F105 как сдержанную оценку возвращения в Формулу-1 после собственного ухода из спорта в конце сезона. Сезон 1992 года . [ 3 ] Доум отрицает, что это было так, настаивая на том, что это была независимая попытка. [ 4 ]
F105, как и любая другая машина Формулы-1 того времени, был построен на основе из углеродного волокна монокока . [ 1 ] Он имел традиционную подвеску на двойных поперечных рычагах с толкателем, с амортизаторами предоставленными Showa . Dome достигла соглашения с Goodyear о шинах , но оно было почти сорвано, когда американская компания заподозрила, что проект F105 был уловкой, созданной японским конкурентом Bridgestone , который объявил о своем намерении участвовать в Формуле-1 в 1997 году , чтобы получить информацию о своей компании. шины. [ 4 ] F105 оснащался магниевыми колесами производства Rays размерами 11 дюймов (28 см) на 13 дюймов (33 см) спереди и 14 дюймов (36 см) на 13 дюймов (33 см) сзади. [ 1 ] Он также отличался цельным кузовом, закрывающим боковые поддоны и крышку двигателя. [ 5 ] F105 был окрашен в традиционный японский белый цвет с флуоресцентной желтой полосой вокруг кабины и крышки двигателя и имел минимальную спонсорскую поддержку. Автомобиль был завершен 17 марта 1996 года. [ 6 ]
Тестирование
[ редактировать ]F105 был запущен в здании Spiral в Токио 18 марта 1996 года. [ 7 ] Марко Апичелла , выигравший чемпионат Японии Формулы 3000 в 1994 году с Dome, и местные гонщики Наоки Хаттори и Синдзи Накано были выбраны в качестве тест-пилотов проекта. У Апичеллы и Хаттори был краткий опыт выступлений в Формуле-1, а Накано был протеже Honda и выступал за Dome в F3000. F105 впервые был испытан на японской трассе Mine весной 1996 года под управлением Накано, прежде чем программа перешла в Сузуку в руки Апичеллы. К апрелю F105 проехал 550 километров (340 миль), и его двигатель был заменен на новый. В мае автомобиль достиг отметки в 900 километров (560 миль), и к этому времени были установлены базовые настройки. [ 4 ] Апичелла сообщил, что у него была тенденция к избыточной поворачиваемости на входе в повороты и недостаточной поворачиваемости на выходе, аэродинамический баланс был нестабильным, а тормоза у автомобиля были мягкими. [ 4 ] Более серьезная проблема возникла во время одной из сессий испытаний в Сузуке, когда из-за утечки масла машина вылетела на трассу и вызвала крупный пожар, который серьезно повредил шасси F105. [ 8 ]
Летом 1996 года Доум планировал создать европейскую испытательную базу и участвовать в нескольких европейских трассах сезона Формулы-1 1996 года , но этот план так и не был реализован из-за нехватки финансирования. [ 9 ] Тем не менее, команда провела тесты в Сузуке вскоре после завершившегося сезона Гран-при Японии 1996 года на автодроме. Хаттори установил лучшее время 1:46,270, что было более чем на семь секунд медленнее, чем Жака Вильнева 1 поул-позиции время :38,909, установленное на шасси Williams FW18 . Это также было на 0,3 секунды медленнее, чем отсечка в 107% для квалификации, хотя журналист Сэм Коллинз предполагает, что более быстрое время можно было бы установить с лучшим гонщиком. [ 8 ]
Отсутствие спонсорской поддержки у Dome в конечном итоге вынудило компанию отменить свои планы по участию в сезоне Формулы-1 1997 года осенью 1996 года. [ 9 ] Накано покинул проект и был переведен в Формулу-1 с командой Prost (ранее Ligier), которая была оснащена двигателями Mugen. Сасаки пытался получить финансирование для участия в сезоне 1998 года и далее из различных источников, включая нигерийского принца Малика Адо Ибрагима , который в конечном итоге вместо этого вложил средства в команду Arrows после того, как переговоры с Honda о новой поставке двигателей провалились. [ 6 ] В сезоне 1998 года также были внесены изменения в технические регламенты этого вида спорта, которые сделали F105 устаревшим. В 1999 году Сасаки вступил в переговоры с голландской компанией, и планировалось провести устаревший F105 через еще одну программу испытаний перед созданием обновленного шасси F106 , но компания настояла на том, чтобы шасси было оснащено двигателем Honda. В этот момент Honda находилась в процессе оценки полномасштабного возвращения в спорт с тестовым шасси Honda RA099 и, в конечном итоге, путем поставки заводских двигателей британско-американской гоночной команде на сезон 2000 года , и не желала поставлять новая команда клиентов в дополнение к этим обязательствам. [ 10 ] В результате Dome окончательно отказалась от своих амбиций Формулы-1 и сосредоточилась на японских гонках и гонках спортивных автомобилей 21 века. Единственное шасси F105, все еще оснащенное двигателем Mugen, в настоящее время хранится под аэродинамической трубой в штаб-квартире Dome в Майбаре . [ 11 ]
Видеоигры
[ редактировать ]были выпущены две симулятора гонок видеоигры- Для PlayStation по этому проекту :
- Дому-но Ябо: F1 GP NIPPON no Chōsen (1996) [ 12 ] [ 13 ]
- Дому-но Ябо 2: Гонка чемпионов (1998) [ 14 ] [ 15 ]
Одна игра для ПК, выпущенная в Steam:
- Водитель 2 (2020) [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Сноски
- ^ Jump up to: а б с Коллинз (2007) , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Коллинз (2007) , с. 17.
- ^ Коллинз (2007) , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с д Коллинз (2007) , с. 19.
- ^ Коллинз (2007) , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Коллинз (2007) , с. 27.
- ^ Савард, Джо (11 марта 1996 г.). «Купол будет запущен на следующей неделе» . grandprix.com . Внутри Ф1 . Проверено 18 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Коллинз (2007) , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Савард, Джо (9 сентября 1996 г.). «Купол отказывается от плана Формулы-1 на 1997 год» . grandprix.com . Внутри Ф1 . Проверено 18 марта 2009 г.
- ^ Коллинз (2007) , стр. 28-29.
- ^ Коллинз (2007) , с. 31.
- ↑ Дому-но Ябо: F1 GP NIPPON no Chōsen. Архивировано 8 марта 2014 г., в Wayback Machine в центре обработки данных PlayStation.
- ^ Дому но Ябо: F1 GP NIPPON no Chōsen (игровые фильмы) на YouTube
- ^ Dōmu no Yabō 2: The Race of Champions. Архивировано 8 марта 2014 г., в Wayback Machine в центре обработки данных PlayStation.
- ^ Dōmu no Yabō 2: The Race of Champions. Архивировано 8 марта 2014 г., в Wayback Machine в центре обработки данных PlayStation.
- ^ Автомобилист 2
- Источники
- Коллинз, Сэм (2007), Неучаствующий в гонках... потерянные машины Формулы-1 , Veloce Publishing, ISBN 978-1-84584-084-6