Jump to content

Хокма

(Перенаправлено из Хохмы )
Сфирот в Каббале
Сфирот в еврейской каббале.КетерБинаХокмаДаатГвураХеседТиферетЧасыНецахЙесодМалкут
The Sefiroth in Jewish Kabbalah
Просмотрите страницу описания изображения для этой диаграммы.Древо Жизни

Хокма ( иврит : חָכְמָה , латинизированный : ḥoḵmā , также транслитерируется как хокма , хохма или хохма ) — библейское еврейское слово, переведенное как « мудрость » в английских версиях Библии ( LXX σοφία sophia , Vulgate sapientia ). [1] Это вторая из десяти сфирот в Каббале , и она представляет собой первую силу сознательного интеллекта и тонкого проявления, возникающую из . чистой потенциальности Кетера Он воплощает мудрость, исходящую из небытия, как подчеркивается в Книге Иова и Бахире . Хокма – это изначальная точка божественной мудрости, которая становится постижимой через Бину .

В еврейских мистических текстах Хокма описывается как изначальная точка божественной мудрости, сияющая по воле Бога. Этот момент остается непостижимым до тех пор, пока он не будет дифференцирован и не обретет форму в Бине. Зоар . , важный каббалистический текст , подчеркивает роль Хокмы в процессе эманации и ее связь с чувством зрения, а также внутренним духовным чувством вкуса, которое предшествует зрению и пробуждает его Взаимодействие между Хокмой и Биной ​​имеет решающее значение для понимания того, как абстрактная мудрость становится конкретным пониманием.

Этическое поведение, связанное с Хокмой, предполагает подражание ее двойственной природе: общение с Творцом для обретения мудрости и обучение других полученной мудрости. Это отражает двойную роль сефиры: получение и распространение божественного прозрения. Практическое применение Хокмы в каббалистической практике включает медитативные техники для развития мудрости, самоотверженности и соответствия божественной воле, что иллюстрирует ее центральную роль в теоретических и прикладных каббалистических дисциплинах.

В западном эзотеризме Хокма занимает значительное место в герметической каббале , связанной с аналитическим мышлением и стабильностью. Соответствующее ему божественное имя Ях , архангел Разиэль и ангелы Офаним , а также его ассоциации с Таро подчеркивают его важность в мистических и духовных традициях. Пути, соединяющие Хокму с Кетер, Биной, Хесед и Тиферет , символизируемые соответствующими картами Таро, иллюстрируют поток божественной мудрости через различные аспекты Древа Жизни , интегрируя ее в различные уровни сознания и действий.

Этимология и имена

[ редактировать ]

Хокма (חָכְמָה), еврейский термин, обозначающий « мудрость », занимает видное место как в еврейском мистицизме, так и в гностических традициях . Его этимология восходит к еврейскому корню ח-כ-מ, который передает понятие мудрости или проницательности. В гностической космологии Хокма часто отождествляется с Софией (Σοφία по-гречески), которая воплощает божественную мудрость. Повествование о Софии занимает центральное место во многих гностических текстах, где она также известна под именем Ахамот , греческое происхождение от еврейского слова Хокма . [2]

Это слово встречается 149 раз в масоретском тексте еврейской Библии . [1] Оно родственно арабскому слову «мудрость» ḥikma حكمة ( семитский корень ḥ-km ). [3] Прилагательное Хахам «мудрый» используется как почетное обращение, как в Талмид Чахам (букв. «ученик мудреца») для знатока Торы или Хахам Баши для главного раввина .

