Хокма
Сфирот в Каббале | ||
---|---|---|
Древо Жизни |
Хокма ( иврит : חָכְמָה , латинизированный : ḥoḵmā , также транслитерируется как хокма , хохма или хохма ) — библейское еврейское слово, переведенное как « мудрость » в английских версиях Библии ( LXX σοφία sophia , Vulgate sapientia ). [1] Это вторая из десяти сфирот в Каббале , и она представляет собой первую силу сознательного интеллекта и тонкого проявления, возникающую из . чистой потенциальности Кетера Он воплощает мудрость, исходящую из небытия, как подчеркивается в Книге Иова и Бахире . Хокма – это изначальная точка божественной мудрости, которая становится постижимой через Бину .
В еврейских мистических текстах Хокма описывается как изначальная точка божественной мудрости, сияющая по воле Бога. Этот момент остается непостижимым до тех пор, пока он не будет дифференцирован и не обретет форму в Бине. Зоар . , важный каббалистический текст , подчеркивает роль Хокмы в процессе эманации и ее связь с чувством зрения, а также внутренним духовным чувством вкуса, которое предшествует зрению и пробуждает его Взаимодействие между Хокмой и Биной имеет решающее значение для понимания того, как абстрактная мудрость становится конкретным пониманием.
Этическое поведение, связанное с Хокмой, предполагает подражание ее двойственной природе: общение с Творцом для обретения мудрости и обучение других полученной мудрости. Это отражает двойную роль сефиры: получение и распространение божественного прозрения. Практическое применение Хокмы в каббалистической практике включает медитативные техники для развития мудрости, самоотверженности и соответствия божественной воле, что иллюстрирует ее центральную роль в теоретических и прикладных каббалистических дисциплинах.
В западном эзотеризме Хокма занимает значительное место в герметической каббале , связанной с аналитическим мышлением и стабильностью. Соответствующее ему божественное имя Ях , архангел Разиэль и ангелы Офаним , а также его ассоциации с Таро подчеркивают его важность в мистических и духовных традициях. Пути, соединяющие Хокму с Кетер, Биной, Хесед и Тиферет , символизируемые соответствующими картами Таро, иллюстрируют поток божественной мудрости через различные аспекты Древа Жизни , интегрируя ее в различные уровни сознания и действий.
Этимология и имена
[ редактировать ]Хокма (חָכְמָה), еврейский термин, обозначающий « мудрость », занимает видное место как в еврейском мистицизме, так и в гностических традициях . Его этимология восходит к еврейскому корню ח-כ-מ, который передает понятие мудрости или проницательности. В гностической космологии Хокма часто отождествляется с Софией (Σοφία по-гречески), которая воплощает божественную мудрость. Повествование о Софии занимает центральное место во многих гностических текстах, где она также известна под именем Ахамот , греческое происхождение от еврейского слова Хокма . [2]
Это слово встречается 149 раз в масоретском тексте еврейской Библии . [1] Оно родственно арабскому слову «мудрость» ḥikma حكمة ( семитский корень ḥ-km ). [3] Прилагательное Хахам «мудрый» используется как почетное обращение, как в Талмид Чахам (букв. «ученик мудреца») для знатока Торы или Хахам Баши для главного раввина .
