Jump to content

История евреев на Джербе

Интерьер синагоги Эль-Гриба.

История евреев Джербы восходит, по крайней мере, к средневековью, хотя многие предполагают, что она восходит к классической эпохе . Община является одной из последних оставшихся еврейских общин в арабском мире .

Сообщество обычно разделено между двумя деревнями на тунисском острове Джерба , у его южного побережья. Сообщество оставалось небольшим на протяжении всей истории, на пике своего развития насчитывая около 4500 членов, а в 21 веке колебалось в пределах 700. Это одна из самых известных еврейских общин Северной Африки благодаря своему долголетнему существованию, многие из которых совершают ежегодное паломничество в синагогу Эль-Гриба на 33-й день счета Омера . Начиная с середины 20-го века, население общины начало сокращаться из-за создания Государства Израиль . Синагога общины стала жертвой взрыва синагоги Гриба в 2002 году и стрельбы на Джербе в 2023 году .

Основание сообщества

[ редактировать ]

Устные традиции евреев Джербы, а также нееврейского населения острова свидетельствуют о древности евреев в общине, при этом несколько основополагающих легенд датируют прибытие евреев на остров в до н.э., хотя там является отсутствие исторических свидетельств для проверки их утверждений. Тем не менее, некоторые традиции среди общины подтверждают досредневековое еврейское присутствие на острове, например, их литургические обычаи кидуша на Песах или чтение определенных пророков в определенные дни Шаббата . Эти обычаи, зародившиеся во времена Маккавеев , возникли еще до стандартизации еврейской литургии Талмудом . Многие из упомянутых традиций являются общими для других еврейских общин Йемена и Тафилалета , которые известны своей подтвержденной древностью. [ 1 ]

Наиболее распространенная местная история происхождения еврейской общины на Джербе заключается в том, что коэны поселились на Джербе после разрушения Первого Храма императором Навуходоносором II в 586 г. до н.э.. Далее утверждалось, что дверь из разрушенного Храма, а также различные камни из здание было включено в состав местного Храма. [ 2 ] Эта история привела к тому, что многие евреи заявили, что Синагога, как единственная сохранившаяся синагога с фрагментами Первого Храма, является объединителем мирового еврейства, отсюда и ее традиция паломничества. [ 3 ] В этой истории считается, что Дигет, деревня, в которой находится синагога, является искажением еврейского слова «דלת» (удалить), что означает «дверь». Деревня также до 20 века была населена исключительно коэнами. Первое письменное упоминание об этой истории относится к 1849 году в книге Ха-Шомер Эмет , опубликованной раввином Авраамом Хайимом Адади из Триполи .

Существуют также менее популярные легенды, которые связывают еврейскую общину Джербы с периодом, предшествовавшим разрушению Первого Храма, в том числе легенду, в которой говорится, что Иоав , командующий армией царя Давида , основал общину на острове после морских сражений с Филистимляне . Другая история рассказывает, что остров был заселен после экспедиции колена Завулона . Другой утверждает, что местные евреи являются потомками выживших, бежавших из Иерусалима после разрушения Второго Храма в 70 году нашей эры. [ 1 ]

Средний возраст

[ редактировать ]

Первые конкретные исторические свидетельства существования еврейской общины на Джербе относятся к 11 веку. В купеческом письме из Каирской Генизы, датированном 1030 годом, упоминается еврей по имени Абу аль-Фарадж аль-Джерби (аль-Джерби означает «Джербиец» ), живший в Кайруане и торговавший с восточными землями. Другие письма того же периода демонстрируют роль джербийских евреев на средиземноморских торговых путях во времена Византийской империи . Письмо 1060 года адресовано еврею по имени Халаф ибн Фарах аз-Зерби, живущему в Египте и собирающемуся отправиться на Сицилию . Другое письмо написано купцом из Туниса человеку из Фустата и посылает ему 70 золотых динаров, доверенных джербийскому купцу, в обмен на полотно. Имя еврея с острова фигурирует в списке, датированном 1107 годом, в списке нуждающихся, получающих милостыню из Каира . [ 4 ]

Многие документы, датированные XII веком, документируют набег на остров во время нормандского завоевания южной Италии , во время которого было схвачено много евреев. корабля Письмо, датированное 1136 годом, документирует прибытие в Александрию с пленниками, свободу которых выкупила местная община. Один из них, «Исаак, сын раввина Седаки, пленник среди пленников Джербы», представил себя освобожденным из плена в первом известном документе, написанном джербским евреем, в котором он дает показания о своем пребывании в бонаже и пишет из Триполи египтянам, которые купил себе свободу. [ 4 ]

