Народный театр

Людовый театр ( буквально: Народный театр , польский : Teatr Ludowy ) в Кракове , расположенный в жилом комплексе Osiedle Teatralne в районе Нова Гута , открылся 3 декабря 1955 года. В то время в Польской Народной Республике действовала официальная политика социалистического реализма в искусство и общественная жизнь подошли к концу, десталинизация произошла , достигшая своей кульминации в событиях Польского Октября . сцена города Людовы быстро стали известны как главная авангардная благодаря сотрудничеству выдающихся художников, в том числе теоретика театра и художника Юзефа Шайны . [ 1 ] Тадеуш Кантор (оба из Академии художеств ), Лидия Замков , Кристина Захватович и другие. [ 2 ]
История
[ редактировать ]
Театр Людовы, построенный в 1954–1955 годах по проекту архитекторов Эдмунда Домбровского и Януша Ингардена, имеет кубический объем 14 000 м³ и вместимость 420 человек. [ 3 ] Он был помещен в центр социалистического жилищного городского проекта по социальным и идеологическим причинам, чтобы распространить высокую культуру среди рабочего класса , созданного за последние несколько лет в окружающем промышленном районе Новая Гута , и как возможное средство идеологической обработки рабочих. Однако благодаря революционному видению своего первого президента, Кристины Скужанки, Людовой театр стал одним из самых интересных театров в стране, с Ежи Красовским в качестве его первого постоянного директора и художником Юзефом Шайной в качестве дальновидного сценографа. [ 2 ] Вместе они превратили молодую местную площадку в инновационную и политически привлекательную сцену с серьезными интеллектуальными и художественными амбициями. Шайна, пережившая нацистские лагеря Освенцим и Бухенвальд , была художественным руководителем театра в 1963–1966 годах. В своих популярных постановках Шекспира и греческих трагедий он вызывал воспоминания о собственном лагерном опыте; назвал его театром смерти Питер Брук . [ 1 ]
Название «Театр Людовы» («Народный театр») имело в Кракове уникальную традицию, несмотря на его якобы государственный социалистический , левый или популистский оттенок. В 1902 году (во время разделов Польши ) в Кракове был открыт еще один Людовый театр известным актером Стефаном Ярачом , который там выступал. Он находился на улице Кроводерской. [ 4 ]
Репертуар
[ редактировать ]В течение десятилетий коммунистического правления польский театр использовал художественные приемы политических аллюзий и метафор , чтобы преодолеть цензуру . Театр создавался не из одного только текста, а из того, что часто оставалось невысказанным и лишь визуально значимым. [ 5 ] В «Людовых» пьесы Эсхила , Карло Гоцци и Карло Гольдони ставились . Кристина Скушанка подготовила успешные шекспировские спектакли: «Мера за меру» с сценографией Тадеуша Кантора (1956), «Буря» (1959) и «Двенадцатая ночь » (1961) со сценографией Юзефа Шайны. Она также ставила польские романтические драмы, такие как » Юлиуша Словацкого ( «Балладина 1956) и «Сен Сильвер Саломея» («Серебряный сон Саломеи», 1959). В 1962 году Скушанка и Ежи Красовский подготовили постановку « » Адама Мицкевича с Дзяды сценографией Шайны.
Реалии жизни при коммунизме породили более широкие философские и идеологические вопросы. Известные пьесы того времени включали постановки Красовского, такие как экранизация Джона Стейнбека романа «О мышах и людях » (1956) с Франциском Печкой (в роли Ленни Смолла) и Витольдом Пиркошом (в роли Джорджа Мильтона). Был Франца Верфеля , «Якобовский и полковник» » Ежи Брошкевича поставленный в 1957 году, и «Имена власти в постановке Скушанки (1957), посвященные вопросам свободы. В 1958 году была поставлена пьеса Альбера Камю « Осадное положение» . Премьера романа Юлиуша Кадена-Бандровского « Радость возвращенной свалки» состоялась в 1960 году. [ 2 ]
По мере того как политический климат начал ухудшаться, театр столкнулся с растущей критикой. Режиссеров обвинили в игнорировании аудитории с более низким образовательным статусом. Скушанка и Красовский покинули «Людовые» в 1963 году, не имея возможности продолжать свой амбициозный репертуар. Шайна, который остался, часто подвергался резкой критике. [ 6 ] Среди его постановок — » Николая Гоголя ( «Ревизор » Тадеуша Холуя 1963), « Пустое поле » Витольда Вандурского , 1965, « Смерть на груше , «Смерть на груше», 1965, «Франц Кафка ». « Замок» с запоминающимися ролями Ирены Юн и Юзефа Вечорека (1966). Публика, направленная на выступления по официальным каналам, например, коллективы государственных предприятий или учащиеся государственных школ, перестала приходить. Шайна ушел в 1966 году. В 1970-е годы театр так и не смог найти формулу, которая удовлетворила бы и власть, и критику. Ставились комедии. Последующие режиссеры пытались возродить традиции польского национального и народного театра. [ 2 ] Художественное возрождение произошло с падением коммунизма в Центрально-Восточной Европе. В демократической Польше «Людовы» возглавил актер, режиссер и политик Ежи Федорович (1989–2012). [ 7 ] Под его руководством театр завоевал значительное признание и многочисленные награды. Его дважды приглашали на Эдинбургский международный фестиваль : в 1996 году с «Макбетом» в постановке Ежи Штура и в 1997 году с «Антигоной» в постановке Влодзимежа Нурковского. Яцек Страма руководил Людовым театром с 2012 по 2016 год, а нынешним директором является Малгожата Богаевска.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Джон Элсом, «Мастер апокалиптической сцены» Мир и я, раздел «Искусство»
- ^ Перейти обратно: а б с д Моника Мокшицкая-Покора, Народный театр в Новой Гуте , польский : Teatr Ludowy w Nowa Huta , ноябрь 2003 г., Институт Адама Мицкевича
- ^ Дон Рубин, «Театральное пространство и архитектура» во Всемирной энциклопедии современного театра . Опубликовано Тейлором и Фрэнсисом; страница 664.
- ^ WK, Театр Юлиуша Словацкого в Кракове. Культура в архивных документах, EuArchives.org через Интернет-архив.
- ^ Университет Виктории , «Театральные интерпретации Шекспира в демократической Польше», Совет социальных и гуманитарных исследований Канады.
- ^ Юзеф Шайна, «Мои одиннадцать лет в Людовом театре» в книге « Тридцать лет театра Людовы в Кракове-Новой Гуте», Национальное издательство, Краков, 1988.
- ^ Ежи Федорович, биография в Magiczny Krakow
- (на польском языке) 50 лет Народного театра , Głos Tygodnik Nowohucki
- (на польском языке) Театр Людовы на карте города
- Людовой театр в Магическом Кракове , официальный сайт города, 2009 г.
50 ° 04'49 "N 20 ° 02'01" E / 50,0803187 ° N 20,0337088 ° E