Хокма иногда упоминается как «Страх» (יִרְאָה, Йира) в каббалистических текстах, потому что она представляет собой аспект мудрости, находящийся за пределами меры и понимания, «поскольку у нее нет меры границы, и поэтому разум не имеет силы пойми это». [4] Это согласуется с идеей, выраженной в Книге Иова , о том, что «страх Божий — начало мудрости, а удаление от зла — это понимание ». [5] Этот термин подчеркивает трепет и почтение, связанные с божественной мудростью, отражая необходимое смирение и уважение, необходимые для того, чтобы по-настоящему понять и воплотить ее. [6]
История
[ редактировать ]Хокма, что означает «Мудрость», играет основополагающую роль в еврейских мистических текстах, таких как « Сефер Йецира» и « Зоар» . В ранней Каббале Хокма представляет собой изначальную божественную мудрость, исходящую из Кетера и играющую ключевую роль в развитии Вселенной. [7] Зоар развивает это , описывая Хокму как источник всей мудрости и проницательности, имеющий решающее значение для творческого процесса. [8]
В 16 веке Исаак Лурия , ключевая фигура каббалистической мысли, подчеркнул важность Хокмы в космическом процессе цимцум (божественное сжатие) и тиккун (восстановление). Хокма инициирует процесс восстановления фрагментированного божественного света, который занимает центральное место в понимании сотворения и искупления в лурианской каббале. [9]
Современные каббалисты, такие как раввин Иегуда Ашлаг , еще больше развили понимание Хокмы. Интерпретации Ашлага подчеркивают роль Хокмы в достижении духовного просветления и этической жизни, считая ее важной для понимания божественного и нашего места в космосе. [10]
Описание
[ редактировать ]Хокма, вторая из десяти сфирот , является первой силой сознательного интеллекта в Творении и первой точкой тонкого проявления, поскольку Кетер представляет пустоту. Согласно книге Иова , «Мудрость приходит из небытия». [11] По словам Бахира :
Второе (изречение) – это мудрость , как написано: «Яхве приобрел меня в начале пути Своего, прежде дел Своих древних» (Притч. 8:22). И нет никакого «начала», кроме мудрости». [12]
В раввина Арье Каплана комментарии к Бахиру он говорит: «Поэтому мудрость (Хокма) — это первое, что может уловить ум, и поэтому она называется «началом». [13]
В «Зогаре» Хокма — это изначальная точка, сияющая по воле Бога, отправная точка Творения. Эта точка бесконечно мала, но объемлет все существо; оно остается непостижимым до тех пор, пока все вещи не будут дифференцированы и не обретут форму и форму в Бине , где они станут понятными. [14]
В общем, зрение относится к Хокме. Зоар утверждает , что в Хокме присутствует внутреннее, духовное чувство вкуса, которое предшествует и пробуждает зрение. Хокма появляется в конфигурации сфирот вверху правой оси и соответствует глазам в божественном образе ( целем Элохим ):
их можно сравнить с двумя глазами, из которых две слезы упали в великое море. Хохма называется глазами, и правый глаз — это верхняя хохма, а левый глаз — нижняя хохма. [15]
Слово Хокма читается в « Зоаре » (Числа 220б) как коах мах , «сила самоотверженности», или, альтернативно, как хейх мах , «вкус самоотверженности». «Сила самоотверженности» подразумевает не только атрибут самоотверженности, но и великую творческую силу, которую влечет за собой самоотверженность. «Вкус самоотверженности» — это способность души «вкусить» Божественность посредством своего состояния самоотверженности, как сказано (Псалом 34:8): «Вкусите и увидите, как благ Бог».
Качества
[ редактировать ]Цвет
[ редактировать ]Хокма связана с несколькими цветами в каббалистической традиции. Серый часто связывают с Хокмой, поскольку он представляет собой смешение всех цветов и символизирует всеобъемлющую мудрость. [7] Некоторые традиции, особенно под влиянием западного эзотеризма, связывают Хокму с синим цветом, который означает ясность и широту, отражая глубокую природу божественной мудрости. [16] Белый — еще один цвет, связанный с Хокмой, символизирующий чистоту и просветление, указывающий на недифференцированный свет мудрости. [8]
Этическое поведение
[ редактировать ]Согласно Моисею бен Якобу Кордоверо в «Пальме Деворы» , Хокма имеет два лица: одно обращено к Кетер наверху, а другое наблюдает за другими сфирот . Поэтому, чтобы подражать этой сфире, один аспект должен быть в общении со своим Создателем, чтобы увеличить свою мудрость, а другой должен заключаться в обучении других мудрости, которой наделил его Святой. [17]
Текстовые ссылки
[ редактировать ]В еврейской Библии
[ редактировать ]Притчи олицетворяют Божественную Мудрость, которая существовала до сотворения мира, открыла Бога и действовала как посланник Бога в творении ( Притчи 8:22–31 ср. 3:19; Премудрость 8:4–6 ; Сир 1:4,9 ). . Мудрость обитала с Богом ( Притч. 8:22–31 ; ср. Сир. 24:4 ; Премудрость 9:9–10 ) и, будучи исключительной собственностью Бога, была как таковая недоступна людям ( Иов 28:12–13, 20–). 1, 23–27 ). Именно Бог «нашёл» мудрость ( Вар. 3:29–37 ) и дал её Израилю : «Он открыл весь путь познания и дал его Иакову, рабу Своему, и Израилю, возлюбленному Своему. он являлся на земле и беседовал с людьми». ( Вар 3:36–37 ; Сир 24:1–12 ).
