Кодексы Майя
Кодексы майя ( sg .: codex ) — складные книги, написанные доколумбовой цивилизацией майя на иероглифическим письмом майя мезоамериканской бумаге из коры . Складные книги являются продуктом профессиональных писцов, работающих под покровительством таких божеств, как Постриженный Бог Кукурузы и Боги-Ревуны-Обезьяны . Кодексы были названы в честь городов, в которых они в конечном итоге поселились. Дрезденский кодекс обычно считается самым важным из немногих сохранившихся.
Майя делали бумагу из внутренней коры дикого фигового дерева Ficus cotinifolia . [ 1 ] [ 2 ] Этот вид бумаги был обычно известен под словом huun на языках майя ( ацтеки далеко на севере использовали слово āmatl [ˈaːmat͡ɬ] для обозначения бумаги). Майя разработали свою бумагу хуун примерно в V веке. [ 3 ] Бумага майя была более прочной и имела лучшую поверхность для письма, чем папирус . [ 4 ]
Наши знания о мышлении древних майя, должно быть, представляют собой лишь крошечную часть всей картины, поскольку из тысяч книг, в которых были зафиксированы все аспекты их обучения и ритуалов, только четыре дожили до наших дней (как будто все, что было известно потомкам о себе должны были основываться на трех молитвенниках и «Пути паломника» ).
— Майкл Д. Коу [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]До прихода испанских конкистадоров ацтеки уничтожили многие произведения майя и стремились изобразить себя истинными правителями посредством фальшивой истории и вновь написанных текстов . [ 6 ]
существовало много книг Во время испанского завоевания Юкатана в 16 веке ; большинство из них было уничтожено католическими священниками . [ 7 ] Многие на Юкатане были уничтожены Диего де Ландой в июле 1562 года. [ 8 ] Епископ де Ланда устроил массовое сожжение книги в городе Мани на полуострове Юкатан. [ 9 ] Де Ланда писал:
Мы нашли большое количество книг этих персонажей и, так как в них не было ничего такого, что можно было бы рассматривать как суеверие и ложь дьявола, мы сожгли их все, о чем они чрезвычайно сожалели и что причинило им много страданий. .
Такие кодексы были основными письменными источниками цивилизации майя, наряду со многими надписями на каменных памятниках и стелах сохранившимися . Их тематика, по всей вероятности, охватывала больше тем, чем те, которые зафиксированы в камне и зданиях, и больше походила на то, что встречается на расписной керамике (так называемый «керамический кодекс»). Алонсо де Зорита писал, что в 1540 году он видел множество таких книг в горах Гватемалы , которые «записали их историю более восьмисот лет назад и были истолкованы для меня очень древними индейцами». [ 10 ]
-доминиканец Монах Бартоломе де лас Касас сокрушался, когда узнал, что такие книги были уничтожены: «Эти книги видели наше духовенство, и даже я видел часть тех, которые были сожжены монахами, видимо, потому, что они думали, что [они] могут нанести вред индейцев в вопросах, касающихся религии, поскольку в то время они находились в начале своего обращения». Последними уничтоженными кодексами были кодексы Нойпетена , Гватемала, в 1697 году, последнего города, завоеванного в Америке. [ 11 ] С их разрушением доступ к истории майя и возможность проникнуть в некоторые ключевые области жизни майя значительно сократились.
Сохранилось три полностью майяских кодекса. Это:
- Дрезденский кодекс, также известный как Кодекс Дрезденсис (74 страницы, 3,56 метра [11,7 фута]); [ 12 ] датируемый 11 или 12 веком. [ 13 ]
- Мадридский кодекс , также известный как Кодекс Тро-Кортезиана (112 страниц, 6,82 метра [22,4 фута]), относящийся к постклассическому периоду мезоамериканской хронологии ( около 900–1521 годов нашей эры); [ 14 ]
- Парижский кодекс , также известный как Кодекс Пересиана (22 страницы, 1,45 метра [4,8 фута]), предположительно датированный примерно 1450 годом, в поздний постклассический период (1200–1525 гг. н.э.). [ 14 ]
Четвертый кодекс, лишенный иероглифов, — это кодекс Майя-Тольтеков, а не Майя. Это оставалось спорным до 2015 года, когда обширные исследования наконец подтвердили его подлинность:
- Кодекс Гролье , также известный как Кодекс Саенса (10 страниц) или Códice Maya de México . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Дрезденский кодекс
[ редактировать ]Дрезденский кодекс ( Codex Dresdensis ) хранится в Sächsische Landesbibliothek (SLUB), государственной библиотеке в Дрездене , Германия. Это наиболее сложный из кодексов, а также важнейший образец искусства майя . Многие разделы носят ритуальный характер (в том числе так называемые «альманахи»), другие носят астрологический характер ( затмения , циклы Венеры ). Кодекс написан на длинном листе бумаги, который «сложен ширмой», образуя книгу из 39 листов, написанных с обеих сторон. Вероятно, оно было написано между двенадцатым и четырнадцатым веками. [ 18 ] После он был перевезен в Европу и в 1739 году был куплен королевской библиотекой двора Саксонии в Дрездене. Единственная точная копия, включая хууна , выполненная немецким художником, выставлена в Национальном музее археологии в Гватемале- сити, поскольку Октябрь 2007 года.
