Испанская королевская коллекция
Испанская королевская коллекция произведений искусства почти полностью была сформирована монархами из рода Габсбургов , правивших Испанией с 1516 по 1700 год, а затем Бурбонов (1700–1868, с небольшим перерывом). В их число входил ряд королей, серьезно интересовавшихся искусством, которые были покровителями ряда крупных художников: Карл V и Филипп II были покровителями Тициана , Филипп IV назначил Веласкеса придворным художником, а Гойя играл аналогичную роль в двор Карла IV .
Королевская семья была наиболее важными покровителями испанского искусства на протяжении всего этого периода, хотя некоторым важным художникам, включая Эль Греко , Хусепе де Рибера и Сурбаран , покровительствовали мало. Иностранных художников часто привозили, хотя даже в 16 веке самые успешные из них часто не хотели ехать в Испанию, отчасти потому, что боялись, что им никогда не позволят уехать. [ 1 ] Кроме того, в разные периоды, особенно в 16 и 17 веках, монархи в значительных масштабах покупали картины за границей, особенно в Италии, а также в Испанских Нидерландах и Франции. В ранние периоды разбросанные испанские владения включали важные художественные центры Милан , Неаполь и Нидерланды .
После потери Нидерландов в результате Утрехтского мира испанская корона развила производство гобеленов в Мадриде, чтобы избежать необходимости импорта этих предметов роскоши. В молодости Гойя выполнил ряд гобеленов для королевских дворцов. Королевское покровительство также использовалось для развития других видов искусства и ремесел в Испании в 18 веке, например, Real Fábrica de Cristales de La Granja производила роскошные изделия из стекла.
Огромные коллекции были значительно уменьшены серией пожаров, потерями в наполеоновских войнах и, в меньшей степени, гражданской войной в Испании , а также дипломатическими подарками. Коллекции перешли в государственную собственность. [ 2 ] и большое количество выставлено в разных местах. Хотя коллекция по праву наиболее известна своими картинами, в музее Прадо в Мадриде. основная коллекция хранится [ 3 ] Есть большие запасы скульптуры и большинства видов декоративного искусства . Вероятно, лучшая в мире коллекция фламандских гобеленов эпохи Возрождения в основном выставлена во дворце Ла Гранха , а с коллекцией латных доспехов в Оружейной палате Королевского дворца в Мадриде может соперничать только ее эквивалент в Вене. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Charles V
[ редактировать ]В коллекции записано несколько испанских картин, принадлежавших до правления Габсбургов. c. 300 картин, принадлежавших Изабелле I Кастильской (ум. 1504), были проданы на аукционе после ее смерти, причем цены на картины были очень низкими по сравнению со многими гобеленами, ее драгоценностями и даже одеждой. Например, картину Иеронима Босха оценили в 170 мараведи , а гобелен с изображением Лазаря — в 150 000. Некоторые произведения были куплены семьей, но ее муж Фердинанд в основном интересовался гобеленами, заплатив 524 072 доллара за два комплекта по четыре человека в каждом и купив произведение Лазаря по более низкой цене. Зять Изабеллы Филипп Красивый (отец Карла V) купил у Полиптиха Изабеллы Кастильской набор небольших религиозных картин Хуана де Фландеса , которые большей частью остались в королевской коллекции (ныне Королевский дворец). [ 5 ] Хуан был придворным художником Изабеллы I Кастильской с 1496 года, но все его картины в коллекции Прадо были приобретены в 20 веке. [ 6 ]
Коллекция включает те части, которые были вывезены в Испанию в 16 веке из коллекции герцогов Валуа Бугундии , наследником которых был Карл V. Ранние нидерландские картины были дополнительно усилены в 1558 году после смерти сестры Карла V, Марии Венгерской , вскоре после выхода на пенсию с поста губернатора Нидерландов. Она была страстным коллекционером, наследником которого был Филипп II. В ее наследие входило « Сложение Христа» Рогира ван дер Вейдена (Прадо), которому к тому времени уже более ста лет. Еще у нее было два десятка Тицианов. [ 7 ] Карл V также был наследником своей двоюродной бабушки Маргариты Австрийской (ум. 1530), также губернатора Нидерландов и страстного коллекционера, хотя в основном современных нидерландских картин. В ее коллекцию входил « Портрет Арнольфини» , который Яна ван Эйка покинул коллекцию во время наполеоновских войн и сейчас находится в Национальной галерее в Лондоне .