Маймонид писал о евреях Джербы, давая единственное описание культуры общины в средние века. Он заявил:

«Будьте осторожны с некоторыми людьми, которые живут в западном регионе под названием аль-Зирби , который обозначает местности в землях Барбари , потому что они глупы и грубы [...] Бог мой свидетель и судья, что они кажутся мне караимами . которые отвергают устный закон. Им совершенно не хватает ясности ума, будь то работа с Библией и Талмудом или демонстрация агадот и галахот . Некоторые из них являются судьями, но их убеждения и действия в вопросах ритуальной нечистоты подобны убеждениям детей. мерзостей, которые являются народом среди народов, живущих в землях измаильтян . Они отказываются видеть ритуально нечистую женщину, не смотрят на ее лицо и одежду, не разговаривают с ней и не ступают по земле. на которое она ступила, они не едят заднюю часть животного». [ 5 ]

Как подтверждается цитатой Маймонида, между религиозными группами часто возникали столкновения из-за особенностей еврейской общины на Джербе, таких как существование нескольких раввинов-судей ( дайяним ). Они также называли ибадитов , составлявших большинство мусульманского населения на острове, «детьми мерзости». Арабский географ Аль-Идрисси, современник Маймонида, отмечает склонность джербийского сообщества к преувеличению требований ритуальной чистоты. [ 6 ]

Доступно мало информации об исторических событиях, с которыми столкнулось сообщество в средние века. Преследование Альмохадов было кратко упомянуто в стихотворении на иврите, где говорится , что общины Эль-Хаммы , Гафсы и Джербы «уничтожены в полном изгнании». , существовала община евреев Джербы В 13 веке в Палермо , находившемся под нормандской оккупацией . В 1239 году они сформировали общину, отдельную от других евреев в этом районе. Права на выращивание красителя индиго и красителя хны им предоставил король Фридрих II . В течение следующих нескольких столетий были случаи, когда джербанские евреи были обнаружены в респонсах по всему Магрибу, например, Саломон Дюран из Алжира . Многие из ответов посвящены экономическим вопросам и тому, как раввинистическое право с ними взаимодействует. Одним из примеров является передача скота мусульманам во время субботы , что демонстрировало экономический обмен между евреями и мусульманами того времени. [ 6 ]

Современный век

[ редактировать ]

Упоминания о евреях можно найти в налоговых реестрах 18-го века бейликального правительства , которое заставляло евреев платить джизью , традиционную исламскую обязанность, которую зимми (немусульмане, живущие в странах с большинством мусульманского населения) должны были платить в соответствии с исламским законодательством. Есть свидетельства того, что евреи без особых жалоб подчинялись законам и по закону носили другую одежду, чтобы отличаться от мусульман. Им также запрещалось ездить верхом. Один источник рассказывает, как раввин Шауль Ха-Коэн расплакался, узнав об освобождении тунисских рабов в 1846 году, и рассказал своим последователям, что во сне у него было предчувствие, что освобождение евреев последует за освобождением черных рабов. Несколько лет спустя, в 1857 году, Основной пакт Мухаммед-бея отменил дискриминационные меры против евреев. [ 7 ]

Религиозное противостояние иудаизма возникло на Джербе в 18 веке, а также в Триполи и Тунисе. Это интеллектуальное возрождение традиционно приписывается трем марокканским раввинам, которые проезжали через него в Иерусалим . Видя ухудшившееся состояние еврейских общин Северной Африки, они предоставили местное образование. Педагогом Джербана был Аарон Перес . Хотя эта история неточна, поскольку эти люди не были современниками того же периода, установлено, что Перес действительно имел корни на Джербе. [ 8 ] Перес (умер в 1766 г.) известен тем, что установил множество религиозных правил, действующих и сегодня в Джербанском минхаге . Он запретил употребление в пищу продуктов, которые до этого считались кошерными в городе , и ввел трубить в шофар на Рош ха-Шана . [ 9 ]

Отказ от светского образования

[ редактировать ]
Евреи Джербы в 1920 году
Еврейские ученики со своим учителем. Дата неизвестна

