Кастрюля
Ударный инструмент | |
---|---|
Другие имена | Стальной барабан, поддон |
Классификация | Перкуссия |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 111.241.12, 111.241.22 ( Гонги с разделенной поверхностью, издающие разную высоту звука, Наборы гонгов с разделенной поверхностью, издающие разную высоту звука) |
Развитый | 1880–1937 |
Диапазон игры | |
А 1– Фа# 6 |
Стилпэн возникший (также известный как кастрюля , стальной барабан , а иногда, вместе с другими музыкантами, как стальной оркестр или стальной оркестр ) — музыкальный инструмент, в Тринидаде и Тобаго . Музыкантов Steelpan называют паннистами.
В 2023 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 11 августа Всемирным днем стилпана. [ 1 ] [ 2 ] В следующем году парламент Тринидада и Тобаго официально признал стилпэн национальным инструментом страны. [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]Современная кастрюля представляет собой ударный инструмент с хроматическими тонами , изготовленный из промышленных барабанов емкостью 55 галлонов . [ 4 ]
Под барабаном подразумеваются стальные барабанные контейнеры, из которых изготавливаются кастрюли; Стальной барабан правильнее называть стальной кастрюлей или кастрюлей , поскольку он относится к семейству идиофонических инструментов и поэтому не является барабаном (который является мембранофоном ). Некоторые стилпэны созданы для игры в пифагорейском музыкальном цикле из четвертых и квинт. [ 5 ]
На пане играют парой прямых палочек с резиновыми наконечниками; Размер и тип резинового наконечника варьируются в зависимости от класса игры на сковороде. Некоторые музыканты используют четыре сковородки, держа по две в каждой руке. [ 6 ] Это выросло из карнавальных ударных групп Тринидада и Тобаго начала 20-го века, известных как тамбовый бамбук . [ 7 ]
Сковорода является национальным инструментом Тринидада и Тобаго страны и вскоре появится на обновленном гербе . [ 8 ]
Источник
[ редактировать ]х годов, но их корни уходят гораздо раньше, включая говорящие барабаны западноафриканских Стилпэны возникли в начале-середине 1900 - культур. Барабаны в форме песочных часов использовались для передачи сообщений на расстоянии с помощью барабанного языка . Например, ритм и высота тона могут указывать на место, время и даже тип танца во время предстоящей церемонии. [ 9 ]
В 18 веке люди из стран Западной Африки были насильно похищены в Тринидад для продажи на невольничьих аукционах. Лиц одного и того же племени и языка намеренно разделяли и продавали разным поработителям в попытке искоренить их традиции. [ 9 ] В большинстве случаев поработители не позволяли им говорить на родном языке, вынуждая их отказаться от традиций и выучить собственный язык поработителя. [ 9 ]
В 1780-х годах в Тринидад и Тобаго прибыли французские колонисты и привезли с собой традиции уличных фестивалей . В 1785 году владельцы плантаций провели первый карнавал в Тринидаде . Многие белые владельцы плантаций маскировались под рабов (предположительно с черным лицом ) и маршировали по улицам, высмеивая одежду африканских рабов, пение и танцевальные обычаи, в том числе стучали в говорящие барабаны . [ 9 ] Хотя им имитировали, порабощенным африканцам не разрешили присоединиться к празднику. [ 9 ] В ответ африканцы организовали собственные подземные карнавалы, проходившие в хижинах и на задних дворах. [ 9 ] Вдохновленные древними традициями, африканцы использовали маски, перья, бусы и игру на барабанах. [ 9 ]
В 1789 году испанский губернатор Тринидада Хосе Мария Чакон издал директиву, согласно которой все африканцы (большая часть населения) должны соблюдать римско-католическую религию и все христианские святые дни . Целью было дальнейшее стирание западноафриканской культуры и религиозных верований. Однако порабощенные африканцы смогли сохранить свои традиции, замаскировав их христианскими праздниками. [ 9 ] Например, по воскресеньям порабощенные люди «надевали свою лучшую одежду и шли на танцы с барабанами, которые проводились в разных дворах или на земле вдали от плантации, где им разрешалось выращивать собственный урожай... [Они] танцевали под музыку. музыка и ритмы кожных барабанов и погремушек тыкв ». [ 9 ]
В 1834 году рабы были освобождены в Тринидаде и Тобаго в соответствии с Законом об отмене рабства , но сегрегация и подневольное состояние продолжались. [ 9 ] После эмансипации африканцы ежегодно праздновали Канбулай , праздник урожая, во время которого играли на барабанах калипсо . В 1881 году произошли беспорядки в Канбуле , которые представляли собой серию восстаний во время фестиваля. После этого бои на палках и африканская ударная музыка на протяжении 1880-х годов были запрещены . Их заменили сбитые вместе бамбуковые палки, которые, в свою очередь, были запрещены.
