Jump to content

Кастрюля

(Перенаправлено с Панниста )

Кастрюля
Ударный инструмент
Другие имена Стальной барабан, поддон
Классификация Перкуссия
Классификация Хорнбостеля – Сакса 111.241.12, 111.241.22
( Гонги с разделенной поверхностью, издающие разную высоту звука, Наборы гонгов с разделенной поверхностью, издающие разную высоту звука)
Развитый 1880–1937
Диапазон игры
А 1– Фа# 6
Стальная полоса в Тринидаде и Тобаго, 2013 г.

Стилпэн возникший (также известный как кастрюля , стальной барабан , а иногда, вместе с другими музыкантами, как стальной оркестр или стальной оркестр ) — музыкальный инструмент, в Тринидаде и Тобаго . Музыкантов Steelpan называют паннистами.

В 2023 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 11 августа Всемирным днем ​​стилпана. [ 1 ] [ 2 ] В следующем году парламент Тринидада и Тобаго официально признал стилпэн национальным инструментом страны. [ 3 ]

Описание

[ редактировать ]

Современная кастрюля представляет собой ударный инструмент с хроматическими тонами , изготовленный из промышленных барабанов емкостью 55 галлонов . [ 4 ]

Под барабаном подразумеваются стальные барабанные контейнеры, из которых изготавливаются кастрюли; Стальной барабан правильнее называть стальной кастрюлей или кастрюлей , поскольку он относится к семейству идиофонических инструментов и поэтому не является барабаном (который является мембранофоном ). Некоторые стилпэны созданы для игры в пифагорейском музыкальном цикле из четвертых и квинт. [ 5 ]

На пане играют парой прямых палочек с резиновыми наконечниками; Размер и тип резинового наконечника варьируются в зависимости от класса игры на сковороде. Некоторые музыканты используют четыре сковородки, держа по две в каждой руке. [ 6 ] Это выросло из карнавальных ударных групп Тринидада и Тобаго начала 20-го века, известных как тамбовый бамбук . [ 7 ]

Сковорода является национальным инструментом Тринидада и Тобаго страны и вскоре появится на обновленном гербе . [ 8 ]

Источник

[ редактировать ]

х годов, но их корни уходят гораздо раньше, включая говорящие барабаны западноафриканских Стилпэны возникли в начале-середине 1900 - культур. Барабаны в форме песочных часов использовались для передачи сообщений на расстоянии с помощью барабанного языка . Например, ритм и высота тона могут указывать на место, время и даже тип танца во время предстоящей церемонии. [ 9 ]

В 18 веке люди из стран Западной Африки были насильно похищены в Тринидад для продажи на невольничьих аукционах. Лиц одного и того же племени и языка намеренно разделяли и продавали разным поработителям в попытке искоренить их традиции. [ 9 ] В большинстве случаев поработители не позволяли им говорить на родном языке, вынуждая их отказаться от традиций и выучить собственный язык поработителя. [ 9 ]

В 1780-х годах в Тринидад и Тобаго прибыли французские колонисты и привезли с собой традиции уличных фестивалей . В 1785 году владельцы плантаций провели первый карнавал в Тринидаде . Многие белые владельцы плантаций маскировались под рабов (предположительно с черным лицом ) и маршировали по улицам, высмеивая одежду африканских рабов, пение и танцевальные обычаи, в том числе стучали в говорящие барабаны . [ 9 ] Хотя им имитировали, порабощенным африканцам не разрешили присоединиться к празднику. [ 9 ] В ответ африканцы организовали собственные подземные карнавалы, проходившие в хижинах и на задних дворах. [ 9 ] Вдохновленные древними традициями, африканцы использовали маски, перья, бусы и игру на барабанах. [ 9 ]

В 1789 году испанский губернатор Тринидада Хосе Мария Чакон издал директиву, согласно которой все африканцы (большая часть населения) должны соблюдать римско-католическую религию и все христианские святые дни . Целью было дальнейшее стирание западноафриканской культуры и религиозных верований. Однако порабощенные африканцы смогли сохранить свои традиции, замаскировав их христианскими праздниками. [ 9 ] Например, по воскресеньям порабощенные люди «надевали свою лучшую одежду и шли на танцы с барабанами, которые проводились в разных дворах или на земле вдали от плантации, где им разрешалось выращивать собственный урожай... [Они] танцевали под музыку. музыка и ритмы кожных барабанов и погремушек тыкв ». [ 9 ]