Все эти дополнения из Нидерландов , вероятно, ценились больше за гобелены, чем за картины. Карл V тратил больше на гобелены, чем на картины (как его современник Генрих VIII ), и заказывал их на протяжении всей своей жизни, продолжая семейную традицию и отражая общие королевские предпочтения того времени. [ 8 ]
В основном немецкие коллекции деда Карла Максимилиана I, императора Священной Римской империи , и ранних Габсбургов в основном остались в Австрии и Германии, когда в 1556 году Карл V отрекся от престола и разделил свои огромные владения между своим братом, который стал Фердинандом I, императором Священной Римской империи , и его сын Филипп, получивший Испанию, Нидерланды и владения Габсбургов в Италии. Сейчас они находятся в Музее истории искусств в Вене и других местах.
Карл V также был страстным и разборчивым коллекционером, и его неустанные путешествия позволили ему осознать разнообразие искусства эпохи Возрождения, прежде всего искусства Италии. [ 9 ] На него произвел большое впечатление тициановский портрет герцога Мантуанского и его собаки (ок. 1529, Прадо), и он поручил Тициану нарисовать его в Болонье в 1532 году в полный рост, а также с собакой (Прадо). Это было повторение недавнего портрета (Вена) придворного художника его брата Якоба Зайзенеггера , задуманного как демонстрационный образец. Это полностью покорило Карла, и с тех пор он больше никогда не позировал ни одному другому портретисту, как говорит Вазари , несмотря на трудности с знакомством с Тицианом для позирования. [ 10 ] Его «Конный портрет Карла V» (Прадо) установил стандарт для жанра, оказав влияние на более поздних художников, таких как Антонис ван Дейк , Рубенс и Гойя . Но скульптор из Милана Леоне Леони , которому помогал его сын Помпео, с 1546 года занимал аналогичную должность в скульптуре; [ 11 ] В Прадо есть бронзовые портретные скульптуры Карла в полный рост и в пояс, а также медали и гравированные драгоценные камни . Голландский художник Ян Корнелис Вермейен в основном использовался для описания военных побед Карла, особенно в дизайнах больших гобеленов, и Карл взял его с собой в свой поход в Тунис . [ 12 ]
Филипп II
[ редактировать ]Сын Карла Филипп II Испанский (годы правления с 1556 по 1598 год) чтил память своего отца. [ 13 ] и, вероятно, больше интересовался искусством, чем его отец; конечно, он заказал и купил гораздо больше, и к концу его жизни коллекция насчитывала около 1500 картин. [ 14 ] и около 700 гобеленов. [ 15 ] Он взял на себя управление ключевыми художниками Карла, Тицианом и Леонисами, и заказал знаменитую и теперь разбросанную серию мифологических картин, известных как «Поэзия» , которые представляют собой некоторые из его лучших поздних работ. Из этих шести или семи картин только одна из лучших версий оставалась в коллекции до передачи в Прадо; пятеро сейчас находятся в Великобритании и один в США. [ 16 ]
В 1561 году Филипп провозгласил Мадрид столицей Испании, что его отец планировал, но так и не осуществил. Он также начал возводить огромный памятник своему отцу и другим испанским Габсбургам в Эль-Эскориале , строительство и украшение которого должно было стать главным художественным проектом его правления.
Филипп III
[ редактировать ]Филипп III Испанский , правивший с 1598 по 1621 год, продолжал выпуск королевских портретов, но в остальном не особо интересовался искусством. Можно утверждать, что его правление в любом случае было ничем не примечательным периодом в испанской живописи. Он заказал конную статую себе Джамболонья , который не посещал Испанию лично. Рубенс приехал как посол и нарисовал своего валидо (главного министра и фаворита ) герцога Лерма , но не королевскую семью.
Филипп IV
[ редактировать ]В отличие от своего отца, долгое правление Филиппа IV Испанского (1621–1665) сопровождалось большим личным участием монарха в покровительстве искусству. Диего Веласкес (1599-1660) привлек внимание короля еще в молодости, после смерти Родриго де Вилланрандо в 1622 году, и оставался на королевской службе до конца своей жизни, также продвигаясь по иерархии придворных. Филиппу нравилось его общество, и он часто приходил посмотреть, как он рисует. Очень неформальные «Лас Менины» показывают художника, рисующего короля и королеву, а их дочь наблюдает за ними.