Неясно, кто принес Дрезденский кодекс в Европу. [ 19 ] Он прибыл где-то в конце 18 века, возможно, из первого или второго поколения испанских конкистадоров. Несмотря на то, что последняя запись в книге датируется за несколько столетий до ее переезда, книга, скорее всего, использовалась и дополнялась до тех пор, пока ее не захватили завоеватели.
Около 65 процентов страниц Дрезденского кодекса содержат богато иллюстрированные астрономические таблицы. В этих таблицах основное внимание уделяется затмениям, равноденствиям и солнцестояниям, сидерическому циклу Марса и синодическим циклам Марса и Венеры. Эти наблюдения позволили майя планировать календарный год, сельское хозяйство и религиозные церемонии вокруг звезд. В тексте Марс представлен длинноносым оленем, а Венера — звездой.
Страницы 51–58 представляют собой таблицы затмений. Эти таблицы точно предсказывали солнечные затмения в течение 33 лет в VIII веке, хотя предсказания лунных затмений были гораздо менее успешными. На протяжении всей книги изображения змей, пожирающих солнце, символизируют затмения. Глифы встречаются в тексте примерно 40 раз, что делает затмения основным предметом Дрезденского кодекса.
Первые 52 страницы Дрезденского кодекса посвящены гаданию. Астрономы майя использовали кодекс для дневного ведения, а также для определения причин болезней и других несчастий.
Хотя в Дрезденском кодексе фигурирует множество богов и богинь, Богиня Луны — единственная нейтральная фигура. [ 20 ] На первых 23 страницах книги она упоминается гораздо чаще, чем любой другой бог.
Между 1880 и 1900 годами дрезденский библиотекарь Эрнст Фёрстеманн преуспел в расшифровке цифр майя и календаря майя и понял, что кодекс представляет собой эфемериды . [ 21 ] Последующие исследования расшифровали эти астрономические альманахи, которые включают записи циклов Солнца и Луны, включая таблицы затмений, и все планеты, видимые невооруженным глазом. [ 22 ] «Змеиная серия», стр. 61–69, представляет собой эфемериду этих явлений, в которой используется базовая дата 1.18.1.8.0.16 в предыдущую эпоху (5 482 096 дней). [ 23 ] [ 24 ]
Мадридский кодекс
[ редактировать ]Мадридский кодекс был вновь открыт в Испании в 1860-х годах; он был разделен на две части разного размера, которые были найдены в разных местах. [ 25 ] Кодекс получил свое альтернативное название «Кодекс Тро-Кортезиана» в честь двух частей, которые были обнаружены отдельно. [ 26 ] Право собственности на Кодекс Троано перешло к Museo Arqueológico Nacional («Национальный археологический музей») в 1888 году. [ 27 ] Национальный археологический музей приобрел Кодекс Кортезиана у коллекционера книг в 1872 году, который утверждал, что недавно приобрел кодекс в Эстремадуре . [ 28 ] Эстремадура – провинция, откуда прибыли Франсиско де Монтехо и многие его конкистадоры . [ 25 ] как и Эрнан Кортес , завоеватель Мексики. [ 29 ] Поэтому вполне возможно, что один из этих конкистадоров привез кодекс обратно в Испанию; [ 25 ] директор Национального археологического музея назвал Кодекс Кортесиана в честь Эрнана Кортеса, предполагая, что он сам принес кодекс обратно. [ 29 ]
