Славная революция в Шотландии.
Славная революция в Шотландии относится к шотландскому элементу Славной революции 1688 года , в которой Якова VII заменили его дочь Мария II и ее муж Вильгельм III в качестве совместных монархов Шотландии и Англии . До 1707 года два королевства имели общего монарха, но были отдельными юридическими лицами, поэтому решения одного не связывали другого. В обеих странах революция подтвердила примат парламента над короной. [ 1 ] в то время как Церковь Шотландии была восстановлена как пресвитерианское, а не епископальное государство .
Хотя Джеймс стал королем в феврале 1685 года при широкой поддержке в обеих странах, терпимость к его личному католицизму не распространялась на религию в целом. [ 2 ] Когда парламенты Англии и Шотландии отказались отменить юридические ограничения для католиков, Джеймс приостановил их действие и принял решение своим указом. [ 3 ] Рождение католического наследника в июне 1688 года вызвало массовые гражданские беспорядки в Шотландии и Англии, и коалиция английских политиков и солдат направила Уильяму приглашение . Они согласились поддержать военное вмешательство Нидерландов, чтобы защитить права Марии как наследницы английского престола; 5 ноября 1688 года Уильям высадился на юго-западе Англии, а 23 декабря Джеймс бежал во Францию.
Несмотря на то, что Шотландия не участвовала в Приглашении, ветеранская шотландская бригада входила в состав голландских сил вторжения, и шотландцы играли важную роль с обеих сторон. Многие из советников Уильяма были изгнанниками-протестантами, такими как Левен и Мелвилл , а ближайшими советниками Джеймса были два шотландских католика, граф Перт и его брат Мелфорт . 7 января 1689 года Тайный совет Шотландии попросил Уильяма действовать в качестве регента до выборов Конвента сословий Шотландии . В феврале 1689 года Уильям и Мария были назначены совместными монархами Англии, а в марте Конвент собрался, чтобы согласовать аналогичное соглашение для Шотландии.
Хотя революция в Англии была быстрой и относительно бескровной, шотландское восстание в поддержку Джеймса привело к значительным жертвам, и якобитизм сохранялся как политическая сила до середины 18 века. В 2016 году одна из поправок Революции, Закон о претензиях на права 1689 года , упоминалась в юридических спорах о том, связана ли Шотландия Брекситом . [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]Славная революция в Шотландии была плохо изучена, потому что... не существует полномасштабного подхода... не существует, сравнимого с тем, которым мы располагаем в Англии, и у нас нет научного анализа шотландского конституционного урегулирования 1689 года (как это отражено в «Заявлении о праве»). и Статьи жалоб) наравне с… английской Декларацией прав . [ 5 ]
Различные пути Славной революции 1638–1651 годов в Шотландии и Англии возникли из-за политических и религиозных разногласий между двумя королевствами, которые по-разному пережили Войны Трех королевств и Реставрацию 1660 года . Тесные связи между религией и политической идеологией означали, что споры приводили к огромным беспорядкам и ущербу; потери в гражданских войнах были пропорционально выше в процентном отношении, чем потери, которые впоследствии понесла Соединенное Королевство в Первой мировой войне. [ 6 ]
Пресвитерианская и епископальная церкви теперь подразумевают различия как в структуре, так и в доктрине , но в 17 веке этого не было. Епископальное управление означало управление епископами, назначаемыми монархом, тогда как пресвитерианскими структурами управляли старейшины , назначаемые общинами; в Шотландии обе стороны были доктринальными кальвинистами . Поскольку епископы заседали в шотландском парламенте , споры об их роли касались как политики, так и религиозной практики. Смена режима в 1638, 1651 и 1661 годах привела к тому, что победители исключили своих противников, что сделало борьбу за контроль над церковью все более ожесточенной. [ 7 ]
Поскольку у Карла II не было законных детей, его брат Джеймс наследником шотландского и английского престолов был . В 1669 году он тайно принял католицизм; когда в 1679 году это стало достоянием общественности, парламент Англии попытался исключить его с английского престола. [ 8 ]
