История евреев в Ливорно
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2012 г. ) |

Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев Лиорна в Ливорно (английский: Ливорно ; Ладино : Лиорн или го ), Италия, документируется с 1583 года, когда в городе поселились потомки изгнанников из Испании и Португалии в конце 15- . века Первоначально они были заселены евреями-сефардами из Пизы . Еврейская община Ливорно , хотя и была самой молодой среди исторических еврейских общин Италии, в течение некоторого времени была ведущей: ее члены добились политических прав и богатства, а также внесли свой вклад в науку в процветающем портовом городе. Были созданы многочисленные еврейские школы и благотворительные учреждения.
Ливорно торговал с Северной Европой и Левантом , но в конце 19 века пришел в упадок после потери статуса свободного порта. Из пиковой численности населения сефардов в этот период в 10 000 евреев к 1904 году в Ливорно осталось в общей сложности 3 000 евреев, многие из которых эмигрировали в другие города и страны, где они были известны как Грана ( قرانة ) на иудео-арабском языке или Горнейим ( גורנים ). на иврите – оба произошли от демонима «Ливорнез».
История
[ редактировать ]Первые следы еврейского поселения встречаются в документах примерно 1583 года. Семья Медичи , работая над развитием города, его торговли, порта, набрала множество новых поселенцев из Греции и Османской империи. Испанские марраны также нашли там убежище в 1590 году. В 1591 году, а затем в 1593 году Фердинандо I Медичи, великий герцог Тосканы, издал хартию, гарантирующую всем иностранцам, желающим поселиться в Ливорно, включая евреев, самые широкие права и привилегии. Это обещание привлекло многих евреев. Еврейская община Пизы получила привилегию основать филиал в Ливорно с синагогой и кладбищем. В 1597 году евреи Ливорно получили автономные права как община и в 1603 году построили синагогу .
Права и привилегии
[ редактировать ]Еврейской общине была предоставлена полная юрисдикция в гражданских делах с участием евреев и в некоторых мелких уголовных делах. В 1593 году администрация герцога назначила специального судью еврейского суда; приговор его мог быть обжалован только с разрешения великого князя. Поскольку возникли разногласия относительно пределов юрисдикции, великий князь постановил, что суровые наказания, такие как смертная казнь и каторга, должны утверждаться государственным судом. Ливорнская община имела право наследования во всех еврейских случаях, когда умерший умер без естественных или законных наследников.
Когда была основана еврейская община (в 1593 году), ее директора были уполномочены предоставлять охранные грамоты и иммунитет в отношении предыдущих преступлений и долгов всем евреям, поселившимся в Ливорно. Директора общин приняли решение о приеме новых поселенцев большинством в две трети голосов. Право неприкосновенности в случае предыдущих преступлений вскоре было отменено великим князем.
Когда Тоскана была включена в состав Французской империи в 1808 году, французы установили свой закон и упразднили еврейский суд, а также аннулировали право наследования общины. Еврейский суд был возрожден в 1814 году, но с ограниченной юрисдикцией, ограничивавшейся вопросами, касающимися брачного права. В 1822 г. подобные дела были переданы и в городские суды; руководители еврейской общины сохранили за собой право давать консультативные заключения. С 1866 года и объединения Италии Гражданский кодекс и гражданский брак распространяются на всех жителей Ливорно, как и во всем Королевстве Италия.
В 1786 году администрация великого герцога Тосканы ограничила иммунитет евреев от долгов только теми долгами, которые были понесены более четырех месяцев назад. Это правило сохранялось до 1836 года. Однако право натурализации оставалось в силе до 1859 года, когда евреи получили полное гражданство объединенной Италии.
Налоги
[ редактировать ]С самого начала еврейская община имела право взимать налоги для покрытия своих расходов. Это право подтверждалось в 1715, 1782 и 1814 годах. В 1829 году оно было расширено. Община установила следующие налоги:
- Ẓorke ẓibbur — ½ процента их дохода, выплачиваемого всеми евреями, живущими в Ливорно или занимающимися там торговлей или коммерцией и имеющими годовой доход более 1500 лир.
- Diritto nazionale — пошлина на все товары, импортируемые или экспортируемые евреями через порт Ливорно, по ставке ⅛ процента для евреев-резидентов и ¼ процента для евреев-нерезидентов. Купцы были обязаны вести в своих книгах специальную графу для этого налога.
- С 1767 г. введен особый налог на частные синагоги, чтобы предотвратить их умножение.
- Специальный налог на мясо, забитое по еврейскому ритуалу ( кошерному ).
