Jump to content

Испано-чаморро войны

Испано-чаморро войны
Дата 1670-1699
Расположение
Результат Испанская победа
Воюющие стороны
Габсбургская Испания
Происпанские чаморро
Антиколонистические чаморро
Командиры и лидеры
Диего Луис де Сан Виторес
(1670-1672) 
Дамиан де Эсплана
(1674-1676)
Антонио де Айхи
Франсиско де Иррисари
(1676-1679)
Хосе де Кирога и Лосада
(1679-1697)
Ура (1670–1672) Выполнено
Матапанг (1670-1680) ( ДОУ )
Агуалин (1676-1679)
Yura (1684)

Войны между Испанией и Чаморро , также известные как Войны Чаморро и Война между Испанией и Чаморро , относятся к волнениям конца семнадцатого века среди Чаморро Марианских островов в западной части Тихого океана против колониальных усилий Габсбургской Испании . Гнев по поводу прозелитизма со стороны первой постоянной миссии на Гуаме, которую возглавлял Диего Луис де Сан Виторес , а также ряд культурных недоразумений привели к росту волнений на Гуаме и осаде чаморро Хагатна президио , спровоцированной магалохи (вождем) Хурао. в 1670 году. Магалохи Матапанг убил Сан-Витореса в 1672 году, что привело к кампании испанские репрессивные поджоги деревень до 1676 года. Местный гнев по поводу нападений на деревни привел к новому открытому восстанию под руководством Агуалина и второй осаде Хагатны. Губернатор Хуан Антонио де Салас провел кампанию по борьбе с повстанцами , которая успешно создала систему сотрудничества, в которой гуамцы сдавали повстанцев и убийц и переселяли большую часть людей примерно из 180 деревень в семь городов. Эта политика известна как сокращение . К началу 1680-х годов Гуам был в значительной степени «сокращен» или умиротворен.

Имея в руках Гуам, испанцы стремились распространить контроль на Северные Марианские острова . Сначала была Рота , где испанские войска под предводительством Хосе де Кирога-и-Лосада провели быструю военную кампанию в 1680 году, за которой последовало расселение населения Рота на два города в 1682 году. Испанцев приветствовали на Тиниане, но они были вынуждены провести кампанию. на Сайпане против вооруженного сопротивления. После успешного разгрома мятежных деревень на Сайпане силы под командованием Кироги начали строительство форта, чтобы укрепить контроль над этим районом. Однако, поскольку большая часть испанских солдат находилась на севере, Гуам вспыхнул восстанием. Юла возглавил тайную атаку на президиум Хагатны 13 июля 1683 года, убив начальника миссии иезуитов, серьезно ранив губернатора Дамиана де Эсплану и убив четырех солдат, прежде чем они были отбиты. Затем более крупные силы враждебных чаморро вернулись, чтобы начать третью осаду Хагатны. Тем временем воины с Тиниана и Сайпана объединили силы, чтобы атаковать силы Кироги на Сайпане, которые были вынуждены укрыться в своем частично построенном форте. Кирога находился в осаде до ноября, когда ему удалось бежать и отплыть на Гуам, где он снял осаду Хагатны. Затем испанцы провели серию кампаний против сопротивляющихся деревень на Гуаме и казнили повстанцев, пока не был установлен новый мир.

Испанцы не пытались снова контролировать северные острова до 1694 года, когда Кирога захватил Сайпан, но столкнулся с укрепленной защитой населения Тиниана, укрывшегося на Агигуане . После победы в битве Кирога приказал переселить население Тиниана на Гуам. Хотя некоторые не подчинились и бежали на острова крайнего севера, Тиниан вскоре был опустошен. Заключительным этапом стала военная экспедиция 1698 года против восьми небольших островов на северной оконечности Марианских островов . Население было переселено на Гуам в 1699 году, завершив расселение мятежного населения и испанскую консолидацию Марианских островов.

Схема 1742 года: 40-футовый сакман , быстроходная парусная лодка с выносными опорами, использовавшаяся чаморро до Контакта для путешествий между островами.

Древние чаморро были организованы в расширенные семейные группы по материнской линии, разделенные на три иерархических класса. Морское мастерство чаморро и сакман , также известный как «летающий проа », произвели впечатление на первых испанских моряков, отправившихся на Марианские острова. В описании 1668 года сообщалось, что на Гуаме было около 180 автономных деревень с общим населением острова от 35 000 до 50 000 человек. [ 1 ] Существует очень мало археологических свидетельств войн среди древних чаморро. Хотя некоторые внутренние каменные постройки из латте располагались вдоль вершин хребтов, что позволяло легко обнаружить приближающихся воинов, неясно, были ли они размещены там для защиты или просто потому, что располагались вдоль пешеходных дорожек. В качестве оружия древние чаморро отдавали предпочтение пращам , а для ближнего боя — копьям с закаленными в огне или зазубренными наконечниками, сделанными из человеческой берцовой кости, которые часто вызывали инфекции у раненых. Доспехи состояли из циновок из пальмовых листьев , помещенных на голову и грудь обнаженного тела. Мальчики и юноши соревновались в состязаниях с пращой и копьем. В ранних европейских отчетах война чаморро описывается как крайне дезорганизованная, мелкомасштабная и вызванная незначительными спорами, такими как вырубка продовольственных деревьев. Сражения обычно длились до первой смерти, после чего семья убийцы предлагала панцирь черепахи или другие ценные предметы семье воина, который умер, чтобы восстановить мир. [ 2 ]

Деревня Хагатна расположена на подветренном центральном побережье Гуама.