В некоторых частях Шотландии, особенно на юго-западе, Джеймс унаследовал сложную ситуацию, когда недавняя клятва отречения [ 9 ] Ноябрь 1684 г. активно обострил и без того напряженную ситуацию. «Время убийств» было непопулярным и жестоким правительственным подавлением, перенесенным из недавнего прошлого при короле Карле, и хотя протестантская военная оппозиция его правлению в форме Восстания Аргайла была легко подавлена, поддержка Джеймса казалась гораздо большей в других частях Шотландии; Закон о шотландском наследовании 1681 года подтвердил его статус законного наследника «независимо от религии». В законе также говорилось, что его цель состоит в том, чтобы сделать его исключение с английского престола невозможным без «...ужасных последствий гражданской войны». [ 10 ] Это было подтверждено в Законе о шотландских испытаниях 1681 года с решающим уточнением, в котором все правительственные чиновники и члены парламента «обещают поддерживать истинную протестантскую религию». Терпимость к личным убеждениям Джеймса не распространялась на католицизм в целом, и его неспособность оценить это различие в конечном итоге привела к его свержению. [ 11 ]
Смещение Якова VII
[ редактировать ]В 1685 году положение Джеймса в Шотландии было более безопасным, чем в Англии. Законы о наследовании и испытаниях Шотландии 1681 года сделали повиновение монарху юридическим обязательством «независимо от религии», но взамен подтвердили главенство Шотландской церкви , или Кирка. Восстание Аргайла рухнуло из-за отсутствия народной поддержки; отмена Закона об испытаниях подорвала епископальную базу Джеймса, одновременно вознаградив диссидентов-пресвитерианцев, которые поддержали Аргайла. [ 12 ]
Представление о том, что Джеймс был готов игнорировать свои обязательства, свою коронационную клятву и своих собственных сторонников, подорвало его политику. [ 13 ] Они также были неудачно рассчитаны, поскольку октябрьский эдикт 1685 года в Фонтенбло отменил терпимость к французским протестантам , в результате чего примерно от 200 000 до 400 000 протестантов покинули Францию в следующие пять лет. [ 14 ] Убийство более 2000 швейцарских вальденсов в 1686 году усилило опасения, что протестантской Европе угрожает католическая контрреформация под руководством Франции. [ 15 ]
В июне 1688 года два события превратили инакомыслие в кризис; рождение Джеймса Фрэнсиса Эдварда будет предшествовать протестантской дочери Джеймса Марии , вышедшей замуж за Вильгельма Оранского 10 июня привело к появлению католического наследника, который в преемственности . Хотя Джеймс утверждал, что он просто хотел расширить свободу католиков, его преследование семи епископов , похоже, выходило за рамки этого и было воспринято как нападение на епископальный истеблишмент; их оправдание 30 июня подорвало политический авторитет Джеймса. [ 16 ]
В 1685 году многие опасались гражданской войны, если Джеймса обойдут стороной; к 1688 году из-за антикатолических беспорядков стало казаться, что только его отстранение могло их предотвратить. [ 17 ] Поскольку события в Англии быстро обострялись, главный советник Джеймса граф Сандерленд тайно координировал свои действия с Генри Сиднеем , чтобы подготовить приглашение Уильяму , заверив его в поддержке всего английского политического класса для вооруженной интервенции. Стремясь заручиться финансовой и военной поддержкой Англии против Франции, Уильям высадился в Бриксеме 5 ноября с 14 000 человек; По мере его продвижения большая часть Королевской армии дезертировала, и 23 декабря Джеймс отправился в изгнание. [ 18 ]
Хотя Шотландия оставалась относительно пассивной в этих событиях, после того, как король бежал во Францию, массовые беспорядки в Эдинбурге удалили иезуитов из Королевской часовни в Холируде. [ 19 ] События в Англии предвосхитили шотландское решение. Когда английский парламент предложил свой трон Уильяму и Марии в феврале 1689 года, Джеймс оставался королем Шотландии еще четыре месяца, до 4 апреля 1689 года. В то время как в Англии подавляющее большинство согласилось, что Мария должна заменить своего отца, Уильям потребовал, чтобы он стал членом монарх и единоличный правитель в случае ее смерти. Это было одобрено лишь узким кругом. В Шотландии раскол внутри Кирка сделал Уильяма более важным; его кальвинизм означал, что пресвитериане видели в нем естественного союзника, в то время как епископальное меньшинство нуждалось в его поддержке, чтобы сохранить контроль. [ 20 ]
