История евреев в Венеции
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2011 г. ) |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|

История еврейской , общины Венеции , столицы Венето региона итальянского известна со времен средневековья.
Средневековая история
[ редактировать ]Несмотря на чередование моментов «разрешения» и «запрета», число и значение евреев в Венеции значительно выросли. 29 марта 1516 года дож Леонардо Лоредан и сенаторы издали Венецианской республики указ об официальной изоляции евреев Венеции. [1]
Венецианское гетто
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2022 г. ) |
Начиная с 1516 года, республика обязала евреев проживать в той части города, где в древние времена располагались литейные заводы , известные по-венециански как гето , носить идентификационные знаки и управлять городскими ломбардами по ставкам, установленным Ла Светлейшая . В венецианском гетто , разделенном на две части, гетто веккьо и гетто нуово , в 1516 году проживало около 700 евреев. случай войны. Еще одним постановлением, существовавшим в отношении венецианского гетто, было ограничение для еврейских купцов невенецианского происхождения, желающих работать в Венеции. Это ограничение возникло в 1541 году. В существующем гетто еврейским купцам, едущим в Венецию, практически не было места для проживания, и для всех евреев требовалось жить в венецианском гетто, даже если оно было временным. С разрешения и по усмотрению правительственных чиновников еврейским купцам, временно проживающим в Венеции, было разрешено переехать в Венецию. гетто веккьо под предлогом того, что никто из них не переедет в Венецию навсегда и не привезет с собой свои семьи. [2]
Первыми евреями, подчинившимися указу, были ашкенази из Центральной Европы. Раньше они плавили металл, гетто по-венециански, это был их второй вариант дохода. Другим вариантом была продажа подержанных вещей и одежды. Когда пришли немцы, их гортанное произношение изменило венецианский термин с гетто на гетто , в результате чего слово до сих пор используется для обозначения различных мест выемок. Гетто закрывалось каждую ночь с 18:00 до 12:00 следующего дня. Лодки христианской стражи прочесывали окружающие каналы, чтобы воспрепятствовать ночным нарушениям. Так родилось первое гетто в Европе. , известные как Сколе , Синагоги венецианского гетто были построены между началом 16 и серединой 17 веков. (Слово сколе (σχολή) можно сравнить с идишской синагогой , немецкой школой , итальянской скуолой или английской школой .) Каждая представляла собой отдельную этническую группу, которая стабильно обосновалась здесь и получила гарантию религиозной свободы: немцы и Кантон Скоул практиковал ашкеназский обряд; итальянский – итальянский обряд, а левантийский и испанский – сефардский обряд. Несмотря на несколько более поздних вмешательств, эти синагоги со временем остались нетронутыми и свидетельствуют о важности венецианского гетто. Обнаруженные здесь необычные высокие здания были разделены на этажи нестандартной высоты, демонстрируя, как с годами увеличивалась плотность населения.
Современная эпоха
[ редактировать ]После падения Венецианской республики в 1797 году Наполеон издал декрет о прекращении еврейской сегрегации и приравнивании евреев к другим гражданам. Это положение стало окончательным, когда Венеция была присоединена к Итальянскому королевству.
Расцвет фашизма и Холокост
[ редактировать ]
В сентябре 1938 года обнародование фашистских расовых законов лишило евреев гражданских прав, и еврейская община вступила в трудный период под руководством сначала Альдо Финци, а затем (с июня 1940 года) профессора Джузеппе Йоны. [3]
В сентябре 1943 года Италия превратилась из союзника нацистской Германии в оккупированную страну, и нацисты начали систематическую охоту на евреев в Венеции, как и в других итальянских городах. 17 сентября профессор Йона покончил жизнь самоубийством. [4] вместо того, чтобы передать немецким властям список жителей еврейской общины. [5]
В ноябре 1943 года евреи были объявлены «вражескими иностранцами» в соответствии с манифестом Итальянской Социальной Республики , подлежат аресту и конфискации их имущества. Хотя некоторым евреям удалось бежать в нейтральную Швейцарию или оккупированную союзниками южную Италию, более двухсот были задержаны, большинство из них в период с 5 декабря 1943 года (когда было арестовано около 150 человек) до конца лета 1944 года. Их держали в городском колледже Марко Фоскарини. женская тюрьма на Джудекке , тюрьма в Санта-Мария-Маджоре, а затем в концентрационном лагере Фоссоли , прежде чем их в большинстве случаев депортировали в Освенцим-Биркенау в 1944 году. Casa di Ricovero Israelitica (включая главного раввина Венеции Адольфо Оттоленги, который решил проследить за судьбой своих товарищей по депортации) и 29 человек из еврейской больницы. [6] Большинство арестованных летом 1944 года провели время в концентрационном лагере Рисьера-ди-Сан-Сабба в Триесте. Хотя часто приводится цифра в двести пять евреев, депортированных из Венеции в период с ноября 1943 по август 1944 года, один источник приводит более высокую цифру — 246, включая тех, кто был депортирован в Триест, некоторые из которых там умерли, и меньшее количество арестованных. после этого момента вплоть до конца войны. [7] Лишь восемь еврейских жителей Венеции вышли из лагерей смерти. Еврейское население Венеции в 1938 г. (2000 г.) сократилось к концу войны до 1500 человек. [8] или в каких-то источниках [9] [10] 1050.