Мадридский кодекс — самый длинный из сохранившихся кодексов майя. [ 27 ] Содержание Мадридского кодекса в основном состоит из альманахов и гороскопов, которые использовались для помощи жрецам майя в проведении их церемоний и гадательных ритуалов. Кодекс также содержит астрономические таблицы, хотя и в меньшем количестве, чем два других общепринятых сохранившихся кодекса майя. [ 25 ] Тщательный анализ графических элементов позволяет предположить, что в его создании участвовало несколько писцов, возможно, восемь или девять, которые создавали последовательные разделы рукописи; писцы, вероятно, были членами священства. [ 30 ]
Некоторые ученые, такие как Майкл Коу и Джастин Керр, [ 31 ] предположили, что Мадридский кодекс датируется периодом после испанского завоевания , но доказательства в подавляющем большинстве свидетельствуют в пользу даты, предшествовавшей завоеванию этого документа. Вполне вероятно, что кодекс был создан на Юкатане . [ 25 ] Дж. Эрик Томпсон придерживался мнения, что Мадридский кодекс пришел из западного Юкатана и датируется периодом между 1250 и 1450 годами нашей эры. Другие ученые выразили иное мнение, отметив, что кодекс по стилю похож на фрески, найденные в Чичен-Ице , Майяпане и таких местах на восточном побережье, как Санта-Рита, Танка и Тулум . [ 32 ] Два фрагмента бумаги, включенные в первую и последнюю страницы кодекса, содержат почерк на испанском языке, что побудило Томпсона предположить, что испанский священник приобрел документ в Тайасале в Петене. [ 33 ]
Парижский кодекс
[ редактировать ]Парижский кодекс (также или ранее Кодекс Пересианус) содержит пророчества для тунов и катунов (см. Календарь майя ), а также зодиак майя, и, таким образом, в обоих отношениях сродни Книгам Чилам Балама . Кодекс впервые появился в 1832 году в результате приобретения французской Bibliothèque Impériale (позже Bibliothèque Nationale или Национальной библиотеки) в Париже . Три года спустя первая репродукция этого рисунка была подготовлена для лорда Кингсборо его ломбардским художником Агостино Аглио . Кингсборо Оригинальный рисунок сейчас утерян, но копия сохранилась среди некоторых неопубликованных корректур , хранящихся в коллекции библиотеки Ньюберри в Чикаго . [ 34 ]
Хотя его время от времени упоминают в течение следующей четверти века, его постоянное повторное открытие приписывают французскому востоковеду Леону де Рони , который в 1859 году обнаружил кодекс из корзины со старыми бумагами, спрятанной в углу камина Национальной библиотеки , где он лежал выброшенный. и видимо забыл. [ 35 ] В результате он находится в очень плохом состоянии. Его нашли завернутым в бумагу с написанным на нем словом «Перес» , возможно, это отсылка к Хосе Пересу, который опубликовал два кратких описания тогда еще анонимного кодекса в 1859 году. [ 36 ] Первоначально Де Росни дал ему название Codex Peresianus («Кодекс Переса») по идентификационной обертке, но со временем кодекс стал более известен как Парижский кодекс. [ 36 ] Де Рони опубликовал факсимильное издание кодекса в 1864 году. [ 37 ] Он остается во владении Национальной библиотеки .