Конвенция сословий
[ редактировать ]7 января 1689 года Тайный совет Шотландии попросил Уильяма взять на себя управление правительством в ожидании Шотландской конвенции, которая согласует урегулирование. 70 из 125 делегатов, избранных в марте, были классифицированы как пресвитериане, с небольшим меньшинством, лояльным Джеймсу; это превратило съезд в соревнование между епископалами и пресвитерианцами за контроль над церковью и пределы королевской власти. [ 21 ]
12 марта Джеймс высадился в Ирландии, а 16 числа было зачитано письмо съезду, требующее послушания и угрожающее наказанием за неподчинение. [ 22 ] Общественный гнев привел к тому, что некоторые члены епископальной церкви перестали посещать съезд, заявив, что опасаются за свою безопасность, в то время как другие перешли на другую сторону. [ 23 ] Напряженность была высокой: герцог Гордон держал Эдинбургский замок для Джеймса, а виконт Данди набирал новобранцев из Хайленда. Это преувеличило пресвитерианское большинство Конвента, которое собиралось за закрытыми дверями под охраной собственных войск. [ 24 ]
Конвент шотландских сословий собрался для рассмотрения писем, полученных 16 марта 1689 года от двух претендентов на корону. 4 апреля они проголосовали за отстранение Джеймса VII от должности, опираясь на аргумент Джорджа Бьюкенена о договорной природе монархии. [ 25 ]
Позже в том же месяце Конвент принял « Заявление о праве» и «Статью жалоб», перечислив то, что они считали современными требованиями конституционного права Шотландии. В нем также говорилось, что из-за своих действий, нарушающих эти законы, Джеймс лишился шотландского трона. [ 26 ]
Английский парламент постановил, что Джеймс «покинул» свой трон в декабре прошлого года, тем самым предоставив эту должность другому; находясь в Шотландии, 4 апреля 1689 года Конвенция трех сословий заявила, что Яков VII «действовал неправильно», приняв на себя королевскую власть, «никогда не принеся коронационной присяги, требуемой законом». Таким образом, он «утратил право на корону, и трон стал вакантным». [ 27 ] Это было фундаментальное различие; если бы парламент мог решить, что Джеймс лишился своего трона в результате действий, которые, по словам Закона о претензиях на права, «вторглись в фундаментальную Конституцию Королевства и превратили ее из юридически ограниченной монархии в произвольную деспотическую власть», [ 28 ] монархи получали легитимность от парламента, а не от Бога, что положило конец принципу божественного права королей . [ 29 ]
Пытаясь сохранить епископальность, шотландские епископы предложили союз с Англией, но это предложение было отклонено английским парламентом. 11 апреля Конвент положил конец правлению Джеймса и принял Акт о претензиях и Закон о претензиях на права , которые сделали парламент основной законодательной властью в Шотландии. [ 30 ]
11 мая 1689 года Вильгельм и Мария приняли шотландский трон, а 5 июня Конвент стал полноправным парламентом. Восстание Данди подчеркнуло зависимость Уильяма от пресвитерианской поддержки, и он положил конец попыткам сохранить епископов, что привело к принятию Акта об урегулировании 1690 года, восстанавливающего пресвитерианство. Славная революция в Шотландии привела к большей независимости парламента и кирка, но прекращение епископства изолировало значительную часть политического класса; это будет основным фактором в дебатах по поводу Акта о Союзе 1707 года и шотландского якобитского движения . [ 31 ]
Парламент
[ редактировать ]Ключевыми фигурами в новом правительстве были лорд Мелвилл , который присоединился к Уильяму в Нидерландах в 1683 году после заговора Ржаного дома , и граф Стейр , бывший член администрации Якова VII. В 1689 году Мелвилл был назначен государственным секретарем Шотландии, а Стэйр - лордом-адвокатом , что было призвано свести к минимуму пресвитерианское доминирование в парламенте. [ 32 ]
Первая сессия зашла в тупик по поводу упразднения епископства в Кирке и Комитета статей, неизбираемого органа, который решал, какие законы может обсуждать парламент. В результате парламент отказался утвердить налоги или назначения на должности юристов, фактически закрыв суды, а Уильям заблокировал выполнение законодательства, отказавшись от королевской санкции на законы, одобренные парламентом.
