Аудио текст S
Текст S корпуса ронгоронго , большая из двух табличек в Вашингтоне и поэтому также известная как Большая или Большая Вашингтонская табличка , является одним из двух дюжин сохранившихся текстов ронгоронго.
Другие имена
[ редактировать ]S — стандартное обозначение, предложенное Бартелем (1958). Фишер (1997) называет его RR16 .
Расположение
[ редактировать ]антропологии Отдел естественной истории Национального музея Смитсоновского института , Вашингтон. Каталожный номер А129774 .
Репродукция находится в Музее человека в Париже.
Физическое описание
[ редактировать ]S — длинная, скошенная, но не рифленая коряга из древесины Podocarpus latifolius (Orliac 2007), 63 × 12 × 1,6 см, заостренная на одном конце. Из него вырезали доску для каноэ (Фишер считает, что для этой цели была строгана линия Sb1 ), а по периметру просверлили двенадцать отверстий для найтовов. [1] Обе стороны сильно пострадали от пожара из-за «большой потери текста».
Провенанс
[ редактировать ]В декабре 1886 года Томсон купил обе Вашингтонские таблички на острове Пасхи при посредничестве своего таитянского помощника Александра Салмона «после больших хлопот и значительных затрат». Он передал оба Смитсоновскому институту в апреле 1890 года.
Фишер (1997) утверждает, что это и Мамари являются «единственными подлинными артефактами ронгоронго, чьи премиссионерские владельцы известны по имени». Томсону сказали, что «большой [ S ] представляет собой кусок коряги, который, судя по его своеобразной форме, использовался как часть каноэ». Тридцать лет спустя Рутледжу сказали то же самое:
- Туземцы рассказали нам, что живший на южном побережье специалист, чей дом был полон подобных глифов, бросил их по призыву миссионеров, на что человек по имени Ниари, обладая практичным складом ума, заполучил выброшенные таблички. и сделал из них лодку, в которой поймал много рыбы. Когда «шитье» было готово, он спрятал древесину в пещеру в аху недалеко от Ханга-Роа , чтобы позже из нее сделать там новый сосуд. Пакарати, ныне живущий на острове островитянин, нашел кусок, и его приобрел американский корабль « Могикан». (Рутледж, 1919:207)
Фишер (1997) сообщает, что в своих полевых записях Рутледж задокументировала, что таблички принадлежали Пухи ꞌа Роне, тухунга та (писцу) из Ханга Хахаве , чей дом «был полон табличек, и [он] сжег их по требованию миссионеры». (Это может объяснить ущерб от пожара.) Николас Пакарати продал его компании Thomson.
Хотя миссионеров обвиняли в сожжении табличек, как и в кодексах майя , в их собственных сочинениях нет никаких намеков на это, а те немногие миссионеры, которые действовали в то время на острове Пасхи, либо игнорировали таблички ( Эйро) или пытался их собрать (Руссель). Если таблички сжигались после обращения в христианство, это могло быть частью более общей схемы отказа от старой религии.
В каталоге Смитсоновского института говорится:
- Номер по каталогу A129774-0
- Коллекционер (а) майор Уильям Джуда Томсон
- Дата сбора 18–31 декабря 1886 г.
- Инвентарный номер 023098
- Имя донора Томсон, Уильям Джуда
- Дата присоединения 19 апреля 1890 г.
- ДЕРЕВЯННАЯ ТАБЛИЧКА С НАПИСЬЮ, ПОЛУЧЕННАЯ У. Дж. ТОМСОНОМ, КАНИТАРЕМ КОРАБЛЯ ВМФ США «МОГИКАН» НА ОСТРОВЕ ПАСХИ, ДЕКАБРЬ 1886 ГОДА. ТАБЛИЧКА БЫЛА КУПЛЕНА У Г-НА. А.А. САЛМОН [он же Тати Салмон], ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОСЕЛИТЕЛЬ И ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ ЖИТЕЛЬ ОСТРОВА ПАСХИ. ТОМСОН ЗАЯВЛЯЕТ, что ТАБЛИЧКА «ЭТО ЧАСТЬ КОРЕЯ, КОТОРАЯ СВИДЕТЕЛЬСТВЕННАЯ ФОРМА КОТОРАЯ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАНА КАК ЧАСТЬ КАНОЭ» (ГОДОВОЙ ОТЧЕТ USNM 1889:514), ПЕРЕДАВАЕМАЯ ИЗ ЭТНОЛОГИИ В АРХЕОЛОГИЮ 2 МАЯ 1933 ГОДА. БЫВШЕЕ НА ЭКСПОНАТЕ NM Нью-Хэмпшир ЗАЛ 8, БЛОК 4. ТРИ ГИПСОВЫЕ МОДЕЛИ [A129774-1] ИЗГОТОВЛЕНЫ С ОБРАТНОЙ И ЛИЦЕВОЙ СТОРОН.
- Эта табличка или доска ронгоронго представляет собой иллюстрацию. Рис. 49, с. 76, в книге Эрика Кьеллгрена «Великолепная изоляция: Искусство острова Пасхи», Метрополитен-музей / Издательство Йельского университета, 2001, и идентифицировано там как табличка с надписью (кохау ронгоронго). Она известна как Большая или Большая Вашингтонская табличка.
- С карточки № 129773-4: «Гравировка с изображением акульего зуба. Передана в отдел археологии 2 мая 1933 года».
- Со второй карточки, бывшей в картотеке «Этнология»: «См. USNM - AR 1889, табличка 40-41 [после стр. 524]. Перевод на стр. 523; примечание на стр. 537. Описание приобретения на стр. 514. Отливка сделана и отправлена. в Этнографический музей, май 1933 года».
Содержание
[ редактировать ]Фишер (1997) идентифицирует список коротких последовательностей, каждая из которых начинается с глифа 380.1 , как образец, общий для Большого Вашингтона (строки 3–4 и 6 на стороне a ) и нескольких других табличек.
Текст
[ редактировать ]восемь строк глифов На стороне a , а на стороне b девять , примерно 730 узнаваемых символов из исходных 1200 или около того. Края планки вписаны.
- Бартель
- Фишер
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2008 г. ) |
Галерея изображений
[ редактировать ]- Цветное фото стороны А.
- Цветное фото стороны Б.
- Гравировка стороны А
- Гравировка стороны b
- Натирание части стороны а
Примечания
[ редактировать ]- ^ Возможно, чтобы починить каноэ. Джеймс Кук заметил прекрасные скульптуры в плохо построенных каноэ. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- БАРТЕЛЬ, Томас С. 1958. Основы расшифровки письменности острова Пасхи. Гамбург: Крам, де Грюйтер.
- ФИШЕР, Стивен Роджер. 1997. РонгоРонго, Письмо острова Пасхи: история, традиции, тексты. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ОРЛИАК, Кэтрин. 2007. «Ботаническая идентификация древесины Большой таблички Кохау Ронгоронго из Санкт-Петербурга». Журнал Рапа-Нуи 21 (1): 7-10.
- РУТЛЕДЖ, Кэтрин. 1919. Тайна острова Пасхи: История экспедиции. Лондон и Эйлсбери: Хейзелл, Уотсон и Вини, LD.
- ТОМСОН, Уильям Дж. 1891. «Те Пито те Хенуа, или Остров Пасхи». Отчет Национального музея США за год, закончившийся 30 июня 1889 года. Годовые отчеты Смитсоновского института за 1889 год. 447–552. Вашингтон: Смитсоновский институт. (Онлайн-версия доступна по адресу www.sacred-texts.com/pac/ei здесь )