Веласкесу дважды давали разрешение посетить Италию: в 1629–30 и 1649–51 годах. Во время второго визита его использовали в качестве агента короля по покупке произведений искусства, что он и делал в больших количествах и с превосходной рассудительностью.
Карл II
[ редактировать ]Во время правления Карла II Испании (1661-1700) упадок Испании стал очевиден. Королевское покровительство официальным портретам продолжалось, но кроме этого и получения дипломатических подарков от других монархов было относительно немного. Среди придворных художников был Хуан Карреньо де Миранда .
Филипп V и Фердинанд VI
[ редактировать ]После смерти Карла Война за испанское наследство с 1701 по 1715 год нарушила королевское покровительство, особенно в первые годы. Новый король, V с небольшим перерывом с 1700 по 1746 Филипп , был молодым французским принцем, правление которого продолжалось . год главный придворный портретист 1736 года, а коренные испанские художники, такие как Мигель Хасинто Мелендес, нуждались в корректировке своего стиля.
Ван Лоо оставался на своем посту во время правления сына Филиппа Фердинанда VI (годы правления 1746–1759), пока не вернулся в Париж в 1753 году.
Карл III
[ редактировать ]Правивший Испанией с 1759 по 1788 год, Карл III был значительно более способным и динамичным, чем его предшественники сто лет назад. В молодости он также обучался живописи и офорту (во французском обычае принцы обучались ручному ремеслу) и продолжал заниматься гравюрой в более позднем возрасте. Он дважды убеждал Антона Рафаэля Менгса (ум. 1779), ведущего художника неоклассицизма , авангардного движения того времени, покинуть Рим и посетить Испанию, чего успешные художники традиционно неохотно делали. Помимо большого потолка в Королевском дворце Мадрида , в коллекции сохранилось несколько портретов королевской семьи.
Менгс был непримиримым соперником Джованни Баттисты Тьеполо поколением ранее. Последние годы жизни он провел в Мадриде, с 1761 по 1770 год, расписывая три потолка в Королевском дворце и набор картин для церкви, которые после придворных интриг быстро были заменены работами Менгса, видимо, отражавшими вкус короля. Во-первых, «Непорочное зачатие» попало в Прадо в 1827 году.
Франсиско Байе-и-Субиас был помощником и протеже Менгса с 1763 года, который получил работу дизайнера на Королевской фабрике гобеленов в том же году , а в 1777 году стал директором. Франсиско Гойя был учеником Менгса в 1760-х годах, но они не поладился. После поездки в Италию он гораздо лучше поладил с Байё и в 1773 году женился на своей сестре Жозефе . Когда он стал режиссером, Байё нанял Гойю для создания гобеленов , и в коллекции осталось около 50 его нарисованных мультфильмов , а также большая часть гобеленов, сделанных на их основе.
В 1780-х годах Гойя начал писать портреты придворных, в том числе короля. Он начал с портрета Хосе Моньино, 1-го графа Флоридабланки , главного министра Карла, в 1783 году (Прадо), а затем нарисовал многих членов семьи брата Чарльза Инфанте Луиса Испанского . В 1786 году он стал штатным придворным художником.
Карл IV
[ редактировать ]Должность Гойи была подтверждена Карлом IV , и в 1790 году он получил звание Первого придворного художника. Плохое здоровье, смена художественного вдохновения и, наконец, французское вторжение 1808 года привели к тому, что его работа для двора прекратилась, но его портрет «Карл IV Испанский и его семья » (1800–01) является одним из самых почитаемых портретов в Прадо. Другие работы, не заказанные королем, попали в Прадо позже, в том числе «Маха деснуда» (1790-е годы) и «Маха Вестида» (1800-е годы), а также поздние «Черные картины» .
Хотя после Реставрации коллекция продолжала пополняться картинами королевских заказов, а также более старыми работами, кульминацией великих дней королевского покровительства стал Гойя.