В 1937 году они вновь появились в Лавентиле , превратившись в оркестр из сковородок , крышек мусорных баков и бочек с маслом . Эти стилпэны теперь составляют основную часть музыкальной сцены Тринидада и являются популярным участником музыкальных конкурсов в Канбуле. В 1941 году ВМС США установили присутствие в Тринидаде. Паннисты, которые были связаны с беззаконием и насилием, [ нужна ссылка ] помог популяризировать музыку Steelpan среди солдат, что положило начало ее международной популяризации. Во времена популярности стилпана на Тринидаде считалось, что он ассоциируется с жестокой или заброшенной толпой. Участие женщин в такой деятельности недопустимо. В культурном отношении стигматизация была сосредоточена на идее, что женщине место дома или с детьми, а не на улице с игроками на сковороде. Когда инструмент стал более популярным, женщинам разрешили присоединиться, и стигма, связанная с игрой на этом инструменте, утихла. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Первыми инструментами, разработанными в ходе эволюции стилпана, были тамбовые бамбуковые палочки , настраиваемые палочки из бамбукового дерева. Их ударяли по земле и другими палками, чтобы произвести звук. [ 13 ] Тамбуковые бамбуковые ленты включали в себя удары по бутылке (джина) и ложке. К середине 1930-х годов в тамбуковых бамбуковых лентах использовались металлические перкуссии, первыми из которых, вероятно, были либо «железо» автомобильной тормозной ступицы, либо «стрела» бисквитного барабана. Первый заменил бутылку и ложку джина, а второй — бамбуковый «бас», которым стучали по земле. [ нужна ссылка ] В 1939 году возникла первая цельнометаллическая группа Alexander's Ragtime Band . [ 14 ] и к 1940 году он стал излюбленным карнавальным сопровождением молодых людей из малообеспеченных семей. [ нужна ссылка ]
Масляная бочка емкостью 55 галлонов использовалась для изготовления стилпанов примерно с 1947 года. [ нужна ссылка ] Тринидадский цельностальной пан-перкуссионный оркестр (TASPO), созданный для участия в Британском фестивале в 1951 году, стал первым стальным оркестром, все инструменты которого были сделаны из нефтяных бочек. Они выступили 26 июля, познакомив мир со стилпэном и новым музыкальным жанром. 2022 года Google Doodle посвящен этому событию. [ 15 ] В состав TASPO входили Элли Маннетт и Уинстон «Шпре» Саймон . Хью Борд возглавил Национальный стальной оркестр Тринидада и Тобаго на Фестивале искусств Содружества в Англии, а также Esso Tripoli Steel Band , который выступал на Всемирной выставке в Монреале, Канада, а затем гастролировал с Либераче . Они были включены в альбом с ним. [ 16 ]
Три стальные кастрюли использовались на сцене в бродвейском мюзикле « Дом цветов» 1954 года . Когда в актерский состав был нанят танцор тринидадского происхождения Джеффри Холдер , он предложил включить в состав трех барабанщиков из своей танцевальной труппы: Майкла Александра (который делал инструменты), Родерика Клавери и Альфонсо Маршалла; все трое выступали в качестве танцоров в шоу. [ 17 ]
Эволюция и разработки
[ редактировать ]Энтони Уильямс разработал расположение нот «четвертые и пятые», известное как круг квинт . Это стало стандартной формой размещения банкнот для свинцовых сковородок. Другие важные разработки включают настройку гармонических обертонов в отдельных нотах, разработанную одновременно и независимо Берти Маршаллом и Аланом Жерве. [ нужна ссылка ]