Хокма иногда упоминается как «Страх» (יִרְאָה, Йира) в каббалистических текстах, потому что она представляет собой аспект мудрости, находящийся за пределами меры и понимания, «поскольку у нее нет меры границы, и поэтому разум не имеет силы пойми это». [4] Это согласуется с идеей, выраженной в Книге Иова , о том, что «страх Божий — начало мудрости, а удаление от зла ​​— это понимание ». [5] Этот термин подчеркивает трепет и почтение, связанные с божественной мудростью, отражая необходимое смирение и уважение, необходимые для того, чтобы по-настоящему понять и воплотить ее. [6]

Хокма, что означает «Мудрость», играет основополагающую роль в еврейских мистических текстах, таких как « Сефер Йецира» и « Зоар» . В ранней Каббале Хокма представляет собой изначальную божественную мудрость, исходящую из Кетера и играющую ключевую роль в развитии Вселенной. [7] Зоар развивает это , описывая Хокму как источник всей мудрости и проницательности, имеющий решающее значение для творческого процесса. [8]

В 16 веке Исаак Лурия , ключевая фигура каббалистической мысли, подчеркнул важность Хокмы в космическом процессе цимцум (божественное сжатие) и тиккун (восстановление). Хокма инициирует процесс восстановления фрагментированного божественного света, который занимает центральное место в понимании сотворения и искупления в лурианской каббале. [9]

Современные каббалисты, такие как раввин Иегуда Ашлаг , еще больше развили понимание Хокмы. Интерпретации Ашлага подчеркивают роль Хокмы в достижении духовного просветления и этической жизни, считая ее важной для понимания божественного и нашего места в космосе. [10]

Описание

[ редактировать ]

Хокма, вторая из десяти сфирот , является первой силой сознательного интеллекта в Творении и первой точкой тонкого проявления, поскольку Кетер представляет пустоту. Согласно книге Иова , «Мудрость приходит из небытия». [11] По словам Бахира :

Второе (изречение) – это мудрость , как написано: «Яхве приобрел меня в начале пути Своего, прежде дел Своих древних» (Притч. 8:22). И нет никакого «начала», кроме мудрости». [12]

В раввина Арье Каплана комментарии к Бахиру он говорит: «Поэтому мудрость (Хокма) — это первое, что может уловить ум, и поэтому она называется «началом». [13]

В «Зогаре» Хокма — это изначальная точка, сияющая по воле Бога, отправная точка Творения. Эта точка бесконечно мала, но объемлет все существо; оно остается непостижимым до тех пор, пока все вещи не будут дифференцированы и не обретут форму и форму в Бине , где они станут понятными. [14]

В общем, зрение относится к Хокме. Зоар утверждает , что в Хокме присутствует внутреннее, духовное чувство вкуса, которое предшествует и пробуждает зрение. Хокма появляется в конфигурации сфирот вверху правой оси и соответствует глазам в божественном образе ( целем Элохим ):

их можно сравнить с двумя глазами, из которых две слезы упали в великое море. Хохма называется глазами, и правый глаз — это верхняя хохма, а левый глаз — нижняя хохма. [15]

Слово Хокма читается в « Зоаре » (Числа 220б) как коах мах , «сила самоотверженности», или, альтернативно, как хейх мах , «вкус самоотверженности». «Сила самоотверженности» подразумевает не только атрибут самоотверженности, но и великую творческую силу, которую влечет за собой самоотверженность. «Вкус самоотверженности» — это способность души «вкусить» Божественность посредством своего состояния самоотверженности, как сказано (Псалом 34:8): «Вкусите и увидите, как благ Бог».

Качества

[ редактировать ]

Хокма связана с несколькими цветами в каббалистической традиции. Серый часто связывают с Хокмой, поскольку он представляет собой смешение всех цветов и символизирует всеобъемлющую мудрость. [7] Некоторые традиции, особенно под влиянием западного эзотеризма, связывают Хокму с синим цветом, который означает ясность и широту, отражая глубокую природу божественной мудрости. [16] Белый — еще один цвет, связанный с Хокмой, символизирующий чистоту и просветление, указывающий на недифференцированный свет мудрости. [8]

Этическое поведение

[ редактировать ]

Согласно Моисею бен Якобу Кордоверо в «Пальме Деворы» , Хокма имеет два лица: одно обращено к Кетер наверху, а другое наблюдает за другими сфирот . Поэтому, чтобы подражать этой сфире, один аспект должен быть в общении со своим Создателем, чтобы увеличить свою мудрость, а другой должен заключаться в обучении других мудрости, которой наделил его Святой. [17]

Текстовые ссылки

[ редактировать ]

В еврейской Библии

[ редактировать ]