Большинство депутатов сформировали антиправительственную группу под названием «Клуб», возглавляемую сэром Джеймсом Монтгомери , ранее одним из главных сторонников Уильяма, но возмущенным тем, что Мелвилла предпочли на посту государственного секретаря. В то время как некоторые, такие как Монтгомери, просто возмущались отстранением от должности, большинство выступало против правительства по политическим мотивам и в первую очередь хотели ликвидировать Комитет статей. [ 33 ] Правительство пошло на компромисс, согласившись удалить епископов из церкви, но сопротивлялось упразднению Комитета статей до того, как 2 августа парламент был приостановлен после битвы при Килликранки . [ 34 ]
Парламент вновь собрался в апреле 1690 года в атмосфере высокого напряжения из-за якобитской войны в Ирландии , опасений ирландского вторжения в Шотландию и продолжающихся беспорядков в Хайленде. предполагаемый заговор якобитов под названием « Заговор Монтгомери» Был раскрыт , в котором участвовали Монтгомери, маркиз Аннандейл и лорд Росс . В возникшей панике Мелвилл согласился упразднить Комитет статей, хотя до сих пор неясно, насколько серьезным был заговор на самом деле. [ 35 ] Основная цель была достигнута, Клуб распался, и 7 июня парламент утвердил Закон о прекращении епископства и предоставлении налогов. [ 34 ]
Конституционное урегулирование , возникшее в результате парламентских сессий 1689 и 1690 годов, было менее радикальным, чем в 1641 году. Корона сохранила важные прерогативы, включая право созывать, приостанавливать и распускать парламент, но взамен упразднение Комитета статей давало парламенту контроль над законодательная повестка дня. [ 36 ]
Религиозное поселение
[ редактировать ]Конфликты между протестующими и резолюционерами во время Протектората , а затем епископалами и камерунцами после 1660 года оставили глубокие разногласия, а также нормализовали выселение побежденных противников. Кирка Заседание Генеральной ассамблеи в ноябре 1690 года было первым с 1654 года, и еще до его созыва более 200 конформистских и епископальных служителей были лишены своей жизни. [ 37 ]
Это означало, что Ассамблея в подавляющем большинстве состояла из радикальных пресвитерианцев, которые отвергали любые меры епископализма или восстановление в должности тех, кто уже был выселен. Несмотря на то, что Уильям был таким же кальвинистом, он был более терпим к представителям епископальной церкви, рассматривая их как потенциальных союзников, но при этом осознавая опасность отчуждения важного политического электората. Однако Ассамблея упразднила епископство и создала две комиссии для юга и севера Тая, которые в течение следующих 25 лет отстранили почти две трети всех министров. Генеральная ассамблея 1692 года отказалась восстановить в должности даже тех епископальных служителей, которые пообещали принять пресвитерианство, в результате чего многие пресвитерии остались с небольшим количеством приходского духовенства или вообще без него. [ 38 ]
Вильгельм издал два акта о послаблениях в 1693 и 1695 годах, восстановив министров, признавших его королем; этим воспользовались почти сто священнослужителей, и дальнейшая мера снисхождения в 1707 году оставила лишь небольшой остаток якобитских епископалов и некоторых людей Общества . [ 39 ] Окончательное урегулирование было ближе к положению 1592 года, чем к более радикальной позиции 1649 года, и степень независимости между Кирком и государством оставалась неоднозначной. Несмотря на теоретическую отмену светского покровительства, наследники и старейшины сохраняли право выдвигать кандидатов в свои приходы, которых затем могла «призывать» община. [ 40 ]
Якобитское сопротивление
[ редактировать ]В шотландском парламенте доминировали пресвитериане с небольшой группой сторонников Стюарта, известных как якобиты от «Якобус», что по латыни означает «Иаков». В их число входили представители римско-католического меньшинства, консервативные члены епископальной церкви или люди, имевшие личные связи, такие как виконт Данди, его военачальник в Шотландии. Подавляющее большинство без энтузиазма относилось ни к Джеймсу, ни к Уильяму, в то время как якобиты также разделились на протестантскую и римско-католическую фракции. [ 41 ]
Данди возглавил кампанию в Шотландии в поддержку высадки Джеймса в Ирландии, где клановое соперничество или простой оппортунизм часто были более важными, чем преданность Уильяму или Джеймсу. Пресвитерианцы Маклины присоединились к якобитам, чтобы вернуть себе территории в Малле , утраченные Кэмпбеллами в 1670-х годах, в то время как якобиты Кеппох Макдональдс пытались разграбить Инвернесс, но были подкуплены только после вмешательства Данди. [ 42 ] Несмотря на победу при Килликранки в июле, якобиты понесли тяжелые потери, включая самого Данди. Организованное сопротивление закончилось поражением в битве при Кромдейле 1 мая 1690 года, хотя потребовалось еще два года, чтобы обеспечить лояльность новому режиму.