В Соединенных Штатах инструменты Steelpan появились на рынке еще в 1961 году. [ 18 ]
Карибский исследовательский институт CARIRI исследовал возможности массового производства необработанных форм с использованием прессовых машин в 1970-х годах. Большая часть этого проекта осуществлялась в Швеции в сотрудничестве с компанией Saab . Хотя первые результаты были многообещающими, проект был заброшен из-за отсутствия финансов и поддержки со стороны местных настройщиков панорам в Тринидаде. [ нужна ссылка ] Была предпринята попытка придать сковороде другой метод: прядение. Сковорода вращалась на токарном станке, а для ее погружения использовался ролик на конце прутка. Хотя при этом и создавались предварительно утопленные сковороды, проблема заключалась в том, что на стали часто оставались царапины и бороздки. [ нужна ссылка ]
Швейцарский производитель стальных лотков (PANArt) исследовал область мелкозернистой листовой стали и разработал необработанную форму глубокой вытяжки, которая была дополнительно упрочнена азотированием . Этот процесс и новые инструменты, которые они назвали пангом , были представлены на Международной конференции стали и науки в Порт-оф-Спейне в 2000 году. [ 19 ]
Также были разработаны электронные стилпаны. Одной из таких версий является E-Pan. [ 20 ] изобретен Салмоном Купидоном, у которого есть на него патенты на полезность. [ 21 ] Другой — ударный гармонический инструмент (PHI). [ 22 ]
Строительство
[ редактировать ]Размер ноты соответствует высоте звука: чем больше овал, тем ниже тон. [ 23 ]
Размер инструмента варьируется от одной кастрюли к другой. У него может быть отрезана почти вся «юбка» (цилиндрическая часть масляного барабана) и около 30 нот сопрано. Он может использовать весь барабан только с тремя басовыми нотами на каждую кастрюлю, и в этом случае один человек может сыграть шесть таких кастрюль. Длина юбки обычно соответствует тесситуре (высокому или низкому диапазону) барабана. Сковороды обычно либо красят, либо хромируют . другие процессы, такие как никелирование , порошковое покрытие или закалка В качестве отделки также можно применять .
Несмотря на то, что стилпэн является относительно новым членом семейства ударных инструментов, методы его настройки быстро развиваются. [ нужна ссылка ] Стробоскопические тюнеры идеально подходят для этой задачи. Необходимость увидеть первые несколько обертонов делает строб-тюнер необходимым для настройки стилпэна. Производители Steelpan использовали стробоскопические тюнеры, поскольку было обнаружено, что при регулировке обертонов (первого (основного), второго и третьего частичных) звук панорамы кажется сверкающим так, как раньше не было. [ нужна ссылка ]
Есть несколько причин, по которым стилпэн может расстроиться (чаще всего это происходит из-за чрезмерной игры на стилпэне и неправильного обращения), и довольно часто стальные ленты договариваются о настройке своих инструментов один или два раза в год. [ нужна ссылка ] Настройщик должен обладать большим мастерством в своей работе, чтобы ноты звучали хорошо и с правильной высотой. Большая часть работ по настройке выполняется с помощью молотков.