Притчи олицетворяют Божественную Мудрость, которая существовала до сотворения мира, открыла Бога и действовала как посланник Бога в творении ( Притчи 8:22–31 ср. 3:19; Премудрость 8:4–6 ; Сир 1:4,9 ). . Мудрость обитала с Богом ( Притч. 8:22–31 ; ср. Сир. 24:4 ; Премудрость 9:9–10 ) и, будучи исключительной собственностью Бога, была как таковая недоступна людям ( Иов 28:12–13, 20–). 1, 23–27 ). Именно Бог «нашёл» мудрость ( Вар. 3:29–37 ) и дал её Израилю : «Он открыл весь путь познания и дал его Иакову, рабу Своему, и Израилю, возлюбленному Своему. он являлся на земле и беседовал с людьми». ( Вар 3:36–37 ; Сир 24:1–12 ).

В качестве женского образа (Сир. 1:15; Прем. 7:12) мудрость обращалась к людям (Прит. 1:20–33; 8:1–9:6), приглашая на свой пир тех, кто еще не мудр (Прит. 1:20–33; 8:1–9:6). Прит. 9:1-6). Мудрость 7:22б-8:1 — это знаменитый отрывок, описывающий Божественную Мудрость, включая отрывок:

Ибо она есть дыхание силы Божией и чистое влияние, исходящее от славы Всемогущего: поэтому ничто оскверненное не может попасть в нее. Ибо она есть сияние вечного света, незапятнанное зеркало силы Божией и образ благости Его. И будучи одна, она все может: и, оставаясь в себе, творит все новое, и во все века входя в святые души, делает их друзьями Божиими и пророками.

Соломон , как архетипический мудрый человек, полюбил Мудрость: «Я любил ее и искал ее с юности моей, я желал сделать ее своей супругой и был любовником ее красоты». ( Мудрость 8:2 ). [18]

В апокрифах

[ редактировать ]

Книга Сираха , также известная как Экклезиастик , содержит важные ссылки на Хокму. В главе 24 Мудрость рассказывает о своем происхождении, роли в творении и своем пребывании среди народа Израиля. В стихах 13–17, часто называемых «Загадочным списком Экклезиастика», для описания Мудрости используется ряд деревьев: [19]

  • Кедр: «Я вырос, как кедр в Ливане, и как кипарис на вершине Ермона».
  • Пальма: «Я выросла, как пальма в Эн-Геди, и как кусты роз в Иерихоне».
  • Оливковое дерево: «Как прекрасное оливковое дерево в поле и как платан у воды, я вырос высоким».
  • Трость: «Как корица и верблюжья колючка, я источил благоухание, и как отборная мирра, я распространил благоухание мое».
  • Гальбанум, оникс, стакт и ладан: «Как гальбанум, оникс и стакт, и как запах ладана в шатре».
  • Теребинт: «Как терпентин, я раскинул свои ветви, и мои ветви славны и изящны».

Эти метафоры подчеркивают красоту, силу и присутствие Мудрости в различных формах, обозначая ее неотъемлемую роль в мире природы и ее божественную связь. Каждое изображение в списке представляет разные атрибуты Мудрости: кедр и кипарис символизируют силу и величие, пальма и розовый куст символизируют красоту и изящество, оливковое дерево и платан символизируют плодородие и устойчивость, а ароматические растения символизируют приятное и всепроникающее ощущение. влияние Мудрости. Теребинф символизирует распространяющееся влияние и постоянное присутствие. [20]

В Талмуде

[ редактировать ]

Хокма также обсуждается в Талмуде , где она представляет собой высокий уровень мудрости. Талмудический порядок Кодшим , связанный со священными вещами, описан в Шаббат 31а как важная область изучения, которая передает Хокму . [21] Это отражает важность глубокого научного изучения священных текстов как пути к достижению мудрости. [22]

Практическое применение

[ редактировать ]

В практических каббалистических практиках к Хокме подходят посредством медитации и созерцания, чтобы обрести мудрость и понимание. Практикующие сосредотачиваются на развитии глубокого чувства самоотверженности, поскольку Хокма воплощает «силу самоотверженности» ( коач мах ). Это включает в себя визуализацию потока божественной мудрости и стремление привести свои мысли и действия в соответствие с высшими принципами. [23]

В западном эзотерике

[ редактировать ]

В герметической Каббале Древо Жизни рассматривается так, как будто практикующий смотрит наружу изнутри диаграммы. С этой точки зрения Хокма располагается слева от практикующего, что соответствует левому полушарию мозга, часто связанному с аналитическим мышлением. Хокма также считается корнем Яхина , одного из двух столпов, символизирующих стабильность и установление.