В качестве женского образа (Сир. 1:15; Прем. 7:12) мудрость обращалась к людям (Прит. 1:20–33; 8:1–9:6), приглашая на свой пир тех, кто еще не мудр (Прит. 1:20–33; 8:1–9:6). Прит. 9:1-6). Мудрость 7:22б-8:1 — это знаменитый отрывок, описывающий Божественную Мудрость, включая отрывок:
Ибо она есть дыхание силы Божией и чистое влияние, исходящее от славы Всемогущего: поэтому ничто оскверненное не может попасть в нее. Ибо она есть сияние вечного света, незапятнанное зеркало силы Божией и образ благости Его. И будучи одна, она все может: и, оставаясь в себе, творит все новое, и во все века входя в святые души, делает их друзьями Божиими и пророками.
Соломон , как архетипический мудрый человек, полюбил Мудрость: «Я любил ее и искал ее с юности моей, я желал сделать ее своей супругой и был любовником ее красоты». ( Мудрость 8:2 ). [18]
В апокрифах
[ редактировать ]Книга Сираха , также известная как Экклезиастик , содержит важные ссылки на Хокму. В главе 24 Мудрость рассказывает о своем происхождении, роли в творении и своем пребывании среди народа Израиля. В стихах 13–17, часто называемых «Загадочным списком Экклезиастика», для описания Мудрости используется ряд деревьев: [19]
- Кедр: «Я вырос, как кедр в Ливане, и как кипарис на вершине Ермона».
- Пальма: «Я выросла, как пальма в Эн-Геди, и как кусты роз в Иерихоне».
- Оливковое дерево: «Как прекрасное оливковое дерево в поле и как платан у воды, я вырос высоким».
- Трость: «Как корица и верблюжья колючка, я источил благоухание, и как отборная мирра, я распространил благоухание мое».
- Гальбанум, оникс, стакт и ладан: «Как гальбанум, оникс и стакт, и как запах ладана в шатре».
- Теребинт: «Как терпентин, я раскинул свои ветви, и мои ветви славны и изящны».
Эти метафоры подчеркивают красоту, силу и присутствие Мудрости в различных формах, обозначая ее неотъемлемую роль в мире природы и ее божественную связь. Каждое изображение в списке представляет разные атрибуты Мудрости: кедр и кипарис символизируют силу и величие, пальма и розовый куст символизируют красоту и изящество, оливковое дерево и платан символизируют плодородие и устойчивость, а ароматические растения символизируют приятное и всепроникающее ощущение. влияние Мудрости. Теребинф символизирует распространяющееся влияние и постоянное присутствие. [20]
В Талмуде
[ редактировать ]Хокма также обсуждается в Талмуде , где она представляет собой высокий уровень мудрости. Талмудический порядок Кодшим , связанный со священными вещами, описан в Шаббат 31а как важная область изучения, которая передает Хокму . [21] Это отражает важность глубокого научного изучения священных текстов как пути к достижению мудрости. [22]
Практическое применение
[ редактировать ]В практических каббалистических практиках к Хокме подходят посредством медитации и созерцания, чтобы обрести мудрость и понимание. Практикующие сосредотачиваются на развитии глубокого чувства самоотверженности, поскольку Хокма воплощает «силу самоотверженности» ( коач мах ). Это включает в себя визуализацию потока божественной мудрости и стремление привести свои мысли и действия в соответствие с высшими принципами. [23]
В западном эзотерике
[ редактировать ]В герметической Каббале Древо Жизни рассматривается так, как будто практикующий смотрит наружу изнутри диаграммы. С этой точки зрения Хокма располагается слева от практикующего, что соответствует левому полушарию мозга, часто связанному с аналитическим мышлением. Хокма также считается корнем Яхина , одного из двух столпов, символизирующих стабильность и установление.
