Утилизация самолетов
Утилизация самолетов — это процесс утилизации и разборки списанных самолетов и повторного использования их частей в качестве запасных частей или лома . Самолеты состоят примерно из 800–1000 деталей, которые можно переработать, причем большинство из них изготовлено из металлических сплавов и композитных материалов. [ 1 ] [ 2 ] Двумя наиболее распространенными металлическими сплавами являются алюминий и титан, а основным композитным материалом является углеродное волокно. [ 2 ]
Самолеты разбираются в центрах по переработке самолетов, где выбрасываются неметаллические компоненты, не имеющие ценности для вторичной переработки, основные компоненты разбираются, а компоненты из металлических сплавов сортируются в зависимости от их состава. [ 3 ] [ 4 ] Затем металлические сплавы переплавляют вместе, чтобы из отходов образовать единый однородный сплав. По оценкам, примерно 400-450 самолетов ежегодно разбираются и перерабатываются, что обеспечивает рынок запасных частей для самолетов стоимостью 2 миллиарда долларов. [ 1 ]
Основная проблема при переработке самолетов заключается в том, чтобы количество металлических примесей в переработанных авиационных материалах было низким, чтобы их можно было повторно использовать в других самолетах. Некоторые основные ограничения при переработке самолетов включают стоимость, примеси в сплавах, опасные материалы и качество переработанных компонентов. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Детали, которые не могут быть переработаны напрямую, можно использовать повторно или переработать в произведения искусства, одежду и мебель. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]В двадцатом веке большая часть самолетов не подвергалась вторичной переработке; старые самолеты были брошены на свалки. [ 1 ] В начале 2000-х годов Airbus и Boeing , две крупнейшие компании-производители самолетов, разработали систематические процессы переработки старых самолетов и запчастей в качестве альтернативы их вывозу на свалку. [ 9 ]
В 2005 году Airbus запустил проект «Процесс расширенного управления выбытием самолетов», известный как PAMELA, который продемонстрировал, что 85% веса самолета можно переработать или использовать повторно. [ 9 ] Airbus заключил партнерское соглашение с компанией по переработке отходов Suez-Sita и открыл завод по переработке отходов в аэропорту Тарб. [ 1 ] Проект был протестирован на Airbus A300 и был успешно завершен, когда 32 месяца спустя, в 2007 году, 61 тонна самолета первоначального веса была переработана. [ 9 ] В рамках проекта также был создан стандарт безопасного и ответственного обращения с самолетами с истекшим сроком эксплуатации, который включал трехэтапный подход: вывод из эксплуатации, разборку и демонтаж. [ 9 ]
В 2006 году компания Boeing основала Ассоциацию по переработке авиационного парка , известную как AFRA, для разработки общеотраслевых руководящих принципов по демонтажу и переработке самолетов. [ 1 ] [ 10 ] Компания объединила усилия с 10 другими компаниями, включая Rolls-Royce , Europe Aviation и Air Salvage International, чтобы создать отраслевой кодекс поведения и собрать передовой опыт. [ 11 ] [ 12 ] Вместе они сформировали сеть авторизованных AFRA центров переработки по всему миру, чтобы обращаться с самолетами с истекшим сроком эксплуатации экологически безопасным способом. [ 10 ] С тех пор AFRA выросла и по состоянию на 2022 год насчитывает 80 членов, в число которых входят заинтересованные стороны во всех аспектах процесса переработки самолетов, от производителей до переработчиков материалов. [ 13 ] [ 14 ]
В 2013 году Southwest Airlines создала общественную инициативу по переработке отходов «Перепрофилирование с целью», направленную на переработку кожаных чехлов сидений своих самолетов и предоставление экономических возможностей различным уязвимым группам. [ 1 ] Авиакомпания установила партнерские отношения с некоммерческими организациями, которые работают с ветеранами, инвалидами и жертвами торговли людьми, чтобы превратить использованную кожу в такие изделия, как футбольные мячи, обувь и украшения. [ 1 ] С момента запуска программы было переработано более 900 000 фунтов кожи. [ 1 ]