Оценка
[ редактировать ]Славная революция урегулировала доминирование пресвитерианцев в Шотландской церкви и вигов в политике, но оттолкнула значительную часть политического класса. Господство вигов продолжалось как в Шотландии, так и в Англии вплоть до середины восемнадцатого века. [ 43 ]
Как и в Англии, революция подтвердила господство парламента над короной, но, удалив епископов из Кирка, она оттолкнула значительную часть политического класса. В долгосрочной перспективе епископализм, а не горцы или низинцы, был ключевым фактором, определяющим поддержку якобитов как в 1715 , так и в 1745 году . [ 44 ] Участие Шотландии в Девятилетней войне и войне за испанское наследство в конечном итоге привело к Актам об унии и созданию Великобритании , поскольку опасность разделения престолонаследия между Шотландией и Англией вызвала необходимость долгосрочного решения. [ 45 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Куинн .
- ^ Харрис 2007 , стр. 145–147.
- ^ Харрис и Тейлор 2015 , стр. 144–159.
- ^ Каррелл и Боукотт 2016 .
- ^ Харрис и Тейлор 2015 , с. 365.
- ^ Хьюз .
- ^ Дэвис и Хардакр 1962 , стр. 32–51.
- ^ Миллер 1978 , с. 95.
- ^ «Люди, которые выискивали коз: клятва отречения 1685 года» . 21 декабря 2014 г.
- ^ Джексон 2003 , стр. 38–54.
- ^ Харрис и Тейлор 2015 , с. 122.
- ^ Харрис 2007 , стр. 153–157.
- ^ Харрис 2007 , стр. 179–181.
- ^ Шпильвогель 1980 , с. 410.
- ^ Бошер 1994 , стр. 6–8.
- ^ Харрис 2007 , стр. 235–236.
- ^ Уормсли 2015 , с. 189.
- ^ Харрис 2007 , стр. 3–5.
- ^ «Иаков VII и II (р.1685-1689)» . Королевская семья . 3 февраля 2016 г.
- ^ Харрис 2007 , стр. 271–272.
- ^ Харрис 2007 , стр. 379–386.
- ^ Белшам 1806 , с. 558.
- ^ Сечи 1994 , стр. 30–31.
- ^ Линч 1992 , с. 302.
- ^ Линч, Майкл (1992). Шотландия: новая история. Пимлико. п. 302. ISBN 0-7126-9893-0.
- ^ Wikisource: Заявление о праве
- ^ «Коронация: история и церемониал» (PDF) .
- ^ «Закон о праве 1689 г.» .
- ^ Харрис 2007 , стр. 398–399.
- ^ Трус 1980 , с. 460.
- ^ Харрис 2007 , стр. 404–406.
- ^ Робертс 2000 , с. 214.
- ^ Шукман 2012 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Линч 1992 , с. 303.
- ^ Фергюсон 1887 , стр. 274–278.
- ^ Браун, Манн и Таннер 2005 , стр. 208–244.
- ^ Линч 1992 , с. 300.
- ^ Линч 1992 , с. 304.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 252–253.
- ^ Линч 1992 , с. 305.
- ^ Ленман 1995 , с. 35.
- ^ Ленман 1995 , с. 44.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 282–284.
- ^ Сечи и Санки 2001 , с. 97.
- ^ Митчисон 1990 , стр. 129.
