Jump to content

Кодексы Майя

(Перенаправлено из кодексов майя )
Страница 9 Дрезденского кодекса (из издания Фёрстемана 1880 г. )

Кодексы майя ( sg .: codex ) — складные книги, написанные доколумбовой цивилизацией майя на иероглифическим письмом майя мезоамериканской бумаге из коры . Складные книги являются продуктом профессиональных писцов, работающих под покровительством таких божеств, как Постриженный Бог Кукурузы и Боги-Ревуны-Обезьяны . Кодексы были названы в честь городов, в которых они в конечном итоге поселились. Дрезденский кодекс обычно считается самым важным из немногих сохранившихся.

Майя делали бумагу из внутренней коры дикого фигового дерева Ficus cotinifolia . [ 1 ] [ 2 ] Этот вид бумаги был обычно известен под словом huun на языках майя ( ацтеки далеко на севере использовали слово āmatl [ˈaːmat͡ɬ] для обозначения бумаги). Майя разработали свою бумагу хуун примерно в V веке. [ 3 ] Бумага майя была более прочной и имела лучшую поверхность для письма, чем папирус . [ 4 ]

Наши знания о мышлении древних майя, должно быть, представляют собой лишь крошечную часть всей картины, поскольку из тысяч книг, в которых были зафиксированы все аспекты их обучения и ритуалов, только четыре дожили до наших дней (как будто все, что было известно потомкам о себе должны были основываться на трех молитвенниках и «Пути паломника» ).

Майкл Д. Коу [ 5 ]

До прихода испанских конкистадоров ацтеки уничтожили многие произведения майя и стремились изобразить себя истинными правителями посредством фальшивой истории и вновь написанных текстов . [ 6 ]

существовало много книг Во время испанского завоевания Юкатана в 16 веке ; большинство из них было уничтожено католическими священниками . [ 7 ] Многие на Юкатане были уничтожены Диего де Ландой в июле 1562 года. [ 8 ] Епископ де Ланда устроил массовое сожжение книги в городе Мани на полуострове Юкатан. [ 9 ] Де Ланда писал:

Мы нашли большое количество книг этих персонажей и, так как в них не было ничего такого, что можно было бы рассматривать как суеверие и ложь дьявола, мы сожгли их все, о чем они чрезвычайно сожалели и что причинило им много страданий. .

Такие кодексы были основными письменными источниками цивилизации майя, наряду со многими надписями на каменных памятниках и стелах сохранившимися . Их тематика, по всей вероятности, охватывала больше тем, чем те, которые зафиксированы в камне и зданиях, и больше походила на то, что встречается на расписной керамике (так называемый «керамический кодекс»). Алонсо де Зорита писал, что в 1540 году он видел множество таких книг в горах Гватемалы , которые «записали их историю более восьмисот лет назад и были истолкованы для меня очень древними индейцами». [ 10 ]

-доминиканец Монах Бартоломе де лас Касас сокрушался, когда узнал, что такие книги были уничтожены: «Эти книги видели наше духовенство, и даже я видел часть тех, которые были сожжены монахами, видимо, потому, что они думали, что [они] могут нанести вред индейцев в вопросах, касающихся религии, поскольку в то время они находились в начале своего обращения». Последними уничтоженными кодексами были кодексы Нойпетена , Гватемала, в 1697 году, последнего города, завоеванного в Америке. [ 11 ] С их разрушением доступ к истории майя и возможность проникнуть в некоторые ключевые области жизни майя значительно сократились.