Классификация
[ редактировать ]В начале движения Steelband музыканты играли только на одной сковороде, которую теперь обычно называют инструментами на шее . Позже некоторые стилпаны стали хроматическими за счет использования нескольких панорам, особенно для басовых регистров, которые содержат меньше нот на панораму из-за больших размеров областей нижних нот. Ниже приведены некоторые из наиболее популярных инструментов:
Инструмент | Подача | изобретатель |
---|---|---|
Одиночный тенор или пинг-понг [ 24 ] | Сопрано | Уинстон "Шпре" Саймон |
Паутина | Сопрано | Тони Уильямс |
Глава захватчика | Сопрано | Элли Маннетт |
Двойной тенор | Меццо-сопрано | Берти Маршалл |
Двойная секунда | Высокий | Элли Маннетт |
Двойная гитара | Тенор | Джонатан Фрэнсис |
Квадрофонический (четыре панорамы) | Тенор | Рудольф Чарльз [ 25 ] |
Четыре дня | Баритон | Элли Маннетт |
Тройная гитара | Баритон | Элли Маннетт |
Виолончель | Баритон | Элли Маннетт |
Тенор Бас | Бас | Элли Маннетт |
Шесть басов | Бас | Элли Маннетт |
Девять басов | Бас | Рудольф Чарльз [ 25 ] |
Двенадцать басов | Бас | Рудольф Чарльз [ 25 ] |
Музыка и конкурсы
[ редактировать ]Репертуар стального оркестра обширен. У Steelbands в Тринидаде есть традиция переосмысливать калипсо текущего года для карнавальных представлений; редко можно услышать калипсо прошлого года на карнавале или музыкальном конкурсе «Панорама» . [ нужна ссылка ] Группы, выступающие круглый год (как в Тринидаде, так и по всему миру), уже давно гордятся тем, что могут исполнять многие виды музыки, особенно латиноамериканские и джазовые номера, музыку из фильмов и другие популярные мелодии. У паннистов также есть традиция исполнения классической музыки, восходящая к 1946 году, как в темпе калипсо (известном как «Бомба»), так и в прямом исполнении (обычно в контексте концертов или музыкальных фестивалей). В этих контекстах высоко ценятся точность и верность оригиналу. [ 26 ]
С 1964 года в Тринидаде периодически проводится международный фестиваль World Steelband Music Festival, на котором стальные оркестры исполняют пробное произведение (иногда специально сочиненное или выбранное калипсо); произведение по выбору (чаще всего «классическое» или европейское художественно-музыкальное произведение); и калипсо на выбор в концертном зале. [ 27 ] «Панорама», крупнейший конкурс стальных лент в мире, проводится во время празднования карнавала в Тринидаде. [ нужна ссылка ] [ 28 ] первое в мире онлайн-соревнование по стилпэнам PanoGrama . В 2020 году Невин Роуч запустил [ 29 ] С 1978 года национальный конкурс «Панорама» . в Великобритании в рамках ежегодного карнавала в Ноттинг-Хилле проводится [ 30 ] В Бруклине, штат Нью-Йорк, где проживает большое количество населения Вест-Индии, с 1972 года ежегодно проводится «Панорама Steelband» в рамках ежегодного карнавала в честь Дня труда. [ 31 ]
Стилпаны познакомились с жанром джаз-фьюжн такие музыканты, как Дэйв Сэмюэлс и Отелло Молино в 1970-х и Джонатан Скейлз в 2000-х. Они вошли в ранний фьюжн-альбом Morning Dance Спайро Гиры . [ 32 ]
Паннисты
[ редактировать ]Паннист (иногда панист или панмен ) — человек, играющий на стилпэне. Профессиональный паннист может выступать соло, играть со стальным оркестром или аккомпанировать певцам или сольным инструменталистам.
Панисты могут выступать со своими группами на крупных соревнованиях. [ 33 ] и вообще запоминают все, что они выполняют. [ 34 ]
Высшая позиция панниста в стальной ленте Panorama - это капитан. В состав этих больших ансамблей часто входят руководители секций: опытные панисты, которые следят за различными голосами в группе. [ 35 ]
В число влиятельных панистов входят Элли Маннетт , «отец современного стального барабана» и опытный панмэн, и Уинстон «Шпрее» Саймон , изобретатель и опытный игрок на сковороде для «пинг-понга». [ 35 ]
Известные паннисты
[ редактировать ]Музыканты Джимми Баффет и Лорд Китченер известны тем, что сочиняли музыку, позже адаптированную для стальной сковороды. Известные настройщики и продюсеры панорам включают Даррена Дайка , Маппо , Бертрана Кельмана и Германа Гуппи . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Ханг (инструмент) - аналогичный инструмент с выпуклой, а не вогнутой поверхностью.
- Хэндпан — музыкальные инструменты, созданные из ханга.
- Список Калипсо о Steelpan Music
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Всемирный день стилпана» .
- ^ [1]
- ^ Уилкинсон, Берт (9 июля 2024 г.). «Тринидад наконец назвал стилпэн национальным инструментом» . Карибская жизнь . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Штюмпфле, Стивен. Движение стальных лент: формирование национального искусства в Тринидаде и Тобаго (University of Pennsylvania Press, 1995).