По оценкам, к 2040 году около 44% самолетов, находящихся в настоящее время в мировом парке, выйдут из эксплуатации; это будет включать более 13 000 коммерческих, военных и частных самолетов. [ 9 ] В дополнение к увеличению количества переработанных деталей, доступных в результате недавних усилий по переработке, технология блокчейна привела к появлению новых способов покупки и продажи переработанных деталей. [ 15 ] В 2019 году Honeywell Aerospace представила онлайн-рынок запчастей для аэрокосмической отрасли под названием GoDirect Trade, который использует блокчейн для аутентификации и отслеживания истории деталей. [ 15 ] В 2018 году рынок авиационных запчастей оценивался в $5,4 млрд, и ожидается, что к 2026 году он вырастет до $7,7 млрд. [ 15 ]
Однако во время пандемии COVID-19 количество самолетов, сдаваемых на слом и отправляемых на свалку, сократилось. [ 16 ] В 2020 году было списано 440 коммерческих лайнеров, что на 15% меньше, чем в 2019 году. [ 16 ] В 2021 году их число продолжило снижаться еще на 30% по сравнению с 2020 годом. [ 16 ] Кроме того, снизились цены на подержанные самолеты; до пандемии подержанный самолет можно было продать за 7–8 миллионов долларов, с тех пор цена упала примерно до 2 миллионов долларов. [ 16 ] Снижение спроса на подержанные самолеты привело к снижению цен. [ 16 ]
Сырье
[ редактировать ]Списанные самолеты имеют в среднем от 800 до 1000 компонентов, которые можно перепрофилировать путем переработки. [ 1 ] Основными авиационными материалами, подлежащими переработке, являются металлические сплавы и композитные материалы. [ 2 ]
Алюминиевые сплавы
[ редактировать ]В конструкциях самолетов используются алюминиевые сплавы , на которые приходится 80% общего веса самолета. [ 2 ] Их обычно используют в фюзеляже , крыле и несущих конструкциях самолетов, поскольку они устойчивы к коррозии и имеют хорошее соотношение прочности и веса. [ 17 ]
Алюминий, который используется в самолетах, обычно смешивают с медью, литием, магнием, марганцем, кремнием, серебром и цинком с образованием сплавов. [ 2 ] Соотношение состава каждого сплава регулируется в соответствии с его предполагаемым использованием, чтобы соответствовать спецификациям. [ 2 ]
Алюминиевые сплавы имеют самую высокую себестоимость производства самолетов, поскольку процесс их производства энергоемкий. [ 2 ] Чтобы получить алюминий для формирования сплава, процесс плавки . необходимо провести [ 2 ] Алюминий добывается из бокситов , основной алюминиевой руды, посредством электролиза, который требует много энергии; Для производства одного килограмма алюминия электролизом требуется 211 МДж энергии. [ 2 ]
Переработка алюминия обходится дешевле, чем производство сплава, поскольку требует только переплавки использованного лома. [ 2 ] Процесс переплавки осуществляется при более низкой температуре, чем электролиз, и поэтому процесс требует меньше энергии, что снижает стоимость. [ 2 ]
Переработанные алюминиевые сплавы можно использовать в деталях самолетов, таких как элементы жесткости и закрылки, где рост усталостных напряжений и вязкости разрушения не является критическим для целостности компонента. [ 18 ] Сплавы также можно использовать для неавиационных применений, таких как кузова грузовиков, заклепки, автомобильные бамперы и отливки. [ 18 ]
Титановые сплавы
[ редактировать ]Титановые сплавы широко используются в авиационной промышленности, поскольку они прочны и устойчивы к коррозии и нагреву. [ 2 ] По сравнению с алюминием титан тяжелее, но прочнее, поэтому для формирования конструктивных элементов требуется меньше его, что снижает общий вес и снижает энергопотребление в полете. [ 1 ]
Несмотря на его естественное изобилие, запасы титана ограничены по сравнению с другими металлами. [ 2 ] Процесс плавки титана требует больше энергии, чем процесс плавки алюминия: на каждый килограмм произведенного титана расходуется 361 МДж энергии. [ 2 ]