Согласно Герметическому Ордену Золотой Зари , имя Бога, связанное с Хокмой, — Ях , архангел председательствующий над ней — Разиэль , раскрывающий божественные тайны. Офаним ангелы В нем обитают ( «Колеса»), которые представляют собой динамическое божественное прозрение. Связанное с ним Небо Асии называется Мазлот, подразумевая исполнение судьбы, а связанное с ним физическое проявление — Зодиак . [24]
В Алистера Кроули Хокма Liber 777 связана с серым цветом, четырьмя Двойками Таро , Шивой , Одином , Афиной , Богом-Отцом , Амарантом , Звездным Рубином , Гашишем , Ян и Кхиен и Безумием . [25] Он перечисляет связанную с ней противоположную клипу как Гагиэль. [26]
Пути
[ редактировать ]Важны пути, соединяющие Хокму с другими сфирот. Путь к Кетеру связан с Дураком , символизирующим первоначальную искру творения. Путь к Бине связан с Императрицей , символизирующей развитие мудрости в понимании. Путь к Хесед соответствует Иерофанту , символизирующему передачу божественной мудрости через учение. Наконец, путь к Тиферет представлен Императором , что отражает интеграцию мудрости в сбалансированную власть. [27]
См. также
[ редактировать ]- Хабад - хасидское еврейское движение.
- Хикма - Концепция мудрости в исламской философии.
- Святая мудрость - концепция христианского богословия
- Седер хишталшелус – философия Хабада
- Истинная Воля - концепция в системе Телемы.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Согласие Стронга H2451 : «от H2449 [ חָכַם chakam «мудрый»]; мудрость (в хорошем смысле): — умелый, мудрость, мудрый, остроумный».«KJV переводит H2451 Стронга следующим образом: мудрость (145x), мудрый (2x), умелый человек (1x), остроумие (1x)».
- ^ Боттервек и Ринггрен (1974) , с. 371.
- ^ «Мудрость – арабское слово» . арабский.fi . Проверено 22 мая 2024 г.
- ^ Каплан (1995) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Иов 28:28 .
- ^ Смит (2021) .
- ^ Jump up to: а б Каплан (1997) .
- ^ Jump up to: а б Шолем (1995) .
- ^ Прекрасно (2003) .
- ^ Ашлаг (2002) .
- ^ Иов 28:12 .
- ^ Грин (2004) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Бахир (1995) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Кордоверо (1993) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Берг (1999) , стр. 380.
- ^ Сэмюэл (2007) .
- ^ Кордоверо (1993) .
- ↑ Краткое изложение мудрости в еврейской Библии см. Мерфи (1992) , стр. 920–931, том. VI.
- ^ Грейвс (1948) , с. 264–5.
- ^ Брантон (1927) , стр. 123 и далее.
- ^ «Шаббат 31а» .
- ^ Уилсон (1901) .
- ^ Каплан (1995) .
- ^ Регарди (1970) ; Регарди (1999) .
- ^ Кроули (1986) , Таблица I, столбцы. XV, XIV, XXII, XXXIII, XXXIV, XXXVI, XXXIX, XL, XLIII, XLVI, CLXXXVI.
- ^ Кроули (1986) , с. 2, таблица I, столбец. VIII; Регарди (1970) , с. 82, Пятая лекция знаний; Годвин (1994) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Фортуна (2000) ; Кроули (1969) .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Ашлаг, Иегуда (2002). В тени лестницы: Введение в Каббалу . Израиль: Нехора Пресс. ISBN 978-965-7222-08-9 .
- Бахир . Перевод Арье Каплана . Аронсон. 1995. ISBN 1-56821-383-2 .
- Берг, Майкл, изд. (1999). Зоар: Пролог, Берешит А. Израиль: Иешиват «Коль Иегуда».