В то время как Alliance Israélite Universelle успешно создал сеть школ в Тунисе, евреи Джербы, опасаясь секуляризации, отказались открыть школу AIU в своей общине, аналогично их бойкоту светских школ под французским протекторатом . И это несмотря на давление со стороны известных евреев Туниса и местного Каида . Это решение является уникальным примером в истории альянса. Джербанские раввины отлучили от церкви любого члена, сотрудничавшего с AIU. [ 10 ] потому что они ощущали снижение знаний и религиозной практики после секуляризации. Они продвигали традиционное образование, которое состояло из обязательного раввинского образования только для мужчин. [ 11 ] Джербанцев называли «отсталыми общинами, которых раввины держали в унижении и невежестве, не поддаваясь никакому прогрессу». местными властями. [ 12 ]

Успех типографии

[ редактировать ]

Количество еврейских книг, напечатанных на Джербе с момента создания типографии в 20 веке, было отмечено как исключительное. Для населения, которое никогда не превышало 4500 человек, издано не менее 600 книг. [ 13 ] Книги предназначались в первую очередь для местной общины, а также других еврейских общин на юге Туниса и в странах Магриба. Некоторые книги были написаны профессиональными учеными, но многие были написаны обычными ремесленниками. [ 14 ]

До появления в Джбере печатного станка общине приходилось импортировать через торговлю религиозные произведения, необходимые для изучения иудаизма. Следовательно, книги на острове были редкими и дорогими. [ 14 ] Чтобы публиковать свои собственные произведения, им приходилось передавать печать в Ливорно , типографии Италии или даже в Палестину . В 1903 году раввин Давид Айдан установил первый печатный станок, который пользовался популярностью на протяжении 30-х годов. Издавались также труды мудрецов предыдущих поколений региона, а на острове было целых пять типографий, принадлежавших евреям. Большинство книг было опубликовано либо на иврите, либо на иудео-тунисском арабском языке. К 1980-м годам на Джербе все еще существовало две типографии на иврите. [ 15 ]

Отправление

[ редактировать ]
Паломничество в синагогу Гриба в 2019 году

Хотя в 21 веке на Джербе все еще существует община, с 1950-х годов произошло множество массовых отъездов, в первую очередь в Израиль, а некоторые - во Францию . Эмиграция джербанских евреев была мотивирована как экономической ситуацией в Тунисе, так и ухудшением отношений между мусульманами и евреями с момента создания Государства Израиль . Три волны отъезда: первая в 1948 году после обретения Израилем независимости, вторая в 1968-1969 годах под давлением президента Хабиба Бургибы после Шестидневной войны и третья волна в 1980-е годы из-за ухудшения отношений — все это существенно истощило Израиль. Еврейское население острова. [ 13 ]

В 1985 году тунисский солдат, дислоцированный в Джербе, открыл огонь по территории синагоги Гриба, убив пять человек, четверо из которых были евреями. [ 16 ] [ 17 ] Еще одно нападение произошло в 2002 году , его совершил 25-летний франко-тунисец, связанный с «Аль-Каидой» . В 2023 году член Национальной гвардии открыл огонь по синагоге во время ежегодного паломничества, убив пять человек, двое из которых были верующими, прежде чем другой член Национальной гвардии застрелил стрелка. [ 18 ]

Демография

[ редактировать ]

Еврейская община Джберы насчитывала 3800 человек в 1926 году, а к 1946 году выросла до 4300. Если бы рост продолжался такими же темпами, как и общее население Туниса, к 1980-м годам на острове проживало бы 15 000 евреев. Однако ко второй половине 20 века волны эмиграции опустошили общину. Число евреев в Джбербе значительно сократилось в ближайшие десятилетия. [ 19 ]

Историческое население Истории евреев Джербы
(Источник: Хаталь, Авраам, изд. (1979). Взгляды на евреев Туниса . Присутствие иудаизма. Пэрис: Мишель. ISBN  978-2-226-00789-6 . ; Лассер, Фредерик; Лешом, Алин (2003). Прессы Университета Квебека (ред.). Территория мысли (на французском языке). Квебек. ISBN  978-2-7605-1224-5 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .)
Год 1909 1921 1926 1931 1936 1946 1956 1976 2003
Население 3000 (оценка) 3,779 3,828 4,098 4,109 4,294 2,864 1,100 700 (восток)

География

[ редактировать ]
Расположение Хара Кбира и Хара Сгира на Джербе
Дочерние общины Джербы и другие миграции джербийцев, образующие архипелаг вокруг острова.