При переработке титана используются отходы производственного процесса. [ 1 ] Эти отходы очищаются от примесей кислорода и железа, а затем переплавляются. [ 1 ]
Композитные материалы
[ редактировать ]Композитные материалы используются для снижения веса самолетов, поскольку они легче традиционных металлических материалов, таких как алюминий. [ 2 ] Они также имеют высокую усталостную прочность (более длительный срок службы) и хорошую коррозионную и огнестойкость. [ 19 ] Чтобы уменьшить вес самолетов, производители включают в конструкцию больше композитных материалов. [ 2 ] Меньший вес приводит к улучшению экономии топлива, что, в свою очередь, снижает эксплуатационные расходы авиакомпаний. [ 5 ]
Основным компонентом композиционных материалов является углеродное волокно . [ 20 ] Если углеродное волокно подвергается вторичной переработке, оно не теряет своих механических свойств, которые потенциально могут быть использованы для следующих применений: конструкционная, акустическая и теплоизоляция, а также фильтрация воздуха и жидкостей. [ 21 ] Переработанные углеродные волокна оцениваются до 50 долларов за фунт материала. [ 5 ]
Переработка композитных материалов является более сложной задачей, чем переработка металлических сплавов, поскольку промышленность еще не разработала методы повторного использования отдельных компонентов, составляющих материал. [ 5 ] Большая часть композитных материалов становится отходами, когда самолеты списываются и разбираются. [ 2 ]
Процесс переработки
[ редактировать ]Процесс переработки должен гарантировать, что в переработанных компонентах самолета содержится небольшое количество металлических примесей . [ 3 ] Поскольку переработанные компоненты должны соответствовать требуемым спецификациям при установке на другие самолеты, переработанные компоненты (особенно металлические сплавы ) должны быть организованы должным образом, чтобы обеспечить успешную переработку. [ 3 ] Сначала самолет транспортируют в центр утилизации самолетов, где его разбирают. [ 3 ] Условия пустыни идеальны для хранения, поскольку для поддержания состояния самолета требуется низкая влажность. [ 22 ] Из самолета сливают топливо, промывают от едких солей и смазывают. [ 22 ]
Взрывные устройства с эвакуационных горок удаляются, воздуховоды герметизируются, наносится защитный слой краски. [ 23 ] Неметаллические компоненты, не имеющие ценности для переработки, выбрасываются, а основные части самолета разбираются. [ 4 ] Компоненты сплавов группируются на основе их металлургического состава , а затем по желанию интегрируются в легирование новых металлов. [ 4 ]
Легирование предполагает сбор металлолома с различными свойствами для повторного плавления для получения единого однородного сплава . [ 24 ] Большинство сплавов, используемых в самолетах, представляют собой стали серий 2xxx (Al-Cu-Mn) или 7xxx (Al-Zn-Mg). [ 24 ] Когда содержание вторичных легирующих элементов в стальном сплаве превышает 10%, свойства стали особенно ценны для переработки в авиацию. [ 24 ] Часто в разные компоненты самолета используются разные сплавы, что позволяет более четко разделить стали. [ 24 ]
Такие компоненты, как шасси, хвостовые секции, закрылки, крылья и фюзеляжи, состоят в основном из сталей серий 2xxx или 7xxx и разбираются при разборке самолета. [ 25 ] Сиденья могут стоить до 5000 долларов, а шасси самолета можно продать за более чем 1 миллион долларов. [ 16 ] Кабели, батареи и другие электронные отходы подаются в традиционные цепочки переработки. [ 16 ] Поскольку пластиковые внутренние детали часто содержат огнезащитные химические вещества, они не подлежат вторичной переработке. [ 16 ] Несмотря на то, что переработанный металл не соответствует очень высоким требованиям к сплавам по таким свойствам, как ударная вязкость , переработанный компонентный металл все равно может быть интегрирован в плавильную массу: запас различных металлов, которые затем плавятся вместе. [ 25 ]