- ^ «О стальных кастрюлях» . Справочник СтилПэн . 19 января 2020 г. Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ Дадли, Шеннон; Музыка из-за моста: Дух стального оркестра и политика в Тринидаде и Тобаго , Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2007 г.; ISBN 0-19-532123-5
- ^ Штюмпфле, Стивен (1995). Движение стальных лент: формирование национального искусства в Тринидаде и Тобаго . Издательство Пенсильванского университета. стр. 23–26. ISBN 0812233298 .
- ^ «Роули: Стилпан заменит корабли Колумба на гербе» . Газеты Тринидад Экспресс . 18 августа 2024 г. Проверено 21 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Смит, Анджела (7 июня 2012 г.). Стальные барабаны и стальные ленты: история . Пугало Пресс. п. 16. ISBN 978-0-8108-8343-7 .
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 5 июля 2018 года . Проверено 5 июля 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Краткая история стальной кастрюли» . BBC.com . 24 июля 2012 года . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Штюмпфле (1995). Движение Стилбамд . стр. 178–183.
- ^ Салденья, Роберт (январь 2002 г.). «Еще один взгляд на историю стальной ленты № 1. Эволюция стальной ленты» . Информационный бюллетень Сэма . Архивировано из оригинала 7 августа 2007 года . Проверено 22 февраля 2008 г.
- ^ Джонсон, Ким (2011). « Если у тебя хорошее железо, ты — король», 1939». От жестяной кастрюли до ТАСПО: стальная лента в Тринидаде, 1939–1951 гг . Кингстон, Ямайка: Издательство Вест-Индского университета . стр. 29–37. ISBN 978-976-640-254-9 . OCLC 733093608 .
- ^ «Празднование Стилпана» . www.google.com . Проверено 26 июля 2022 г.
- ^ Ван Дайк Паркс: Стальной оркестр Эссо Тринидад Триполи ; И это очень тяжело
- ^ Холдер, Джеффри. «Барабан на стальных бочонках». Музыкальный журнал 13:5 (май – июнь 1955 г.), 9.
- ^ «Новости для нас: Барабан со стальной лентой Тринидада». Инструменталист, июнь 1961 года, 24 года. Продано компанией Drum City Enterprises из Голливуда, Калифорния; сфотографирован с перкуссионистом студии Лос-Анджелеса Роем Хартом.
- ^ «Панские инструменты» . Архивировано из оригинала 6 января 2009 года . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «Приложение Steelpan Drums и Steelpan с доступом к MIDI-файлам» . Napeinc.com . 3 апреля 2013 года . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Патент на веб-сайте Патентного ведомства США.
- ^ «О ЗМИ» . Архивировано из оригинала 14 июля 2010 года.
- ^ Уильямс, Кристл. «Гармония в Карибском бассейне: создание и раскрытие секретов стальной кастрюли» . Проверено 22 февраля 2008 г.
- ^ «BBC: История мира – Объекты» . Архивировано из оригинала 9 октября 2016 года.
- ^ Jump up to: а б с «Изобретения» . Pantrinbago.co.tt . Архивировано из оригинала 23 января 2009 года . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ см. Дадли (2008) и Томас (1992).
- ^ Штюмпфле; Движение Steelband ; 1995 год; стр.164–7
- ^ Дадли (2007). Музыка из-за моста . стр. 137–150.
- ^ Блад, Сандра Л. «Историческая Панорама вдыхает жизнь и любовь в тело сковороды» . Guardian.co.tt . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ «2004 Великобритания ПАНОРАМА» . www.carnaval.com . Проверено 1 июля 2022 г.
- ^ Аллен, Рэй (2019). Прыгай вверх! : Карибская карнавальная музыка в Нью-Йорке . Издательство Оксфордского университета. стр. 112–142. ISBN 978-0-19-065684-3 . OCLC 1079400580 .
- ^ «Утренний танец - Спайро Гира | Авторы | AllMusic» . Вся музыка . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Салденья, Роберт (май 2005 г.). «Другой взгляд на историю The Steel Band (№ 2, 1945–1949)» . Информационный бюллетень Сэма . Архивировано из оригинала 8 августа 2007 года . Проверено 21 февраля 2008 г.