В 1834 году рабы были освобождены в Тринидаде и Тобаго в соответствии с Законом об отмене рабства , но сегрегация и подневольное состояние продолжались. [ 9 ] После эмансипации африканцы ежегодно праздновали Канбулай , праздник урожая, во время которого играли на барабанах калипсо . В 1881 году произошли беспорядки в Канбуле , которые представляли собой серию восстаний во время фестиваля. После этого бои на палках и африканская ударная музыка на протяжении 1880-х годов были запрещены . Их заменили сбитые вместе бамбуковые палки, которые, в свою очередь, были запрещены.

В 1937 году они вновь появились в Лавентиле , превратившись в оркестр из сковородок , крышек мусорных баков и бочек с маслом . Эти стилпэны теперь составляют основную часть музыкальной сцены Тринидада и являются популярным участником музыкальных конкурсов в Канбуле. В 1941 году ВМС США установили присутствие в Тринидаде. Паннисты, которые были связаны с беззаконием и насилием, [ нужна ссылка ] помог популяризировать музыку Steelpan среди солдат, что положило начало ее международной популяризации. Во времена популярности стилпана на Тринидаде считалось, что он ассоциируется с жестокой или заброшенной толпой. Участие женщин в такой деятельности недопустимо. В культурном отношении стигматизация была сосредоточена на идее, что женщине место дома или с детьми, а не на улице с игроками на сковороде. Когда инструмент стал более популярным, женщинам разрешили присоединиться, и стигма, связанная с игрой на этом инструменте, утихла. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]

Первыми инструментами, разработанными в ходе эволюции стилпана, были тамбовые бамбуковые палочки , настраиваемые палочки из бамбукового дерева. Их ударяли по земле и другими палками, чтобы произвести звук. [ 13 ] Тамбуковые бамбуковые ленты включали в себя удары по бутылке (джина) и ложке. К середине 1930-х годов в тамбуковых бамбуковых лентах использовались металлические перкуссии, первыми из которых, вероятно, были либо «железо» автомобильной тормозной ступицы, либо «стрела» бисквитного барабана. Первый заменил бутылку и ложку джина, а второй — бамбуковый «бас», которым стучали по земле. [ нужна ссылка ] В 1939 году возникла первая цельнометаллическая группа Alexander's Ragtime Band . [ 14 ] и к 1940 году он стал излюбленным карнавальным сопровождением молодых людей из малообеспеченных семей. [ нужна ссылка ]

Масляная бочка емкостью 55 галлонов использовалась для изготовления стилпанов примерно с 1947 года. [ нужна ссылка ] Тринидадский цельностальной пан-перкуссионный оркестр (TASPO), созданный для участия в Британском фестивале в 1951 году, стал первым стальным оркестром, все инструменты которого были сделаны из нефтяных бочек. Они выступили 26 июля, познакомив мир со стилпэном и новым музыкальным жанром. 2022 года Google Doodle посвящен этому событию. [ 15 ] В состав TASPO входили Элли Маннетт и Уинстон «Шпре» Саймон . Хью Борд возглавил Национальный стальной оркестр Тринидада и Тобаго на Фестивале искусств Содружества в Англии, а также Esso Tripoli Steel Band , который выступал на Всемирной выставке в Монреале, Канада, а затем гастролировал с Либераче . Они были включены в альбом с ним. [ 16 ]

Три стальные кастрюли использовались на сцене в бродвейском мюзикле « Дом цветов» 1954 года . Когда в актерский состав был нанят танцор тринидадского происхождения Джеффри Холдер , он предложил включить в состав трех барабанщиков из своей танцевальной труппы: Майкла Александра (который делал инструменты), Родерика Клавери и Альфонсо Маршалла; все трое выступали в качестве танцоров в шоу. [ 17 ]

Эволюция и разработки

[ редактировать ]
Аранжировка нот по кругу квинт на типичном теноре (1), двойной секунде (2), двойной гитаре (3) и (4) тенор- басе

Энтони Уильямс разработал расположение нот «четвертые и пятые», известное как круг квинт . Это стало стандартной формой размещения банкнот для свинцовых сковородок. Другие важные разработки включают настройку гармонических обертонов в отдельных нотах, разработанную одновременно и независимо Берти Маршаллом и Аланом Жерве. [ нужна ссылка ]

