Дрезденский кодекс

Дрезденский кодекс — это книга майя , которая считалась старейшей сохранившейся книгой, написанной в Америке и датируемой 11 или 12 веком. [1] Однако в сентябре 2018 года было доказано, что Кодекс майя Мексики , ранее известный как Кодекс Гролье, на самом деле старше примерно на столетие. [2] Кодекс , отсюда и был вновь обнаружен в городе Дрездене, Германия нынешнее название книги. Он находится в музее Саксонской государственной библиотеки . Кодекс содержит информацию, касающуюся астрономических и астрологических таблиц, религиозных ссылок, времен года, болезней и лекарств. Он также включает информацию о соединениях планет и лун. [3]
Книга серьезно пострадала от воды во время Второй мировой войны. Страницы сделаны из амате , высотой 20 см (7,9 дюйма) и могут быть сложены гармошкой ; Длина кодекса в разложенном виде составляет 3,7 метра (12 футов). Оно написано иероглифами майя и отсылает к оригинальному тексту, датированному тремя или четырьмя столетиями ранее, описывающему местную историю и астрономические таблицы . Как и все другие доиспанские книги из Мезоамерики, Дрезденский кодекс имеет форму разворота экрана. Страницы состоят из бумаги, сделанной из растертой внутренней коры дикого вида фикуса ( ху'ун у майя — слово, которое стало семантически эквивалентным слову «книга»). [4]
Описание
[ редактировать ]
Дрезденский кодекс содержит 78 страниц с декоративными обложками на лицевой и оборотной сторонах. [5] Большинство страниц имеют надписи с обеих сторон. [5] У них граница красной краски, [6] хотя многие утратили это обрамление из-за возрастного ухудшения. Страницы обычно разделены на три раздела; Студенты кодекса произвольно обозначили эти разделы a , b и c . [6] Некоторые страницы имеют всего два горизонтальных раздела, одна — четыре, а другая — пять. [6] Отдельные разделы со своей темой обычно разделяются красной вертикальной линией. Разделы обычно делятся на две-четыре колонки. [6]
Дрезденский кодекс — один из четырех иероглифических кодексов майя , переживших испанскую инквизицию в Новом Свете . [7] Три из них — Дрезденский, Мадридский и Парижский кодексы — названы в честь города, где они были в конечном итоге заново открыты. [7] [8] Четвертый — Кодекс Гролье , расположенный в клубе Гролье в Нью-Йорке. [9] Дрезденский кодекс хранится в Саксонской государственной и университетской библиотеке Дрездена (SLUB Dresden, Saxon State Library) в Дрездене, Германия. [10] [11] Все кодексы майя имеют страницы примерно одинакового размера: высоту около 20 сантиметров (7,9 дюйма) и ширину 10 сантиметров (3,9 дюйма). [8]
Рисунки и глифы были написаны искусными мастерами тонкими кистями и растительными красками. [12] Черный и красный были основными цветами, использованными на многих страницах. [13] Некоторые страницы имеют детальный фон в оттенках желтого, зеленого и синего цвета майя . [14] Кодекс был написан восемью разными писцами, каждый из которых имел свой собственный стиль письма, дизайн символов и тематику. [15]
История
[ редактировать ]
Дрезденский кодекс описан историком Дж. Эриком С. Томпсоном как сочинения коренных жителей полуострова Юкатан на юго-востоке Мексики . Это подтверждают историки майя Питер Дж. Шмидт, Мерседес де ла Гарса и Энрике Нальда. [16] Томпсон еще больше сужает вероятное происхождение Дрезденского кодекса до района Чичен-Ица , поскольку определенные графические символы в кодексе встречаются только на памятниках в этом месте. Он также утверждает, что астрономические таблицы подтверждают это место происхождения. Томпсон утверждает, что жители полуострова Юкатан, как известно, проводили такие исследования около 1200 года нашей эры. Томпсон также отмечает аналогичные керамические изделия в районе Чичен-Ицы, которые, как известно, исчезли в начале тринадцатого века. [17] Британский историк Клайв Рагглс , основываясь на анализе нескольких ученых, предполагает, что Дрезденский кодекс представляет собой копию и первоначально был написан между двенадцатым и четырнадцатым веками. [18] Томпсон сужает дату ближе к 1200–1250 годам. [19] Археолог майя Линтон Саттертуэйт полагает, что это было сделано не позднее 1345 года. [20]