Позже община постепенно отменила эти отдельные налоги и собрала средства за счет единого налога, sussidio obbligatorio , для покрытия всех нужд общины.
Конституция 1780 года
[ редактировать ]Когда муниципалитет был реорганизован в 1780 году, еврейские домовладельцы были объявлены имеющими право на должности в генеральном совете города, хотя они были исключены из магистратуры. Евреи не избирались в совет народом, но один представитель был выбран от их имени великим князем из ряда имен, предложенных общиной. Еврейский депутат принимал участие в муниципальном управлении как представитель интересов ливорнского еврейства, имея те же привилегии и зарплату, что и христианские магистраты. Муниципальная конституция 1808 года, принятая во Франции, отменила эту привилегию; но оно было возобновлено в 1816 г. Оно оставалось в силе до 1858 г.; после объединения евреи получили право занимать все муниципальные должности.
Организация
[ редактировать ]В 1593 году община учредила совет из пяти членов, получивший название «капи» или «массари делла синагога», для управления делами. Это должны были быть видные, зажиточные купцы; они избирались сроком на один год и не могли быть немедленно переизбраны. Из-за нарушений во время выборов в 1637 году великий герцог постановил, что массари должна назначаться по жребию общиной Пизы. В 1642 году из-за неоднократных нарушений были приняты новые методы. Пять массари назначались из совета из пятидесяти человек, выбранных из числа всех купцов и домовладельцев старше двадцати пяти лет. В 1667 году община учредила совет из двенадцати депутатов, избираемых пожизненно, помимо массари . Кроме того, существовал совет из сорока «способных и способных граждан» в трех комиссиях, из которых массари выбирались . В 1693 г. был учрежден большой совет из шестидесяти членов, обладающий всеми правами современного парламента; Двадцать членов этого совета заседали поочередно каждый год, причем весь орган созывался только в важных случаях. По этой конституции (т.е. конституции 1693 г.) административная корпорация была разделена на два органа: законодательный и исполнительный. Оно оставалось в силе лишь короткое время.
В 1715 году великий князь назначил трёх членов великого совета «цензорами» сроком на два года. Они были уполномочены проверять бухгалтерские книги общины и контролировать ее расходы. После исчезновения Дома Медичи герцог Лотарингии утвердил конституцию с небольшими изменениями. Это было подтверждено еще раз в 1803 году при недолговечном королевстве Этрурия . В этот период еврейская община жила по принципу, согласно которому все члены мужского пола были обязаны занимать общинные должности. Великий князь назначил и выплачивал зарплату канцлеру для помощи еврейской администрации.
История с 1808 года.
[ редактировать ]
Когда французы установили власть в 1808 году, привилегии, а также конституция еврейской общины были временно отменены. Ливорно получил консисториальную конституцию, разработанную Великим Синедрионом Парижа в 1806 году, и стал резиденцией консистории Средиземноморского округа. 6 сентября 1810 года община назначила двух раввинов и трех мирян членами этой консистории.
В 1814 году, после окончания французского правления, великий герцог разрешил возродить старую конституцию; он назначил трех массари сроком на три года и совет из сорока человек на всю жизнь. В 1861 году, с образованием Королевства Италия , старая конституция была полностью отменена. Во время следующего междуцарствия общиной управляли три члена. В 1881 году община была окончательно реорганизована с принятием новых статутов, соответствующих принципам большинства итальянских общин.
В 1915 году итальянский еврейский писатель Гвидо Бедарида переехал в город и позже стал одним из важнейших источников уникального диалекта иудео-итальянского языка, известного как багитто . [ 1 ]
Евреи Ливорно не подвергались преследованиям и не подвергались никаким ограничениям на протяжении всего времени их проживания в городе вплоть до фашистского периода, начавшегося в 1930-е годы. Они внесли большой вклад в развитие торговли и промышленности, поскольку Ливорно превратился из маленькой рыбацкой деревни в богатый и могущественный торговый центр. Вместе с греками и армянами евреи доминировали в части торговли. Путешественник XVII века говорит, что христианам приходилось соблюдать субботу из-за евреев. Община, состоявшая в основном из потомков испанских и португальских иммигрантов, сохранила свои древние традиции. Вплоть до девятнадцатого века коммунальные дела частично велись на португальском языке; ) ; в синагоге соблюдался испанский ритуал (сефардский важные хафтарот были переведены на португальский язык или ладиньо ; и проповеди читались на этом языке. Евреи также сохранили аристократизм и уверенность в себе, свойственные им в своих испанских домах. В 1603 году была построена синагога, которая стала одним из лучших архитектурных памятников города.