Марианские острова были первыми островами в Тихом океане, которых достиг Фердинанд Магеллан в 1521 году, хотя только в 1565 году Мигель Лопес де Легаспи официально заявил о суверенитете Испании над Марианскими островами. [ 3 ] : 3  После визита Легаспи Гуам стал перевалочным пунктом для прибыльной торговли манильскими галеонами между Акапулько и Манилой , которые доставляли серебро из Новой Испании для торговли шелком и фарфором из Китая . Однако Гуам был незначительной частью обширной Испанской империи , и лишь немногие галеоны даже заходили в порт, поскольку они были довольны тем, что спустили свои паруса в море на время, достаточное для торговли водой и едой с чаморро, которые вышли на их сакмане . [ 4 ]

Постоянное испанское присутствие не было установлено до 15 июня 1668 года, когда отец Диего Луис де Сан Виторес высадился в деревне Хагатна , возглавив отряд из 31 человека, включая пять других миссионеров-иезуитов. Лишь немногие из испанских войск умели обращаться с привезенным ими огнестрельным оружием, поскольку Сан-Виторес был впечатлен мягкостью и миролюбием чаморро во время своего предыдущего визита. Он утверждал, что привлечение опытных солдат приведет к еще большему конфликту: «Опыт показал, что солдаты не довольствуются защитой проповедников, а совершают грабежи». [ 3 ] : 9  По прибытии местные вожди соревновались за то, чтобы миссия прибыла в их деревни. На следующий день вождь Хагатны Кепуха устроил пир, на котором испанцы подарили всем местным вождям железные обручи в обмен на еду. Миссионеры крестили 23 островитянина, в основном маленьких детей. [ 3 ] : 10  Миссия разместила свою штаб-квартиру в Хагатне, состоящую из группы построек, в том числе предшественника соборной базилики Дульсе Номбре де Мария . Сан-Виторес отказался разрешить строительство частокола или других укреплений, что противоречит евангелию мира миссии. [ 3 ] : 15  В январе 1669 года в Хагатне была освящена первая церковь из камня и известки, а затем открылась начальная школа для мальчиков, первое формальное образовательное учреждение, основанное в Тихоокеанском регионе. [ 3 ] : 17-18 

Через несколько дней после прибытия произошло первое столкновение, когда чаморро с копьем угрожал мексиканскому помощнику миссии, который пытался разрушить храм черепов предков по приказу священников. Хотя испанцы не утруждали себя записью религиозных верований чаморро, ученые предполагают, что их система верований была похожа на систему верований других островитян, поскольку она в основном основывалась на подношениях духу-защитнику-предку, чтобы получить от него помощь. Чаморро время от времени консультировался с маканами , которые считались умелыми посредниками с духами-хранителями. Религиозные цели испанцев не только разрушали святыни с черепами, но и явно подрывали авторитет макан , которых испанцы называли «колдунами». [ 3 ] : 24-25 

«Ядовитые воды»

[ редактировать ]
Южные острова архипелага Марианских островов. Расстояние между Гуамом и Сайпаном составляет около 135 миль (218 км).

Первым насилием против миссии было жестокое нападение на миссионера о. Моралес на Тиниане , который попал в засаду и получил ранение в ногу, когда шел крестить умирающего. Через пять дней двое мужчин, сопровождавших о. Моралесы были убиты, когда чаморро, перевозившие их на сакманах, внезапно напали на них с мачете. На Гуаме о. Луис де Медина был сильно избит во время посещения одной из отдаленных деревень на Гуаме. [ 3 ] : 19  Миссионеры обнаружили, что отдаленные деревни на Гуаме, которые ранее приветствовали их, загораживали пути кустарником, отказывались дать им традиционную приветственную еду в виде плодов хлебного дерева и даже встречали их вооруженными. [ 3 ] : 20 

Испанцы обвинили во враждебности слухи, распространенные китайским потерпевшим кораблекрушение по имени Чоко на Сайпане о том, что вода, которую миссионеры использовали для крещения, была отравлена. Эта история была правдоподобной для тех деревень, единственным контактом которых с миссионерами было крещение смертельно больных или новорожденных, у которых наблюдалась высокая смертность. В современных испанских отчетах говорится, что чаморро в районах, которые регулярно взаимодействовали с миссионерской группой, таких как Хагатна, похоже, не поверили этим историям. [ 3 ] : 19 

Это насилие заставило Сан-Витореса пересмотреть свое противодействие вооруженной силе. Он отправил письмо на Филиппины с просьбой предоставить еще 200 человек, на этот раз оснащенных оружием, а также попросил, чтобы заходящие манильские галеоны были готовы «вынести наказание и исправить любые несчастья, которые могут произойти». [ 3 ] : 21  В конце 1669 года Сан-Виторес привел дюжину вооруженных членов своей миссии, а также некоторых новообращенных чаморро на Тиниан, пытаясь остановить войну между двумя деревнями, которая угрожала дестабилизировать миссионерскую деятельность там. Когда одна из враждующих группировок внезапно атаковала группу миссии, трое из них были убиты небольшим артиллерийским орудием. Впервые испанские войска убили Чаморро напрямую. [ 4 ] [ 3 ] : 22 

В начале 1670 г. о. Медина и его катехизатор Иполито де ла Круз были убиты группой молодых людей на Сайпане, когда они готовились крестить больного ребенка. Затем, в июле 1671 года, мексиканский помощник миссии в Хагатне был убит, когда вышел за пределы деревни, чтобы нарубить дров для изготовления крестов. Испанцы арестовали подозреваемых в убийстве, случайно убив дворянина чаморро. Хотя испанцы намеревались провести справедливое судебное разбирательство, чаморро не поняли эту концепцию. Один историк пишет: «варвары были так сильно оскорблены справедливостью, которой они были чужды, что вели себя так, как будто они скорее предпочитали быть убитыми без суда, чем быть арестованными и допрошенными». [ 3 ] : 24 

Первая осада Хагатны (1670 г.)