Мемориальную доску жертвам Холокоста в Венеции можно увидеть на площади Кампо-дель-Гетто-Нуово в Венеции, рядом с мемориальной скульптурой Арбита Блатаса . Главный раввин Адольфо Оттоленги также увековечен здесь на мемориальной доске, а также в мемориальном лесу в Местре. [11]

Сегодня
[ редактировать ]
Бывшее гетто теперь является оживленным и популярным районом города, где сохранились религиозные и административные учреждения еврейской общины и ее пять синагог.
Библиотека
[ редактировать ]Библиотека и архивы Ренато Маэстро были открыты в венецианском гетто на частные средства в 1981 году.
Его главная цель — сделать широкий спектр ресурсов по иудаизму , еврейской цивилизации и особенно истории итальянских и венецианских евреев доступными для широкой публики, а также способствовать распространению знаний по всем этим предметам. Библиотека располагает большой коллекцией документов и публикаций о еврейской общине 17 века.
Каталог современных книг насчитывает 8000 наименований на итальянском, английском, французском, немецком и иврите. Каталог древнееврейских книг включает 2500 томов (16–19 вв.). Библиотека подписана на тридцать пять периодических изданий и еще несколько, всего сто.
Язык
[ редактировать ]Еврейская община Венеции имела свой собственный язык, диалект иудео-итальянского языка, известный как иудео-венецианский. Хотя сейчас он вымер, он подтверждается различными письменными текстами и был основан на венецианском языке с множеством заимствований из иврита . [12]
Музей
[ редактировать ]Еврейский музей Венеции расположен на площади Кампо гетто Ново, между двумя древнейшими венецианскими синагогами. Это небольшой, но богатый музей, основанный в 1953 году еврейской общиной Венеции.
Показанные публике драгоценные предметы, важные образцы ювелирного и текстильного производства, изготовленные в период с 16 по 19 века, являются ярким свидетельством еврейской традиции.
Первый зал музея посвящен серебряным изделиям, напоминающим о важнейших еврейских праздниках, начинающихся с Шаббата (окна 1 и 2).
С объектами, отображаемыми в окне 3, представлены Дни покаяния, Рош ха-Шана и Йом Кипур, открывающие еврейский год.
Праздник продолжается Ханнукка (Инаугурация), праздником, во время которого дома и в синагоге зажигаются девять ветвей ламп (каждый день зажигается еще одна лампа).В витринах 5 и 6 можно полюбоваться несколькими примерами этих ламп).
Праздник Пурим приходится на конец зимы и представляет собой праздник радости, во время которого читается Мегилат Эстер (свиток рукописной рукописи, в котором рассказывается эта история, выставлен на витрине 8.
Песах ( Песах ), праздник опресноков, весны и паломничества, — радостный праздник, посвященный освобождению от рабства в Древнем Египте . Большой поднос для Седер ди Песах выставлен на витрине №7.
Почетное место в первом зале музея отведено Сефер Тора (Свиток Божественного Закона). Это рукопись Пятикнижия, выполненная ритуальным способом. Свиток Божественного Закона покрыт мантией (Мейл), короной (Атара), символом царственности Господа.
Часто над Свитком Божественного Закона вешают серебряную посвятительную доску (ТАСС) (окно 11). Во многих случаях на мемориальной доске вырезана надпись Десяти заповедей или название отрывка, читаемого в определенном торжественном месте.
Свиток Божественного Закона, покрытый Меилом и Атарой, хранится внутри синагоги, в Арон Ха Кодеш (Ковчеге Святости). Для облегчения чтения свитка используется украшенная серебряная палочка, оканчивающаяся маленькой ручкой (Яд). Вы можете полюбоваться многими примерами этого в окне 11.