Прежде чем переработанный металл поступит в металлолом для легирования, иногда требуется дополнительная обработка для удаления загрязнений . [ 26 ] Остатки элементов являются серьезной проблемой при рассмотрении вопроса о переработке авиационной стали, поскольку их нельзя безопасно вводить в перерабатываемую сталь. [ 26 ] Хотя пластмассы часто не подлежат вторичной переработке из-за использования огнезащитных химикатов, разрабатываются новые методы эффективной переработки этих пластмасс. [ 27 ] Оллред и Салас (2005) провели исследование в 2005 году процесса каталитической конверсии при низких температурах для преобразования каучука , реактопластов и термопластов в полезные углеводородные побочные продукты. [ 27 ] Было показано, что этот процесс снижает присутствие опасных веществ на 80%. [ 27 ] Другие неорганические остатки, такие как тяжелые металлы и оксиды, можно переплавить, чтобы устранить их токсичность. [ 27 ] Для крупных металлических компонентов, составляющих корпус самолета, требуется измельчение, прежде чем полученные металлические отходы можно будет ввести в плавильную массу. [ 26 ]
Углеродные волокна являются одними из наиболее распространенных неметаллических материалов, перерабатываемых из самолетов. [ 27 ] Переработанные углеродные волокна не подвергаются механическому разложению и, следовательно, могут быть армированы пластиками, полимерами или стеклом с образованием композитных материалов . [ 27 ] Вторичное волокно можно разрезать на заданную длину, прежде чем интегрировать в эти материалы, что обеспечивает большую гибкость при соблюдении требований к повторному использованию. [ 27 ]
Авиалайнер можно разобрать на 1500–2000 деталей (около 1000 LRU ) за 30–60 дней, включая двигатели, шасси, вспомогательные силовые установки и компоненты, но его можно припарковать на год или два, чтобы максимально увеличить сбор деталей. [ 28 ] Металлический самолет можно переработать на 85-90% по массе и использовать для композитных планеров, поскольку отрасль адаптируется к растущему рынку углеродного волокна. [ 28 ]
Хранилище
[ редактировать ]Арендодатель самолетов Avolon насчитал в общей сложности 2100 самолетов на хранении в 2017 году. [ 11 ] Из них 48% были признаны непригодными для будущих полетов, что сделало их жизнеспособными кандидатами на утилизацию самолетов. Воздушные суда, которые находились на стоянке в течение трех лет, имеют 50%-ную вероятность быть переведенными в полет и 20%-ную вероятность после пяти лет хранения. [ 11 ] Несмотря на то, что глобальная статистика реактивного транспорта, как ожидается, удвоится в течение следующих 20 лет (по состоянию на 2013 год), при этом до 2037 года прогнозируется 43 000 новых поставок и 16 000 списаний, общее количество самолетов на хранении, как ожидается, останется постоянным в течение этого времени. [ 11 ]
Пик вывода из эксплуатации самолетов пришелся на 2013 год, когда всего было выведено из эксплуатации 700 самолетов. [ 9 ] Высокий спрос на самолеты в 2013–2016 годах привел к тому, что ежегодное количество выходов на пенсию сократилось примерно до 500. [ 29 ] По прогнозу компании Jefferies, в 2018 году было выведено из эксплуатации 505 самолетов, в 2020 году увеличено до 2200 самолетов, а в 2022 году - 3900 самолетов. [ 29 ]
Рынок вторичной переработки
[ редактировать ]На отрасли разборки и переработки самолетов приходится годовой рынок продаж авиационных запчастей объемом 2 миллиарда долларов. [ 1 ] По оценкам, ежегодно разбирается от 400 до 450 самолетов, и считается, что 12 500 самолетов будут выведены из эксплуатации в период с 2009 по 2029 год. [ 1 ] Большинство списанных самолетов, предназначенных для переработки, можно найти на базе ВВС Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона. [ 30 ] Дэвис-Монтан отвечает за хранение не менее 4400 списанных самолетов. [ 30 ] Его сосед, аэрокосмический порт Мохаве , хранит более 1000 гражданских самолетов. [ 30 ] Существует множество международных платформ, которые вносят свой вклад в сектор переработки самолетов и принадлежат таким компаниям, как Bartin Aero Recycling во Франции, Air Salvage International в Великобритании и Airbus в аэропорту Тарб . [ 15 ] Последнее из этих мест является специализированным исследовательским центром по переработке самолетов в рамках проекта PAMELA . [ 15 ]