Сохранилось три полностью майяских кодекса. Это:

  • Дрезденский кодекс, также известный как Кодекс Дрезденсис (74 страницы, 3,56 метра [11,7 фута]); [ 12 ] датируемый 11 или 12 веком. [ 13 ]
  • Мадридский кодекс , также известный как Кодекс Тро-Кортезиана (112 страниц, 6,82 метра [22,4 фута]), относящийся к постклассическому периоду мезоамериканской хронологии ( около 900–1521 годов нашей эры); [ 14 ]
  • Парижский кодекс , также известный как Кодекс Пересиана (22 страницы, 1,45 метра [4,8 фута]), предположительно датированный примерно 1450 годом, в поздний постклассический период (1200–1525 гг. н.э.). [ 14 ]

Четвертый кодекс, лишенный иероглифов, — это кодекс Майя-Тольтеков, а не Майя. Это оставалось спорным до 2015 года, когда обширные исследования наконец подтвердили его подлинность:

Дрезденский кодекс

[ редактировать ]
Таблички 10 и 11 Дрезденского кодекса майя. Рисунок Лакамбалама, 2001 г.

Дрезденский кодекс ( Codex Dresdensis ) хранится в Sächsische Landesbibliothek (SLUB), государственной библиотеке в Дрездене , Германия. Это наиболее сложный из кодексов, а также важнейший образец искусства майя . Многие разделы носят ритуальный характер (в том числе так называемые «альманахи»), другие носят астрологический характер ( затмения , циклы Венеры ). Кодекс написан на длинном листе бумаги, который «сложен ширмой», образуя книгу из 39 листов, написанных с обеих сторон. Вероятно, оно было написано между двенадцатым и четырнадцатым веками. [ 18 ] После он был перевезен в Европу и в 1739 году был куплен королевской библиотекой двора Саксонии в Дрездене. Единственная точная копия, включая хууна , выполненная немецким художником, выставлена ​​в Национальном музее археологии в Гватемале- сити, поскольку Октябрь 2007 года.

Неясно, кто принес Дрезденский кодекс в Европу. [ 19 ] Он прибыл где-то в конце 18   века, возможно, из первого или второго поколения испанских конкистадоров. Несмотря на то, что последняя запись в книге датируется за несколько столетий до ее переезда, книга, скорее всего, использовалась и дополнялась до тех пор, пока ее не захватили завоеватели.

Около 65 процентов страниц Дрезденского кодекса содержат богато иллюстрированные астрономические таблицы. В этих таблицах основное внимание уделяется затмениям, равноденствиям и солнцестояниям, сидерическому циклу Марса и синодическим циклам Марса и Венеры. Эти наблюдения позволили майя планировать календарный год, сельское хозяйство и религиозные церемонии вокруг звезд. В тексте Марс представлен длинноносым оленем, а Венера — звездой.

Страницы 51–58 представляют собой таблицы затмений. Эти таблицы точно предсказывали солнечные затмения в течение 33   лет в VIII   веке, хотя предсказания лунных затмений были гораздо менее успешными. На протяжении всей книги изображения змей, пожирающих солнце, символизируют затмения. Глифы встречаются в тексте примерно 40 раз, что делает затмения основным предметом Дрезденского кодекса.

Первые 52 страницы Дрезденского кодекса посвящены гаданию. Астрономы майя использовали кодекс для дневного ведения, а также для определения причин болезней и других несчастий.

Хотя в Дрезденском кодексе фигурирует множество богов и богинь, Богиня Луны — единственная нейтральная фигура. [ 20 ] На первых 23 страницах книги она упоминается гораздо чаще, чем любой другой бог.

Между 1880 и 1900 годами дрезденский библиотекарь Эрнст Фёрстеманн преуспел в расшифровке цифр майя и календаря майя и понял, что кодекс представляет собой эфемериды . [ 21 ] Последующие исследования расшифровали эти астрономические альманахи, которые включают записи циклов Солнца и Луны, включая таблицы затмений, и все планеты, видимые невооруженным глазом. [ 22 ] «Змеиная серия», стр. 61–69, представляет собой эфемериду этих явлений, в которой используется базовая дата 1.18.1.8.0.16 в предыдущую эпоху (5 482 096 дней). [ 23 ] [ 24 ]

Мадридский кодекс

[ редактировать ]
Факсимиле Мадридского кодекса, Музей Америки, Мадрид, Испания.