Вместо этого второй зал музея в основном посвящен текстильному производству, связанному, конечно же, с еврейской традицией. Вы можете найти различные образцы Меил и других драгоценных покрытий, используемых для украшения Торы, но особенно можно найти красивые образцы Парохета, завес, закрывающих двери Арон Ха Кодеш.
Кроме того, в этой комнате хранятся важные свидетельства о браке и рождении: несколько Кетубботов, стереотипной формы свадебного контракта, чрезвычайно актуальной, прежде всего в прошлые времена, для защиты женщины в случае расторжения брака, разрешенной еврейской традицией; и комплект одежды 1779 года для обрезания, обряда первостепенной важности, который показывает вступление новорожденного еврейского мальчика в союз, предусмотренный Господом с Авраамом и его потомками.
Кладбище
[ редактировать ]
Венецианская республика дала евреям возможность создать собственное кладбище в 1386 году, предоставив им невозделываемый участок земли в районе Святого Николая Лидо , на собственность которого, однако, претендовал монастырь в Лидо-ди-Венеция .
По окончании спора с монахами кладбище, начиная с 1389 года, использовалось без перерывов, а затем расширилось, достигнув своего максимального расширения в 1641 году.
После этой даты расширение системы укреплений Лидо, которое Светлая Республика хотела защитить от Османской империи , привело к медленному, но постоянному изменению формы кладбищ в южном направлении, так что в 1736 году был основан «Еврейский университет». был вынужден купить участок земли, граничащий с ним.
Падение Венецианской республики, иностранная оккупация и последующий вандализм, а также атмосферные факторы привели к исчезновению многих памятников и разрушению еврейского кладбища.
В 19 веке из-за проекта сделать Лидо в Венеции более здоровым и конкурентоспособным, часть кладбища (теперь принадлежащая государству) была экспроприирована и передана для других целей.
Позже начались попытки восстановить его, но безрезультатно, и в 1938 году (обнародование итальянских расовых законов) кладбище было окончательно заброшено.
В 1999 году благодаря сотрудничеству государственных и частных предприятий как из Италии, так и из-за границы реставрация Antico Cimitero Ebraico di Venezia началась ; Многие мемориалы были сохранены и классифицированы, более 1000 из них можно датировать периодом между 1550 годом и началом 18 века.
См. также
[ редактировать ]- Венецианское гетто
- История евреев в Италии
- История евреев в Калабрии
- История евреев в Ливорно
- История евреев в Неаполе
- История евреев в Римской империи
- История евреев на Сицилии
- История евреев в Триесте
- История евреев в Турине
- Венецианский купец
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Найтингейл, Карл Х. (1 мая 2012 г.). Сегрегация: глобальная история разделенных городов . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226580777 .
- ^ Равид, Бенджамин (1976). «Первая Хартия еврейских купцов Венеции, 1589 г.». Обзор AJS . 1 : 187–222. JSTOR 1486343 .
- ^ Фортис, Умберто (2008) Венецианское гетто - период Холокоста . Еврейская виртуальная библиотека
- ^ Зуккотти, Сьюзан (1996) Итальянцы и Холокост: преследование, спасение и выживание . Линкольн: Университет Небраски
- ^ Фортис, Умберто (2008) Венецианское гетто - период Холокоста . Еврейская виртуальная библиотека
- ^ Фортис, Умберто (2008) Венецианское гетто - период Холокоста . Еврейская виртуальная библиотека
- ^ Фортис, Умберто (2008) Венецианское гетто - период Холокоста . Еврейская виртуальная библиотека
- ^ Вайнер, Ребекка Виртуальный тур по еврейской истории, Венеция Виртуальный тур по еврейской истории: Венеция
- ^ Фортис, Умберто (2008) Венецианское гетто - период Холокоста . Еврейская виртуальная библиотека
- ^ Энциклопедия еврейской жизни до и во время Холокоста: Том 3 - «Середина-Буда до Z» (Шмуэль Спектор, Джеффри Вигодер (ред.). Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет, стр. 1385
- ^ Bosco di Mestre. Архивировано 27 июля 2011 г. в Wayback Machine (на итальянском языке).
- ^ «Иудо-итальянский» . Еврейские языки . Проверено 25 декабря 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт еврейской общины Венеции
- Кошерное в Венеции
- Английский сайт еврейского гетто
- Карта Венеции Эрув - Еврейская община Венеции
- Еврейская библиотека-архив "Ренато Маэстро"
- Хабад в Венеции
- Еврейская община Венеции , Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- Венецианский центр международных еврейских исследований