Сообщество также интересовалось общим благосостоянием; они выкупили пленников, высаженных в Ливорно. Члены организации оказывали благотворительную помощь менее удачливым евреям в других странах. В 1648 г. они ввели специальный налог в пользу польских евреев. Они присоединились к Вселенскому израильскому альянсу . В разные периоды еврейская община Ливорно насчитывала 10 000 человек; еще в 1848 году их численность оценивалась в 7000 человек. Поскольку торговля города пришла в упадок, многие эмигрировали в другие города и страны. К 1904 году в городе оставалось около 3000 евреев. Сообщество, ранее столь богатое, сильно обеднело после того, как город потерял статус свободного порта.
Ливорно сильно пострадал во время Второй мировой войны , в том числе серьезно пострадала синагога от бомбы. По меньшей мере 90 евреев из Ливорно были отправлены в концентрационные лагеря, а другие были убиты в близлежащих горах, где находилось значительное присутствие немецкой армии. [ 2 ] Синагогу снесли и на ее месте построили новое здание в современном стиле, введенное в эксплуатацию в 1958 году. Оно открылось в 1962 году.
Отношения с другими сефардами
[ редактировать ]Раввинат Ливорно был широко известен своей ученостью, поскольку он привлекал новых ученых членов с Востока и имел связи с сефардами Амстердама и Лондона . Многие купцы также посвятили себя учебе, изучая медицину, астрономию, философию и классику. Благодаря своей связи с Востоком Ливорно всегда был центром каббалистов , особенно во времена субботних споров. В XIX веке в городе еще находили поддержку каббалисты и мистики.
Община Ливорно служила связующим звеном между испанскими и португальскими евреями и общинами восточных сефардов и мизрахи арабских средиземноморских стран. Это был обменный пункт традиций между двумя группами. Например, его музыкальная и канторская традиция, хотя и была связана с традициями других испанских и португальских общин, находилась под влиянием еврейских общин по всему Средиземноморью, куда, в свою очередь, была экспортирована традиция Ливорно. Многие торговцы поддерживали присутствие как в Ливорно, так и в странах Северной Африки, таких как Тунис . Те, кто постоянно поселился в Османской империи, сохранили свое тосканское или итальянское гражданство, чтобы воспользоваться преимуществами османской капитуляции . В Тунисе существовала община Juifs Portugais , или L'Grana ) и (разумеется) считающая себя выше них (Ливорнесцы), отдельная от коренных тунисских евреев ( Туанса . [ 3 ] Меньшие еврейские общины того же типа (не только ливорнские) существовали и в других странах, например в Сирии, где они были известны как сеньоры Франкос. Обычно их было недостаточно много, чтобы основывать собственные синагоги, и вместо этого они собирались для молитвы в домах друг друга.
Многие евреи также эмигрировали в Алжир, Египет, Францию и Ливию, чтобы заработать на иностранных инвестициях своих стран. В некоторых случаях, как, например, в случае с семьей Мендоса и Моссери, переезжали целые семьи, способствуя тем самым развитию еврейских общин в преимущественно исламских государствах.
Фонды
[ редактировать ]Среди множества благотворительных фондов особенно выделялись школы, имевшие когда-то широкую известность. Помимо большой синагоги, здесь было множество часовен (две названы в честь раввинов Эргаса и Азулая). Еврейские учреждения включали следующее:
- Beneficenza Israelitica , организованная в 1683 году при поддержке специального налога и предназначенная для помощи общинной бедноте, а также для выкупа заключенных. Позже его деятельность ограничилась помощью неимущим. Попечители были в то же время попечителями общинных школ Pie Scuole Israelitiche di Livorno, которые, будучи богато обеспеченными, были гордостью общины. Еще в начале XIX века существовало две еврейские школы: начальная трехклассная и высшая шестиклассная; вместе они получили фонд в 86 000 флоринов. Впоследствии школы получили завещание от семьи Франкетти. Около 1900 года они включали детский сад ( «asili infantili» ), начальную школу для мальчиков и девочек, школу рисования для мальчиков, обучающихся ремеслу, и ремесленную школу для девочек. Обучение велось как по светским, так и по религиозным предметам. С этими школами была связана раввинская семинария ( «istituto rabbinico» ), в которой в дополнение к обычному курсу колледжа преподавали продвинутый иврит, раввинскую науку и теологию. Это были одни из самых богатых еврейских учебных заведений того периода, имевшие такие завещания, как большое наследство Самуэле дель Маре (1885 г.) и фонд для распределения премий за научные работы.