Локации
[ редактировать ]В июне 1561 года Филипп II разместил свой двор в Мадриде, разместив его в Алькасаре , который стал домом для огромной коллекции произведений искусства. Монархия продолжала использовать другие дворцы. Строительство нового дворца было начато в 1563 году, когда был заложен краеугольный камень Эль-Эскориала , объединенного монастыря и дворца в горах к северу от столицы.
В 1734 году Алькасар сгорел вместе со многими произведениями искусства.
Прадо
[ редактировать ]Многие из лучших картин из бывшей испанской королевской коллекции хранятся в Музее Прадо , национальном художественном музее Испании. Это заведение было открыто для публики как художественная галерея в 1819 году по инициативе королевы Марии Изабеллы . Будучи королевским музеем ( Museo Real de Pinturas ), [ 18 ] Прадо был национализирован в 1868 году в результате свержения королевы Изабеллы II . Хотя Первая Испанская республика 1870-х годов продлилась недолго и Испания вернулась к монархии, коллекция осталась национальной, а не королевской коллекцией.
В ознаменование 200-летия Прадо Зал Королевств , сохранившееся крыло 17-го века дворца Буэн-Ретиро, перестраивается как часть кампуса музея. Первоначально в зале размещались большие картины из королевской коллекции. Некоторые из них, например, конные портреты семьи Филиппа IV , сейчас находятся в Прадо. [ 19 ] Хотя теоретически эти картины можно вернуть на прежнее место, это нарушит планировку ключевых галерей Прадо. [ 20 ] и в настоящее время предусматриваются другие варианты использования Зала Царств.
Королевские сайты
[ редактировать ]Агентство наследия Patrimonio Nacional присматривает за рядом королевских объектов в Испании и произведениями искусства в них. [ 21 ] Palacio Real содержит множество произведений искусства, включая фрески Тьеполо и уникальный набор инструментов Страдивари, известный как Stradivarius Palatinos . Новый музей в Мадриде — Галерея королевских коллекций — открылся в 2023 году на территории недалеко от Королевского дворца и Королевской оружейной палаты . Новый музей, построенный для демонстрации материалов из королевских коллекций, находящихся на попечении Patrimonio Nacional, призван дополнять два других здания, так что их можно сравнить с треугольником искусства на Пасео дель Прадо . Хронологические рамки нового музея — от Средневековья до правления Хуана Карлоса I.
Patrimonio Nacional имеет традицию организации временных выставок, например, в 2019 году здесь была организована выставка, посвященная Альфонсо XIII в гуманитарной интервенции Первую мировую войну. [ 22 ] В новом музее предполагается регулярно менять экспонаты.
Потери
[ редактировать ]В 1604 году большая часть вторичного королевского дворца Эль-Пардо , находившегося тогда недалеко от Мадрида, была уничтожена пожаром. Многие картины удалось спасти, но группа важных королевских портретов Тициана и других в «Зале королей» была закреплена на стенах лепными рамами и не могла быть вынесена вовремя. Филипп III приказал восстановить комнату, а Хуан Пантоха де ла Крус приступил к созданию новых версий картин на основе доступных ему источников. [ 23 ]
Торре -де-ла-Парада , находившаяся тогда к северу от Мадрида, представляла собой большой охотничий домик, основанный Карлом V и значительно расширенный Филиппом IV. Таким образом, крайняя формальность главных королевских дворцов здесь была смягчена. Для него были написаны относительно неформальные королевские портреты Веласкеса в охотничьих одеждах, пародийно-героические портреты придворных карликов и шутов, а также огромная серия из 60 мифологических сюжетов Рубенса и его мастерской, из которых 40 картин и более 50 Рубенса Сохранилось количество масляных эскизов (Прадо). [ 24 ] Дворец был в основном уничтожен пожаром, когда он был захвачен в 1714 году австрийскими войсками во время войны за испанское наследство , и остался лишь руинами. [ 25 ] Но большая часть портативного искусства уже была перевезена в другие дворцы.
Первый главный дом коллекции, Мадридский Алькасар , был полностью уничтожен пожаром в 1734 году с большими потерями. Некоторые картины, такие как «Менины», удалось спасти, в данном случае вырезав их из рамы и выбросив из окна. Некоторые картины уже были установлены во дворце Буэн-Ретиро на другой стороне центра города.