Кодекс майя Мексики
[ редактировать ], ранее называвшийся Кодексом Гролье, но переименованный в 2018 году, Кодекс майя Мексики был обнаружен в 1965 году. [ 38 ] Кодекс фрагментирован и состоит из одиннадцати страниц из предположительно двадцатистраничной книги и пяти отдельных страниц. [ 39 ] Кодекс хранится в Национальном музее антропологии в Мехико, Мексика , с 2016 года и является единственным из четырех кодексов майя, который до сих пор находится в Америке. [ 40 ] На каждой странице изображен герой или бог, обращенный влево. Вверху каждой страницы указан номер, а внизу слева каждой страницы находится список дат. Страницы гораздо менее подробны, чем в других кодексах, и вряд ли содержат какую-либо информацию, которой еще нет в Дрезденском кодексе. Хотя его подлинность изначально оспаривалась, различные тесты, проведенные в начале 21 века, подтвердили его подлинность, и в 2018 году Национальный институт антропологии и истории Мексики признал его подлинным доколумбовым кодексом. [ 17 ] [ 41 ] Он был датирован между 1021 и 1154 годами нашей эры. [ 42 ]
«Кодис Майя де Мехико: Понимание древнейшей сохранившейся книги Америки» был опубликован в сопровождении выставки в Музее Дж. Пола Гетти с 18 октября 2022 года по 15 января 2023 года. [ 43 ]
Другие коды Maya
[ редактировать ]Учитывая редкость и важность этих книг, слухи о находке новых часто вызывают интерес. Археологические раскопки на стоянках майя обнаружили ряд прямоугольных кусков штукатурки и хлопьев краски, чаще всего в элитных гробницах. Эти комки — остатки кодексов, в которых сгнил весь органический материал. Некоторые из наиболее связных из этих кусков были сохранены с призрачной надеждой, что какая-то техника, которую будут развивать будущие поколения археологов, сможет восстановить некоторую информацию из этих остатков древних страниц. Самые старые известные кодексы майя были найдены археологами в качестве погребальных подношений с захоронениями при раскопках в Уахактуне , Гуайтане в Сан-Агустине-Акасагуастлане и Небахе в Эль-Киче , Гватемала , в Алтун-Ха в Белизе и в Копане в Гондурасе . Шесть экземпляров книг майя, обнаруженных при раскопках, относятся к раннему классическому (Уахактун и Алтун Ха), позднему классическому (Небай, Копан) и раннему постклассическому (Гуайтан) периодам. К сожалению, все они деградировали в невскрываемую массу или собрание очень мелких обрывков и кусочков оригинальных текстов. Таким образом, возможно, их никогда не удастся прочитать. [ 44 ]
Нарушение кодекса майя
[ редактировать ]Юрий Валентинович Кнорозов Решающую роль в расшифровке письменности майя сыграл — советский лингвист, эпиграф и этнограф. Он также был награжден орденом Кетсаля президентом Гватемалы в 1991 году и Государственной премией СССР в 1977 году. [ 45 ] [ 46 ]
В мае 1945 года Кнорозов, будучи солдатом Красной Армии, спас книгу из горящей Прусской государственной библиотеки (ныне Берлинская государственная библиотека ). В этой книге содержались репродукции Дрезденского, Мадридского и Парижского кодексов. Эта история рассказана в отмеченном наградами фильме « Нарушение кодекса майя». [ 47 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Шоттмюллер, Пауль Вернер (февраль 2020 г.). Исследование религиозного мировоззрения и обрядовой жизни жителей Паленке и Яшчилана (MLA). Гарвардский университет . Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ Хельмут, Николас М. «Экономический потенциал аматных деревьев» (PDF) . Майя Археология . Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ Бернс, Марна (2004). Полная книга бумаги ручной работы . Дуврские публикации. п. 199. ИСБН 9780486435442 .
- ^ Видеманн, Ганс Г.; Бжезинка, Клаус-Вернер; Витке, Клаус и Лампрехт, Ингольф (май 2007 г.). «Термический и рамановский спектроскопический анализ Maya Blue, несущего артефакты, особенно фрагмент IV Кодекса Уамантла». Термохимика Акта . 456 (1): 56–63. Бибкод : 2007TcAc..456...56W . дои : 10.1016/j.tca.2007.02.002 .
- ^ Коу, Майкл Д. Майя , Лондон: Темза и Гудзон, 4-е изд., 1987, с. 161
- ^ Мюррей, Стюарт (2009). Библиотека «Иллюстрированная история» . Издательство Скайхорс. п. 107. ИСБН 9781628733228 .
- ^ Фостер, Линн В. (2002). Справочник по жизни в мире древних майя . Нью-Йорк: факты в архиве. п. 297 . ISBN 978-0816041480 .
- ^ Диего де Ланда) Уильям Гейтс, переводчик, (1937) 1978. Юкатан до и после завоевания . Ланды Английский перевод Relación , получено 22 марта 2017 г.
- ^ Бауэр, Джессика (1 сентября 2016 г.). «Письменное слово майя: история, противоречия и библиотечные связи» . Международный журнал книги . 14 (3): 15–25. дои : 10.18848/1447-9516/CGP/v14i03/15-25 . ПроКвест 2714043792 . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ Зорита 1963, 271–272.
- ↑ Майя пишет. Архивировано 13 июня 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «О кодексе Дрездена» . Всемирная цифровая библиотека . 1200–1250 . Проверено 21 августа 2013 г.
- ^ Мюррей, Стюарт (2009). Библиотека: иллюстрированная история . Нью-Йорк: Skyhorse Publishing, Inc., с. 140. ИСБН 9781628733228 .