- ^ Вудалл, Кэролайн (2008). «В центре внимания: Стилпан — игра в De Band» . Разнообразие сейчас . Проверено 21 февраля 2008 г.
21 Журнал New Yorker, страница 17, 20 декабря 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ахо, Уильям Р. «Музыка стального оркестра в Тринидаде и Тобаго: создание народной музыки», Latin American Music Review 8 (1): 26–56, 1987.
- Блейк, Феликс И.Р. Стальная сковорода Тринидада и Тобаго: история и эволюция . ISBN 0-9525528-0-9
- Дадли, Шеннон; Музыка из-за моста: Дух стального оркестра и политика в Тринидаде и Тобаго , Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2007 г.; ISBN 0-19-532123-5
- Дадли, Шеннон К. «Судя по ритму: Калипсо против сока», Ethnomusicology 40 (2): 269–98, 1996.
- Дадли, Шеннон К. Создание музыки для нации: конкуренция идентичностей и эстетики на конкурсе Panorama Steelband в Тринидаде и Тобаго . Кандидатская диссертация; Калифорнийский университет в Беркли, 353 стр., 1997.
- Дадли, Шеннон К. «Сбрасывая бомбу: исполнение и значение Steelband в Тринидаде 1960-х», Ethnomusicology 46 (1): 135–64, 2002.
- Грант, Сай. Стальное Кольцо – Звук и Символ Пана . Macmillan Education, Лондон, 1999. ISBN 0-333-66128-1
- Хельмлингер, Орели. Индивидуальный жест, коллективная память: игра на сковороде на стальных оркестрах Тринидада и Тобаго , Cahiers de musique nationalaux 14: 181–202, 2001.
- Хельмлингер, Орели. Память и ансамблевая игра; Запоминание репертуара стальных оркестров Тринидада и Тобаго. Кандидатская диссертация; Университет Париж X Нантер, Париж, 2005 г.
- Хельмлингер, Орели. «Влияние группы на запоминание репертуара стальных оркестров Тринидада и Тобаго». Материалы 9-й Международной конференции по музыкальному восприятию и познанию, под ред. М. Барони, А. Р. Аддесси, Р. Катерина, М. Коста, Болонья, 2006 г.
- Хельмлингер, Орели. Стальные ленты Тринидада и Тобаго: Когнитивная этномузыкология оркестровой памяти , In Intellectica 48 (1): 81–101, 2008.
- Хельмлингер, Орели. Запоминайте вместе с несколькими людьми. Эксперимент по групповому эффекту в стальных лентах (Тринидад и Тобаго). Запоминание вместе. Эксперименты по групповому эффекту в стальных лентах (Тринидад и Тобаго) . Анналы Фюссен 24: 216–235, 2010.
- Хельмлингер, Орели. Виртуозность как оружие психологической войны , Ateliers d'anthropologie, 35, 2011.
- Кронман, Ульф. Настройка стальных сковородок - Справочник по изготовлению и настройке стальных сковородок . Входит в серию «Музикмузеец срифтер» , 1992. ISSN 0282-8952.
- Мануэль, Питер. Карибские течения: Карибская музыка от румбы до регги , 2-е изд. Филадельфия: Издательство Университета Темпл, 2006. ISBN 1-59213-463-7
- Сигер, П. Стальные барабаны – как на них играть и делать , Дуб. Опубл. Нью-Йорк, 1964 год.
- Штюмпфл, Стивен. Движение стальных полос. Формирование национального искусства в Тринидаде и Тобаго , University of Pennsylvania Press, 287 стр., 1995.
- Томас, Джеффри. Сорок лет стали: аннотированная дискография записей Steelband и Pan, 1951–1991 . Коннектикут, США: Greenwood Press, 1992.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пан Тринбаго
- Нефтяные бочки в кастрюлю
- Пан Джамби
- ПаноГрама
- Разные тембры , 1980, Архив YouTube-канала Онтарио.
- Шеппард, Час (интервьюер); Филипп, Джими (настройщик панорамы) (14 апреля 2023 г.). Превращение нефтяной бочки в инструмент: Джими Филлип делает стальные кастрюли (документальное интервью). Чагуанас, Тринидад . Проверено 27 апреля 2023 г. - через YouTube.