Публикация 2019 года показывает, что большинство самолетов, находящихся под юрисдикцией Airbus, представляют собой меньшие по размеру узкофюзеляжные самолеты, в то время как широкофюзеляжные самолеты составляют лишь 31% от общего парка Airbus, выведенного из эксплуатации. [ 31 ] Парк состоит из 58% узкофюзеляжных самолетов серии Boeing , 29% McDonnell Douglas MD-80 и 12% Airbus A340 . [ 31 ] Самолеты серии Boeing 777 составляли 40% широкофюзеляжных самолетов. [ 31 ] По мере роста популярности коммерческих рейсов и использования самолетов фаза вывода из эксплуатации самолетов становится более продолжительной, а спрос на переработанные компоненты растет. [ 31 ] Эта модель повышает рыночную цену на переработанные компоненты и увеличивает прибыль, которую может получить отрасль переработки самолетов. [ 31 ]
AFRA (Ассоциация по переработке авиационного парка) — единственная организация, имеющая наибольшую долю в индустрии переработки самолетов. [ 1 ] С 2009 года AFRA ежегодно принимает участие примерно в трети всех операций по разборке самолетов. [ 1 ] AFRA работает на международном уровне и стремится продвигать экологически устойчивые стандарты в процедуры разборки и переработки самолетов. [ 1 ]
Воздействие
[ редактировать ]Эффективность
[ редактировать ]Стоимость переработанных самолетов по частям оценивается от 1 до 3 миллионов долларов, причем почти 80% стоимости приходится на двигатель самолета. [ 20 ] Другие детали, такие как вспомогательная силовая установка и шасси, либо проходят повторную сертификацию и продаются подержанными, либо повторно используются авиакомпанией в качестве запасных частей. [ 20 ] Оставшиеся детали из неметаллических материалов, в том числе пластика и ткани, отправляются в центры переработки. [ 20 ]
Поскольку новые самолеты, такие как Boeing 787 Dreamliner , почти на 50% состоят из композитов, были внесены изменения в процесс переработки этих материалов посредством механической переработки, процесса псевдоожиженного слоя, пиролиза или сольволиза. [ 20 ] Механическая переработка включает измельчение композитов и использование их в качестве наполнителя для других применений более низкого качества, однако это ограничивается композитами из стекловолокна, такими как стекловолокно. [ 20 ] Процесс в псевдоожиженном слое сжигает композитные материалы и использует тепло для выработки электроэнергии. [ 20 ] Матрица композита также сгорает, оставляя только чистые волокна, которые можно извлечь из системы. [ 20 ] Этот процесс переработки позволяет отделять металлы от углеродного волокна, а также справляться со смешанными композитными материалами; однако для этого процесса требуется большое количество горячего воздуха, что приводит к небольшому изменению свойств волокна. [ 20 ] Пиролиз забирает углерод и нагревает композиты без присутствия кислорода, чтобы отделить матрицу и оставить только волокнистый материал; в результате этого процесса образуется углекислый газ или метан. [ 20 ] Пиролиз также можно использовать для создания топлива из композитов, которое можно сжигать для получения энергии. [ 5 ] Сольволиз использует растворитель для разрушения химических связей матрицы, оставляя после себя углеродное волокно или другой волокнистый материал. [ 20 ] Переработанные композиты имеют более ограниченное применение, поскольку их нельзя использовать в критических компонентах из-за сложности повторного плетения переработанных волокон и уменьшения длины волокон, которое обычно происходит во время переработки. [ 20 ]
Детали, которые не подлежат прямой переработке, можно использовать повторно или переработать в произведения искусства, одежду или мебель. [ 1 ] Например, компания SkyArt берет композитные и смешанные пластики, которые обычно оказываются на свалке, и перерабатывает их в авиасимуляторы и другую мебель. [ 1 ]