- ^ Национальный институт антропологии и истории (30 августа 2018 г.). «Бюллетень 299: INAH ратифицирует Кодекс майя Мексики, ранее называвшийся Гролье, как старейшую подлинную рукопись в Америке» (PDF) . gob.mx. Проверено 18 октября 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Кодекс майя 13-го века, долгое время окутанный спорами, оказался подлинным» . Новости от Брауна . Университет Брауна . Проверено 7 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Блейкмор, Эрин (15 сентября 2016 г.). «Новый анализ показывает, что спорный «Кодекс Гролье» майя — реальная сделка» . Смитсоновский институт . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ Рагглс, Клайв Л.Н. (2005). Древняя астрономия: Энциклопедия космологии и мифов . АВС-КЛИО. п. 134. ИСБН 978-1-85109-477-6 .
- ^ Вейл, Габриель (2015). «Астрономия в Дрезденском кодексе». Справочник по археоастрономии и этноастрономии . стр. 695–708. Бибкод : 2015hae..book..695V . дои : 10.1007/978-1-4614-6141-8_65 . ISBN 978-1-4614-6140-1 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Барнхарт, Эдвин (осень 2005 г.). «Первые двадцать три страницы Дрезденского кодекса: страницы гадания» (PDF) : 1–145.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Эрнст Фёрстеманн, Комментарий к рукописи майя в Королевской публичной библиотеке Дрездена , Музей американской археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет, Том. IV, № 2, Кембридж, Массачусетс, 1902 г.
- ^ Джон Эрик Сидни Томпсон, Комментарий к Дрезденскому кодексу: Книга иероглифов майя , Мемуары Американского философского общества, 1972.
- ^ Бейер, Герман, 1933 г. Поправки к «змеиным числам» Дрезденского кодекса майя. Антропос (Св. Габриэль Мёдлинг в Вене) 28: стр. 1–7. 1943 Позиция длинного счета чисел Змеи. Учеб. 27-й Международный. Конг. Америки, Мексика, 1939 (Мексика) I: стр. 401–405.
- ↑ Грофе, Майкл Джон, 2007 Серия «Змеи»: Прецессия в Дрезденском кодексе Майя
- ^ ФАМСИ.
- ^ Перейти обратно: а б Ногес и др. 2009, с. 20
- ^ Ногес и др. 2009, стр. 20–21.
- ^ Перейти обратно: а б Ногес и др. 2009, с. 21.
- ^ Город и др. 1999, стр. 877, 879.
- ^ Миллер 1999, с. 187.
- ^ Коу 1999, с. 200. Сьюдад и др. 1999, с. 880.
- ^ См. «Парижский кодекс» в Marhenke (2003), [ нужна страница ] .
- ^ Коу (1992, стр. 101), Sharer & Traxler (2006, стр. 127)
- ^ Перейти обратно: а б Стюарт (1992, стр. 20)
- ^ Коу (1992, стр. 101)
- ^ «FAMSI — Кодексы майя — Кодекс Гролье» . www.famsi.org . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ «Кодекс Гролье | Литература майя» . Британская энциклопедия . 09.05.2016 . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ Блейкмор, Эрин (15 сентября 2016 г.). «Новый анализ показывает, что спорный «Кодекс Гролье» майя — реальная сделка» . Смитсоновский журнал . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ Бюллетень № 299 (2018). «INAH ратифицирует Кодекс майя Мексики, ранее называвшийся Гролье, как старейшую подлинную рукопись в Америке» (PDF) (Пресс-релиз) (на испанском языке). Мексика: INAH . Проверено 22 сентября 2018 г.
{{cite press release}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Бонелло, Дебора (31 августа 2018 г.). «Мексиканские историки доказали подлинность украденного древнего текста майя» . Телеграф . Проверено 8 февраля 2019 г.
- ^ Тернер, редактор Эндрю Д., при участии Херардо Гутьерреса Мендосы, Бальтазара Брито Гвадаррамы и Хесуса Уильяма Кантуна Риверы. Кодекс майя Мексики: понимание древнейшей сохранившейся книги Америки. Лос-Анджелес: Исследовательский институт Гетти и Музей Дж. Пола Гетти, 2022.
- ^ Уайтинг 1998: 207–208.
- ^ Кнорозов Юрий Васильевич (декабрь 1962 г.). «Проблема расшифровки письменности майя» . Диоген . 10 (40): 122–128. дои : 10.1177/039219216201004007 . ISSN 0392-1921 .