В Соединенных Штатах инструменты Steelpan появились на рынке еще в 1961 году. [ 18 ]

Карибский исследовательский институт CARIRI исследовал возможности массового производства необработанных форм с использованием прессовых машин в 1970-х годах. Большая часть этого проекта осуществлялась в Швеции в сотрудничестве с компанией Saab . Хотя первые результаты были многообещающими, проект был заброшен из-за отсутствия финансов и поддержки со стороны местных настройщиков панорам в Тринидаде. [ нужна ссылка ] Была предпринята попытка придать сковороде другой метод: прядение. Сковорода вращалась на токарном станке, а для ее погружения использовался ролик на конце прутка. Хотя при этом и создавались предварительно утопленные сковороды, проблема заключалась в том, что на стали часто оставались царапины и бороздки. [ нужна ссылка ]

Швейцарский производитель стальных лотков (PANArt) исследовал область мелкозернистой листовой стали и разработал необработанную форму глубокой вытяжки, которая была дополнительно упрочнена азотированием . Этот процесс и новые инструменты, которые они назвали пангом , были представлены на Международной конференции стали и науки в Порт-оф-Спейне в 2000 году. [ 19 ]

Также были разработаны электронные стилпаны. Одной из таких версий является E-Pan. [ 20 ] изобретен Салмоном Купидоном, у которого есть на него патенты на полезность. [ 21 ] Другой — ударный гармонический инструмент (PHI). [ 22 ]

Строительство

[ редактировать ]
Настройка стилпана с помощью строб-тюнера

Размер ноты соответствует высоте звука: чем больше овал, тем ниже тон. [ 23 ]

Размер инструмента варьируется от одной кастрюли к другой. У него может быть отрезана почти вся «юбка» (цилиндрическая часть масляного барабана) и около 30 нот сопрано. Он может использовать весь барабан только с тремя басовыми нотами на каждую кастрюлю, и в этом случае один человек может сыграть шесть таких кастрюль. Длина юбки обычно соответствует тесситуре (высокому или низкому диапазону) барабана. Сковороды обычно либо красят, либо хромируют . другие процессы, такие как никелирование , порошковое покрытие или закалка В качестве отделки также можно применять .

Несмотря на то, что стилпэн является относительно новым членом семейства ударных инструментов, методы его настройки быстро развиваются. [ нужна ссылка ] Стробоскопические тюнеры идеально подходят для этой задачи. Необходимость увидеть первые несколько обертонов делает строб-тюнер необходимым для настройки стилпэна. Производители Steelpan использовали стробоскопические тюнеры, поскольку было обнаружено, что при регулировке обертонов (первого (основного), второго и третьего частичных) звук панорамы кажется сверкающим так, как раньше не было. [ нужна ссылка ]

Есть несколько причин, по которым стилпэн может расстроиться (чаще всего это происходит из-за чрезмерной игры на стилпэне и неправильного обращения), и довольно часто стальные ленты договариваются о настройке своих инструментов один или два раза в год. [ нужна ссылка ] Настройщик должен обладать большим мастерством в своей работе, чтобы ноты звучали хорошо и с правильной высотой. Большая часть работ по настройке выполняется с помощью молотков.

Классификация

[ редактировать ]

В начале движения Steelband музыканты играли только на одной сковороде, которую теперь обычно называют инструментами на шее . Позже некоторые стилпаны стали хроматическими за счет использования нескольких панорам, особенно для басовых регистров, которые содержат меньше нот на панораму из-за больших размеров областей нижних нот. Ниже приведены некоторые из наиболее популярных инструментов:

Инструмент Подача изобретатель
Одиночный тенор или пинг-понг [ 24 ] Сопрано Уинстон "Шпре" Саймон
Паутина Сопрано Тони Уильямс
Глава захватчика Сопрано Элли Маннетт
Двойной тенор Меццо-сопрано Берти Маршалл
Двойная секунда Высокий Элли Маннетт
Двойная гитара Тенор Джонатан Фрэнсис
Квадрофонический (четыре панорамы) Тенор Рудольф Чарльз [ 25 ]
Четыре дня Баритон Элли Маннетт
Тройная гитара Баритон Элли Маннетт
Виолончель Баритон Элли Маннетт
Тенор Бас Бас Элли Маннетт
Шесть басов Бас Элли Маннетт
Девять басов Бас Рудольф Чарльз [ 25 ]
Двенадцать басов Бас Рудольф Чарльз [ 25 ]

Музыка и конкурсы

[ редактировать ]
Музыкант, играющий на стилпане двойного тенора.