Еврейское население Джербы разделено между двумя конными заводами : деревнями, которые оставались исключительно еврейскими до 20 века. Хара Сгира (маленький квартал), также называемый Дигет, недалеко от Грибы, и Хара Кбира (большой район), в шести километрах к северу и ныне входящий в состав Хумт-Сука , крупнейшего города острова. [ 20 ] В то время как еврейское население Магриба, как правило, было сконцентрировано в определенных кварталах преимущественно мусульманских городов, Джерба ​​могла быть, по словам Жака Тайеба, «единственным еврейским районом в Магрибе, где есть два полностью еврейских города, что немного похоже на штетлы Восточной Европы». ." [ 21 ]

Согласно интерпретации Валенси и Удовича , «две деревни органически связаны и в то же время структурно противоположны». Сгира традиционно ассоциируется с Ближним Востоком , благодаря легенде, что ее основали жрецы Храма. Долгое время здесь жили только коэны . Жители Кбира говорят, что их происхождение связано с миграцией с Запада. В 19 веке мигранты из Джербы заселили города вокруг Туниса, образуя архипелаг, расходящийся вокруг Джербы.

Община Татуин была основана мирагнтами из Ширы, а общины Бен Гардан , Меденин и Зарзис — кбиранцами. Различная фильтрация подразумевает, что до реформ во время независимости Туниса религиозная юрисдикция осуществлялась независимо от другого конного завода. [ 20 ]

Синагоги

[ редактировать ]
Синагога Дайтия в Хара-Кбира, увенчанная барабаном с двенадцатью окнами, символизирующими двенадцать колен Израиля.

На Джербе было целых 20 синагог при пиковом населении в 4500 человек. Примерно один на каждые 100 верующих, при этом женщины не посещают места отправления культа. В 1980-е годы их еще действовало 17. Синагога в Хумт-Суке названа в честь ее основателей, Париентес, семьи евреев Гранас [ фр ] из Италии. Есть еще одиннадцать из Кбира, названных в честь раввинов, таких как раввин Бецалель, Элиезер и Брагем, или в честь их семей-основателей (например, Дайтия из Сгиры и трабелсия из Триполи). В Сгире есть пять синагог, в которых есть иешивы . [ 22 ]

За исключением синагоги Гриба , все синагоги Джербы и окрестных общин были построены по аналогичной модели. Все они имеют особенности разделения, имеют крытый и открытый зал, обращенный в сторону Иерусалима, который можно использовать для молитвы. Открытое помещение в основном используется летом. Во время Суккота здесь проводится сукка. два миньяна Иногда одновременно проводятся . В задней части крытой комнаты находится хекхаль , где хранятся свитки Торы. В более богатых синагогах стены покрыты синей фаянсовой посудой и имеют ниши, куда кладут книги, а по всей длине проходят скамьи, покрытые циновкой, для учебы и отдыха. На стене висят закрытые коробки цедеки , соответствующие различным благотворительным организациям для раввинов Израиля и содержанию школ. На крыльях хехаля расположены серебряные бляшки в форме рыбы, руки и кадильницы , на которых написаны имена умерших членов общины, а также зажжены свечи в их память. Обычно джербанцы вспоминают память умерших родственников, а не на кладбищах, в синагогах. Некоторые синагоги увенчаны барабаном с двенадцатью окнами, символизирующими двенадцать колен Израилевых . [ 22 ]

Вокруг синагог часто располагаются другие постройки меньшего размера, часто кладбища. Иногда поблизости также находятся библиотеки и учебные заведения. [ 22 ]

Генетические исследования

[ редактировать ]

Особый интерес для исследователей представляет еврейская община на острове Джерба, традиции которой восходят к временам разрушения Первого Храма. Два исследования попытались проверить древность общины:

  1. Первый был проведен Жераром Люкоттом и его коллегами в 1993 году. [ 23 ]
  2. Второе было сделано антропологом Францем Манни и его коллегами в 2005 году. [ 24 ]