Среда
[ редактировать ]Переработка деталей самолетов требует меньше энергии, чем производство первичных деталей, поскольку процессы производства таких материалов, как алюминий и сталь, являются энергоемкими. [ 32 ] Переработка, в свою очередь, приводит к снижению глобальных выбросов парниковых газов. [ 33 ] Например, переработка алюминия требует на 95% меньше энергии, чем производство первичного алюминия (непереработанного). [ 33 ]
Однако при переработке композитов процесс должен выполняться с надлежащей осторожностью, чтобы избежать проблем с окружающей средой и безопасностью. [ 1 ] Некоторые композиты могут быть классифицированы как опасные отходы в зависимости от химических веществ, которые их покрывают, таких как шестивалентный хром , поэтому при переработке этих материалов необходимо принимать дополнительные меры предосторожности. [ 1 ] Кроме того, если композит представляет собой углеродное волокно , необходимо принять меры предосторожности при плавке материала для переработки, чтобы избежать выделения электропроводящих волокон, которые могут вызвать электрические помехи в устройствах. [ 1 ]
Ограничения
[ редактировать ]Ограничения в переработке авиационных материалов включают стоимость, примеси в сплавах, опасные материалы и качество переработанных компонентов. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Индустрия переработки самолетов сталкивается с проблемами из-за рассредоточенного расположения центров переработки и затрат, связанных с транспортировкой переработанных металлов из отдаленных мест. [ 7 ] Колебания рыночных цен на переработанный алюминий также влияют на прибыльность предприятий по переработке алюминия. [ 7 ]
Алюминий
[ редактировать ]Извлекать алюминий из самолетов сложно, поскольку авиационные соединения обычно содержат относительно большое количество смешанных металлических сплавов, а новым самолетам обычно требуется алюминий с более низким уровнем примесей. [ 8 ] Кроме того, ограничено разнообразие алюминиевых сплавов, которые имеют хорошие характеристики и могут быть произведены непосредственно из переработанного алюминия. [ 6 ] Еще одним ограничением переработки алюминия для самолетов является отсутствие автоматизации процесса переработки. [ 6 ] Безопасное обращение с опасными материалами при утилизации самолетов создает дополнительные эксплуатационные проблемы. [ 7 ] Опасные материалы чаще встречаются в старых самолетах, которые могут содержать такие вещества, как асбест , шестивалентный хром (содержащийся в грунтовке для краски) и галон 1301 (содержащийся в огнетушителях). [ 7 ] Присутствие лития с алюминием, обнаруженного в некоторых авиационных сплавах, опасно, поскольку он может взорваться при переплавке алюминиевого лома. [ 7 ]
Композитные материалы
[ редактировать ]Основными проблемами переработки композитных материалов являются высокая стоимость, слабые физические свойства переработанных композитов и отсутствие спроса на переработанные композиты. [ 5 ] Углеродное волокно — это композитный материал, который в настоящее время широко не перерабатывается. [ 28 ] При существующих процессах сложно сортировать композитные материалы до того, как начнется их переработка. [ 20 ] Особенно это касается металла, который переплетается в составные части. [ 20 ] Углеродное волокно, которое перерабатывается, обычно не превращается в последующие продукты из углеродного волокна, а вместо этого используется для таких применений, как дешевый наполнитель. [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Мон, Таня (16 июля 2018 г.). «От неба до вашего дома детали самолета обретают вторую жизнь» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Чжао, Дэн; Го, Чжунбао; Сюэ, Цзиньцяо (01 февраля 2021 г.). «Исследование по переработке лома списанных гражданских самолетов» . Серия конференций IOP: Науки о Земле и окружающей среде . 657 (1): 012062. Бибкод : 2021E&ES..657a2062Z . дои : 10.1088/1755-1315/657/1/012062 . ISSN 1755-1307 .