Иоганн Кристиан Гетце (1692–1749), немецкий богослов и директор Королевской библиотеки в Дрездене , приобрел кодекс у частного владельца в Вене в 1739 году во время путешествия в Италию. [11] [17] [21] Томпсон предполагает, что кодекс был отправлен как дань уважения Карлу V, императору Священной Римской империи , Эрнаном Кортесом , губернатором Мексики, поскольку образцы местных письмен и другие предметы майя были отправлены королю в 1519 году, когда он жил в Вене. [11] [22] В конечном итоге кодекс был внесен в каталог Королевской библиотеки Дрездена в 1744 году, где он оставался относительно малоизвестным до начала двадцатого века. [23]
Александр фон Гумбольдт опубликовал страницы 47, 48 и 50–52 Дрезденского кодекса в своем атласе « Vues des Cordilleres et Monuments des Peuples Indigènes de l'Amérique» 1810 года , первом воспроизведении любой из его страниц. Первый экземпляр кодекса был опубликован лордом Кингсборо в его книге «Древности Мексики» 1831 года . В 1828 году Константин Самуэль Рафинеск определил, что эта книга принадлежит майя, основываясь на ее глифах, похожих на те, что были найдены в Паленке . [22] [24] Историк Сайрус Томас связал кодекс с 260-летним циклом («Ахау Катун») календаря майя и 365 днями в году. [24] [25] [26] [27] [28] Рагглс показывает, что в кодексе майя связали свой 260-дневный календарь с небесными телами, особенно с Венерой и Марсом . [29]
Кодекс сыграл ключевую роль в расшифровке иероглифов майя . [30] Дрезденский библиотекарь Эрнст Вильгельм Фёрстеманн опубликовал первое полное факсимиле в 1880 году. [31] Он расшифровал календарный раздел кодекса, включая использованные в нем цифры майя . [32] Фёрстеманн определил, что эти числа, наряду с божествами и названиями дней, относятся к календарю майя и календарю длинного счета майя . [33] В 1950-х годах Юрий Кнорозов использовал для расшифровки кодекса фонетический подход, основанный на алфавите Де Ланда , которому в 1980-х годах последовали другие ученые, которые провели дополнительную расшифровку на основе этой концепции. [34]
Пауль Шеллхас в 1897 и 1904 годах присваивал богам буквы определенным глифам, поскольку у них было несколько возможных названий. Например, Бог D может быть Хунаб Ку Ицам На среди нескольких других имен, а Бог А может быть Цизином (бог смерти) среди других. [35] Система Шеллхаса присвоения букв богам, представленным определенными глифами, как ни к чему не обязывающая система была принята более поздними исследователями кодексов майя. [36]
Дрезденский кодекс содержит точные астрономические таблицы, [37] которые признаны изучающими кодекс благодаря подробным таблицам Венеры и Луны . [38] Лунный ряд имеет интервалы, коррелирующие с затмениями, а таблицы Венеры коррелируют с движениями планеты Венера. [37] Кодекс также содержит астрологические таблицы и графики ритуалов. [18] [39] Религиозные ссылки показывают в цикле 260-дневного ритуального календаря важные королевские события майя. [40] Кодекс также включает информацию о традициях новогодней церемонии майя. [41] Бог дождя Чаак изображается 134 раза. [42]
Изображение
[ редактировать ]Ухудшение качества и нумерация страниц
[ редактировать ]


Итальянский художник и гравер Агостино Альо , начиная с 1826 года, стал первым, кто полностью переписал и проиллюстрировал кодекс для ирландского антиквара лорда Кингсборо , который опубликовал его в своих девяти томах «Древностей Мексики» в 1831–1848 годах. Кодекс был поврежден в результате обращения, солнечного света и влаги.
Он получил прямое повреждение от воды, которое имело значительные разрушительные последствия, поскольку хранилось в затопленном подвале во время бомбардировки Дрездена во время Второй мировой войны в феврале 1945 года. [31] Немецкий историк Г. Циммерман позже отметил, что повреждения были огромными на страницах 2, 4, 24, 28, 34, 38, 71 и 72. [6] Из-за этого некоторые детали изображений глифов были утеряны. Ущерб очевиден, если сравнить нынешний кодекс с копиями Кингсборо 1831–1848 годов и факсимильными изданиями Фёрстемана 1880 и 1892 годов. [43] [44]
Сегодняшние номера страниц были присвоены Альо, когда он первым переписал рукопись в 1825–1826 годах. Для этого он разделил первоначальный кодекс на две части, названные Кодекс А и Кодекс Б. Он упорядочил Кодекс А на лицевой стороне, а затем на обратной стороне, в том же порядке, что и в Кодексе Б.