[ редактировать ]

Возмущение по поводу суда в сочетании с гневом по поводу попыток разрушить родовые святыни и подорвать Маканас побудило жителей Хагатны к открытому сопротивлению. Хурао , житель деревни из высшей касты, начал сплачивать жителей деревни к открытому сопротивлению. [ 3 ] : 25  В ответ на угрозу испанцы наконец возвели деревянный частокол с двумя башнями. Вскоре им пришлось столкнуться примерно с 2000 мужчинами чаморро, хотя испанцы быстро захватили Хурао. В то время как военный руководитель миссии Хуан де Санта-Крус выступал за нападение, Сан-Виторес настаивал на том, чтобы успокоить нападавших подарками в виде еды и панциря черепахи. Осаждающие чаморро вели себя в основном согласно нормам ритуальной островной войны, характеризующейся церемониальными позами, демонстрацией физического мастерства и избеганием полномасштабного сражения, которое могло привести к тяжелым потерям. Через месяц сильный тайфун положил конец осаде, в результате чего жертв было больше, чем в битве. За время осады Чаморрос потерял пять человек. Это можно сравнить с восемью смертями чаморро в результате боевых действий, зарегистрированными испанцами за предыдущие три года, что указывает на то, что осада была аномально кровавой по стандартам традиционной войны чаморро. [ 3 ] : 26 

Через пять месяцев после снятия осады Сан-Виторес запросил дополнительные войска и удвоил свои миссионерские усилия на северных островах. Однако Сан-Виторес, похоже, считал, что простое присутствие дополнительных солдат обеспечит мир. Испанцы не предприняли никаких усилий, чтобы наказать или задержать виновных в нападениях на миссионеров или осаде Хагатны. [ 3 ] : 27  Выйдя из тюрьмы, Хурао начал путешествовать между деревнями, чтобы поощрять сопротивление колонистам. [ 3 ] : 29 

Смерть Сан-Витореса (1672 г.)

[ редактировать ]
Изображение убийства Диего Луиса де Сан Витореса в 1686 году Матапангом ( справа ) и Хурао (слева).

В марте 1672 года молодой мексиканский член миссии Диего Базан был убит в Чочого, деревне внутри страны, которая была центром антииспанского сопротивления. На следующий день два филиппинских катехизатора и сопровождавшие их испанские солдаты также попали в засаду и были убиты в Чокого. Несколько дней спустя Сан Виторес, который находился в южной деревне Нисичан и наблюдал за строительством церкви, начал возвращаться в Хагатну. По дороге он и его филиппинский катехизатор Педро Калунгсод остановились в деревне Тумон, чтобы найти помощника миссии, который сбежал, узнав о новом насилии. В Тумоне Сан-Виторес встретил Матапанга , местного старейшину, которого Сан-Виторес обратил в веру после того, как вылечил его от серьезной болезни, но с тех пор отвернулся от испанцев. Разъяренный предложением Сан-Витореса крестить свою дочь, Матапанг сказал, что Сан-Виторесу было бы лучше крестить череп предка в доме и прекратить убивать детей, и что, если иезуит не уйдет немедленно, он убьет Сан-Витореса. Когда Матапанг ушел за оружием и людьми, Сан Виторес вошел в дом и крестил девушку. Сан-Виторес и Калунгсод были схвачены разъяренным Матапангом и его товарищем. [ 3 ] : 29-30  по легенде Хурао. [ нужна ссылка ] Первым был убит Калунгсод, вскоре за ним последовал Сан Виторес, чей череп был расколот мечом, а сердце пронзено копьем. [ 3 ] : 30 

В ответ испанцы предприняли карательную атаку на Тумон, сожгли несколько домов и сакманов . Однако испанская колонна подверглась нападению с обоих флангов, когда она пробиралась через воды залива Тумон , потеряв трех солдат из-за отравленных копий. Было подсчитано два погибших чаморро. Месяц спустя Хурао был схвачен и казнен одним из испанских ополченцев. [ 3 ] : 30-31 

о. Франсиско Солано, иезуит, ставший главой миссии после смерти Сан-Витореса, продолжал примирительную политику, отчасти осознавая слабость миссии. Из 31 первоначального помощника миссии остался только 21 и всего 13 мушкетов. Солано был обеспокоен тем, что, если враждебные чаморро поймут, насколько неточными были мушкеты, они сокрушат миссию. Он запретил сотрудникам миссии посещать север Гуама, который стал опасно враждебным, и были даже опасения, что южные деревни отвернутся. Еще двое филиппинцев были убиты на Роте , острове к северу от Гуама, примерно через месяц. Затем Солано скончался от туберкулеза , всего через два месяца после смерти Сан Витореса. [ 3 ] : 31 

Испанские репрессии (1674-1676)

[ редактировать ]
Топографическая карта Гуама, характеризующаяся вулканическими холмами на юге и известняковым плато на севере.