- ^ Jump up to: а б с д Дас, Субодх К.; Кауфман, Дж. Гилберт (2007). «Переработка алюминиевых аэрокосмических сплавов» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с Дас, Субодх К.; Кауфман, Дж. Гилберт (2007). «Переработка алюминиевых аэрокосмических сплавов» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ян, Юнсян; Бум, Роб; Ирион, Бриян; ван Херден, Дерк-Ян; Койпер, Питер; де Вит, Ганс (1 января 2012 г.). «Переработка композиционных материалов» . Химическая инженерия и переработка: интенсификация процессов . Дебаты о горизонте Делфта. 51 : 53–68. дои : 10.1016/j.cep.2011.09.007 . ISSN 0255-2701 .
- ^ Jump up to: а б с д Дас, Субодх К. (январь 2006 г.). «Новые тенденции в переработке алюминия: причины и меры реагирования» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Суомалайнен, Эмилия; Селикель, Эйс; Венуа, Пьер. «Переработка авиационных металлов: процесс, проблемы и возможности» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с Дас, Субодх К.; Кауфман, Дж. Гилберт (2007). «Переработка алюминиевых аэрокосмических сплавов» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж РИБЕЙРО, Жуниор Соуза; Гомес, Джефферсон де Оливейра (01 января 2015 г.). «Предлагаемая схема переработки самолетов, вышедших из эксплуатации» . Процесс CIRP . 12-я Глобальная конференция по устойчивому производству – новые возможности. 26 :311–316. дои : 10.1016/j.procir.2014.07.048 . ISSN 2212-8271 .
- ^ Jump up to: а б Хан, Вассем С.; Солтани, Сейед А.; Асматулу, Эйлем; Асматулу, Рамазан (октябрь 2013 г.). «Утилизация самолетов: обзор текущих проблем и перспектив» .
- ^ Jump up to: а б с д Чарльз Чендлер (28 февраля 2013 г.). «Утилизация самолетов» . АвиацияПрофи . Сигнус Бизнес Медиа .
- ^ «Ассоциация по переработке авиапарка аккредитовала еще двух переработчиков» . Переработка сегодня . Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ «Передовой опыт утилизации самолетов и роль AFRA» (PDF) . Проектирование и техническое обслуживание авиационных технологий . Октябрь 2009 г. стр. 30–37. Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2011 г.
- ^ «Ассоциация по утилизации авиационного парка» . afraassociation.org . Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Шах, Агам (28 мая 2019 г.). «Honeywell выводит блокчейн на рынок запасных частей для подержанных самолетов» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Черный, Майк (4 июня 2021 г.). «Самолеты, остановленные из-за Covid-19, в основном избегают свалки — пока» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ Старк, Э.А.; Стейли, Джей Ти (1 января 1996 г.). «Применение современных алюминиевых сплавов в авиации» . Прогресс аэрокосмических наук . 32 (2): 131–172. Бибкод : 1996ПрАэС..32..131С . дои : 10.1016/0376-0421(95)00004-6 . ISSN 0376-0421 .
- ^ Jump up to: а б Дас, Субодх К.; Кауфман, Дж. Гилберт (2007). «Переработка алюминиевых аэрокосмических сплавов» (PDF) .