Мадридский кодекс был вновь открыт в Испании в 1860-х годах; он был разделен на две части разного размера, которые были найдены в разных местах. [ 25 ] Кодекс получил свое альтернативное название «Кодекс Тро-Кортезиана» в честь двух частей, которые были обнаружены отдельно. [ 26 ] Право собственности на Кодекс Троано перешло к Museo Arqueológico Nacional («Национальный археологический музей») в 1888 году. [ 27 ] Национальный археологический музей приобрел Кодекс Кортезиана у коллекционера книг в 1872 году, который утверждал, что недавно приобрел кодекс в Эстремадуре . [ 28 ] Эстремадура – ​​провинция, откуда прибыли Франсиско де Монтехо и многие его конкистадоры . [ 25 ] как и Эрнан Кортес , завоеватель Мексики. [ 29 ] Поэтому вполне возможно, что один из этих конкистадоров привез кодекс обратно в Испанию; [ 25 ] директор Национального археологического музея назвал Кодекс Кортесиана в честь Эрнана Кортеса, предполагая, что он сам принес кодекс обратно. [ 29 ]

Мадридский кодекс — самый длинный из сохранившихся кодексов майя. [ 27 ] Содержание Мадридского кодекса в основном состоит из альманахов и гороскопов, которые использовались для помощи жрецам майя в проведении их церемоний и гадательных ритуалов. Кодекс также содержит астрономические таблицы, хотя и в меньшем количестве, чем два других общепринятых сохранившихся кодекса майя. [ 25 ] Тщательный анализ графических элементов позволяет предположить, что в его создании участвовало несколько писцов, возможно, восемь или девять, которые создавали последовательные разделы рукописи; писцы, вероятно, были членами священства. [ 30 ]

Некоторые ученые, такие как Майкл Коу и Джастин Керр, [ 31 ] предположили, что Мадридский кодекс датируется периодом после испанского завоевания , но доказательства в подавляющем большинстве свидетельствуют в пользу даты, предшествовавшей завоеванию этого документа. Вполне вероятно, что кодекс был создан на Юкатане . [ 25 ] Дж. Эрик Томпсон придерживался мнения, что Мадридский кодекс пришел из западного Юкатана и датируется периодом между 1250 и 1450 годами нашей эры. Другие ученые выразили иное мнение, отметив, что кодекс по стилю похож на фрески, найденные в Чичен-Ице , Майяпане и таких местах на восточном побережье, как Санта-Рита, Танка и Тулум . [ 32 ] Два фрагмента бумаги, включенные в первую и последнюю страницы кодекса, содержат почерк на испанском языке, что побудило Томпсона предположить, что испанский священник приобрел документ в Тайасале в Петене. [ 33 ]

Парижский кодекс

[ редактировать ]
Парижский кодекс

Парижский кодекс (также или ранее Кодекс Пересианус) содержит пророчества для тунов и катунов (см. Календарь майя ), а также зодиак майя, и, таким образом, в обоих отношениях сродни Книгам Чилам Балама . Кодекс впервые появился в 1832 году в результате приобретения французской Bibliothèque Impériale (позже Bibliothèque Nationale или Национальной библиотеки) в Париже . Три года спустя первая репродукция этого рисунка была подготовлена ​​для лорда Кингсборо его ломбардским художником Агостино Аглио . Кингсборо Оригинальный рисунок сейчас утерян, но копия сохранилась среди некоторых неопубликованных корректур , хранящихся в коллекции библиотеки Ньюберри в Чикаго . [ 34 ]

Хотя его время от времени упоминают в течение следующей четверти века, его постоянное повторное открытие приписывают французскому востоковеду Леону де Рони , который в 1859 году обнаружил кодекс из корзины со старыми бумагами, спрятанной в углу камина Национальной библиотеки , где он лежал выброшенный. и видимо забыл. [ 35 ] В результате он находится в очень плохом состоянии. Его нашли завернутым в бумагу с написанным на нем словом «Перес» , возможно, это отсылка к Хосе Пересу, который опубликовал два кратких описания тогда еще анонимного кодекса в 1859 году. [ 36 ] Первоначально Де Росни дал ему название Codex Peresianus («Кодекс Переса») по идентификационной обертке, но со временем кодекс стал более известен как Парижский кодекс. [ 36 ] Де Рони опубликовал факсимильное издание кодекса в 1864 году. [ 37 ] Он остается во владении Национальной библиотеки .