После смуты 1672 года 1673 год был затишьем. Однако в феврале 1674 г. о. Франсиско Эскерра и пятеро из шести его товарищей были убиты во время прогулки из Уматака в Фууну, деревню недалеко от мыса Ороте . Испанские войска обратились в июне 1674 года, когда манильский галеон, посетивший остров, оставил после себя Дамиана де Эсплану, обученного военного офицера с 23-летним стажем военной службы в колониальном Чили , который первоначально направлялся на Филиппины. Эсплане сразу же было поручено командовать гарнизоном из 21 ополчения. [ 3 ] : 33 

В отличие от до него настоятелей-иезуитов, Эсплана считал, что «во благо христианской общины необходимо подать пример наказания, которое предостерегло бы варваров, которых мягкость только сделала смелее». В качестве первого примера Эсплана угрожала жителям Чочого, центра антииспанского сопротивления, если не предоставит свободный доступ персоналу миссии. Чаморро отказались, и Эсплана приказала начать ночную атаку с приказом убить всех, кто будет сопротивляться. Испанцы зафиксировали, что в ночной суматохе были убиты несколько мужчин, а также одна женщина. Две недели спустя испанцы напали на Чочого, сожгли его дома, уничтожили множество копий и убили двух чаморро. В ноябре 1674 года Эсплана возглавил экспедицию в Тумон, где жители деревни отказывались участвовать в каких-либо христианских программах. Обнаружив, что деревня пуста, он догнал убегающего сакмана , убив человека, убившего помощника миссии пару лет назад. Мертвеца он приказал расчленить и повесить между двумя столбами в качестве предупреждения другим сопротивляющимся чаморро. [ 3 ] : 35 

В январе 1675 года Эсплана атаковала север Гуама, сожгла сопротивляющиеся деревни Сидия и Ати. Один историк далее утверждает, что Эсплана «сбросила с крутого склона нескольких туземцев, которые пытались помешать ему пройти». Эсплана объединилась с союзными силами вождя Антонио Айхи, чтобы уничтожить Сагуа, жители деревни которого ранее убили одного из иезуитов. Эсплана продолжала двигаться на юг, сжигая деревни Наган и Хинка, которые были причастны к смерти еще одного иезуита. Чаморро попытались устроить засаду на испанцев, когда они приближались к Тачуху, недалеко от Меризо , но Эсплана убила одного чаморро, а затем схватила и казнила вождя Тачука в качестве предупреждения другим, кто может сопротивляться. Иезуиты хвалили своего нового военачальника, которого считали спасителем миссии. Помимо нового командующего, в 1675 году на Гуам прибыли еще 20 испанских солдат. [ 3 ] : 36 

В декабре 1675 года иезуит и двое мирских помощников миссии были убиты в Ритидиане после того, как отругали группу молодых людей, пытавшихся проникнуть в общежитие для девочек. Группа мужчин в Ритидиане сожгла все миссионерские здания в деревне, хотя испанцы отмечают, что старшие жители деревни не одобряли эти действия, но не смогли их остановить. В следующем месяце иезуит был убит в Упи человеком из племени чаморро, который обвинил его в мошенничестве в торговле. В ответ жители близлежащей деревни Тарраги, которые были близки к священнику, послали вооруженные силы, чтобы бросить вызов Упи на битву. Не встретив сопротивления, силы Тарраги сожгли дом убийцы и забрали тело священника для захоронения. Оба этих события на севере Гуама сопровождались личными оскорблениями или разногласиями, при этом зафиксированы разногласия среди самих чаморро. [ 3 ] : 37 

В июне 1676 года Франсиско де Иррисари прибыл на Гуам и стал первым человеком, принявшим титул губернатора Марианских островов , заменив Эсплану на посту военного командующего и миссию по гражданским делам, поскольку он официально оформил полную власть. Он также прибыл с еще четырнадцатью солдатами, в результате чего гарнизон насчитывал более 50 человек. Иррисари продолжил тактику Эспланы, совершив марш на Талисай, деревню вдали от Агата , и проведя дневную атаку, в результате которой погибли пять человек. Несколько недель спустя гарнизону пришлось подавить восстание в Ороте, которое было спровоцировано тем, что девочка чаморро, посещавшая миссионерскую школу и принявшая христианство, вышла замуж за одного из испанских ополченцев вопреки воле своего отца. Иррисари повесил отца девочки в наказание за подстрекательство и в целях безопасности привез новую пару обратно в Хагатню. [ 3 ] : 36-37 

Вторая осада Хагатны (1676–1677 гг.)

[ редактировать ]
Руины обнесенной стеной площади Испании в Хагатне, построенные в 2010 году, предшественником которых был президиум, защищающий часовню и миссионерские здания Сан-Витореса.

К этому времени нападения испанцев на деревни стали основной причиной недовольства антииспанских чаморро. В конце лета 1676 года Агуалин , слепой чаморро из высшей касты из Хагатны, начал путешествовать по Гуаму, чтобы сплотить сопротивление, как и Хурао за пять лет до него. Помимо старых историй об убийствах детей, Агуалин сказал, что испанцы настраивали детей против тех, кто сопротивлялся испанцам, и своим сопротивлением холостяцким домам «лишали родителей хорошей цены, которую они могли бы получить за услуги своих дочерей в этих домах. Вместо этого они стремятся выдать девочек замуж за своих помощников или солдат». [ 3 ] : 38  Агуалин также заявил, что миссия потребовала, чтобы чаморро посещали религиозные службы, когда они предпочитают работать, спрашивая: «Что может быть хуже, чем жизнь, которой мы вынуждены жить?» [ 3 ] : 38  [ 5 ]

Примерно в это же время Антонио Айхи стал известен как самый происпанский из вождей. Айхи обеспечил лояльность этой деревни, одновременно пытаясь запретить проезд антииспанским чаморро. Среди других происпанских вождей были Игнасио Хинети из Синаханы и Алонсо Соон из Агата , которые возглавляли батальоны в поддержку испанских нападений на враждебные деревни. К этому времени по крайней мере в четырех деревнях на Гуаме были миссионерские школы, ученики которых часто были очень лояльны к испанцам. Ополченцы также начали жениться на женщинах чаморро, что еще больше увеличило число чаморро, имеющих личные связи с миссией. [ 3 ] : 41 