Сегодня такие историки, как Гельмут Декерт и Фердинанд Андерс, понимают, что чтение кодекса должно охватывать всю лицевую сторону рукописи, а затем всю обратную сторону рукописи, то есть страницы 1–24, за которыми следуют 46–74 и 25–45. [45] Библиотекарь К. К. Фалькенштейн в 1836 году скорректировал взаимное расположение страниц по «эстетическим соображениям», в результате чего сегодня появились две части одинаковой длины. [46] При расшифровке кодекса библиотекарь Э. У. Фёрстеманн заметил ошибку в расположении страниц Аглио на листах 1/45 и 2/44, поэтому он правильно переназначил страницы 44 и 45 Аглио, чтобы они стали страницами 1 и 2. [47] Перестановка листов 6/40, 7/39 и 8/38 произошла из-за ошибки, когда листы были возвращены в защитный стеклянный шкаф после высыхания от повреждения водой в результате бомбардировки Дрездена в 1945 году. [48]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мюррей, Стюарт (2009). Библиотека: иллюстрированная история . Нью-Йорк: Skyhorse Publishing, Inc., с. 140. ИСБН 9781628733228 .
- ^ Ромеро, Лаура; Сааведра, Диана (24 сентября 2018 г.). «Кодекс майя Мексики, подлинный и древнейший » . Бюллетень УНАМ (на испанском языке). Архивировано из оригинала 26 января 2021 года . Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ Карраско, Давид (2001). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195108156 .
- ^ Грубе, Николай К. «Дрезден, Кодекс». Дэвид Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . : Издательство Оксфордского университета, 2001.
- ^ Jump up to: а б Лион 2011 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б с д и Томпсон 1972 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Рагглс 2005 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б Томпсон 1972 , с. 3.
- ^ Коу 1982 , с. 4.
- ^ Томпсон 1972 , стр. 3, 15, 16.
- ^ Томпсон 1972 , стр. 3, 15, 16, 122.
- ^ Томпсон 1972 , стр. 15, 122.
- ^ Томпсон 1972 , с. 3, 15.
- ^ Налда 1998 , с. 210.
- ^ Jump up to: а б Томпсон 1972 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Рагглс 2005 , с. 134.
- ^ Томпсон 1972 , стр. 15–16.
- ^ Томпсон 1972 , с. 15.
- ^ Лионс, 2011 , стр. 85–86.
- ^ Jump up to: а б Томпсон 1972 , с. 17.
- ^ Бауэр, Джессика (2016). «Письменное слово майя: история, противоречия и библиотечные связи» . Международный журнал книги . 14 (3): 18. doi : 10.18848/1447-9516/CGP/v14i03/15-25 . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Архитектура давным-давно» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. 12 июля 1896 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ Кин 2011 , с. 392.
- ^ Томас 1894 , с. 15.
- ^ Американский антрополог 1891 , с. 299.
- ^ Смитсоновский институт 1897 , с. 36.
- ^ Рагглс 2005 , с. 257.
- ^ «SLUB Дрезден: Дрезденский кодекс майя» . Архивировано из оригинала 4 января 2017 года.
- ^ Jump up to: а б Коу 1982 , с. 3.
- ^ Томпсон 1972 , стр. 71, 81, 85, 105.
- ^ Томпсон 1972 , стр. 21, 25, 62.
- ^ Гульотта, Гай (21 мая 2013 г.). «Новый инструмент для раскопок в тайнах культуры майя». Вашингтон Пост (стр. E5) . Вашингтон, округ Колумбия
. Советский лингвист Юрий Кнорозов обнаружил, что алфавит де Ланды на самом деле был фонетическим слоговым письмом.
- ^ Томпсон 1972 , с. 31.
- ^ Таубе 1992 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Томпсон 1972 , стр. 63–69.
- ^ Томпсон 1972 , стр. 62–71.
- ^ Томпсон 1972 , стр. 32–47.
- ^ Томпсон 1972 , с. 3,63,73.
- ^ Томпсон 1972 , с. 89–93.
- ^ Томпсон 1972 , с. 27.
- ^ Томпсон 1972 , стр. 18–19.
- ^ Фостер 2005 , с. 297.
- ^ Декерт 1989 , стр. 30–43.