Репертуар стального оркестра обширен. У Steelbands в Тринидаде есть традиция переосмысливать калипсо текущего года для карнавальных представлений; редко можно услышать калипсо прошлого года на карнавале или музыкальном конкурсе «Панорама» . [ нужна ссылка ] Группы, выступающие круглый год (как в Тринидаде, так и по всему миру), уже давно гордятся тем, что могут исполнять многие виды музыки, особенно латиноамериканские и джазовые номера, музыку из фильмов и другие популярные мелодии. У паннистов также есть традиция исполнения классической музыки, восходящая к 1946 году, как в темпе калипсо (известном как «Бомба»), так и в прямом исполнении (обычно в контексте концертов или музыкальных фестивалей). В этих контекстах высоко ценятся точность и верность оригиналу. [ 26 ]

С 1964 года в Тринидаде периодически проводится международный фестиваль World Steelband Music Festival, на котором стальные оркестры исполняют пробное произведение (иногда специально сочиненное или выбранное калипсо); произведение по выбору (чаще всего «классическое» или европейское художественно-музыкальное произведение); и калипсо на выбор в концертном зале. [ 27 ] «Панорама», крупнейший конкурс стальных лент в мире, проводится во время празднования карнавала в Тринидаде. [ нужна ссылка ] [ 28 ] первое в мире онлайн-соревнование по стилпэнам PanoGrama . В 2020 году Невин Роуч запустил [ 29 ] С 1978 года национальный конкурс «Панорама» . в Великобритании в рамках ежегодного карнавала в Ноттинг-Хилле проводится [ 30 ] В Бруклине, штат Нью-Йорк, где проживает большое количество населения Вест-Индии, с 1972 года ежегодно проводится «Панорама Steelband» в рамках ежегодного карнавала в честь Дня труда. [ 31 ]

Стилпаны познакомились с жанром джаз-фьюжн такие музыканты, как Дэйв Сэмюэлс и Отелло Молино в 1970-х и Джонатан Скейлз в 2000-х. Они вошли в ранний фьюжн-альбом Morning Dance Спайро Гиры . [ 32 ]

Паннисты

[ редактировать ]
Стальной паннист выступает под минусовку
Американский паннист Джонатан Скейлз и его группа выступают в 2011 году.

Паннист (иногда панист или панмен ) — человек, играющий на стилпэне. Профессиональный паннист может выступать соло, играть со стальным оркестром или аккомпанировать певцам или сольным инструменталистам.

Панисты могут выступать со своими группами на крупных соревнованиях. [ 33 ] и вообще запоминают все, что они выполняют. [ 34 ]

Высшая позиция панниста в стальной ленте Panorama - это капитан. В состав этих больших ансамблей часто входят руководители секций: опытные панисты, которые следят за различными голосами в группе. [ 35 ]

В число влиятельных панистов входят Элли Маннетт , «отец современного стального барабана» и опытный панмэн, и Уинстон «Шпрее» Саймон , изобретатель и опытный игрок на сковороде для «пинг-понга». [ 35 ]

Известные паннисты

[ редактировать ]