Исследования пришли к выводу, что отцовское генетическое наследие евреев на острове отличалось от присутствующих арабов и берберов . Люкотт показал, что 77,5% протестированных образцов относятся к гаплотипу VIII (аналогично гаплогруппе J). Второй показал, что 100% еврейских выборок относятся к гаплогруппе J2 . Исследование Манни предполагает, что ранняя колонизация Джербы маловероятна, в то время как Лукотт утверждает, что трудно определить, представляет ли высокая частота J наследственное родство с евреями до изгнания. Оба исследования показывают, что отцовское генетическое наследие североафриканских евреев Джербы в основном происходит с Ближнего Востока, со значительным меньшинством берберской ДНК.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Валенс и Удович 1984 , с. 8.
  2. ^ Тайеб 2000 , с. 24.
  3. ^ Меддеб, Абдельвахаб; Стора, Бенджамин, ред. (2013). История еврейско-мусульманских отношений: от истоков до наших дней . Издательство Принстонского университета. п. 926. ИСБН  9781400849130 .
  4. ^ Jump up to: а б Валенс и Удович 1984 , с. 11.
  5. ^ Хиршберг, Хаим Зеев (1974). История евреев в Северной Африке . Том. I: От античности до шестнадцатого века. Лейден: Издательство Brill . п. 165. Моисей Маймонид, Иггарот у-Шелот у-Техубот, Амстердам, 1712, стр.3а,
  6. ^ Jump up to: а б Валенс и Удович 1984 , с. 12-13.
  7. ^ Валенси и Удович 1984 , с. 14.
  8. ^ Валенси и Удович 1984 , с. 16-17.
  9. ^ Валенси и Удович 1984 , с. 18.
  10. ^ Цур, Ярон (2003). Феллоус, Соня; Историческое общество евреев Туниса (ред.). Евреи и мусульмане в Тунисе: братство и разногласия; материалы международной конференции в Париже, Сорбонне, организованной Обществом истории евреев Туниса и Тунисским университетом I, 22 – 25 марта 1999 г. «Еврейско-мусульманские отношения в Тунисе от средневековья до наших дней», комбинированные перспективы» (на французском языке). Париж: Somogy Éditions d’Art. п. 178. ИСБН  978-2-85056-632-5 .
  11. ^ Валенси и Удович 1984 , с. 90-92.
  12. ^ Валенси и Удович 1984 , с. 20-21.
  13. ^ Jump up to: а б Кабла, Габриэль (весна 1994 г.). «Еврейская община Джербы: секреты устойчивости» . Слияния Средиземноморья (10). ISSN   1148-2664 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 ноября 2021 г.
  14. ^ Jump up to: а б Валенс и Удович 1984 , с. 88-89.
  15. ^ Валенси и Удович 1984 , с. 94-95.
  16. ^ «Евреи Туниса» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 19 декабря 2023 г.
  17. ^ «Берсерк Тунисский открывает огонь по группе» . Майами Геральд . 09.10.1985. п. 11 . Проверено 25 декабря 2023 г.
  18. ^ "Видео. Теракт в Тунисе: пятеро погибших в синагоге на Джербе" . Le Monde.fr (на французском языке). 10 мая 2023 г. Проверено 19 декабря 2023 г.
  19. ^ Валенси и Удович 1984 , с. 61.
  20. ^ Jump up to: а б Валенс и Удович 1984 , с. 29-31.
  21. ^ Тайеб 2000 , с. 99.
  22. ^ Jump up to: а б с Валенс и Удович 1984 , с. 124-125.
  23. ^ Люкотт, Г.; Дэвид, Ф.; Берриш, С. (июнь 1996 г.). «Гаплотип VIII Y-хромосомы является предковым гаплотипом у евреев» . Биология человека . 68 (3): 467–471. ISSN   0018-7143 . ПМИД   8935325 .
  24. ^ Манни, Франц; Леонарди, Паскаль; Патен, Этьен; Берреби, Ален; Ходжет эль-Хиль, Хусейн; Скорецкий, Карл; Розенгартен, Дрор; Руба, Хасан; Привет, Эвелин; Феллоус, Марк (1 июня 2005 г.). «Y-хромосомный портрет населения Джербы (Тунис) для выяснения его сложной демографической истории» . Бюллетени и мемуары Парижского общества антропологии . 17 (1–2): 103–114. дои : 10.4000/bmsap.956 . ISSN   0037-8984 .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c160815e93e3ffef879e66501f9d7cea__1725115560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/ea/c160815e93e3ffef879e66501f9d7cea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Djerba - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)