Согласно Герметическому Ордену Золотой Зари , имя Бога, связанное с Хокмой, — Ях , архангел председательствующий над ней — Разиэль , раскрывающий божественные тайны. Офаним ангелы В нем обитают ( «Колеса»), которые представляют собой динамическое божественное прозрение. Связанное с ним Небо Асии называется Мазлот, подразумевая исполнение судьбы, а связанное с ним физическое проявление — Зодиак . [24]

В Алистера Кроули Хокма Liber 777 связана с серым цветом, четырьмя Двойками Таро , Шивой , Одином , Афиной , Богом-Отцом , Амарантом , Звездным Рубином , Гашишем , Ян и Кхиен и Безумием . [25] Он перечисляет связанную с ней противоположную клипу как Гагиэль. [26]

Важны пути, соединяющие Хокму с другими сфирот. Путь к Кетеру связан с Дураком , символизирующим первоначальную искру творения. Путь к Бине связан с Императрицей , символизирующей развитие мудрости в понимании. Путь к Хесед соответствует Иерофанту , символизирующему передачу божественной мудрости через учение. Наконец, путь к Тиферет представлен Императором , что отражает интеграцию мудрости в сбалансированную власть. [27]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Согласие Стронга H2451 : «от H2449 [ חָכַם chakam «мудрый»]; мудрость (в хорошем смысле): — умелый, мудрость, мудрый, остроумный».«KJV переводит H2451 Стронга следующим образом: мудрость (145x), мудрый (2x), умелый человек (1x), остроумие (1x)».
  2. ^ Боттервек и Ринггрен (1974) , с. 371.
  3. ^ «Мудрость – арабское слово» . арабский.fi . Проверено 22 мая 2024 г.
  4. ^ Каплан (1995) , с. [ нужна страница ] .
  5. ^ Иов 28:28 .
  6. ^ Смит (2021) .
  7. ^ Jump up to: а б Каплан (1997) .
  8. ^ Jump up to: а б Шолем (1995) .
  9. ^ Прекрасно (2003) .
  10. ^ Ашлаг (2002) .
  11. ^ Иов 28:12 .
  12. ^ Грин (2004) , с. [ нужна страница ] .
  13. ^ Бахир (1995) , с. [ нужна страница ] .
  14. ^ Кордоверо (1993) , с. [ нужна страница ] .
  15. ^ Берг (1999) , стр. 380.
  16. ^ Сэмюэл (2007) .
  17. ^ Кордоверо (1993) .
  18. Краткое изложение мудрости в еврейской Библии см. Мерфи (1992) , стр. 920–931, том. VI.
  19. ^ Грейвс (1948) , с. 264–5.
  20. ^ Брантон (1927) , стр. 123 и далее.
  21. ^ «Шаббат 31а» .
  22. ^ Уилсон (1901) .
  23. ^ Каплан (1995) .
  24. ^ Регарди (1970) ; Регарди (1999) .
  25. ^ Кроули (1986) , Таблица I, столбцы. XV, XIV, XXII, XXXIII, XXXIV, XXXVI, XXXIX, XL, XLIII, XLVI, CLXXXVI.
  26. ^ Кроули (1986) , с. 2, таблица I, столбец. VIII; Регарди (1970) , с. 82, Пятая лекция знаний; Годвин (1994) , с. [ нужна страница ] .
  27. ^ Фортуна (2000) ; Кроули (1969) .

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c320f6f55d81ea86a190df42e2874cc3__1722641940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/c3/c320f6f55d81ea86a190df42e2874cc3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chokmah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)