Музыканты Джимми Баффет и Лорд Китченер известны тем, что сочиняли музыку, позже адаптированную для стальной сковороды. Известные настройщики и продюсеры панорам включают Даррена Дайка , Маппо , Бертрана Кельмана и Германа Гуппи . [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Всемирный день стилпана» .
  2. ^ [1]
  3. ^ Уилкинсон, Берт (9 июля 2024 г.). «Тринидад наконец назвал стилпэн национальным инструментом» . Карибская жизнь . Проверено 20 августа 2024 г.
  4. ^ Штюмпфле, Стивен. Движение стальных лент: формирование национального искусства в Тринидаде и Тобаго (University of Pennsylvania Press, 1995).
  5. ^ «О стальных кастрюлях» . Справочник СтилПэн . 19 января 2020 г. Проверено 25 марта 2022 г.
  6. ^ Дадли, Шеннон; Музыка из-за моста: Дух стального оркестра и политика в Тринидаде и Тобаго , Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2007 г.; ISBN   0-19-532123-5
  7. ^ Штюмпфле, Стивен (1995). Движение стальных лент: формирование национального искусства в Тринидаде и Тобаго . Издательство Пенсильванского университета. стр. 23–26. ISBN  0812233298 .
  8. ^ «Роули: Стилпан заменит корабли Колумба на гербе» . Газеты Тринидад Экспресс . 18 августа 2024 г. Проверено 21 августа 2024 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Смит, Анджела (7 июня 2012 г.). Стальные барабаны и стальные ленты: история . Пугало Пресс. п. 16. ISBN  978-0-8108-8343-7 .
  10. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 5 июля 2018 года . Проверено 5 июля 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  11. ^ «Краткая история стальной кастрюли» . BBC.com . 24 июля 2012 года . Проверено 19 апреля 2021 г.
  12. ^ Штюмпфле (1995). Движение Стилбамд . стр. 178–183.
  13. ^ Салденья, Роберт (январь 2002 г.). «Еще один взгляд на историю стальной ленты № 1. Эволюция стальной ленты» . Информационный бюллетень Сэма . Архивировано из оригинала 7 августа 2007 года . Проверено 22 февраля 2008 г.
  14. ^ Джонсон, Ким (2011). « Если у тебя хорошее железо, ты — король», 1939». От жестяной кастрюли до ТАСПО: стальная лента в Тринидаде, 1939–1951 гг . Кингстон, Ямайка: Издательство Вест-Индского университета . стр. 29–37. ISBN  978-976-640-254-9 . OCLC   733093608 .
  15. ^ «Празднование Стилпана» . www.google.com . Проверено 26 июля 2022 г.
  16. ^ Ван Дайк Паркс: Стальной оркестр Эссо Тринидад Триполи ; И это очень тяжело
  17. ^ Холдер, Джеффри. «Барабан на стальных бочонках». Музыкальный журнал 13:5 (май – июнь 1955 г.), 9.
  18. ^ «Новости для нас: Барабан со стальной лентой Тринидада». Инструменталист, июнь 1961 года, 24 года. Продано компанией Drum City Enterprises из Голливуда, Калифорния; сфотографирован с перкуссионистом студии Лос-Анджелеса Роем Хартом.
  19. ^ «Панские инструменты» . Архивировано из оригинала 6 января 2009 года . Проверено 19 апреля 2021 г.
  20. ^ «Приложение Steelpan Drums и Steelpan с доступом к MIDI-файлам» . Napeinc.com . 3 апреля 2013 года . Проверено 19 апреля 2021 г.
  21. ^ Патент на веб-сайте Патентного ведомства США.
  22. ^ «О ЗМИ» . Архивировано из оригинала 14 июля 2010 года.
  23. ^ Уильямс, Кристл. «Гармония в Карибском бассейне: создание и раскрытие секретов стальной кастрюли» . Проверено 22 февраля 2008 г.
  24. ^ «BBC: История мира – Объекты» . Архивировано из оригинала 9 октября 2016 года.
  25. ^ Jump up to: а б с «Изобретения» . Pantrinbago.co.tt . Архивировано из оригинала 23 января 2009 года . Проверено 19 апреля 2021 г.
  26. ^ см. Дадли (2008) и Томас (1992).
  27. ^ Штюмпфле; Движение Steelband ; 1995 год; стр.164–7
  28. ^ Дадли (2007). Музыка из-за моста . стр. 137–150.
  29. ^ Блад, Сандра Л. «Историческая Панорама вдыхает жизнь и любовь в тело сковороды» . Guardian.co.tt . Проверено 21 апреля 2021 г.
  30. ^ «2004 Великобритания ПАНОРАМА» . www.carnaval.com . Проверено 1 июля 2022 г.
  31. ^ Аллен, Рэй (2019). Прыгай вверх! : Карибская карнавальная музыка в Нью-Йорке . Издательство Оксфордского университета. стр. 112–142. ISBN  978-0-19-065684-3 . OCLC   1079400580 .
  32. ^ «Утренний танец - Спайро Гира | Авторы | AllMusic» . Вся музыка . Проверено 21 апреля 2021 г.
  33. ^ Салденья, Роберт (май 2005 г.). «Другой взгляд на историю The Steel Band (№ 2, 1945–1949)» . Информационный бюллетень Сэма . Архивировано из оригинала 8 августа 2007 года . Проверено 21 февраля 2008 г.
  34. ^ Вудалл, Кэролайн (2008). «В центре внимания: Стилпан — игра в De Band» . Разнообразие сейчас . Проверено 21 февраля 2008 г.
  35. ^ Jump up to: а б «Стальной оркестр» . Управление национальной библиотеки и информационной системы Тринидада и Тобаго . 2007 . Проверено 21 февраля 2008 г.

