Платформа General Motors Y

Обозначение платформы Y или кузова Y дважды использовалось корпорацией General Motors для описания серии автомобилей, построенных на одном базовом кузове и имеющих множество общих частей и характеристик. Первый предназначался для группы компактных автомобилей начального уровня , включая обычные компактные автомобили с передним расположением двигателя, выпускавшиеся подразделениями GM Buick , Oldsmobile и Pontiac с 1961 по 1963 год. Второе, нынешнее, воплощение используется для высококлассных заднеприводных автомобилей. платформа спортивных автомобилей (в основном Chevrolet Corvette ) с 1970-х по 2000-е годы.
Первая платформа Y (1960–1963)
[ редактировать ]Оригинальные тела Y были:
- Бьюик Специальный (1961–1963)
- Бьюик Скайларк (1962–1963)
- Олдсмобиль F-85 (1961–1963)
- Олдсмобиль Катласс (1961–1963)
- Олдсмобиль Джетфайр (1962–1963)
- Понтиак Темпест (1961–1963)
- Понтиак Темпест ЛеМанс (1961–1963)
- Понтиак ЛеМанс (1963)
Первоначально каждый из компактов Y-образного кузова от Buick, Olds и Pontiac предлагался только как четырехдверные седаны и универсалы, когда они были представлены осенью 1960 года как модели 1961 года. В середине 1961 года каждое из трех подразделений представило в линейку двухдверные модели с колоннами, а также добавились более спортивные версии моделей Buick и Olds, включая Special Skylark и F-85 Cutlass, оба из которых имели ковшеобразные сиденья, нестандартную внутреннюю и внешнюю отделку. и более мощные двигатели. В 1962 году каждое из подразделений добавило в модельный ряд кабриолеты, при этом Pontiac также добавил более спортивное купе и кабриолет Tempest LeMans к своей компактной линейке. [ 1 ] [ 2 ]
Эта совершенно новая платформа заменила автомобили, которые GM импортировала из Европы, продавая Vauxhall Victor , произведенный в Англии.
1960-69 годов выпуска с задним расположением двигателя В Chevrolet Corvair Z-body до 1964 года использовалась вариация задней подвески с поворотным мостом и трансмиссия, аналогичная той, что была на Pontiac Tempest 1961-63 годов. В универсалах Corvair 1961–62 годов даже использовалась линия крыши, аналогичная той, что была на универсалах с Y-образным кузовом 1961–63 годов. Компактный автомобиль Chevrolet с передним расположением двигателя, представленный в 1962 году как Chevy II , имел некоторые размеры, схожие с автомобилями с Y-образным кузовом, но имел колесную базу на два дюйма короче, был меньше по длине и ширине и использовал особую платформу X-body , которая отличалась полуприцепом. - Цельная конструкция, задняя подвеска с однолистовой рессорой и обычные рядные четырех-, шестицилиндровые и более поздние малоблочные двигатели V-8.
Инновации платформы First Y
[ редактировать ]Семейство автомобилей Y-body содержало больше инновационных функций, чем все другие американские продукты того десятилетия. Каждая модель содержала как минимум одно заметное достижение:
- Buick Special и Oldsmobile F-85 на протяжении всех трех лет использовали двигатель V8 объемом 215 кубических дюймов с алюминиевым блоком и чугунными гильзами для предотвращения перегрева и проблем с короблением блоков, характерных для двигателей с алюминиевым блоком. Хотя Buick и Olds имели одинаковую базовую конструкцию двигателя, оба подразделения использовали разные головки цилиндров, распределительные валы, карбюраторы и степени сжатия. Двигатель 215 V8 также был доступен на Pontiac Tempest в 1961 и 1962 годах и использовал версию Buick, но очень немногие Tempest были оборудованы таким оборудованием.
- В 1962 году Buick представил новый двигатель V6 объемом 198 кубических дюймов для моделей Special нижней линейки, чтобы обеспечить более низкую базовую цену. Этот V6 имел много общих деталей и размеров с алюминиевым двигателем V8, но имел чугунный блок цилиндров.
- Oldsmobile представила версию 215 V8 с турбонаддувом в середине 1962 года для специальной версии F-85/Cutlass под названием Jetfire. Этот двигатель был одним из первых серийных двигателей с турбонаддувом, когда-либо предлагавшихся для легковых автомобилей, вторым был Chevrolet Corvair, от шестицилиндровый двигатель с турбонаддувом представленный одновременно для Monza Spyder. Двигатель Olds Jetfire V8 с турбонаддувом имел четырехцилиндровый двигатель со степенью сжатия 10,25:1 и имел мощность 215 лошадиных сил – одну лошадиную силу на кубический дюйм.
- Pontiac Tempest стандартно поставлялся с наклонным четырехцилиндровым двигателем объемом 195 кубических дюймов - на тот момент это был единственный легковой автомобиль, произведенный в США, с таким двигателем. Четырехцилиндровый двигатель Tempest на самом деле был создан из половины блока V8 объемом 389 кубических дюймов, используемого в стандартных Pontiac. Этот двигатель, доступный с одно- и четырехцилиндровым карбюратором, имел мощность от 110 до 166 лошадиных сил.
- В Tempest также использовалась задняя трансмиссия или трансмиссия, обеспечивающая независимую подвеску всех четырех колес, плоский пол, устраняющий выступ карданного вала, для увеличения внутреннего пространства, в то время как Buick Special и Olds F-85 использовали обычную трансмиссию с передним двигателем и передней трансмиссией. правда, с двухсекционным карданным валом.