- Spedale Israeltico , основанный в 1826 году Соломоном Абудархамом и обогащенный за счет завещаний его родственников и семьи Франкетти (здание открыто в 1863 году).
- Моар Абетулот («maritare donzelle»), основанный в 1644 году известными испанскими семьями для обеспечения невест приданым и оказания помощи обедневшим членам. Членство и управление этим учреждением передавались по наследству. Будучи семейным фондом, он сохранил генеалогии всех своих членов.
- Мальбиск Харумим , Vestire Poveri, учрежден в 1654 году для одежды бедняков, особенно учителей и учеников еврейских школ.
- Опера Пиа Франко , основанная Джозефом Франко в 1772 году для развития раввинских исследований, предоставления приданого бедным невестам и поддержки евреев в Палестине.
Все эти фонды были вынуждены изменить свои уставы и правительство в соответствии с итальянским законом об управлении благотворительными учреждениями.
Между 1650 и 1657 годами в Ливорно была основана еврейская типография. В 1703 году был основан еще один. Они напечатали множество молитвенников , которые были распространены на Востоке, а также множество каббалистических произведений.
Кухня
[ редактировать ]Ливорнская кухня в значительной степени сформировалась благодаря еврейской общине сефардских торговцев и торговцев-конверсо, которые через свои обширные торговые сети представили продукты Нового Света, такие как помидоры, тыква, кукуруза и фасоль. Португальские конверсос, составлявшие большую часть еврейской общины Ливорно, также принесли с собой богатое кулинарное наследие, в том числе такие блюда, как триглие алла мозаика ( кефаль с помидорами), рецепты на основе тыквы и сладости, такие как уова филат (нити яичного желтка, приготовленного в сиропе), Монте-Синай, бокка-ди-чама ( миндальный пирог без муки ), скоделлини и шоколадные пирожные. На последних повлияли их связи с сообществом конверсо в Амстердаме. Это сообщество стало пионером в производстве шоколада, используя какао , поставляемое «Новыми христианами» из Южной Америки. [ 4 ]
Библиография Еврейской энциклопедии
[ редактировать ]- Antologia Israelitica, i., ii., Ливорно, 1901;
- Г.Б. Деппинг, «Евреи в средние века» , стр. 372–373;
- И. Риньяно, Израильский университет Ливорно и совершаемые им благочестивые дела , ib. 1890 г.;
- Виволи, Анналы Ливорно , iii., iv.
- Для школ: Allgemeene Vaterlandsche Letter , стр. 353 и последующие, Упражнения, 1805 г.;
- Суламифь, II. 1, 145 и последующие;
- Зунц , Г.С. и. 94;
- комп. Corriere Israeltico, xi. 141.
- О типографии: Штейншнейдер , Еврейская типография , стр. 62–63.
- Для раввинов: Мортара, Индиче . Также такие статьи в Энциклопедии иудаики, как Эргас, Джозеф бен Эмануэль и Малахи бен Якоб На-Коэн.
Другие ссылки
[ редактировать ]- Серусси, Эдвин: « Ливорно: перекресток в истории сефардской религиозной музыки », из книги Горовица и Орфали (редактор), « Средиземноморье и евреи: общество, культура и экономика в раннее Новое время».
См. также
[ редактировать ]- История евреев в Калабрии
- История евреев в Неаполе
- История евреев на Сицилии
- История евреев в Триесте
- История евреев в Турине
- История евреев в Венеции
Другой
[ редактировать ]- История евреев в Италии
- История евреев в Римской империи
- Испанские и португальские евреи
- Синагога Ливорно
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сефардские горизонты» . www.sephardichorizons.org . Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ «Еврейская община Ливорно» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- ^ Эцион Корен, Нимрод, Ливорнское еврейство в Тунисе: опыт диаспоры в объединении Италии и за ее пределами, 1830-1939 гг . (21 июля 2018 г.). Журнал образования, общества и поведенческих наук, Vol. 26, Вып. 2, 1-10, 2018.
- ^ Роден, К. (2008). Блюда евреев Италии: исторический обзор. Евреи Италии: память и идентичность , 349–356.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт сообщества (домашняя страница на английском языке)
- История и генеалогия евреев Ливорно, Ливорно
- Еврейский Ливорно, Ливорно
- Фердинандо I Де Медичи, Документ, приглашающий еврейских торговцев поселиться в Ливорно и Пизе, на итальянском языке, Рукопись на пергаменте, Флоренция, Италия, 10 июня 1593 г. (факсимиле)
- Еврейская община Ливорно , Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Ливорн» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.