Испанские Габсбурги правили Португалией с 1581 по 1640 год (при Филиппе II-IV), и Филипп II, в частности, подарил главной лиссабонской резиденции, дворцу Рибейра , много произведений искусства, в том числе большой потолок работы Тициана. Это и большинство других произведений искусства было потеряно во время землетрясения в Лиссабоне 1755 года, которое в значительной степени разрушило дворец.
Коллекция Веллингтона
[ редактировать ]Около 80 картин из бывшей испанской королевской коллекции находятся в коллекции Веллингтона в Лондоне. Они были вывезены из Испании французами, когда были захвачены британской армией в битве при Витории . Впоследствии они были подарены Фернандо VII британскому генералу Артуру Уэлсли, 1-му герцогу Веллингтону , и хранятся в Эпсли-хаусе, лондонском доме герцогов Веллингтонских, где они в основном выставлены на всеобщее обозрение. [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тревор-Ропер, 45 лет.
- ^ Вандерхоф, Эрин (август 2020 г.). «Бывший король Испании Хуан Карлос никогда не должен был покидать страну» . Ярмарка тщеславия .
- ^ Прадо; обзор коллекции
- ^ Филипп де Монтебелло , «Введение», с. 8, в книге «Блеск испанской монархии: гобелены и доспехи эпохи Возрождения из Национального наследия » Антонио Домингеса Ортиса, Конча Эрреро Карретеро, Хосе-А. Годой, 1991, Метрополитен-музей, ISBN 0870996215 , 9780870996214, полностью онлайн.
- ^ Шемад, 41–42.
- ^ Каталог, 113–114.
- ^ Тревор-Ропер, 41, 73–74.
- ^ Шемад, 42–44.
- ^ Тревор-Ропер, 12–15.
- ↑ Тревор-Ропер, 25–26, 31–32.
- ^ Тревор-Ропер, 28–30.
- ^ Тревор-Ропер, 28 лет.
- ^ Тревор-Ропер, 49 лет.
- ^ Оксфордский художественный словарь , 3-е изд., 2004 г., стр. 323, ОУП, ISBN 0198604769 , 9780198604761, книги Google
- ^ Шемад, 44 года.
- ^ Тревор-Ропер, 52 года.
- ^ Палата Филиппа IV в Королевском дворце Good Retreat , Прадо.
- ^ Маркс (апрель 2019 г.). «Прадо в 200 году» . Аполлон .
- ^ Санчес, Альфонсо Э. Перес (1 января 2003 г.). «Веласкес, Диего» . Grove Art Online (требуется подписка)
- ^ «Прадо представляет недавно обставленные комнаты Веласкеса» . 2010 . Проверено 25 августа 2020 г.
- ^ «Национальное наследие» . Проверено 15 августа 2020 г.
- ^ Олайя, Висенте Дж. (09 ноября 2018 г.). «Король с миссией: гуманитарные дела Альфонсо XIII во время Великой войны» . Страна . ISSN 1134-6582 . Проверено 15 августа 2020 г.
- ^ Прадо, "Император Карл V"
- ^ «Рубенс и Парадная башня» , Алехандро Вергара, Прадо. См. также Светлана Альперс , Украшение Торре де ла Парада , Phaidon Press, 1971, краткое содержание.
- ^ «Аэрофотоснимок с сайта Эль-Пардо» . Архивировано из оригинала 24 октября 2016 г. Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ «История коллекции» . Коллекция Веллингтона . Проверено 19 августа 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- «Каталог»: Музей Прадо, Каталог картин , 1996, Министерство образования и культуры, Мадрид, ISBN 8487317537 .
- Кремадес, Фернандо Чека; Фернандес-Гонсалес, Лаура (редакторы), Фестивальная культура в мире испанских Габсбургов , 2016, Routledge, ISBN 131713561X , 9781317135616, книги Google .
- Путеводитель по Прадо , 2012, Национальный музей Прадо, ISBN 9788484801665 .
- Тревор-Ропер, Хью ; Принцы и художники, покровительство и идеология при четырех дворах Габсбургов 1517–1633 гг ., Темза и Гудзон, Лондон, 1976 г., ISBN 0500232326 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ортис, Антонио Домингес; Карретеро, Конча Эрреро; Годой, Хосе-А., Великолепие испанской монархии: гобелены и доспехи эпохи Возрождения из национального наследия , 1991, Метрополитен-музей, ISBN 0870996215 , 9780870996214, книги Google