В конце августа 1676 года сопротивление чаморро подожгло церковь и миссионерские помещения в Айраане. Отреагировали силы под предводительством Иррисари, оставив восемь солдат для защиты миссионеров в Ороте, прежде чем вернуться в Хагатну. Неделю спустя, когда пастор Ороте и солдаты отправлялись в Хагатну, на них напал большой отряд вооруженных людей. Внезапно появился местный житель по имени Череф и предложил увезти испанцев в безопасное место на своем сакмане . После того, как испанцы поднялись на борт, «Сакман» находился далеко от берега, Череф и его люди перевернули лодку и атаковали испанцев с копьями и дубинками. Этот инцидент повысит неуверенность в том, кому из чаморро можно доверять. [ 3 ] : 38 

В ответ испанцы укрепили стены президиума Хагатны, построили новые сторожевые посты и изменили планировку зданий для повышения безопасности. Антонио Айхи прибыл с отрядом для помощи в обороне, но испанцы посоветовали ему уйти, опасаясь последствий для своей деревни. В середине октября 1676 года Агуалин привел отряд в 1500 человек к президиу, который защищали 40 испанских ополченцев, вооруженных 18 мушкетами. Осада во многом повторяла форму первой осады: чаморро ритуально выстроились за пределами досягаемости мушкетов, чтобы насмехаться над своим противником. Испанцы периодически совершали вылазки, убивая одного или двух чаморро, прежде чем осаждающие силы бежали в холмы, только чтобы вернуться и возобновить осаду. Чаморро уничтожили кукурузное поле, которое кормило миссию, но испанцам удалось вырастить внутри частокола достаточно урожая, чтобы выжить. Защитники легко отражали вялые попытки штурма президио до января 1677 года, когда осаждающие силы чаморро распались и ушли. Агуалин ускользал от испанцев до 1679 года, когда его узнали при высадке Сакман и убит. [ 3 ] : 39-40  Во время осады Антонио Айхи и другие происпанские лидеры пытались доставить еду осажденной миссии. [ 3 ] : 41 

Испанское подавление (1678 г.)

[ редактировать ]

В июне 1678 года прибыл новый губернатор Хуан Антонио де Салас с тридцатью дополнительными солдатами и немедленно возобновил жестокое подавление сопротивляющихся деревень. Салас напал на деревни Апото и Тупалао, сжег их дотла, убил двоих и забрал двоих детей для зачисления в миссионерскую школу в Хагатне. Испанские войска встретили сопротивление в Фууне , убив неучтенное количество мужчин, а затем подожгли дома. Салас продолжил путь к Ороте и Сумаю , очагам антииспанского сопротивления, поджег оба, прежде чем отправиться в Талофофо и Пикпук . [ 3 ] : 42 

В ходе своей кампании испанцы сообщили населению, что Чаморро выдаст любого убийцу или повстанца, что любой, кто укрывает убийцу или повстанца, будет повешен. Если эти правила не будут соблюдаться, деревня будет подвергнута коллективному наказанию . Соблюдение этих новых правил будет вознаграждено особым признанием, титулами и значками власти, что было очень привлекательно для чаморро, поскольку в их традиционной культуре использовались аналогичные признаки статуса. Часто испанцы назначали кого-то капитаном деревенской полиции, давали ему деревянный посох и поощряли нового капитана замещать людей, которым он доверял, в качестве капралов, фактически создавая полицейские силы, отражающие испанскую военную структуру. Затем ожидалось, что эти деревенские силы помогут в подавлении восстаний в других деревнях. Иезуиты записали, что чаморро с готовностью приняли правила, потому что одни надеялись «снискать расположение испанцев, другие добиться прощения за свои преступления, и все они надеялись на награду». [ 3 ] : 42-43 

Эти новые стимулы вскоре привели к сдаче десятков разыскиваемых «преступников», иногда их убивали, прежде чем представить их головы в качестве доказательства. В январе 1679 года Игнасио Хинете убил в Тарраги трех человек, участвовавших в предыдущих беспорядках. Хинете уведомила Саласа, чтобы тот послал кого-нибудь забрать головы, чтобы их можно было насадить на стену президиума в качестве предупреждения остальным. Люди в деревнях вокруг Гуама представляли головы тех, кто убил священников, или передавали их испанцам для публичной казни. В апреле 1680 года жители Роты отправили тело Матапанга, где он прятался, в надежде избежать испанского наказания. Сопротивление чаморро было в значительной степени сломлено, а его остатки ушли в глубокое укрытие. [ 3 ] : 43-44 

Умиротворение Гуама (1680-1681)

[ редактировать ]
Женщины ухаживают за садом возле правительственного центра в Хагатне, 19 век.

В июне 1680 года некий иезуит писал, что на Гуаме «было тихо уже больше года», но что священникам необходим вооруженный эскорт для безопасности и обеспечения подчинения: «Миссия настолько зависит от оружия, что без него ничего нельзя сделать, потому что местные жители мало обращают внимания на отцов, когда они одни. Люди здесь реагируют только на страх». [ 3 ] : 45  В конце 1679 года два священника в сопровождении 40 испанских солдат и 40 вооруженных союзников чаморро покинули Хагатну, чтобы отправиться в деревни, которые не видели испанских гостей со времен военных действий 1676 года. Куда бы они ни пошли, испанцы сжигали дома молодых людей, уничтожали черепа. предков и копий, крещеных детей и избранных детей для посещения миссионерской школы в Хагатне. Многие деревни были покинуты жителями, опасавшимися, что колонна причинит еще большее возмездие, но в большинстве случаев их заманили обратно обещаниями безопасности. Испанцев приветствовали в таких городах, как Тарраги и Ритидиан. Некоторые деревни, такие как Ханум, отказались подчиниться, и в отместку испанцы сожгли несколько домов. [ 3 ] : 45-46 