- ^ Декерт 1989 , с. 7.
- ^ Декерт 1989 , стр. 32–33.
- ^ Декерт 1989 , с. 41.
Библиография
[ редактировать ]- Американский антрополог (1891). Американский антрополог . Американская антропологическая ассоциация.
- Коу, С.Д. (1982). Иероглифические кодексы майя . Институт мезоамериканских исследований, Государственный университет Нью-Йорка в Олбани.
- Декерт, Хельмут (1989). Дрезденская рукопись майя (на немецком языке). Академическая печать и издательская компания. ISBN 978-3-201-01478-6 .
- Фостер, Линн В. (2005). Справочник по жизни в мире древних майя . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-518363-4 .
- Грубе, Николай К. «Дрезден, Кодекс». Дэвид Каррако (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . : Издательство Оксфордского университета, 2001.
- Кин, АХ (9 июня 2011 г.). Мужчина: прошлое и настоящее . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-23410-8 .
- Лайонс, Мартин (2011). Книги: Живая история . Музей Дж. Пола Гетти. ISBN 978-1-60606-083-4 .
Она датируется одиннадцатым или двенадцатым веком, что делает ее самой ранней из сохранившихся книг Америки.
- Нальда, Энрике (1998). Майя . Риццоли. ISBN 978-0-8478-2129-7 .
- Рагглс, Клайв Л.Н. (2005). Древняя астрономия: Энциклопедия космологии и мифов . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-85109-477-6 .
- Шарер, Роберт Дж. (2006). Древние Майя . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-4817-9 .
- Смитсоновский институт (1897 г.). Годовой отчет Бюро американской этнологии секретарю Смитсоновского института . Типография правительства США.
- Таубе, Карл А. (1992). Главные боги Древнего Юкатана . Думбартон-Оукс. ISBN 978-0-88402-204-6 .
- Томас, Сайрус (1894). Год Майя . Типография правительства США. п. 15 .
- Томпсон, Джон Эрик Сидни (1972). Комментарий к Дрезденскому кодексу: книга иероглифов майя . Американское философское общество. ISBN 978-0-87169-093-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брикер, В.Р. (2007). Литературная преемственность перехода от иероглифического письма майя к алфавитному письму. Труды Американского философского общества, 151 (1), 27–42.
- Хьюстон, Стивен Д. (2001) - Расшифровка древней письменности майя , University of Oklahoma Press, ISBN 978-0-8061-3204-4
- Шелхас, Пол. Божественные фигуры рукописей майя: мифологический культурный образ Древней Америки . Дрезден, 1897 год.
- Ван Стоун, Марк (2008). « Это не конец света: что говорят нам древние майя о 2012 году ». Размещено в Интернете на веб-сайте Фонда развития мезоамериканских исследований.
- Вильякорта К., Хуан Антонио и Карлос А. Вильякорта. Кодексы Майя. Воспроизведено и разработано Дж. Антонио Вильякорта К. и Карлосом А. Вильякорта . Гватемала, 1930 год. Репродукция трех известных тогда кодексов в черно-белых рисунках.
- Факсимиле: Codex Dresdensis, Akademische Druck- u. Verlagsanstalt (ADEVA) Грац, 1975 г., Цветное факсимильное издание Maya-MS, находящееся в Sächsische Landesbibliothek, Дрезден. 78 стр. (74 с надписями), размер: 205 х 90 мм, общая длина 3,56 м, в складне лепорелло. В коробке с кожаным корешком. Комментарий: При участии Ф. Андерса и Х. Декерта; 93 стр. введение, 39 стр. с черно-белой репродукцией кодекса, 10 цветных листов. КОДИСЫ SELECTI, Vol. ЛИВ
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Дрезденским кодексом, на Викискладе?
- Полный кодекс (PDF с высоким разрешением)
- Факсимиле кодекса Фонда развития мезоамериканских исследований, Inc., с возможностью загрузки в формате PDF.
- Лунная серия Дрезденского кодекса и звездная астрономия
- Информация Дрезденской библиотеки о Кодексе, заархивированная 2 сентября 2017 г. в Wayback Machine.
- Сканы Дрезденской библиотеки, заархивированные 23 июня 2017 г. в Wayback Machine. Сканирование Дрезденского кодекса в высоком разрешении (сайт на немецком языке, ссылка в формате PDF справа).
- 3D-реконструкция и анимация Дрезденского кодекса в разных условиях