Кодекс майя Мексики

[ редактировать ]
Страница 6 Кодекса Гролье , изображающая бога смерти с пленником.

, ранее называвшийся Кодексом Гролье, но переименованный в 2018 году, Кодекс майя Мексики был обнаружен в 1965 году. [ 38 ] Кодекс фрагментирован и состоит из одиннадцати страниц из предположительно двадцатистраничной книги и пяти отдельных страниц. [ 39 ] Кодекс хранится в Национальном музее антропологии в Мехико, Мексика , с 2016 года и является единственным из четырех кодексов майя, который до сих пор находится в Америке. [ 40 ] На каждой странице изображен герой или бог, обращенный влево. Вверху каждой страницы указан номер, а внизу слева каждой страницы находится список дат. Страницы гораздо менее подробны, чем в других кодексах, и вряд ли содержат какую-либо информацию, которой еще нет в Дрезденском кодексе. Хотя его подлинность изначально оспаривалась, различные тесты, проведенные в начале 21 века, подтвердили его подлинность, и в 2018 году Национальный институт антропологии и истории Мексики признал его подлинным доколумбовым кодексом. [ 17 ] [ 41 ] Он был датирован между 1021 и 1154 годами нашей эры. [ 42 ]

«Кодис Майя де Мехико: Понимание древнейшей сохранившейся книги Америки» был опубликован в сопровождении выставки в Музее Дж. Пола Гетти с 18 октября 2022 года по 15 января 2023 года. [ 43 ]

Другие коды Maya

[ редактировать ]

Учитывая редкость и важность этих книг, слухи о находке новых часто вызывают интерес. Археологические раскопки на стоянках майя обнаружили ряд прямоугольных кусков штукатурки и хлопьев краски, чаще всего в элитных гробницах. Эти комки — остатки кодексов, в которых сгнил весь органический материал. Некоторые из наиболее связных из этих кусков были сохранены с призрачной надеждой, что какая-то техника, которую будут развивать будущие поколения археологов, сможет восстановить некоторую информацию из этих остатков древних страниц. Самые старые известные кодексы майя были найдены археологами в качестве погребальных подношений с захоронениями при раскопках в Уахактуне , Гуайтане в Сан-Агустине-Акасагуастлане и Небахе в Эль-Киче , Гватемала , в Алтун-Ха в Белизе и в Копане в Гондурасе . Шесть экземпляров книг майя, обнаруженных при раскопках, относятся к раннему классическому (Уахактун и Алтун Ха), позднему классическому (Небай, Копан) и раннему постклассическому (Гуайтан) периодам. К сожалению, все они деградировали в невскрываемую массу или собрание очень мелких обрывков и кусочков оригинальных текстов. Таким образом, возможно, их никогда не удастся прочитать. [ 44 ]

Нарушение кодекса майя

[ редактировать ]

Юрий Валентинович Кнорозов Решающую роль в расшифровке письменности майя сыграл — советский лингвист, эпиграф и этнограф. Он также был награжден орденом Кетсаля президентом Гватемалы в 1991 году и Государственной премией СССР в 1977 году. [ 45 ] [ 46 ]