Иезуиты были довольны происпанскими и прохристианскими изменениями в отношениях. В Ороте тело человека, повешенного за восстание, тащили маленькие дети, которые забрасывали труп камнями, крича: «Умри, собака, умри. Ты отказался быть христианином». [ 3 ] : 47  Большинство жителей острова посещали церковь и регулярно приносили детей для крещения и тела для захоронения, что было основным источником напряженности в 1670 году. Церковь в Хагатне была перенесена за пределы стен президио и построена для размещения 1000 прихожан. Кроме того, испанцам во многом удалось консолидировать население. Жителей семи сельских деревень недалеко от Хагатны убедили поселиться в пределах пары миль от гарнизона, создав районы Синахана, Анигуа и Санта-Крус (ныне часть Восточной Хагатны). Весь центр города был окружен стеной, сначала деревянной, но перестроенной из камня, с двумя воротами, выходящими на море и внутренние холмы. За пределами Хагатны испанская политика сокращения сконцентрировала чаморро в шести городах с населением около 1000 человек в каждом: Паго , Агат, Инараджан , Уматак, Инапсан и Мапупун. В каждом из этих городов была церковь, и они строились стройными рядами в направлении Испании. Тем не менее, испанцы сжигали дома за пределами этих деревень, чтобы препятствовать несанкционированному заселению, тем самым создавая система ланчу , которая стала типичной для общества чаморро, в котором люди жили в городах, но работали на отдаленных ранчо. [ 3 ] : 48-50  Концентрация населения в более крупных поселениях, по-видимому, ускорила распространение смертельных иностранных болезней: с 1680 по 1683 год на Гуаме и Роте было зарегистрировано 917 смертей по сравнению с примерно двадцатью смертями чаморро в результате боевых действий за тот же период. [ 3 ] : 80 

Салас неожиданно уехал в 1680 году, оставив командовать островом Хосе де Кирога-и-Лосада, младшего военного офицера. [ 6 ] К счастью, год прошел без особых происшествий, и в июне 1681 года прибыл Антонио де Саравиа. В отличие от своих предшественников, Саравиа был назначен губернатором королем Испании, поэтому Гуам больше не подчинялся власти Филиппин или Мексики. В качестве первого официального губернатора Саравиа назначил Антонио Айхи вице-губернатором колонии и дал ему титул maestre-de-campo , что примерно соответствует званию полковника. Затем Айхи убедил других крупных деревенских вождей принести присягу верности, данную Саравией 8 сентября 1681 года. Затем эти вожди были назначены представлять губернатора в регионах вокруг острова, а впоследствии им было поручено стать мэрами и другими должностными лицами для Испанская администрация. Саравиа построила новые дороги, обучила новым ремеслам и завела новый домашний скот, например, кур и крупный рогатый скот. [ 3 ] : 50 

Существенной проблемой испанцев было поведение гарнизона. С момента прибытия Эспланы солдаты начали действовать независимо от иезуитов. Между тем, новобранцы зачастую не были хорошо подготовлены и, в худшем случае, являлись преступниками, которым был предоставлен выбор: военная служба на Гуаме или тюрьма на Филиппинах. Хотя в 1680 году гарнизон увеличился до 115 человек, зарплату платили только 40 солдатам, а это означало, что каждый солдат получал треть ожидаемой зарплаты. Это привело к низкому моральному духу, попыткам найти деньги любыми возможными способами и общей недисциплинированности. Хотя иезуиты были благодарны за дополнительных солдат в начале боевых действий, их все больше ужасало поведение солдат. К 1680 году солдаты перешли от соблазнения девочек в миссионерской школе к насилию деревенских женщин. Один иезуит в 1680 году писал: «Кражи, совершаемые солдатами, Гнев чаморро на грабежи гарнизона с годами только рос. [ 3 ] : 53-56 

Рота умиротворена (1680-1682)

[ редактировать ]
Карта Марианских островов 1764 года

После умиротворения Гуама испанцы обратили свое внимание на контроль над северными островами. В конце 1680 года Кирога привел войска к Роте. Он захватил нескольких лидеров повстанцев, которые позже были казнены, и отправил домой до 150 беженцев с Гуама, бежавших от беспорядков. В апреле 1681 года повстанцы из Инапсана, сожгшие свою церковь и дом приходского священника, бежали в Роту. За ними последовал Кирога, который с помощью местных жителей загнал повстанцев в холмы, пока большинство из них не сдались. [ 3 ] : 57 

Затем испанцы приступили к сокращению Роты по образцу того, что уже было завершено на Гуаме. В марте 1682 года были построены церковь и приходской дом в Сосе (современный Сонгсонг ) , а затем второй город в Агусане. Население тогда было в основном сконцентрировано в этих двух городах. Однако сопротивление все еще существовало. Копье было брошено в дверь приходского дома Соса, а церковь в Агусане дважды в течение года поджигалась. Однако агусанский священник был уверен в своей победе: «Мертвые получают христианское погребение, а больных приносят в церковь для таинств на плечах родственников». [ 3 ] : 57-58 

Имея Роту под своим контролем, испанцы посмотрели дальше на север. В начале 1682 г. настоятель миссии о. Мануэль Солорсано отправился в путешествие на север в сопровождении военного эскорта. На Тиниане и Агигане Солорцано крестил 300 младенцев. Однако его группа чуть не попала в засаду на Сайпане и мало что добилась на острове, прежде чем была вынуждена повернуть обратно на Гуам из-за неблагоприятного ветра. Дважды в 1683 году Саравиа пытался возглавить миссии иезуитов на север, но две лодки, которыми пользовались испанцы, не смогли выдержать ненастную погоду. [ 3 ] : 58-59 

Последнее крупномасштабное сопротивление (1683 г.)