Источники
[ редактировать ]- Белшам, Уильям (1806). История Великобритании от революции 1688 года до заключения Амьенского мира 1802 года . Р. Филлипс.
- Бошер, Дж. Ф. (февраль 1994 г.). «Франко-католическая опасность, 1660–1715». История . 79 (255): 5–30. дои : 10.1111/j.1468-229X.1994.tb01587.x .
- Браун, Кейт М.; Манн, Аластер Дж.; Таннер, Роланд Дж., ред. (2005). Нетрадиционная процедура; Избирательная политика Шотландии после революции в истории шотландского парламента: парламент и политика в Шотландии, 1567–1707 гг . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0748614958 .
- Каррелл, Северин; Боукотт, Оуэн (21 ноября 2016 г.). «Шотландское заявление о праве быть использованным в деле о Брексите против правительства Великобритании» . Хранитель . Проверено 7 ноября 2017 г.
- Трус, Барри (1980). Эпоха Стюартов 1603–1714 гг . Лонгман. ISBN 0582488338 .
- Каллен, К.Дж., Голод в Шотландии: «Плохие годы» 1690-х годов (Edinburgh University Press, 2010), ISBN 0748638873 .
- Дэвис, Гордон; Хардакр, Пол (май 1962 г.). «Восстановление шотландского епископства, 1660–1661». Журнал британских исследований . 1 (2): 32–51. дои : 10.1086/385441 . S2CID 144583746 .
- Фергюсон, Джеймс (1887). Роберт Фергюсон-Заговорщик, или Тайна заговора Ржаного дома и история странной карьеры . Забытые книги. ISBN 1334674760 .
- Харрис, Тим; Тейлор, Стивен, ред. (2015). Последний кризис монархии Стюартов . Бойделл и Брюэр. ISBN 978-1783270446 .
- Харрис, Тим (2007). Революция; Великий кризис британской монархии 1685–1720 гг . Пингвин. ISBN 978-0141016528 .
- Хьюз, Энн. «10 великих заблуждений о британских гражданских войнах» . История Доп . Проверено 17 июля 2020 г.
- Джексон, Клэр (2003). Реставрация Шотландии, 1660–1690: роялистская политика, религия и идеи . Бойделл Пресс. ISBN 978-0851159300 .
- Лэнгфорд, П., Восемнадцатый век, 1688–1815 (Оксфорд: Oxford University Press, 1976).
- Ленман, Брюс (1995). Якобитские восстания в Великобритании, 1689–1746 гг . Шотландская культурная пресса. ISBN 189821820X .
- Линч, Майкл (1992). Шотландия: новая история . Издательство Пимлико. ISBN 0712698930 .
- Маки, доктор медицинских наук; Ленман, Брюс; Паркер, Джеффри (1986). История Шотландии . Гиппокреновые книги. ISBN 978-0880290401 .
- Макдональд, Алан (1998). Якобинский Кирк, 1567–1625: Суверенитет, политика и литургия . Рутледж. ISBN 185928373X .
- Миллер, Джон (1978). Джеймс II: исследование королевской власти (изд. 1991 г.). Метуэн. ISBN 978-0413652904 .
- Митчисон, Розалинда (1990). Светлость к покровительству . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 074860233X .
- Куинн, Стивен. «Славная революция» . Ассоциация экономической истории EH.net . Проверено 5 ноября 2017 г.
- Робертс, Дж.Л. (2000). Клан, король и завет: история горных кланов от гражданской войны до резни в Гленко . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0748613939 .
- Шукман, Энн (2012). Епископы и ковенантеры: Церковь в Шотландии, 1688–1691 гг . Берлин. ISBN 978-1906566586 .
- Шпильфогель, Джексон Дж (1980). Западная цивилизация . Издательство Уодсворт. ISBN 1285436407 .
- Сечи, Дэниел (1994). Якобиты: Британия и Европа, 1688–1788 гг . Издательство Манчестерского университета. ISBN 0719037743 .
- Сечи, Дэниел; Санки, Маргарет (ноябрь 2001 г.). «Элитная культура и упадок шотландского якобитизма 1716–1745». Прошлое и настоящее . 173 .
- Уормсли, Дэвид (2015). Джеймс II: Последний католический король . Аллен Лейн. ISBN 978-0141977065 .