В мае 1945 года Кнорозов, будучи солдатом Красной Армии, спас книгу из горящей Прусской государственной библиотеки (ныне Берлинская государственная библиотека ). В этой книге содержались репродукции Дрезденского, Мадридского и Парижского кодексов. Эта история рассказана в отмеченном наградами фильме « Нарушение кодекса майя». [ 47 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Шоттмюллер, Пауль Вернер (февраль 2020 г.). Исследование религиозного мировоззрения и обрядовой жизни жителей Паленке и Яшчилана (MLA). Гарвардский университет . Проверено 22 мая 2021 г.
  2. ^ Хельмут, Николас М. «Экономический потенциал аматных деревьев» (PDF) . Майя Археология . Проверено 22 мая 2021 г.
  3. ^ Бернс, Марна (2004). Полная книга бумаги ручной работы . Дуврские публикации. п. 199. ИСБН  9780486435442 .
  4. ^ Видеманн, Ганс Г.; Бжезинка, Клаус-Вернер; Витке, Клаус и Лампрехт, Ингольф (май 2007 г.). «Термический и рамановский спектроскопический анализ Maya Blue, несущего артефакты, особенно фрагмент IV Кодекса Уамантла». Термохимика Акта . 456 (1): 56–63. Бибкод : 2007TcAc..456...56W . дои : 10.1016/j.tca.2007.02.002 .
  5. ^ Коу, Майкл Д. Майя , Лондон: Темза и Гудзон, 4-е изд., 1987, с. 161
  6. ^ Мюррей, Стюарт (2009). Библиотека «Иллюстрированная история» . Издательство Скайхорс. п. 107. ИСБН  9781628733228 .
  7. ^ Фостер, Линн В. (2002). Справочник по жизни в мире древних майя . Нью-Йорк: факты в архиве. п. 297 . ISBN  978-0816041480 .
  8. ^ Диего де Ланда) Уильям Гейтс, переводчик, (1937) 1978. Юкатан до и после завоевания . Ланды Английский перевод Relación , получено 22 марта 2017 г.
  9. ^ Бауэр, Джессика (1 сентября 2016 г.). «Письменное слово майя: история, противоречия и библиотечные связи» . Международный журнал книги . 14 (3): 15–25. дои : 10.18848/1447-9516/CGP/v14i03/15-25 . ПроКвест   2714043792 . Проверено 27 октября 2022 г.
  10. ^ Зорита 1963, 271–272.
  11. Майя пишет. Архивировано 13 июня 2007 г. в Wayback Machine.
  12. ^ «О кодексе Дрездена» . Всемирная цифровая библиотека . 1200–1250 . Проверено 21 августа 2013 г.
  13. ^ Мюррей, Стюарт (2009). Библиотека: иллюстрированная история . Нью-Йорк: Skyhorse Publishing, Inc., с. 140. ИСБН  9781628733228 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Шерер и Трэкслер 2006, с. 126.
  15. ^ Национальный институт антропологии и истории (30 августа 2018 г.). «Бюллетень 299: INAH ратифицирует Кодекс майя Мексики, ранее называвшийся Гролье, как старейшую подлинную рукопись в Америке» (PDF) . gob.mx. Проверено 18 октября 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  16. ^ «Кодекс майя 13-го века, долгое время окутанный спорами, оказался подлинным» . Новости от Брауна . Университет Брауна . Проверено 7 сентября 2016 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Блейкмор, Эрин (15 сентября 2016 г.). «Новый анализ показывает, что спорный «Кодекс Гролье» майя — реальная сделка» . Смитсоновский институт . Проверено 9 ноября 2018 г.
  18. ^ Рагглс, Клайв Л.Н. (2005). Древняя астрономия: Энциклопедия космологии и мифов . АВС-КЛИО. п. 134. ИСБН  978-1-85109-477-6 .
  19. ^ Вейл, Габриель (2015). «Астрономия в Дрезденском кодексе». Справочник по археоастрономии и этноастрономии . стр. 695–708. Бибкод : 2015hae..book..695V . дои : 10.1007/978-1-4614-6141-8_65 . ISBN  978-1-4614-6140-1 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  20. ^ Барнхарт, Эдвин (осень 2005 г.). «Первые двадцать три страницы Дрезденского кодекса: страницы гадания» (PDF) : 1–145. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  21. ^ Эрнст Фёрстеманн, Комментарий к рукописи майя в Королевской публичной библиотеке Дрездена , Музей американской археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет, Том. IV, № 2, Кембридж, Массачусетс, 1902 г.