- ^ «Переработка и утилизация композитных материалов — проблема экологических исследований и разработок» (PDF) . Экологические технические заметки BOEING . Ноябрь 2003 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Вонг, Кок; Радд, Крис; Пикеринг, Стив; Лю, Сяолин (01 сентября 2017 г.). «Решения по переработке композитов для авиационной промышленности» . Наука Китайские технологические науки . 60 (9): 1291–1300. Бибкод : 2017ScChE..60.1291W . дои : 10.1007/s11431-016-9028-7 . ISSN 1869-1900 . S2CID 255203191 .
- ^ Асматулу, Эйлем; Оверкэш, Майкл; Туми, Джанет (2 января 2013 г.). «Утилизация самолетов: современное состояние в 2011 году» . Журнал промышленной инженерии . 2013 : e960581. дои : 10.1155/2013/960581 . ISSN 2314-4882 .
- ^ Jump up to: а б «Передовой опыт утилизации самолетов и роль AFRA» (PDF) . Проектирование и техническое обслуживание авиационных технологий . Октябрь 2009 г. стр. 30–37. Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2011 г.
- ^ «Передовой опыт утилизации самолетов и роль AFRA» (PDF) . Проектирование и техническое обслуживание авиационных технологий . Октябрь 2009 г. стр. 30–37. Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дас, Субодх К.; Кауфман, Дж. Гилберт (2007). «Переработка алюминиевых аэрокосмических сплавов» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б Дас, Субодх К.; Кауфман, Дж. Гилберт (2007). «Переработка алюминиевых аэрокосмических сплавов» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с Дас, Субодх К.; Кауфман, Дж. Гилберт (2007). «Переработка алюминиевых аэрокосмических сплавов» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Асматулу, Эйлем; Оверкэш, Майкл; Туми, Джанет (2 января 2013 г.). «Утилизация самолетов: современное состояние в 2011 году» . Журнал промышленной инженерии . 2013 : e960581. дои : 10.1155/2013/960581 . ISSN 2314-4882 .
- ^ Jump up to: а б с д Михаэль Губиш (5 марта 2018 г.). «Волна вывода из эксплуатации самолетов создает проблемы для переработчиков» . Флайтглобал .
- ^ Jump up to: а б Хан, Вассем С.; Солтани, Сейед А.; Асматулу, Эйлем; Асматулу, Рамазан (октябрь 2013 г.). «Утилизация самолетов: обзор текущих проблем и перспектив» .
- ^ Jump up to: а б с «Передовой опыт утилизации самолетов и роль AFRA» (PDF) . Проектирование и техническое обслуживание авиационных технологий . Октябрь 2009 г. стр. 30–37. Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Хан, Вассем С.; Солтани, Сейед А.; Асматулу, Эйлем; Асматулу, Рамазан (октябрь 2013 г.). «Утилизация самолетов: обзор текущих проблем и перспектив» .
- ^ Чжао, Сяоцзя; Верхаген, Вим Дж.К.; Карран, Ричард (10 января 2020 г.). «Экономическая оценка утилизации и переработки для оценки решения по окончании срока службы самолетов и двигателей» . Прикладные науки . 10 (2) – через MDPI.
- ^ Jump up to: а б Асматулу, Эйлем; Оверкэш, Майкл; Туми, Джанет (2 января 2013 г.). «Утилизация самолетов: современное состояние в 2011 году» . Журнал промышленной инженерии . 2013 : e960581. дои : 10.1155/2013/960581 . ISSN 2314-4882 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Реактивная верфь (6 ноября 2017 г.). Специальная разборка Боинга 777 . Сеть «Неделя авиации».
специальная разборка планера Боинга 777 от задней части крыльев до хвостовой части
- Тьерри Дюбуа (7 декабря 2017 г.). «Airbus, Safran и Suez видят будущее в переработке самолетов» . Сеть «Неделя авиации». Утилизация самолетов, вероятно, останется прибыльной, несмотря на увеличение числа выходов на пенсию и экологические проблемы.
- Курт Эпштейн (26 декабря 2017 г.). «Конец линии: от Bizjets до пивных банок» . АЙН .