- Ботервек, Г. Йоханнес; Ринггрен, Хельмер, ред. (1974). Богословский словарь Ветхого Завета . Том. IV. Издательство Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2328-1 .
- Брантон, В. (1927). Экклезиастик, или Мудрость Иисуса, сына Сирахова . Джон Лейн.
- Кордоверо, Моше (1993). Пальма Деворы . Перевод Моше Миллера. Таргум Пресс. ISBN 1-56871-027-5 .
- Кроули, Алистер (1969) [1944]. Книга Тота: Краткий очерк Таро Египтян . Иллюстрировано леди Фридой Харрис (переиздание). Нью-Йорк: Сэмюэл Вайзер .
- Кроули, Алистер (1986). 777 и другие каббалистические сочинения Алистера Кроули . Йорк-Бич, Мэн: Сэмюэл Вайзер . ISBN 0-87728-670-1 .
- Хорошо, Лоуренс (2003). Врач души, Целитель космоса: Исаак Лурия и его каббалистическое сообщество . Пало-Альто: Издательство Стэнфордского университета . [ ISBN отсутствует ]
- Форчун, Дион (2000) [1935]. Мистическая Каббала . Сэмюэл Вайзер . ISBN 1-57863-150-5 .
- Годвин, Дэвид (1994). Каббалистическая энциклопедия Годвина: Полное руководство по каббалистической магии . Ллевелин по всему миру. ISBN 978-1-56718-324-5 .
- Грейвс, Роберт (1948). Белая Богиня: Историческая грамматика поэтического мифа . Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-02362-2 .
- Грин, Артур (2004). Путеводитель по Зоару . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-4908-4 .
- Каплан, Арье (1995). Медитация и Каббала . Джейсон Аронсон. ISBN 978-1-56821-381-1 .
- Каплан, Арье (1997). Сефер Йецира: Книга Творения . Книги Вайзера. ISBN 978-0-87728-855-8 .
- Мерфи, Роланд Э. (1992). «Мудрость Ветхого Завета». В Фридмане, Дэвид Ноэль (ред.). Анкорный библейский словарь . Том. 6. Нью-Йорк: Даблдэй. стр. 920–931.
- Регарди, Израиль (1970). Золотая Заря . Ллевеллин по всему миру. ISBN 0-87542-663-8 .
- Регарди, Израиль (1999) [1932]. Гранатовый сад . Ллевеллин. ISBN 1-56718-141-4 .
- Сэмюэл, Габриэлла (2007). Справочник по каббале: краткая энциклопедия терминов и понятий еврейского мистицизма . Издательская группа «Пингвин». ISBN 978-1-101-21846-4 . OCLC 488308797 .
- Шолем, Гершом (1995). Основные тенденции в еврейском мистицизме . Нью-Йорк: Schocken Books. ISBN 978-0-8052-1042-2 .
- Смит, РЛ (2021). Такой разум, как этот: библейско-теологическое исследование мышления в Ветхом Завете . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-6667-2554-4 .
- Уилсон, Епифаний, изд. (1901). Еврейская литература: включающая талмудические трактаты, еврейские мелодии и раскрытую каббалу . Перевод Джозефа Барклая ; Сэмюэл Лидделл МакГрегор Мазерс . Нью-Йорк: Книжная компания Willey.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кроули, Алистер (1952). Гермер, Карл Дж. (ред.). Видение и голос (1-е изд.). Барстоу, Калифорния: Издательская компания Thelema . Со вступительным словом Исраэля Регарди .
- Идель, Моше (1988). Каббала: новые перспективы . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-04699-1 .
- Регарди, Израиль (1972). Древо Жизни . Сэмюэл Вайзер. ISBN 978-0877281498 .
- Уэйт, Артур Эдвард (2007). Святая Каббала . Козимо Классика. ISBN 978-1-60206-324-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Основы каббалы, Десять сфирот: Хохма (inner.org)
- Введение в Каббалу (about.com)
- Каббала 101: Хохма (aish.com)
- Уроки Тани (chabad.org)