[ редактировать ]

Когда в ноябре 1683 года умер губернатор Саравиа, Дамиан де Эсплана, вернувшийся на Гуам всего несколькими месяцами ранее, вручил запечатанный приказ о назначении его следующим губернатором. Эсплана немедленно приказал Кироге на север, чтобы завоевать Тиниан и Сайпан. В марте 1684 года отряд Кироги из 76 испанских солдат и, по крайней мере, столько же союзников чаморро покинул Хагатну. Их приветствовали на Тиниане, но они встретили сильное сопротивление на Сайпане. Десятки сакманов помешали легкой посадке. Один или два сайпанских воина и испанский солдат были убиты, прежде чем вынудили местных чаморро бежать вглубь страны. Продвигаясь на север, испанцы сожгли меньшинство деревень, которые все еще сопротивлялись. Иезуит пишет, что один из участников сопротивления «был зарублен топором, а его тело повешено за ногу на дереве, чтобы внушать страх». Затем отряд пересек остров и двинулся на юг. Лишь деревня Арайао оказала значительное сопротивление, но их воины вскоре были разбиты, а испанцы захватили голову одного из вождей. Кампания закончилась, Кирога послал 25 солдат, чтобы заставить подчинить малонаселенные острова дальше на север, а сам начал строительство форта на Сайпане. [ 3 ] : 61-62 

Вид на юго-запад Сайпана с горы Тапочау
Юго-западный Сайпан от горы Тапочау . Тиниан слабо виден за проливом Сайпан.

Однако сокращение гарнизона в Хагатне соблазнило повстанцев, все еще находящихся на Гуаме. Вождь Юла (Юра) из Апургуана, недалеко от Тамунинга , сплотил других участников сопротивления, начиная с Ритидиана и Паго. Весть о восстании распространилась быстро. По счастливой случайности большинство деревенских священников направлялись в Хагатну на встречу и избежали участия в восстании. Исключением был жрец Ритидиана, который был убит по приказу вождя, разгневанного тем, что жрец настоял на том, чтобы его дочь вышла замуж в церкви. Однако многие чаморро на Гуаме встали на сторону испанцев. Повстанцы пытались убедить Игнасио Хинети присоединиться к ним, но он отказался. Мальчики, посещавшие миссионерскую школу, часто вставали на сторону священников и гарнизона. [ 3 ] : 62 

13 июля 1683 года Юла и еще около 40 человек спрятали оружие, проникнув в президио, притворяясь, что присутствуют на мессе. Они убили охранников, оставили умирать раненую Эсплану и убили двух священников-иезуитов. Нападавшие неоднократно нанесли ножевые ранения о. Солорзано, руководитель миссии, отрубил себе руку перед тем, как помощник миссии Чаморро, который встал на сторону Юлы, перерезал священнику горло ножом. Студенты-интернаты миссионерской школы убили ножами одного нападавшего. Всего четверо испанских солдат были убиты и 17 тяжело ранены, однако им удалось убить Юлу и прогнать повстанцев. [ 3 ] : 63 

Еще более крупные силы повстанцев вернулись через несколько дней, чтобы попытаться захватить президио, но были встречены защитниками, усиленными Игнасио Хинети и его союзниками Чаморро. Хинети убил нового лидера восстания, положив его голову на столб. [ 7 ] Однако нападавшим удалось сжечь церковь и дом приходского священника и угрожать разрушить стены. Иезуиты вооружились, чтобы защитить частокол, в конечном итоге вынудив нападавших отступить через Сакман , где они подстрекали чаморро как на Гуаме, так и на северных островах присоединиться к восстанию. Два иезуита, базирующиеся на Роте, были убиты: один, когда он приземлился на Тиниане, пытаясь предупредить Кирогу о восстании, а другой на Роте - от повстанцев, отплывших из Тиниана. [ 3 ] : 64 

На Сайпане Кирога не знал о восстании, пока семнадцать солдат, которых он оставил на Тиниане, не были убиты, а их лодки не сожжены. Объединенные силы воинов чаморро с Тиниана и Сайпана начали атаку, загнав силы Кироги в недостроенный форт. Сплотившись, его контратака заставила противника бежать. Однако вскоре повстанцы вернулись, неделями осаждали форт и совершили три решительные атаки, пытаясь прорвать испанские позиции. Кирога потерял в боях четырех солдат, а чаморро понесли «значительные потери». На данный момент испанские силы насчитывали 35 человек из первоначальных 75, которые начали свою кампанию. В конце концов Кироге удалось пробраться на берег и забрать сакманов обратно на Гуам в ноябре 1683 года. [ 3 ] : 64 

Третья осада Хагатны длилась четыре месяца, когда прибыл Кирога. В конце июля и августе шли ожесточенные бои, и по крайней мере пять филиппинских солдат, женившихся на женщинах чаморро, дезертировали. Раненый губернатор Испании стал нерешительным, и, вероятно, только благодаря поддержке происпанского ополчения чаморро гарнизон устоял против гораздо более крупных осаждающих сил. Однако у Кироги была устрашающая репутация, и повстанцы отказались от осады по его прибытии. В течение нескольких месяцев после этого Кирога преследовал повстанцев, сжигая новые деревни и казнив пленных, пока снова не был установлен истощенный мир. Последний всплеск насилия привел к потере около трети испанского гарнизона, от 45 до 50 человек, и, возможно, к 30 или 35 потерям среди повстанцев чаморро. [ 3 ] : 64-66 

Окончательное сокращение

[ редактировать ]