- В Tempest также использовалась независимая подвеска заднего поворотного моста, аналогичная Chevy Corvair с задним расположением двигателя, в то время как компакты Buick и Olds имели обычную заднюю подвеску с винтовой пружиной.
- В 1963 году Pontiac заменил алюминиевый двигатель V8 215 от Buick на двигатель V8 объемом 336 кубических дюймов, построенный Pontiac, в качестве варианта максимальной мощности для Tempest. Кажется, никто не знает, почему 326-й 1963 года назывался 326-м, ведь его реальный рабочий объем был 336. Этот 326-й был основан на большом двигателе Pontiac 389 V8 и имел многие размеры и компоненты более крупного двигателя с номинальной мощностью 260 и 280 лошадиных сил. Модель 326 Tempest/LeMans 1963 года служила испытательным стендом для модели с двигателем 389. 1964 года GTO , который будет основан на более крупном и более традиционно спроектированном Tempest, представленном в следующем году.
Журнал Motor Trend назвал Corvair «Автомобилем года» 1960 года, Tempest — «Автомобилем года» 1961 года, а V6 Special получил эту награду в 1962 году.
Конец первой платформы Y
[ редактировать ]Каждый из старших компактов Buick, Olds и Pontiac Y-body был заменен более крупной платформой среднего размера под названием A-Body для модели 1964 года, которая использовалась совместно с Chevrolet Chevelle . С переходом от старшей компактной платформы к платформе среднего размера большинство этих «инновационных» функций были прекращены, например, четырехцилиндровый двигатель и коробка передач Tempest, алюминиевый блок V8 (чье оборудование было продано компании Rover of England, которая улучшила дизайн, пользующийся значительным успехом, как Rover V8 в таких моделях, как Rover P5B и Range Rover ), а также версия этого V8 с турбонаддувом Olds Jetfire. Кроме того, конструкция цельного кузова, используемая в автомобилях с кузовом Y, была заменена традиционной конструкцией кузова на раме для кузова A. Buick V6 был продолжен и увеличен до 225 кубических дюймов, при этом базовый двигатель оставался в производстве в течение многих лет с рабочим объемом 3,8 литра или 231 кубический дюйм. Алюминиевый двигатель V8 был заменен обычным чугунным блоком V8 объемом 300 кубических дюймов для Buick Special/Skylark и 330 дюймов для Oldsmobile F-85/Cutlass, в то время как Pontiac перенес свой двигатель V8 объемом 326 кубических дюймов на Tempest/64 года выпуска. LeMans при переключении базового двигателя с четырехцилиндрового на рядный шестицилиндровый двигатель объемом 215 кубических дюймов.
Вторая платформа Y (1976 – настоящее время)
[ редактировать ]
, или VIN, соответствующий стандарту GM В кузовах Y, выпущенных в 1976–1980 годах, использовался 13-значный идентификационный номер транспортного средства , где второй символ обозначал серию, за которым следовал тип кузова, код двигателя, год модели и завод сборки. [ 1 ]
Кузова Y, выпущенные в 1981–1984 годах, можно идентифицировать по включению буквы Y в качестве пятого символа в 17-значный VIN. Кузова Y, выпущенные в 1985 году и позже, можно идентифицировать по включению буквы Y в качестве четвертого символа в VIN. Во второй группе выпущено только два автомобиля с Y-образным кузовом:
- 2004–2009 Кадиллак XLR
- 1976–2019 Шевроле Корвет [ 1 ]
Y-Body имеет заднеприводную компоновку V8 с передним расположением двигателя (до 2019 года), вмещающую либо небольшой блок Chevrolet V8 (например, LT4 или LS1) в Corvette, либо 32-клапанный двигатель DOHC Northstar V8 в модели Corvette. XLR. Y-Body также имеет независимую подвеску на 4 колеса. Как и стандартное заднеприводное шасси с передним расположением двигателя, двигатель V8 Y-Body установлен продольно, но в отличие от многих таких автомобилей, Y-Body включает заднюю трансмиссию (с 1997 г. по настоящее время), а не трансмиссию, установленную непосредственно. к двигателю. Мощность передается на трансмиссию через торсионную трубку. Трансмиссия предлагается как в 4/5/6/8-ступенчатом автомате, так и в 6- и 7-ступенчатой механической версии. По состоянию на 2015 год платформа Y считается единственным производимым автомобилем с рамой по периметру (рама по периметру имеет встроенный эндоскелет, который служит каркасом безопасности).
Переднемоторный C7 Corvette (2014-2019) использовал платформу Y1XX. Среднемоторный C8 Corvette (с 2020 г. по настоящее время) использует платформу Y2XX.
GM Платформа Kappa была вдохновлена Y-образным кузовом. Отличительной особенностью обеих платформ является магистральная центрально-туннельная конструкция.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Фламманг, Джеймс М.; Ковальке, Рон (1999). Стандартный каталог американских автомобилей 1976–1999 гг. (3-е изд.). Публикации Краузе. стр. 300–317. ISBN 0-87341-755-0 .
- ^ Ганнелл, Джон, изд. (1987). Стандартный каталог американских автомобилей 1946-1975 годов . Публикации Краузе. стр. 192–203. ISBN 0-87341-204-4 .