- ^ Кнорозов Ю.В. (январь 1958 г.). «Проблема изучения иероглифической письменности майя» . Американская древность . 23 (3): 284–291. дои : 10.2307/276310 . ISSN 0002-7316 .
- ^ МакКук, Кэтлин (14 мая 2021 г.). «Юрий Кнорозов (советский) и расшифровка майя» . Апрель — электронным книгам: сохранение и уничтожение памяти . Получено 1 июля 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Баудез, Клод (2002). «Венера и Кодекс Гролье». Мексиканская археология . 10 (55): 70–79, 98–102.
- Сьюдад Руис, Андрес; Альфонсо Лакадена (1999). Дж. П. Лапорт и Х. Л. Эскобедо (ред.). «Мадридский кодекс Тро-Кортезиана в контексте письменной традиции майя» ( PDF) . Симпозиум археологических исследований в Гватемале, 1998 г. (на испанском языке). Город Гватемала, Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 876–888. Архивировано из оригинала (PDF) 14 сентября 2011 г. Проверено 23 июля 2012 г.
- Коу, Майкл Д. (1992). Нарушение Кодекса Майя . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-05061-3 . ОСЛК 26605966 .
- Коу, Майкл Д. (1999). Майя . Серия «Древние народы и места» (6-е, полностью переработанное и дополненное изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-28066-9 . OCLC 59432778 .
- ФАМСИ. «Иероглифическое письмо майя – Древние кодексы майя: Мадридский кодекс» . FAMSI (Фонд развития мезоамериканских исследований) . Проверено 24 июля 2012 г.
- Келкер, Нэнси Л.; Карен О. Брюнс (2010). Подделка Древней Мезоамерики . Уолнат-Крик, Калифорния : Left Coast Press . ISBN 978-1-59874-150-6 .
- Мархенке, Ранда (2003). «Древние кодексы майя» . Иероглифическое письмо майя . Месовеб. OCLC 53231537 . Проверено 16 августа 2008 г.
- Милбрат, Сьюзен (2002). «Новые вопросы относительно подлинности Кодекса Гролье». Журнал литературы латиноамериканских индейцев . 18 (1): 50–83.
- Миллер, Мэри Эллен (1999). Искусство и архитектура майя . Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-20327-9 . OCLC 41659173 .
- Ногес, Ксавье; Мануэль Герман Лехарасу; Меридет Пакстон; Энрике Вела (август 2009 г.). «Кодексы Майя» [Кодексы Майя]. Мексиканская археология: доиспанские и ранние колониальные кодексы - Каталог (на испанском языке). Специальное издание (31). Редакционная статья Райсеса: 10–23.
- Шерер, Роберт Дж .; Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя (6-е (полностью переработанное) изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-4816-2 . ОСЛК 28067148 .
- Стюарт, Джордж Э. (1992). «В поисках расшифровки: историко-биографический обзор расшифровки иероглифов майя». В Элин К. Дэниен; Роберт Дж. Шерер (ред.). Новые теории о древних майя . Серия монографий Университетского музея, вып. 77. Филадельфия: Университетский музей Пенсильванского университета . стр. 1 –64. ISBN 978-0-924171-13-0 . ОСЛК 25510312 .
- Томпсон, Дж. Э. (1975). «Кодекс Гролье». Вклад Калифорнийского университета . 27 (1): 1–9.
- Томпсон, Дж. Э. (1976). «Кодекс Гролье». Коллекционер книг . 25 (1): 64–75.
- Уайтинг, Томас А.Л. (1998). «Кодексы Майя». У Питера Шмидта; Мерседес де ла Гарса; Энрике Нальда (ред.). Майя . Нью-Йорк: Риццоли. ISBN 978-0847821297 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Создание Кодекса в классический и постклассический период цивилизации майя. Архивировано 17 октября 2002 г. в Wayback Machine Кодекс майя и производство бумаги.
- Кодексы Майя
- Полный Дрезденский кодекс в формате JPG .
- Полный Дрезденский кодекс в формате PDF
- Полный Мадридский кодекс в формате PDF
- Полный Парижский кодекс в формате PDF (PDF умеренного размера)
- Полный Кодекс Гролье в формате JPG.
- Кодекс и письменность майя
- Кодекс майя и астрономия майя
- Дрезденский кодекс и календарь майя , заархивировано 12 февраля 2006 г. в Wayback Machine.
- Лунная серия Дрезденского кодекса и звездная астрономия