21 Журнал New Yorker, страница 17, 20 декабря 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ахо, Уильям Р. «Музыка стального оркестра в Тринидаде и Тобаго: создание народной музыки», Latin American Music Review 8 (1): 26–56, 1987.
  • Блейк, Феликс И.Р. Стальная сковорода Тринидада и Тобаго: история и эволюция . ISBN   0-9525528-0-9
  • Дадли, Шеннон; Музыка из-за моста: Дух стального оркестра и политика в Тринидаде и Тобаго , Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2007 г.; ISBN   0-19-532123-5
  • Дадли, Шеннон К. «Судя по ритму: Калипсо против сока», Ethnomusicology 40 (2): 269–98, 1996.
  • Дадли, Шеннон К. Создание музыки для нации: конкуренция идентичностей и эстетики на конкурсе Panorama Steelband в Тринидаде и Тобаго . Кандидатская диссертация; Калифорнийский университет в Беркли, 353 стр., 1997.
  • Дадли, Шеннон К. «Сбрасывая бомбу: исполнение и значение Steelband в Тринидаде 1960-х», Ethnomusicology 46 (1): 135–64, 2002.
  • Грант, Сай. Стальное Кольцо – Звук и Символ Пана . Macmillan Education, Лондон, 1999. ISBN   0-333-66128-1
  • Хельмлингер, Орели. Индивидуальный жест, коллективная память: игра на сковороде на стальных оркестрах Тринидада и Тобаго , Cahiers de musique nationalaux 14: 181–202, 2001.
  • Хельмлингер, Орели. Память и ансамблевая игра; Запоминание репертуара стальных оркестров Тринидада и Тобаго. Кандидатская диссертация; Университет Париж X Нантер, Париж, 2005 г.
  • Хельмлингер, Орели. «Влияние группы на запоминание репертуара стальных оркестров Тринидада и Тобаго». Материалы 9-й Международной конференции по музыкальному восприятию и познанию, под ред. М. Барони, А. Р. Аддесси, Р. Катерина, М. Коста, Болонья, 2006 г.
  • Хельмлингер, Орели. Стальные ленты Тринидада и Тобаго: Когнитивная этномузыкология оркестровой памяти , In Intellectica 48 (1): 81–101, 2008.
  • Хельмлингер, Орели. Запоминайте вместе с несколькими людьми. Эксперимент по групповому эффекту в стальных лентах (Тринидад и Тобаго). Запоминание вместе. Эксперименты по групповому эффекту в стальных лентах (Тринидад и Тобаго) . Анналы Фюссен 24: 216–235, 2010.
  • Хельмлингер, Орели. Виртуозность как оружие психологической войны , Ateliers d'anthropologie, 35, 2011.
  • Кронман, Ульф. Настройка стальных сковородок - Справочник по изготовлению и настройке стальных сковородок . Входит в серию «Музикмузеец срифтер» , 1992. ISSN 0282-8952.
  • Мануэль, Питер. Карибские течения: Карибская музыка от румбы до регги , 2-е изд. Филадельфия: Издательство Университета Темпл, 2006. ISBN   1-59213-463-7
  • Сигер, П. Стальные барабаны – как на них играть и делать , Дуб. Опубл. Нью-Йорк, 1964 год.
  • Штюмпфл, Стивен. Движение стальных полос. Формирование национального искусства в Тринидаде и Тобаго , University of Pennsylvania Press, 287 стр., 1995.
  • Томас, Джеффри. Сорок лет стали: аннотированная дискография записей Steelband и Pan, 1951–1991 . Коннектикут, США: Greenwood Press, 1992.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be52fc273103a97d90d82a3122c92ab4__1720721820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/b4/be52fc273103a97d90d82a3122c92ab4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Steelpan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)