  22. ^ Джон Эрик Сидни Томпсон, Комментарий к Дрезденскому кодексу: Книга иероглифов майя , Мемуары Американского философского общества, 1972.
  23. ^ Бейер, Герман, 1933 г. Поправки к «змеиным числам» Дрезденского кодекса майя. Антропос (Св. Габриэль Мёдлинг в Вене) 28: стр. 1–7. 1943 Позиция длинного счета чисел Змеи. Учеб. 27-й Международный. Конг. Америки, Мексика, 1939 (Мексика) I: стр. 401–405.
  24. Грофе, Майкл Джон, 2007 Серия «Змеи»: Прецессия в Дрезденском кодексе Майя
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и Шерер и Трэкслер 2006, с. 127.
  26. ^ ФАМСИ.
  27. ^ Перейти обратно: а б Ногес и др. 2009, с. 20
  28. ^ Ногес и др. 2009, стр. 20–21.
  29. ^ Перейти обратно: а б Ногес и др. 2009, с. 21.
  30. ^ Город и др. 1999, стр. 877, 879.
  31. ^ Миллер 1999, с. 187.
  32. ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 129.
  33. ^ Коу 1999, с. 200. Сьюдад и др. 1999, с. 880.
  34. ^ См. «Парижский кодекс» в Marhenke (2003), [ нужна страница ] .
  35. ^ Коу (1992, стр. 101), Sharer & Traxler (2006, стр. 127)
  36. ^ Перейти обратно: а б Стюарт (1992, стр. 20)
  37. ^ Коу (1992, стр. 101)
  38. ^ «FAMSI — Кодексы майя — Кодекс Гролье» . www.famsi.org . Проверено 27 октября 2021 г.
  39. ^ «Кодекс Гролье | Литература майя» . Британская энциклопедия . 09.05.2016 . Проверено 27 октября 2021 г.
  40. ^ Блейкмор, Эрин (15 сентября 2016 г.). «Новый анализ показывает, что спорный «Кодекс Гролье» майя — реальная сделка» . Смитсоновский журнал . Проверено 27 октября 2021 г.
  41. ^ Бюллетень № 299 (2018). «INAH ратифицирует Кодекс майя Мексики, ранее называвшийся Гролье, как старейшую подлинную рукопись в Америке» (PDF) (Пресс-релиз) (на испанском языке). Мексика: INAH . Проверено 22 сентября 2018 г. {{cite press release}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  42. ^ Бонелло, Дебора (31 августа 2018 г.). «Мексиканские историки доказали подлинность украденного древнего текста майя» . Телеграф . Проверено 8 февраля 2019 г.
  43. ^ Тернер, редактор Эндрю Д., при участии Херардо Гутьерреса Мендосы, Бальтазара Брито Гвадаррамы и Хесуса Уильяма Кантуна Риверы. Кодекс майя Мексики: понимание древнейшей сохранившейся книги Америки. Лос-Анджелес: Исследовательский институт Гетти и Музей Дж. Пола Гетти, 2022.
  44. ^ Уайтинг 1998: 207–208.
  45. ^ Кнорозов Юрий Васильевич (декабрь 1962 г.). «Проблема расшифровки письменности майя» . Диоген . 10 (40): 122–128. дои : 10.1177/039219216201004007 . ISSN   0392-1921 .
  46. ^ Кнорозов Ю.В. (январь 1958 г.). «Проблема изучения иероглифической письменности майя» . Американская древность . 23 (3): 284–291. дои : 10.2307/276310 . ISSN   0002-7316 .
  47. ^ МакКук, Кэтлин (14 мая 2021 г.). «Юрий Кнорозов (советский) и расшифровка майя» . Апрель — электронным книгам: сохранение и уничтожение памяти . Получено 1 июля 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d55599b4147d2df619c814d46fb98f7c__1722267480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/7c/d55599b4147d2df619c814d46fb98f7c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maya codices - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)