Эсплана стал жестоким параноиком после того, как его чуть не убили в 1684 году. Он приказал солдатам «стрелять на месте в любого вражеского островитянина», что привело к гибели «двух детей в возрасте восьми и девяти лет, двух больных женщин и немощного старика. " [ 3 ] : 67  Эсплана использовал свой офис как для приобретения молодых девушек для сексуальной эксплуатации, так и для того, чтобы положить прибыль от торговли галеонами в свой карман. В 1688 году, когда Эсплана внезапно уехал в Манилу, Кирога стал временным губернатором и наказал солдат, заставив их отказаться от «распущенной жизни, к которой они привыкли». [ 3 ] : 67-68  Возмущенные солдаты взбунтовались и бросили Кирогу в камеру. Только мольба начальника миссии иезуитов остановила планы гарнизона казнить Кирогу и добилась его освобождения. Эсплана вернулся в следующем году, хотя он в основном жил в Уматаке, работая над своими схемами доставки. [ 3 ] : 68 

В конце концов гарнизон уступил требованиям миссионеров завершить завоевание северных островов. В начале 1691 года Эсплана, Кирога и 80 солдат отплыли в Роту, где явно дрожащий губернатор призвал население к миру, прежде чем отдать приказ экспедиции вернуться на Гуам. Это убедило иезуитов в том, что Эсплана неспособна взять под контроль миссии остальную часть Марианских островов. Тем не менее, к 1689 году численность испанских войск увеличилась до 160, а миссия Марианских островов достигла максимума в двадцать иезуитов. Тем временем население чаморро на Гуаме продолжало страдать от болезней, занесенных из-за границы; в 1689 году население до Сан-Витореса, составлявшее от 35 000 до 50 000 человек, упало до уровня ниже 10 000 человек. [ 3 ] : 69-70 

Отвесные скалы Агигуана были препятствием для испанской экспедиции 1694 года.

Эсплана умерла в августе 1694 года, и Кирога использовал свое положение временного губернатора, чтобы окончательно завершить завоевание Марианских островов. В сентябре Кирога и 50 солдат отплыли в Роту, где преследовали жителей сопротивляющейся деревни в горы, пока они не сдались. Испанцы уничтожили свое оружие и переселили 26 сакманов на Гуам людей на сумму . В июле 1696 года Кирога и 80 солдат, включая отряд ополчения Чаморро, отплыли на Тиниан. Однако жители нашли убежище на внушительном горном острове Агигуан. Несколько испанских солдат были убиты камнями и копьями при попытке приблизиться, и Кирога отступил на Сайпан, ожидая, пока их 20 сакманов догонят ополчения Чаморро. На Сайпане Кирога встретил лишь символическое сопротивление, несколько дней преследуя сайпанских воинов. Однако он также сказал населению, что не будет мстить, если они позволят миссионерам работать на островах в будущем. [ 3 ] : 71 

Вернувшись на Тиниан со своими союзниками-чаморро, Кирога обнаружил, что все население отступило в Агигуан. Кирога сделал жителям Тиниана то же предложение, что и на Сайпане, но они не ответили. Затем в качестве предупреждения он сжег дома на Тиниане, но безрезультатно. Затем испанцы заблокировали Агигуан, чтобы беженцы не могли получить еду и воду, прежде чем, наконец, атаковать остров напрямую. Несколько защитников были убиты, а некоторые, ожидавшие казни, бросились со скал, но никто не оказал сопротивления, когда испанские войска достигли возвышенности. Несколько человек, причастных к убийству священника, были казнены. Кирога заявил, что все жители Тиниана должны переехать на Гуам. Некоторые жители Тиниана бежали на северные острова, спасаясь от испанского контроля, но никто не осмелился остаться на Тиниане, и вскоре остров был заброшен. [ 3 ] : 73 

Более 300 из 2000 человек, проживавших на Гани, восьми небольших островах на вершине цепи Марианских островов, были переселены на Сайпан. Когда иезуитский пастор Сайпана понял, что жители Гани начали тайком возвращаться на свои родные острова, он призвал нового губернатора Гуама Хосе Мадрасо завершить покорение севера. В сентябре 1698 года 12 испанских солдат и флот из 112 сакманов чаморро отплыли в Гани. В ужасе от численности войск жители Гани согласились делать все, что пожелают испанцы. 1900 жителей Гани были переселены, некоторые временно на Сайпан, перед окончательным заселением южного Гуама в 1699 году. Завершение этого процесса стало заключительной фазой насилия и расселения деревень, начавшегося 29 лет назад. [ 3 ] : 73-74 

  1. ^ «Война в Тихоокеанском национальном историческом парке: административная история - Глава 1: До контакта с Европой» . Служба национальных парков . 8 мая 2005 г. Проверено 22 июня 2020 г.
  2. ^ Диксон, Бойд (16 декабря 2019 г.). «Древняя война Чамору» . Гуампедия . Проверено 19 июня 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть Хезель, Фрэнсис X. (2015). Когда сталкиваются культуры: возвращаясь к «войнам между Испанией и Чаморро» . Центр региональных исследований Ричарда Ф. Тайтано, Университет Гуама. ISBN  978-1-935198-04-8 . Проверено 19 июня 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Война в Тихоокеанском национальном историческом парке: административная история - Глава 2: Посетители издалека» . Служба национальных парков . Июль 2004 года . Проверено 19 июня 2020 г.
  5. ^ Леон Герреро, Виктория-Лола; Кината, Николас Ямасита (16 октября 2019 г.). «Агуалин» . Гуампедия . Проверено 19 июня 2020 г.
  6. ^ Гетцфридт, Николас (13 октября 2019 г.). «Хосе де Кирога и Лосада» . Гуампедия . Проверено 19 июня 2020 г.
  7. ^ Леон Герреро, Виктория-Лола; Квината, Николас Ямашита (8 октября 2020 г.). «Хинети» . Гуампедия . Проверено 28 февраля 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f26e9cadf660496d2d8e8fbe9c1782eb__1715817840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/eb/f26e9cadf660496d2d8e8fbe9c1782eb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spanish–Chamorro Wars - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)